Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы сотрудничества и взаимодействия органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ по обеспечению экономической безопасности'

Проблемы и перспективы сотрудничества и взаимодействия органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ по обеспечению экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
234
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ECONOMIC SAFETY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КРИМИНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВА-УЧАСТНИКИ СНГ / INTERACTION / TAX (FINANCIAL) INVESTIGATIONS / THE STATES-PARTICIPANTS CIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бадаев А. Г.

В статье рассмотрены вопросы взаимодействия органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ по обеспечению экономической безопасности. В работе проанализированы аспекты совместных действий по обеспечению экономической безопасности, а также предложена адекватная сложившейся криминологической ситуации стратегия, тактика и основные направления противодействия угрозам, которые несет в себе экономическая преступность содружеству государств на постсоветском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бадаев А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of cooperation and coordination of tax (financial) investigation States - CIS Member States to ensure economic security

The article considers questions of interaction of bodies of tax (financial) investigations of the states-participants CIS in the sphere of maintenance of economic safety. In his work the author has analyzed aspects of joint actions in the sphere of maintenance of economic safety, and also he has offered adequate strategy to developed criminological situation, tactics and the basic directions of counteraction to threats of economic criminality which are for commonwealth of the states-participants CIS.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы сотрудничества и взаимодействия органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ по обеспечению экономической безопасности»

Проблемы и перспективы сотрудничества

и взаимодействия органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ по обеспечению экономической безопасности

Бадаев А.Г.*

The article considers questions of interaction of bodies of tax (financial) investigations of the states-participants CIS in the sphere of maintenance of economic safety. In his work the author has analyzed aspects ofjoint actions in the sphere of maintenance of economic safety, and also he has offered adequate strategy to developed criminological situation, tactics and the basic directions of counteraction to threats of economic criminality which are for commonwealth of the states-participants CIS.

ю

01 Z

О

о сч

о о о

CL

ce

CQ s

H

о о z о я с о m ф VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

В настоящее время государства — участники СНГ уже договорились о принципах и методах, направлениях и параметрах совместного взаимодействия. В основном создана модельная законодательная база, разработана Концепция экономического интеграционного развития СНГ, ведется поиск альтернативных путей интеграции внутри и вне Содружества, когда страны СНГ вступают в новую фазу интеграционного процесса. Конечная цель экономической интеграции заключается в повышении эффективности экономики, усилении действенности результатов экономического сотрудничества, совместной внешнеэкономической деятельности.

Необходимо отметить, что сложившаяся экономическая ситуация в России и других странах СНГ все в большей степени криминализуется. Это относится и к внешнеэкономической деятельности в рамках СНГ. Поэтому выявление направлений сотрудничества в области налоговых преступлений становится одним из важных направлений в решении проблемы развития экономической интеграции.

Национальные системы обеспечения безопасности в налоговой и финансовой сфере стран СНГ находятся в стадии становления, в своем формировании имеют отличия от процессов создания аналогичных систем в индустриально развитых странах, где эти процессы имели эволюционный характер.

В России с 1992 г. по настоящее время формирование федеральных органов налоговых расследований проходит административными методами на основе принятия соответствующих федеральных законов, указов Президента и Правительства Российской Федерации, что обусловлено высокой степенью криминализации экономики, и, прежде всего, ее финансовой сферы. Аналогичный характер имеет и становление органов налоговых расследований в других странах СНГ, где за основу формирования правовой и нормативной базы функционирования соответствующих служб принята правовая и законодательная база России.

В настоящее время в государствах — участниках СНГ органы налоговых (финансовых) расследований имеют различную подчиненность и функции. В Азербайджанской Республике функции налоговых расследований выполняет Министерство по налогам, в Республике Армения — Министерство по государственным доходам, в Республике Беларусь — Государственный комитет финансовых расследований, в Грузии — Министерство налоговых поступлений, в Республике Казахстан — Агентство республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция), в Республике Кыргызстан — Управление налоговой полиции Государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов, в Молдове — Главная Государственная налоговая инспек-

Старший научный сотрудник отдела планирования и координации научно-исследовательской и учебно-методической работы АЭБ МВД России, кандидат экономических наук.

ция при Министерстве финансов, в Республике Таджикистан — Главное управление налоговой полиции Налогового контроля при Правительстве, в Туркменистане — Главная государственная налоговая служба, в Узбекистане — Государственный налоговой комитет, в Украине — Налоговая милиция Государственной налоговой администрации.

Анализ показал, что формирование базы национального законодательства государств — участников СНГ в области налоговых (финансовых) расследований в определенной степени связано с тремя основными факторами.

Первый фактор определяется степенью развития экономического состояния страны, способностью обеспечения безопасности как принципа жизни, первосте-пенностью значения и направленностью экономики. В этом случае приоритетный характер имеют превентивные меры как национального, так и межгосударственного характера.

Второй фактор связан с негативным прошлым опытом, что создало угрозу безопасности страны и необходимость государственного регулирования на законодательной основе сферы правонарушений.

Третий фактор определяется значительным числом преступлений, связанных с нарушениями налогообложения, отмыванием «грязных» денег, с уводом капитала за пределы страны, с другими преступлениями, создающими экономическую угрозу государственной финансовой системе.

Современный период сотрудничества в рамках СНГ характеризуется взаимодействием по многим направлениям внешнеэкономической деятельности, о чем свидетельствуют принятые правовые документы, такие, как Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г., Соглашение о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт от 15 апреля 1994 г., Соглашение об обмене информацией в области внешнеэкономической деятельности от 24 сентября 1993 г., Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики от 12 апреля 1996 г., Соглашение между государствами — участниками СНГ о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере от 4 июня 1999 г. и др.

МВД России осуществляет взаимодействие с правоохранительными и нало-

говыми органами СНГ на основе многосторонних и двусторонних соглашений, договоров.

Формы сотрудничества различны, в основном, следующие:

> обмен информацией о нарушениях налогового законодательства юридическими и физическими лицами; взаимодействие по вопросам проведения мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений налогового законодательства;

> представление соответствующим образом заверенных копий документов, связанных с налогообложением юридических и физических лиц;

> обмен информацией о национальных налоговых системах, об изменениях и дополнениях налогового законодательства, а также методическими рекомендациями по организации борьбы с нарушениями налогового законодательства;

> обмен опытом по созданию и обеспечению функционирования информационных систем, используемых в борьбе с нарушениями налогового законодательства; осуществление координации деятельности по вопросам, возникающим в процессе сотрудничества, включая создание рабочих групп;

> обмен представителями и обучение кадров; проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам борьбы с нарушениями налогового законодательства. Правовой основой сотрудничества в

области налоговых расследований СНГ являются Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993г., другие международные правовые документы. Необходимо отметить, что 17-19 октября 1995 г. в г. Минске состоялось межведомственное совещание по проблемам координации усилий правоохранительных органов государств — участников СНГ в борьбе с преступностью с участием Департамента налоговой полиции России, на котором были заложены основы взаимодействия в сфере обеспечения экономической безопасности.

В последующем (20 июня 2000 г.) создается Координационный Совет руководителей органов налоговых расследований государств — участников СНГ (КСОНР), деятельность которого ориен-

ю 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ю

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

тирована на координацию работы правоохранительных и налоговых органов стран СНГ в области борьбы с нарушениями налогового законодательства.

На заседании КСОНР в Республике Казахстан 29 мая 2001 г. были рассмотрены вопросы сотрудничества компетентных ведомств, координации деятельности оперативных и следственных подразделений в области обмена информацией и при исполнении международных следственных поручений.

Кроме того, обсуждались перспективы образования Объединенного банка данных органов налоговых и финансовых расследований.

Не менее важная роль уделялась нормативно-правовому обеспечению сотрудничества органов налоговых (финансовых) расследований при проведении оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности по выявлению и пресечению экономических правонарушений и преступлений. Работа КСОНР связана также с определением основных направлений взаимодействия в области информационно-пропагандистского обеспечения работы органов налоговых и финансовых расследований.

На заседании КСОНР 6 декабря 2001 г. были согласованы рекомендации по организации международной переписки в рамках оперативно-информационного обмена с органами налоговых (финансовых) расследований, рекомендации по подготовке и исполнению международных следственных поручений, другие вопросы, связанные с международным сотрудничеством.

В рекомендациях предусмотрено проводить информационный обмен между государствами-участниками СНГ через посредство центральных аппаратов органов налоговых (финансовых) расследований. Территориальные подразделения могут устанавливать контакты с компетентными органами только в рамках существующих международных соглашений и на основе ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих подобные действия.

Несмотря на проделанную работу в области усиления сотрудничества органов налоговых (финансовых) расследований государств — участников СНГ, многие вопросы еще остаются открытыми.

На первом этапе сотрудничества в области борьбы с налоговыми и финансовыми преступлениями и правонарушени-

ями особое место должно уделяться работе постоянных комиссий Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований стран СНГ. В их ведении находятся координация совместной деятельности, рассмотрение вопросов сотрудничества, выработка предложений по повышению эффективности и координации взаимодействия органов налоговых расследований. Решения комиссий имеют рекомендательный характер и направлены на согласование действий при проведении оперативно-розыскных и других мероприятий. Важное место в работе комиссий отводится разработке предложений по гармонизации национальных законодательств государств — участников СНГ, развитию договорно-правовой базы международного сотрудничества в области борьбы с налоговыми и финансовыми преступлениями и правонарушениями. Комиссии также организуют обмен опытом по проведению оперативно-розыскных мероприятий и действий, применение новых форм и методов выявления, предупреждения, пресечения и расследования налоговых и финансовых преступлений.

Работа комиссий осуществляется в форме заседаний, которые проводятся на регулярной основе не реже двух раз в год. Такая форма координации совместной деятельности имеет консультативный характер и приемлема только на первых этапах объединения усилий в борьбе с экономическими преступлениями в странах СНГ.

Для обеспечения высокого уровня проработки принимаемых решений и документов на заседаниях Совета и координации деятельности при подготовке материалов к заседаниям Совета организуются рабочие группы экспертов.

Перспективным в развитии сотрудничества органов налоговых (финансовых) расследований должно стать создание совместных информационно-аналитических центров по различным направлениям оперативно-следственной работы.

Оперативная работа, связанная с совместной деятельностью при выявлении, предупреждении, пресечении и расследовании налоговых и финансовых преступлений потребует организации соответствующих структур, обеспечивающих своевременность проведения операций.

В современных условиях глобализации мировой экономики, формирования

региональных межстрановых объединений интеграционного характера на функционирование органов по борьбе с экономическими преступлениями России и других государств — участников СНГ оказывают воздействие факторы международного сотрудничества, работа других региональных организаций и союзов. В настоящее время сформировались такие объединения, как Союз России и Беларуси, Центрально-азиатского экономического сотрудничества. В этих условиях интеграционные процессы оказывают воздействие и на формы и способы взаимодействия органов налоговой полиции.

Целесообразно повысить научный и информационно-аналитический уровень деятельности правоохранительных органов государств — участников СНГ в целях совместного решения задач обеспечения экономической безопасности. Это позволит более обоснованно и с наименьшими рисками проводить расследования в налоговой и финансовой сфере, своевременно выявлять факты легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем.

В то же время, оперативная обстановка в сфере компетенции органов налоговых (финансовых) расследований постоянно ухудшается и требует своего улучшения.

На территории стран СНГ активно действуют организованные преступные группировки, стремящиеся контролировать финансовые потоки отдельных фирм, предприятий, отраслей, сфер деятельности, имеются коммерческие структуры, ориентированные на криминализацию экономики. Расширяются объемы вывоза капиталов, «отмывания» финансовых средств, невозврата валютной выручки, другие экономические правонарушения. Торгово-экономические отношения стран СНГ все в большей степени приобретают криминальный характер.

Все это вызвало необходимость установления постоянных контактов, прежде всего, по стратегическим направлениям борьбы с экономической преступностью.

Целесообразно выработать и реализовать согласованную политику обеспечения экономической безопасности стран СНГ, особенно в сфере внешнеэкономической деятельности государств — участников СНГ.

В основу концептуальных положений такой политики целесообразно зало-

жить принципы не только пресечение налоговых (финансовых) преступлений, но и принципы их предупреждения, анализа, прогноза экономического риска, криминальных угроз.

В основу концепции необходимо также принять принципы совместного использования сил и средств органов налоговых (финансовых) расследований на основных направлениях их деятельности, организацию совместных информационных и аналитических центров, подготовку и реализацию межгосударственных научных и образовательных программ.

В основу согласованной политики обеспечения экономической безопасности должны быть приняты положения совершенствования нормативно-правовых документов, обеспечивающих взаимодействие органов налоговых (финансовых) расследований стран СНГ по основным направлениям совместной деятельности, которая не только способствует предупреждению и пресечению экономических преступлений, по и созданию условий для совместного бизнеса.

При этом обеспечение экономической безопасности стран СНГ осуществляется сочетанием правовых, организационных и экономических мер по предоставлению свобод при одновременном усилении ответственности за налоговые (финансовые) и другие экономические преступления.

Работа Координационного совета изменяет свои формы и методы. Она перемещается от протокольных мероприятий и консультаций на организацию совместных действий по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию налоговых и иных преступлений в сфере экономики. Особое место в этой работе отводится взаимодействию в оперативно-розыскной деятельности.

В настоящее время ДЭБ МВД России наиболее тесно сотрудничает с Главным управлением налоговой милиции Украины, Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля Белоруссии, Агентством республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция).

Однако еще не полно используются возможности проведения крупных совместных и параллельно правоохранительных операций, в частности, по выявлению и пресечению незаконного возврата НДС, псевдоэкспорта, незаконного вы-

ю 01

г •

о

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ю

Ol

Z

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

воза капитала, преступлений и нарушений в деятельности транснациональных корпораций и т.д. Взаимодействие должно осуществляться в целях пресечения преступлений, представляющих особую угрозу для экономической безопасности стран Содружества.

Целесообразно также провести мероприятия и принять правовые документы по улучшению деятельности комиссии Координационного совета по сотрудничеству в области оперативно-розыскной деятельности, главной задачей которой является координация совместной деятельности оперативных подразделений органов налоговых (финансовых) расследований. Это, прежде всего, проведение совместных и скоординированных операций, розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, обмен оперативно-значимой информацией, методическими и иными материалами.

Особое внимание Комиссия должна уделить вопросам организации и проведения крупных международных операций в рамках СНГ в наиболее криминогенных отраслях экономики.

Предлагается создать систему взаимного информирования о заключенных контрактах по линии внешнеэкономических связей, прежде всего по направлениям, представляющим наибольший интерес для ведомств, связанных с обеспечением экономической безопасности, где достаточно подробно был бы регламентирован порядок направления запросов, сообщений и ответов по линии Координационного совета, организация их обработки и исполнения.

Все большее значение приобретают вопросы технологии информационного обмена, повышение его оперативности. Именно поэтому создана специальная Комиссия Координационного совета по вопросам обмена информационными ресурсами.

Весьма важный вопрос для всех органов налоговых (финансовых) расследова-

ний стран СНГ — освоение компьютерных методов работы и использование их в практике расследования преступлений, современных коммуникативных технологий. Комиссии следует вплотную заняться изучением возможностей и регламента использования электронной почты в системе Интернет, создания электронных каталогов и т.д.

Возникла необходимость создания Объединенного банка данных, подготовки предложений по его созданию, где должны найти место мероприятия по созданию информационной базы для обеспечения взаимодействия органов налоговых (финансовых) расследований стран СНГ на новой основе. Целесообразно подготовить концепцию информационного сотрудничества органов налоговых (финансовых) расследований, учредить в этих целях Совет руководителей уполномоченных подразделений и Технический комитет.

Органы налоговых (финансовых) расследований во всех без исключения странах СНГ — относительно новые государственные институты. Старейшим из них нет и 10-ти лет. В связи с этим особое значение следует придавать сотрудничеству в сфере обмена методическими и практическими наработками, изучения и применения опыта других стран, подготовки кадров и т.д. В этом направлении действует Комиссия Координационного совета по сотрудничеству в области подготовки кадров. На первом этапе такого сотрудничества возможны совместные семинары, организация взаимных стажировок руководящего и оперативного состава, проведение совместных рабочих совещаний. В последующем возникнет необходимость в подготовке и издании информационных бюллетеней Координационного совета. Подобные соглашения, заключенные ведомствами на двусторонней основе, могли бы значительно активизировать сотрудничество в этой области и упростить его организацию.

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.