Научная статья на тему 'Зональный контроль как форма анализа и проверки оперативнослужебной деятельности органов внутренних дел'

Зональный контроль как форма анализа и проверки оперативнослужебной деятельности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6400
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корнеев Вадим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зональный контроль как форма анализа и проверки оперативнослужебной деятельности органов внутренних дел»

Корнеев Вадим Владимирович

заместитель начальника Краснодарского университета МВД России

по заочному обучению

Зональный контроль как форма анализа и проверки оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел

П

резидент России Д.А. Медведев на очередном совещании с работниками правоохранительных органов и силовых структур отмечал, что радикальные перемены в мире потребовали не только от политиков изменить методы и стиль работы с учетом новых факторов, определяющих нынешнюю обстановку. Дмитрий Анатольевич отметил, что «...они предъявляют новые требования и ставят новые серьезные задачи по скорейшему обеспечению безопасности нашей страны и перед работниками правоохранительных органов и силовых структур». Он продолжал, что ускорение темпов социально-экономического развития, создание благоприятных условий для улучшения жизни населения требуют мобилизации общественных и политических сил на более эффективную борьбу с преступностью и коррупцией, терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, укрепления законности, правопорядка, иными словами обеспечения верховенства закона и безопасности граждан.

В этих условиях приоритетной задачей органов внутренних дел республики становится обеспечение четкого и гибкого управления, поиска и внедрения прогрессивных форм и методов руководства подчиненными органами и подразделениями. Особое значение приобретает задача укрепления в органах внутренних дел исполнительской дисциплины и повышения действенности контроля исполнения принятых управленческих решений. Исполнению названной задачи может способствовать разработанная и внедренная в практику управленческой деятельности аппара-

тов МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ МВД России система зонального анализа и проверки (контроля) оперативно-служебной деятельности городских и районных органов внутренних дел.

Но прежде, чем рассматривать данный вопрос, поясним свою позицию в отношении общих проблем контрольной деятельности в органах внутренних дел. В толковом словаре иноязычных слов «контроль» (contre - против + role - список) - проверка, а также наблюдение с целью проверки1. В словаре русского языка С.И. Ожегова к термину «контроль» добавляется новое значение - это проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки2. В словаре-справочнике по социальному управлению контроль определяется как проверка; наблюдение с целью исполнения законов, постановлений, управленческих решений и т.п3. Таким образом, можно сделать вывод, что контроль как функция управления представляет собой деятельность по наблюдению за функционированием системы, проверке ее соответствия заданным требованиям и выявлению отклонений.

Анализ специальной литературы в области административного права, социологии, философии, юриспруденции, управления свидетельствует о том, что в литературе существует достаточно большое число точек зрения в определении контроля. Такие, например, как «метод государственного руководства, метод управления, формы обратной связи». Контроль также рассматривается в контексте понятия «организация». Здесь он служит для наблюдения за работой основного механизма решения проблем и механизма согласования, для анализа проблем, поиска решений и пе-

1 Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо, 2007. С. 392.

2 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /4-е изд., дополненное. М.: Азбуковик, 1997. С. 292.

3 Социальное управление. Словарь. М., 1994. С. 74.

127

рестройке работы в соответствии с программой1. Авторы определяют контроль как стадию управленческого процесса2, фактор, форму3, деятельность, систему, условие4, канал обратной связи5, регулятор, гарант, явление, институт, метод, правомочие, атрибут и т.д6.

Специалисты отмечают, что значимость контроля в том, что он выступает средством обратной связи объекта с субъектом управления, наличие которой является одним из обязательных условий управляемости систем7. Контроль позволяет определить степень соответствия запланированного управленческого варианта предполагаемой работы с уже проделанной, дает возможность оценить качество реализации принятого управленческого решения и определить пути повышения эффективности аналогичной работы в будущем8. В процессе контроля осуществляется проверка правильности и своевременности выполнения управленческих решений; соответствия процесса функционирования организации существующим законам, подзаконным нормативным актам, принципам управления; правильности подбора и расстановки кадров. С помощью контроля можно также предупреждать возможные сбои в работе, выявлять передовой опыт9.

Суммируя сказанное, за основу характеристики такой категории как «контроль» возьмем определение, сформулированное В.Г. Афанасьевым, в силу того, что оно достаточно простое и своим смысловым содержанием охватывает сущность понятия: контроль рассматривается «как наблюдение и проверка соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям для выявления результатов воздействия субъекта на объект, отклонений от требований управленческих решений (законов, планов, стандартов, правил, приказов и т.д.), принятых

принципов организации и регулирования»10.

В.Д. Граждан, развивая формулировку, отмечает, что с помощью управленческого контроля осуществляется наблюдение за процессом выполнения решения, выявляются результаты воздействия субъекта. Он проводит мысль о том, что, выступая средством обратной связи, управленческий контроль дает управляющей подсистеме необходимую информацию о фактах запланированного или отклоняющегося поведения управляемой подсистемы. Выявляя отклонения и их причины, контроль определяет необходимые пути корректировки дальнейшей управленческой деятельности, способствует выработке различных форм ее оптимизации11.

В настоящее время в органах внутренних дел Республики Таджикистан существует несколько типовых моделей системы контроля, которые применяются сообразно с особенностями решаемых задач, со спецификой обслуживаемой территории и требованиями вышестоящих органов. Если же говорить в целом, то практичность любой модели заключается в возможности концентрации материально-технической базы, ресурсов, финансовых средств, кадров, информационных массивов по реализацию запланированных мероприятий; в создании необходимой организационной структуры с определением целей, задач, функций и ответственности за реализацию принятых решений; подготовке необходимой документации, нормативных актов, определяющих конкретные сроки выполнения принятых решений12. Решающее значение при выборе модели имеет практический опыт субъекта управления, практическая целесообразность выбора форм контроля.

Одной из форм должен стать зональный контроль, повышение его эффективности. Сущность зонального контроля состоит в непрерывном сле-

1 Большая Советская Энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия, 1976, Т. 23. С. 463-464.

2 Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М.: Юрид. лит., 1987. С. 24.

3 См. Туманов Г.А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М.: Юрид. лит., 1972. С. 187.

4 См. Бурмистров В.Л., Иванов Н.Н., Шелякин Н.Д. Организация системы контроля в МВД, УВД. Лекция. М.: Академия управления МВД СССР, 1976. С. 5; Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М.: Наука, 1981. С. 19.

5 См. Шелякин Н.Д., Иванов Н.Н. Организация и совершенствование системы контроля в МВД, УВД. Методические материалы для проведения занятий со слушателями ВАК. М.: Академия МВД СССР, 1984. С. 2.

6 Тарасов А.М. Правовое и организационное обеспечение президентского контроля за деятельность органов внутренних дел. Дис. ... канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России. 2001. С. 14.

7 Основы управления в органах внутренних дел. Учебник. / Под ред. Коренева А.П. М.: Московская академия МВД России, изд-во «Щит-М», 2000. С. 220.

8 Аллиулов Р.Р. Механизм управления органами внутренних дел. Дис. ... д-ра юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2004. С. 224.

9 Яськов Е.Ф. Теория и практика социального управления. Словарь-справочник. М.: Академия управления МВД России. 1997. С. 248.

10 Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. (Опыт системного исследования). М.: Политиздат, 1973. С. 240.

11 Граждан В.Д. Социология управления: учебник В.Д. Граждан. М.: КНОКУС, 2008. С. 163.

12 См.: Кильмашкина Т.Н., Коробов В.Б. Технологии социального управления / Лекция. М.: Академия управления МВД России, 2001. С. 6.

_12а

жении за оперативной обстановкой в городах и районах соответствующих зон, анализе изменений, проведении контролирующих действий для выяснения причин таких изменений, в выработке и осуществлении скоординированных мер управляющего воздействия на основе взаимодействия структурных подразделений аппаратов МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам федерации, а также местными органами государственной власти и управления. Контрольная деятельность осуществляется различными субъектами, объем компетенции, основные формы и методы деятельности которых закреплены в законах и других нормативных актах.

Анализ специальной литературы, научно-исследовательских материалов1 дает основания говорить, что под системой зонального контроля понимается основанная на сочетании отраслевого и территориального принципов управления, гибкая организационная форма оперативного воздействия вышестоящих аппаратов на деятельность подчиненных горрайорганов внутренних дел.

К числу предметов системы зонального контроля относятся составляющие содержание главных направлений оперативно-служебной деятельности: защита жизни и здоровья, прав, свобод человека и гражданина от противоправных действий; работа по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений; обеспечение общественного порядка и общественной безопасности; защита общественных и государственных интересов, любых форм собственности от преступных посягательств; осуществление правовой пропаганды среди граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; обеспечение безопасности дорожного движения.

Рассматривая зональный контроль с системных позиций, необходимо использовать такие важнейшие категории науки управления, как общая цель, задачи, функции, принципы, структура, процесс, (организация работы), формы, методы информация2. Основная цель зонального контроля состоит в своевременном выявлении причин негативных изменений оперативной обстановки, организационном обеспечении разработки и реализации комплексных мер повышения резуль-

тативности использования сил и средств органов внутренних дел в борьбе с преступностью и охране общественного порядка на территории республики, области, города, района с учетом специфики зон обслуживания.

К задачам зонального контроля относятся: обеспечение комплексности и своевременности реагирования вышестоящих по отношению к гор-райорганам внутренних дел аппаратов на негативные изменения оперативной обстановки в соответствующих зонах обслуживания; укрепление исполнительской дисциплины; повышение роли и ответственности региональных аппаратов УВД за выполнение законодательства, решений Федерального Собрания Российской Федерации, которое обеспечивает эффективное руководство функционированием экономики, социальной и духовной сферы, указов и распоряжений Президента России, подзаконных актов органов исполнительной власти, приказов и иных управленческих актов центрального аппарата МВД РФ, а также собственных решений; совершенствование повседневного руководства органами и подразделениями внутренних дел федерации, усиление контроля за их деятельностью, улучшение организации взаимодействия служб, управлений, отделов аппаратов УВД, повышение их ответственности за состояние служебно-боевой готовности и конечные результаты оперативно-служебной деятельности горрайорганов внутренних дел соответствующей зоны; консолидация усилий управленческих звеньев областных аппаратов, преодоление их разобщенности при разработке и осуществлении управляющих воздействий на горрайорганы с целью повышения эффективности их деятельности; повышение уровня организаторской работы руководителей органов внутренних дел городского и районного звена; организационное обеспечение взаимодействия с другими правоохранительными органами, ведомствами и общественными организациями зоны в усилении борьбы с преступностью и коррупцией, терроризмом и экстремизмом, незаконном оборотом наркотиков, укреплением законности и правопорядка3.

Решение названных задач предполагает реализацию разнообразных функций зонального кон-

1 См. например: Отчет о научно-исследовательской работе «Организация зонального контроля в органах внутренних дел» (п.10. Плана научной деятельности Академии управления МВД России на 2004 год); Ульянов А.Д. Организация контроля в горрайоргане: Лекция. М.: Академия управления МВД России, 2008; Ульянов А.Д. Система контроля в органах внутренних дел «Круглый стол» / Методические материалы по проблемам организации деятельности, управления органами внутренних дел (Для иностранных слушателей) М.: Академия управления МВД России, 2008. С. 45.

2 См.: Теория управления: Учебник / Под общ. Ред А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. М.: Изд-во РАГС, 2004. С. 107-121. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 24.

3 Президент РФ Д.А. Медведев неоднократно подчеркивал, что «...борьба с преступностью, работа по укреплению законности и правопорядка - это дело не только правоохранительных органов».

129

троля. К ним относятся: изучение статистических и других отчетных данных, систематический анализ оперативной обстановки в городах и районах, входящих в состав зоны; осуществление контроля за деятельностью органов внутренних дел по выполнению ими законов и подзаконных актов, приказов, указаний и других управленческих решений МВД, ГУВД, УВД, по субъектам Российской Федерации, а также контроля за устранением недостатков, выявленных в процессе предшествующих инспекторских, контрольных, целевых и иных проверок; оказание горрайорга-нам дифференцированной практической помощи в борьбе с преступностью и охране общественного порядка; участие в разработке и реализации мероприятий, направленных на совершенствование стиля и методов работы руководителей органов по руководству своими подчиненными, улучшение обучения и воспитания личного состава, укрепление законности; улучшение взаимодействия между подразделениями горрайор-ганов и органами внутренних дел, образующими зону, в решении общих проблем борьбы с преступностью и охраны общественного порядка; выявление, изучение и внедрение в практику гор-райорганов передового опыта организаторской, оперативно-розыскной, профилактической и иной деятельности.

Система зонального обслуживания строится в соответствии с определенными принципами, важнейшими требованиями, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления: оптимальное сочетание отраслевого и территориального принципов управления; обеспечение дифференцированного подхода к деятельности горрай-органов, работающих в различных условиях; учет региональных особенностей функционирования горрайорганов; оперативность и инициативность реагирования на складывающиеся негативные тенденции и процессы в оперативной обстановке, а также снижение результатов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел городского, районного звена; обеспечение комплексного подхода в организации управленческих

воздействий областных управленческих аппаратов; концентрация информации о положении дел в каждом территориальном органе внутренних дел зоны в одном массиве (банке данных), в целях ее оперативного и целенаправленного использования; обеспечение баланса обязанностей, прав и ответственности зональных работников за положением дел в горрайорганах , их информированности1.

Нужно подчеркнуть, что зональное обслуживание горрайорганов не снимает ответственности с руководителей, за выполнение ими своих основных функциональных обязанностей.

Зональный контроль предусматривает такое организационно-структурное построение служб региональных аппаратов управления территориальными органами внутренних дел, при котором на основе систематического анализа и оценки оперативной обстановки в зоне вырабатываются, координируются и организационно обеспечиваются комплексные меры оперативного влияния на подчиненные горрайорганы, организуется их взаимодействие с целью нормализации оперативной обстановки в пределах определенной территории2.

Для этого осуществляется ряд таких организационных мероприятий, как: определение основных задач системы зонального контроля; установление или перераспределение функций и компетенции между штабами, отраслевыми и функциональными службами региональных органов; перестройка организационных и информационных связей между структурными подразделениями; разработка форм и методов реагирования на изменение оперативной обстановки; определение порядка выработки и реализации решений по реагированию на изменение оперативной обстановки в зонах обслуживания; создание методической базы системы зонального управления (методики оценки оперативной обстановки, выработки решений, контроля, оказания практической помощи и др.); разработка нормативного акта (как правило, инструкции об организации системы зонального контроля); изучение положительного опыта раз-

1 Необходимо отметить, что принципы субъективны по своей природе. Они формулируются людьми на основе познания закономерностей и опыта предметной деятельности. Очевидно, что принципы не исчерпываются теми, что рассмотрены выше. Поэтому принципы развиваются, совершенствуются, конкретизируются. Вся их система никогда не может быть завершена в силу непрерывного процесса познания жизни со всеми ее противоречиями, интересами, целями. Напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменений, основанных на новом опыте управления (См.: Смольков В.Г. Принципы управления и их классификация / Истоки российского менеджмента. М.: ЛУЧ, 1997. С. 45-46).

2 Структура определяется как «строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами» (См.: Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 227.

_130

работки таких систем1.

Сам процесс управления зональным контролем - это комплекс осуществляемых управленческих действий, обеспечивающих достижение целей управления в определенном порядке2. Его можно представить в виде нескольких этапов.

На первом этапе осуществляется группировка горрайорганов по зонам. В состав зон, как правило, входят горрайорганы, обслуживающие сопредельные города и районы, которые в свою очередь имеют между собой экономические, социально-демографические, информационные и иные связи. Для определения количества горрайорганов, включаемых в зону, важно учитывать криминологическую характеристику городов и районов, их коммуникации, плотность населения и милиции, уровень организаторской работы в органах внутренних дел. В результате такого подхода должна быть обеспечена способность центральных аппаратов МВД, ГУВД, УВД реально решать задачи зонального контроля, а также рав-нонапряженность в работе зональных групп.

На втором этапе за каждой зоной закрепляются сотрудники штаба, отраслевых и функциональных служб областных управленческих аппаратов, на которых кроме обязанностей по контролю возлагается разработка мер реагирования на изменения оперативной обстановки, по оказанию практической помощи и непосредственное оказание такой помощи руководителям органов в совершенствовании организаторской и оперативно-служебной деятельности.

Прежде всего, необходимо создать из сотрудников, обслуживающих зоны, мобильные группы программно-целевого типа, работающие в соответствии с планом и учитывающие интересы как системы МВД в целом, так и интересы каждой службы3. Роль координаторов в таких группах должны выполнять руководители зон с помощью зональных сотрудников штаба.

Совместная деятельность группы зональных работников определяет ее конечный результат,

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ который подлежит оценке. При этом разделение и кооперацию труда работников, отвечающих за функционирование горрайорганов одной зоны, следует организовать таким образом, чтобы наряду с результатами коллективной работы можно было учесть и оценить результаты каждого из них в отдельности. Зональный сотрудник должен иметь возможность использовать свои профессиональные знания и опыт, участвуя как в управлении, так и в оказании практической помощи подконтрольным органам внутренних дел. Следует подчеркнуть первостепенную важность коллективного труда, его повышенную целенаправленность на решение задач общесистемного управления, основанного на комплексном анализе оперативной обстановки в зоне, выработке и реализации таких мер, которые обеспечивали бы реальное взаимодействие служб МВД, ГУВД, УВД и горрайорганов при решении проблем комплексного характера.

На третьем этапе формулируются функциональные обязанности членов зональных групп, и осуществляется нормативно-правовое закрепление их прав, обязанностей и ответственности. Работа между зональными сотрудниками, как правило, распределяется в соответствии с задачами и функциями подразделений аппарата ГУВД, по управлению подчиненными органами и подразделениями. Однако в целях экономии сил и средств и концентрации их усилий на решении межотраслевых задач в пределах действующего законодательства и нормативных актов МВД ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации целесообразно предусмотреть возможность взаимодействия и взаимозаменяемости зональных сотрудников. Важно соблюсти главное условие взаимодействия - своевременно обеспечить информацией, добытой в процессе контроля, все заинтересованные службы, совместно выработать и реализовать меры по устранению выявленных недостатков.

Основными формами взаимодействия между

1 Эти же элементы применительно к общим вопросам организации в разных вариантах и с различной степенью детализации представлены в работах многих исследователей проблем управления. Так, П.М. Керженцев выделял семь основных элементов организационной работы: определение цели; выбор типа организации, подходящей для выполнения работы; подбор исполнителей; определение методов достижения намеченных целей; выбор материальных средств; учет времени выполнения работы; контроль за выполнением (См. Керженцев П.М. Принципы организации. М.: Экономика, 1968. С. 35).

2 Аналогичного мнения придерживаются другие авторы: процесс управления есть «определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию или услуги на «выходе» системы (См.: Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. М., 2007. С. 48).

3 В диссертационном исследовании В.Ф. Сухарев верно отмечает: «суть программно-целевых структур состоит в том, что в их основе лежит не комплексное управление органом внутренних дел, как это свойственно линейно-функциональному управлению, а осуществление управления в направлении достижения одной определенной цели» (См.: Сухарев В.Ф. Проблемы совершенствования организационных структур органов внутренних дел (организационно-правовой аспект): Дис. ...канд. юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1981. С. 116.

131

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ зональными сотрудниками являются совместное планирование работы по оперативному управлению горрайорганами зоны; систематический обмен информацией между представителями заинтересованных служб; согласование планов-заданий при выезде в закрепленные органы, проектов управленческих решений, разрабатываемых в плане реагирования на изменения оперативной обстановки в зоне; проведение совещаний по вопросам улучшения взаимодействия, обсуждение проектов управленческих решений, заслушивание зональных сотрудников о работе в зоне на совещаниях при кураторе.

Группы зональных сотрудников должны возглавлять начальники управлений и члены коллегий - руководители ведущих служб. Они обеспечивают рациональное использование сил и средств группы, эффективность труда зональных сотрудников, несут ответственность за состояние дел в горрайорганах зоны, целесообразность и обоснованность принимаемых мер по реагированию на изменения оперативной обстановки.

Итак, в состав каждой зональной группы входят:

руководитель зоны;

работник зонального отдела или отделения штаба областного аппарата;

руководители отраслевых служб, закрепленные за отдельными горрайорганами внутренних дел, входящими в зону;

работники отраслевых служб, закрепленные, как правило, за группой входящих в зону гор-райорганов.

Закрепление состава руководителей и сотрудников областных аппаратов за горрайорганами и в целом за зонами осуществляется приказом министра. Тем самым создается достаточно завершенная система так называемого «следящего управления». Закрепленный за территориальными органами куратор совместно с зональными сотрудниками должен обеспечивать ежемесячный контроль за состоянием оперативной обстановки, служебно-боевой готовности органов внутренних дел, повышением профессионального мастерства, углублением специализации периферийных сотрудников соответствующих служб.

Реализация задач зонального контроля осуществляется системой методов (способов) управления. Их можно разделить на две группы: слежения за оперативной обстановкой и воздействия на нее.

В основе метода слежения лежат информаци-

онно-аналитические методы: сбора информации, позволяющей изучать оперативную обстановку в регионе и практическую деятельность горрай-органов; анализа собранной информации (в т.ч. методы построения динамических рядов, группировок, сопоставления, сравнения, графические методы). Слежение за оперативной обстановкой в рамках системы зонального контроля осуществления путем сбора и анализа следующих видов информации: ежесуточной (поступающей в дежурные части центрального аппарата МВД ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации); декадной (или недельной); месячной. Кроме того, зонального сотрудника должна интересовать вся совокупность информации (и не только статистической): материалы печати, проверок, жалобы и заявления граждан, результаты их рассмотрения, уголовные, оперативно-поисковые дела, рапорта сотрудников, документы (приказы, указания) и т.п. Полнота использования информации зависит от характера деятельности зонального сотрудника.

На следующем этапе прохождения информации особое значение приобретает ее обработка и накопление. На практике это осуществляется с помощью формализованных документов и технических способов. К ним можно отнести: бланки, таблицы, картотеки, формализованные планшеты и т.п., а также компьютерную технику и множительную аппаратуру1. Наглядность информации обеспечивается оперативными картами, стендами. Обработка и накопление информации создают основу для ее анализа. В анализе оперативных сведений используются главным образом методы сравнения и сопоставления, которые позволяют объективно подойти к оценке происходящих в зоне обслуживания негативных и позитивных процессов и явлений.

Применим и метод ведения, который заключается в осуществлении жесткого, как правило, повседневного контроля за деятельностью подчиненных органов и подразделений, поставленных на особый контроль. Он предполагает активное вмешательство в их работу, т.е. ее оперативное регулирование. Практика управленческой деятельности позволяет выделить следующие методы оперативного регулирования: оказание практической помощи; административное воздействие; внеплановые контрольные мероприятия; непосредственное управляющее вмешательство. Чаще всего эти методы используются в комплексе2.

1 О работе с информацией см.: Граждан В.Д. Теория управления: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004. С. 396.

2 Ульянов А.Д. Формы методы оперативного воздействия аппаратов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ на повседневную деятельность территориальных органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России, 2007, № 4. С. 43.

_132

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2009 • № 1

Таким образом, системный подход к оперативно-зональному контролю как форме ведомственного анализа и проверки дает ясное и целостное представление о возможностях повышения эф-

фективности оперативно-служебной деятельности основного звена МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.

133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.