Научная статья на тему 'Оперативное управление в МВД, ГУВД, УВД как эффективность повседневной деятельности'

Оперативное управление в МВД, ГУВД, УВД как эффективность повседневной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1191
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ / КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПРЯМОЕ КОМАНДОВАНИЕ / ОПЕРАТИВНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО / ФОРМЫ ОПЕРАТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ / CHECKING / MANAGEMENT / RENDERING HELP / CHECKING ACTIONS / DIRECT COMMAND / OPERATIVE INTERFERENCE / THE FORMS OF THE OPERATIVE REACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнеев Вадим Владимирович, Корнеева Мария Вадимовна

Рассматривается зональный контроль и оперативное управление, способы контроля, формы их воплощения, эффективность управления системой органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корнеев Вадим Владимирович, Корнеева Мария Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оперативное управление в МВД, ГУВД, УВД как эффективность повседневной деятельности»

Корнеев Вадим Владимирович

заместитель начальника Краснодарского университета МВД России

по заочному обучению

Корнеева Мария Вадимовна

начальник отделения СУ УВД ОАО г. Омска

(тел.: 88612585146)

Оперативное управление в МВД, ГУВД, УВД как эффективность повседневной деятельности

Аннотация

Рассматривается зональный контроль и оперативное управление, способы контроля, формы их воплощения, эффективность управления системой органов внутренних дел.

Annotation

It is considered zonal checking and operative management, ways of the checking, the forms of their entailment, efficiency of management system organ of the internal deals.

Ключевые слова: контроль, управление, оказание помощи, контрольные мероприятия, прямое командование, оперативное вмешательство, формы оперативного реагирования.

Key words: checking, management, rendering help, checking actions, direct command, operative interference, the forms of the operative reaction.

В специальной литературе получило распространение понятие "непрерывное" управленческое реагирование МВД, ГУВД, УВД на изменения оперативной обстановки". К ним применимо понятие повседневности, характерное для слежения за оперативной обстановкой, так как необходимость централизованного вмешательства возникает, когда горрайорган не в состоянии справиться с проблемной ситуацией внешнего или внутриорганизационного характера собственными силами и средствами. В противном случае возникает противоречие между оперативным регулированием на различных иерархических уровнях системы органов внутренних дел. Поэтому специфика оперативнозонального контроля на уровнях МВД, ГУВД, УВД проявляется не в непрерывности, а в неотложности и оперативности его осуществления.

Если стратегическое управление в основном определяет развитие органов внутренних дел, то стабилизацию, т.е. организацию устойчивости органов и подразделений, своевременность их реагирования на повседневные изменения оперативной обстановки обеспечивает процесс оперативного управления.

Здесь четко прослеживается момент повседневности, который с наибольшей полнотой характеризует сущность оперативного управления. Строго семантическое толкование слова "оперативный" как скоротечный, сиюминутный, быстро изменчивый заведомо сужает содержание рассматриваемого понятия, поскольку ограничивает область его применения решением только тех задач, которые являются оперативными именно в этом смысле. Отсюда эффективность повседневной деятельности местных органов внутренних дел может рассматриваться как главная цель оперативного управления со стороны аппаратов МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.

Указанный вид деятельности предполагает принятие и реализацию тактических решений, обеспечивающих своевременность и эффективную реакцию на текущие осложнения оперативной обстановки. В основе осуществления такого управления, которое требовало бы незамедлительных мер, решительности, энергичности и наступательности лежит организация непрерывного слежения за оперативной обстановкой и быстрого реагирования на ее изменения.

___________________________________104

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • №2

Чтобы судить о степени эффективности повседневной деятельности горрайлинорганов, аппараты МВД, ГУВД, УВД должны быть осведомлены о положении дел как в самих горрайорганах, так и о среде их функционирования, или иными словами, о состоянии оперативной обстановки на любой требуемый отрезок времени. Отсюда вытекает первая основная задача организации оперативного управления - создание системы повседневной ориентации аппаратов МВД, ГУВД, УВД в оперативной обстановке, складывающейся на территории городов и районов, а также соответствующих республик, краев и областей в целом.

Повседневная осведомленность о положении дел в подчиненных органах и выполнении задач правоохранительной деятельности используется как для собственно ориентировки (так называемого "следящего управления"), так и для выработки управляющих воздействий.

С осуществления практических воздействий на горрайорганы вытекает и вторая основная задача - организация оперативного воздействия на изменения оперативной обстановки. Этот тезис нашел свое правовое закрепление в Приказе МВД России от 25.10. 2006 г. № 846 "Об утверждении Типового положения о министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел по субъекту Российской Федерации", где отмечено, что одной из основных задач МВД, ГУВД, УВД является управление подчиненными органами внутренних дел, подразделениями и организациями, организация их деятельности. Аппараты МВД, ГУВД, УВД либо упреждают отрицательные последствия, могущие наступить в результате обострения криминальной ситуации, ухудшения деятельности горрайорганов, либо принимают меры к их ликвидации и нормализации оперативной обстановки.

Обе задачи взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга. Совокупное их решение позволяет аппаратам МВД, ГУВД, УВД изучить и оценить состояние среды функционирования и управляемой системы горрайлиноргана в любой отрезок времени, определить решающие участки работы, требующие наибольшего внимания, находиться в курсе повседневных нужд и запросов конкретных органов, своевременно оказывать им необходимую помощь. Этим обеспечивается эффективность повседневной деятельности в

сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Но было бы упрощенчеством считать задачу повседневной ориентации вспомогательной, подчиненной лишь выявлению отрицательных тенденций, нуждам управленческого вмешательства в деятельность горрайорганов. Во-первых, безотносительно к необходимости принятия решения в данный конкретный момент повседневная ориентация позволяет аппаратам МВД, ГУВД, УВД фиксировать ход выполнения горрайорганами всего комплекса запланированных мероприятий. В этом смысле можно констатировать отсутствие жесткой обязательной связи между осведомленностью и решением, которое может быть принято значительно позже, уже в процессе текущего управления. Более того, не исключено, что полученная информация не явится основой оперативного реагирования, хотя послужит управлению горрайорганами в принципе.

Во-вторых, эта ориентация дает возможность "уловить" наряду с отрицательными и положительные влияния, выявить передовой опыт, который также сможет способствовать в будущем принятию решений, не связанных с быстрым реагированием на осложнения оперативной обстановки. Отсюда напрашивается вывод, что повседневная ориентация аппаратов МВД, ГУВД, УВД обеспечивает систематичность и надежность обратной связи с горрайорганами по всему комплексу деятельности последних независимо от необходимости неотложного централизованного вмешательства, в силу чего соответствующая задача сохраняет самостоятельный характер.

Оперативное управление, характеризующееся определенной временной уплотненностью, а отсюда и дополнительной напряженностью в органах внутренних дел, при повседневной деятельности возможно на основе четкого распределения функций между конкретными подразделениями аппаратов управления. Организация слаженности и согласования всех управленческих звеньев МВД, ГУВД, УВД по влиянию на горрайорганы во времени и пространстве, а также по формам и методам работы - третья основная задача оперативного управления местными органами внутренних дел.

Система непрерывного слежения за оперативной обстановкой и непрерывного реагирования на ее изменения выглядит следующим образом:

Цель оперативного управления -эффективность повседневной деятельности

Повседневная ориентация в оперативной обстановке

Практическое воздействие на оперативную обстановку

Слаженность, согласование

Из содержания задач очевидна их многогранность, по существу охватывающая все стороны деятельности органов внутренних дел и как уже отметили, взаимозависимость и взаимообусловленность. Таким образом, каждая задача может быть представлена в виде подсистемы. Следовательно, решение задачи непрерывного слежения за обстановкой и задачи оперативного реагирования на ее изменения не представляют собой комплекса самостоятельных, автономных функций. Этот вывод чрезвычайно важен, поскольку позволяет анализировать и содержательный, и организационный аспекты указанной деятельности системно и говорить именно о системе непрерывного слежения за обстановкой и оперативного реагирования на ее изменения.

Сущность зонального управления и контроля состоит в систематизации и накоплении сведений о деятельности горрайорганов внутренних дел, информационном обеспечении выработки и осуществлении организационных мер, которые должны стабилизировать высокий уровень работы. Упор делается прежде всего на фактическое изучение реального положения дел на местах,

выявление причин, негативно влияющих на обстановку и результаты оперативно-служебной деятельности горрайоргана внутренних дел, своевременное обнаружение и устранение недостатков, оказание организационнометодической помощи. В основе его лежит: непрерывный анализ, изучение, оценка и прогнозирование оперативной обстановки; выработка и осуществление комплексных эффективных мер повышения управленческого влияния МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации на организацию и конечные результаты работы подчиненных органов и учреждений; оказание им необходимой практической помощи, прежде всего, в решении вопросов, выходящих за уровень компетенции начальника ГРОВД, а также вопросов кадрового, материальнотехнического, финансового и другого ресурсного обеспечения деятельности органов внутренних дел, входящих в оперативные зоны. Этим достигается непрерывная взаимосвязь аппарата МВД, ГУВД УВД по субъектам Российской Федерации с подчиненными органами. Тем самым, оперативно-зональный контроль мы можем отнести и к организационным методам оперативного управления, которые используются, прежде всего, для консолидации и координации усилий управленческих звеньев МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации и в целях преодоления их разобщенности при оказании компенсирующих воздействий на горрайорганы внутренних дел.

При таких обстоятельствах совершенствование системы зонального контроля, т.е. одного из способов, посредством которого достигается цель внутрисистемного управления горрайорганами со стороны МВД, ГУВД, УВД, становится не просто желательным, а абсолютно необходимым и приобретает большое значение в вопросе совершенствования управления органами внутренних дел.

106

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.