Научная статья на тему 'О сущности стратегического планирования в органах внутренних дел'

О сущности стратегического планирования в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
456
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / STRATEGY / STRATEGIC PLANNING / STRATEGIC PLANNING IN MI

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ходжич М. В.

Рассмотрены различные понятия стратегии и стратегического планирования. В работе говорится об основном назначении стратегического планирования в органах внутренних дел и его преимуществах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE POINT OF THE STRATEGIC PLANNING IN MI

The article considers the different definitions of the term 'strategy' and 'strategic planning'. The article talk about the main function of the strategic planning in MI and its advantages

Текст научной работы на тему «О сущности стратегического планирования в органах внутренних дел»

Литература

1. Об органах государственной безопасности. Закон Республики Беларусь. — Минск, 2006.

2. Ведомости Верховной Рады. — 1992. — № 7. — Ст. 382.

3. Официальный монитор Республики Молдова. — 1999. - № 56.

4. Елков И.Мертвый сезон-2006. Что сегодня собой представляют спецслужбы бывших советских республик // Российская газета. - 2006. - 20-26 января.

5. Указ Президента Республики Таджикистан от 30 ноября 2006 г. № 9 «О совершенствовании структуры центральных органов исполнительной власти» // http://www.asiaplus.tj

6. Юридическая практика. — 2007. — № 5.

7. Улетова Г.Д. Перспективы института судебных при-

ставов-исполнителей в России // ЭЖ-Юрист. — 2006. — № 7.

8. Кваша Л.Ф. Органы налоговых расследований в структурной организации Российского государства // Безопасность. — 2006. — № 1.

9. Дунаев С.П. Становление и современное состояние налоговых служб стран ЕврАзЭС // Проблемы современной экономики. — 2004. — № 3.

10. Правоохранительные органы / Сборник законодательных актов. — Алматы, 2006. — С. 6—7.

11. Коммерсантъ. — 2000. — 17 ноября.

12. Дроздов Г.В. Военное право: состояние и перспективы развития: Круглый стол, выступление // Государство и право. — 1994. — № 8—9. — С. 36.

13. Российская газета. — 2006. — 1 февраля.

О СУЩНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

М.В. ХОДЖИЧ, кандидат психологических наук, докторант Академии управления МВД России,

подполковник милиции

Аннотация. Рассмотрены различные понятия стратегии и стратегического планирования. В работе говорится об основном назначении стратегического планирования в органах внутренних дел и его преимуществах.

Ключевые слова. стратегия, стратегическое планирование, стратегическое планирование в органах внутренних дел.

ABOUT THE POINT OF THE STRATEGIC PLANNING IN MI

MARINA HODGICH,

Doctoral Student of the Academy of Management of MI of Russia, Candidate of psychological Science, lieutenant-colonel of militia

Annotation. The article considers the different definitions of the term 'strategy' and 'strategic planning'. The article talk about the main function of the strategic planning in MI and its advantages.

Key words. strategy, strategic planning, strategic planning in MI.

Определение стратегии развития системы МВД в настоящее время является наиболее важным направлением.

В последнее время повысился интерес к выработке стратегических решений в целом, что предполагает знание основ стратегического управления и планирования.

Термин «стратегия» взят из военного лексикона, где он обозначает планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического союза государств с использованием всех доступных средств1. Сегодня «стратегия» является одним из основных понятий современной науки об управлении. Однако единого, общепризнанного определения этого термина не существует.

Стратегия, согласно М.Х. Мескону, — общий, всесторонний план достижения целей2.

По У. Брэддику, стратегия — это продуманные долговременные задачи, поставленная перед собой цель и составление плана, чтобы ее достичь3.

У Э.М. Короткова стратегия управления определяется как направление развития организации в соответствии с поставленной целью, а также как совокупность ориентиров и ограничений, которые определяют направление развития фирмы в соответствии с поставленной целью4.

О.С. Виханский рассматривает стратегию как долгосрочное, качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы деятельности организации, средств и форм не деятельности, системы взаимоотношений внутри ее, а также позиции организации во внешней среде, приводящее организацию к ее целям5.

Согласно З.П. Румянцевой, стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Она может рассматриваться как общий комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение стратегических целей организации6.

Таким образом, под стратегией понимается совокупность, в которую входят: долговременные цели, определяющие деятельность организации (стратегические цели); технологии, с помощью которых реализуется достижение стратегических целей; ресурсы, которые будут использованы при достижении стратегических целей; система управления, обеспечивающая достижение стратегических целей, в том числе людей, как основная составляющая часть системы управления.

Понятие «стратегическое планирование» в литературных источниках зачастую не имеет четкого определения. Известно, что стратегическое планирование зародилось и получило наибольшее развитие в военной области и означало «искусство генерала» находить правильные пути к достижению победы, т.е. искусство ведения крупных военных операций и войны в целом7. Именно искусство стратегии позволило Александру Македонскому завоевать мир. Ныне данное понятие уже не является монополией военных, став достоянием других сфер деятельности.

В современных условиях изменилось и само понятие стратегического планирования.

По определению Хейса, «..стратегическое планирование было скорее картой, служащей для выбора путей, ведущих к той или иной цели, чем компасом, призванным помочь найти правильные ориентиры в сложных ситуациях»8.

Р. Акофф отмечает, что о стратегическом планировании «правильно думать как об управлении неким сонмом проблем, проблемным месивом»9. «Проблемное месиво», как всякая система, обладает свойствами, отсутствующими у его частей. Когда система расчленяется на части, эти свойства теряются. Кроме этого, каждая из частей системы обладает свойствами, которые теряются, если части рассматриваются в отдельности. Решение для «проблемного месива» зависит от того, как взаимодействуют решения для его частей. Это означает, что если не предпринять определенных действий, то наступление желаемого будущего маловероятно, и что если надлежащие действия осуществлены, то вероятность такого будущего возрастает. Таким образом, планирование необходимо рассматривать как сумму взаимозависимых проблем10.

В работах по проблемам управления стратегическое планирование рассматривается как процесс определения целей организации и их изменений, ресурсов, необходимых для их достижения, и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов. Можно говорить о том, что стратегическое планирование предполагает установление целей и увязку этих целей с ресурсами, которые будут использованы для их достижения.

Поскольку эти цели и характер использования ресурсов влияют на перспективное развитие организации, стратегическое планирование ориентировано в будущее.

Отечественные экономисты А.Д. Вачугов и В.Р. Веснин определяют стратегическое планирование как «набор конкретных целей, которые необходимо достичь к определенному периоду. Они охватывают наиболее общие проблемы развития производства и распределения ресурсов на много лет вперед и разрабатываются самостоятельно по различным направлениям, но при этом подчиняются определенной иерархии. По своему характеру эти планы близки к прогнозам»11.

В.П. Грузинов дает следующее понятие стратегического планирования: «Это видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-политическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния. При этом оно выражено не в плане с детально разработанными показателями, а в наброске, взгляде в будущее, сделанных на основе различных прогнозов (экономики, науки и техники, политики, демографии и т.д.)». «Что очень важно, — отмечает далее Грузинов, — стратегическое планирование целиком и полностью является прерогативой высшего руководства предприятия»12.

Э.А. Уткин под стратегическим планированием понимает «особый вид практической деятельности людей — плановую работу, состоящую в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды»13.

Различное, хотя и похожее толкование сущности стратегического планирования приводит к затруднениям в его практическом использовании. По-видимому, следует исходить, прежде всего, из содержательной стороны самого словосочетания «стратегическое планирование». Базовым словом является «планирование», под которым понимается сам процесс или совокупность действий хозяйствующего субъекта по установлению целей и задач его функционирования.

В философии методология науки определяется как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учения об этой системе. Опираясь на данное определение методологии науки, можно указать на следующее определение методологии стратегического планирования, учитывающее его особенности: это органичное единство логики разработки стратегических прогнозов, проектов программ и планов; специфических методологических принципов и подходов; системы показателей, используемых в процессе стратегического планирования, а также системы методов составления и обоснования оптимальности прогнозных и плановых показателей, которые выражают задания стратегических программ и планов14.

Когда стратегическое планирование начало входить в практику, его главным объектом стала диверсификация деятельности организации. По мере развития технологий, изменения условий конкуренции, замедления темпов роста, появления социально-политических ограничений возрастало количество задач стратегического характера, становилось все очевиднее, что путем простого добавления новых видов деятельности нельзя решить все возникшие проблемы. В результате внимание разработчиков стратегии переключилось с диверсификации на манипулирование целым набором отраслей, видов деятельности, на которых специализируется организация. Этот процесс был ускорен тем обстоятельством, что различные виды деятельности, которые организация осваивала постепенно, стали все больше расходиться между собой по таким показателям, как перспективы дальнейшего роста, рентабельность и стратегическая уязвимость организации.

Процесс выработки стратегии затрудняется тем, что во многих организациях принятие предварительных решений находится в полной зависимости от структуры власти. Стратегия привносит тот элемент рационализма, который разрушает сложившийся в организации тип взаимоотношений и может подорвать политику руководства. Естественная реакция организации — бороться против разрушения традиционных взаимоотношений и структуры власти, но не брать на себя решение задач, которые ставит перед нею внешнее окружение. Эта реакция при внедрении стратегического планирования в организациях обнаруживается не столь очевидно, но достаточно определенно.

Другая, не менее существенная трудность состоит в том, что внедрение стратегического планирования приводит к коллизии между прежними видами деятельности и новыми. Как правило, в организациях нет ни традиции и склонности к тому, чтобы мыслить и действовать стратегически, ни соответствующей мотивации. Наконец, организации обычно не располагают информацией, достаточной для эффективного стратегического планирования, ни о себе, ни о своем окружении; нет у них и талантливых менеджеров, которые могли бы заниматься выработкой и реализацией стратегии.

Стратегическое планирование в МВД России — это многоуровневая система управленческих решений, направленных на приведение сил и средств органов внутренних дел в состояние готовности противостоять преступности, состоящая из концепций, целевых стратегических программ, проектировок и сводного перспективного финансового плана, обусловленных единством стратегических целей и направлений плановой работы, содержания и формы. Стратегическое планирование в органах внутренних дел осуществляется по заранее выбранной стратегической позиции, под которой понимается заключение (выбор) субъектов управления о возможности решения одной или нескольких взаимосвязанных крупных проблем в сфере борьбы с преступностью путем разработки и реализации одной

или нескольких стратегических программ развития внутреннего потенциала органов внутренних дел15.

Основная цель стратегического планирования заключается в моделировании будущей успешной деятельности органов внутренних дел. Стратегические планы определяют основные направления развития, в них обозначаются определенные «ниши» для определенной деятельности, которые в дальнейшем подлежат заполнению средствами оперативного планирования.

Стратегическое планирование в органах внутренних дел — одна из важнейших проблем теории стратегического управления, это непрерывный процесс в силу двух существенных причин. Первая причина, по которой стратегическое планирование должно осуществляться непрерывно и циклически, — это существующая неопределенность будущего.

Во-вторых, органы внутренних дел каждый раз заново определяют или меняют свои цели на основе стратегического контроля, если полное достижение первоначальных целей практически завершено или невозможно, т.е. стратегическое планирование — непрерывный творческий и постоянный процесс.

Основное преимущество стратегического планирования в органах внутренних дел состоит в большей степени обоснованности плановых показателей, в большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий. Современный темп изменений в экономике и политике является настолько быстрым, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей системы МВД.

Сущность стратегического планирования в органах внутренних дел раскрывается как процесс научного предвидения состояния целого объекта управления в будущем, создания сценариев нанесения крупномасштабных ударов по преступности, интеграции усилий всех заинтересованных сил общества; как стадия разработки и принятия стратегических решений, реализация которых ведет к достижению стратегических целей в сфере борьбы с преступностью на приоритетном направлении и обеспечивает МВД России быструю адаптацию к непредвиденным ситуациям во внешней среде.

1 См.: Военный энциклопедический словарь. — М.: Рипол Классик, 2002. - С. 1450-1451.

2 Цит. по кн.: Мескон М, Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 1999.

3 См.: Брэддик У. Менеджмент в организации. — М., 1997.

4 См.: Коротков Э.М. Концепция менеджмента. — М., 1996.

5 См.: Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2002. — С. 111.

6 См.: Румянцева З.П., Саламатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации: Учеб. пособие. — М., 1997.

7 См.: Советская военная энциклопедия / Под ред. А.М. Прохорова. — М., 1983. — С. 155.

8 Цит. по кн.: ХасбиД. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. — М.: Контуры, 1998.

9 AckoffR. Creating the Corparate Future: John Wiley, 1981.

10 См.: Акофф Рассел Л. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ. — М.: Сирин, 2002.

11 Вачугов Д.Д., Веснин В.Ф. Стратегия планирования. Основы менеджмента и рынка // Социально-политический журнал. — 1998. — № 8.

12 Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. — М.: Юнити. 1998.

13 Уткин Э.А. Стратегическое планирование. — М.: Ас-

социация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1998. — С. 21.

14 См.: Дрогомирецкий И.И., Маховикова Г.А., Кантор Е.Л. Стратегическое планирование. Изд. «Вектор». — СПб., 2006. — С. 17—18.

15 См.: Герт Г.П. Организация и методика планирования работы в органах внутренних дел. — М.: Юнити. 2000. — С. 55—58.

ПРИНЦИПЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

А.А. ХОРЕВ

Аннотация: в статье рассматриваются принципы производства по делам об административных правонарушениях в административно-деликтном законодательстве Республики Беларусь, раскрывается их содержание и функции.

Ключевые слова: принципы административного процесса, административное правонарушение.

Законодательство Республики Беларусь об административных правонарушениях может быть охарактеризовано в целом как значительно более прогрессивное по сравнению с отечественным. Его образуют два кодифицированных законодательных акта: Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП РБ) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПиКоАП РБ).

Принципам производства по делам об административных правонарушениях посвящена гл. 2 ПиКоАП РБ, в которой названы следующие принципы:

1) законности при осуществлении административного процесса;

2) обеспечения защиты прав и свобод;

3) неприкосновенности личности;

4) уважения чести и достоинства личности, деловой репутации;

5) неприкосновенности жилища и иных законных владений;

6) презумпции невиновности;

7) обеспечения права на защиту физического лица, в отношении которого ведется административный процесс;

8) публичности административного процесса;

9) всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств дела;

10) языка, на котором ведется административный процесс;

11) равенства всех перед законом, равенства защиты прав и законных интересов;

12) независимости судьи и должностного лица органа, ведущего административный процесс;

13) открытого рассмотрения дела об административном правонарушении;

14) прокурорского надзора за исполнением законов при ведении административного процесса;

15) обжалования процессуальных действий, постановлений.

Отдельные принципы закреплены и КоАП РФ, однако их формулировки не полностью совпадают, поэтому, представляется, приведенные принципы заслуживают рассмотрения.

1. Принцип законности, закрепленный в ст. 2.2 ПиКоАП РБ, требует от судей, органов, ведущих административный процесс, при ведении административного процесса соблюдать требования данного Кодекса. Интересно, что здесь представлено крайне узкое толкование принципа законности, ограниченное требованием соблюдения норм только одного закона, при том что, например, общие правила наложения административных взысканий1 установлены гл. 7 КоАП РБ.

Положительной оценки заслуживает установленная ч. 2 ст. 22. ПиКоАП РБ процессуальная гарантия принципа законности: нарушение данного принципа при ведении административного процесса влечет установленную законом ответственность и (!) признание решений, принятых по делу об административном правонарушении, не имеющими юридической силы. Подлежат признанию не имеющими юридической силы также доказательства, полученные с нарушением порядка, установленного ПиКоАП РБ. Такие доказательства не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.