СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
С. В. ГАЛАЧИЕВА, кандидат экономических наук, докторант Института информатики и проблем регионального управления
E-mail: [email protected] Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук, г. Нальчик
Рассмотрена проблема стратегического планирования устойчивого развития региона. Показано, что разработка любой программы социально-экономической безопасности должна строиться исходя из общей концепции перехода на путь устойчивого развития, а реформирование экономики предполагает усиление роли государственного регулирования процесса устойчивого социально-экономического развития, а также системы стратегического планирования.
Ключевые слова: устойчивое развитие, региональная экономика, региональный хозяйственный комплекс, индикаторы устойчивого развития.
На сегодняшний день при определении «устойчивого развития» как глобального процесса не возникает острых противоречий. Устойчивое развитие в целом определяется как процесс гармонизации производительных сил, удовлетворения необходимых потребностей всех членов общества при условии сохранения целостности окружающей природной среды и создания возможностей для равновесия между экономическим потенциалом и требованиями людей всех поколений [7].
Противоречия начинают возникать при определении того, что следует понимать под устойчивым развитием региона, а также при определении тех мероприятий, которые необходимо проводить на уровне региона для обеспечения его устойчивого развития. Это означает, что концепция устойчивого развития России является теоретической по своей сути и не имеет методологического содержания. Для того чтобы она стала практически применимой, необходима система индикаторов, наиболее полно характеризующих процесс устойчивого развития.
Такие индикаторы важны не сами по себе, а как инструмент определения целей устойчивого развития. Существующие индикаторы могут достаточно хорошо отражать изменения процесса устойчивого развития, но вряд ли будут применимы при определении того, какие действия необходимы для достижения устойчивого развития на региональном уровне. Поэтому в рамках региона требуется набор более простых индикаторов, который местные власти могут использовать, чтобы управлять устойчивостью в пределах их полномочий.
В этой связи в качестве методологического наполнения концепции устойчивого развития, т. е. для создания системы индикаторов устойчивого развития предлагается использование методологии воспроизводственного подхода к исследованию регионального развития. В этом случае воспроизводственные пропорции становятся инструментом определения пределов устойчивости, обеспечивая тем самым выработку мероприятий по ее достижению.
Именно воспроизводственный подход наиболее адекватно отражает процессы, происходящие в регионе, особенно с точки зрения принципов устойчивого развития. Воспроизводственный подход, с одной стороны, системно оценивает объективно существующие условия в регионе и их изменение, ас другой, не менее важной, предполагает наличие определенных пропорций в системе регионального развития.
Сам воспроизводственный подход строится на необходимости установления взаимосвязей и зависимостей между элементами региональной системы, обеспечивающими эффективное развитие региональной экономики и рост благососто-
яния населения, что и является основной целью устойчивогоразвития [1, 3].
В свою очередь регион при воспроизводственном подходе определяется не только как подсистема социально-экономического комплекса страны, но и как относительно самостоятельная его часть с собственным циклом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями протекания объективно существующих процессов в регионе.
Поэтому под устойчивым развитием региона, по мнению автора, следует понимать такое развитие, при котором обеспечивается воспроизводство всех факторов производства и региональной системы в целом. Устойчивым может считаться лишь такое развитие, которое при сохранении определенных воспроизводственных пропорций обеспечивает динамичное развитие региона в заданном направлении за определенный период времени.
Таким образом, индикаторы устойчивого развития в этом случае будут строиться на основе оценки пропорций регионального воспроизводственного процесса. В зависимости от характера взаимосвязей между различными элементами воспроизводственного процесса можно выделить шесть групп пропорций:
• общеэкономические;
• структурные;
• социально-экономические;
• социально-демографические;
• экономико-экологические;
• финансово-экономические.
Этим пропорциям присущ различный уровень локализации. Это означает, что одни из них могут формироваться под значительным влиянием внешних факторов и управление ими не является прямой функцией региональных органов власти. Региональные органы власти могут воздействовать всего лишь на некоторые пропорции, прежде всего посредством установления структуры расходов бюджета.
Особенно важным представляется выделение так называемой «группы индикаторов реагирования», поскольку, с одной стороны, при использовании именно этих индикаторов довольно четко выявляются те источники, возможности и внутренние резервы, которые могут быть использованы в процессе постепенного перехода экономики региона к устойчивому развитию. С другой стороны, именно на изменение этих индикаторов могут реально влиять участники регионального воспроизводственного процесса, создавая тем самым условия
для изменения параметров остальных пропорции воспроизводственного процесса.
Исходя из возможностей регулирования процесса устойчивого развития на уровне региона, взаимосвязь воспроизводственных пропорций и индикаторов устойчивого развития региона может иметь вид, изображенный нарис. 1.
Рассмотрим более подробно одну из групп пропорций — структурные. Структурные пропорции отражают соотношение между различными элементами системы регионального воспроизводства, которые обеспечивают ее участие в территориальном разделении труда и создании условий воспроизводства, являясь материально-вещественной характеристикой уровня комплексности развития региональной экономики. Формирование структурных пропорций призвано обеспечить равновесие между районообразующими и инфраструктурными отраслями. Нарушение структурных пропорций региона ведет к материальному ущербу и снижает общую эффективность развития региональной экономики.
Региональный хозяйственный комплекс представляет собой рациональную структуру отраслей материального и нематериального производства региона, динамично развивающуюся на основе прямых и обратных связей в целях наиболее полного использования производительных сил [6]. На протяжении любого периода доли отраслей
Рис. 1. Взаимосвязь воспроизводственных пропорций и индикаторов устойчивого развития региона
в итоговом показателе экономической системы изменяются, т. е. происходят структурные сдвиги. В зависимости от необходимости достижения региональных или государственных целей происходит динамичное изменение отраслевой структуры производства, а также соотношения занятого населения в отраслях материального и нематериального производства. Эти изменения, несомненно, отражаются на результатах общественного воспроизводства, повышении или снижении его эффективности и должны учитываться в процессе стратегического планирования.
Проблемы структуры исследуются в работах [5,6]. Структураи структурные сдвиги анализируются с помощью системы статистических показателей — так, характеристику структуры экономического явления можно получить по доле его элементов.
Величина структурного сдвига традиционно рассчитывается с помощью нескольких основных измерителей, которые выражаются абсолютными или относительными приростами долей отдельных элементов системы. Наиболее простыми показателями оценки структурных сдвигов являются средняя линейная и средняя квадратичная характеристики. Линейный и квадратичный коэффициенты абсолютных структурных сдвигов рассчитываются по формулам:
АВС,Л =Ё вп.- вп< с,)]/
1=1
авс',г,2 ф ви, (к) - вп, (О]}2/2,
где /=1, 2,..., п — число отраслей;
вп, (¿2); вп, — доли отраслей по валовой продукции в моменты времени Если показатель Л^Сувеличивается, этот факт является свидетельством более интенсивных структурных сдвигов в экономике.
Отметим, что коэффициенты не информативны для оценки структурных сдвигов, их «резкости» за конкретные периоды. Кроме того, при анализе развития региональной экономики желательно не только выявить изменения в отраслевой структуре, но и дать сводную характеристику наблюдаемым процессам.
Для оценки структурных изменений разработаны критерии экономической эффективности, которые рекомендуется использовать в качестве основы для выбора рационального варианта развития.
Один из критериев конструируется геометрическими методами. При этом отраслевые структуры будут определяться векторами, интенсивность
структурных изменений — длиной векторов, а направления — углом поворота векторов.
Длина | а | и угол поворота (с) вектора рассчитываются по формулам [2, с. 122]:
|5|=^]Г(ДВД. )2;
£( х,г,)
(с) = агссо8 —-;
м
м =|Х|х|7| ,
где x = авп(ат1), 7 = авп (ДТ2); ат1=т2-т1, ат = тъ-т2, авп^т^ =вп (т2) -вп (т1); авп(ат2) = вп(т3) -вп(т2). «Векторный» индекс является удобным инструментом для обоснования кратчайшего пути развивающейся региональной экономики к намеченной отраслевой структуре.
Выделяют и другие критерии, характеризующие отраслевую структуру, — показатель прогрессивности структуры (ПС), норму замещения живого труда овеществленным (НЗ) [6], а также уточняющие характеристики рациональной отраслевой структуры экономики: долю отрасли в обобщенном ресурсе г (/) и сравнительную ресур-соотдачу отраслей д (/) [2].
Для количественного определения уровня специализации экономических районов используются такие показатели, как коэффициент локализации, коэффициент душевого производства, коэффициент межрайонной товарности.
В Кабардино-Балкарской Республике за 2001—2008 гг. было проведено исследование отраслевой структуры экономики (табл. 1). За эти годы в экономике Кабардино-Балкарии удалось приостановить многолетний спад и даже добиться некоторого роста по важнейшим макроэкономическим показателям [4].
До недавнего времени комплексная оценка экономики Кабардино-Балкарии свидетельствовала о ее низкой конкурентоспособности. Причины этого, лежащие в глубине прошедших десятилетий, были усугублены переходом страны к рынку. Накопившиеся в Кабардино-Балкарии проблемы имеют системный характер и требуют комплексного, целенаправленного решения:
• производительность отраслей экономики Кабардино-Балкарии ниже, чем в России;
• средняя заработная плата и доля ВРП на душу населения в Кабардино-Балкарии также ниже, чем в других регионах России;
Таблица 1
Основные макроэкономические показатели региона
Показатель Год
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Численность населения, тыс. чел. 894,4 901,1 898,9 896,9 894 891,5 891,3 891,1
Доля региона в общероссийской численности населения, % 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6
ВРП, млрд руб. 19,44 19,44 26,0 29,05 36,85 43,31 50,39 58,5
ВРП на душу населения, тыс. руб. 21,74 25,27 28,92 32,39 41,22 48,59 56,53 66
Доля региона в общероссийском ВРП 0,3 0,3 0,2 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1
Доходы бюджета на душу населения, тыс. руб. 5 474 6 593 6 101 7 130 9 651 12 427 16 830,2 21 251,3
Инвестиции в основной капитал, млн руб. 3 496,6 4 659,2 5 497,7 5 509,3 5 829,8 6 443 12 787,5 13 912,1
• отраслевая структура экономики неэффективна, она сохраняет приоритеты прошлого и не соответствует конкурентным преимуществам региона.
• в основных секторах экономики имеет место чрезмерный износ оборудования, ощущается нехватка квалифицированных кадров, производится дешевая продукция с низкой добавленной стоимостью и ориентированная на внутрирегиональное потребление;
• по данным Росстата и оценкам правительства Кабардино-Балкарской Республики, численность населения республики медленно снижается, и уменьшается доля населения в трудоспособном возрасте. Экономические проблемы Кабардино-Балкарии характерны и для других субъектов ЮФО. Однако за прошедший год в Кабардино-Балкарии достигнуты определенные успехи. Ее экономика вышла из фазы застоя. Объем произведенного ВРП показывает, что экономический потенциал Кабардино-Балкарии поступательно развивается. Заметно увеличились темпы промышленного производства. Эти изменения свидетельствуют о возможности улучшать экономическое положение в республике с помощью активных действий региональной власти.
Республика располагает развитыми транспортными коммуникациями, получили широкое развитие такие виды транспорта, как автомобильный, железнодорожный и воздушный.
По количеству предприятий гостиничного хозяйства Кабардино-Балкария находится в числе регионов, обладающих значительным гостиничным комплексом, что
70
во
W
30
30
ю
определено санаторно-курортной и туристическои специализацией региона и географическим положением.
Многие основные экономические и социальные показатели Кабардино-Балкарии продемонстрировали в 2008 г. определенный рост и имели следующие значения:
индекс промышленного производства — 108,7; объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млнруб. — 18 103,5; добычаполезныхископаемых, млнруб. — 130,9; объем продукции обрабатывающих производств, млнруб. — 13 123,6; производство и распределение электроэнергии, газа и воды, млн руб. — 4 849; объем продукции сельского хозяйства, млн руб. - 19 475,7;
грузооборот автомобильного транспорта, млн т-км — 158,7;
объем услуг связи, млн руб. — 2 789,5; оборотрозничнойторговли, млнруб. — 47 872,8;
Ж.53
«.59 И 568
ÎC.'-C
2ВД2 Эв.Ж 4X31
21.74 15,2Т &JXS 29.06
19.41 22.77 ■
2001
2Я02
2003
зоы
2005
зи
3007
2000
В F П. илрД р/Ь
■ ВРП I рлсит» 14 нлсчнил, тыс р*6
Рис. 2. Динамика ВРП Кабардино-Балкарской Республики в 2001—2008 гг.
• объем платных услуг населению, млн руб. 10751,1;
• инвестиции в основной капитал, млн руб. 15 371,4;
• объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», млн руб. 6 193,7;
• ввод в действие жилых домов, тыс. м2 — 245,2;
• индекс потребительских цен, % — 116,1;
• индекс цен производителей промышленных товаров, % — 103,9;
• реальные располагаемые денежные доходы за год, тыс. руб. — 114,6;
• среднемесячная начисленная заработная плата одного работника (включая субъекты малого предпринимательства),тыс. руб. — 9 503;
• среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий (без субъектов малого предпринимательства), тыс. чел. — 129,4;
• численность официально зарегистрированных безработных на конец периода, тыс. чел. — 24,8. Традиционно Кабардино-Балкария — индустриально-аграрная республика. Сельское хозяйство обеспечивает почти треть ВРП. Структура ВРП Кабардино-Балкарской Республики по видам хозяйственной деятельности в 2007 г. имеет следующий вид, %:
• сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство — 23,5;
• хозяйственные отрасли промышленности — 15,2;
• строительство — 8,3;
• оптовая и розничная г_
торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 19,4;
• транспорт и связь — 7,3;
• государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение — 9,0;
• образование — 6,7;
• здравоохранение и предоставление социальных услуг — 4,9;
• прочиеотрасли — 5,5. Доля сельского хозяйства и промышленности в
ВРП за последние годы стабильно снижается (сельское хозяйство — с 36,2% в 2002г. до 23,5 % в 2007г., промышленность — с 18,7 до 15,2%)засчетбурного роста торговли, которая занимает2-е место в объеме ВРП (рис. 3).
Небольшой рост в структуре ВРП демонстрирует строительство.
Анализ отраслевых тенденций в мире, соответствия им сложившейся структуры экономики республики, природно-климатических и ресурсных особенностей региона приводит к выводу, что к перспективным направлениям деятельности на территории КБР можно отнести:
1) производство продуктов глубокой переработки сельскохозяйственного сырья (с ориентацией на экспорт продуктов премиум-сегмента);
2) спортивно-оздоровительный туризм;
3) высокотехнологичное производство строительных материалов.
В структуре ВРП республики промышленность в 2008 г. занимает всего 14,7% (21,4% - в 1997 г.). В 2006 г. наметился небольшой рост промышленного производства.
Общее число промышленных предприятий всех форм собственности на 01.01.2009 составило 1 950 единиц (16,7% от всех организаций республики), из них добыча полезных ископаемых являлась основным видом деятельности у 70, производство и распределение электроэнергии, газаи воды — 144, обрабатывающие производства — 1 736 организаций.
эел мл «о ЗЭ.7
27.1 14.5
АН Т «46 21X1 10,3 ю.о
13, * ж 18.4 м.е И5.& 19.0 -».4
15.8 0.1 Я Л 12,2
й 5 4___ 72 В 3
ад 72
4.С а.1 С.2
С*ЛЬ«И М ИЙС т» в
строит«! ЬСТ» О
трлш гирт к с» »эь
Рис. 3. Динамика структуры ВРП Кабардино-Балкарии по основным отраслям
в 2001—2007гг., %
■18,7
15,3
■15,6
К,8
ш.е
14,7
Вид экономической деятельности Оборот, млн руб. В процентах к 2007 г.
Вся экономическая деятельность 42 065 118,5
В том числе организации с основным видом деятельности:
добыча полезных ископаемых 299,9 190,0
обрабатывающие производства 13 649,8 118,0
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 8 169,8 124,6
1.
2.
Рис. 4. Промышленность в структуре ВРП Кабардино-Балкарии в 2001—2008 гг., %
Оборот промышленных организаций вырос в 2008 г. по всем видам деятельности и составил 22 119,5 млн руб. Больше всего оборот вырос в добыче полезных ископаемых.
В оборот организаций включается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров.
С 1998 по 2003 г. такие отрасли, как сельское хозяйство и электроэнергетика имеют наибольшую долю в валовом выпуске, численности промыш-ленно-производственного персонала и основных фондах. Это подтверждается расчетными данными коэффициента локализации (специализации) производства и индекса специализации для отраслей экономики за 2003 г.
Процесс устойчивого регулирования является регулируемым процессом, что и определя-
Таблица 2
Оборот промышленных организаций по видам экономическойдеятельности в 2008 г. (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей), в действующих ценах
6.
ет возможность и необходимость воздействовать на него основными инструментами государственного регулирования. Таким инструментом может являться стратегическое и индикативное планирования, включающие программно-целевой подход с использованием целевых комплексных программ при определении перспективных направлений регионального развития. Поэтому разработка многоцелевых программ стабилизации и устойчивого развития регионов должна осуществляться с использованием современной методологии принятия эффективных решений на основе стратегического планирования.
Список литературы
4.
5.
Бачурин А. Основные условия устойчивости экономики // Экономист. 1998. № 11. С. 34-42.
Вертакова Ю. В. Прогнозирование и индикативное планирование в регионе / Ю. В. Вертакова, Э. Н. Кузьбожев, Е. В. Самофалова/ под ред. Э. Н. Кузьбожева. Курск: Изд-во Курск ГТУ, 2001. 124 с.
Викентъев А. И. Развитие экономики СССР и проблемы пропорциональности / М.: Эконо-миздат, 1963. 189 с.
Инвестиционный паспорт Кабардино-Балкарской Республики. URL: http://www.kbr-invest. ru.
КозъеваИ.А. Инвестиционная политика в Курской области: анализ прошлого и вероятность будущего / И. А. Козьева, Э.Н. Кузьбожев // Проблемы региональной экономики: межтерриториальный научно-производственный журнал. Ижевск: изд-во УдГУ. 1997. № 3—4. С. 40-57.
Лузин Г. Л. Управление региональным развитием в период перехода к регулируемому рынку (прогнозы, анализы, варианты) / Г. П. Лузин, Э. Н. Кузьбожев. Апатиты: изд-во. Кольского научного центраАН СССР, 1991.88 с. Нуреев Р. Ж. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: учебн. пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. 240 с.