Научная статья на тему 'Индикативное управление в туристско-рекрационной сфере'

Индикативное управление в туристско-рекрационной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муратова Людмила Ивановна

О сущности и значении индикативного, направляющего подхода к планированию и организации процессов социального и экономического развития свидетельствует его широкое применение во многих зарубежных странах (особенно, во Франции, Канаде, США и Японии) на протяжении длительного периода времени, с использованием разнообразных, изменяющихся и усложняющихся в динамике, инструментов и методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индикативное управление в туристско-рекрационной сфере»

ИНДИКАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Муратова Людмила Ивановна, доктор экономических наук, профессор

О сущности и значении индикативного, направляющего подхода к планированию и организации процессов социального и экономического развития свидетельствует его широкое применение во многих зарубежных странах (особенно, во Франции, Канаде, США и Японии) на протяжении длительного периода времени, с использованием разнообразных, изменяющихся и усложняющихся в динамике, инструментов и методов.

Так, исторически первой формой индикативного планирования была конъюнктурная, связанная с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста. Структурная форма индикативного планирования, являясь продолжением первой, появляется с подключением к выполнению индикативных планов частных предприятий и территориальных властей с использованием различных мер господдержки в рамках селективной структурной политики.

Наиболее зрелой эволюционной формой индикативного планирования, отличающейся большей мерой отлаженности взаимодействия всех соответствующих институтов регулирования является стратегическая, по существу интегрирующая предыдущие формы с более совершенными процедурами непосредственного (а не через политические институты) согласования частных и общих направлений развития экономических систем.

В совокупности инструментов индикативного подхода выделяются бюджетирование, контрактация, нормирование, экономический инжиниринг и инвестиционное проектирование. Бюджетирование связано с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста по мере увеличения государственных расходов в валовом внутреннем продукте.

Контрактация обеспечивает координацию интересов и действий хозяйствующих субъектов и государства на основе соответствующей системы взаимосвязанных микропланов. На основе нормирования формируется совокупность норм и нормативов (как обязательных, так и рекомендательных для экономических субъектов), обеспечивающих взаимоувязку факторов производства, расходуемых ресурсов и ожидаемых результатов, сбалансированность натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков.

Сущность экономического инжиниринга заключается в проектировании экономических институтов и систем с точки зрения институционально-новационных изменений экономических систем. Инвестиционное проектирование обеспечивает создание благоприятного инвестиционного климата, разработку инвестиционных программ и заключение соответствующих соглашений.

Следует отметить, что целостная система общегосударственного индикативного управления должна органично складываться из отдельных регионально-отраслевых подсистем, для функционирования

которых необходим анализ совокупности показателей, в том числе, реального и потенциального размера или значимости экономических систем, перспектив их роста и стадий жизненного цикла, наличия и масштабов конкуренции, объёма и структуры отраслевых издержек, рыночной среды и системы сбыта продукции, тенденций развития, ключевых факторов успеха и др.

Указанные характеристики создают информационную базу, на основе которой формируется система территориально-отраслевого индикативного управления. Так, определение существующих размеров отрасли, состояния (с определением стадии жизненного цикла) и потенциала роста позволяют выявить необходимость, масштаб и характер регулирующего воздействия на неё с целью стимулирования развития.

Информация о структуре и масштабах конкуренции характеризует концентрацию профильных экономических субъектов в регионе или отрасли, регламентацию отношений между ними на рынке, необходимость и достаточность барьеров входа в отрасль и т.д.

Важными показателями являются характеристики объёмов и структуры затрат. Возможность уменьшения или, напротив, необходимость их увеличения диктуется спецификой развития экономических систем. Государственными инструментами воздействия здесь, прежде всего, являются стандарты, нормы и нормативы, как обязательного, так и рекомендательного характера.

Параметры системы сбыта продукции по субъектам хозяйствования, отраслям и регионам дают информацию для рассмотрения вопросов о необходимости контроля каналов реализации, обеспечения или закрытия доступа к ним, поиска и установления альтернативных направлений сбыта и т.д.

Тенденции развития территориально-отраслевых систем определяются на основе анализа динамических трансформаций экономических показателей, с учётом наличия и масштабов конкуренции, изучения разнообразных факторов макро- и микросреды с целью выявления возможных изменений в перспективе.

Ключевые факторы успеха выявляются в итоговом анализе, необходимом для прогнозирования стратегического поведения хозяйствующих субъектов, отраслей и регионов. К примеру, ключевыми факторами успеха для фармацевтической отрасли могут быть, прежде всего, инновации и сбытовая сеть.

В сфере рекреации и туризма (включающей и санаторнокурортный комплекс) размеры отрасли обширны, так как оно обслуживает практически все население страны, как в период болезни, так и в период относительного здоровья (для профилактики заболеваний, поддержания трудоспособной формы). Поэтому, увеличение (уменьшение) размера отрасли прямо связано с ростом (сокращением) численности населения.

С точки зрения спектра оказываемых услуг, сфера рекреации и туризма имеет значительный потенциал роста, который может быть реализован посредством внедрения новых технологий, развития маркетинговых служб и т.д. Влияние сферы рекреации и туризма на другие отрасли и сферы экономики проявляется в обеспечении

социальных потребностей трудовых ресурсов, создании условий для их жизнедеятельности.

С позиций принципов становления рыночных отношений (наличия и многообразия форм собственности и видов хозяйствования; неограниченного число участников конкуренции, равного свободного доступа на рынок и выхода из него; равного доступа всех участников к имеющимся ресурсам; наличия у каждого участника конкуренции возможностей обладания полного объема рыночной информации - о спросе, предложениях и т.д.), следует отметить, что отношения между хозяйствующими субъектами в сфере рекреации и туризма в большинстве случаев отвечают указанным принципам.

Следовательно, рынок услуг сферы рекреации и туризма - это объективный факт, который стал возможным в результате реформирования данной отрасли за последние годы. Специфика указанного рынка определяется, прежде всего, особенностями отрасли, а именно ее продукцией - оказываемыми медицинскими услугами, которые могут относиться как к общественным, так и к частным благам.

Общественный характер благ означает их неконкурентность (одинаковую доступность для пользователей), возможную выгодность не только для отдельных лиц, но и для общества в целом. Именно в этой плоскости действуют государственные регулирующие механизмы, реализующие социальные функции государства, а именно: обеспечение доступности минимально необходимых медицинских услуг и получения положительного общественного эффекта путем контроля за осуществлением санитарно-гигиенических и эпидемиологических мероприятий, финансирования социально-значимых видов медицинской помощи и т.д.

Для частных услуг характерны конкурентность и ряд других свойств товара, который может продаваться и покупаться на рынке. Здесь имеет место сужение государственного регулирующего воздействия, которое в большей степени опирается на установление стандартов медицинских услуг, как обязательного, так и рекомендательного характера. Именно частные медицинские услуги создают объективную основу формирования и развития рыночных отношений в сфере рекреации и туризма.

Соотношение между общими и частными услугами в сфере рекреации и туризма характеризуется преобладанием последних. Это создает более широкие возможности развития здесь рыночных отношений, что, однако, не должно отрицать их общественной, социальной направленности.

Поэтому существует множество специфических особенностей отрасли и рынка сферы рекреации и туризма, которые определяют не только возможность и перспективы роста, но и другие отраслевые показатели, совокупность которых, как было указано ранее, рассматривается в качестве информационной базы индикативного планирования.

Учитывая особенности общественного и частного характера медицинской услуги, следует отметить, что составляющие эффективности функциониро-вания сферы рекреации и туризма должны быть ранжированы по степени значимости: на первом место выступает

социальная эффективность, на втором - медицинская, на третьем -экономическая.

Отсюда явствует различная значимость факторов, влияющих на каждый элемент эффективности, а, следовательно, на возможность роста отрасли и отраслевого рынка. Это значит, что для повышения социальной эффективности, в первую очередь, важно совершенствование государственного регулирования сферы рекреации и туризма, для медицинской - развитие научных исследований, внедрение новых технологий и техники, для экономической - соблюдение требования: результаты должны быть не ниже затрат.

В связи с тем, что система государственного регулирования сферы рекреации и туризма имеет множество погрешностей, техникотехнологическая база в целом не отвечает международным стандартам, выполнение основного требования экономической эффективности также не всегда возможно, можно сделать вывод о том, что отраслевой рынок сферы рекреации и туризма России находится в затянувшейся стадии переходного периода.

Отечественный рынок туристско-рекреационных услуг характеризуется неполным включением рыночных механизмов в силу особенностей развития этой сферы в России. Дело в том, что с 1992г. изменились источники и объемы финансирования здравниц страны, созданные государственные фонды социального страхования перестали выделять должные средства санаторно-курортным предприятиям, что сказалось на ухудшении их состояния, и, следовательно, на объемах предложения услуг на рынке.

Кроме того, хозяйственная самостоятельность этих предприятий привела к резкому уменьшению еще одного источника финансирования -фонда потребления, так как в условиях перманентного экономического кризиса проблемы отдыха и лечения уходят на второй план. Но, в то же время, хозяйственная самостоятельность рекреационных предприятий, вследствие отсутствия централизованного распределения путевок и дотаций на них, как раз и привела к созданию соответствующего рынка. Таким образом, можно констатировать, что рынок туристско-рекреационных услуг, являющийся сегментом рынка медицинских услуг, более «продвинут» и находится в стадии относительного роста.

Структура и масштабы конкуренции в сфере рекреации и туризма могут рассматриваться с различных позиций. Их можно анализировать, например, с точки зрения разнообразия организационно-правовых форм субъектов - производителей соответствующих услуг.

Если сгруппировать действующие в отечественном сфере рекреации и туризма формы предпринимательства по критерию формы собственности, то получается следующая система: частной

собственности соответствует частнопрактикующий врач; коллективнодолевой - общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и медицинский кооператив; государственной и

муниципальной собственности - соответствующие лечебные учреждения, в том числе, оказывающие платные услуги; смешанной форме - совместные предприятия, которые могут выступать в различных организационно-правовых формах.

Движение финансовых потоков в сфере рекреации и туризма также имеет ряд особенностей. Это связано, как с формированием фондов денежных средств, так и с их использованием. К примеру, наиболее распространенная форма предпринимательства в российской сфере рекреации и туризма это лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), которые, наряду с бесплатными, могут оказывать и платные медицинские услуги, имея три источника финансирования: бюджетные средства, средства обязательного медицинского страхования и доходы от платных медицинских услуг, цены на которые регулируются государством. В этом случае, возникает неравная конкуренция, так как по сравнению с платными лечебными учреждениями, ЛПУ ограничены не только в установлении цены, но и в использовании доходов.

В этой связи на первый план, с позиций функционирования в сфере рекреации и туризма различных по формам собственности и предпринимательства организаций, выходит задача выработки механизма выравнивания условий конкуренции, стимулирования более прогрессивных и эффективных (с точки зрения социальных и экономических критериев) форм организации бизнеса. Здесь, для выравнивания условий конкуренции возможно введение налоговых льгот.

Существуют и другие критерии, по которым можно исследовать конкуренцию в сфере рекреации и туризма. С позиций индикативного подхода, больший интерес представляют те из них, которые поддаются регулирующему воздействию с точки зрения регламентации отношений между субъектами рынка и установления барьеров входа на рынок.

Характеристики объёмов и структуры отраслевых издержек корректней рассматривать с позиций механизма ценообразования, сложность которого в сфере рекреации и туризма обусловлена спецификой отрасли. При этом, выделяются четыре вида цен на анализируемые услуги: бюджетные (нормативные); тарифы в системе обязательного медицинского страхования (ОМС); договорные цены (в том числе, в системе добровольного медицинского страхования, ДМС); свободные рыночные цены на платные медицинские услуги.

Первые два вида цен базируются на устанавливаемых стандартах, нормах и нормативах, в основе которых заложены различные методики расчета, в том числе, на одного пролеченного больного, одно посещение, один койко-день, один день пребывания в дневном стационаре и т.д.

Бюджетные оценки и тарифы в системе ОМС прибыль не включают, однако, значимость обеспечения рентабельности сферы рекреации и туризма обусловила необходимость учета в составе расходов бюджетной классификации возмещения текущих затрат и финансирования развития деятельности.

Что касается платных услуг, то они не подлежат государственному регулированию и формируются в порядке, предусмотренном соответствующими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Минэкономики России. Кроме того, правила оказания платных медицинских услуг, регламентируются постановлением об

утверждение правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.

Государственное регулирование ценообразования туристско-рекреационных услуг может осуществляться через фиксированные размеры дотаций на путевки, изменение условий закупки внебюджетными фондами, колебания налоговых льгот и т.д. Таким образом, очевидно, что механизм ценообразования сферы рекреации и туризма входит в систему индикативного регулирования.

Система сбыта продукции непосредственно влияет на реализацию анализируемых услуг, с учётом специфических особенностей отрасли сферы рекреации и туризма:

- совпадения производства и потребления этих услуг во времени и пространстве;

- возможностей оценки результатов деятельности только после потребления услуг;

- влияния фактора сезонности на динамику спроса на анализируемые услуги.

В сфере рекреации и туризма в большей степени проявляются второй и третий из названных факторов. Например, здесь имеет место определенная индивидуализация: выбор санатория чаще определяется по лечебной базе, соответствующей профилю заболевания потребителя. Кроме того, в значительных пределах происходит колебание цен на путевки в период межсезонья.

Информация «сбытового» характера может быть использована в индикативном планировании. Так, при увеличении численности населения, имеющего сердечнососудистые заболевания, могут предусматриваться: увеличение дотаций на путевки в санатории

соответствующего профиля, объемов финансирования инвестиционных проектов, предусматривающих строительство санаториев указанного профиля и т. д.

В индикативных планах также могут действовать механизмы, нейтрализующие дифференциацию цен по сезонам (в рамках использования соответствующей дифференциации налогов на прибыль или тарифов на услуги вспомогательных структур в системе сбыта).

Тенденции развития отрасли проявляются в направлениях изучения, с одной стороны, потребностей в данных услугах, с другой стороны, потенциала системы сферы рекреации и туризма, способного удовлетворить предполагаемые потребности.

Очевидно, что величина спроса, по отношению к бесплатным общественным услугам, зависит от ряда факторов, которые в большей степени не имеют денежного характера. При этом, одни факторы являются следствием других, к примеру, численность населения, состояние его здоровья, структура заболеваемости зависят от экологической обстановки, эпидемиологической ситуации, эффективности применяемых методик лечения и т.д.

Величина спроса на платные услуги определяется, как правило, факторами денежного характера, прежде всего ценой. Здесь имеет место следующая тенденция: величина спроса снижается по мере возрастания цен на услуги. Однако, в этой сфере на величину спроса влияют и другие факторы, в том числе, изменения структуры

потребностей. К примеру, мода на косметические операции может привести к общему увеличению спроса на такие услуги. Важной тенденцией является тот факт, что на смену демонстративного потребления во многом приходит функциональное, массовое производство все чаще заменяется уникальным предложением.

Изменения объемов предложения анализируемых услуг, в условиях действия рыночных отношений, подчинены закону предложения, согласно которому они тем больше, чем выше цена услуг при прочих равных условиях. Если цена рыночных услуг позволяет обеспечивать окупаемость затрат, то возможно увеличение объемов предлагаемых услуг, но до тех пор, пока они соответствуют ресурсному потенциалу производителей, удовлетворяя соответствующий спрос, и до достижения ими некоторой предельной полезности - после которой увеличение или даже само производство услуги становится невыгодным. То есть, действуют естественные ограничители увеличения объемов предложения платных медицинских услуг.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что сфера предложения бесплатных общественных услуг не может не оказывать влияния на рыночное предложение платных услуг. В связи с этим, определяя тенденции развития предложения бесплатных услуг, следует отметить, что их объемы будут зависеть, прежде всего, от:

- размеров материальных и финансовых ресурсов (в бюджетной системе и в ОМС);

- внедрения новых технологий и технических средств в сфере рекреации и туризма;

- совершенствования системы распределения оказываемых услуг, исключающей их перепотребление и неэффективное использование ресурсов.

Тенденции, характеризующие изменения спроса и предложения услуг сферы рекреации и туризма, служат наиболее общими ориентирами, позволяющими выявить направления развития отрасли. К числу других факторов, влияющих на развитие сферы рекреации и туризма, можно отнести: изменения в международных стандартах, появление новых форм организации услуг, развитие маркетинговых служб, динамизм рекреационного потенциала, совершенствование системы сбыта, экономические и политические факторы, изменения нормативных документов, регламентирующих деятельность субъектов хозяйствования в отрасли.

Ключевыми факторами развития сферы рекреации и туризма являются, прежде всего, внедрение новых технологий обслуживания населения и расширение ассортимента услуг. То есть, адекватность изменений отрасли трансформациям потребностей населения является базовым условием организации эффективного сферы рекреации и туризма. Кроме того, поиск новых каналов сбыта, совершенствования механизма сбытовой сети и в целом управления также являются ключевыми аспектами стратегии развития сферы рекреации и туризма.

Рассматривая сквозь призму указанных ценностей стратегически значимые факторы успеха функционирования туристско-рекреационной сферы, определяющие её перспективное развитие, особо следует выделить:

- доступность туристско-рекреационных услуг широким слоям населения (учитывая и то, что рекреационные ресурсы принадлежат всему обществу);

- качество туристско-рекреационных услуг, позволяющее наиболее полно удовлетворять потребности людей в лечении и отдыхе.

Для конкретизации целей и задач сферы рекреации и туризма необходимо, на основе, обозначенной в отраслевом анализе информационной базы, определить направления необходимых изменений в средне- и краткосрочной перспективе (стратегические определены базовыми ценностями сферы рекреации и туризма). При этом, определяются степень и характер регулирующего воздействия государства на отрасль, удовлетворения потребностей в анализируемых услугах имеющимися и необходимыми ресурсами (из различных источников), баланса интересов участников социально-экономических отношений в сфере рекреации и туризма.

В первую очередь рассмотрению подлежат вопросы, связанные с реализацией социальных гарантий населению, то есть, функционирования сферы бесплатных медицинских услуг, планирование, финансирование и управление которой реализуются посредством формирующегося в отечественной сфере рекреации и туризма бюджетно-страхового механизма, представляющего собой многоуровневую и многоэлементную структуру. Основной целью его планирующей подсистемы является максимально четкое определение государственных гарантий оказания медицинской помощи в условиях финансовых, социальных и политических ограничений.

Основными документами, отражающими работу планирующей подсистемы указанного механизма в РФ, являются: концепция развития сферы рекреации и туризма и медицинской науки, программа государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, федеральный и территориальные бюджеты в части разделов «Сфера рекреации и туризма и физическая культура», федеральный и территориальный бюджеты ОМС. При этом, в них прослеживается выбор путей и средств достижения поставленных целей, осуществляется систематизация параметров показателей, форм и методов реализации задач в организационном плане.

Так, в «Концепции» обозначаются ключевые, стратегические цели и задачи сохранения и улучшения здоровья людей, а также сокращения прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения. В целом, профилактическая направленность является одним из основных принципов реализации концепции. Здесь же определяется инструментарий индикативного планирования, важнейшее место в котором занимает бюджетирование (в рамках реализации государственных гарантий). Контрактация также является значимым инструментом индикативного управления.

В контексте инвестиционного проектирования предполагается проведение политики, обеспечивающей максимальный медицинский, социальный и экономический эффект на единицу затрат. Стандартизация и нормирование являются незаменимыми элементами указанного инструментария. Экономический инжиниринг реализуется в

создании единой системы обязательного медико-социального страхования.

Программа государственных гарантий, как и бюджетирования, отличается от концепции конкретизацией необходимых положений. В качестве основных индикаторов здесь рассматриваются: перечень всех видов медицинской помощи, предоставляемой бесплатно; объемы медицинской помощи; перечень важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения и т.д.

Обоснование и систематизация указанных показателей производится на основе прогнозируемых потребностей и объемов предоставляемых медицинских услуг, устанавливаемых нормативов. Выделяются три группы социально-экономических нормативов в сфере рекреации и туризма.

Первая группа включает стандарты, количественно отражающие научно-обоснованный уровень индивидуальных, групповых и общественных потребностей населения в медицинских услугах, учитывающих объективно необходимую частоту обращений за различными видами медицинской помощи (больничной, профилактической, лечебно - диагностической, консультативной,

лекарственной и др.). Они находятся в прямой и косвенной зависимости от таких факторов, как уровень здоровья населения, его

демографический состав, санитарно-гигиенический уровень, социальноэкономическое положения семьи, условия труда и быта, экологическая обстановка и т.д.

Во вторую группу входят нормативы ресурсного обеспечения, расчет которых осуществляется на основе показателей уровней потребности населения в медицинской помощи. Конкретными

характеристиками здесь является тарифы страховых взносов, число больничных коек (по профилю и типу учреждений); число врачей, среднего медперсонала и фармацевтических кадров на 10 тыс. жителей; относительные показатели уровня фондооснащенности больниц и поликлиник; планируемая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений по числу посещений в смену; число жителей, приходящихся на одну аптеку; финансирование сферы рекреации и туризма, в расчете на одного жителя в год; число мест в санаториях и др.

В указанных двух группах различают (с точки зрения степени удовлетворения потребностей), реальные и рациональные показатели. Реальные показатели отражают уровень наблюдающихся в текущий момент времени социально-экономических условий жизнедеятельности общества и потребностей сферы рекреации и туризма в ресурсах. Рациональные показатели ориентированы на полное удовлетворение потребностей населения, вне зависимости от возможностей ресурсного обеспечения.

Третья группа содержит технологические нормативы, которые менее всего поддаются централизованному регулированию. Сюда относятся нормы затрат труда медицинского персонала, а именно: загрузки, выработки, обслуживания, длительности рабочего времени. Указанные характеристики сложны по своей социально-экономической природе и не могут быть отнесены ни к нормативам потребностей, ни к нормативам ресурсной обеспеченности.

Кроме указанных нормативов, выделяют также комплексные, базирующиеся на множестве частных, комплексно оценивающих различные социально-экономические аспекты функционирования сферы рекреации и туризма, как явления, а также нормативы, отражающие отдельные стороны наблюдающихся процессов.

Таким образом, система социально-экономических нормативов является своеобразной совокупностью эталонов, являющихся сравнительными мерилами деятельности сферы рекреации и туризма, которые в современных условиях чаще не имеют обязательного, директивного характера, а применяются в большей степени как информационно-ориентирующие.

Нормативы закладываются в основу федеральной и территориальных программ государственных гарантий, в базовые программы ОМС, в бюджеты различных уровней, в части выделяемых на сфера рекреации и туризма средств. При этом, формирование территориальных нормативов объемов бесплатной медицинской помощи предусматривает корректировку с учётом территориальной специфики, в том числе, особенностей демографического состава населения территорий.

Изменения в уровне нормативов имеют место не только в региональном разрезе, но и во времени, в связи с возникновением новых потребностей и возможностей, изменениями уровня жизни, условий труда и т.д. Сам порядок формирования нормативов определяется методическими указаниями, разрабатываемыми Минздравом РФ и федеральным фондом ОМС.

На основе применения норм и нормативов вырабатываются рекомендуемые объемы медицинской помощи по Российской Федерации в целом, затем по субъектам Федерации и в разрезе муниципальных образований. Плановые показатели в сфере платных услуг и добровольного медицинского страхования более дифференцированы по субъектам хозяйствования, действующим в этой сфере. Они формируются самостоятельно каждой организацией в рамках действующих нормативных документов.

Детализация концепции должна иметь место в специально разрабатываемой федеральной целевой программе. Такая программа «Развития курортов Федерального значения» предлагалась правительством РФ на период 1996-2000гг., но из-за недостаточного финансирования не была реализована. И в концепции, и в программах прослеживается один и тот же инструментарий индикативного планирования, применяемый в сфере рекреации и туризма в целом.

Бюджетирование определяет объемы ежегодно выделяемых денежных ресурсов, средств фонда социального страхования, территориальных фондов социальной поддержки населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление отдельных категорий населения. Объемы средств, направляемых на капитальные вложения, свидетельствуют об использовании инвестиционного проектирования в составе инструментария индикативного планирования.

Стандартизация и нормирование и здесь являются одними из важнейших элементов индикативной системы. Роль стандартов важна и при определении направлений развития рынка медицинских услуг,

который характеризуется множеством субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм, имеющих равный доступ к информации, свободный вход и выход на рынок. Поэтому система стандартизации необходима не только для идентификации качества предоставляемого лечения, но и для нормативно-правовой регламентации санаторно-курортной сферы.

Экономический инжиниринг должен найти свое отражение в следующих положениях:

- разработки нормативно-правовой документации по созданию федерального и региональных центров детской курортологии;

- обоснования нормативно-правовой документации по созданию системы восстановительной и курортной телемедицины;

- организации и ведения ведомственного мониторинга за природными лечебными ресурсами и факторами;

- подготовки новых или дополнения имеющихся федеральных законов в сфере сферы рекреации и туризма и охраны природы.

В целом, система индикативного управления сфера рекреации и туризмам, в основе которой лежат концептуальные разработки эффективного распределения и использования ресурсов, а также основных направлений развития, предназначена для достижения стратегических целей в рамках реализации ряда важных императивов:

- выявления потребности населения в лечении и оздоровлении, возможностей финансирования общественного сферы рекреации и туризма (то есть, тех объемов средств, которые могут быть направлены на бесплатное обслуживание населения);

- создания информационного обеспечения о состоянии рынка сферы рекреации и туризма, в том числе, туристско-рекреационных услуг, о механизмах его регулирования (с позиций регламентации для субъектов, действующих на рынке);

- формирования и реализации системы взаимодействия государственных, региональных и местных органов управления, а также субъектов хозяйствования, функционирующих в сфере сферы рекреации и туризма;

- выделения и учёта ориентиров развития сферы рекреации и туризма, в том числе, туристско-рекреационных услуг с точки зрения правовых, социальных и экономических аспектов.

Первые две выделенные задачи позволяют в большей мере реализовать информационную функцию индикативного управления в сфере рекреации и туризма, вторая и третья - координирующую, третья и четвертая - направляющую функцию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя предложенную систему, следует отметить, что экономическая ситуация, наблюдающаяся в сфере рекреации и туризма, свидетельствует о возможности и необходимости использования для всех эволюционных форм (конъюнктурной, структурной и стратегической) инструментов индикативного управления в составе бюджетирования, контрактации, нормирования, экономического инжиниринга и инвестиционного проектирования.

В условиях трансформирующейся системы управления сфера рекреации и туризмам (как на макро-, так и на микро-уровне), разнообразие применяемого инструментария позволяет в итоге

формировать оптимальные индикативные планы, как с точки зрения организации экономических отношений в данной сфере, так и с позиций рационального использования ресурсов.

Теоретические исследования и анализ развития сферы услуг в России и мире свидетельствуют о том, что процессы становления и трансформации рынка услуг тесно связаны с общеэкономическими императивами, а последовательная интеграция России в мировое экономическое сообщество соответствующим образом видоизменяет представление о направлениях, качестве и спектре услуг, определяя закономерности развития и систему управления этим сектором современной экономики, приближая эти характеристики к мировым стандартам.

В качестве важной отличительной черты развитого рынка услуг, по сравнению с обычными товарами, следует выделить высокую эластичность и динамику объема платных услуг. При этом, следует учитывать, что особенностью рыночных отношений в ряде видов деятельности сферы услуг является большая возможность для экономических экспериментов, нововведений, вследствие чего наблюдается определённый мультиплика-тивный эффект их воздействия на другие отрасли народного хозяйства.

В целом проведенный анализ показывает, что ВРП, отражающий результаты экономической деятельности в регионах, в значительной степени формируется сферой услуг: основной объем валовой

добавленной стоимости, начиная с конца 90-х гг. ХХ века, производится в сфере услуг, которая является своеобразным катализатором развития многих других отраслей экономики. Кроме того, сфера услуг выполняет ключевую социальную функцию, ибо она, предоставляя определенные блага, способствует удовлетворению потребностей личности, стимулируя рост покупательной способности населения и обеспечивая воспроизводство в масштабах национальной и региональных экономик.

С целью исследования динамики объёмов и структуры платных услуг населению разработана соответствующая методика, сущность которой в пяти этапах расчётов и прогнозирования.

На первом этапе, на базе индексного анализа, изучаются факторы (физического роста и влияния цен), определяющие количественные трансформации сферы услуг, рассчитываются сопоставимые, в оценке по последнему году динамики, объёмы производства услуг.

Сущность второго этапа заключается в обосновании и расчёте регрессионной модели, характеризующей развитие сферы услуг, с позиций зависимости соответствующих объёмов от фактора времени.

Логика третьего этапа определяется формированием системы моделей, формализующих динамические тенденции изменения структуры услуг по конкретным видам и комплексам.

На четвёртом этапе, исходя из предшествующего моделирования, осуществляется прогноз производства совокупных объёмов и структуры услуг по видам и комплексам на период до 2010г.

Идеология заключительного, пятого этапа исследования определяется детерминированным расчётом прогнозных объёмов услуг по конкретным видам и комплексам.

Так, в целом по Российской Федерации фактические объёмы платных услуг населению, в текущих ценах, увеличились с 811,7 млрд. руб. в 2001г. до 2798,8 млрд. руб. в 2006г., то есть, в 3,45 раза [3, 8]. Однако, как показывает индексный анализ, основным фактором этого роста является ценовой, ибо за 2001-2006гг. индекс физического объёма услуг увеличился в 1,37 раза, тогда как индекс цен в 2,52 раза.

Рассчитанный, с учётом реального роста, сопоставимый объём услуг (в оценке по 2006г.) в динамике непрерывно увеличивается от 2042 млрд. руб. в 2001г. до 2798,8 млрд. руб. в 2006г., соответственно, по средним трёхлетиям 2139 млрд. руб. в 2001-2003гг. и 2615,5 млрд. руб. в 2004-2006гг.

Судя по среднедушевым объёмам и структуре платных услуг населению, в 2001-2006гг. в системе наиболее крупных видов последовательно увеличивается доля услуг связи и жилищнокоммунальных, на фоне снижения транспортных. Услуги курортнорекреационного комплекса (гостиниц и аналогичных средств размещения, туристские, физической культуры и спорта, медицинские и санаторно-оздоровительные) в динамике существенно колеблются, при некотором приросте, судя по структурным характеристикам, в 2006г.

Зависимости объёмных и структурных характеристик развития сферы услуг от фактора времени формализуются на основе расчётов и выбора, среди ряда возможных, лучших регрессионных моделей.

Высокие характеристики тесноты связи, детерминации и критерия Стьюдента свидетельствуют об адекватности моделей реальной действительности, обусловливающей возможность их использования для аналитико-прогностических целей.

Сравнение сопоставимых (на основе фактических данных, в оценке по 2006г.) и расчётных, по регрессионным моделям, объёмов сферы услуг в динамике характеризует неустойчивость использования имеющегося потенциала с худшими уровнями в 2002-2003 и 2005гг., на фоне определённого повышения эффективности функционирования сервисной экономики в 2006г.

Судя по прогнозным оценкам, доля курортно-рекреационного комплекса в сфере услуг Российской Федерации может возрасти к 2010г. до 13,2%, по сравнению с 11,3% в 2006г., а абсолютные характеристики объёма соответствующих услуг должны увеличиться до 404 млрд. руб., при 316,3 млрд. руб. в 2006г.

В итоге, проведенный анализ позволяет идентифицировать основные экономические детерминанты формирования адаптированной к рыночным условиям региональной системы управления развитием сферы услуг, в числе которых динамика валового продукта, рост доходов населения, повышение доли расходов на потребляемые услуги различного характера, включая туристские, санаторнооздоровительные, лечебные и др.

Объективно существующая дифференциация регионов РФ по уровню социально-экономического развития формирует на каждой территории свои условия и базу для развития сферы услуг, структуру и объемы их потребления населением, что в совокупности определяет направления развития потенциала данного сектора в разрезе его видов, а также соответствующую систему управления. Это усиливает

значимость формирования стратегии развития сферы услуг, анализа ее «макроэкономического фона» в регионе, прежде всего, динамики денежных доходов и расходов населения, как индикатора потребления, в том числе продукции сферы услуг.

Так, объём денежных доходов населения Кабардино-Балкарской Республики составил в текущих ценах в 2006г. 54413,6 млн. руб., по сравнению с 11199,3 млн. руб. в 2000г., то есть, в 4,86 раза. При этом, реальные располагаемые денежные доходы за анализируемый период возросли в 2,14 раз, в том числе, в 2006г. к 2005г. в 1,125 раза.

За 2000-2006гг. структура использования денежных расходов населения в КБР существенно меняется. На покупку товаров и оплату услуг было израсходовано от 72,1% в 2000г. до 67,4% в 2006г., доля обязательных платежей и разнообразных взносов, соответственно, составила 3 и 4%, прироста финансовых активов от 24,8 до 28,5%, на приобретение недвижимости 0,1%.

Анализ показал, что в настоящее время в КБР имеются все необходимые условия (политические, социально-экономические и традиционно-этнические) для успешного функционирования и интенсивного развития сферы услуг.

Эти условия, в сочетании с благоприятным макроэкономическим фоном, стимулируют процесс структурно-отраслевой модернизации сферы услуг, который для республики заключается в преимущественном развитии курортно-рекреационного комплекса. Именно его элементы в регионе характеризуются большей мобильностью потенциала адаптации к рыночным условиям, соответствующим потребительским спросом, как со стороны населения республики, так и других регионов и стран. Кроме того, они являются важным источником пополнения бюджета КБР, в сравнении с другими видами деятельности, в том числе, сферы услуг.

По Кабардино-Балкарской Республике фактические объёмы платных услуг населению, в текущих ценах, увеличились с 2587,6 млн. руб. в 2001г. до 7955,3 млн. руб. в 2006г., то есть, в 3,07 раза [5, 8]. Однако, как показывает индексный анализ, основным фактором этого роста является ценовой, ибо за 2001-2006гг. индекс физического объёма услуг увеличился в 1,31 раза, тогда как индекс цен в 2,34 раза.

Рассчитанный, с учётом реального роста, сопоставимый объём услуг (в оценке по 2006г.) в динамике непрерывно увеличивается от 6061,7 млн. руб. в 2001г. до 7955,3 млн. руб. в 2006г., соответственно, по средним трёхлетиям 6724 млн. руб. в 2001-2003гг. и 78515 млн. руб. в 2004-2006гг.

Судя по среднедушевым объёмам и структуре платных услуг населению, в 2001-2006гг. в системе наиболее крупных видов последовательно увеличивается доля услуг связи и транспортных, на фоне снижения жилищно-коммунальных. Услуги курортно-рекреационного комплекса (гостиниц и аналогичных средств размещения, туристские, физической культуры и спорта, медицинские и санаторнооздоровительные) в динамике существенно колеблются, при некотором приросте, судя по структурным характеристикам, в 2006г.

О зависимости объёмных и структурных характеристик развития сферы услуг от фактора времени свидетельствуют расчёты, с

соответствующим выбором, среди ряда возможных, лучших регрессионных моделей:

Высокие характеристики тесноты связи, детерминации и критерия Стьюдента свидетельствуют об адекватности моделей реальной действительности, обусловливающей возможность их использования для аналитико-прогностических целей.

Сравнение сопоставимых (на основе фактических данных, в оценке по 2006г.) и расчётных, по регрессионным моделям, объёмов сферы услуг в динамике характеризует неустойчивость использования имеющегося потенциала с лучшими уровнями в 2001 и 2003-2005гг., на фоне некоторого снижения эффективности функционирования

сервисной экономики в последние годы.

Судя по прогнозным оценкам, физический объём сферы услуг, в ценах 2006г., может возрасти к 2010г. на 8,8%, тогда как абсолютные характеристики курортно-рекреационного комплекса ожидаются в размере 1691,5 млн. руб., по сравнению с 986,5 млн. руб. в 2006г.

В итоге, курортно-рекреационный комплекс Кабардино-Балкарии, являясь её приоритетным активным элементом, наглядно

демонстрирует зависимость развития сферы услуг от макроэкономических детерминант, выступая условием целого спектра модернизационных преобразований в экономике региона.

Социально-экономическое состояние и развитие субъекта Российской Федерации, в том числе, Кабардино-Балкарской Республики, характеризуется системой индикаторов (указателей) с соответствующими совокупностями абсолютных и относительных показателей.

Базисными индикаторами региональной экономики являются

характеристики используемых факторов (прежде всего, численности занятых, размеров основных фондов и инвестиций, а также структурного) и специализации, результатов функционирования (валового регионального продукта, объёмов промышленной и сельскохозяйственной продукции, денежных доходов населения, оборота розничной торговли и т.п.) и эффективности, оцениваемой с помощью ряда расчётных показателей, в том числе рентабельности, ресурсоотдачи, платёжеспособности и финансовой устойчивости.

Исследование динамических трансформаций экономики Кабардино-Балкарской Республики за 1995-2006гг. [4, 5] позволяет сделать ряд важных выводов.

Во-первых, по основным социально-экономическим показателям (занятым в экономике, объёмам промышленной и сельскохозяйственной продукции, денежным доходам населения, валовому региональному продукту) их минимальный уровень наблюдается в 1995-1998гг.

Во-вторых, характерным является тот факт, что, начиная с 1999г., как правило, негативная динамика сменяется позитивной, вследствие чего наблюдается соответствующее повышение темпов роста по многим социально-экономическим показателям.

В-третьих, начиная с 2002-2003гг., возможности постдефолтового развития заканчиваются, снижаются темпы роста большинства социально-экономических показателей.

В-четвертых, в динамике наблюдается взаимосвязь ряда социально-экономических характеристик. С одной стороны, большие темпы роста и увеличение масштабов производства обеспечивают соответствующий прирост денежных доходов населения, которые, в свою очередь, во - многом определяют, через потребительский спрос, оборот розничной торговли и платных услуг. В этих условиях торговый сектор является транслятором передачи денежных средств от населения производству с адекватным последующим его развитием.

Итоговые расчеты показали, что характеристики сопоставимого, в оценке по 2006г., валового регионального продукта КБР за 1995-2006гг. во многом определяются влиянием, с одной стороны, фактора времени, с другой стороны, развития туристско-рекреационного комплекса.

Высокий коэффициент множественной корреляции свидетельствует об очень тесной связи валового регионального продукта с введенными в модель существенными факторами, которыми объясняется 96,6% колеблемости результативного показателя.

Судя по коэффициентам регрессии, с увеличением фактора времени (характеризующего динамизм развития, в котором опосредованно аккумулируются трансформации различных социальноэкономических показателей - от основных фондов, инвестиций и занятых до объемов продукции и доходов населения) на один год, ВРП КБР возрастает на 1853,5 млн. руб.

Наряду с этим, прирост численности отдыхающих и лечащихся в туристско-рекреационном комплексе КБР на одну тысячу человек обеспечивает соответствующее увеличение валового регионального продукта на 49,681 млн. руб. Иными словами, каждый рекреант позволяет повысить ВРП Кабардино-Балкарской Республики на 49,7 тыс. руб. в год.

В экономической литературе имеются разные понятия региональной сферы, в которой осуществляется отдых, восстановление сил, оздоровление и лечение населения. Наряду с терминами рекреационной и туристской деятельности, курортного и санаторного секторов, применяются интегрированные характеристики курортнорекреационного, санаторно-курортного, курортно-туристского и других, близких по сущности, комплексов [10, 9].

Ключевыми понятиями, связанными с функционированием исследуемой сферы являются:

- рекреация, под которой понимается отдых и восстановление сил человека, при этом, рекреационным обслуживанием во многих странах занимается специализированная отрасль экономики [10];

- туризм как один из видов активного отдыха, сущность которого заключается в путешествии, поездке, походе в свободное время [10], с разнообразными целями, в том числе, оздоровительными, лечебными, ознакомительными и др.;

- санаторий в форме лечебно-профилактического учреждения специфического сектора экономики, для лечения человека преимущественно природными факторами, физиотерапевтическими средствами, режимом и диетой [10];

- курорт, которым является местность, имеющая природные лечебные средства (минеральные воды, грязи, благоприятный климат и

т.д.), где, на базе соответствующих специализированных учреждений, осуществляется оздоровление и лечение людей [10].

Как видно, сущность этих понятий во многом близка, чем и обусловливается применение интегрирующего их термина «комплекс», под которым понимается связь, сочетание, совокупность объектов, группа отраслей или подотраслей, предприятий, производящих продукцию единой природы [10, 7].

Поскольку, первичной целью туризма является путешествие, а итоговой функцией, то есть, его предназначением - отдых и восстановление сил, оздоровление и лечение, то более предпочтительным понятием может быть туристско-рекреационный комплекс (ТРК) региональной экономики, который является непрерывно и устойчиво развивающейся экономической системой, включающей ряд структурных секторов (санаторно-рекреационный, гостиниц и ресторанов, туристско-экскурсионный, медицинско-оздоровительный, физической культуры и спорта), функционирующих на основе взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей соответствующих товаров и услуг.

Как видно между ТРК и сферой здравоохранения много общего, поэтому в организационном плане (в зависимости от размеров и роли туристско-рекреационного комплекса в регионе) он или входит в нее, либо является самостоятельным элементом региональной экономики.

При этом, туристско-рекреационный комплекс формируется в рамках взаимодействия разнообразных сегментов экономики, как функциональных, так и отраслевых: организации перемещения

(транспорт), проживания и питания (гостиничный сектор и общественное питание), связи (информационные системы и технологии), создания и дистрибуции туров (туроператоры и турагенства), функционирования сферы развлечений, предоставления спортивно-оздоровительных, медицинско-оздоровительных и других услуг.

Функционирование туристско-рекреационного комплекса (ТРК) стимулирует рост разнообразных смежных отраслей, позволяя получить значительный мультипликативный (экономический и социальный) эффект, в рамках развития:

- транспортной инфраструктуры (автомобильных и железных дорог, авиаперевозок);

- агропромышленного комплекса (сельского хозяйства, пищевой промышленности и общественного питания);

- информационно-телекоммуникационных систем, в том числе, Интернет-маркетинга, онлайн-бронирования, телефонной и мобильной связи и т.д.;

- оптовой и розничной торговли, с целью обслуживания туристско-рекреационного комплекса и самих рекреантов;

- энергетических и коммунальных систем в связи с необходимостью качественного и бесперебойного обеспечения ТРК энергией и услугами;

- системы подготовки, переподготовки и повышения

квалификации профессиональных кадров на основе соответствующих образовательных учреждений.

С позиций места и роли в мировой экономике, туристско-рекреационный комплекс является одним из превалирующих секторов с чётко выраженной закономерностью роста объёмов и удельного веса. Во-первых, эта отрасль является фундаментальным источником формирования новых рабочих мест. Во-вторых, в экспорте мировой экономики (особенно, в ряде стран) туристско-рекреационная деятельность является доминирующей. Этот сектор, во многом, определяет национальную экономику Мальдивской республики, в Европе Греции, Египта, Турции, Испании и других стран, в которых доля поступлений от туризма в экспорте достигает 40 и более процентов. В-третьих, множество других стран, к которым относится и Россия, имеют значительный потенциал туристско-рекреационного развития с адекватным ростом экономики и повышения благосостояния населения.

В 1996г. в международном и внутреннем туризме стран мира было занято порядка 130 млн. чел., а его суммарный оборот составлял более 3 трлн. долларов [9]. В 2004г. удельный вес туризма в занятости населения в целом по мировой экономике составлял 8,3% (при численности работающих в размере 221 млн. чел.). При этом, соответствующая доля в ВВП была равна 10,6%, достигнув 4,8 трлн. $. Как видно, в данном случае наблюдается ультраэластичная связь, ибо каждый процент прироста занятости обеспечивает 1,28% увеличения валового внутреннего продукта. Несложные расчёты показывают, что среднегодовой прирост работающих в анализируемой сфере примерно равен 11 млн. чел., тогда как ВВП - более 200 млрд. долларов.

О влиянии развития туристско-рекреационной деятельности, с позиций роста численности прибывших туристов на увеличение количества создаваемых рабочих мест свидетельствует соответствующий корреляционно-регрессионный анализ по городам Хельсинки, Копенгаген, Брюссель, Санкт-Петербург [6], Вена, Эдинбург, Бостон, Монреаль, Торонто (географически расположенных на уровне европейской части России).

Среди рассчитанных, на основе программного пакета SPSS-10, регрессионных моделей, лучшими по сочетанию характеристик тесноты связи и критерия Фишера, являются линейная, параболическая и логарифмическая функции, судя по которым влиянием численности рекреантов определяется от 86,7 до 91,2% колеблемости занятых в исследуемом секторе экономики.

Коэффициент регрессии в линейной модели свидетельствует о том, что с увеличением численности прибывающих туристов на 1 млн. человек, занятость населения в анализируемой сфере возрастает на 7,7 тыс. чел. Иными словами, прирост рекреантов на 1 тыс. чел. определяет увеличение количества персонала туристско-рекреационного комплекса на 7,7 чел.

Императивы дальнейшего развития туристско-рекреационной сферы, прежде всего, определяются рядом закономерностей мирового развития. Во-первых, в большинстве стран мира наблюдается рост денежных доходов населения. Во-вторых, характерным является процесс старения населения, особенно в развитых странах. Этим, а также ускорением темпов жизни определяется тот факт, что, в-третьих, очевидно повсеместное повышение внимания к здоровью человека.

Российская Федерация, в том числе, многие её регионы располагают уникальными лечебными ресурсами, живописной природой, историческими памятниками, определяющими огромные возможности для развития, как внутреннего, так и международного туризма.

Кабардино-Балкарская Республика, среди разнообразных видов туризма, может занять нишу спортивно-оздоровительной направленности, базирующейся на природных, культурных и исторических особенностях региона. Особое значение здесь могут иметь спортивный, лечебно-оздоровительный, экстремальный и приключенческий, экологический и культурно-познавательный туризм с широким использованием SPA-услуг.

С одной стороны, Приэльбрусье и многие другие горные районы КБР могут стать центрами мультиспортивного всесезонного активного отдыха с использованием комплекса минеральных SPA-ресурсов.

С другой стороны, Нальчикская курортная зона должна быть лечебно-оздоровительным центром на основе использования минеральных источников и занятий активными видами спорта.

В настоящее время, судя по динамике объёмов и структуре оборота организаций Кабардино-Балкарской Республики, включающего стоимость отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами, выручку от продажи приобретённых ранее на стороне продуктов (без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), размер и доля туристско-рекреационного комплекса (ТРК), с позиций функционирования гостиниц и ресторанов, небольшие.

В стоимостном выражении производство услуг гостиничноресторанного сектора ТРК КБР за последние годы увеличивается возрастающими темпами (если в 2004г. они составляли 191,2 млн. руб., в 2005г. - 210,4 млн. руб., то в 2006г. достигли 250,6 млн. руб.), тогда как их доля в совокупном обороте колеблется от 0,74% в 2005г. до 0,87% в 2006г.

В отраслевой структуре Кабардино-Балкарии выделяются, прежде всего, обрабатывающие производства (в том числе, пищевая промышленность), торговля и ремонт, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. транспорт и связь. При этом, очевидна мультипликативная связь курортно-туристского комплекса со многими отраслями региональной экономики, ибо с увеличением туристского потока возрастают потребности в разнообразных услугах, производстве продовольственной продукции и т. д.

Исследуя динамику функционирования экономики КБР, на основе темпов прироста оборота в 2006г., по сравнению с 2005г., можно выделить четыре группы экономических видов деятельности: с резким увеличением (добыча полезных ископаемых на 45,5%, строительство на 40,7%), со значительным приростом (от 20% до 40% по коммунальным услугам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды, образованию, транспорту и связи, операциям с недвижимым имуществом, рыболовству и рыбоводству), с существенным ростом (до 20% по гостиницам и ресторанам, торговле и ремонту, обрабатывающим производствам), тогда как по сельскому хозяйству, охоте и лесному хозяйству наблюдается снижение объёмов и удельного веса оборота.

В системе регионов Южного федерального округа, КабардиноБалкарская Республика является одним из ярко выраженных туристско-рекреационных регионов. В этом плане, в ЮФО можно выделить четыре группы субъектов Федерации [5].

В первую группу входят Краснодарский и Ставропольский края, в которых, за счёт Черноморского побережья и Кавказских минеральных вод, удельный вес гостиниц и ресторанов в валовом региональном продукте составлял в 2005г., соответственно, 2,3% и 1,3%.

Вторая группа представлена республиками Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, а также Волгоградской, Ростовской и Астраханской областями с долей анализируемого вида деятельности от 0,7% до 0,9% в ВРП.

В третьей группе регионов, к которым относятся республики Адыгея, Калмыкия, Северная Осетия-Алания и Дагестан, активно развивается туристско-рекреационная направленность.

В четвёртой группе, представленной Чеченской Республикой и Ингушетией, анализируемого вида деятельности в настоящее время практически нет, хотя здесь (особенно, в Чеченской Республике) имеются огромные возможности для развития лечебнооздоровительного и спортивного, экстремального и приключенческого, культурно-познавательного туризма.

Судя по данным федеральной статистики, санаторнорекреационной деятельностью в Кабардино-Балкарской Республике занимаются санаторно-курортные организации и организации отдыха, детские оздоровительные учреждения и гостиничные предприятия [4].

В 2006 году в них было обслужено 136,4 тыс. чел., при этом, в санаторно-курортных организациях, организациях туризма и отдыха -

63,8 тыс. чел.

Динамика развития этих структурных элементов туристско-рекреационного комплекса КБР за 1990-2006гг. существенно разнится. Санаторно-курортные организации, после продолжительного периода падения, в последние годы восстановили и продолжают развивать свой коечный потенциал.

Однако, по-прежнему, остаётся низкой численность обслуженных лиц, в расчёте на одно место, составившая в 2006г. только 8,3 чел., тогда как в 1990г. этот показатель был равен 13,4 чел./место. Вместе с тем, число организаций туризма и отдыха значительно сократилось, а позитивная тенденция роста их мощности и количества отдыхающих наметилась только в 2006г.

Аналогичная закономерность наблюдается в целом по санаторнорекреационному сектору ТРК КБР, о чём свидетельствует корреляционно-регрессионный анализ, позволивший выявить зависимость числа организаций, наличия мест в месяц максимального развёртывания, численности обслуженных лиц, в расчёте на одно место и в целом за тот или иной анализируемый год от фактора времени.

Параметры полученных функций характеризуют тесную связь характеристик санаторно-курортного структурного элемента ТРК от фактора времени, о чём свидетельствует тот факт, что колеблемость анализируемых результативных признаков на 78,1-97% определяется независимой переменной. Как видно, во всех случаях наблюдается

вогнутая парабола, логика которой в первоначальном снижении показателей, с дальнейшим последовательным ростом.

Близкие закономерности развития наблюдаются с позиций функционирования санаторно-курортных организаций, организаций отдыха и туристских баз в целом.

Судя по коэффициентам корреляции, все анализируемые характеристики (число организаций, количество мест, удельная и объёмная численность обслуженных лиц) имеют тесную связь с фактором времени, влиянием которого определяется 89,2-99% колеблемости уровней исследуемых показателей.

В итоге, как показывают расчёты, общая численность отдыхающих и лечащихся зависит от трёх функционально взаимосвязанных факторов: количества койко-мест, удельной численности обслуженных лиц, в расчете на 1 место, а также структуры санаторно-рекреационного сектора, включающего санаторно-курортные организации, а также организации туризма и отдыха, о чем свидетельствует соответствующий индексный анализ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наряду с существенными изменениями мощности организаций санаторно-рекреационного сектора, удельной и общей численности отдыхающих в нём, в динамике также наблюдаются значительные структурные трансформации. Если в 1999г., с позиций наличия койко-мест, 72,9% их было в организациях туризма и отдыха, то в дальнейшем последовательно увеличивается удельный вес санаторно-курортных организаций до 62,7% в среднем за 2003-2006гг.

Как показали дальнейшие расчёты с помощью индексного анализа, по сравнению с 1990г., в другие периоды численность отдыхающих и лечащихся была намного меньше (25,5% в среднем за 1995-1998гг., 29,2% в среднем за 1999-2002гг., 37,7% в среднем за 2003-2006гг.). Вместе с тем, очевидна закономерность последовательного увеличения количества размещённых лиц.

Конкретные факторы изменения общей численности отдыхающих и лечащихся находятся между собой в функциональной связи, ибо их индекс определяется произведением индексов количества койко-мест, удельной численности и структуры.

Таким образом, уменьшение численности отдыхающих обусловлено влиянием меньшего количества койко-мест, при худшем уровне их использования, тогда как структурный фактор оказывает позитивное влияние. В абсолютных характеристиках, с позиций оценки соответствующих приростов (снижения) численности размещённых лиц, рассчитанная связь характеризуется детерминированной моделью.

Аналогичные расчёты по всем исследуемым периодам, в сравнении с 1990г., позволили осуществить количественную оценку факторных трансформаций санаторно-рекреационного сектора ТРК КБР.

В последнем периоде, в среднем за 2003-2006гг., по сравнению с 1990г., общая численность отдыхающих и лечащихся уменьшилась на 117400 чел. Негативное влияние на изменение количества размещённых лиц оказало использование имеющейся мощности (-20919 чел.) и, особенно, снижение количества койко-мест (-122928 чел.), тогда как совершенствование структуры позволило обеспечить абсолютный прирост в размере 26447 чел.

Прогностические расчёты показали, что по санаторно-курортным организациям к 2010г. ожидается увеличение как коечного фонда до 7165 мест (на 11,8% больше, чем в 1990г.), так и численности обслуженных лиц - до 100 тыс. чел. (с ростом в 1,163 раза). Это должно быть обусловлено не только развитием мощности лечебнопрофилактических учреждений, но и лучшим её использованием - до

17,8 чел./место в 2010г., по сравнению с 13,4 чел./место в 1990г.

В целом по санаторно-курортным организациям, организациям отдыха и туризма ожидается несколько иная ситуация. Коечный фонд к 2010г. может составить свыше 15 тыс. мест, в 2 раза больше, чем в 2006г., но на 35,8% меньше, нежели в 1990г. Вследствие этого, не смотря на прогнозируемый рост удельной численности обслуженных лиц (на 21,3%, по сравнению с 1990г.), общее количество лечащихся и оздоравливающихся лиц может составить только 78,4% к базисному году.

Важным структурным элементом туристско-курортного комплекса является система детских оздоровительных учреждений, осуществляющих летний отдых детей, как Кабардино-Балкарской Республики, так и многих других регионов Российской Федерации.

За анализируемые 1990-2006гг. наблюдаются значительные трансформации, как числа детских оздоровительных учреждений (ДОУ), так и количества отдохнувших детей. По сравнению с базисным 1990г., в середине последнего десятилетия ХХ века произошло резкое сокращение этих характеристик, в отдельные годы почти в два раза.

Начиная с 2000г., осуществляется не только восстановление, но и расширенное развитие детского оздоровительного сектора. Вместе с тем, только в возрасте 10-14 лет в КБР проживает 63,8 тыс. детей [4], то есть, значительное их число не охвачено летним отдыхом и оздоровлением.

Расчёты по цепным индексам на основе среднегодовых данных показали, что после значительного снижения числа детских оздоровительных учреждений и количества отдохнувших в 1995-1998гг., в 1999-2002гг. наблюдается более чем двукратный рост, тогда как в последующем четырёхлетии увеличение составило 24,1% по первому показателю, при 41,4% - по второму.

Эти различия объясняются разными соотношениями по сравниваемым периодам, с одной стороны, числа учреждений, с другой

- удельными характеристиками, в расчёте на одно ДОУ количества отдохнувших детей. В конечном итоге, различные, по анализируемым показателям, закономерности развития детского оздоровительного сектора Кабардино-Балкарской Республики за 1990-2006гг. характеризуются следующими уравнениями регрессии:

Параметры полученных функций характеризуют тесную связь характеристик детского оздоровительного сектора ТРК от фактора времени, о чём свидетельствует тот факт, что колеблемость анализируемых результативных признаков на 91,3-94,5% определяется независимой переменной. Как видно, во всех случаях наблюдается параболическая модель, логика которой в первоначальном снижении показателей, а в дальнейшем, существенного роста.

Полученные регрессионные модели позволяют не только изучить закономерности развития детского оздоровительного сектора в анализируемом периоде, но и осуществить необходимые прогностические расчёты.

Число детских оздоровительных учреждений в 2010г. может возрасти до 350, что в 2,5 раза превысит уровень 1990г., годичная численность отдыхающих достигнет 70 тыс., в связи с тем, что удельное оздоровление детей (то есть, в расчёте на одно ДОУ) в перспективе должно существенно возрасти, с превышением базисного уровня на 42%.

Существенные трансформации в последние годы также наблюдались по гостиничному сектору туристско-рекреационного комплекса республики.

Число гостиниц и пансионатов долгое время снижалось и только с 2005г. наблюдается резкий рост этого показателя с существенным (почти двукратным) превышением уровня базисного, 2000г. Аналогичная закономерность наблюдается по количеству койко-мест. Если в среднем за 2000-2002гг. их было 1075, то в среднем за 2003-2006гг. стало 1858 (на 72,8% больше).

Вместе с тем, совершенно иная тенденция наблюдается по удельной характеристике, то есть, количеству размещённых, в расчёте на одно койко-место. В то время как в среднем за 2000-2002гг. этот показатель составил 33,8 лиц/место, то в среднем за 2003-2006гг. только 17,9 (почти в 2 раза ниже, нежели в предыдущем периоде).

Влияние динамизма численности размещённых на одно место сказалось на общем количестве отдыхающих с их постепенным уменьшением. Так, если в среднем за 2000-2002гг. численность гостиничных рекреантов составляла 36,4 тыс. чел., то в среднем за 2003-2006гг. она сократилась до 33,2 тыс. чел.

Корреляционно-регрессионный анализ позволил количественно оценить и формализовать закономерности функционирования гостиничного сектора в системе туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики.

Судя по коэффициентам корреляции, все анализируемые характеристики (количество мест, удельная и объёмная численность размещённых лиц) имеют тесную связь с фактором времени, влиянием которого определяется 89,8-98,9% колеблемости уровней исследуемых показателей.

Прогностические расчёты показали, что по гостиницам КБР к 2010г. ожидается увеличение коечного фонда до 3511 мест (на 17% больше, чем в 2006г.). При этом, численность размещённых лиц, в рамках сложившейся тенденции развития, по прогнозу может составить 40,5 тыс. чел. (примерно на 25,3% выше, по сравнению с 2006г.). Это обусловлено, на фоне роста мощности гостиничных предприятий, некоторым повышением уровня использования коечного фонда - до 29,4 чел./место в 2010г., по сравнению с 10,8 чел./место в 2006г.

Санаторно-рекреационный сектор ТРК Кабардино-Балкарской Республики в итоге включает ряд структурных элементов - санаторнокурортные организации, организации отдыха и туристические базы, гостиницы, а также детские оздоровительные учреждения.

При изучении санаторно-рекреационного сектора ТРК региона в целом, наблюдаются две специфические динамические закономерности. С одной стороны, с позиций числа организаций и учреждений, после резкого снижения во второй половине 90-х годов, начиная с 2000г., наблюдается их значительное увеличение (прежде всего, за счёт малых организаций), на 40% в 2006г., по сравнению с 1990г.

С другой стороны, численность обслуженных лиц, после резких негативных трансформаций в 90-е годы, в 2000-е гг. также существенно увеличивалась, однако, как за 2006г., так и в среднем за 2003-2006гг. общее количество рекреантов было почти в 2 раза ниже, чем в базовом, 1990г.

Аналогичная закономерность наблюдается в рамках изучения динамики функционирования санаторно-рекреационного сектора ТРК Кабардино-Балкарии без детских оздоровительных учреждений. Если в 1990 году было 62 организации с общей численностью отдыхающих в размере 256,9 тыс. чел., то в среднем за 2003-2006гг. эти характеристики существенно ниже (54 организации и 104,1 тыс. чел.).

В конечном итоге, различные, по анализируемым показателям закономерности развития санаторно-рекреационного сектора ТРК Кабардино-Балкарской Республики за 1990-2006гг. характеризуются следующими уравнениями регрессии:

Параметры полученных функций характеризуют тесную связь характеристик санаторно-рекреационного сектора ТРК КБР от фактора времени, о чём свидетельствует тот факт, что колеблемость анализируемых результативных признаков на 85,5-93% определяется независимой переменной. Во всех случаях наблюдается параболическая вогнутая модель, логика которой в первоначальном снижении показателей, с дальнейшим существенным ростом.

Полученные по различным структурным элементам ТРК регрессионные модели позволяют не только изучить закономерности развития санаторно-рекреационного сектора КБР в анализируемом периоде, но и осуществить необходимые прогностические расчёты.

Число организаций и учреждений этого сектора ТРК региона в 2010г. может превысить 400, что в 2 раза больше уровня 1990г. Расчёты показали, что общая численность обслуженных лиц в перспективе должна существенно возрасти, примерно до 260 тыс. чел., то есть, с выходом на базисный уровень 1990г.

Туристско-рекреационный комплекс, в среде региональной экономики, функционирует не изолированно, а в тесной взаимосвязи с другими структурными элементами. Его развитие мультипликативно связано со многими видами экономической деятельности, ибо рост ТРК обусловливает соответствующие трансформации в розничной торговле и общественном питании, пассажирском транспорте и бытовых услугах и т.п.

Наличие такой взаимосвязи предопределяет возможность и необходимость оценки мультипликативного эффекта с позиций влияния туристско-рекреационного комплекса на развитие смежных секторов региональной экономики, исходя из соответствующей методики, сущность которой определяется пятью этапами исследования, в

сочетании динамического и индексного анализа, расчётноконструктивного и корреляционно-регрессионного методов познания.

На первом этапе исследования осуществляется динамический анализ уровней и структуры регионального туристско-рекреационного комплекса, других, логично связанных с ТРК видов экономической деятельности.

Логика второго этапа заключается в изучении взаимосвязи туристско-рекреационного комплекса со смежными видами экономической деятельности, оценке уровня соответствия и выбора наиболее чувствительных к трансформациям ТРК структурных элементов региональной экономики.

Специфика третьего этапа определяется необходимостью изучения динамических закономерностей развития в регионе туристско-рекреационного комплекса и взаимосвязанной с ним системы других видов экономической деятельности.

На четвёртом этапе расчётов осуществляется исследование и оценка взаимосвязи туристско-рекреационного комплекса с коррелирующей системой смежных видов экономической деятельности в региональной экономике.

Идеология пятого, заключительного этапа обусловлена прогнозированием развития туристско-рекреационного комплекса и взаимосвязанной с ним системы других видов экономической деятельности, с оценкой мультипликативного эффекта, а также итоговой роли ТРК в регионе.

В Кабардино-Балкарской Республике структурными элементами туристско-рекреационного комплекса являются санаторнорекреационный сектор, услуги гостиниц и ресторанов, туристско-экскурсионные, физической культуры и спорта, а также медицинско-оздоровительные [4].

За 2000-2006гг. объёмы деятельности всех секторов ТРК существенно возрастали: туристско-экскурсионного в 3,51 раза,

гостиниц и ресторанов в 2,38 раза, физкультуры и спорта в 1,9 раза, санаторно-оздоровительного в 2,49 раза, медицинско-оздоровительного в 7,74 раза, туристско-рекреационного комплекса в целом в 3,23 раза.

При этом, если в начале изучаемого периода наибольший удельный вес в туристско-рекреационном комплексе последовательно занимали санаторно-оздоровительные, гостинично-ресторанные и туристско-экскурсионные услуги, то в 2006г. ситуация существенно изменилась с соответствующим превалированием туристско-экскурсионного, медицинско-оздоровительного и санаторнооздоровительного секторов ТРК.

Сравнительный анализ исследуемых динамических рядов позволяет также выявить общую, чётко выраженную закономерность - с ростом объёмов туристско-рекреационного комплекса непрерывно развиваются смежные виды экономической деятельности. Это вполне логично, ибо увеличение численности обслуженных лиц в ТРК связано с использованием ими разнообразных услуг и приобретением товаров.

Как по цепным, так и базисным индексам трансформаций объемов продукции ТРК и взаимосвязанных с ним других видов экономической деятельности по Кабардино-Балкарской Республике за 2000-2006гг.

проявляется идентичная взаимосвязь: по мере роста первого

показателя последовательно и в больших размерах возрастают характеристики второго показателя.

В итоге, на каждый рубль увеличения объемов туристско-рекреационного комплекса возрастают результаты мультипликативно связанного с ним сектора региональной экономики: от 20,6 руб./руб., в 2000г. до 29 руб./руб. в 2006г. На фоне некоторой колеблемости конкретных характеристик по годам в целом, наглядно прослеживается тенденция роста анализируемых относительных показателей.

Очевидно, что этот рост является следствием влияния двух факторов. С одной стороны, бесспорно увеличение объемов продукции смежных отраслей по мере развития туристско-рекреационного комплекса. С другой стороны, в воспроизводственной динамике экономический рост осуществляется с учетом фактора времени.

Поэтому, некорректно считать регрессионные характеристики взаимосвязи ТРК с другими видами экономической деятельности полностью мультипликативным эффектом, ибо из них следует вычленить трендовую составляющую, вследствие проявления временного воздействия.

Расчёты, с помощью корреляционно-регрессионного анализа, позволили выявить лучшие динамические зависимости развития как туристско-рекреационного комплекса, так и мультипликативно связанных с ним других видов экономической деятельности от фактора времени за 2000-2006гг. по Кабардино-Балкарской Республике.

Крайне высокие коэффициенты корреляции и детерминации свидетельствуют об очень тесной зависимости анализируемых показателей от фактора времени, что позволяет не только исследовать соответствие фактических и расчетных (по моделям) характеристик, но и осуществить необходимое прогнозирование на ближайшую перспективу.

Оценку взаимосвязи туристско-рекреационного комплекса с другими видами экономической деятельности в регионе также можно осуществить с помощью корреляционного анализа.

Соответствующие расчёты показали, что теснота связи в ранжированном ряду определяется следующими характеристиками:

0,983 - бытовые услуги, 0,971 - розничная торговля, 0,967 -

пассажирский транспорт, 0,949 - общественное питание.

Несколько ниже, но также тесной является зависимость ТРК с ЖКХ (0,918) и связью (0,917), определяемая тем обстоятельством, что наличие мобильной связи предопределяет гораздо меньшее использование традиционных видов коммуникаций.

Количественно влияние туристско-рекреационного комплекса на совокупность мультипликативно связанных с ним других видов экономической деятельности можно оценить с помощью регрессионного моделирования.

Высокие характеристики тесноты связи и критерия Фишера свидетельствуют об адекватности рассчитанной модели реальной действительности. Так фактическая характеристика объемов мультипликативно связанных с ТРК услуг в 2004г. составляла 22714 млн. руб., а расчетная 22731 млн. руб. (99,9%), в 2005 г.,

соответственно, 28607 и 28299 млн. руб. (101,1%), в 2006г. - 34451 и 34668 млн. руб. (99,4%).

Всё это позволяет использовать полученную модель в аналитикопрогностических целях, исследуя возможную динамику зависимости мультипликативных видов экономической деятельности от развития курортно-туристского комплекса

Подставляя в рассчитанные уравнения регрессии те или иные (в том числе прогнозные характеристики туристско-рекреационного комплекса), можно определить тренд развития мультипликативно связанных с ним видов экономической деятельности за анализируемый период и на ближайшую перспективу. По сравнению с 2000г. (принятым за 100 %) расчетное значение 2003г. составит 213,3 %, 2006г. - 409,7 % с дальнейшим ростом до 805,4 % в 2010г.

Проведенные расчёты свидетельствуют о том, что в динамике выявленный рост мультипликативно связанного с ТРК сектора региональной экономики обусловлен как фактором времени, так и влиянием собственно туристско-рекреационного комплекса. Очевидно, что разница соответствующих оценок по годам дает возможность определить необходимые уровни мультипликативного эффекта.

Для этого, наряду с ранее проведенными расчетами, была выявлена зависимость валового регионального продукта КабардиноБалкарской Республики за 2000-2006гг. от фактора времени.

Крайне высокие коэффициенты корреляции и детерминации характеризуют очень тесную связь анализируемого результативного признака с фактором времени. Об этом также свидетельствует расчет ошибки аппроксимации. Так, как показали сравнительные оценки фактический объем ВРП в 2004г. составил 29053 млн. руб., при расчетном 31374 млн. руб. (92,6%), в 2005г., соответственно, 36852 и 35723 млн. руб. (103,2%), в 2006г. - 40974 и 40072 млн. руб. (102,2%).

Полученная модель адекватно отражает реальную действительность и может быть использована для прогнозирования на ближайшую перспективу. В итоге ВРП КБР может составить от 44421 млн. руб. в 2007г, 48770 млн. руб. в 2008г. и 53119 млн. руб. в 2009г. до 57468 млн. руб. в 2010г.

Дальнейшие исследования показали, что доля продукции туристско-рекреационного комплекса в валовом региональном продукте Кабардино-Балкарской Республики в 2006г. фактически составляла 2,89%, с дальнейшей, по существу стабилизацией этого показателя.

Мультипликативный эффект ТРК, выявленный с позиций влияния этого комплекса на развитие смежных видов экономической деятельности, судя по проведенным расчетам, определяется в размере от 309 млн. руб. в 2006г., до 4789 млн. руб. в 2010г.

В итоге, удельный вес туристско-рекреационного комплекса, с учетом как непосредственного, так и опосредованного эффекта, в валовом региональном продукте КБР может возрасти с 3,68% (1508 млн. руб.) в 2006г. до 11,4% (6559 млн. руб.) в 2010г. При этом, в общей величине совокупного эффекта ТРК доля мультипликативного последовательно и закономерно увеличивается с 20,5% в 2006г. до 73% в 2010г.

Природно-ресурсный потенциал Кабардино-Балкарской

Республики предопределил развитие ряда территориально-производственных комплексов, отражающих характерные черты структуры экономики, особенности размещения и специализацию отраслей хозяйства республики. Среди них можно выделить ключевые объекты различного масштаба: Нальчикский хозяйственный и курортный узел,

территориально-рекреационная система высокогорного типа -Приэльбрусье, сельскохозяйственные природно-территориальные системы равнинного и горного типа. Все они находятся в неразрывной связи с главным туристским маршрутом по Баксанскому ущелью с прилегающей территорией.

Нальчикский хозяйственный узел представляет собой

совокупность предприятий различных отраслей, объектов курортнорекреационной сферы, науки, культуры, административноуправленческого аппарата и т.д.

Территориально-рекреационная система высокогорного типа -Приэльбрусье - является территорией, сочетающей объекты отдыха, туризма, альпинизма, горнолыжного спорта и развивающихся крупных научных центров страны по изучению природной среды высокогорий, медико-биологических факторов лечения различных болезней и т.д.

Кабардино-Балкарская Республика располагает обширными и разнообразными рекреационными ресурсами, значительность которых обусловила превращение республики в один из ведущих центров туризма страны еще в 60-х годах. Приэльбрусье - район уникального ландшафта и растительности, имеющий оздоровительную, научно познавательную и культурно-эстетическую ценность. Решением Совета Министров РСФСР 22 сентября 1986г. здесь организован природный национальный парк «Приэльбрусье», охватывающий территорию верховий рек Малки и Баксана общей площадью более 100 тыс.га. Территория парка делится на зоны: с заповедным режимом, режимом заказника, режимом регулируемого хозяйственного использования с двумя подзонами - интенсивного и экстенсивного рекреационного использования. Главными задачами парка являются сохранение природных комплексов, имеющих особую эколого-экономическую, историческую и эстетическую ценность в силу благоприятного сочетания естественных и культурных ландшафтов, и использование их в рекреационных, просветительских, научных и культурных целях.

Механизм создания обозначенной зоны на понятийном уровне базируется на законодательно установленном статусе территории (Национальный парк «Приэльбрусье»), в соответствии с которым ее социально-экономическое развитие осуществляется преимущественно за счет имеющихся на этой территории естественных природных богатств, при непременном условии сохранения природно-ресурсного потенциала.

Природно-рекреационный потенциал республики характеризуется следующими факторами: дифференциацией природных условий,

благоприятными климатическими условиями, разнообразием животного и растительного мира, сосредоточением памятников и культурноисторического наследия, развитием народно-художественных промыслов и ремесел; наличием большого числа санаторно-курортных

учреждений, пансионатов, домов, баз отдыха и других объектов рекреации.

Приведенная система факторов развития туристско-рекреационного комплекса КБР указывает на их природу и определяет направления управления и регулирования участников рынка со стороны государственных органов власти. На практике эффективное развитие реализуется посредством адаптации предприятий, организаций и учреждений ТРК к факторам внешней среды путем изменения их внутренней составляющей под воздействием внешних условий, поиск нового конкурентоспособного организационного поведения. Следовательно, данный комплекс в большой степени регулируем и именно государство здесь может оказывать значимое влияние на процесс обеспечения их эффективного развития в целом.

Современные рыночные условия ориентируют производителей туристско-рекреационных услуг на индивидуализацию, гибко реагирующую на изменяющиеся и усложняющиеся запросы потребителей. В связи с этим необходимо совершенствовать и разрабатывать направления развития ТРК и соответствующей инфраструктуры на макро-, мезо- и микро-уровнях, которые обеспечат позитивные структурные сдвиги в региональной экономике.

Литература

1. Ашхотов В.Ю., Муратова Л.И. Здравоохранение и туристско-рекреационный комплекс в региональной экономике. - Ростов-на-Дону: РИЭиУ. - 2008.

2. Бабков Г.А., Муратова Л.И., Понамаренко С.А. Методика экономических исследований и расчётов в региональной и сервисной экономике. -Шахты: ЮРГУЭС. - 2009.

3. Здравоохранение в России. - М.: Росстат. - 2000 ... 2009.

4. Кабардино-Балкария в цифрах. - Нальчик: Кабардино-Балкариястат. -2000 . 2009.

5. Национальные счета России. - М.: Росстат. - 2005 ... 2009.

6. Программа развития туризма г.Санкт-Петербурга. - СПб.: ВСG. - 2004.

7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь - М.: ИНФРА-М. - 2005.

8. Регионы России: социально-экономические показатели. - М.: Росстат. -2000 . 2009.

9. Рекреационная деятельность - приоритетное направление социальноэкономической политики правительства Кабардино-Балкарской Республики. - Нальчик: Полиграфсервис и Т. - 2005.

10. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. -1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.