Научная статья на тему 'Факторы и детерминанты рыночно ориентированного развития сферы услуг в условиях модернизации экономики'

Факторы и детерминанты рыночно ориентированного развития сферы услуг в условиях модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК УСЛУГ / УСЛУГИ КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА / ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / СТРУКТУРА И ОБЪЁМ ПЛАТНЫХ УСЛУГ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тахтамышева М. Х.

В статье рассматривается авторская методика исследования динамики объёмов и структуры платных услуг населению. Важное место отводится анализу необходимых условий успешного функционирования и интенсивного развития сферы услуг. Определены основные компоненты социальной политики государства в курортно-рекреационной сфере услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы и детерминанты рыночно ориентированного развития сферы услуг в условиях модернизации экономики»

раметров, для контроля за которыми возможно использование заданного множества типов средств обнаружения.

4. Критерий на основе модели потерь Lanchester. Критерий распространен в современных методах оценки ущерба, понесенного конфликтующими сторонами, и позволяет оценить потери сторон, сопоставляя их активные (атакующие) и пассивные (защитные) взаимодействия.

5. Критерий «эффективность-стоимость», при его использовании в качестве целевого показателя качества системы выбирается двойной критерий: некий показатель эффективности и стоимость создания системы защиты.

Естественно, рассмотренные выше критерии не всегда применимы на практике, особенно с учетом специфичности туризма, относящегося к сфере услуг и обладающего в связи с этим известным свойством четырех «НЕ».

При затруднительности использования отдельных критериев возможна их замена на количественный или качественный анализ рисков, присущих тур.индустрии, и величины убытков, возникающих от их воздействия, оценки их приемлемости на основе комплексной научно-информационной базы.

Экономический механизм усиления безопасности тур.индустрии функционирует посредством различных типов управления:

- прямого экономического регулирования в виде наложения запретов, введения ограничений, целевого финансирования мер по обеспечению безопасности туризма из государственного бюджета с упором на превентивное снижение рисков в туризме (мониторинг угроз, прогноз и планирование действий на случай их реализации), оперативное реагирование на реализовавшиеся угрозы и посткризисные мероприятия по снижению тяжести ущерба;

- косвенного экономического регулирования в виде совершенствования налогового и кредитного ме-¡5 ханизмов, системы льготных тарифов и ставок для осуществления мер по усилению безопасности, ü развития системы страхования в сфере туризма.

j Второй тип управления в сложившихся современных реалиях должен преобладать, так как его наличие является более эффективным регулятором рынка и позволяет повысить заинтересованность отдельных субъектов тур.индустрии в обеспечении безопасности, усилить положительный экономический эффект. Z При этом косвенное регулирование не должно подменяться прямым, так как подобная ситуация может Ш привести к неоправданной финансовой нагрузке на государство и сократить усилия отдельных граждан, 2 организаций по обеспечению безопасности туризма.

щ ЛИТЕРАТУРА

□ 1. Вишняков Я.Д., Зозуля А.В., Новиков С.В. Оценка эффективности экономических механизмов управления

□ безопасностью сложных систем // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2004. №4. С. 17-23.

2. Журин С. Учет и анализ рисков для промышленных объектов // Безопасность. Достоверность. Информация. 2004. №1. С. 40-43.

3. Махутов Н.А., Петров В.П., Ахметханов Р.С. Природно-техногенно-социальные системы и риски // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2004. №3. С. 3-29.

4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года/ Федеральное агентство по Ф туризму. М., 2008. 95 с.

_ 5. Федеральный закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности» с изм. и доп.

П

m

о

о

I—

ф

I—

s о а

I

>

| ТАХТАМЫШЕВА М.Х.

£ ФАКТОРЫ И ДЕТЕРМИНАНТЫ РЫНОЧНО ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ % СФЕРЫ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

о ф

т

0

1

О

А)

Тахтамышева М.Х., Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия, ассистент кафедры «Менеджмента и маркетинга», 357100, г. Черкесск, ул.Ставропольская, 36

со В статье рассматривается авторская методика исследования динамики объёмов и структуры платных

услуг населению. Важное место отводится анализу необходимых условий успешного функционирова-

О ния и интенсивного развития сферы услуг. Определены основные компоненты социальной политики

^ государства в курортно-рекреационной сфере услуг.

Е Ключевые слова: рынок услуг; услуги курортно-рекреационного комплекса; денежные доходы и рас-

Ф ходы населения; структура и объём платных услуг; стратегия развития сферы услуг.

Коды классификатора JEL: L 84, L 88.

Теоретические исследования и анализ развития сферы услуг в России и мире свидетельствуют о том, что процессы становления и трансформации рынка услуг тесно связаны с общеэкономическими императивами, а последовательная интеграция России в мировое экономическое сообщество соответствующим образом видоизменяет представление о направлениях, качестве и спектре услуг, определяя закономерности

развития и систему управления этим сектором современной экономики, приближая эти характеристики к мировым стандартам.

В качестве важной отличительной черты развитого рынка услуг, по сравнению с обычными товарами, следует выделить высокую эластичность и динамику объема платных услуг. При этом, следует учитывать, что особенностью рыночных отношений в ряде видов деятельности сферы услуг является большая возможность для экономических экспериментов, нововведений, вследствие чего наблюдается определённый мультипликативный эффект их воздействия на другие отрасли народного хозяйства.

Положительная динамика ВВП в России в последние годы и, как следствие, рост доходов населения, привели к тому, что денежные расходы на покупку товаров и оплату услуг, в текущих ценах, выросли с 2996 млрд. руб. в 2000 году до 12208 млрд. руб. в 2006 году (или в 4,07 раза). Потребление товаров и услуг в натуральной форме увеличилось в 2,35 раза, составив в 2006 году 703 млрд. руб. Прирост потребления социальных трансфертов составил 3,44 раза, достигнув к 2006 году 2302 млрд. руб. В целом фактическое конечное потребление сектора домашних хозяйств в 2006 году оценено в 15213 млрд. руб., соответствующий рост, по сравнению с аналогичным показателем 2000 года, составил 399% [2, 3].

За 2000-2006гг. структура использования денежных расходов населения в целом по РФ существенно меняется. Так, на покупку товаров и оплату услуг было израсходовано от 75,5% в 2000г. до 69% в 2006г., доля обязательных платежей, соответственно, составила 7,8 и 10,5%, прироста финансовых активов от 15,5 до 17,2%, на приобретение недвижимости 1,2 и 3,3%.

В целом проведенный анализ показывает, что ВРП, отражающий результаты экономической деятельности в регионах, в значительной степени формируется сферой услуг: основной объем валовой добавленной стоимости, начиная с конца 90-х гг. ХХ века, производится в сфере услуг, которая является своеобразным

СП

катализатором развития многих других отраслей экономики. Кроме того, сфера услуг выполняет ключевую

социальную функцию, ибо она, предоставляя определенные блага, способствует удовлетворению потреб- Ь

ностей личности, стимулируя рост покупательной способности населения и обеспечивая воспроизводство щ

в масштабах национальной и региональных экономик. -Г

С целью исследования динамики объёмов и структуры платных услуг населению разработана соответс- ^

твующая методика, сущность которой в пяти этапах расчётов и прогнозирования. И

На первом этапе, на базе индексного анализа, изучаются факторы (физического роста и влияния цен), Ш

определяющие количественные трансформации сферы услуг, рассчитываются сопоставимые, в оценке по ]> последнему году динамики, объёмы производства услуг.

Сущность второго этапа заключается в обосновании и расчёте регрессионной модели, характеризую- щ

щей развитие сферы услуг, с позиций зависимости соответствующих объёмов от фактора времени. □

Логика третьего этапа определяется формированием системы моделей, формализующих динамические О

тенденции изменения структуры услуг по конкретным видам и комплексам. .

На четвёртом этапе, исходя из предшествующего моделирования, осуществляется прогноз производс- ^

тва совокупных объёмов и структуры услуг по видам и комплексам на период до 2010г. £

Идеология заключительного, пятого этапа исследования определяется детерминированным расчётом ^ прогнозных объёмов услуг по конкретным видам и комплексам.

Так, в целом по Российской Федерации фактические объёмы платных услуг населению, в текущих це- $

нах, увеличились с 811,7 млрд. руб. в 2001г. до 2798,8 млрд. руб. в 2006г., то есть, в 3,45 раза. Однако, как х

показывает индексный анализ, основным фактором этого роста является ценовой, ибо за 2001-2006гг. ^

индекс физического объёма услуг увеличился в 1,37 раза, тогда как индекс цен в 2,52 раза (табл. 1). о

Рассчитанный, с учётом реального роста, сопоставимый объём услуг (в оценке по 2006г.) в динамике

непрерывно увеличивается от 2042 млрд. руб. в 2001г. до 2798,8 млрд. руб. в 2006г., соответственно, по $

средним трёхлетиям 2139 млрд. руб. в 2001-2003гг. и 2615,5 млрд. руб. в 2004-2006гг. о

Судя по среднедушевым объёмам и структуре платных услуг населению, в 2001-2006гг. в системе на- о иболее крупных видов последовательно увеличивается доля услуг связи и жилищно-коммунальных, на ^

фоне снижения транспортных. Услуги курортно-рекреационного комплекса (гостиниц и аналогичных ^

средств размещения, туристские, физической культуры и спорта, медицинские и санаторно-оздоровитель- ¡5

ные) в динамике существенно колеблются, при некотором приросте, судя по структурным характеристи- о

кам, в 2006г. о

Зависимости объёмных и структурных характеристик (У) развития сферы услуг от фактора времени о

(Х) формализуются на основе расчётов и выбора, среди ряда возможных, лучших регрессионных моделей: о

сопоставимые объёмы сферы услуг, млн. руб. о-

У=2030094 - 34029Х + 46868,3X2 - 3327,2X3; R=0,999; D=0,999 Т=1999 1

удельный вес курортно-рекреационного комплекса в сфере услуг, % Е

У=12,72 - 0,6629Х + 0,0714X2; R=0,961; D=0,924 Т=25,3 ф

' ' 7 7 7 7 7 7 СО

Высокие характеристики тесноты связи, детерминации и критерия Стьюдента свидетельствуют об

адекватности моделей реальной действительности, обусловливающей возможность их использования для §

аналитико-прогностических целей. ф

Сравнение сопоставимых (на основе фактических данных, в оценке по 2006г.) и расчётных объёмов ^

сферы услуг в динамике характеризует неустойчивость использования имеющегося потенциала с худшими о

уровнями в 2002-2003 и 2005гг., на фоне определённого повышения эффективности функционирования §

сервисной экономики в 2006г. ^

Судя по прогнозным оценкам, доля курортно-рекреационного комплекса в сфере услуг Российской Федерации может возрасти к 2010г. до 13,2%, по сравнению с 11,3% в 2006г., а абсолютные характеристики объёма соответствующих услуг должны увеличиться до 404 млрд. руб., при 316,3 млрд. руб. в 2006г.

В итоге, проведенный анализ позволяет идентифицировать основные экономические детерминанты формирования адаптированной к рыночным условиям системы управления развитием сферы услуг, в числе которых динамика валового продукта, рост доходов населения, повышение доли расходов на потребляемые услуги различного характера, включая туристские, санаторно-оздоровительные, лечебные и др.

Таблица 1

Объём, цепные индексы и структура платных услуг населению по РФ

Показатели 2001 2002 2003 2004 2005 2006 В среднем за

20012003 20042006

Факт, млн. руб. 811713 1088016 1430669 1789735 2271733 2798774 1110133 2286747

Инд. общ. объема, % 134,7 134,0 131,5 125,1 126,9 123,2 133,4 125,1

Инд. физ. объема, % 101,6 103,7 106,6 108,4 106,3 107,6 104,0 107,4

Сопост., млн. руб. 2042006 2117560 2257319 2446934 2601091 2798774 2138962 2615600

Индекс цен, % 132,5 129,3 123,4 115,4 119,4 114,5 128,4 116,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

структура услуг по видам (в текущих ценах), %

бытовые 12,2 11,7 10,7 10,5 10,1 9,9 11,5 10,2

транспортные 26,6 24,2 22,9 22,2 21,5 21,2 24,6 21,6

связи 12,1 14,8 16,7 17,6 18,5 18,6 14,5 18,2

ЖКХ 18,8 20,4 21,8 22,2 23,6 23,6 20,3 23,1

гостиниц ... 3,0 3,0 2,9 2,9 2,6 2,7 3,0 2,7

культуры 1,9 2,0 2,3 2,5 2,3 2,2 2,1 2,3

туристские 1,5 1,4 1,3 1,3 1,5 1,6 1,4 1,5

физ. культуры и спорта 0,4 0,4 0,4 0,5 0,7 0,6 0,4 0,6

медицинские 4,7 4,9 4,8 4,9 4,8 4,9 4,8 4,9

санаторно-оздоровит. 2,5 2,1 1,8 1,7 1,6 1,5 2,1 1,6

правового характера 4,8 3,9 3,2 2,7 2,3 2,5 4,0 2,5

системы образования 6,9 6,7 6,7 6,8 6,7 6,9 6,8 6,8

другие 4,6 4,5 4,5 4,2 3,8 3,8 4,5 3,9

объем услуг по видам на душу населения (в текущих ценах), тыс. руб.

бытовые 680,4 879,5 1063,6 1320,7 1610,8 1966,4 874,5 1632,6

транспортные 1478,3 1830,0 2303,6 2774,6 3434,2 4198,1 1870,6 3469,0

связи 672,5 1115,2 1666,5 2202,2 2960,5 3677,3 1151,4 2946,7

ЖКХ 1043,2 1541,4 2169,0 2776,6 3779,9 4675,0 1584,5 3743,8

гостиниц ... 170,7 222,6 288,8 366,8 423,3 528,7 227,4 439,6

культуры 104,7 154,3 233,2 314,7 375,0 441,1 164,1 376,9

туристские 83,6 105,1 127,2 166,6 238,4 320,1 105,3 241,7

физ. культуры и спорта 20,7 30,0 42,6 63,0 104,7 111,3 31,1 93,0

медицинские 259,7 368,5 474,5 610,2 773,1 967,2 367,6 783,5

санаторно-оздоровит. 136,7 158,8 179,6 213,5 254,2 302,6 158,4 256,8

правового характера 267,3 296,6 315,4 344,0 368,2 491,6 293,1 401,3

системы образования 383,6 505,3 665,2 855,8 1075,4 1363,7 518,0 1098,3

другие 259,2 337,0 443,9 534,0 604,6 762,2 346,7 633,6

о ф

о ф

т

0

1

о о

Авторские расчеты по данным Росстата [2, 3]

Объективно существующая дифференциация регионов РФ по уровню социально-экономического развития формирует на каждой территории свои условия и базу для развития сферы услуг, структуру и объемы их потребления населением, что в совокупности определяет направления развития потенциала данного сектора в разрезе его видов, а также соответствующую систему управления. Это усиливает значимость формирования стратегии развития сферы услуг, анализа ее «макроэкономического фона» в регионе, прежде всего, динамики денежных доходов и расходов населения, как индикатора потребления, в том числе продукции сферы услуг.

Так, объём денежных доходов населения Кабардино-Балкарской Республики составил в текущих ценах в 2006г. 54413,6 млн. руб., по сравнению с 11199,3 млн. руб. в 2000г., то есть, в 4,86 раза. При этом, реаль-

ные располагаемые денежные доходы за анализируемый период возросли в 2,14 раз, в том числе, в 2006г. к 2005г. в 1,125 раза.

За 2000-2006гг. структура использования денежных расходов населения в КБР существенно меняется. На покупку товаров и оплату услуг было израсходовано от 72,1% в 2000г. до 67,4% в 2006г., доля обязательных платежей и разнообразных взносов, соответственно, составила 3 и 4%, прироста финансовых активов от 24,8 до 28,5%, на приобретение недвижимости 0,1%.

Анализ показал, что в настоящее время в КБР имеются все необходимые условия (политические, социально-экономические и традиционно-этнические) для успешного функционирования и интенсивного развития сферы услуг.

Эти условия, в сочетании с благоприятным макроэкономическим фоном, стимулируют процесс структурно-отраслевой модернизации сферы услуг, который для республики заключается в преимущественном развитии курортно-рекреационного комплекса. Именно его элементы в регионе характеризуются большей мобильностью потенциала адаптации к рыночным условиям, соответствующим потребительским спросом, как со стороны населения республики, так и других регионов и стран. Кроме того, они являются важным источником пополнения бюджета КБР, в сравнении с другими видами деятельности, в том числе, сферы услуг.

Таблица 2

Объём, цепные индексы и структура платных услуг населению по КБР

Показатели 2001 2002 2003 2004 2005 2006 В среднем за

20012003 20042006

Факт, млн. руб. 2587,6 3473,6 4826,1 5606,8 6790,5 7955,3 3629 6784

Инд. общ. объема, % 144,2 134,2 138,9 116,2 121,1 117,2 139,1 118,1

Инд. физ. объема, % 108,7 109,7 112,2 103,5 102,0 101,0 110,2 102,2

Сопост., млн. руб. 6061,7 6649,7 7461,0 7722,1 7876,5 7955,3 6724 7851

Индекс цен, % 132,7 122,4 123,8 112,2 118,7 116,0 126,3 115,7

структура услуг по видам (в текущих ценах), %

бытовые 12,8 11,4 11,2 11,7 10,8 11,6 11,6 11,4

транспортные 15,8 16,5 17,4 19,6 21,1 22,1 18,8 20,9

связи 9,5 10,7 9,3 14,5 19,4 19,6 13,8 17,8

ЖКХ 29,3 29,3 30,6 22,6 21,4 19,0 25,4 21,0

гостиниц ... н.д. 0,7 1,3 0,7 0,6 0,7 1,0 0,7

культуры 0,5 0,6 0,5 0,6 0,6 0,7 0,6 0,6

туристские 4,9 4,2 4,3 5,6 4,3 4,3 4,6 4,7

физ. культуры и спорта 0,6 0,7 0,4 0,4 0,4 0,4 0,5 0,4

медицинские 1,8 2,3 2,9 3,1 3,2 3,5 2,8 3,3

санаторно-оздоровит. 5,0 6,5 5,5 5,2 3,7 3,5 5,2 4,1

правового характера 1,2 1,0 0,9 0,9 0,8 0,8 0,9 0,8

системы образования 4,5 4,2 4,1 4,7 4,1 4,2 4,3 4,3

другие 14,1 11,9 11,6 10,4 9,6 9,6 11,2 9,9

объем услуг по видам на душу населения (в текущих ценах), тыс. руб.

бытовые 371,4 439,5 602,4 729,5 819,4 1030,8 665,5 859,9

транспортные 460,1 639,9 930,5 1221,2 1591,7 1976,8 1136,7 1596,6

связи 277,0 414,9 497,7 907,0 1474,8 1742,4 885,6 1374,7

ЖКХ 851,5 1134,2 1631,9 1421,6 1623,7 1690,3 1392,2 1578,5

гостиниц ... н.д. 27,3 67,6 42,0 48,5 65,8 47,5 52,1

культуры 15,6 22,1 28,8 34,6 42,4 59,2 33,8 45,4

туристские 141,5 163,4 231,4 348,9 328,5 385,1 266,5 354,2

физ. культуры и спорта 15,6 26,7 21,9 25,3 28,3 31,3 24,9 28,3

медицинские 54,4 88,0 158,5 196,1 245,3 316,4 176,5 252,6

санаторно-оздоровит. 143,7 250,2 296,6 322,0 283,7 315,1 268,6 306,9

правового характера 34,4 38,2 50,1 54,9 57,2 67,6 50,4 59,9

системы образования 130,6 164,4 220,7 292,2 314,3 377,3 249,9 327,9

другие 410,0 460,6 624,2 649,0 725,1 853,2 620,4 742,4

Авторские расчеты по данным Кабардино-Балкариястат [1]

По Кабардино-Балкарской Республике фактические объёмы платных нах, увеличились с 2587,6 млн. руб. в 2001г. до 7955,3 млн. руб. в 2006г.,

услуг населению, в текущих це-то есть, в 3,07 раза. Однако, как

0

1

о 0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.