Научная статья на тему 'Олимпийские перспективы как фактор модернизации рынка рекреационных курортных услуг г. Сочи'

Олимпийские перспективы как фактор модернизации рынка рекреационных курортных услуг г. Сочи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЫНОК / РЕКРЕАЦИОННЫЕ КУРОРТНЫЕ УСЛУГИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / СОЧИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Онищенко Е. В.

В статье впервые предпринята попытка провести анализ рынка рекреационных курортных услуг в тесной взаимосвязи со сферой физической культуры и спорта, как составной части комплексного туристического продукта г. Сочи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Олимпийские перспективы как фактор модернизации рынка рекреационных курортных услуг г. Сочи»

TERRA E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ОЛИМПИЙСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ РЫНКА РЕКРЕАЦИОННЫХ КУРОРТНЫХ УСЛУГ Г. СОЧИ

Е.В. ОНИЩЕНКО,

аспирант,

Северо-Кавказский научно-исследовательский институт экономических и социальных проблем Южного федерального университета,

e-mail: elon@list.ru

В статье впервые предпринята попытка провести анализ рынка рекреационных курортных услуг в тесной взаимосвязи со сферой физической культуры и спорта, как составной части комплексного туристического продукта г. Сочи.

Ключевые слова: модернизация; рынок; рекреационные курортные услуги; физическая культура; спорт; туристический продукт; Сочи

Коды классификатора JEL: R 58

Федеральная целевая программа «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)» поставила цель — превратить регион Большие Сочи в современный высокоэффективный санаторно-курортный и спортивно-туристский центр международного уровня. Получение права называться столицей XXII зимних Олимпийских и XI Параолим-пийских игр 2014 года является своего рода катализатором для достижения поставленной цели.

Необходимость модернизации рынка рекреационных курортных услуг (далее РКУ) г. Сочи определена и глобальными изменениями экономической конъюнктуры, где по оценке конкурентоспособности 124 стран мира в сфере туризма и отдыха, проведенной в 2006 г. организацией World Economic Forum (WFE), России досталось лишь 68-е место [13]. Выполнение этой задачи носит не только международный политико-экономический, но и глубоко социальный характер, так как данный рынок непосредственно участвует в сохранении здоровья российской нации. И, как отмечал Ф. Харбисон, именно ускорение процесса формирования человеческого капитала является центральной проблемой всех модернизирующихся стран [12, с. 273].

В данной статье впервые предпринята попытка рассмотреть количественные и качественные показатели исследуемого рынка и его перспективы в тесной взаимосвязи со сферой физической культуры и спорта, как составной части комплексного туристического продукта г. Сочи. Анализ проводился по следующим кластерам рынка: коллективные средства размещения, индивидуальные средства размещения, туристические фирмы и аттрактивная туристская инфраструктура. Рассмотрим последовательно каждое направление.

Коллективные средства размещения. Согласно данным Краснодарстата, по числу рекреационных предприятий, их емкости, объему продаж курортно-туристский комплекс г. Сочи занимает ведущее место в Краснодарском крае. Так, доля числа организаций РКУ г. Сочи в общем числе соответствующих организаций Краснодарского края в 2007 г. составляла 33,5%, по числу мест в них 31,8%, а по числу отдохнувших 38,9% [3]. Анализ данных таблицы 1 показывает, что в 2007 г. в г. Сочи функционировало 417 коллективных средств размещения, среди которых 90 санаторно-курортных учреждений, 72 организации отдыха, 2 туристические базы, 39 гостиниц, 199 туристских гостиниц и 15 других аналогичных средств размещения.

Представленные данные свидетельствуют о том, что с 2004 по 2007 гг. произошли изменения в структуре коллективных средств размещения г. Сочи. С одной стороны, наблюдалось сокращение специализированных средств размещения на 10,4%, а с другой — галопирующий рост числа гостиниц и других аналогичных средств размещения, который достиг 1150%. Их структура в 2007 г. в процентном отношении выглядела следующим образом: санаторно-курортные учреждения составляли 21,6%, организации отдыха — 17,3%, туристические базы — 0,5%, гостиницы — 9,4%, туристические гостиницы — 47,7% и другие аналогичные средства размещения — 3,6% .

© Онищенко Е.В., 2009

Таблица 1

Динамика коллективных средств размещения рынка РКУ г. Сочи1

Средства размещения 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Темп роста 2007г. к 2004 г., в %

Всего 205 212 201 417 203,4

Коллективные специализированные 183 183 169 164 89,6

Санаторно-курортные учреждения 96 95 95 90 93,7

Организации отдыха 82 85 71 72 87,8

Туристические базы 5 3 3 2 40

Коллективные общего назначения 22 29 32 253 1150

Гостиницы 12 20 23 39 325

Туристские гостиницы 3 - - 199 6633,3

Другие аналогичные средства размещения 7 9 9 15 214,3

В связи с влиянием сезонности на объем туристского потока, среднегодовой коэффициент загрузки специализированных средств размещения в 2004-2007 гг. не превышал

0,47% (табл. 2). В целом в этом секторе наблюдалось сокращение числа номерного фонда и мест в нем. Это в свою очередь повлияло на снижение числа ночевок почти до уровня 2004 г. Хотя численность размещенных лиц имела тенденцию к увеличению. Несколько иная картина наблюдалась в гостиницах и аналогичных средствах размещения, где среднегодовой коэффициент загрузки за этот период был значительно ниже, но имел тенденцию к увеличению, достигнув 0,38%, однако в 2007 г. в связи с галопирующим ростом числа малых гостиниц опустился к 0,31%. По всем остальным показателям гостиничного сектора присутствовала положительная динамика роста.

Таблица 2

Динамика загрузки коллективных средств размещения г. Сочи в 2004-2007 гг.2

Наименование 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Число специализированных средств размещения, ед. 183 183 169 164

Число номеров, ед. 26285 26544 24107 24342

В них число мест, ед. 57869 56169 50453 51282

Число ночевок, ед. 8226241 9380827 8652028 8237664

Численность размещенных лиц, чел. 601930 692249 660749 684685

Коэффициент загрузки специализированных средств размещения (наличных мест), % 0,39 0,46 0,47 0,44

Число гостиниц и аналогичных средств размещения, ед. 22 29 32 253

Число номеров, ед. 4118 4429 4553 7178

В них число мест, ед. 7726 8368 8685 14884

Число ночевок, ед. 870867 1081435 1210423 1675930

Численность размещенных лиц, чел. 220429 274014 307852 371302

Коэффициент загрузки гостиниц и аналогичных средств размещения (наличных мест), % 0,31 0,35 0,38 0,31

По длительности пребывания в специализированных средствах размещения за указанный период наметилась тенденция сокращения среднего срока пребывания туристов с 13,7 до 12 дней. Обратная динамика наблюдается в коллективных средствах размещения общего назначения, где средняя продолжительность пребывания туристов увеличилась с 3,9 до 4,5 дней.

Характеризуя весь поток организованных туристов по целям пребывания на курорте за последние годы, можно отметить тенденцию увеличения количества человек, приезжающих с деловыми и профессиональными целями (с 11,8% до 13,4%) и уменьшения потока с целями лечения и профилактики (с 41,9% до 38,4%), а также досуга (с 43,8% до 37,4%), хотя

1 Рассчитано автором на основе: Сведения о деятельности коллективных средств размещения города Сочи за 2004-2007гг.

2 Составлено автором на основе: Сведения о деятельности коллективных средств размещения города Сочи за 2004-2007гг.

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

последние являются доминирующими для курортников. Следует отметить и уменьшение потока иностранцев на курорт. Если в 2004 г. удельный вес этой группы в общей численности размещенных составлял 3,8% (30863 чел.), то к 2007 г. он снизился до 2,5% (26024 чел.) [8].

Анализ кадрового потенциала коллективных средств размещения специального назначения г. Сочи за период с 2004 по 2007 гг. показывает, что общая численность работающих на предприятиях данной сферы сократилась с 24340 чел. до 22894, т.е. на 6%. Учитывая сложившуюся за указанный период негативную тенденцию в здравоохранении города по обеспеченности населения медицинским обслуживанием, где можно наблюдать снижение численности врачей на 7%, а среднего медицинского персонала на 22% [6], данную ситуацию в кадровом сегменте можно охарактеризовать как кризисную и требующую своего решения. «Перекосы» в подготовке и переподготовке кадров города самым негативным образом сказываются на сфере РКУ.

Для определения показателя качества гостиничного сервиса используем соотношение среднесписочной численности работающих и номерного фонда. В 2007 г. численность работающих на 100 номеров составила 52,4 человека (всего — 3760 чел.[8]), явно недотягивая к международным стандартам (67-68 чел. на 100 номеров).

Проанализируем основные показатели финансово-хозяйственной деятельности коллективных средств размещения г. Сочи за 2004-2007 гг. Благодаря протекционистской политике администрации края и города по отношению к сфере РКУ, произошли существенные изменения в параметрах и объемах обслуживания организаций отрасли. В 2007 г. объем платных услуг населению, оказанных организациями сферы РКУ г. Сочи, составил 3,31 млрд. руб. против 1,36 за соответствующий период 2004 г., т. е. увеличился на 1,95 млрд. руб., или на 157%, что подтверждается данными Краснодарстата, представленными в таблице 3. Следует отметить, что наибольший рост отмечался на услуги физической культуры и спорта, объем которых за указанный период вырос в 9,7 раз.

Таблица 3

Динамика объема платных услуг населению, оказанных организациями сферы РКУ г. Сочи в 2004-2007 гг.3

Наименование платных услуг Объем услуг, млн руб. Темп роста 2007

2004 2005 2006 2007 г. к 2004 г., %

Рекреационные курортные услуги,

всего 1359,5 1767,0 2228,2 3309,5 243,4

В том числе:

— туристские; 205,9 187,1 198,1 432,3 210,0

— услуги гостиниц и аналогичных средств размещения; — услуги физической культуры и спор- 480,6 683,1 743,6 1074,1 223,5

та; — медицинские; 21,1 36,9 75,9 204,7 970,1

— санаторно-оздоровительные 120,7 174,4 223,5 294,9 244,3

531,2 685,5 987,1 1303,5 245,4

Сравнительный анализ, проведенный в таблице 4, дает возможность наблюдать за основными финансовыми показателями коллективных средств г. Сочи за исследуемый период, где можно отметить следующие положительные тенденции. Общие доходы организаций с учетом поступлений по сравнению с 2004 г. выросли в 1,9 раз, достигнув в 2007 г. 15,5 млрд руб., что на 33% выше, чем за 2006 г. Доходы от предоставленных услуг увеличились в 1,7 раза, в том числе от продажи услуг лечебно-оздоровительного характера — в 1,2 раза. Затраты по эксплуатации организаций в 2007 г. составили 11,5 млрд. руб. (154% к 2004 г.). В структуре затрат постепенно растет доля материальных расходов (с 38,8% до 40,9%), доля оплаты труда (с 23,7% до 24,9%) и амортизации основных фондов (с 5,4% до 7%). Прибыль организаций данной сферы в 2007 г. составила 3973 млн руб., что в 5 раз больше, чем в 2004 г. В целом анализ показывает, что доходы предприятий коллективных средств размещения г. Сочи растут опережающими темпами относительно затрат. Прибыль, полученная предприятиями, увеличивается и может служить источником для дальнейшего развития рынка РКУ.

3 Составлено автором на основе: Паспорт города-курорта Сочи.

Таблица 4

Доходы, расходы и прибыль коллективных средств размещения г. Сочи в 2004-2007 гг. (млн руб.)4

Показатели 2004 2005 2006 2007 Темп роста 2007 г. к 2004 г., %

Доходы, всего 8249,7 9799,5 11631,0 15467,1 187,5

Доходы от предоставленных услуг, 6556,4 8242,1 9874,5 11502,4 175,4

в т.ч. от продажи услуг лечебно— оздоровительного характера 116,9 12,0 128,8 137,8 117,9

Затраты 7461,4 8945,7 10855,9 11494,1 154,0

Финансовый результат 788,3 853,8 775,2 3973,0 504,0

Благоприятный инвестиционный климат региона также способствует модернизации и созданию материально-технической базы в отрасли. По данным Сочинского отдела государственной статистики, объем инвестиций в основной капитал коллективных средств размещения из года в год увеличивается. В 2004 г. осуществлено инвестиций на сумму 635,3 млн руб., в 2005 г. — 965,4 млн руб. (+ 52%), в 2006 г. — 1262,9 млн руб. (+31%), а в 2007 г. они составили почти 2 млрд руб.(+58%). Причем отмечается опережающий рост инвестиций в основной капитал коллективных средств размещения общего назначения (темп роста 2007 г. к 2004 г. — 1506,6%) относительно специализированных средств размещения (249,5%) [8].

Индивидуальные средства размещения и сезонные кемпинги. Анализ ряда региональных статистических обследований [4] показывает, что в последние годы в целом по краю сложилась устойчивая тенденция роста численности туристов, пользующихся услугами индивидуальных средств размещения. Однако подобной динамики не наблюдается в г. Сочи, где с 2004 г. ежегодное число самодеятельных туристов колеблется в районе 1,5 млн чел., хотя курорт и сохраняет свое лидирующее положение в структуре распределения самодеятельных туристов по месту размещения. Так, в 2007 г. его доля составила 30,3%, в 2008 г. — 28,3% (рис. 1).

Согласно исследованиям, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. средняя продолжительность проживания туристов уменьшилась с 10 до 9 дней, а средняя стоимость проживания одного туриста увеличилась с 259 до 372 руб. в сутки. Такая сравнительно невысокая стоимость проживания в частном секторе по сравнению с КСР, где уровень цен при примерно одинаковых условиях в 2-3 раза выше, позволяет россиянам с относительно невысоким уровнем доходов отдыхать на курортах Кубани.

6000 - „

эиии си 4000 -

о

у к о

\ 1 1 1 1 11 ■

2003 2004 2005 2006 2007 2008

♦ ■ По краю - всего 3245 4031 4327 4919 5259 5278

—•—г. Сочи 1174 1594 1566 1431 1593 1493

Рис. 1. Динамика численности самодеятельных туристов, проживающих в индивидуальных средствах размещения (тыс. чел.)5

4 Составлено автором на основе: Сведения о деятельности коллективных средств размещения города Сочи за 2004—2007гг.

5 Составлено автором на основе: Курортно-туристский комплекс Краснодарского края. 2002-2007 гг; О самодеятельном туризме в Краснодарском крае (по данным региональных статистических обследований).

ТЕНА ЕСОІХЮМІСиБ (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕ1ЭДА ЕС01\ЮМ!С118 (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

Объем доходов ИСР г. Сочи от предоставления туристам мест для временного проживания за 2008 г. составил, в оценке около 5 млрд рублей, что в сопоставимой оценке на 21% больше, чем за 2007 г. (4,126 млрд руб.). Однако, по данным МВД, в 2007 г. из 8000 владельцев частных гостиниц в г. Сочи налоги заплатили 2200 предпринимателей, а в 2008 г. это число сократилось до 1600 чел. [9, с. 3]. Таким образом, бюджет города недополучает от индивидуальных средств размещения более 4/5 налоговых поступлений.

В структуре распределения по месту расположения сезонных кемпингов в 2008 г. Сочи занимает самую малую долю — 0,7%. Среднее время пребывания одного туриста уменьшилось с 2,8 до 2,1 дня. Доходы от эксплуатации в 2008 г., по оценке, составили 236,6 тыс. руб. Учитывая повышенный спрос со стороны жителей Южного региона на кемпинги, приморские города начали их интенсивное строительство. К сожалению, г. Сочи не использует эту возможность, что отражается на уменьшении данного сегмента туристов и, как следствие, доходов городского бюджета.

Туристические фирмы. По данным администрации в г. Сочи функционирует 59 туристических компаний, имеющих значительный потенциал развития для приема российских и иностранных туристов и обеспечивающих экскурсионное обслуживание на курорте. Из них в качестве туроператора — 32 фирмы, в качестве турагентов — 17 и только экскурсионным обслуживанием занимаются 10 фирм. В разрезе специализации 48 турфирм (81%) работают на внутреннем туризме и 17 — на выездном (29%). Наиболее крупные компании входят в сочинские некоммерческие объединения: «Ассоциация туристических фирм», «Ассоциация туристско-экскурсионных организаций курорта Сочи» и «Ассоциация социального туризма».

На самом деле, согласно данным Каталога предприятий города [15] в Сочи насчитывается 99 фирм, занимающихся туристической деятельностью, среди которых 40 — не координируют свою работу с Управлением по курортному делу и туризму. Следует также отметить и то, что, несмотря на принимаемые администрацией города меры по упорядочиванию и повышению качества экскурсионного обслуживания, данный сегмент рынка рКу до сих пор является «серым». К примеру, в 2007 г. в разгар сезона работало около 900 точек реализации экскурсионных билетов, среди которых только 585 мест легальных [5, с. 4]. В результате, на курорте остается нерешенной проблема создания единого сочинского экскурсионного бренда, что негативно сказывается на качестве обслуживания туристов.

Аттрактивная туристская инфраструктура, представленная заведениями культуры и спортивными сооружениями в г. Сочи, на наш взгляд, нуждается в приведении к мировым стандартам. Тем более, что международная практика показывает, что наиболее прибыльными в туризме являются предприятия, обеспечивающие досуг туристов. Неразвитость инфраструктуры подтверждают данные Краснодарстата, согласно которым в городе только с 2004 по 2007 гг. сократилось число библиотек со 111 до 91 (на 18%), учреждений культурно-досугового типа со 120 до 111, т.е. на 7,5%, а количество мест в них с 24387 до 19935 (на 18,3%) [6]. На сегодняшний день к культурно-историческому потенциалу курорта можно отнести 11 музеев, 8 кинотеатров, 3 театра, 2 концертных зала, 1 цирк, 8 парков культуры и отдыха, включая дендропарки, 5 аквапарков и 315 памятников, отражающих различные этапы исторического развития города [15].

Вместе с тем, в последние годы наметился количественный и качественный рост показателей физической культуры и спорта в г. Сочи, который можно проследить по данным таблицы 5. За 2004-2007 гг. наблюдается устойчивая положительная динамика роста числа жителей города, систематически занимающихся физической культурой и спортом с 8,6% до 14,6%. Это связано, прежде всего, с увеличением финансирования отрасли с 35,6 млн руб. в 2004 г. до 55,6 млн руб. в 2007 г., позиционированием города Сочи как удобного места для проведения учебно-тренировочных сборов, краевых, Всероссийских и Международных соревнований, а также с победой в заявочной кампании по выдвижению города в кандидаты на проведение зимних Олимпийских игр 2014 года. Так, в 2007 г. Рос-спортом в г. Сочи было проведено 179 учебно-тренировочных сборов основного, резервного и основного молодежного составов сборных России, Всероссийских соревнований и спортивных комплексных мероприятий по 30 видам спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями.

По состоянию на окончание 2007 г. к услугам населения города были предоставлены 474 единицы спортивных сооружений, в том числе 6 стадионов, 262 плоскостных спортивных сооружения, 98 спортивных залов, 27 бассейнов, 8 стрелковых тиров и 69 других спортсооружений. Однако следует отметить отсутствие сооружений для зимних видов спорта, что, несомненно, сказывается на невозможности населения заниматься хоккеем,

фигурным катанием на коньках, конькобежным спортом, керлингом и т.д.6 То есть имеющаяся положительная тенденция увеличения количества спортивных сооружений в городе и районах пока недостаточна для организации спортивно-массовой работы и развития спорта высших достижений, надлежащей подготовки спортивного резерва. Материальнотехническая база во многом физически и морально изношена, не обеспечена современными техническими средствами, спортивно-технологическим оборудованием и инвентарем.

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные показатели физической культуры и спорта в г. Сочи в 2004-2007 гг.7

Показатели 2004 2005 2006 2007

Численность населения г. Сочи, тыс. чел.; 396,5 397,5 398,9 401,4

Численность занимающихся, чел.; 34496 35635 41054 60007

% от общей численности населения 8,6 9,0 10,3 14,6

Всего штатных работников физической культуры и

спорта, чел. 568 636 634 859

Всего учреждений, предприятий, объединений, ор-

ганизаций, ед. 239 251 252 327

Всего спортивных сооружений, ед.; 355 358 362 474

из них: стадионы; 4 4 5 6

плоскостные спортивные сооружения; 181 183 187 262

спортивные залы; 90 91 91 98

Дворцы спорта; 3 3 3 4

плавательные бассейны; 2 2 2 27

сооружения для стрелковых видов спорта; 8 8 8 8

другие спортивные сооружения 66 66 66 69

Финансирование отрасли муниципальным бюджетом, тыс. руб. 35642 51727 48326 55598

Учитывая динамику рождаемости в Сочи и ежегодного увеличения количества детей в возрасте от 0 до 5 лет, а также и то, что выбор города столицей XXII зимних Олимпийских и XI Параолимпийских игр 2014 г. приведет к существенному росту числа жителей курорта, который прогнозируется разработчиками Генерального плана развития города-курорта до 432,7 тыс. к 2014 г., можно сделать прогнозный вывод о том, что в ближайшее время возрастет спрос на услуги спортивного характера и запланированные сооружения под Олимпиаду будут востребованы. Вопрос стоит только в том, насколько местное население сможет загрузить данную инфраструктуру и поучаствовать в окупаемости строящихся в Сочи спортивных объектов и каким образом «притянуть» потенциальных потребителей РКУ с мирового и внутрироссийского рынков. Характеристика будущих олимпийских объектов и планируемое дальнейшее их использование представлены в таблице 6. Согласно данным, в целом финансирование олимпийских объектов без учета стоимости сопроводительной инфраструктуры составит 21, 48 млрд руб. из различных источников.

Следует отметить также, что Россия является рекордсменом по объему инвестиций, направленных на подготовку Олимпийских игр. Реализуется федеральная целевая программа «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)». Утверждена «Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта». Общий объем финансирования ФЦП составляет 313,887 млрд. руб. (около 12 млрд долл.), из них средства федерального бюджета — 185,822 млрд руб., краевого и бюджета г. Сочи — 9,235 млрд руб., внебюджетные источники — 118,83 млрд руб. В Сочи предстоит построить и реконструировать 24 туристических объекта на 10411 номеров. Затраты инвесторов на эти цели составят 35,42 млрд руб. [7; 10]. Принята краевая целевая программа «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта и бальнеологического» (2008-2013 годы.). Общий объем финансирования программы составляет 34,3 млрд руб., из них за счет федерального бюджета — 17,5 млрд руб., краевого — 14 млрд руб., местного — 1,4 млрд. руб., других источников — 1,4 млрд руб. [2].

6 Согласно данным, предоставленным Управлением физической культуры и спорта администрации г. Сочи, в городе культивируется 58 видов спорта; из зимних видов представлены лишь горнолыжный спорт, которым в 2007 г. занималось 165 чел. и бобслей (4 чел.).

7 Данные Управления физической культуры и спорта администрации г. Сочи

ТЕНА ЕСОІХЮМІСиБ (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕНА ЕСОИОМІСУБ (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

Таблица 6

Строительство и реконструкция олимпийских объектов г. Сочи8

Объект Вместимость Использование после игр Стоимость работ, тыс. руб.9 Финансирование

Центральный стадион с гостиницей и медиковосстановительным центром 40000 мест Спортивный медико— восстановительный центр 1 495 780 Государ-ственное

Большая ледовая арена для хоккея с шайбой 12000 мест Спортивно-концертный комплекс 5 734 737 Государственное

Биатлонный комплекс 20000 мест Спортивная база 257 300 Государственное

Лыжный комплекс 16000 мест Спортивная база 171 500 Государственное

Санно-бобслейная трасса 11000 мест Спортивная база 4 290 000 Государственное

Горнолыжный центр 18000 мест Горнолыжный курорт 6 715 000 Смешанное

Малая ледовая арена для хоккея с шайбой 7000 мест Развлекательный центр 100 100 Государственное

Крытый конькобежный центр 8000 мест Торговый комплекс 109 330 Государственное

Ледовая арена для керлинга 3000 мест Выставочный центр 40 000 Государственное

Ледовый дворец спорта для фигурного катания и шорт-трека 12000 мест Деловой и выставочный центр 143 000 Государственное

Олимпийская деревня 5000 номеров Гостиничный комплекс 2 210 207 Частное

Сноуборд-парк 15000 мест Спортивный объект 42 900 Частное

Фристайл-центр 14000 мест Спортивный объект 42 900 Частное

Комплекс трамплинов 15000 мест Спортивная база 125 841 Государственное

Итого: 21 478 595

Однако последствия мирового кризиса повлияли и на Олимпийский бюджет, который несколько раз пересматривался. На сегодняшний день он составляет 206 млрд руб. (около 6,5 млрд долл.), из которых средства казны — 118 млрд руб.[15]. И, тем не менее, если сравнивать суммарный бюджет последних трех Олимпиад, — в Нагано (2 млрд долл.), Солт-Лейк-Сити (1,32 млрд долл.) и Турине (2,7 млрд долл.), в Сочи планируется затратить значительно больше с учетом проектов, связанных с программой развития города как курорта. По оценкам экспертов, сами Олимпийские игры смогут окупить затраты сразу лишь на 20%. Срок окупаемости составит 7-10 лет [14]. Долгосрочный эффект для олимпийской столицы — курорта с новым статусом ожидается в увеличении потока иностранных и внутренних туристов, что, соответственно, приведет к увеличению бюджета. Так, по данным исследований МОК, после Олимпийских игр 1988 г. в Калгари число иностранных туристов увеличилось с 550 тыс. до более чем 1 млн чел.; в Лиллехаммере число туристов возросло на 57% (при общенациональном росте 22%). Та же картина наблюдалась и в Нагано [1, с. 5]. Однако следует оговориться, что это произойдет только в том случае, если созданный сочинский турпродукт будет отличаться уникальностью и высокотехнологичностью. Тогда он сможет занять свою нишу на международном рынке.

Все вышесказанное позволяет нам сделать следующие выводы.

1. Рынок рекреационных курортных услуг г. Сочи в последние годы испытывает замедленный рост (исключая гостиничную индустрию, где рынок быстрорастущий), он далек от насыщения и является довольно перспективным с точки зрения возможностей получения прибыли при условии обеспечения рентабельности рынка за счет конкурентных преимуществ реализуемых услуг и необходимых объемов турпотоков.

2. Олимпийское строительство в Сочи является мощным толчком для дальнейшего развития рынка. Мировой опыт проведения Олимпиад показывает, что, кроме положительного экономического и социального эффекта от Игр, создается положительный международный имидж города и страны.

8 Данные ФЦП «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 гг.)»

9 Без учета стоимости сопроводительной инфраструктуры

3. Модернизация рынка предполагает не только институциональные преобразования, затрагивающие взаимодействие правовых, финансовых, социальных институтов, не только реконструкцию и создание современной инфраструктуры туриндустрии, включая аттрактивную, но и применение технологий, основанных на научном знании и международном опыте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Казанцев С. Игры с плюсом //Сочинский бизнес-журнал. — 2007. — № 2. С. 3-6.

2. Краевая целевая программа «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта и бальнеологического» (2008 — 2013 гг.): Утверждена Законодательным Собранием Краснодарского края 19.02.2008 г.

3. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края. 2002-2007 гг.: Стат. сб./Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю.— Краснодар, 2008.

4. О самодеятельном туризме в Краснодарском крае (по данным региональных статистических обследований): Аналитическая записка./Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю.— Краснодар, 2008.

5. Опять не наш метод // Наш дом — Сочи. — 2008. — № 33 (14-20 авг.) — С. 4.

6. Паспорт города-курорта Сочи: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю.— Краснодар, 2008.

7. Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта: Утверждена Постановлением Правительства РФ № 991 от

29.12.2007 (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от

31.12.2008 г. № 1086).

8. Сведения о деятельности коллективных средств размещения города Сочи за 2004-2007гг. /Сочинский отдел государственной статистики. — Сочи, 2008.

9. Сизов И. Деньги для сочинцев // Народная газета Сочи. — 2009. — № 1. — С. 3.

10. Федеральная целевая программа «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (20062014 гг.)»: Утверждена Постановлении Правительства РФ от 08.06.2006 г. № 357.

11. Фомина Т. Не вырубишь топором?// Деловой Сочи. — 2008. — 1-7 сент. — С. 3.

12. Harbison F. H. Human Resources Development Planning in Modernising Economies // Leading Issues in Development Economies: Selected Materials and Commentary. Ed by Meier G.M.Y. 1964 p. 273.

13. http://www.mcds.ru/default.asp

14. http://www.rambler.ru/news/

15. http://www.sochi.ru

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.