Научная статья на тему 'Стратегические перспективы развития туристского комплекса Краснодарского края'

Стратегические перспективы развития туристского комплекса Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
729
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / TRAVEL INDUSTRY / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / SPECIAL ECONOMIC ZONE / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INVESTMENT PROJECT / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / BUSINESS INTERACTION / ДЕЛОВАЯ СРЕДА / BUSINESS ENVIRONMENT / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / BUSINESS ORGANIZATIONS / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / TOURIST SERVICES / ТУРИСТСКИЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / TOURIST SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берлин Сергей Игоревич, Петров Денис Вадимович

В статье рассматриваются методы, которые могут быть применены при исследовании особенностей динамики туристско-рекреационной деятельности в Краснодарском крае. Учитывая возрастающую конкуренцию на рынке российского туризма, для сохранения лидирующих позиций и обеспечения долгосрочного роста туристской отрасли предлагается сформировать в Краснодарском крае современное конкурентоспособное предложение, которое реализуется через создание особой экономической зоны (ОЭЗ). Реализация проекта позволит применить опыт по использованию объектов обслуживания и налаживанию экономических связей на территории всей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Берлин Сергей Игоревич, Петров Денис Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PROSPECTS OF THE TRAVEL INDUSTRY DEVELOPMENT IN THE KRASNODAR KRAI

The article deals with the content and methods of the approach that can be applied in the study of the dynamics characteristics of the tourism and recreation activities in the Krasnodar Krai. Considering the increasing competition in the Russian tourism market, the authors suggest to build a modern competitive offer, which can be implemented through the establishment of a special economic zone (SEZ), in order to keep the leading position and support the long-term growth of the travel industry in the Krasnodar Territory. Implementation of the project will apply the experience of servicing and developing of economic components throughout the country.

Текст научной работы на тему «Стратегические перспективы развития туристского комплекса Краснодарского края»

УДК 338.48(470.620) Берлин Сергей Игоревич

доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной и методической работе

Краснодарского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Петров Денис Вадимович

доцент кафедры экономики,

начальник научного отдела

Кубанского социально-экономического института

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Berlin Sergey Igorevich

D.Phil. in Economics, Professor, Deputy Director for Teaching and Learning Support, Krasnodar branch of Financial University under the Government of the Russian Federation

Petrov Denis Vadimovich

Assistant Professor, Economics Department, Head of Research Department, Kuban Institute for Social and Economic Studies

STRATEGIC PROSPECTS OF THE TRAVEL INDUSTRY DEVELOPMENT IN THE KRASNODAR KRAI

Аннотация:

В статье рассматриваются методы, которые могут быть применены при исследовании особенностей динамики туристско-рекреационной деятельности в Краснодарском крае. Учитывая возрастающую конкуренцию на рынке российского туризма, для сохранения лидирующих позиций и обеспечения долгосрочного роста туристской отрасли предлагается сформировать в Краснодарском крае современное конкурентоспособное предложение, которое реализуется через создание особой экономической зоны (ОЭЗ). Реализация проекта позволит применить опыт по использованию объектов обслуживания и налаживанию экономических связей на территории всей страны.

Ключевые слова:

туристская индустрия, особая экономическая зона, инвестиционный проект, предпринимательские взаимодействия, деловая среда, конкурентоспособность, предпринимательские структуры, туристские услуги, туристский сектор экономики.

Summary:

The article deals with the content and methods of the approach that can be applied in the study of the dynamics characteristics of the tourism and recreation activities in the Krasnodar Krai. Considering the increasing competition in the Russian tourism market, the authors suggest to build a modern competitive offer, which can be implemented through the establishment of a special economic zone (SEZ), in order to keep the leading position and support the long-term growth of the travel industry in the Krasnodar Territory. Implementation of the project will apply the experience of servicing and developing of economic components throughout the country.

Keywords:

travel industry, special economic zone, investment project, business interaction, business environment, competitiveness, business organizations, tourist services, tourist sector.

Краснодарский край расположен на юго-западе России. Географическое положение края уникально тем, что его территория имеет выход сразу к двум теплым морям: Черному и Азовскому. Черноморское побережье - единственная зона субтропиков на территории России. Субтропический климат, уникальные высокогорные курорты создают благоприятные возможности для развития туризма.

Туристская отрасль Краснодарского края неразрывно связана с мировой отраслью туризма. На курортах Краснодарского края в 2015 г. отдыхали свыше 13 млн чел. Большая часть туристов (75 %), отдыхающих на Черноморском побережье, предпочитает четыре курортных города: Сочи, Туапсе, Анапу, Геленджик (табл. 1).

Таблица 1 - Изменение количества туристов в период с 2011 по 2015 гг. в Сочи, Туапсе, Анапе, Геленджике, млн чел._

Муниципальные образования 2011 2012 2013 2014 2015

Сочи 2,2 2,5 2,7 2,9 3,3

Туапсе 1,0 1,3 1,3 1,4 1,6

Анапа 0,9 1,2 1,4 1,5 1,7

Геленджик 0,9 1,1 1,2 1,3 1,5

Наибольшей популярностью пользуется город-курорт Сочи. Увеличение числа туристов за 2015 г. по сравнению с 2014 г. составило 1,4 млн чел. Это связано с тем, что помимо пляжного отдыха сочинский курорт предлагает ряд спортивных программ (сочинские олимпийские

объекты), развлекательных (Сочинский дельфинарий), познавательных (Сочинский национальный парк) и при этом качество предлагаемых гостиничных услуг на порядок выше, чем в соседних муниципальных образованиях.

Общий объем налоговых поступлений в краевой консолидированный бюджет от предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса в 2015 г. составил 12,5 млрд руб. Доходы от туризма в Краснодарском крае в 2015 г. составили 598 000,0 млн руб., причем доходы по муниципалитетам распределились следующим образом: Сочи - 235 820,0 млн руб., Геленджик -77 220,0 млн руб., Анапа - 122 980,0 млн руб., Туапсе - 33 540,0 млн руб. [1].

Объем услуг курортно-туристского комплекса характеризуется устойчивой тенденцией роста: так, в 2011 г. он составил 164 950,0 млн руб., в 2012 г. - 211 190,0 млн руб., в 2013 г. -242 000,0 млн руб., в 2014 г. - 275 440,0 млн руб., в 2015 г. - 315 700,0 млн руб. Рост объема услуг курортно-туристского комплекса Краснодарского края представлен на рисунке 1.

50 40 30 20 10 0

Рисунок 1 - Рост объема услуг курортно-туристского комплекса с 2011 по 2015 гг. (в % по сравнению с предыдущим годом)

Туристское предложение состоит из пяти компонентов: гостиничный сектор; благоустройство курортных городов; культурно-развлекательный и спортивно-оздоровительный комплексы; транспортная инфраструктура [2].

Структура средств размещения на курортах Краснодарского края представлена в динамике в таблице 2.

Таблица 2 - Структура средств размещения на курортах Краснодарского края, 2011-2015 гг.

Средства размещения 2011 2012 2013 2014 2015

Специализированные, ед. 710 725 750 769 780

Гостиничные предприятия, ед. 153 185 322 340 483

Детские оздоровительные учреждения, ед. 698 710 714 744 840

Индивидуальные, ед. 35 000 58 000 98 000 140 000 200 000

Данные таблицы 2 свидетельствуют о росте всех показателей, что говорит о востребованности продукта. Так, на 2015 г. по сравнению с 2011 г. количество специализированных средств размещения увеличилось на 70 единиц, гостиничных предприятий - на 330 единиц, детских оздоровительных учреждений - на 142 единицы, индивидуальных средств размещения - на 165 000 единиц. Причем спрос на индивидуальные средства размещения крайне высок, что свидетельствует об изменении предпочтений туристов.

Анализ показал, что Краснодарский край оказывает пятую часть туристских услуг России и обладает наибольшим показателем занятости в туризме (первое место в Российской Федерации). Среднесписочная численность работников, занятых в организациях отдыха и туризма, за 2015 г. составила 107 430 чел., что на 28,3 % выше, чем в предыдущем году. Средняя численность работников, занятых в гостиницах и аналогичных средствах размещения, в 2015 г. составила 6 083 чел., внешних совместителей и работников по договорам гражданско-правового характера - 264 чел., работников, привлекаемых в сезонный период, - 242 чел., персонала специализированных средств размещения - 58 962 чел., причем наибольшее количество занятых -44 062 - представлено в секторе санаторно-курортных организаций [3].

Таким образом, при небольшом росте ряда показателей туристско-рекреационной деятельности (числа туристов, посещающих курорты, доходов, количества гостиниц различной категории звездности) прослеживается тенденция спада отрасли в Краснодарском крае. Для динамичного развития отрасли необходимы государственные программы, инвестиционные вложения,

2011 г. 2012 г.

2013 г.

2014 г. 2015 г.

□ Рост объема услуг в %

активность частных предпринимателей. При достаточно стабильном функционировании турист-ско-рекреационного комплекса Краснодарского края и благоприятном инвестиционном климате перспективы развития отрасли могут стать толчком для активизации экономических показателей всего региона.

Чтобы сохранить лидирующие позиции и обеспечить долгосрочный рост туристской отрасли, Краснодарскому краю необходимо сформировать современное конкурентоспособное предложение, которое реализуется через создание особой экономической зоны туристско-рекре-ационного типа по примеру других ориентированных на туризм и рекреацию стран (табл. 3).

Таблица 3 - Изменения в туристском предложении в условиях конкуренции за период с 2011 по 2015 гг._

Страна Изменение в туристском предложении

Испания Масштабная государственно-частная программа создания, обновления и модернизации мест размещения для туристов

Португалия Перенос успешного опыта с юга на север страны: новые поля для гольфа и гостиницы высокого класса

Хорватия Создание качественных условий для отдыха с возможностью ознакомления с культурным наследием на побережье Адриатического моря

Турция Развитие высококачественного туризма с упором на пляжный отдых в сочетании с археологическими и природными достопримечательностями

Греция Отход от продолжения малобюджетного туристического сезона в пользу новых предложений в области культурного, экологического и приключенческого туризма

Индонезия Элитный курортный отдых с разнообразной программой развлечений (экотуризм, исторический и культурный отдых)

Болгария Развитие экотуризма, финансирование развития заповедников, туристские программы по изучению национальных ремесел, посещение пещер, музеев

Комплексное развитие туризма в крае предполагает достижение трех главных целей:

- формирование разнообразного курортного предложения для привлечения широких слоев туристов из России и стран СНГ,

- повышение качества и конкурентоспособности всех компонентов туристского продукта,

- создание эффективной системы продвижения продукта с помощью маркетинга и дистрибуции.

Выполнение вышеизложенных целей потребует решения задач и выполнения программных мероприятий в направлениях:

1) формирования современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках путем:

- разработки туристских программ в рамках единой стратегии по развитию туризма с экономически обоснованными планами их реализации (в том числе в рамках региональных целевых программ общего социально-экономического развития),

- разработки и реализации рекламно-информационных программ по туризму, в том числе создания теле- и радиопрограмм, проведения регулярных рекламно-информационных кампаний в СМИ,

- издания рекламно-информационной печатной продукции (каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной продукции),

- активного участия во всероссийских и международных туристских выставках, ярмарках, форумах, презентациях туристских возможностей Краснодарского края и прочих специальных общественных мероприятий в сфере туризма в основных регионах и странах - потребителях туристских услуг,

- создания, поддержки и обновления официального интернет-портала в сфере туризма,

- организации сети информационных центров для туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков, которые также выполняли бы консультационные функции для туристов,

- формирования современной статистики туризма;

2) создания организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития туризма посредством создания:

- благоприятного инвестиционного климата для компаний и предприятий, вкладывающих средства в развитие туризма и туристской инфраструктуры,

- механизмов эффективного взаимодействия и сотрудничества турфирм с учреждениями санаторно-курортного комплекса (СКК),

- механизмов, в том числе по предоставлению льгот, на региональном уровне для учреждений СКК в целях полноценного становления негосударственных институтов в этой области;

3) повышения качества сервиса в сфере туризма через:

- развитие современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров всех уровней в сфере туризма,

- реализацию современных учебных программ, предусматривающих практическое обучение персонала,

- поддержку перспективных прикладных исследований в области туризма.

Реализация проекта может обеспечить весомый экономический эффект: число туристов вырастет с 7,1 млн (2012) до 15,5 млн (2015), доходы отрасли увеличатся с 78,0 до 215,8 млрд руб.

Туристская отрасль края в ближайшее время должна предложить портфель конкурентоспособных форматов на различных направлениях. При использовании разнообразных подходов (узкой сегментации курортов, широкого предложения культурно-развлекательного комплекса) к 2018 г. туристский комплекс Краснодарского края примет на 6 млн отдыхающих больше, чем в 2005 г., при этом доходы туристской отрасли края увеличатся на 124,8 млрд руб. [4].

Большая часть государственных вложений при строительстве ОЭЗ направлена на развитие инфраструктуры (строительство автотрасс, аэропортов, канализации, заводов по утилизации твердых бытовых отходов, водоснабжение). Доля частных инвестиций в развитие инфраструктуры составит менее 10 %. Из общего объема государственных инвестиций федеральные вложения составят 50 %, краевые - 29,9 %, местные - 20,1 %. Государственные инвестиции в развитие особой экономической туристской зоны на территории края будут направлены на развитие инфраструктуры, где период окупаемости составляет от 10 до 30 лет.

В качестве примера рассмотрим основные параметры масштабного инвестиционного проекта «Новая Анапа» на территории города-курорта Анапы. Данный проект будет реализован при привлечении государственных и частных инвестиций. По предварительным оценкам, суммарные инвестиционные вложения за период с 2010 по 2018 гг. составят 4 235 млн руб. Объемы инвестиций можно проследить в таблице 4.

Таблица 4 - Объем инвестиций в создание ОЭЗ «Новая Анапа», млн руб., с 2010 по 2016 гг.

Источники инвестиций 2010 2012 2015 2016 Итого

Федеральный бюджет 120 132 146 150 548

Краевой бюджет 75 79 83 92 329

Местный бюджет 48 52 58 65 223

Внебюджетные источники 140 450 1 270 1 275 3 135

Всего 383 713 1 557 1 582 4 235

Динамика инвестируемого капитала рассчитана и представлена на рисунке 2.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

2010 2012 2014 2015

□ Федеральные средства, % □ Краевые средства, %

□ Местные средства, % □ Внебюджетные источники, %

Рисунок 2 - Доля инвестируемого капитала по источникам финансирования

в проекте «Новая Анапа»

Инвестиционный проект осуществляется по двум стратегическим направлениям. Первый проект - «Благовещенская». Арендатором земли общей площадью 1 800 га является ОАО «Благовещенское». Из этого количества под рекреационную зону «Благовещенская» предполагается использовать 750 га. Именно этой территории планируется придать статус свободной экономической зоны на период проектирования, строительства и расчетный период окупаемости при эксплуатации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный комплекс предоставит возможность отдыхать с детьми практически в любое время года туристам со средним достатком и обеспеченным гражданам. Предполагается функционирование четырех- и пятизвездочных отелей по турецкой модели «все включено». Кроме обычного набора развлечений это будет центр парусного спорта, океанарий, клубные отели, пансионаты, что позволит создать около 2,7 тыс. рабочих мест. Целевым сегментом будут являться молодые и пожилые пары, семьи с месячным доходом от 13 000 до 26 000 руб. на человека, средний расход за поездку предположительно составит 13 000-20 540 руб.

Согласно данному проекту предполагается расширение прибрежной полосы за счет создания искусственных островов, где будут располагаться отели, объекты развлечения, пляжи. Основная функциональная часть курортного комплекса будет расположена на Бугазской косе.

На территории особой экономической туристской зоны «Благовещенская» планируется строительство 60 гостиничных комплексов вместимостью каждый от 400 до 1 000 чел., общей площадью 1 260 000 м2. Кроме того, будут введены в эксплуатацию 80 резиденций свободного назначения общей вместимостью 8 000 чел., площадью 240 000 м2. Будет построен спа-отель вместимостью 800 чел., площадью 25 000 м2, в том числе для проживания - 15 000 м2, лечебной зоной - 10 000 м2. Планируется построить конгресс-центр на 2 000 мест с гостиницей на 800 мест, летний театр на 3 000 мест. Торговые пассажи, рестораны, клубы, объекты обслуживания займут территорию около 300 000 м2. Предполагается возведения искусственного острова с мариной, океанариумом и гостиничным комплексом на 6 000 мест, общей площадью 180 000 м2, а также ряда других искусственных островов с пляжами, резиденциями и объектами развлечения площадью 50 га. Кроме того, планируется благоустройство песчаных пляжей протяженностью 7 км.

На территории участка предусмотрено строительство водовода (длиной 100 м), водозабора (объемом 100 тыс. м3), подстанции (220 кВ), газопровода высокого и низкого давления (длиной 60 км).

На данной территории отсутствует инженерная и транспортная инфраструктура. На ее создание, по нормативным расчетам, потребуется около 9 млрд руб., в том числе на развитие автомобильных дорог - 785 млн руб., развитие аэропорта Анапа - 1 364 млн руб., газификацию - 135 млн руб., энергоснабжение - 350 млн руб., водоснабжение и водоотведение - 5 800 млн руб., озеленение и благоустройство - 50 млн руб., санитарную очистку пляжа - 15,4 млн руб., теплоснабжение -186 млн руб. (по данным краевого департамента инвестиций и проектного сопровождения).

Второй инвестиционный проект - «Высокий Берег». Территория расположена на плато, возвышающемся над уровнем Черного моря. Участок примыкает к жилым кварталам Анапы. Площадь составляет 65 га. Планируемая рекреационная емкость - 15 000 мест. Концепция курорта: семейный отдых на море потребителей со средним и низким уровнем дохода с развитой инфраструктурой для занятия спортом.

При создании участка «Высокий Берег» предполагается строительство: жилья, в том числе и элитного; гостиничного комплекса с конгресс-центром, торговых пассажей, ресторанов, клубов, объектов обслуживания; искусственного острова с культурно-развлекательным центром; марины для стоянки яхт; намывного пляжа.

На территории набережной планируется расположить три комплекса, встроенных в откос Высокого берега, серфинг-центр, гостиничный комплекс на 120 мест, отель «Черноморский».

Для реализации проекта необходимо расширение верхней набережной; проектирование нижней набережной, отделяющей ряд гостиниц от пляжно-рекреационной зоны и обеспечивающей проезды обслуживающему персоналу; отсыпка береговой линии с созданием волногасящих сооружений 50-100 м.

При реализации проекта предполагается ввод в эксплуатацию водовода (длиной 1 км), водозабора (объемом 100 тыс. м3), подстанции (220 кВ), газопровода высокого и низкого давления (длиной 30 км).

На обеспечение газоснабжения в период с 2007 по 2015 гг. планируется выделить 100 млн руб., электроснабжения - 196 млн руб., водоотведения и водоснабжения - по 125 млн руб. На строительство информационно-коммуникационной инфраструктуры будет затрачено 12 млн руб., подъездных путей - 136 млн руб., пляжной зоны - 45 млн руб. Стоимость проектно-сметной документации составит 47,8 млн руб. (по данным краевого департамента инвестиций и проектного сопровождения).

Изменение количества туристов и показателей дохода от туристской деятельности в период с 2004 по 2015 гг. на данном участке можно проследить в таблице 5.

Таблица 5 - Перспективы развития ОЭЗ «Новая Анапа»

Показатели 2010 2012 2016

Количество туристов, тыс. чел. 170 600 620

Доход от туризма, млн руб. 2 080 10 400 12 740

После введения всех объектов в эксплуатацию прогноз ряда показателей (доли туристов по уровню доходов в месяц; демографические характеристики; основные статьи расходов за поездку) можно проследить в таблице 6.

Таблица 6 - Показатели развития ОЭЗ «Новая Анапа»

Доля туристов по уровню доходов % Демографические характеристики % Основные статьи расходов руб.

до 7 800 руб. 0 молодежь и молодые пары 7 проживание 10 140

7 800-20 800 руб. 61 семьи с детьми и без детей 73 питание 4 160

более 20 800 руб. 39 пожилые люди 20 транспорт 4 160

прочее 2 080

Успех развития особых экономических зон туристско-рекреационного типа во многом будет зависеть от того, насколько льготными на практике окажутся условия ведения бизнеса. Первые результаты функционирования зон можно будет оценить через 3-5 лет, что соответствует сроку окупаемости большинства предприятий. По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, ближайшее десятилетие станет крайне благоприятным для развития туристской отрасли в России, среднегодовые темпы роста инвестиций в туристский сектор будут составлять 9,8 %.

Таким образом, строительство ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территории Краснодарского края поможет решить ряд социально-экономических проблем:

- будут созданы дополнительные рабочие места для жителей муниципальных образований,

- повысится качество обслуживания туристов, что будет способствовать увеличению прибылей,

- повысится мировая конкурентоспособность туристского комплекса,

- увеличится количество туристов, посещающих данный курорт.

Реализация проекта по созданию ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территории Кубани позволит применить опыт по использованию объектов обслуживания и налаживанию экономических составляющих на всей территории страны.

Ссылки:

1. Берлин С.И., Петров Д.В. Концепция повышения эффективности туристского комплекса Краснодарского края : монография. Краснодар, 2015. 224 с.

2. Там же.

3. Берлин С.И., Берлина С.Х., Петров Д.В. Современные критерии оценки качества гостиничных услуг в олимпийском регионе // Вестник Академии знаний. 2015. № 13 (2). С. 12-15.

4. Берлин С.И., Берлина С.Х. Государственное регулирование рекреационного обслуживания населения в условиях турбулентности внешней среды // Современная научная мысль. 2015. № 1. С. 82-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.