Научная статья на тему 'Впишется ли сочинская олимпиада в реалии мирового туризма?'

Впишется ли сочинская олимпиада в реалии мирового туризма? Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
63
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шарафутдинов В.Н.

Подготовка к проведению зимней Олимпиады 2014 г. в г. Сочи вынуждает ускоренно преодолевать накопившиеся у города-курорта проблемы. О сути этих проблем и направлениях их решения рассказывает автор статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шарафутдинов В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Will the Olympic Games in Sochi Correspond to Contemporary Practice of International Tourism?

Preparation the city of Sochi for Winter Olympic Games in 2014 stimulates Russian authorities to speed up the solution of accumulated in Sochi problems. The author of this article discourses those problems and ways of their solution.

Текст научной работы на тему «Впишется ли сочинская олимпиада в реалии мирового туризма?»

Подготовка к проведению зимней Олимпиады 2014 г. в г. Сочи вынуждает ускоренно преодолевать накопившиеся у города-курорта проблемы. О сути этих проблем и направлениях их решения рассказывает автор статьи.

Впишется ли Сочинская олимпиада в реалии мирового туризма?

В. Н. ШАРАФУТДИНОВ,

кандидат экономических наук,

Сочинский университет туризма и курортного дела, Сочинский научно-исследовательский центр РАН

Развитие международного туризма

За последние полвека туризм превратился из хобби небольшой части обеспеченного населения в ведущую отрасль мировой экономики, сравнимую с нефтепереработкой и автомобилестроением. Столь быстрый рост таит в себе немало неожиданностей. Достигнутая к началу XXI века годовая численность туристов в 5 млрд чел. может оказать серьёзное влияние на многие явления в мировой экономике, политической и общественной жизни отдельных городов, стран и целых континентов. В ближайшем будущем наиболее заметно это должно проявиться в сфере экономики и градостроительства, так как обостряется необходимость в комфортных, доступных и безопасно обустроенных маршрутах и туристском пространстве для сотен миллионов людей.

Только в сфере международного туризма, занимающего около 1 / 5 общего объёма мирового туризма, число туристских прибытий за последние 16 лет выросло с 455,9 млн чел. в 1990 г. до 846 млн чел. в 2006 г. (таблица).

© ЭКО 2008 г.

Число международных туристских прибытий в 1990-2006 гг., млн чел.

Регион 1990 1995 2000 2005 2006 Прирост в 2006 г.,%

Всего в мире 455,9 550,4 687,3 803 846 5,4

Африканский 15,0 20,0 27,4 37,3 40,7 9,2

Страны Северной Африки 8,4 7,3 10,1 13,9 14,9 7,4

Прочие страны Африки 6,6 12,8 17,4 23,3 25,8 10,4

Американский 93,0 108,8 128,0 133,2 135,9 2,0

Северная Америка 71,7 80,5 91,2 89,9 90,7 0,9

Карибский регион 11,4 14,0 17,2 18,8 19,4 3,5

Центральная Америка 1,9 2,6 4,3 6,3 7,0 10,8

Южная Америка 7,9 11,7 15,2 18,2 18,8 3,0

Азиатско-Тихоокеанский 57,7 85,6 115,3 155,3 167,2 7,7

Северо-Восточная Азия 28,0 44,1 62,5 87,5 94,0 7,4

Юго-Восточная Азия 21,5 29,2 37,0 49,3 53,9 9,3

Океания 5,2 8,1 9,6 10,5 10,5 0,4

Южная Азия 3,2 4,2 6,1 8,0 8,8 11,0

Европейский 280,6 322,3 392,7 438,7 460,8 5,0

Северная Европа 32,3 41,4 46,8 51,0 54,9 7,6

Западная Европа 113,8 116,7 142,8 142,6 149,8 5,0

Центральная (Восточная) Европа 39,0 61,4 62,3 87,8 91,2 3,9

Южная Европа 88,1 91,3 126,1 157,3 164,9 4,8

Европейское Восточное Средиземноморье 7,4 11,4 14,7

Ближний Восток 9,7 13,6 24,0 38,3 41,8 8,9

Источник: Tourism Highlights. Edition 2007. World Tourism Organization. Madrid, 2007.

Больше половины всех туристских прибытий в мире приходится на Европейский регион, а наиболее высокие темпы роста в 2001-2006 гг. наблюдались в Африканском, Ближневосточном и Азиатско-Тихоокеанском регионах.

Понятно, что удерживать такие темпы развития можно, лишь соответствующим образом обустраивая туристские пространства под комфортное и безопасное пребывание

миллионов людей. Мировой опыт показывает, что добиться этого можно, в частности, направляя крупномасштабные инвестиции на создание уникальных интегративных (целостных) туристских продуктов, способных привлечь и удержать большие туристские потоки.

Обсуждение генерального плана

Влияние мирового туризма на Россию видно на примере событий, происходящих в городе-курорте Сочи Краснодарского края, который начал готовиться к проведению на своей территории зимних Олимпийских игр 2014 г. Олимпийские игры, подаренные миру древними греками, сегодня являются востребованным и популярным глобальным мировым туристским продуктом. Причём его производство и реализация не просто делегируются Международным олимпийским комитетом (МОК) городам той или иной страны под гарантии её правительства, но и жёстко контролируются согласно уникальной и непрерывно совершенствующейся технологии проведения олимпиад. Всё тщательно продумывается и расписывается на годы вперёд -от подготовки транспортных коридоров, условий размещения гостей и спортсменов, организации всего перечня спортивных и культурных мероприятий, до экологически чистых технологий создания олимпийских объектов, безопасных условий проведения игр и мощного кадрового обеспечения.

Примечательно, что весь этот уникальный технологический пакет создания и реализации по-настоящему глобального туристского продукта является собственностью МОК. Это относится и к формированию собственной градостроительной основы, которая в обязательном порядке должна быть органично увязана с генеральными планами развития территорий тех городов и населенных пунктов, где проводятся игры. В результате создаётся внешняя среда, благоприятствующая потреблению и воспроизводству культивируемых Олимпиадой культуры общения и здорового образа жизни.

12-17 декабря 2007 г. Общественный градостроительный совет Сочи впервые за последние десятилетия провел слушания материалов нового генерального плана развития города,

ОТРАСЛЬ

3 ЭКО №9, 2008

рассчитанного на период до 2030 г. Поспешная его разработка в основном была вызвана потребностями предолимпийской и олимпийской подготовки территории.

18 декабря 2007 г. разработчики генплана в лице руководителей и специалистов ОАО «Гипрогор» (Москва) и ФГУП «РосНИПиУрбанистика» (Санкт-Петербург) представили своё концептуальное видение развития города. На слушания пришли ведущие сочинские архитекторы, представители Сочинского университета туризма и курортного дела, Сочинского научно-исследовательского центра РАН, ФГУ «Научно-исследовательский центр курортологии и реабилитации», экологи, журналисты и др. Не было только представителей администрации г. Сочи и Краснодарского края. Выступления разработчиков материалов были яркими, высокопрофессиональными и...спорными. На стенах зала был размещен картографический иллюстративный материал, вызвавший огромный интерес собравшихся. Диалоговая форма общения породила шквал критических замечаний и предложений. Многочасовые дебаты взаимно обогатили и разработчиков, и аудиторию.

Развитие города обсуждалось еще в 1995 г., при попытке откорректировать генплан 1967 г. Но 1990-е годы, как известно, были не лучшим временем для разработки стратегического плана развития когда-то общесоюзного курорта. К середине десятилетия курортный поток в Сочи практически иссяк: в год приезжало немногим более 500 тыс. чел. вместо 5 млн чел. в конце 1980-х годов. Понятно, что в сложившихся условиях отредактировать генплан было практически невозможно из-за обрушения туристского и финансового потоков.

Разработчиками плана была заявлена цель создания экологически чистого курорта, туристского центра с учётом лучшего мирового опыта курортного градостроительства.

В частности, было предложено возродить древнюю Меото-Колхидскую дорогу по восточному побережью Чёрного моря. Веками скрытая дорога на территории Большого Сочи, по сути, вновь была обнаружена главным архитектором нового генплана развития города К. Ф. Неустроевым. Дорога проходила в предгорной котловине на высоте около 300 м, идущей вдоль береговой полосы на расстоянии 10-20 км от кромки моря.

В литературе сохранились только редкие упоминания о ней: например, в «первой половине VI в. до н. э. большая группа скифских племён, возвращаясь из очередного похода в Переднюю Азию, прошла на Северный Кавказ по восточному побережью Чёрного моря по древней Меото-Колхидской дороге»1.

Предложенный подход к изменению современной конфигурации транспортной схемы курорта, естественно, предполагает необходимость опережающего развертывания программы археологических исследований по всему предполагаемому маршруту дороги. Генеральный план предполагает раскрытие огромного культурно-исторического потенциала Большого Сочи, который, как известно, всё чаще становится основным мотивирующим фактором привлечения современных мировых туристских потоков. Не случайно в церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. предполагается использовать мотивы древнегреческого мифа о Прометее, подарившем людям огонь. Согласно легенде, Прометей был прикован к скале именно в районе недоступной и сегодня горной части Большого Сочи.

Актуальность дороги стала особенно понятна, когда разработчики предложили посредством ее подключить Сочи к туристскому транспортному кольцу вокруг Черного моря, которое должно соединить 12 государств Причерноморья. Соглашение по данному поводу подписано, в том числе и Россией, но технических решений по его исполнению в Сочи до сих пор не было. Необходимость такого шага стала особенно очевидной после ознакомления с результатами расчётов, показывающих, что для использования современных мощностей рекреационной индустрии курорта не хватает порядка 1000 км2 территории. Новые резервные территории требуются не только для рекреационных мощностей, но и для многих объектов, связанных с организацией зимней Олимпиады 2014 г., а также для комфортного расселения гостей и жителей Сочи.

В ходе обсуждения особую критику вызвали прогнозные цифры постоянного населения Сочи, взятые из федеральной целевой программы его развития до 2014 г., - порядка 470 тыс. чел. до 2030 г. Численность постоянного населения города, учитывая

1 Ворошилов В. История убыхов. Очерки по истории и этнографии Большого Сочи с древнейших времён до середины XIX века. Майкоп: Афиша, 2006. С. 15.

ОТРАСЛЬ

3*

его курортную специфику, нужно непременно увязывать с параметрами туристского потока.

Проблемы, проблемы, проблемы

О сложности стоящих перед Сочи задач свидетельствует уже то, что только для размещения гостей зимней Олимпиады 2014 г. нужно увеличить число гостиничных номеров класса четыре-пять звезд с 48 до 7,5 тыс. ед. Прирост общей вместимости гостиничного фонда города должен позволить принять более 100 тыс. чел. По расчётам учёных Сочинского университета туризма и курортного дела, только для кадрового обеспечения ввода всех запланированных новых гостиничных мощностей понадобится дополнительно около 80 тыс. чел. обслуживающего персонала, работающих на постоянной основе. И это без учёта кадрового обеспечения строящихся горнолыжных и торговых комплексов, спортивных мощностей, их инженерного обеспечения и т. д.

Кроме того, новые кадры надо подготовить и обучить. Эта задача первостепенной важности до сих пор даже не сформулирована должным образом, не говоря уже об определении источников её финансирования, развёртывании учебно-тренировочной базы, подготовке программ, преподавательского состава и т. д. Исходя из расчета семейного или демографического коэффициента для дополнительно привлекаемых работающих (количество членов семьи), который в минимуме равен трем, только под Олимпиаду нужно будет почти удвоить население Сочи. Что означает необходимость опережающего и синхронного наращивания всей социальной и инженерной инфраструктуры города, определения новых территорий, иного баланса рекреационных, жилых, инженерных, коммунальных и прочих территорий.

По оценкам некоторых депутатов сочинского городского собрания, к 2014 г., если идти по пути механического наращивания ёмкости гостиничного комплекса, в том числе под потребности Олимпиады, без учёта и грамотного использования уже имеющихся мощностей, в Сочи может оказаться порядка 800 тыс. жителей. Вряд ли данное их число будет оптимальным, и его следует закреплять в параметрах нового генерального

плана. Причём не только с точки зрения возможности их комфортного размещения, но и даже простой возможности себя прокормить. Ведь город на данный момент существует на дотации из федерального бюджета, и нельзя рассчитывать на жизнеобеспечение курорта за счёт их наращивания. К тому же популярность Сочи как курорта продолжает снижаться, он всё больше уступает не только курортам Турции и Болгарии, но и соседним относительно небольшим курортным городам - таким, как Геленджик и Анапа.

В этих условиях простое приращение гостиничной ёмкости и строительство спортивных сооружений для зимней Олимпиады вряд ли позволят вернуть даже советский уровень посещаемости курорта - 5-6 млн чел. в год. Для этого Сочи должен предложить мировому туристскому сообществу высококонкурентный и уникальный турпродукт, который невозможно обеспечить одним количеством гостиничных мест. Необходимо одновременно качественно повысить технологический уровень интегративного туристического продукта всего города, включая его спортивную составляющую и востребованность. Только тогда он может стать самодостаточным курортом, а уровень жизни сочинцев не будет находиться на отметке ниже среднего российского уровня.

Сочи - курорт многоплановый

Весьма уязвимыми для критики оказались соображения разработчиков по улучшению градостроительной основы для рекреационного комплекса Сочи. Во-первых, возникал вопрос, как будет выстроена градостроительная взаимосвязь морского, бальнеологического, питьевого, грязевого и горноклиматического курорта с олимпийскими объектами для зимнего спорта. Это вызвало особое беспокойство ещё и потому, что по непонятным причинам во всех законодательных актах и правительственных решениях, посвящённых зимней Олимпиаде 2014 г., о Сочи говорится только как о «горноклиматическом курорте». Даже при создании дирекции развития города («Сочи-2014 г.»), а затем её спешной ликвидации и передаче дел «ГК Олимп-строй», последняя вновь по непонятным причинам именуется

«Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта». Но Сочи никогда не был только горноклиматическим курортом. Более того, горноклиматическим его только намечается сделать за счёт создаваемых на небольшой территории в его южной горной части нескольких горнолыжных комплексов. А как всё это будет увязано с 95% остальной территории города?

Во-вторых, будет ли развиваться бальнеологическая часть уникального потенциала Сочи, без эффективного использования которой он быстро угаснет как курорт? По расчётам доктора медицинских наук, профессора, директора ФГУ «Научно-исследовательский центр курортологии и реабилитации» В. Д. Остапишина, потенциал Сочи сегодня таков, что он может единовременно отпускать до одного миллиона бальнео-процедур в день. Причём речь идёт не только о весьма дефицитных в мировой курортологии бальнеологических ресурсах, но и об их уникальных объёмах и качестве.

Как мы намерены распорядиться в ближайшем будущем этими сказочными богатствами, которыми сегодня не располагает ни один курорт мира? Будут ли предприняты меры по сертификации Сочи в соответствии со стандартами Всемирной организации здравоохранения? Реализация этих мер требует больших затрат и тесного взаимодействия со многими известными и авторитетными международными институтами.

Огромные затраты смогут окупиться только в том случае, если мы действительно сумеем превратить Сочи в современный мировой курорт, чего возможно добиться, только встроив его в мировые курортные сети и реестры. Для этого нужна адекватная международно-правовая и градостроительная основа, учитывающая современные технологии мировой туристско-курортной индустрии. Например, такие, как прокладка труб, по которым минеральная вода будет поступать в каждую здравницу (сейчас вереницы автобусов со всего курорта везут отдыхающих к единственному сохранившемуся зданию, отпускающему мацестинские ванны).

Необходимо создать охранные зоны для расположенных на данной территории уникальных культурно-исторических

памятников, начиная от стоянок первых людей до памятников эпох Древнего Рима, Византийской империи, раннего христианства и др., зачастую заброшенных и разрушающихся, обеспечить их транспортную доступность. Готов ли «ГК Олимп-строй» как главный инвестор, обязанный выступить как корпорация развития Сочи, во всём этом разобраться? А может, он намерен строить одни спортивные олимпийские объекты и службы их обеспечения, не представляя всей сложности задачи создания туристского центра мирового значения? Все эти и множество других связанных вопросов явно нуждаются в более глубокой проработке, в том числе на последующих этапах разработки и реализации генерального плана.

Обсуждение нового генерального плана выявило тесную связь успехов наших олимпийцев с использованием при их подготовке рекреационных ресурсов Сочи. Российские курортологи располагают более совершенными технологиями, чем их коллеги в большинстве других стран. Причём не только в области профилактики, что широко используется на Западе, но и в сфере лечения.

К сожалению, эти технологии в полном объёме пока не задействованы и даже не сертифицированы по международным стандартам. Под эти технологии, как и под Олимпийские игры, нужны самостоятельные, в том числе градостроительные решения. Причём не менее масштабные, чем под Олимпиаду 2014 г. Будут ли все эти уникальные ресурсы задействованы при ее подготовке, а также и в дальнейшем?

Большинство подобных вопросов участников обсуждения повисло в воздухе, так как многие из них относились не столько к разработке, сколько к созданию эффективного механизма реализации нового генерального плана, а также ответственности «ГК Олимпстрой» за претворение в жизнь задуманной реконструкции курорта.

Инженерный блок генплана и экология города

У многих выступающих возникли большие сомнения в необходимости значительного наращивания энергогенерирую-щих мощностей в черте города, поскольку сейчас используется

менее половины пропускной способности действующей ЛЭП-500. К тому же к Сочи проводятся новейшие подводные кабели огромной пропускной способности.

Выступающие также отмечали, что сегодня централизованные сети, в частности, тепло- и электроснабжения, будучи высокозатратными и технологически отсталыми, уходят в прошлое. В этой связи высказывались пожелания о более активной переориентации курортно-городского хозяйства Сочи на использование экологически чистых современных технологий энергетического и инженерного обеспечения.

В ходе обсуждения были внесены серьезные предложения по совершенствованию систем водоснабжения, конфигурации размещения канализационных мощностей, наращиванию длины глубоководных канализационных выпусков, в том числе на территории размещения олимпийских объектов. Особое внимание было уделено своевременному увеличению пропускной способности транспортной системы города-курорта за счет, прежде всего, современных транспортных технологий, поскольку существующие пропускные мощности авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта уже недостаточны.

Не осталась без внимания и ухудшающаяся экологическая ситуация в Сочи. В результате интенсивной и хаотичной урбанизации курорта, разрастания мусорных свалок, многократного превышения предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды в районе транспортных коридоров, пролегающих практически по прибрежной полосе курорта, всё более ограниченной продуваемости города из-за высотного строительства и переуплотнения центра, экология Сочи стала явно приближаться к показателям высокоурбанизированных городов мира. Над центральной частью курорта начал регулярно зависать тяжёлый смог, свойственный промышленным центрам. Интенсивное олимпийское строительство практически на заповедных, зачастую труднодоступных и особо охраняемых территориях способно усугубить экологическую ситуацию в городе, сократив и без того уменьшившуюся зону экологического благополучия территории Большого Сочи.

Всё это заставило собравшихся специалистов отнестись с особым вниманием к предложениям разработчиков по

экологическому оздоровлению курорта. Отметим, что эти предложения явно не адекватны складывающимся реалиям. И даже оригинальная идея возрождения древней Меото-Колхид-ской дороги, подающая надежды на проведение не только реального «транспортного шунтирования» сочинской курортной агломерации, но и приращения явно недостающих для развития курорта резервных территорий, не решает всех накопившихся проблем в сфере экологии.

Идея создания искусственного «Острова Федерации» в морской акватории Сочи представляется спорной с экологической точки зрения. Ее авторы игнорируют глубинный характер акватории, сильные прибрежные течения и миграционные потоки исчезающей ихтиофауны. Также пока не были высказаны предложения о том, что делать на этом острове шесть месяцев в году во время зимнего периода, когда даже комфортабельные здравницы Сочи стоят полупустыми. Кроме того, морская акватория Сочи - это не мелководный и круглогодично комфортный по температурным режимам Персидский залив или прибрежье Красного моря. Чёрное море - одно из самых беспокойных морей планеты. Здесь, особенно в районе Сочи, нет мелководного песчаного дна, поэтому негде взять огромные объёмы необходимого для крупномасштабного строительства инертного материала.

В этой связи собравшиеся специалисты с явным удовлетворением восприняли информацию разработчиков генпроекта о начале совместной работы с руководством Российской академии наук по созданию в Сочи первого в России экологического технопарка. Его работа будет нацелена на анализ и обобщение мирового опыта внедрения экологически чистых технологий в ходе туристского освоения российских пространств.

Участники обсуждения заинтересованно отнеслись и к предложениям о необходимости проведения комплексного обследования всей экосистемы Западного Кавказа в связи с началом интенсивного освоения горной части его южного склона. Там сегодня практически бессистемно, без увязки со старым и новым генеральными планами, строятся несколько горнолыжных комплексов, совокупная антропогенная нагрузка которых на порядок превышает возможности экосистемы Краснополянской

межгорной поймы заповедной реки Мзымта и её притоков. Подчёркивалось, что необходимость проведения комплексного обследования всей экосистемы Западного Кавказа вызвана не только реальными судебными угрозами со стороны «Гринписа» к МОК2, но и с началом крупномасштабного освоения примыкающих к территории Большого Сочи северных склонов Западного Кавказа в Краснодарском крае, Адыгее, Карачаево-Черкесии.

Особо подчёркивалось, что все эти действия, включая проекты прокладки автотрасс через Кавказский хребет в районе Большого Сочи, прямо затрагивают ареалы самых крупных в мире запасов бальнеологических ресурсов. При отсутствии достаточно проработанной информации и необходимой системы защиты ресурсов они могут быть безвозвратно потеряны, что может быстро привести к непредсказуемым, в том числе социально-экономическим, последствиям для всех курортных городов Западного Кавказа.

Всё вышесказанное, а также печальный мировой опыт поспешного туристского освоения Альп в 1980-х годах, указывало на то, что новый генеральный план развития Сочи до 2030 г. требует серьёзной доработки, и для его завершения к июню 2008 г. ни времени, ни информации пока явно недостаточно. Попытки наспех вписать зимнюю Олимпиаду 2014 г. в сочинскую курортную агломерацию могут иметь серьёзные негативные последствия как для будущего Сочи, так и для Олимпиады.

Этот сценарий - не плод досужих фантазий. Особенно если учесть, что опыт проведения зимних олимпиад в Альбервиле 1992 г. (Франция), Лиллехаммер в 1994 г. (Норвегия), Нага-но 1998 г. (Япония), Солт-Лейк-Сити в 2002 г. (США) и других местах таков, что эти города, вопреки ожиданиям, после окончания олимпиад не стали ведущими мировыми туристскими центрами. Они, по сути, так и остались туристскими провинциями; их организаторы и активные участники в большинстве случаев обанкротились, а построенные объекты в большинстве простаивают3. И это происходит в высоко-

2 В частности, в связи с непродуманными попытками размещения олимпийских объектов в непосредственной близости от Кавказского биосферного заповедника.

3 Доспехов А. Игры с Олимпиадой (http://www.kommersant.ru/ doc.aspx?docsid-8407l5).

развитых странах с высокой экологической культурой и весьма высоким уровнем туристской индустрии, чем Россия пока не располагает. Более того, подготовка Сочинской олимпиады происходит на фоне неуклонного сокращения туристского потока в Россию. Так, если в 2006 г. ее посетили 2,43 млн чел. зарубежных туристов, то в 2007 г. их число уменьшилось до 2,21 млн чел.4

Сегодня возникла необходимость серьёзной корректировки генерального плана. Возможно, с включением в него таких градообразующих разделов, как «Создание градостроительных основ конкурентоспособного сочинского турпродукта», «Меры по сохранению уникальной экосистемы Большого Сочи в составе Западно-Кавказского рекреационного региона и внедрению экологически чистых технологий» и др. На доработку потребуются дополнительное времена и финансирование. Более того, на наш взгляд, учитывая актуальность и сложность проблем развития Сочи, а также современные требования мирового туризма, по разработке этих тем целесообразно принять отдельное постановление федерального правительства. При этом Сочи не может и не должен рассматриваться только как горноклиматический курорт. Это резко сужает и даже подрывает перспективы его развития, поскольку туристский продукт Сочи с утратой морской, бальнеологический, питьевой, грязевой, культурно-исторической и экологической составляющих просто не будет востребованным.

Одними гостиницами и спортивными сооружениями проблемы развития курорта решить невозможно. Забвение этого факта может нанести непоправимый урон созданному за последние более чем сто лет курортному образованию в самой северной субтропической зоне мира. Не стоит необдуманно выставлять Россию в невыгодном свете в глазах мирового сообщества как страну, неспособную к созданию современных туристских продуктов. Тем более что «туристская привлекательность» вышла сегодня на первое место в перечне факторов, обеспечивающих благоприятный имидж страны

4 http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtmP2008/03/14/143579; Отметим, что в докладе Всемирной туристской организации ООН (UNWTO) 2007 г. назван «пиком международного туризма за последние 25 лет (http:// www.ratanews.ru/news/news_31012008_6.stm).

в современном мире. Так, сегодня «долларовый эквивалент стоимости репутации страны», или бренд «Россия», стоит 663 млрд дол. - на 13% больше всего российского ВВП. При этом «Россия заняла 20-е место из 35 возможных. Авторы исследования отметили, что россияне в мире воспринимаются как "дружелюбные и приветливые" и достигли больших высот в спорте, культуре и науке. А по стоимости бренда Россия заняла 13-е место»5.

Нет сомнений, что спортивные объекты «ГК Олимпстрой» возведет в срок, но цена этой стройки при намеченном подходе для России может оказаться пирровой. Причём не столько по беспрецедентным для олимпийских игр затратам, сколько по масштабам постолимпийского банкротства некогда знаменитой общесоюзной здравницы. Сочинская ниша высоковостребованных курортно-туристских услуг на мировых рынках может быть окончательно занята иностранными участниками. А Сочи из туристской провинции может превратиться в захолустье со всеми вытекающими социально-экономическими последствиями не только для полумиллионного некогда популярного курортного города, но и для всего Юга России.

Нужно, пока не поздно, изменить подходы к проведению зимней Олимпиады 2014 г. в Сочи. Главное - посредством ее раскрывать и развивать уникальный туристско-курортный потенциал города, а не подрывать его. В противном случае России будет весьма проблематично вписаться в грандиозные преобразования, происходящие на постиндустриальном этапе развития мирового сообщества, под воздействием, в частности, стремительно развивающейся туристской сферы мировой экономики.

5 Иванова С., Филиппов И., Беккер А. $663 млрд за имидж // Ведомости, 2006. № 35).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.