Куценко Е.И., Герасименко Т.И.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Стратегическое планирование является важнейшим фактором обеспечения устойчивого и сбалансированного развития как отдельных регионов, так и страны в целом. В рамках исследования стратегического планирования региона разработаны стратегические цели устойчивого развития, определены элементы системы управления устойчивым развитием, предложена процедура оценки устойчивого развития, проработан алгоритм принятия управленческого решения.
Ключевые слова: регион, стратегия, планирование, стратегическое планирование, устойчивое развитие.
Устойчивое развитие - это закономерный и непрерывный процесс поддержания целостности объекта управления, состояния подвижного равновесия и устойчивости, экономного использования ресурсного потенциала и своевременного предупреждения эндогенных противоречий на основе приведения в соответствии с целями развития региональной инновационной инфраструктуры.
Наличие определенной стратегии в регионе является предпосылкой преодоления кризисных явлений в социально-экономическом развитии региона, обеспечения не только краткосрочной стабилизации, но и повышения устойчивости его развития. В самом общем виде стратегия устойчивого территориального развития заключается в максимальном использовании возможностей и минимизации угроз территориальных факторов, в том числе рыночного, конкурентного, производственного.
Стратегическое планирование связано с процессом разработки стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбор сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования социально-экономического развития [4].
На региональном уровне разработка и реализация стратегии связана с мероприятиями по стабилизации социально-экономического положения и усилению комплексного развития хозяйства региона на базе эффективного использования имеющихся ресурсов и предпосылок, создания точек роста и формирования собственного потенциала экономической базы.
На стратегический выбор региона существенное влияние оказывают внутренние и вне-
шние факторы, в каждом из которых можно выделить как сильные, так и слабые стороны для формирования целей устойчивого развития региона, а также возможности и угрозы. Применяемый для анализа среды метод SWOT, основан на результатах проведенного авторского исследования, основные положения которого представлены в таблице 1 [3].
С учетом выявленных конкурентных преимуществ (сильных сторон) и факторов, препятствующих развитию экономики области (слабых сторон), а также отрицательных факторов, которые могут снизить темпы экономического и социального роста (угрозы) с оценкой возможностей Оренбургской области, определены стратегические цели устойчивого развития области, которые представлены на рисунке 1.
Исходя из полученных слабых сторон и угроз области, приоритетных направлений развития экономики, устойчивое социо-эколого-экономическое развитие Оренбургской области на современном этапе должно основываться на использовании и развитии имеющегося инновационного потенциала и повышения качества жизни населения.
Используя системный подход можно соединить такие направления развития региона как социально-экономическое, научно-техническое, эколого-экономическое и др.
Развитие, в принципе, нестабильно и подчинено сложным ритмам. В основе невозможности линейного прогресса - чередование активных и пассивных фаз, новаций и традиций, рассматривается универсальный жизненный цикл с его переломами и кризисами [2].
Ряд механизмов, имеющих важнейшее значение для обеспечения устойчивого развития на более высоких уровнях организации природно-
социальных систем, на региональном уровне имеют меньшее или опосредованное значение не по влиянию на ситуацию, а по возможностям использования для решения конкретных проблем. Например, в общем случае меньшую роль должны играть политические механизмы или правовые [1,2].
В целом, обобщение анализа социально-экономического развития Оренбургской области, исследование различных факторов и предпосылок, определяющих перспективы развития региона, позволили определить последовательность процесса разработки и реализации стратегии устойчивого социо-эколого-экономическо-го развития Оренбургской области с выделением следующих этапов: определение видения (мис-
сии) региона; постановка целей и задач региональной системы; рассмотрение базовых (наращивание инвестиционных возможностей, развитие инновационного потенциала) и функциональных стратегий (социальной, экологической, экономической, комбинированной); анализ внешней и внутренней среды региона и выявление слабых мест в его развитии; формирование проектов развития слабых мест региона на основе конкурентных преимуществ; оценка эффективности проектных решений и их внедрение.
Моделирование развития экономики Оренбургской области основано на развитии сильных сторон при ограниченных возможностях, переводе слабых сторон в конкурентные преимущества, принятии мер по предотвращению
Таблица 1. Основные элементы 8^ОТ-анализа устойчивого развития Оренбургской области
Сильные стороны: - благоприятное географическое положение; - обеспеченность области минерально-сырьевыми и энергетическими ресурсами; - значительный производственный потенциал; - достаточно квалифицированная и дешевая рабочая сила; - агропромышленный комплекс имеет возможность полностью обеспечивать потребности населения Оренбургской области в основных продуктах питания. Возможности: - использование приграничного положения области для развития транспортной, складской, торговой инфраструктуры; создания дополнительных рабочих мест, повышение инвестиционной привлекательности региона и развития туристической отрасли; - формирование региональной миграционной политики, направленной на улучшение миграционной привлекательности и повышения численности населения области; - развитие перерабатывающих отраслей промышленности; - дополнительный приток долгосрочных инвестиционных ресурсов, создание условий для устойчивого расширения массового внутреннего спроса и стабильного повышения уровня жизни населения; - основа для роста ВРП и налогового потенциала области, освоение конкурентоспособных видов продукции.
Слабые стороны: - значительный износ основных фондов в ведущих отраслях экономики; - техническая отсталость производства; - кризисные явления в сельском хозяйстве; - зависимость доходов бюджета области от мировых цен на топливо и энергетические ресурсы; - неблагоприятная демографическая ситуация (сокращение численности и старение населения); - нестабильная экологическая обстановка (высокий уровень загрязнения объектов и выбросов в атмосферу); - слабая дифференциация услуг в соответствии с доходами населения, низкое качество и неразвитость сервиса; - слабое использование результатов научной деятельности в производстве и низкая инновационная активность предприятий; - отсутствие единой информационной системы для развития экономики региона; - неблагоприятный инвестиционный климат. Угрозы: - усиление отставания в техническом развитии производства, снижение его эффективности, реальная угроза техногенных и экологических катастроф; - ухудшение демографической ситуации и социальный кризис; - слабый платежеспособный спрос на региональном рынке; - отток квалифицированных кадров в другие регионы; - возрастание конкурентного давления; - истощение природно-ресурсного потенциала; - низкий уровень развития трудоемких производств, выпуск не конкурентоспособной продукции; - неэффективное использование имеющихся ресурсов.
Рисунок 1. Стратегические цели устойчивого развития Оренбургской области
угроз в потенциальные возможности. С другой стороны, именно на этом уровне должно существенно возрасти значение других механизмов, в том числе: усиление административного механизма; усиление значения самоуправления [3].
Следовательно, управление устойчивым развитием региональных систем базируется на
компонентах системы управления (рисунок 2), которые можно представить следующим образом: механизм управления, рассматривающий цели, задачи, функции; методы, принципы управления, необходимые для обеспечения необходимых условий эффективного функционирования региональных социально-экономических
активность
инициатива
творчество
учет конкретной обстановки
систем; структура управления, направленная на достижение целей, должна быть перспективной, способной к развитию, оптимальной, уметь адекватно реагировать на изменения условий управления устойчивым развитием региона. Значение структуры заключается в поддержании устойчивого порядка, т. к. составляющими элементами являются: система органов управления, соответственно кадры, технические средства; процесс управления, определяемый как совокупность реализуемых последовательных действий, направленных на устойчивое сбалансированное развитие, включает такие элементы, как: информацию, коммуникацию, принятие управленческого решения, организацию, технологию процесса управления.
Процедура оценки устойчивого развития региона представлен на рисунке 3, где обозна-
чен переход от целей устойчивого развития к сравнению величины индикаторов с их пороговыми значениями и реализации мер по обеспечению устойчивого развития региона.
Следовательно, состав процесса управления можно разложить на следующие компоненты: определение, формирование и постановка целей; выявление проблем, решение которых необходимо для достижения поставленных целей; анализ инновационных возможностей и ограничений; конкретизация целей и проблем управления; организация исполнения решений и получение результата; учет и контроль решений и результатов; оценка деятельности систем управления по достижению результата.
Механизм развития включает совокупность мероприятий, связанных с исследованием экономики региональных систем и организацией
совершенствования систем управления. Развитие области основано на сбалансированных решениях социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей современных и будущих поколений [5].
Следовательно, необходимо постоянно кон-
тролировать возникающие противоречия между природой и обществом, экологией и экономикой, обеспеченным и необеспеченным населением, между уже существующими потребностями людей и разумными потребностями и т. д.
Переход к устойчивому развитию сопровождается управленческими решением, алгоритм принятия которого представлен на рисунке 4.
Рисунок 5. Структурно-логическая схема принятия управленческого решения для оценки
устойчивого развития региона
Структурно-логическая схема принятия управленческого решения при оценки устойчивого развития региона представлена рисунке 5.
Внедрение предлагаемой структурно-логической схемы для оценки уровня устойчивости региона позволит постоянно отслеживать при-
чины неустойчивого развития и своевременно реагировать на изменения в социо-эколого-эко-номических региональных подсистемах, что требует принятия управленческих решений с учетом взаимосвязей региональных подсистем и выявления проблем устойчивого развития.
12.10.2011
Список литературы:
1. Ващекин, Н.П. Безопасность и устойчивое развитие России Текст.: монография / Н.П. Ващекин, А.Д. Урсул. - М.: Изд-во МГУК, 1998. - 445 с.
2. Ващекин, Н.П. Образование и устойчивое развитие: микроформа.: концептуальные проблемы: монография / Н.Г. Ващекин, К.Х. Делокаров, А.Д. Урсул. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 332 с.
3. Куценко, Е.И. Организационно-экономический механизм устойчивого развития региона [Электронный ресурс]: моногр. / Е.И. Куценко; М-во образования и науки РФ, Гос. образов. учреждение высш. проф. образования «ОГУ». - Оренбург: ГОУ ОГУ - 2008.
4. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под редакцией А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М.М. Циканова, Е.С. Шопхоева. - М.: «Экономика», 2002. - 414 с.
5. Урсул, А.Д. Всемирный саммит по устойчивому развитию: итоги, надежды, перспективы / А.Д. Урсул // Aima mater. -2003. - №4. - С. 3-12.
Сведения об авторах:
Куценко Екатерина Ивановна, доцент кафедры менеджмента Оренбургского государственного
университета, кандидат экономических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372445, ауд. 6101, е-mail: [email protected] Герасименко Татьяна Ильинична, заведующий кафедрой географии и регионоведения Оренбургского государственного университета, доктор географических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372542, е-mail: [email protected]
UDC 332.14
Koutsenko E.I., Gerasimenko T.I.
Orenburg state university E-mail: [email protected]
STRATEGIC PLANNING FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE REGION
Strategic planning is a critical factor in ensuring sustainable and balanced development of both individual regions and the country as a whole. The study of strategic planning in the region have developed strategic objective of sustainable development, defined by the control elements of sustainable development, proposed assessment procedure for sustainable development, worked out an algorithm making management decisions. Key words: region, strategy, planning, strategic planning, sustainable development.
Bibliography:
1. Vashchekin, N.P Security and sustainable development of Russia Text.: monograph / N.P Vashchekin, A.D. Ursula. - M.: Izd MGUKI, 1998. - 445 p.
2. Vashchekin, N.P. Education and sustainable development: microform.: conceptual problems: Monograph / N.G. Vashchekin, K.H Delokarov, A.D. Ursula. - M.: MGU, 2001. - 332 p.
3. Koutsenko, E.I. Organizational-economic mechanism for sustainable development in the region [electronic resource]: monograph. / E.I. Koutsenko, Dept. of Education and Science, State. images. institution of higher. prof. Education at OSU. - Orenburg: State OSU - 2008.
4. Strategy and the challenges of sustainable development of Russia in XXI century / edited by A.G. Granberg, V. Danilova-Danilyana, M.M. Tsikanova, E.S. Shophoeva. - M.: «Economics», 2002. - 414 p.
5. Ursul, A.D. The World Summit on Sustainable Development: the results, expectations, prospects / A.D. Ursul // Aima mater. - 2003.- №4. - P. 3-12.