Научная статья на тему 'Проблемы и пути обеспечения сбалансированного развития пространственных социально-экономических систем'

Проблемы и пути обеспечения сбалансированного развития пространственных социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
236
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / SPATIAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / STRATEGIC PLANNING / SPATIAL DEVELOPMENT / MUNICIPAL EDUCATION / TERRITORIAL PLANNING SCHEME

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Айгумов Айгум Джалалудинович, Османова Альбина Зияутдиновна, Федорова Олеся Викторовна

Рассматриваются проблемы неоднородности и разобщенности экономического пространства России, отсутствия эффективного взаимодействия территориально локализованных систем. Решение этих проблем представляется возможным на основе построения деятельности субъектов планирования в рамках пространственных социально-экономических систем, учитывающих воздействие факторов неопределённости внешней среды, их качества, сложности и высокой динамичности. Стратегическое планирование развития пространственных социально-экономических систем предполагает исследование внешней среды для выявления возможностей и угроз, определение их сильных и слабых сторон и конкурентных преимуществ, формулировку миссии и целей развития, выбор стратегии их достижения на основе анализа альтернатив. Предложены алгоритмы разработки программы регионального социально-экономического развития и программы социально-экономического развития муниципального образования. Организация процесса разработки программы регионального социально-экономического развития в соответствии с предложенным алгоритмом значительно повысит эффективность планирования, взаимодействия органов власти и общества, позволит с достаточно высоким уровнем детализации, исключая противоречия, согласовывать приоритеты сбалансированного и устойчивого развития отдельных районов и региона в целом. Включение в процессы планирования пространственного и социально-экономического развития региона и входящих в него муниципалитетов позволяет обеспечить соблюдение принципа единства пространственного и социально-экономического планирования, что является несомненным преимуществом предложенных алгоритмов. Проведён анализ существующей нормативной правовой базы по проблемам стратегического планирования пространственного и социально-экономического развития Астраханской области. Рекомендовано внести определённые корректировки в закон о региональном стратегическом планировании Астраханской области. Сделан вывод о том, что синхронизацию процесса стратегического планирования пространственного и социально-экономического развития пространственных социально-экономических систем возможно организовать с помощью устранения рассогласованности действий властных структур, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов; повышения эффективности управленческих решений региональных властных структур и местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Айгумов Айгум Джалалудинович, Османова Альбина Зияутдиновна, Федорова Олеся Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND WAYS OF ENSURING BALANCED DEVELOPMENT SPATIAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

The article highlights the problems of heterogeneity and dissociation of the economic space of Russia, the lack of effective interaction of territorially localized systems. The solution of these problems is possible on the basis of constructing the activity of planning subjects within spatial social and economic systems considering influence of factors of environment uncertainty, their quality, complexity and high dynamism. Strategic planning of the development of spatial socio-economic systems involves the study of the external environment to identify opportunities and threats, define their strengths and weaknesses and competitive advantages, formulate the mission and development goals, and choose a strategy to achieve them based on the analysis of alternatives. Algorithms for working out a program for regional socio-economic development and a program for socio-economic development of the municipality have been proposed. The organization of the process of creating the regional socio-economic development program in accordance with the proposed algorithm will significantly increase the efficiency of planning, interaction between authorities and society; it will allow a sufficiently high level of detail, excluding contradictions, to coordinate the priorities of balanced and sustainable development of individual regions and the region as a whole. The inclusion in the planning processes the spatial and socio-economic development of the region and its municipalities allows to ensure compliance with the principle of the unity of spatial and socio-economic planning, which is an undoubted advantage of the algorithms proposed. The analysis of the existing regulatory framework on the problems of strategic planning of spatial and socio-economic development of the Astrakhan region has been given. It is recommended to make certain adjustments to the law on regional strategic planning of the Astrakhan region. It has been inferred that synchronization of the process of strategic planning of spatial and socio-economic development of spatial socio-economic systems can be organized by eliminating the inconsistency of actions of power structures, local self-government and economic entities; improving the efficiency of management decisions of regional power structures and local self-government.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути обеспечения сбалансированного развития пространственных социально-экономических систем»

DOI: 10.24143/2073-5537-2019-2-24-30 УДК 332.142

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А. Д. Айгумов, А. З. Османова, О. В. Федорова

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация

Рассматриваются проблемы неоднородности и разобщенности экономического пространства России, отсутствия эффективного взаимодействия территориально локализованных систем. Решение этих проблем представляется возможным на основе построения деятельности субъектов планирования в рамках пространственных социально-экономических систем, учитывающих воздействие факторов неопределённости внешней среды, их качества, сложности и высокой динамичности. Стратегическое планирование развития пространственных социально-экономических систем предполагает исследование внешней среды для выявления возможностей и угроз, определение их сильных и слабых сторон и конкурентных преимуществ, формулировку миссии и целей развития, выбор стратегии их достижения на основе анализа альтернатив. Предложены алгоритмы разработки программы регионального социально-экономического развития и программы социально-экономического развития муниципального образования. Организация процесса разработки программы регионального социально-экономического развития в соответствии с предложенным алгоритмом значительно повысит эффективность планирования, взаимодействия органов власти и общества, позволит с достаточно высоким уровнем детализации, исключая противоречия, согласовывать приоритеты сбалансированного и устойчивого развития отдельных районов и региона в целом. Включение в процессы планирования пространственного и социально-экономического развития региона и входящих в него муниципалитетов позволяет обеспечить соблюдение принципа единства пространственного и социально-экономического планирования, что является несомненным преимуществом предложенных алгоритмов. Проведён анализ существующей нормативной правовой базы по проблемам стратегического планирования пространственного и социально-экономического развития Астраханской области. Рекомендовано внести определённые корректировки в закон о региональном стратегическом планировании Астраханской области. Сделан вывод о том, что синхронизацию процесса стратегического планирования пространственного и социально-экономического развития пространственных социально-экономических систем возможно организовать с помощью устранения рассогласованности действий властных структур, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов; повышения эффективности управленческих решений региональных властных структур и местного самоуправления.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, пространственная социально-экономическая система, стратегическое планирование, пространственное развитие, муниципальные образования, схема территориального планирования.

Для цитирования: Айгумов А. Д., Османова А. З., Федорова О. В. Проблемы и пути обеспечения сбалансированного развития пространственных социально-экономических систем // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2019. № 2. С. 24-30. DOI: 10.24143/2073-5537-2019-2-24-30.

Введение

Экономическое пространство России в настоящее время характеризуется неоднородностью и разобщенностью, усиливающейся неравномерностью социально-экономического развития, отсутствием эффективного взаимодействия территориально локализованных систем.

Традиционно под региональной системой понималась часть территории страны с единым центром управления, характеризующаяся однородностью основных социально-экономических показателей [1].

Введение в определение системы дополнения «пространственная» было призвано ограничить круг факторов, определяющих её развитие и сущность происходящих в ней процессов.

Сущность пространственных социально-экономических систем

Пространственная социально-экономическая система (ПСЭС) включает структурные элементы обеспечения социально-экономического развития территории и её населения и характеризуется показателями открытости, территориальной целостности, наличием внутренних и внешних хозяйственных связей, механизмом управления.

В современных условиях при разработке перспективного плана социально-экономического развития регионов воздействие факторов неопределённости внешней среды, их качества, сложности и высокой динамичности потребовали применения более гибкого механизма построения деятельности субъектов планирования в рамках ПСЭС.

В состав ПСЭС региона входят подсистемы: экономическая (прогнозы и программы социально-экономического развития); социальная (развитие социальной сферы); пространственная (генеральные планы и схемы территориального планирования).

На практике в РФ ПСЭС разделяются на совпадающие с установленными административно-территориальными образованиями и несовпадающие (экономические районы, федеральные округа, экономические кластеры и др.) [2].

Функционирование и развитие ПСЭС обеспечивается в рамках государственного регулирования с использованием инструментария стратегического управления (стратегическое планирование пространственного и социально-экономического развития с использованием программно-целевого управления, реализация стратегий, приоритетных программ и проектов, мониторинг результативности их исполнения).

Процесс пространственного развития заключается в качественном преобразовании территории с целью повышения комфортности проживания населения и создания благоприятных условий для функционирования бизнес-структур на базе рационального использования экономических и специфических пространственных ресурсов (полезные ископаемые, агроклиматические ресурсы, уникальные природные объекты, рекреационные зоны и др.) [3].

Стратегическое планирование социально-экономического и пространственного развития

Стратегическое планирование выступает в качестве наиболее эффективного инструмента, обеспечивающего согласованное и сбалансированное взаимодействие властных структур и общества при решении проблем пространственного и социально-экономического развития ПСЭС, что весьма актуально в динамично изменяющихся условиях внешней среды, когда для ПСЭС жизненно важно своевременно приспосабливаться к требованиям международного конкурентного рынка. В связи с этим важно предоставлять ПСЭС достаточно широкие права для самостоятельного развития с соответствующим повышением ответственности за принимаемые решения.

Базовый набор этапов стратегического планирования развития ПСЭС включает:

- исследование внешней среды для выявления возможностей и угроз;

- определение сильных и слабых сторон ПСЭС и её конкурентных преимуществ;

- формулировку миссии и целей развития;

- выбор стратегии их достижения на основе анализа альтернатив.

На наш взгляд, процесс стратегического планирования пространственного и социально-экономического развития ПСЭС в современных условиях должен выглядеть в соответствии с рис. 1.

Рис. 1. Схема процесса стратегического планирования пространственного и социально-экономического развития ПСЭС

Совокупность представленных институтов на базе взаимосвязанных нормативных правовых документов с использованием гармонизированных процедур взаимодействия обеспечивает согласованность планируемых целей и задач социально-экономического и пространственного развития. При этом предполагается обязательное соблюдение слабо учитывающихся в современной практике принципов социально-экономического планирования (системность, комплексность, субсидиарность), что позволит согласовать стратегическое планирование пространственного и социально-экономического развития территории.

При данном подходе алгоритм разработки программы социально-экономического развития на примере Астраханской области будет выглядеть в соответствии с рис. 2.

Решение о разработке/корректировке программы социально-экономического развития

Астраханской области

ч> ~

Формирование рабочей группы по разработке программы

I

Выбор приоритетных направлений развития экономики, в том числе основных инвестиционных (инфраструктурных, инновационных) проектов

I

Подготовка проекта программы социально-экономического развития Астраханской области

I

Согласование проекта программы с документами пространственного планирования Астраханской области и муниципальных образований

I

Согласование проекта программы социально-экономического развития Астраханской области с органами местного самоуправления

Согласование проекта программы социально-экономического развития Астраханской области с Министерством экономического развития РФ

1

Общественные слушания

1

Утверждения программы социально-экономического развития Астраханской области Думой Астраханской области

Реализация Мониторинг Корректировка

Рис. 2. Алгоритм разработки программы регионального социально-экономического развития

Подобная организация процесса разработки программы регионального социально-экономического развития значительно повысит эффективность планирования, взаимодействия органов власти и общества, позволит с достаточно высоким уровнем детализации, исключая противоречия, согласовывать приоритеты сбалансированного и устойчивого развития отдельных районов и региона в целом.

Важным представляется включение в процессы планирования пространственного и социально-экономического развития региона и входящих в него муниципалитетов. В свете вышеуказанного алгоритм разработки программы социально-экономического развития муниципальных образований будет выглядеть в соответствии с рис. 3.

Решение представительного органа муниципального образования о разработке/корректировке программы социально-экономического развития муниципального образования

Формирование рабочей группы по разработке программы

Согласование стратегических направлений развития со схемой территориального планирования / генпланов муниципального образования

Согласование стратегических направлений развития с документами пространственного и социально-экономического развития соседних муниципальных образований

Согласование проекта программы социально-экономического развития муниципального образования с органами исполнительной власти субъекта РФ

Общественные слушания

Утверждение программы представительным органом муниципального образования

Реализация

Мониторинг

Корректировка

Рис. 3. Алгоритм разработки программы социально-экономического развития муниципального образования

Использование при разработке программ социально-экономического развития Астраханской области схем территориального планирования, Федеральных целевых программ, отраслевых стратегий развития позволяет обеспечить соблюдение принципа единства пространственного и социально-экономического планирования, что является несомненным преимуществом предложенных алгоритмов.

Данные мероприятия направлены на синхронизацию процесса стратегического планирования пространственного и социально-экономического развития ПСЭС и будут способствовать:

- устранению рассогласованности действий властных структур, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов;

- повышению эффективности управленческих решений региональных властных структур и местного самоуправления и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов за счёт формирования единого информационного пространства;

- обеспечению соответствия пространственного стратегического планирования целям и задачам долгосрочного социально-экономического развития ПСЭС.

Проведённый анализ существующей нормативной правовой базы по проблемам стратегического планирования пространственного и социально-экономического развития Астраханской области выявил, что в Закон от 01.03.2016 № 5/2016 «О стратегическом планировании в Астраханской области» [4] необходимо внести следующие корректировки в соответствии с рис. 4.

ю 00

Рис. 4. Структура проекта закона о региональном стратегическом планировании Астраханской области

§ ср

I

В)

I

Заключение

Предлагаемая структура закона и его содержание, по нашему мнению, будут способствовать установлению взаимосвязей между используемыми инструментами стратегического планирования, приведут к установке чёткой зависимости между принимаемыми в процессе стратегического планирования решениями и бюджетным процессом, обеспечат согласование отраслевых стратегий и пространственного и социально-экономического стратегического планирования, позволят в рамках реализации приоритетных национальных проектов эффективно согласовать муниципальные и региональные социально-экономические программы.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Шаталова О. И., Тельнова Н. Н., Шеховцова С. Р. Теоретические аспекты устойчивого развития региональных социально-экономических систем // Актуальные проблемы научных исследований: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Ставрополь, 25-26 декабря 2014 г.). Ставрополь: Секвойя, 2015. С. 23-28.

2. Набиев Р. А., Ганжа И. В. Единство и противоречия современного взаимодействия государства, бизнеса и общества // Путеводитель предпринимателя. 2013. № 21. С. 125-133.

3. Набиев Р. А. Экономическое развитие регионов на основе интеграционных связей // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 12 (50). С. 83-88.

4. О стратегическом планировании Астраханской области: Закон Астраханской области от 01.03.2016 № 5/2016-0З. URL: http://docs.cntd.ru/document/432894097 (дата обращения: 06.02.2019).

Статья поступила в редакцию 15.02.2019

ИНФОРМАЦИЯ ОБАВТОРАХ

Айгумов Айгум Джалалудинович - Россия, 367000, Махачкала; Дагестанский государственный университет; д-р экон. наук, профессор; заведующий кафедрой государственного и муниципального управления; a.aygumov@mail.ru.

Османова Альбина Зияутдиновна - Россия, 367000, Махачкала; Дагестанский государственный университет; магистрант кафедры государственного и муниципального управления; albinagiraeva@mail.ru.

Федорова Олеся Викторовна - Россия, 367000, Махачкала; Дагестанский государственный университет; магистрант кафедры государственного и муниципального управления; ov_fedorova2005@mail.ru.

PROBLEMS AND WAYS OF ENSURING BALANCED DEVELOPMENT SPATIAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS

A. D. Aigumov, A. Z. Osmanova, O. V. Fedorova

Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation

Abstract. The article highlights the problems of heterogeneity and dissociation of the economic space of Russia, the lack of effective interaction of territorially localized systems. The solution of these problems is possible on the basis of constructing the activity of planning subjects within spatial social and economic systems considering influence of factors of environment uncertainty, their quality, complexity and high dynamism. Strategic planning of the development of spatial socio-economic systems involves the study of the external environment to identify opportunities and threats, define their strengths and weaknesses and competitive advantages, formulate the mission and development goals, and choose a strategy to achieve them based on the analysis of alternatives. Algorithms for working out a program for regional socio-economic development and a program for

socio-economic development of the municipality have been proposed. The organization of the process of creating the regional socio-economic development program in accordance with the proposed algorithm will significantly increase the efficiency of planning, interaction between authorities and society; it will allow a sufficiently high level of detail, excluding contradictions, to coordinate the priorities of balanced and sustainable development of individual regions and the region as a whole. The inclusion in the planning processes the spatial and socio-economic development of the region and its municipalities allows to ensure compliance with the principle of the unity of spatial and socio-economic planning, which is an undoubted advantage of the algorithms proposed. The analysis of the existing regulatory framework on the problems of strategic planning of spatial and socio-economic development of the Astrakhan region has been given. It is recommended to make certain adjustments to the law on regional strategic planning of the Astrakhan region. It has been inferred that synchronization of the process of strategic planning of spatial and socio-economic development of spatial socio-economic systems can be organized by eliminating the inconsistency of actions of power structures, local self-government and economic entities; improving the efficiency of management decisions of regional power structures and local self-government.

Key words: socio-economic development, spatial socio-economic system, strategic planning, spatial development, municipal education, territorial planning scheme.

For citation: Aigumov A. D., Osmanova A. Z., Fedorova O. V. Problems and ways of ensuring balanced development spatial socio-economic systems. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2019;2:24-30. (In Russ.) DOI: 10.24143/2073-5537-2019-2-24-30.

1. Shatalova O. I., Tel'nova N. N., Shekhovtsova S. R. Teoreticheskie aspekty ustoichivogo razvitiia regional'nykh sotsial'no-ekonomicheskikh sistem. Aktual'nye problemy nauchnykh issledovanii [Theoretical aspects of sustainable development of regional socio-economic systems. Actual problems of scientific research]. Materialy V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Stavropol', 25-26 dekabria 2014 g.). Stavropol', Sekvoiia Publ., 2015. Pp. 23-28.

2. Nabiev R. A., Ganzha I. V. Edinstvo i protivorechiia sovremennogo vzaimodeistviia gosudarstva, bizne-sa i obshchestva [Unity and contradictions of modern interaction of the state, business and society]. Putevoditel' predprinimatelia, 2013, no. 21, pp. 125-133.

3. Nabiev R. A. Ekonomicheskoe razvitie regionov na osnove integratsionnykh sviazei [Economic development of regions based on integration links]. Regional'nye problemy preobrazovaniia ekonomiki, 2014, no. 12 (50), pp. 83-88.

4. O strategicheskom planirovanii Astrakhanskoi oblasti [On strategic planning in the Astrakhan region]. Zakon Astrakhanskoi oblasti ot 01.03.2016 № 5/2016-0Z. Available at: http://docs.cntd.ru/document/432894097 (accessed: 06.02.2019).

Aigumov Aigum Dzhalaludinovich - Russia, 367000, Makhachkala; Dagestan State University; Doctor of Economics, Professor; Head of the Department of State and Municipal Management; a.aygumov@mail.ru.

Osmanova Albina Ziyautdinovna - Russia, 367000, Makhachkala; Dagestan State University; Master's Course Student of the Department of State and Municipal Management; albinagiraeva@mail.ru.

Fedorova Olesya Viktorovna - Russia, 367000, Makhachkala; Dagestan State University; Master's Course Student of the Department of State and Municipal Management; ov_fedorova2005@mail.ru.

REFERENCES

The article submitted to the editors 15.02.2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INFORMA TION ABOUT THEAUTHORS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.