ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
DOI 10.22337/2077-9038-2019-3-78-84
О взаимосвязи государственной политики регионального развития, стратегического и территориального планирования и градостроительства в целях устойчивого развития Российской Федерации
Лысая Дарья, Южно-китайского технологического университета, Гуанчжоу, КНР Сун Имин, Южно-китайского технологического университета, Гуанчжоу, КНР Чжан Чунян, Южно-китайского технологического университета, Гуанчжоу, КНР
В потоке глобальных экономических, технологических, информационных перемен России необходимо быстро приспособиться к новым тенденциям. Бесценный ресурс - огромные просторы страны - нуждаются в программе развития, соответствующей современной задаче: при сохранении единства и безопасности страны вписаться в мировое экономическое пространство.
Устойчивое развитие России зависит от эффективности государственной политики регионального развития и территориального планирования. Совершенствование пространственной организации может стать мощным ресурсом будущего развития страны. Целью статьи является анализ структуры реализации государственной политики регионального развития в системах стратегического и территориального планирования и градостроительстве. Реализация государственной политики регионального развития является комплексной задачей системы стратегического планирования РФ, которая внедряется на всех уровнях власти. В состав системы стратегического планирования интегрируется система территориального планирования. На федеральном уровне связующим звеном систем стратегического и территориального планирования является Стратегия пространственного развития РФ до 2025 года, которая внесёт вклад в формирование будущего облика России, государства, конкурентно-способного на мировом уровне.
Ключевые слова: устойчивое развитие, система стратегического планирования, система территориального планирования, градостроительство, Стратегия пространственного развития РФ.
About the Interrelation between the State Policy of Regional Development, Strategic, Territorial, and Town Planning for the Sustainable Development of the Russian Federation
Lisaia Daria, South China University of Technology, Guangzhou, PRC
Sun Yimin, South China University of Technology, Guangzhou, PRC
Zhang Chunyang, South China University of Technology, Guangzhou, PRC
In the global economic, technological, information changes Russia needs to adapt quickly to new trends. An invaluable
resource - the vast territories of the country - needs a development program that meets modern challenges. These challenges include maintaining the national unity and security of the country and fitting into the global economic space.
Sustainable development of Russia depends on the effectiveness of state policy of regional development and territorial planning. Improving spatial organization can be a powerful resource for the future development of the country. This article analyzes the structure of the implementation of the state policy of regional development in the systems of strategic planning and town planning. The implementation of the state policy of regional development is a complex task of the Strategic Planning System of Russia, which is applied at all levels of government. The territorial planning system is consolidated within the Strategic Planning System. At the federallevel, the link of the strategic and territorial planning systems is the Strategy of the Spatial Development of Russia 2025, which will contribute to the formation of the future image of Russia, a state that is competitive at the global level.
Keywords: sustainable development, strategic planning system, territorial planning system, town planning, Strategy of Spatial Development of Russia.
Устойчивое развитие России важно не только для нации, но и для всего мирового сообщества. Россия занимает первое место в мире по сохранению естественных экосистем [1], которые расположены на 65-ти процентах её территории (Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток, Арктическая зона РФ). При дальнейшем нарушении естественных экосистем возможно возникновение угрозы утраты мирового природного баланса.
Социально-экономическое развитие государства ограничено возможностями восстановления экосистем страны (рис. 1 а, б). «Стратегической целью устойчивого развития России является повышение уровня и качества жизни населения на основе научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли, а также технологического потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений» [2].
Россия является федеративным государством, и её устойчивое развитие зависит от эффективности государственной
политики регионального развития и территориального планирования. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» и Указ Президента РФ от 16.01.2017 г. № 13 «Основы государственной политики регионального развития РФ до 2025 г.» определяют основные цели, задачи и принципы её регулирования. «Политика регионального развития реализуется с учётом стратегических национальных приоритетов, определённых в документах стратегического планирования РФ» (Указ Президента РФ от 16.01.2017 г. № 13) и обеспечивает сбалансированное
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИ!
б " ' Рис. 1. Три базовых элемента концепции «устойчивое развитие»: а) модель ООН, б) модель «Баланс с окружающей средой». Схема автора статьи
Рис. 2. Система стратегического планирования РФ. Схема автора статьи
формирование государственной политики
прогнозирование
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ РФ
целеполагание
ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РФ
Стратегий национальной Стратегия социально-экономического
Безопасности РФ (СНБ РФ) развития РФ (ССЭР РФ)
Стратегия пространственного развития РФ (СПР РФ) Стратегия научно-технологического развития РФ (СНТР РФ)
планирование I 1 J 1 1 I
комплексный план реализации СНБ РФ комплексный план реализации СПР РФ комплексный план реализации СНТР РФ комплексный план реализации ССЭР РФ
Рис. 3. Структура документов системы стратегического планирования РФ: формирование государственной политики [3]
социально-экономическое развитие территорий. Одним из направлений стратегического социально-экономического развития регионов является территориальное планирование. Градостроительный кодекс РФ (ГК РФ) определил, что документы территориального планирования стали обязательным инструментом социально-экономического развития РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований.
В статье анализируется структура реализации государственной политики регионального развития в системах стратегического и территориального планирования и градостроительстве; особое внимание уделяется Стратегии пространственного развития РФ.
Связь государственной политики регионального развития и системы стратегического планирования РФ
В Указе Президента РФ от 16.01.2017 г. № 13 описываются «цели государственной политики регионального развития: обеспечение равных возможностей для реализации установленных Конституцией РФ и федеральными законами экономических, политических и социальных прав граждан РФ на всей территории страны, повышение качества их жизни, обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышение конкурентоспособности экономики РФ на мировых рынках на основе сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития субъектов Федерации и муниципальных образований, а также максимального привлечения населения к решению региональных и местных задач».
Реализация политики регионального развития является комплексной задачей системы стратегического планирования, которая внедряется на всех уровнях власти. Анализ структуры системы стратегического планирования РФ даёт возможность понять каким образом происходит формирование принципов и задач территориального планирования и градостроительства на государственном уровне.
Система стратегического планирования РФ
В Федеральном Законе № 172-ФЗ стратегическое планирование рассматривается, как «деятельность его участников по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечению национальнойТбезопас-ности, направленной на решение задач устойчивого социально-экономического развития РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности РФ». Система стратегического планирования определяет основные цели развития государства на период 10-15 лет и осуществляет прогнозирование на период до 50 лет. Новый этап стратегического планирования изменил подход к формированию системы документов регионального развития.
Система стратегического планирования делится на три уровня (рис. 2).
На федеральном уровне стратегическое планирование социально-экономического развития РФ включает в себя две группы документов: первая группа относится к формированию государственной политики (рис. 3), вторая -к реализации государственной политики (рис. 4).
СПРР относится к группе отраслевых документов по формированию государственной политики. Документ определяет цели и задачи регионального развития России, направлен на поддержание устойчивости системы расселения и организацию производительных сил, регулирует процессы предотвращения обезлюдивания сельской местности, районов Сибири, Дальнего Востока, развитие Арктической зоны РФ, учитывает вопросы экологической безопасности, предлагает решения совершенствования инфраструктурного каркаса и создания благоприятной среды проживания.
В группу документов по реализации государственной политики включены Схемы территориального планирования.
Инструментом согласованной региональной политики на федеральном уровне являются стратегии социально-экономического развития макрорегионов (рис. 5).
На региональном уровне разрабатываются стратегии социально-экономического развития субъектов Федерации (рис. 6). В методологических рекомендациях Минэкономразвития РФ по разработке Стратегий субъектов Федерации в структуру документа предлагается включать «раздел, содержащий основные направления пространственного развития субъекта Федерации». Схемы территориального планирования субъекта Федерации следует корректировать в соответствии с основными положениями Стратегии [5]. Отрегулированное соотношение стратегий и схем территориального планирования увеличит эффективность реализации государственных программ и использования территорий регионов страны.
На муниципальном уровне документы стратегического планирования включают в себя стратегии социально-эко-
номического развития муниципальных образований, в том числе городских округов, а также планы мероприятий по реализации стратегий.
Схемы пространственного и территориального планирования позволяют наглядно увидеть программу реализации государственной политики регионального развития на всех уровнях государственного управления. Структура распределения задач пространственного развития в системе
"Стратегин макрорегиона как инструмент согласованной региональной политики. Новые подходы к разработке и реализации"
Основы государственной политики регионального развитии РФ
Стратегия национ безопасности
альнои РФ
Генеральные схемы, плановые н программно-целевые документы государственных компании и акционерных обществ с государственным участием
Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ
Стратегия пространственного развития РФ
Стратегия социально-экономического развития РФ
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАКРОРЕГИОНА
Макрорегион - часть территории Российской Федерации, которая включает в себя территории двух и более субъектов РФ, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования
Государственные программы РФ,
сформированные по территориальному принципу
Прогноз социально-эконом ического развития РФ на долгосрочный период (2017)
Отраслевые стратегии РФ
Рис. 5. Место стратегии макрорегиона в системе документов стратегического планирования [4]
Документы стратегического планирования, разрабатываемые на федеральном уровне
п
Стратегия пространственного _ развития РФ
Стратегия макрорегиона РФ
■О £
Схема
территориального >_
планирования субъекта РФ
Стратегии муниципальных районов и городских округов
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА РФ
План мероприятий по реализации Стратеги!
Отраслевые
стратегии *
Долгосрочный ^ прогноз субъекта РФ
Среднесрочный прогноз II субъекта РФ
Государственные программы субъекта РФ
Рис. 6. Стратегия субъекта Федерации в системе документов стратегического планирования [6]
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
прогнозирование
Прогноз ССЭР РФ на долгосрочный период (2017)
Прогноз СНТР РФ на долгосрочный период (2017)
Бюджетный прогноз РФ на долгосрочный или среднесрочный период (2017)
целеполагание
Отраслевые документы (стратегии)
Стратегии макрорегионов
программирование
Государственные программы РФ
Схемы территориального планирования
планирование
Планы реализации ГП РФ на очередной год и плановый период
Планы деятельности ФОИВ по реализации документов стратегического планирования
Основные направления деятельности Правительства РФ (включая План реализации Основных направлений деятельности правительства (ОНДП))
Рис. 4. Структура системы документов стратегического планирования РФ: реализация государственной политики [3]
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
11риоритеты пространственного развития РФ Приоритеты развития инфраструктурного каркаса Выделение макрорегионов
Обеспечение межрегиональной интеграции
Обеспечение межмуниципальной интеграции Приоритеты пространственного развития региона Приоритеты инфраструктурного каркаса региона
Приоритеты пространственного развития МО
Приоритеты инфраструктурного каркаса местного уровня
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ;
дифференциация задач и предметов ппанирования в соответствии с полномочиями уровня управления взаимосвязь документов
требования к единому формату данных цифровых карт формирование единого пространственного каркаса страны
Рис. 7. Формирование системы документов стратегического пространственного развития: масштабирование задач [7]
СТРАТЕГИЯ ПРОСТРАНСТВЕ ИНОГО РАЗВИТИЯ РФ
СТРАТЕГИИ МАКРОРЕГИОНОВ
СТРАТЕГИИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ
СТРАТЕГИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (МО)
документов стратегического планирования представлена на рисунке 7.
Общие принципы:
- дифференциация задач и предметов планирования в соответствии с пономояими уровня управления;
- взаимосвязь документов;
- требования к единому формату данных цифровых карт;
- формирование единого пространственного каркаса страны
Рис. 8. Взаимосвязь стратегического и территориального планирования. Схема составлена автором статьи на основе материалов [10]
Рис. 9. Условия подготовки документов территориального планирования. Схема составлена автором статьи
ДОКУМЕНТУ СТРАТЕ ПИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ
БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ДОКУМЕНТ ы ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Взаимосвязь документов стратегического и территориального планирования РФ
Документы системы стратегического планирования РФ формулируют цели и задачи государственной политики, но не имеют правовых последствий. Реализация сформулированных задач требует принятия документов более высокого юридического статуса1 и подтверждающие их реализацию финансовых документов. Документы территориального планирования являются «завершёнными» с более высоким юридическим статусом, подготовленными для практического использования [8].
В настоящее время идёт согласование документов систем стратегического и территориального планирования, то есть увязка двух законодательных актов: Федерального закона № 172 и ГК РФ [9]. Их взаимосвязь выражена через территориальную проекцию положений Стратегии социально-экономического развития РФ до 2030 г. в СПРР (рис. 8).
При подготовке документов территориального планирования связующим звеном между документами стратегического и территориального планирования являются программные документы, содержащие комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям, ресурсам и обеспечивающие наиболее эффективное достижение целей социально-экономического развития. Для повышения эффективности принятия решений и государственных расходов требуется скоординировать их с документами бюджетного планирования (рис. 9).
Список документов территориального планирования обозначен в ГК РФ (рис. 10).
В соответствии с ГК РФ одним из составных элементов градостроительной деятельности является градостроительное зонирование, которое разрабатывается на уровне муниципальных образований. Документами градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, позволяющие муниципальным образованиям проводить самостоятельную политику в области землепользования и застройки.
Территориальное планирование включает в себя атрибуты градостроительного, стратегического и пространственного планирования. Происходит интеграция социально-экономического и территориального планирования в единую систему
стратегического планирования.
* * *
Современные требования государственного управления направлены на совершенствование системы регионального социально-экономического развития, в которую входят системы стратегического и территориального планирования
Рис. 10. Система документов территориального планирования РФ [11; 12]
1 Документами стратегического планирования более высокого юридического статуса являются: а) 44 государственные программы, распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 г. № 1950-р, бюджет на 2019 г. составляет 9,034 трлн рублей; б) 12 национальных проектов сроком выполнения до 2024 г., Указ Президента РФ от 7.05.2018 г. № 204 - бюджет до 2024 г. составляет 25,7 трлн рублей.
взаимодействующие на всех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном. СПРР объединяет в себе подходы социально-экономического и территориального планирования.
Мировые тенденции пространственного планирования выводят на первый план задачи построения экономических, культурных, социальных, профессиональных международных и межрегиональных связей. Российским регионам требуется углубить международное и межрегиональное взаимодействие, используя положительный опыт развитых стран в целях совершенствования собственных слабых сторон.
Международные транспортные коридоры и высокая транспортная мобильность внутри страны являются залогом повышения национальной экономической активности. Территория России объединяет Европу и Азию - крупнейшие мировые рынки. России необходимо быстрее использовать преимущество своего географического положения для создания новых транспортных путей и занять своё место в системе транспортных коридоров Евроазиатского континента. Северный морской путь и Транссибирская железнодорожная магистраль могут стать прекрасной альтернативой морскому пути через Суэцкий канал для транспортировки грузов между Азией и Европой.
В пространстве Северо-Восточной Азии только Россия обладает богатыми земельными ресурсами. Огромный нераскрытый потенциал развития скрывает в себе регион Дальнего Востока, обладающий выходом на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. При правильном планировании и управлении с учётом высоких экологических требований регион может стать «новым центром международного сотрудничества и интеграции, деловой и инвестиционной активности, образования, науки и культуры» [13].
Новый документ «Стратегия пространственного развития РФ» внесёт вклад в формирование будущего нового облика России - государства, конкурентоспособного на мировом уровне.
Литература
1. Watson, James E.M. et al. Protect the last of the wild // Nature. - 2018. Vol. 563. - Р. 27-30. DOI: 10.1038/d41586-018-07183-6
2. Основные положения стратегии устойчивого развития России [Электронный ресурс] / ред. А.М. Шелехов - М. : СО РАН. Официальный сайт, 2002. - 161 с. - Режим доступа: http://www-sbras.nsc.ru/win/sbras/bef/strat.html (дата обращения: 16.02.2019).
3. Шадрин, А.Е. Первое пленарное заседание «Стратеги-рование на федеральном уровне и общие вопросы качества стратегического управления» / А.Е. Шадрин // Материалы XV Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: диалог в поисках согласованности» (Санкт-Петербург, 24-25 октября 2016 г.) - СПб., 2016.
4. Чугуевская, Е.С. Основные направления деятельности Минэкономразвития РФ по стратегическому и территориальному планированию / Е.С. Чугуевская // Научно-прак-
тическая конференция МАРХИ «Наука, образование и экспериментальное проектирование-2016» (Москва, 4-8 апреля 2016 г.) : тез. докл. - М., 2016.
5. Методические рекомендации по разработке стратегии социально-экономического развития субъекта РФ, плана мероприятий по ее реализации, организации мониторинга и контроля реализации стратегии социальноэкономического развития субъекта РФ : проект [Электронный ресурс] - М. : Минэкономразвития России, 2016. - Режим доступа : https:// itpgrad.ru/sites/default/files/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0 %BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0 %B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC %D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B 8_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0% B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%8A% D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%BE %D0%B5%D0%BA%D1%82.pdf (дата обращения: 10.02.2019).
6. Васильев,А.С. Реализация Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» при формировании системы стратегического планирования на региональном уровне / А.С. Васильев // Материалы XV Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: диалог в поисках согласованности» (Санкт-Петербург, 24-25 октября 2016 г.) : тез. докл. - СПб., 2016.
7. Чугуевская, Е.С. Стратегия пространственного развития субъекта РФ [Электронный ресурс] / Е.С. Чугуевская // Министерство строительства Самарской области: Официальный сайт. - Режим доступа: http://minstroy.samregion.ru/ external/gkh/files/c_46582/Sektsiya_1._Chuguevskaya_E.S._ Strategiya_prostranstvennogo_razvitiya_sub'ekta_RF.pdf (дата обращения: 15.02.2019).
8. Градорегулирование: Основы регулирования градостроительной деятельности в условиях становления рынка недвижимости / Э.К. Трутнев [и др.]. - М. : Фонд «Институт экономики города», 2008. - 296 с.
9. Бухвальд, Е.М. Экономическая безопасность России и стратегия её пространственного развития [Электронный ресурс] / Е.М. Бухвальд, О.Б. Иванов - М. : ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика, 2017. - № 3. -7-22 с. - Режим доступа: http://etap.instet.ru/images/etap/Etap_03_2017.pdf (дата обращения: 10.02.2019).
10. Чугуевская, Е.С. Система документов территориального планирования [Электронный ресурс] / Е.С. Чугуевская // Российский союз строителей: Официальный сайт. - Режим доступа: https://omorrss.ru/upload/docs/%D0%94%D0%9E %D0%9A%D0%9B%D0%90%D0%94_%D0%A1%D0%94%D0% A2%D0%9F.pdf (дата обращения: 15.02.2019).
11. Чугуевская, Е.С. О территориально-пространственных аспектах стратегии пространственного развития РФ [Электронный ресурс] / Е.С. Чугуевская. - M. : Academia. Архитектура и строительство, 2017. - № 1. - С. 67-71. - Режим доступа: http://www.raasn.ru/public/academia_2017_1.pdf (дата обращения: 10.02.2019).
12. Чугуевская, Е.С. Совершенствование системы стратегического и территориального планирования [Электронный ресурс] / Е.С. Чугуевская. - M. : Вестник МГСУ, 2016. - № 3. - С. 5-18. - Режим доступа: http://vestnikmgsu.ru/ru/ component/sjarchive/issue/artide.display/2016/3/5-18 (дата обращения: 10.02.2019).
13. Пленарное заседание Восточного экономического форума: Владимир Путин принял участие в работе Восточного экономического форума [Электронный ресурс] // Президент России: Официальный сайт. - Режим доступа: http://speciaL. kremlin.ru/events/president/news/58537 (дата обращения: 16.02.2019).
References
1. Watson James E.M. et al. Protect thelast of the wild. Nature, 2018, Vol. 563, pp. 27-30. DOI: 10.1038/d41586-018-07183-6
2. Osnovnye polozhenija strategii ustojchivogo razvitija Rossii [Elektronnyi resurs] [The main provisions of the strategy of sustainable development of Russia]. A.M. Shelekhov (ed.) SO RAN. Oficial'nyi sait [Siberian Branch of the Russian Academy of Science: Official website]. Moscow, 2002, 161 p. URL: http:// www-sbras.nsc.ru/win/sbras/bef/strat.html (Accessed 16.02.2019).
3. Shadrin A.E. Pervoe plenarnoe zasedanie «Strategirovanie na federal'nom urovne i obshhie voprosy kachestva strategicheskogo upravlenija» [The first plenary session «Strategy development at the federallevel and general issues of the quality of strategic management»]. Materialy XV Obshherossijskogo foruma «Strategicheskoe planirovanie v regionah i gorodah Rossii: dialog vpoiskah soglasovannosti» (g. Sankt-Peterburg, 24-25 oktyabrya 2016 g.) [Proceedings of the XV All-Russian Forum «Strategic Planning in Regions and Cities of Russia: Dialogue in Search of Coherence»]. Saint-Petersburg, 2016.
4. Chuguevskaya E.S. Osnovnye napravlenija dejatel'nosti Minjekonomrazvitija RF po strategicheskomu i territorial'nomu planirovaniju [The main activities of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation on the strategic and territorial planning]. Nauchno-prakticheskaja konferencija MARHI «Nauka, obrazovanie i jeksperimental'noe proektirovanie-2016» (Moskva, 4-8 aprelja 2016 g.) [Scientific-Practical Conference MARHI «Science, Education and Experimental Design-2016»]. Moscow, 2016.
5. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija sub''ekta RF, plana meroprijatij po ee realizacii, organizacii monitoringa i kontrolja realizacii strategii social'no-ekonomicheskogo razvitija sub''ekta RF : proekt [Elektronnyi resurs] [Guidelines for developing a Strategy for Socio-Economic Development of a Federal Subject; an action plan for its implementation, organizing monitoring and control over the implementation of a Strategy for Socio-economic Development of a Federal Subject]. Moscow, 2016. URL: https:// itpgrad.ru/sites/default/files/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0% BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B
8%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D 0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_% D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D 0%B8%D1%8F%20%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5 %D0%BA%D1%82%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B 5%D0%BA%D1%82.pdf (Accessed 10.02.2019).
6. Vasil'ev A.S. Realizacija Federal'nogo zakona № 172-FZ «0 strategicheskom planirovanii v RF» pri formirovanii sistemy strategicheskogo planirovanija na regional'nom urovne [Implementation of the Federal Law No 172-FZ «About Strategic Planning in Russia» in the Formation of a Strategic Planning System at the Regional Level]. Materialy XV Obshherossijskogo foruma «Strategicheskoe planirovanie v regionah igorodah Rossii: dialog v poiskah soglasovannosti» (g. Sankt-Peterburg, 24-25 oktyabrya 2016 g.) [Proceedings of the XV All-Russian Forum «Strategic Planning in Regions and Cities of Russia: Dialogue in Search of Coherence»]. Saint-Petersburg, 2016.
7. Chuguevskaya E.S. Strategiya prostranstvennogo razvitiya sub''ekta RF [Elektronnyj resurs] [Spatial Development Strategy of Federal Subject]. Ministerstvo stroitel'stva Samarskoj oblasti: Oficial'nyi sait [Ministry of Construction of the Samara region: Official website]. URL: https://omorrss.ru/upload/docs/%D0% 94%D0%9E%D0%9A%D0%9B%D0%90%D0%94_%D0%A1%D0 %94%D0%A2%D0%9F.pdf (Accessed 15.02.2019).
8. Gradoregulirovanie: Osnovy regulirovaniya gradostroitel'noi deyatel'nosti v usloviyakh stanovleniya rynka nedvizhimosti [Town regulation: Fundamentals of regulation of urban planning in the conditions of formation of the real estate market]. Fond «Institut ekonomikigoroda» [Foundation «Institute of Urban Economics»]. Moscow, 2008. 296 p.
9. Bukhval'd E.M., Ivanov O.B. Ekonomicheskaia bezopasnost' Rossii i strategiya ee prostranstvennogo razvitiya [Elektronnyi resurs] [Economic Security of Russia and its Spatial Development Strategy]. ETAP: jekonomicheskaja teorija, analiz, praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice]. Moscow, 2017, no. 3, pp. 7-22. URL: http://etap.instet.ru/images/etap/Etap_03_2017. pdf (Accessed 10.02.2019).
10. Chuguevskaya E.S. Sistema dokumentov territorial'nogo planirovaniya [Elektronnyj resurs] [The system of territorial planning documents]. Rossiiskii soyuz stroitelei: Oficial'nyi sait [Russian Union of Buiders: Official website] URL: https:// omorrss.ru/upload/docs/%D0%94%D0%9E%D0%9A%D0%9 B%D0%90%D0%94_%D0%A1%D0%94%D0%A2%D0%9F.pdf (Accessed 15.02.2019).
11. Chuguevskaya E.S. 0 territorial'no-prostranstvennyh aspektah strategii prostranstvennogo razvitiya RF [Elektronnyi resurs] [On the spatial and territorial aspects of Russian Spatial Development Strategy]. Academia. Arhitektura i stroitel'stvo [Academia. Architecture and Construction]. Moscow, 2017, no. 1, pp. 67-71. URL: http://www.raasn.ru/public/academia_2017_1. pdf (Accessed 10.02.2019).
12. Chuguevskaya E.S. Sovershenstvovanie sistemy strategicheskogo i territorial'nogo planirovaniya [Elektronnyi
resurs] [Improvement of the System of strategic and territorial planning]. VestnikMGSU [VestnikMGSU]. Moscow, 2016, no. № 3, pp. 5-18. URL: http://vestnikmgsu.ru/ru/component/sjarchive/ issue/article.display/2016/3/5-18 (Accessed 10.02.2019).
13. Plenarnoe zasedanie Vostochnogo ekonomicheskogo foruma: Vladimir Putin prinyal uchastie v rabote Vostochnogo
ekonomicheskogo foruma [Elektronnyi resurs] [Plenary meeting of the Eastern Economic Forum: Vladimir Putin took part in the Eastern Economic Forum]. Prezident Rossii: Ofitsial'nyi sait [President of Russia: Official website]. URL: http:// special.kremlin.ru/events/president/news/58537 (Accessed 16.02.2019).
Лысая Дарья Александровна (Гуанчжоу, КНР). Кандидат архитектуры. Постдокторант Архитектурного факультета Южнокитайского технологического университета (510640, КНР, Гуандун, Гуанчжоу, р-он Тяньхэ, ул. Вушан, 381). Эл.почта: daria. lisaya@gmail.com.
Сун Имин (Гуанчжоу, КНР). Доктор архитектуры. Профессор архитектуры и градостроительства, Декан Архитектурного факультета Южно-китайского технологического университета (510640, КНР, Гуандун, Гуанчжоу, р-он Тяньхэ, ул. Вушан, 381). Эл.почта: arymsun@scut.edu.cn.
Чжан Чунян (Гуанчжоу, КНР). Доктор архитектуры. Профессор архитектуры и городского планирования Архитектурного факультета Южно-китайского технологического университета (510640, КНР, Гуандун, Гуанчжоу, р-он Тяньхэ, ул. Вушан, 381). Эл.почта: zhangcy@scut.edu.cn.
Lisaia Daria (Guangzhou, China). Candidate of Engineering Architecture. Postdoctoral Researcher in the School of Architecture, South China University of Technology (510640, Tianhe, 381 Wushan Road, Guangzhou, Guangdong, China). E-mail: daria.lisaya@ gmail.com.
Sun Yimin (Guangzhou, China). Doctor of Engineering Architecture. Professor of Architecture and Urban Design. Dean of the School of Architecture, South China University of Technology (510640, Tianhe, 381 Wushan Road, Guangzhou, Guangdong, China). E-mail: arymsun@scut.edu.cn.
Zhang Chunyang (Guangzhou, China). Doctor of Engineering Architecture. Professor of Architecture and Urban Planning in the School of Architecture, South China University of Technology (510640, Tianhe, 381 Wushan Road, Guangzhou, Guangdong, China). E-mail: zhangcy@scut.edu.cn.