Научная статья на тему 'Особенности национальной методологии стратегического планирования устойчивого социально-экономического развития регионов'

Особенности национальной методологии стратегического планирования устойчивого социально-экономического развития регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
357
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегическое планирование / национальная методология / устойчивое развитие / стратегические приоритеты / регионализация / институциональные механизмы. / strategic planning / national methodology / sustainable development / strategic priorities / regionalization / institutional mechanisms.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ф И. Храмцова, С А. Полетаев, Е М. Андрейковец

Исследуются особенности национальной методологии стратегического планирования устойчивого социально-экономического развития регионов. Раскрыта методология стратегического планирования устойчивым развитием регионов. Изложены этапы реализации Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь в различных сферах. Раскрыты основания методологии планирования устойчивого регионального развития как фундамента стратегии и плана ее реализации. Сформулированы основные принципы планирования регионального развития в Республике Беларусь. Обоснована единая система стратегического планирования регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ф И. Храмцова, С А. Полетаев, Е М. Андрейковец

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE NATIONAL METHODOLOGY OF STRATEGIC PLANNING OF SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS

The features of the national methodology of strategic planning of sustainable socioeconomic development of the regions are investigated. The methodology of strategic planning for sustainable development of the regions is disclosed. The stages of the implementation of the National Strategy for Sustainable Socio-Economic Development of the Republic of Belarus in various fields are outlined. The foundations of the methodology of planning sustainable regional development as the foundation of the strategy and plan for its implementation are disclosed. The basic principles of regional development planning in the Republic of Belarus are formulated. The unified system of strategic planning for regional development has been substantiated.

Текст научной работы на тему «Особенности национальной методологии стратегического планирования устойчивого социально-экономического развития регионов»

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МЕТОДОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Ф.И. Храмцова1, д-р полит. наук, профессор

С.А. Полетаев2, канд. экон. наук, доцент

Е.М. Андрейковец , старший преподаватель

1Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» в г. Минске Республики Беларусь (Республика Беларусь, г. Минск)

Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11656

Аннотация. Исследуются особенности национальной методологии стратегического планирования устойчивого социально-экономического развития регионов. Раскрыта методология стратегического планирования устойчивым развитием регионов. Изложены этапы реализации Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь в различных сферах. Раскрыты основания методологии планирования устойчивого регионального развития как фундамента стратегии и плана ее реализации. Сформулированы основные принципы планирования регионального развития в Республике Беларусь. Обоснована единая система стратегического планирования регионального развития.

Ключевые слова: стратегическое планирование, национальная методология, устойчивое развитие, стратегические приоритеты, регионализация, институциональные механизмы.

Концептуальную основу методологии стратегического планирования устойчивого развитием регионов страны составляет Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года (далее -НСУР-2030). Стратегическое планирование (strategic planning) - это центральная категория стратегического управления, имеет инструментальное назначение, влияет на качество разработки стратегии долгосрочных целей государства, интеграционных формирований, микроорганизаций [3, с. 392]. Термин обозначает функцию стратегического управления (по И. Ансоффу), состоящую в выявлении проблем посредством анализа внешней и внутренней среды, формулировке целепо-лагания, определении ресурсов, механизма для последовательного достижения долгосрочных целей и задач.

В соответствии с моделью трехуровневой системы законодательных регламен-таций в данной работе раскрыта методология стратегического планирования устой-

чивым развитием регионов. Сформулируем авторскую триаду дефиниций «НСУР-2030».

НСУР-2030 - государственный основополагающий и руководящий документ, регламентирующий генеральные направления устойчивого развития на долгосрочную перспективу в целях единого движения социальной энергии в русло экономического роста и прогресса во всех сферах жизнедеятельности.

НСУР-2030 - программный документ прогноза устойчивого развития страны и стратегического планирования на основе анализа факторов внешней и внутренней среды, отбора целеполагания, ресурсов, механизма достижения долгосрочных целей и задач.

НСУР-2030 - национально-государственная доктрина приоритетов устойчивого социально-экономического развития, директивного исполнения на всех административно-территориальных уровнях социально-экономического ком-

плекса страны как фактора национальной безопасности.

Для стратегического планирования устойчивого регионального развития нужно выделить главный методологический посыл, стержень НСУР-2030, - это триединство главных приоритетов: социальной, экономической, экологической сферы как базиса устойчивого развития страны и регионов.

НСУР-2030 определяет три стратегических приоритета как цели, содержания, критерия эффективности устойчивого развития региона, страны:

- Приоритет 1. Всеобъемлющее развитие человеческого потенциала и создание условий для самореализации личности;

- Приоритет 2. Обеспечение роста конкурентоспособности экономики как источника повышения благосостояния народа;

- Приоритет 3. Внедрение принципов зеленой экономики, сохранение окружающей среды для будущих поколений [1].

В содержании НСУР-2030 необходимо четко выделять два аспекта:

1) научно-практический;

2) преемственный.

Их суть - в последовательной логике развития научно-концептуальных подходов НСУР-2020, нормативных правовых актов Республики Беларусь; в практическом характере задач, поставленных для решения. В частности, НСУР-2030, развивает положения Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года; Программы социально-экономического развития Республике Беларусь на 2016-2020 годы; Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 20162020 годы и Государственной программы «Наукоемкие технологии и техника» на 2016-2020 годы.

Следует отметить интеграционный масштаб регионализации в рамках НСУР-2030, в которой содержатся программные документы на средне- и долгосрочную перспективу стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Союзного государства и торговых партнеров Республики Беларусь. Это обусловлено сменой поли-

тической парадигмы регионального развития в глобальном масштабе, национальном измерении. Политическая реконструкция модернизации регионализации включает новые задачи, новый географический охват, новый мета-интегративный тип управления, а также новые политические инструменты. Об этом свидетельствует интеграционный географический ареал политики регионализации в Республике Беларусь как стратегии национальных экономических интересов в глобальном мире.

Подчеркнем, достижение стратегической цели устойчивого развития в Республике Беларусь предусматривает два этапа реализации.

На первом этапе реализации НСУР-2030 - (2016-2020) запланирован переход к сбалансированному росту экономики посредством структурно-институциональной трансформации условий бизнес-среды (обеспечение ее стабильности, прозрачности, устранение неоправданных вмешательств государства в деятельность хозяйствующих субъектов, повышение качества государственных услуг в регистрации субъектов хозяйствования, финансовая доступность развития малого и среднего бизнеса, др.). Первый этап включает также решение стратегических задач - достижение равной конкуренции для организаций всех форм собственности, обеспечение рыночных свобод, «зеленой» экономики, создания высокотехнологичных производств.

На втором этапе реализации НСУР-2030 - (2021-2030) определено: поддержание стабильного устойчивого развития, рост духовно-нравственных ценностей, человеческого потенциала, наукоемких производств, сферы услуг, сохранение природного капитала. Приоритет развития инновационной личности как капитала экономического роста; инклюзивного общества и инклюзивного образования.

В социально-политической сфере - это приоритет конструктивного диалога между органами системы государственного управления, институтами гражданского общества, бизнес-сообществом, научными кругами на основе международных право-

вых норм. Повышение роли, статуса молодежи, деловых, научных кругов в принятии решений по национальным и региональным проблемам устойчивого развития.

В сфере экономики определены приоритеты конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях; развития высокотехнологичных производств, промышленных инновационных кластеров, инфраструктурных секторов. Определена стратегическая задача по сокращению отходов производства и потребления. Приоритет повышения эффективности системы государственного управления на основе рыночных инструментов регулирования местных инициатив.

В области экологии - снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду, восстановление экологического баланса, рациональное использование природных ресурсов. Развитие эко-эффективного сектора, электротранспорта. Строительство «умных» городов, энерго-эффективных жилых домов. Использование потенциала возобновляемых источников энергии. Производство органики. Устойчивое производство, потребление. Экотуризм [2].

Национальная стратегия устойчивого развития как ведущий механизм системы государственного управления на долгосрочную перспективу - есть динамическое понятие, ибо подвержена изменениям, вследствие вызовов и угроз внешней и внутренней среды. Так, итоги запланированной переписи населения 2019 года, новые тренды регионализации, внешней и внутренней миграции, урбанизации территорий, информатизации и темпов глобализации, - все это обусловило предпринятую на данном этапе активную подготовку Правительства Республики Беларусь - новой редакции НСУР до 2035 года.

Раскроем два краеугольных основания методологии планирования устойчивого регионального развития как фундамента Стратегии и Плана ее реализации [4, с. 69].

Первое основание - приоритет эффективности региональной политики. Стратегическая цель региональной политики состоит в комплексном развитии региона, в преодолении региональных диспропор-

ций уровня жизни территорий, эффективном использовании ресурсного потенциала, развитии конкурентных преимуществ для обеспечения высоких стандартов жизни, сохранения окружающей среды, построении эко-эффективного производственного сектора экономики.

Критерии цели: уменьшение межрегиональных разрывов ВРП на душу населения (с 2,0 раз в 2015 году до 1,4 раза в 2030 году) и номинальной начисленной заработной платы (с 1,5 раза в 2015 году до 1,2 раза в 2030 году).

На первом этапе (2016-2020) - приоритеты формирования региональных центров, индустриальных площадок для организации и развития инновационно-промышленных кластеров, малого и среднего предпринимательства. Создание новых производств, с использованием ресур-со-энергосберегающих технологий. Выпуск товаров высокой добавленной стоимости, экспортно-ориентированных.

На втором этапе (2021-2030) - задачи расширения функций местного самоуправления в решении социально-экономических, природоохранных и экологических задач, сокращение дотацион-ности регионов. Совершенствование административно-территориального деления. Опережающее развитие городов, районов в рамках инновационно-промышленных кластеров. Задача построения и развития кооперационных технологических цепочек ЕАЭС, Союзного государства. Регионализация холдингов, трансграничных кластеров, альянсов в третьих странах.

Второе основание. Эффективность региональной политики невозможна без совершенствования институциональных механизмов устойчивого развития - приоритетное направление НСУР-2030. Цель приоритета - в повышении эффективности государственного управления для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, роста высоких позиций в глобальной экономической конкуренции. Стоит задача принятия Кодекса устойчивого развития страны.

На первом этапе (2016-2020) - ограничение функций государственного и хозяйственного управления, исключение дубли-

рования. Расширение полномочий и ответственности органов местного управления и самоуправления за результаты устойчивого развития региона. Передачи им части полномочий от вышестоящих органов государственного управления.

На втором этапе (2021-2030) определены задачи обеспечения эффективности развития государственно-частного партнерства в объединении государственных и частных ресурсов для социально значимых региональных проектов. Стоит задача делегирования части функций местного управления и самоуправления частному сектору, государственным некоммерческим организациям. Нужен целенаправленный переход на новую систему управления государственной собственностью (акции, управляющие). Стоит задача гибкой передачи части функций оперативного управления хозяйственной деятельностью коммерческим и некоммерческим структурам, холдингам, интегрированным структурам.

Итак, раскроем методологию стратегического планирования устойчивым региональным развитием. Объектом планирования является регион как административно-территориальная единица; это совокупность взаимосвязанных подсистем жизнедеятельности (экономической, социальной и экологической), обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие.

Методология системы стратегического планирования устойчивого регионального развития представляет собой целостную систему принципов, приоритетов, механизмов, параметров мероприятий, направлений деятельности, институциональных, организационно-управленческих, научно-методических подходов, - сформированных ООН, ЕС, организациями и государствами.

Раскроем основные принципы планирования регионального развития в Республике Беларусь:

1. Принцип единства как национальная методология планирования устойчивым региональным развитием, стандартов отчетности о реализации.

2. Принцип комплексности и системности как всесторонний учет взаимосвязан-

ных подсистем территорий регионов (экономическая, социальная, экологическая), внешних и внутренних условий, тенденций регионализации.

3. Принцип перманентности, гибкости как непрерывное планирование регионального развития, быстрого реагирования на вызовы, риски внешней и внутренней среды, корректировки индикаторов, показателей развития.

4. Принцип партисипативности интересов акторов как широкое участие заинтересованных сторон в процессах принятия решений на национальном, областном, региональном уровнях.

5. Принцип инновационности как мотивация, поощрения новаторской, инновационной деятельности населения в целях повышения синергии как источника роста конкурентоспособности региона.

6. Принцип ответственности субъектов планирования регионального развития за эффективность решения задач по достижению целей устойчивого развития в пределах компетенции, в соответствии с законодательством.

7. Принцип социального партнерства, совместного финансирования как использование наряду со средствами республиканского и местных бюджетов, гибких, инновационных финансовых инструментов: грантов, кредитов, займов, иных форм поддержки с возмещением для стимулирования экономического роста, занятости, в развитие инфраструктуры, социально значимых проектов.

8. Принцип надлежащего управления (good governance) как эффективность системы управления ресурсами в прозрачном правовом поле, механизм модернизации государственного управления, внедрения в практику новых подходов, аутсорсинга, государственно-частного партнёрства, экоэффективных производств, переход к индикативным методам планирования.

9. Принцип региональной мобильности как механизм децентрализации функций местных органов управления, связанных с жизнеобеспечением, развитием территорий кластеров, «точек роста», городов-спутников.

10. Принцип результативности как достижение заданных результатов с наименьшими затратами в соответствии с документами национального планирования устойчивого регионального развития на основе мониторинга, общественного контроля, для снижения административных барьеров.

11. Принцип научной обоснованности, закономерности размещения производительных сил, территориальных пропорций развития, исходя из общегосударственных приоритетов, региональных территорий как точек рост.

12. Принцип интеграции регионов в межрегиональное, международное, трансграничное сотрудничество, в условиях ин-тернализации экономик, децентрализации регионов в целях наращивания регионального потенциала.

К настоящему времени в Республике Беларусь сформирована единая система стратегического планирования регионального развития на основе трех базовых компонентов [2]:

1. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь;

Таблица 1. Типологии институционализации стратегий устойчивого развития на трех уровнях законодательных регламентаций_

Статус стратегии устойчивого развития Уровень законодательных регламентаций Субъект законодательной регламентации

Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (НСУР) Указ Президента Республики Беларусь Постановление Президиума Совета Министров Республики Беларусь Президент Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь

Стратегии устойчивого развития областей, города Минска и стратегических планов устойчивого развития областей, города Минска Решения областного Советов депутатов Решение Минского городского Совета депутатов Областной Совет депутатов Минский городской Совет депутатов

Стратегии устойчивого развития районов и городов областного подчинения и стратегических планов устойчивого развития районов и городов областного подчинения Решения районных Советов депутатов и городских Советов депутатов городов областного подчинения Районный Совет депутатов Городской Совет депутатов областного подчинения

Источник: разработка авторов

2. Стратегии устойчивого развития регионов (СУР): к ним отнесены стратегии устойчивого развития областей и г. Минска, стратегии устойчивого развития районов и городов областного подчинения;

3. Стратегические планы развития регионов (планы реализации стратегий устойчивого развития регионов), (план СУР), к таковым относятся: стратегические планы устойчивого развития областей, Минска, стратегические планы устойчивого развития районов, городов областного подчинения.

По сути, план СУР (план реализации стратегий устойчивого развития региона) -это необходимый компонент СУР региона, специфика которого в институционализа-ции механизма, самой процедуры реализации в абсолютных, содержательных показателях. При этом институционализация документов стратегического планирования определенного статуса осуществляется на соответствующем уровне законодательных регламентаций (табл. 1).

Таким образом, подчеркнем, основными субъектами стратегического планирования устойчивого регионального развития (процессов разработки СУР, планов СУР, их реализации, мониторинга и контроля) выступают: Президент Республики Беларусь, Национальный Парламент, Правительство Республики Беларусь (Совет Министров),

ления, местного управления и самоуправления, институты гражданского общества, в том числе общественные объединения, профсоюзные организации, политические партии, территориальное общественное самоуправление, бизнес-структуры, научные организации, государственные учреждения, СМИ, медиа-сфера, иные стороны.

система органов государственного управ-

Библиографический список

1. Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики. Утв. Постановл. Совета Министров Республики Беларусь // Проект ЕС «Техническая помощь для поддержки развития «зеленой» экономики в Беларуси». - Минск. - 48 с.

2. Методологические и практические подходы к планированию регионального развития в Республике Беларусь: проект ЕС «Поддержка регионального и местного развития в Беларуси» ENPI/2013/304-759 / О.С. Носкова, И.П. Сидорчук. - Минск: Колорград, 2016. -120 с.

3. Румянцева, Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. - М.: ИНФРА-М., 2005. - VI. -С. 392.

4. Храмцова, Ф.И. Институциональный фактор устойчивого развития стран Восточной Европы: методологический аспект // Весшк Гродзенскага дзяржаунага ушверстта iмя Яню Купалы. Серыя 5. Эканомша. Сацыялопя. Бiялогiя. - 2019. - Том 9, №2. - С. 67-72.

FEATURES OF THE NATIONAL METHODOLOGY OF STRATEGIC PLANNING OF SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS

F.I. Khramtsova1, Doctor of Political Science, Professor

S.A. Poletaev , Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

E.M. Andreykovets2, Senior Lecturer

1Academy of management under the President of the Republic of Belarus 2Branch of the FSBEI of HE «Russian State Social University» in Minsk, Republic of Belarus

(Republic of Belarus, Minsk)

Abstract. The features of the national methodology of strategic planning of sustainable socioeconomic development of the regions are investigated. The methodology of strategic planning for sustainable development of the regions is disclosed. The stages of the implementation of the National Strategy for Sustainable Socio-Economic Development of the Republic of Belarus in various fields are outlined. The foundations of the methodology of planning sustainable regional development as the foundation of the strategy and plan for its implementation are disclosed. The basic principles of regional development planning in the Republic of Belarus are formulated. The unified system of strategic planning for regional development has been substantiated.

Keywords: strategic planning, national methodology, sustainable development, strategic priorities, regionalization, institutional mechanisms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.