Научная статья на тему 'Стратегическое планирование - необходимый элемент хозяйственного механизма развития в современных условиях'

Стратегическое планирование - необходимый элемент хозяйственного механизма развития в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ИНДИКАТОРЫ / ИНСТРУМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ / ROAD TRANSPORT DEVELOPMENT STRATEGY / PLANNING / EFFICIENCY / INDICATORS / PLANNING TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дрейцен М. А.

В статье рассматриваются актуальность проблемы планирования на всех уровнях, вопросы развития деятельности предприятий на перспективу на основе концепции формирования стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING - A NECESSARY ELEMENT OF THE ECONOMIC MECHANISM OF DEVELOPMENT IN MODERN CONDITIONS

This article discusses the relevance of the problem of planning at all levels, the development of business activities in the future based on the concept of strategy formation.

Текст научной работы на тему «Стратегическое планирование - необходимый элемент хозяйственного механизма развития в современных условиях»

УДК 33

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Дрейцен М.А., к.э.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет»

(МАДИ)

В статье рассматриваются актуальность проблемы планирования на всех уровнях, вопросы развития деятельности предприятий на перспективу на основе концепции формирования стратегии.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, стратегия развития, планирование, повышение эффективности, индикаторы, инструменты планирования.

STRATEGIC PLANNING - A NECESSARY ELEMENT OF THE ECONOMIC MECHANISM OF DEVELOPMENT IN MODERN CONDITIONS

Dreytsen M., Ph.D., Associate Professor, FSEIHPE «Moscow Automobile and Road Construction University» (MADI)

This article discusses the relevance of the problem of planning at all levels, the development of business activities in the future based on the concept of strategy formation.

Keywords: road transport development strategy, planning, efficiency, indicators, planning tools.

Известно, что планирование - это один из методов сознательного регулирования хозяйственной деятельности в национальной

экономике, отдельных ее отраслях, регионах, организациях. Процедура стратегического планирования развития организаций общественного транспорта в городах, в соответствии с общей схемой этого планирования, должна быть поэтапной. Переход к системному индикативному планированию, связанному со всеми процессами планирования и управления на макро-, микро, мезоу-ровнях, рассматривается как одно из основных условий финансовой реструктуризации организаций на транспорте независимо от их организационно-правовых форм.

Стратегическое планирование неразрывно связано с индикативным, макро, микро, и мезопланированием. В современных условиях на первый план выходят проблемы агрегирования, создания кластерных связей, создания современных транспортно-пересадочных узлов, в соответствии с решением задач Транспортной стратегии РФ до 2030г.[1]

Последовательная реализация этих этапов стратегического планирования, позволяет предприятию ориентировать свою деятельность не просто на внутреннюю организацию и управление производством, но и на организацию управления предприятием как «открытой системой», учитывающей в текущем плане влияние факторов внутренней и внешней сред и создающей базу для коррекции стратегических целей перспективного развития.[3, с.215]

При стратегическом планировании, предприятие последовательно и четко организует свою деятельность, направленную на достижение поставленных перед ним целей и задач, а планирование становится важнейшим этапом его деятельности, вносящим не только некоторую определенность в процесс управления, но и этапом, позволяющим проводить оптимизацию разработанного варианта траектории развития организации на перспективу. Именно это планирование становится тем действенным инструментом повышения эффективности менеджмента. Благодаря стратегическому планированию пассажирские организации смогут подняться из планово убыточных в достаточные, стабилизировать свое положение на рынке и получить необходимый импульс для дальнейшего развития, на базе разработки мероприятий, обеспечивающим им достижение конкурентных преимуществ на рынке услуг в перспективе.

Преимуществом такой системы планирования является появление у предприятия возможности рассмотрения нестабильной во времени динамики технико-экономических показателей и индикаторов работы, значение которой существенно зависит от конъюнктуры спроса на транспортную продукцию, состояние национальной и региональной экономики и т.д.

Реализация методологии стратегического планирования в практику работы городского общественного автобусного транспорта ГОАТ предлагается представить в виде последовательности шагов, направленных на разработку стратегии его эффективного развития в перспективе.

В соответствии с указанной схемой, автором предлагается, на

первом шаге провести анализ рыночной ситуации и перспектив развития организации.

На втором шаге, на базе проведенного анализа позиций организации в конкурентной борьбе, сформировать «бизнес-кейс» основных направлений ее деятельности, исходя из занимаемой ею доли на рынке автотранспортных услуг и привлекательности. На этом шаге составляется также прогноз.[4]

На третьем шаге, предлагается, на базе сценариев, разработать возможные варианты и стратегии развития организации городского общественного автобусного транспорта по маршрутам, позволяющим сформировать оптимальную стратегию развития организации-оператора маршрутизированных перевозок на перспективу.

На следующем, четвертом шаге, производится выбор рациональных вариантов для каждого года временного периода и формируется траектория развития организации ГОАТ на перспективу.

Пятый шаг, представляет собой совокупность мероприятий, обеспечивающих реализацию разработанной траектории развития организации городского общественного автобусного транспорта.

Рассмотрение схемы формирования оптимальной стратегии развития организации ГОАТ показывает, что начальной задачей, стоящей перед организацией - оператором ГОАТ, является, выявление тенденций, опасностей, шансов, а также отдельных «чрезвычайных» ситуа-ций, которые способны изменить сложившееся положение ГОАТ на рынке автотранспортных услуг.

Прогноз является исходным шагом стратегического планирования и управ-ления организации городского общественного автобусного транспорта, в ходе которого, исследуется, сложившаяся рыночная ситуация и влияние на положение ГОАТ факторов внешней среды.

На работу организации ГОАТ большое влияние оказывают факторы внешней и внутренней среды, анализа которых позволяет определить стратегические направления ее развития.

Таким образом, на основе проведенного анализа факторов внешней и внутренней среды городского общественного автобусного транспорта в муници-

пальном образовании были определены основные направления его стратегии развития, которые подразумевают повышение качества обслуживания, создание механизмов интернализации положительных и отрицательных внешних эффектов, ограничение автомобилизации, создание эффективных механизмов государственно-частных партнерств.[2, с.96]

Данные подходы направлены на учет совместного влияния факторов внешней и внутренней среды, а рассматриваемые факторы относятся к макроэкономике. При изучении микроэкономики, целесообразно исследовать те факторы, которые непосредственно оказывают влияние на уровень развития организации в конкурентной среде. Особенно важно это учитывать, поскольку факторы макросреды одинаково влияют на ее развитие, независимо от того, работает это организация в конкурентной среде или не работает. А на микроэкономическом уровне, когда рассматривается развитие

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2017 | 71

оператора перевозок в конкурентных условиях, необходимо, прежде всего

учитывать такие факторы внешней среды, которые непосредственно бы влияли на деятельность организации.

В условиях конкуренции значительную роль на экономику организации оказывает рыночная ситуация, в которой определяется доля организации на рынке, качество выполняемых услуг, объем выполняемых услуг как в целом по рынку, так и по каждому потребителю данной услуги, действия местных органов власти, влияние поставщиков, влияние конкурентов.

Факторы, сила их воздействия, распределяется на длительный срок и поэтому при прогнозировании услуг по перевозке пассажиров городским общественным автобусным транспортом, основное внимание следует уделить объемам выполняемых услуг на каждом маршруте, и доле занимаемой организацией оператором данных услуг, как в целом по рынку, так и по каждому маршруту.

Для учета влияния конкуренции, считаю целесообразным все маршруты оценить по критерию, в качестве которого предлагаю использовать критерий экономической привлекательности.

Для практических целей считаю целесообразным сгруппировать маршруты по определенным группам, среди которых выделить особо привлекательные, привлекательные и непривлекательные.

Далее, определяются ключевые проблемы и факторы, перспективы развития и потенциальные угрозы со сторо-ны внешнего окружения организации-оператора, возможности и опасности в окружающей среде на рынке городских автотранспортных услуг, ведется вариан-тная разработка стратегии и решений по основным направлениям деятельности.

На этом шаге планирования, предлагается осуществить анализ положения организации ГОАТ на рынке, начиная с исследова-ния его структуры, включающей работу данной организации и группы конкурентов, оказывающих пассажирские автотранспортные услуги и соперничающих между собой.

Сформированные сценарии развития организации создают диапазон возможных объемов освоения рынка автотранспортных услуг, который является информационной базой для прогнозирования объемов перевозок в разрезе каждого маршрута

Сравнение объемов перевозок пассажиров на различных маршрутах, выполняемых организацией ГОАТ на перспективу, в соответствии со сценариями её развития, позволяет произвести рациональное распределение ресурсов между автобусными маршрутами для обеспечения эффективного развития организации в рассматриваемом перспективном периоде.

Поскольку в результате воздействия конкуренции происходит изменение объемов перевозок организации-оператора, то распределение ресурсов между маршрутами постоянно корректируется.

На последнем этапе, помимо постановки двух групп задач, стоя-

щих перед организацией ГОАТ (краткосрочных и стратегических), осуществляется распределение ответственности при реализации выбранной стратегии развития оператора городского общественного автобусного транспорта ГОАТ. Для чего формируется «бизнес-кейс» организации ГОАТ, с распределением маршрутов по стратегическим направлениям деятельности.

Конкурентная позиция организации, работающей на рынке городских общественных автотранспортных услуг, определяется контролируемой долей рынка, доступом к источникам сырья, энергетическими и трудовыми ресурсами, источниками финансирования, контролем над каналами распре-деления, репутацией организации.

Технологическая позиция организации ГОАТ, определяется внутренними параметрами (накопленным научно-техническим потенциалом) и внешними параметрами (доступнос-тью лицензий, отношениями с исследовательскими организация-ми, клиентами, поставщиками, как сырьевых ресурсов, так и наукоемких компонентов).

Концепция развития организации ГОАТ, заключается в обеспечении выживания и роста ее доли на рынке городских общественных автотранспортных услуг, в рамках которой определяются долгосрочные ориентиры развития и цели организации, формирование траектории развития для достижения целей и распределения ресурсов, требуемых для воплощения стратегий. [5]

Таким образом, планирование развития организации на перспективу — это такой вид деятельности, который связан с разработкой целей и задач, соответствующих его внутренним возмож-ностям и восприимчивостью к изменениям внешних требований на рынке городских общественных автобусных перевозок.

Литература:

1. Транспортная стратегия на период до 2030г. Распоряжение от 11.06.2014г. № 1032-р Министерства Транспорта РФ

2. Улицкая Н.М. Рыночные технологии управления имущественным комплексом городского общественного транспорта. - М.:Экон-Информ, 2011 - 265 с.

3. Дрейцен М.А., Ляско В.И., Использование методов стратегического планирования для повышения эффективности работы предприятий городского пассажирского транспорта. - Транспортное дело России, №1(110). - Москва 2014. - с.215-216.

4. Подхалюзина, В.А Дрейцен, М.А. Развитие предприятия городского пассажирского транспорта на базе анализа «хозяйственного бизнес-портфеля» - Транспортное дело России. - 2014. - №2(111). - с.173-176

5. Улицкая, Н.М., Дрейцен, М.А. Развитие организаций городского общественного транспорта в рыночных условиях - Транспортное дело России. - 2014. - №6(115). - с.173-179

72 ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №1 2017 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.