ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДСКОГО
ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА
Ляско В.И., профессор, д.э.н. Дрейцен М.А., старший преподаватель МАДИ
В статье дан краткий анализ методов стратегического планирования и их роль для повышения эффективности работы предприятий.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, стратегия развития, планирование, повышение эффективности, критерии.
USE OF METHODS FOR STRATEGIC PLANNING EFFICIENCY IMPROVEMENT
OF URBAN TRANSPORT
Lyasko V., professor, Doctor of Economics Dreytsen M., head lecturer, MADI
A brief analysis of the methods of strategic planning and their role to improve the efficiency of enterprises.
Keywords: road transport strategy development, planning, efficiency criteria.
ются уровни развития пассажирского АТП (пессимистический и оптимистический) исходя из тенденций раз-вития. На данном этапе также осуществляется ранжирование маршрутов предприятия по выбранным критериям. На мой взгляд, целесообразно выбрать в качестве критерия - отношение доходов к расходам.
Далее определяется уровень, до которого можно улучшить результаты работы предприятия путем улучшения конкурентной стратегии. Анализ конкурентных позиций позволяет определить, какие из видов деятельности предпри-ятия (маршрутов) являются более перспективными, а какие, наоборот, неперспективными.
Далее осуществляется сравнение перспектив предприятия в различных видах деятельности и определение приоритетов. Которое преследует своей целью произвести рациональное распределение ресурсов между различными маршрутами для обеспечения будущей стратегии.
Следующей задачей является оценка недостатков нынешнего набора видов деятельности и определение новых видов услуг, к которым предприятию следует перейти.
При переходе предприятия к новым видам деятельности или к стратегическому планированию, прежде всего, необходимо определить будет ли оно успешно функционировать при осуществлении новых видов деятельности. Отсюда вытекает одно из главных правил выбора стратегии развития, состоящее в том, что новые стратегии должны соответствовать накопленному потенциалу предприятия. Поэтому одним из главных шагов в разработке принципов стратегического планирования является анализ потенциала предприятия с точки зрения определения ее сильных и слабых сторон. Для обоснования выбора наилучшей стратегии можно применить методы портфельного анализа.
В основу метода, предложенного консультационной фирмой «Бос-тон консалтинг групп», была положена концепция жизненного цикла. Этот метод предполагает оценку возмож-ностей предприятия по двум критериям, например, коэффициент доли рынка и коэффициент эффективности. По коэффициенту эффективности определяется привлекательность.
В соответствии с этим методом все поле деятельности пред-при-ятия представляется как совокупность «стратегических хо-зяй-ственных подразделений» (СХП), составляющих хозяйственный «портфель» предприятия. СХП — это независимые друг от друга направления деятельности предприятия, которые характеризуются определенной услугой (или их группой), кругом клиентов и особыми рыночными задачами. Каждое СХП имеет свои цели, рыночные возможности и риски.
Для использования матрицы СХП необходимо определить положение на рынке, которое оценивается коэффициентом доли рынка КДР по формуле:
КДР=Q/Qк мах (отношение доли предприятия к макс объему конкурента).
Матрица «МакКинзи» может использоваться для характеристики автобусных маршрутов. Это - девятиклеточная матрица расположена в двухмерной системе координат - «отраслевой привлекательности» и «позиции в конкуренции». Оба элемента ее верти-
Исходя из анализа работы городского пассажирского транспорта (ГПТ), можно установить, что на эффективность ГПТ оказывает влияние большое количество факторов, среди которых основным является качество обслуживания пассажиров и величина затрат связанных с обеспечением заданного уровня качества. Поскольку каждый городской маршрут обладает своими особенностями, то для обеспечения одного и того же уровня качества требуются разные суммы затрат для каждого маршрута. В работах отечественных ученых предлагается оценивать эффективность ГПТ с помощью различных критериев. Наряду с ними критерием оценки эффективности маршрута может выступать коэффициент, определяемый соотношение доходов по маршруту к затратам по данному маршруту. Для более наглядного представления полной картины в целом по совокупности нескольких маршрутов можно отобразить зависимость доходов к расходам. На основе целого ряда данных можно построить динамику по годам.
Таким образом, городские автобусные маршруты могут быть проранжированы по показателю соотношения доходов к расходам следующим образом, что наиболее эффективные маршруты это те, у которых данное соотношение (Д/Р) является наибольшим, а менее эффективными соответственно - наименьшим.
В условиях рыночных отношений помимо влияния основных факторов на работу пассажирского транспорта в значительной мере оказывает влияние и конкуренция. Поскольку в настоящее время значительная доля транспортных единиц на городских автобусных маршрутах принадлежит коммерческим структурам, то они выбирают в первую очередь для конкуренции те маршруты, которые являются наиболее эффективными.
Следовательно, ошибочным было бы при развитии ГПТ не учитывать влияние конкурентов на эффективность его развития.
Изменения спроса на предоставляемые услуги пассажирским автотранспортным предприятием определяют необходимость в разработке стратегии его развития на перспективу для устойчивого роста его доходов, зависящих как от качества выполняемых услуг, так и от рациональности принимаемых стратегических решений. В условиях конкуренции выбранная стратегия планирования и управления пассажирским автотранспортным предприятием определяет долговременные цели его развития, наилучшим образом учитывая для их достижения факторы повышения доходности и возможные изменения на рынке.
При разработке методики формирования стратегии, которая может привести к повышению эффективности работы предприятия городского пассажирского транспорта в условиях конкуренции решается комплекс задач: анализируется рынок автотранспортных услуг по перевозке пассажиров. Определяются критерии верхнего и нижнего уровня развития предприятия, формируется уровни развития предприятия и область допустимых решений, прогнозируется наиболее вероятная траектория развития предприятия на перспективу.
На начальном этапе стратегического планирования определяются местоположение предприятия на рынке, его рыночная доля по каждому маршруту на настоящий момент времени. Формиру-
кального и горизонтального построения характеризуются комплексом величин, а не определяются единственным показателем. Критерий для определения долгосрочной привлекательности может включать в себя емкость рынка и темп его роста; технологиче-ские требования; напряженность конкуренции; входные и вы-ходные барьеры, суточные, сезонные и циклические колебания; потребности в капиталовложениях; угрозы и возможности развивающихся направлений; исторически сложившаяся и перспективная прибыль--ность отрасли; воздействия социального, экологического факто--ров, а также государственное регулирование.
С точки зрения на городской пассажирский транспорт - это может быть близость инфраструктуры, крупных торговых центров, предприятий, станций метро, дорожные затруднения, сложность маршрута, существующая и перспективная застройка. Чтобы получить формальную, количественную оценку долгосрочной отраслевой привлекательности, каждому показателю нужно присвоить вес, соответствующий его важности для руководства предприятия и той роли, которую играет этот показатель в выборе стратегии. Сумма всех весов должна быть равна 1,0 или 100%. Взвешенные оценки привлекательности рассчитываются путем умножения оценки каждого показателя привлекательности отрасли на вес данного показателя. При оценке можно использовать шкалу от 1 до 100. Сумма взвешен-ных оценок всех факторов привлекательности дает долгосрочную привлекательность. Чтобы получить количественную оценку показателя «кон-курентная позиция» каждого хозяйственного подразделения, используется подход, аналогичный тому, который использовался при оценке привлекательности отрасли.
К факторам, используемым для оценки конкурентной позиции, относятся: доля рынка, относительный уровень издер-жек, возможность превзойти конкурентов по качеству товара, знание потребителей и рынков, наличие желаемых главных достоинств, уровень
менедж-мента и уровень прибыльности относительно конкурентов. Оценка позиции в конкуренции каждого подразделения определяет его положение по горизонтали матрицы: а именно, до-билось ли оно сильной, средней или слабой позиции.
Однако описанные выше матрицы не обеспечивают реальных рекомендаций по разработке специфических стратегий. Упускается вопрос о стратегической координации между различными видами деятельности, невозможно определить те направления или маршруты, которые обеспечат наиболее высокую эффективность, а какие нет, не учитываются возможные действия конкурентов при разработке стратегии развития предприятия. Но их анализ позволяет оценить привлекательность маршрута и позицию в конкуренции, и отвечает на вопрос на какую стратегию ориентироваться в целом. Основная ценность данных методов заключается в том, что она позволяет сформировать портфель предприятия. Хотя эти матрицы не позволяют развить стратегию предприятия на перспективу, они отражают сложившееся положение на рынке и могут быть использованы для анализа и определения привлекательности любого маршрута, как коммерческого, так и социального.
Литература:
1. Ляско В.И., Надольская Л.С., Чочуа П.М., Куфтинова Н.Г. Разработка стратегии развития автотранспортного предприятия. Учебное пособие - М.: ООО «Техполиграфцентр», 2009 - 48 с.
2. Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия. Учебное пособие для вузов. - М.: «Экзамен», 2005. - 288 с.
3. Дрейцен М.А. Диверсификация как основное направление повышения эффективности работы городского пассажирского транспорта. «Финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта». Вып.13, Труды МАДИ (ГТУ), М., 2008.
ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ НА ОСНОВЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБЪЕМОВ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРСКОГО АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Дрейцен М.А., старший преподаватель МАДИ
В статье дан некоторый анализ зарубежного опыта формирования доходов и расходов на городском пассажирском транспорте. Сделаны выводы о целесообразности при определении инвестиций учитывать прогнозные значения многофакторной модели.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, финансирование, формирование доходов, расходов, прогнозирование.
FEATURES OF THE MECHANISM OF FORMATION OF INVESTMENTS BASED ON THE PREDICTION OF TRAFFIC PASSENGER TRANSPORT ENTERPRISE
Dreytsen M., head lecturer, MADI
The article provides some analysis offoreign experience of revenues and expenses for urban passenger transport. Conclusions of the feasibility of determining the investment into account the forecasted values of the multivariate model.
Keywords: road transport, finance, revenue generation, cost forecasting.
Механизм финансирования предприятий городского пассажирского транспорта имеет ряд особенностей в связи с высоким удельным весом основных производственных фондов. На эффективность работы предприятий городского пассажирского транспорта оказывает влияние неравномерность спроса по направлениям и участкам маршрута, а также по часам суток, что вызывает необходимость иметь на балансе предприятий подвижной состав повышенной вместимости, который обеспечивает перевозку пассажиров в час пик, это приводит к росту постоянных затрат. На формирование доходов оказывает значительное влияние высокий уровень государственного регулирования спроса и предложения на городском пассажирском транспорте в форме дотаций, субсидий и регулирования цен.
Финансовый результат деятельности предприятий городского пассажирского транспорта зависит от доходов от перевозки пассажиров, расходов на эксплуатационную деятельность, стоимости основных фондов. Доходы зависят от тарифов на перевозку и объема перевезенных пассажиров. Анализ работы городского пассажирского транспорта позывает, что существует значительный разрыв между убытками предприятий и выделенными на их покрытие
средств из бюджетов, это приводит к ухудшению качественных показателей работы предприятий, уменьшается число выполняемых рейсов и коэффициент использования парка подвижного состава.
Особенности деятельности предприятий городского пассажирского транспорта подразумевают наличие подвижного состава соответствующему спросу на транспортные услуги, что должно обеспечивать постоянный уровень качества и стабильное финансовое положение. Анализ состояния парка подвижного состава показывает значительную степень износа около 50% и низкий коэффициент обновления подвижного состава. Следствием чего является ухудшение транспортного обслуживания, увеличение интервалов движения, сверхнормативной наполняемости в час пик.
В условиях слабых инвестиций на приобретение подвижного состава очень сложно оптимизировать структуру парка в зависимости от пассажиропотоков и сложности маршрута, что в свою очередь приводит к росту эксплуатационных расходов.
Основной задачей предприятия является предоставление транспортных услуг постоянного качества, перераспределение подвижного состава в зависимости от маршрута, что предотвратит рост