Научная статья на тему 'Развитие предприятия городского пассажирского транспорта на базе анализа «Хозяйственного бизнес-портфеля»'

Развитие предприятия городского пассажирского транспорта на базе анализа «Хозяйственного бизнес-портфеля» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ROAD TRANSPORT STRATEGY DEVELOPMENT / PLANNING / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подхалюзина В.А., Дрейцен М.А.

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития деятельности пассажирских автотранспортных предприятий на перспективу на основе концепции портфельного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTERPRISE DEVELOPMENT OF URBAN TRANSPORT ON THE BASIS OF ANALYSIS OF THE «ECONOMIC BUSINESS PORTFOLIO»

The article examines the formation and development of the activities of passenger transport enterprises for the future based on the concept of portfolio analysis.

Текст научной работы на тему «Развитие предприятия городского пассажирского транспорта на базе анализа «Хозяйственного бизнес-портфеля»»

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА НА БАЗЕ АНАЛИЗА «ХОЗЯЙСТВЕННОГО БИЗНЕС-ПОРТФЕЛЯ»

Подхалюзина В.А., доцент, к.э.н., МАДИ Дрейцен М.А., ст. преподаватель МАДИ

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития деятельности пассажирских автотранспортных предприятий на перспективу на основе концепции портфельного анализа.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, стратегия развития, планирование, повышение эффективности.

ENTERPRISE DEVELOPMENT OF URBAN TRANSPORT ON THE BASIS OF ANALYSIS OF THE «ECONOMIC BUSINESS PORTFOLIO»

Podhalyuzina V., Ph.D., associate professor, MADI Dreytsen M., head lecturer, MADI

The article examines the formation and development of the activities ofpassenger transport enterprises for the future based on the concept of portfolio analysis.

Keywords: road transport strategy development, planning, efficiency.

Постоянные изменения конъюнктуры спроса на предоставляемые предприятием транспортные услуги предопределяют необходимость разработки такой стратегии его развития на перспективный период, которая бы обеспечила как стабилизацию производственно-хозяйственной деятельности предприятия, так и устойчивости роста его доходов, прямо зависящих не только от качества выполняемых автотранспортных услуг, но и от рациональности принимаемых стратегических решений. В условиях конкурентного рынка выбранная стратегия планирования и управления предприятием определяет долговременные цели его развития, наилучшим образом учитывая для их достижения факторы повышения доходности и возможные изменения на рынке[1]. Для повышения эффективности работы государственных пассажирских предприятий необходимо учитывать наличие конкурирующих структур на рынке транспортных услуг и выявлять наиболее привлекательные маршруты, обеспечивающие предприятию сокращение транспортных расходов.

Для оценки стратегии развития предприятия городского пассажирского транспорта (ГПТ) необходимо провести анализ, который может иметь следующий порядок:

- подробный анализ текущей стратегии, какова степень диверсификации, какие были предприняты попытки для создания конкурентных преимуществ, основанных на экономии расходов, обмене опытом, каков объем инвестиций в каждую конкретную сферу деятельности;

- построение четырех-клеточной матрицы "рост/доля" или девяти-клеточной матрицы "привлекательность/позиция", и/или матрицы жизненного цикла для стратегической оценки хозяйственного бизнес-портфеля предприятия и соотношения позиций различных стратегических хозяйственных подразделений в этом портфеле. Девяти-клеточная матрица "привлекательность/позиция" является более совершенной в методологическом отношении, так как в ней рассматривается большое количество показателей, важных при выборе той или иной стратегии;

- оценка привлекательности каждой сферы деятельности, представленной в хозяйственном бизнес-портфеле предприятия. Если девяти-клеточная матрица "привлекательность/позиция" уже построена (предыдущий шаг), то в наличии имеется вся необходимая для анализа информация. Расчет оценок привлекательности для всех отраслей, входящих в корпоративный портфель, обеспечивает основу для ранжирования отраслей, от наиболее привлекательных до наименее привлекательных. Если процедура оценки привлекательности отраслей является слишком сложной, можно ориентироваться на экспертные знания условий в каждой отрасли, чтобы классифицировать их по степени привлекательности: высокая, средняя или низкая. Однако количественная оценка привлекательности какой-либо сферы деятельности, проведенная в соответствии с предлагаемой методикой, является более систематизированной, чем любые субъективные оценки;

- оценка конкурентных позиций и конкурентной силы каждого из хозяйственных бизнес-подразделений. Этот шаг также несложно осуществить, если построена матрица "привлекательность/ позиция";

- ранжирование различных стратегических хозяйственных бизнес-подразделений (СХБП) предприятия по результатам их прошлой деятельности (в порядке убывания: от лучших к худшему) и по прогнозным оценкам их будущего развития (также в порядке убывания). Как правило, СХБП предприятия, имеющие сильные позиции в привлекательных сферах, отличаются существенно более хорошими перспективами развития, чем подразделения со слабыми позициями или действующие в непривлекательных видах деятельности, это создает основу для вывода о том, как хозяйственный портфель предприятия будет работать в будущем;

- определение того, какие именно виды деятельности имеют важные стратегические соответствия с другими видами деятельности хозяйственного бизнес-портфеля, и оценка соответствия каждого вида деятельности направлению развития и стратегии всего предприятия. Деятельность более привлекательна стратегически, если способствует экономии на затратах производства, обмену опытом (навыками) и если предприятию целесообразно заниматься этой деятельностью в обозримом будущем. Бизнес более привлекателен в финансовом отношении, если способен внести существенный вклад в улучшение будущих финансовых результатов деятельности предприятия;

- ранжирование стратегических хозяйственных бизнес-подразделений по приоритетности инвестирования. Здесь определяется, где следует предприятию сконцентрировать новые капиталовложения. Кроме того, определяется основное стратегическое направление деятельности каждого подразделения (инвестирование и расширение, укрепление и защита, пересмотр и изменение положения, сбор урожая или ликвидация);

- использование результатов предшествующего анализа для разработки последовательных действий, направленных на улучшение деятельности предприятия в целом. Например, создание новых бизнес -

единиц внутри самого предприятия, избавление от пограничных видов деятельности или от видов деятельности, не соответствующих больше направлению развития предприятия и ее

стратегии. Также это может быть - разработка шагов по укреплению долгосрочной конкурентной позиции ключевых видов деятельности предприятия, перераспределение ресурсов из сфер деятельности с низкими возможностями в сферы с высокими возможностями.

Порядок анализа хозяйственного бизнес-портфеля пассажирского автотранспортного предприятия может выглядеть следующим образом. Перед прогнозированием необходимо сделать оценку привлекательности. Парк обслуживает какую-то маршрутную сеть, маршруты, попавшие в данный куст, должны быть оценены с точки зрения привлекательности.

С этой целью рисуем матрицу хозяйственного бизнес - портфеля предприятия в зависимости от критерия привлекательности и доли на рынке. В соответствии с этим классифицируем маршруты.

Прогнозированием охватываем в первую очередь маршруты, попавшие в зону наивысшей привлекательности - эффективность в этой зоне проявит себя сразу на работе предприятия. Повышаем

28 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №2 2014 |

эффективность в зоне наивысшей привлекательности (I группа), сохраняем положение в средней зоне, по возможности пытаемся улучшить в зоне низкой привлекательности ( III группа ). План действий - мероприятия по повышению эффективности - вывести маршруты из зоны неэффективной в зону эффективную.

Определяем структуру и возраст парка, величину издержек и доход автобусов той или иной возрастной группы. Для каждой возрастной группы рассматриваем интенсивность эксплуатации и графически представляем динамику изменения доходов и расходов от пробега автобусов.

В соответствии с анализом разрабатываем мероприятия, направленные на повышение эффективности использования автобусов. Для чего стремимся, чтобы маршруты из такого-то квадрата переходили в другой квадрат. Такое перемещение достигаем за счет изменения возрастной структуры парка в той или иной группе автобусов по привлекательности. Для этого следует построить таблицу, где критериями выступают 3 возрастные группы (наиболее привлекательные, привлекательные и наименее привлекательные).

Из выше сказанного следует, что вопросы повышения эффективности работы городского пассажирского транспорта связаны не только с повышением доходов, но и с экономией на расходах, что в свою очередь не должно отражаться на качестве обслуживания пассажиров. Доходы зависят от спроса на транспортные услуги, который зависит от демографических факторов - численности

населения и его подвижности. Данные статистики показывают, что общее увеличение числа народонаселения за последние годы осуществляется за счет механического, а не естественного прироста, что говорит о росте подвижности населения. В свою очередь, расходы во многом зависят от типа подвижного состава, который работает на маршруте. Общие доходы предприятия в большей степени формируются за счет дотаций, что является весьма не стабильным явлением. Предприятия увеличивают объемы перевозок нерационально, направляет дополнительные мощности на маршруты, приносящие минимум прибыли. Поэтому для обеспечения конкурентоспособности с другими перевозчиками, повышения экономической эффективности и доходности предприятия было бы целесообразно использовать описанные подходы.

Литература:

1. Ляско В.И., Надольская Л.С., Чочуа П.М., Куфтинова Н.Г. Разработка стратегии развития автотранспортного предприятия. Учебное пособие - М.: ООО «Техполиграфцентр», 2009 - 48 с.

2. Дрейцен М.А. Основные аспекты анализа стратегии развития предприятия городского пассажирского транспорта. «Финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта». Вып.19, Труды МАДИ (ГТУ), М., 2013.

УДК 656.07

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ

Соколова Я.В., заместитель руководителя, Научно-образовательный центр инновационного развития пассажирских железнодорожных

перевозок ПГУПС, e-mail: yana.bar@mail.ru

В статье приводятся факторы внешней и внутренней среды и их классификация, описаны циклы стратегического и проектного управления инновационного развития транспортной компании. Отмечены современные тенденции проектного управления и значимость инновационного развития.Предложенный автором портфельный подход к управлению инновационным развитием после адаптации под специфику деятельности может быть использован транспортными компаниями различной специализации.

Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационное развитие, управление, экономика.

PORTFOLIO MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE

TRANSPORT COMPANY

Sokolova Y., deputy director, Scientific and Educational Center of Innovation Development of the passenger rail PGUPS

The article presents the factors of external and internal environment and their classification described cycles strategic and project management of innovative development of the transport company. Marked modern trends of project management and the importance of innovation development. Proposed by the author portfolio approach to the management of innovation development after adaptation to specific activities can be used by transport companies of different specialization.

Keywords: innovation, process innovation, management, economy.

Введение

Инновации сегодня являются центральным фактором роста производства и производительности труда, уровень которой определяет конкурентоспособность компании, отрасли или страны в целом в борьбе за экономическое лидерство.

Широкое внедрение инновационных разработок и построение эффективной системы стратегического управления инновационным развитием являются основными механизмами снижения издержек, обеспечения прибыльности и дальнейшего развития транспортных компаний.

1. Влияние внешнего и внутреннего окружения

Управление инновационным развитием детерминируется комплексом факторов и условий: внешних (экзогенных), развитие которых происходит независимо от действий компании, и внутренних (эндогенных), поддающихся влиянию. Классификация факторов внешней и внутренней среды, влияющих на инновационное развитие транспортной компании, приведена на рис. 1.

Управление инновационным развитием транспортной компании с учетом факторов внешней и внутренней среды должно базироваться на следующих основных принципах: комплексность, своевременность, эффективность, учет жизненного цикла компании,

мониторинг результатов внедрения инноваций.

Целью инновационного развития любой компании является обеспечение максимизации конкурентоспособности и экономической эффективности деятельности.

Среди внешних факторов необходимо отметить традиционно учитываемые политические, экономические, социальные, технологические, в последнее время все чаще делаются акценты на важности экологических факторов внешнего окружения.

Среди внутренних факторов необходимо выделить кадровые и организационно-управленческие как основу обеспечения эффективной финансово-хозяйственной деятельности транспортной компании.

Проектное управление представляет собой процесс управления, базирующийся на формировании перечня проектов инновационного развития с учетом внешних и внутренних факторов и выбора из него оптимального портфеля проектов по обоснованному критерию. В качестве такого критерия выступает обобщающий показатель эффективности деятельности транспортной компании - индекс роста производительности труда, в качестве ограничивающего показателя выступает степень обеспеченности проекта инновационного развития инвестиционными ресурсами.

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №2 2014 j 29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.