УДК 656.1
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СПРОСА НА ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ
ПАССАЖИРОВ НА ПЕРСПЕКТИВУ
Дрейцен М.А., аспирант, ст. преподаватель МАДИ, e-mail: [email protected]
В статье дана общая характеристика развития городского общественного автобусного транспорта. Сделаны выводы о целесообразности при определении пассажиропотоков на перспективу учитывать прогнозные значения многофакторной модели.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, стратегия развития, планирование, повышение эффективности, прогнозирование
PROJECTED GROWTH OF THE DEMAND FOR TRANSPORT SERVICES FOR
PASSENGERS IN THE FUTURE
Dreytsen M., the post-graduate student, head lecturer, MADI, e-mail: [email protected]
The article gives a general description of the development of urban public transport bus. The conclusions about the appropriateness of the determination ofpassenger traffic in the future to take into account the forecast values multivariate model.
Keywords: road transport, strategy development, planning, efficiency, forecasting.
Объемы спроса на автотранспортные услуги и величина пассажиропотока могут формироваться исходя из таких параметров как: численность населения; его подвижность; дальность поездки; доходы на душу населения; средний возраст; образование; семейное положение и других факторов.
Информация для прогноза спроса на транспортные услуги может быть получена на базе данных, которые регистрируют АСКП[1]. Логично предположить, что наибольшее влияние на объем пассажиропотока оказывает общая численность населения и его подвижность. Поэтому величина пассажиропотока на перспективу может определяться как минимум с использованием двух подходов:
- методов экстраполяции численности населения и его подвижности с последующим соотношением численности населения и его подвижности,
- модели многофакторного регрессионного анализа, учитывающей влияние множества факторов, таких как демографическая ситуация, структура подвижного состава и его количество, качество транспортного обслуживания, доходов на душу населения, средний возраст жителей, подвижность, доля трудоспособного населения, средняя дальность поездки, семейное положение и т.д.
Кроме того, эта модель позволяет учитывать влияние и таких факторов как: естественный прирост, миграционный прирост, суммарный коэффициент рождаемости, численность городского населения, численность сельского населения, трудоспособное население, численность мужчин по отношению к численности женщин, число семей получивших и улучивших жилищные условия, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Учет влияния этих факторов на объем спроса осуществляется путем построения многофакторной регрессионной модели типа:
Пх = ао + а1Х1 + а2Х2 +... +апХп
Модель многофакторного регрессионного анализа исследует зависимость определенной величины от одной или нескольких других величин и проводится для объектов, имеющих сложную, многофакторную природу. Параметры уравнения многофакторной регрессии показывают степень влияния отдельно взятого независимого фактора на анализируемый показатель при фиксированном неизменном положении других независимых друг от друга факторов. С изменением величины любого фактора зависимая переменная изменяется с учетом значения коэффициента регрессии и знака в уравнении при этом факторе.
В [2] приведено решение такой модели относительно объемов перевозок населения автобусами. Анализ результатов решения показал, что на исследуемый показатель наибольшее влияние оказывают такие независимые факторы как:
- численность сельского населения,
- трудоспособное население,
- численность населения с доходами ниже прожиточного минимума,
- число семей получивших и улучивших жилищные условия.
Анализ степени влияния различных независимых факторов на
объем перевозок пассажиров автобусами показал, что наибольшим влиянием обладает такой фактор, как общая численность населения, поэтому при прогнозе объема перевозок автобусами в целом по рынку пассажирских автотранспортных услуг в дальнейших исследованиях в рамках настоящей работы будем использовать методы простой экстраполяции.
Исходя из особенностей эксплуатации автобусов в городах по имеющейся схеме маршрутов, методами экстраполяции определяется только общий прогноз объемов пассажиропотока как в целом по рынку Qr, так и в целом по организации ГОАТ Qpt .
Прогноз объемов перевозок населения, выполняемый автобусами, в целом по рынку определяем, используя, например, модель уравнения параболы, а именно:
Qr = а0 + Ь* + сЛ2 + а*г3;
Прирост объемов перевозок пассажиров автобусами в целом по рынку на период до ^+5) г. определяем по формуле:
дг = Qr(t+5) - Qrt
Прирост объемов перевозок в целом по автотранспортному рынку по каждому 1 - ому маршруту определяем по формуле:
дл = Qri(t+5) - Qrit
Где: Оп(:+5) и Qrit - объемы перевозок пассажиров на рынке автотранспортных услуг в (:+5) - ом и : - ом годах соответственно.
Прогноз объемов перевозок населения, выполняемый автобусами организации ГОАТ в целом по рынку автотранспортных услуг на перспективу, определяем по двум сценариям: оптимистическому ^ор)и пессимистическому ^рр) определяем с использованием методов простой экстраполяции.
При прогнозировании объемов перевозок населения, выполняемых автобусами организации городского общественного автобусного транспорта (ГОАТ) на перспективу в целом по рынку автотранспортных услуг по оптимистическому сценарию ^ор), считаем, что конкуренты ведут себя на рынке услуг пассивно и весь прирост объемов пассажирских перевозок в целом по рынку автотранспортных услуг выполняется автобусами организации ГОАТ. Таким образом, объем перевозок населения, выполняемых автобусами организации ГОАТ на перспективу, в целом по рынку определяем по формуле:
Qop(t+5) = Qop(t+5) + qr
При прогнозировании объемов перевозок населения, выполняемых автобусами организации ГОАТ на перспективу в целом по рынку автотранспортных по пессимистическому сценарию^рр), считаем, что организация ГОАТ ведет себя на рынке пассивно. В этом случае прирост объемов перевозок пассажиров по рынку в целом выполняется автобусами конкурентов. А объем перевозок
190 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2014 |
населения, выполняемых автобусами организации ГОАТ, на перспективу в целом по рынку равно нолю, т.е.
Qpp(t+5) = Qppt + 0;
Аналогичные действия осуществляем для каждого маршрута, выполняемого организацией ГОАТ, и находим диапазон изменения объемов перевозок пассажиров по каждому ¡-ому маршруту в целом по рынку автотранспортных услуг ^гй).
Литература:
1. Улицкая Н.М. Рыночные технологии управления имущественным комплексом городского общественного транспорта. - М.:Экон-Информ, 2011 - 265 с.
2. Дрейцен М.А., Особенности механизма формирования инвестиций на основе прогнозирования объемов перевозок пассажирского автотранспортного предприятия. - Транспортное дело России, №1(110). - Москва 2014. - с.216-218
ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №6 2014 | 191