УДК 33
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ДЕПАРТАМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
Дрейцен М.А., доцент, к.э.н., ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (МАДИ) Подхалюзина В.А., доцент, к.э.н., ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (МАДИ)
В статье рассматриваются вопросы развития деятельности предприятий на перспективу на основе концепции формирования стратегии повышения эффективности.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, стратегия развития, планирование, повышение эффективности.
MAIN PROVISIONS OF FORMATION OF A STRATEGY TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF THE TRANSPORT DEPARTMENT IN THE ENTERPRISES
Dreytsen M., Associate Professor, Ph.D., FSEIHPE «Moscow Automobile and Road Construction University» (MADI) Podhalyuzina V., Associate Professor, Ph.D., FSEI HPE «Moscow Automobile and Road Construction University» (MADI)
The article deals with the future development of business activities based on the concept of the formation of a strategy to improve efficiency.
Keywords: road transport development strategy, planning, efficiency.
Постоянные изменения спроса на предоставляемые транспортным департаментом предприятия услуги предопределяют необходимость разработки такой стратегии его развития на перспективный период, которая бы обеспечила как стабилизацию производственно-хозяйственной деятельности предприятия, прямо зависящей от рациональности принимаемых стратегических решений. В условиях конкурентного рынка выбранная стратегия планирования и управления предприятием определяет долговременные цели его развития, наилучшим образом учитывая для их достижения факторы повышения доходности и возможные изменения на рынке[1].
Формирование стратегии повышения эффективности деятельности организации позволяет оптимизировать процесс содержания собственного автотранспорта и спецтехники. Рассмотрим анализ работы департамента транспорта на примере корпорации авиационной промышленности. В процессе проведения анализа работы департамента транспорта установлено, что не преодолен ряд существенных недостатков, препятствующих повышению эффективности использования автопарка департамента транспорта.[2]
Основная проблема департамента транспорта - низкая эффективность использования имеющихся технических средств, что отражается на величине соответствующих коэффициентов.
Основными задачами департамента транспорта являются: бесперебойное обслуживание подразделений корпорации, своевременная доставка грузов и пассажиров; совершенствование работы отделов департамента транспорта: повышение экономичности и улучшение использования транспортных средств.
Для формирования стратегии повышения эффективности деятельности департамента разделим транспортные средства корпорации на следующие группы: персональные - служебные автомобили, закрепленные за руководителями Корпорации и используемые как в пределах рабочего времени, так и вне его (вечернее, ночное время, а также праздничные и выходные дни); Закрепленные за руководителем Корпорации - используются в пределах рабочего времени руководителя; Заказные - транспортные средства Корпорации (грузовой транспорт, грузоподъемная техника, легковой транспорт и автобусы), обслуживающие подразделения по заявкам.[2]
Использование подвижного состава департамента транспорта можно определить с помощью анализа технико-экономических показателей, которые можно разделить на две основные группы.
Показатели, отражающие степень использования транспортных средств: среднее расстояние ездки с грузом и всей перевозки; время в наряде и время простоя, техническая и эксплуатационная скорости, коэффициенты: технической готовности, использования автотранспорта, использования грузоподъемности и пробега относятся к первой группе.
Такие показатели, как: транспортная работа, общее расстояние и объем перевозок характеризуют результативные показатели работы подвижного состава и относятся ко второй группе.
Для оценки эффективности работы департамента транспорта необходимо проанализировать технико-экономических показатели департамента транспорта за последние три года. [3]
Анализ изменения себестоимости позволяет проследить следующие тенденции: наиболее стабильный рост заработной платы и рост стоимости ГСМ, а также повышение стоимости общего объема услуг автотранспорта.
Так как департамент транспорта оказывает только внутризаводские транспортные услуги, то прибыли в чистом виде он не имеет. В связи с этим необходимо определить эффективность использования автотранспортных средств. Для этого были рассмотрены показатели эффективности использования как всего автопарка в целом, так и каждого автомобиля в отдельности, с разделением с учетом специализации .Наличие ТС средств различного назначения позволяет выполнять транспортировку специальных грузов, а также выполнять работы с использованием механизмов.[1]
В отчетном году значения средневзвешенный коэффициент использования автопарка составляли от 0,37 до 0,52. Иначе говоря, имеющийся автопарк простаивает 50%-60% рабочего времени.
Данный показатель характеризует, насколько велика загрузка автомобиля по времени в пути. Значение коэффициента зависит от отработанных автомобилем дней в течение года и целодневных простоев: чем больше отработанных дней, тем выше значение коэффициента и наоборот, чем больше простои автомобилей, тем ниже коэффициент использования. Таким образом, чем < 1,0 значения коэффициента, тем меньше используется подвижной состав.
Основная причина снижения коэффициента использования по всем группам автопарка Департамента транспорта - простои автомобилей вследствие организационных причин. Это вызвано слабой проработкой логистики перевозок, которая, в свою очередь, является следствием недостаточно эффективной деятельности планово-диспетчерского отдела. Сокращение организационных простоев, четкое планирование нарядов на оказание услуг, закрепление достаточного количества водителей за каждой группой автотранспортных средств, это то, что будет способствовать повышению коэффициента эффективности использования автопарка.
Коэффициент использования пробега является важным показателем, который указывает на резерв улучшения использования автотранспорта.
Часто случается, что грузовые транспортные средства делают порожние рейсы (т. н. «холостой пробег») по вине заказчика.
Значения средневзвешенный коэффициент использования пробега составили от 0,56 до 0,76. Иначе говоря, «холостой пробег» составляет 25% - 35% от общего количества выполняемых поездок.
Уменьшение коэффициента использования пробега, говорит об увеличении холостых пробегов и, следовательно, об ухудшении работы грузового автотранспорта. Таким образом, чем <1,0 значения коэффициента использования пробега, тем хуже используются транспортные средства.
Основные причины: Ошибки в оформлении сопроводительных документов. Неправильно выбранный маршрут и/или несогласованное время прибытия к месту назначения. Отказ заказчика от заявки и/или перенос сроков выполнения заявленной перевозки без предварительного согласования.
162 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | 6 2016 |
Уровень использования тоннажа автомобилей имеет также очень большое значение. Часто случается, что машины относительно большой грузоподъемности используются для перевозки грузов с достаточно маленьким тоннажем. В результате - эффективность грузоперевозок снижается из-за роста себестоимости транспортировки на единицу веса перевозимого груза.
Средневзвешенный коэффициент использования тоннажа составили от 0,13 до 0,19. Таким образом, полезная загрузка грузового транспорта составляет менее 20% от технически возможного уровня, при расчёте от общего количества выполняемых поездок.
В качестве дополнительного условия повышения эффективности автопарка за счёт выявленных резервов необходимо отказаться от увеличения количества автомашин и механизмов. Имеющийся автопарк позволяет добиться существенного улучшения ряда показателей без дополнительных затрат на капитальные вложения. Основным фактором, определяющим уровень показателей эффективности работы автопарка Департамента транспорта, является увеличение объема оказываемых услуг.
При формировании стратегии повышения эффективности, необходимо осуществить следующие мероприятия: Обеспечить четкую работу планово-диспетчерского отдела для сокращения и, в дальнейшем, полной ликвидации простоев автотранспорта по организационным причинам. Обеспечить своевременное планирование нарядов с учетом технической специализации машин, закрепление достаточного количества водителей за каждой из групп автотранспортных средств, максимальное использование грузоподъемности грузового автотранспорта, снижение количества порожнего пробега.[1]
Для этого необходимо во всех структурных подразделениях,
пользующихся услугами автотранспорта Корпорации, добавить в номенклатуру дел журнал регистрации заявок на автотранспорт.
Также необходимо установить точное время до которого необходимо подавать заявки на использование транспортного средства в зависимости от вида транспорта (например, для легковых автомобилей - до 15:00 текущего дня, для грузовых автомобилей - до 13:00 текущего дня). Использовать незагруженные в нарядах машины для оказания услуг сторонним организациям, рассмотреть возможность предоставления транспорта в аренду с целью увеличения загрузки автопарка и получения дополнительной прибыли.
При формировании стратегии повышения эффективности деятельности предприятия, решении организационных задач, не требующих дополнительных финансовых затрат, можно добиться значительного снижения себестоимости услуг автотранспорта и, тем самым, положительно повлиять на рост эффективности использования имеющегося парка ТС.
Литература:
1. Улицкая Н.М. Рыночные технологии управления имущественным комплексом городского общественного транспорта. - М.:Экон-Информ, 2011 - 265 с.
2. Дрейцен М.А., Ляско В.И., Использование методов стратегического планирования для повышения эффективности работы предприятий городского пассажирского транспорта. - Транспортное дело России, №1(110). - Москва 2014. - с.215-216.
3. Дрейцен М.А., Особенности механизма формирования инвестиций на основе прогнозирования объемов перевозок пассажирского автотранспортного предприятия. - Транспортное дело России, №1(110). - Москва 2014. - с.216-218
УДК 656.07
СТРУКТУРИРОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА НА РЫНКЕ МОРСКИХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Клименко Ю.В., аспирант, ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»
Настоящая статья посвящена определению конкретных наборов типовых факторов, оказывающих влияние на выбор либо корректировку стратегии развития предприятий на рынке морских контейнерных перевозок. В основе предложенного автором подхода лежит анализ текущей позиции предприятия, которая оценивается с точки зрения трех направлений: состояния рынка, положения предприятия на рынке и стадии жизненного цикла предприятия. Каждое из перечисленных направлений характеризуется набором факторов, от силы и характера влияния которых зависит выбор стратегии. Структурирование факторов выполнялось посредством методов контент-анализа, группировки, дифференциации и графо-аналитического метода при представлении результатов. В статье подтверждается на практике гипотеза о связи выявленных групп факторов с определенными типами стратегий развития хозяйствующих субъектов на рынке морских контейнерных перевозок.
Ключевые слова: факторы выбора стратегии, предприятия на рынке морских контейнерных перевозок, позиция предприятия.
STRUCTURING FACTORS AFFECTING THE CHOICE OF DEVELOPMENT STRATEGY OF A BUSINESS ENTITY ON THE CONTAINER SHIPPING MARKET
Klimenko Y., the post-graduate student, FSEI HE «Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University»
The present article is intended to determination the specific typical sets of factors affecting the choice of development strategy or its adjustment in the container shipping market enterprises. The basis of author's approach is made by analysis of the current position of an enterprise, being estimated in the context of three directions: market conditions; enterprise's position in the market; life cycle stage of an enterprise. Each of the listed directions is characterized by a set of factors which in terms of their impact and its nature influence the choice of strategy. Structuring factors was completed by means of methods of the content analysis, grouping, differentiation, and also a graphic-analytical method at representation of the results. The hypothesis of relationship between the revealed groups of factors with the certain types of development strategies of business entities on the container shipping market is proved in practice.
Keywords: factors affecting the choice of strategy, enterprises at the container shipping market, position of an enterprise.
Перед любыми социально-экономическими системами, к которым относятся, в том числе, предприятия на рынке морских контейнерных перевозок, возникают объективные проблемы, одной из которых является проблема развития. Менеджмент при решении этой проблемы сталкивается с необходимостью формирования и реализации стратегии на предприятиях.
В современной научной литературе довольно полно представлены подходы к определению стратегии, выделены и раскрыты виды стратегий развития по различным классификационным признакам и т.д. Изучением этих вопросов в разные годы занимались такие авторы
как И. Ансофф [4, с.27-28], А.А. Томпсон [10, с.19-25], В.Д. Маркова [9, с.145-147] и др. При этом не учитывалась специфика отдельных видов деятельности, что не добавляет прагматической информации, на основе которой менеджеры могли бы принимать рациональные решения о выборе стратегии развития своих предприятий на рынке морских контейнерных перевозок.
Таким образом, в рамках настоящей статьи решаются две задачи. Во-первых, определение конкретных наборов факторов, действующих на предприятиях морских контейнерных перевозок и в зависимости от которых менеджмент этих предприятий при-
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2016 | 163