УДК 001.38
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МЕГА-ПРОЕКТОВ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
ТЕРРИТОРИЙ
Юрий Петрович Толстов
магистрант [email protected] Нина Ивановна Руднева
зав. кафедрой экономической безопасности и права, кандидат
филологических наук, доцент rudneva6363 @mail. т Павел Викторович Ерин кандидат исторических наук, доцент
Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. Авторы центрируют внимание на проблеме стратегического планирования устойчивого социально-экономического развития территорий.
Существующие разработки в основном посвящены различным аспектам управления устойчивым развитием и экологии, и, в значительно меньшей степени, - вопросам стратегического управления в достижении обозначенной цели. В этих условиях актуализируется значимость стратегического планирования социально-экономического, экологического и институционального развития региональных территорий. В нынешних условиях необходима актуализация и пересмотр прежних «дорожных карт» и реперных точек с учетом нового целеполагания и экономического, демографического, экологического, этнографического и
рекреационного потенциала села, который испытывает последствия кризисных явлений в аграрной сфере экономики, оттока трудовых ресурсов, ухудшения экологической ситуации, роста безработицы, не говоря о результатах введения режима санкций, внешнеэкономические проблемы. Статье представлен ряд региональных инициатив.
Ключевые слова: устойчивое развитие сельских территорий, инновационный кластер, научный консорциум, социально-культурная сфера села, сельский туризм.
На протяжении последнего десятилетия в научной литературе особое внимание посвящено проблемам экологически безопасной экономики, деурбанизации, устойчивому сельского хозяйству и развитию сельских территорий. В границах обозначенного концепта лидирующая позиция принадлежит феномену «устойчивого развития сельских территорий» и, соответственно, формированию новых подходов к управлению данным процессом.
Глобальной стала проблема диспропорции возможностей сельской местности и городских поселений при соотношении их площадей. В формировании инновационной экономики нашей страны с большой долей аграрного сектора, повышении уровня жизни огромная роль принадлежит именно сельским территориям. Это может быть обеспечено в обозримом будущем посредством роста качества, эффективности управления сельскими территориями в рамках федеральной аграрной, региональной и бюджетной политики [1].
Актуальность и целесообразность изучения феномена устойчивого развития и управленческих механизмов обусловлены требованиями комплексности и инновационности развития села. Основными критериями эффективности данного процесса являются: повышение эффективности производства, рост уровня жизни населения, наличие развитой инфраструктуры, комфортное жилье, низкий уровень безработицы и т.д.
Устойчивое развитие сельских территорий критически важно для социально-экономического развития региона и страны в целом. Однако в современной управленческой практике отсутствует единый подход к эффективному управлению устойчивым развитием сельских территорий.
На основании утвержденной Стратегии устойчивого развития сельских территорий существует федеральная повестка целей в области устойчивого развития сельских территорий, которая включает: позитивные социально-экономические условия для выполнения территориями общенациональных
функций и решения задач территориального развития; стабилизация численности сельского населения и создание условий для его роста за счет снижения смертности, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, уменьшения миграционного оттока населения; обеспечение занятости, повышение уровня и качества жизни сельского населения с учетом современных требований и стандартов; повышение эффективности сельского хозяйства и вклада сельских территорий в социально-экономическое развитие страны [4].
Достижение целей обеспечения устойчивого развития сельских территорий в соответствии с указанными принципами будет осуществляться путем решения следующих задач:
- создание комплекса условий и предпосылок для улучшения демографической ситуации в сельской местности;
- оптимизация территориального размещения сельского хозяйства и связанных с ним отраслей;
- диверсификация сельской экономики;
- развитие малого предпринимательства и кооперации в сельской местности;
- совершенствование социальной инфраструктуры, повышение доступности социальных услуг;
- совершенствование жилищной и инженерно-коммунальной инфраструктуры;
- развитие дорожно-транспортной инфраструктуры сельских территорий;
- расширение доступа сельского населения к услугам современных средств связи;
- улучшение доступа сельских жителей к ресурсам развития;
- создание условий для гармоничного этнокультурного развития, сохранение и приумножение культурного потенциала сельских территорий,
комплексное обеспечение культурно-досуговых потребностей сельского населения;
- создание условий для успешной социализации и самореализации сельской молодежи;
- совершенствование кадрового, научного и методического обеспечения развития сельских территорий;
- совершенствование местного самоуправления и развитие институтов гражданского общества;
- создание условий для устойчивого развития традиционных агроландшафтов, обеспечение рационального природопользования;
- обеспечение доступа сельского населения к ветеринарным услугам [8].
Достаточно популярным является деление процесса управления устойчивым
развитием сельских территорий на два подхода: директивный и субсидиарный. В соответствии с первым- механизм управления предполагает перечень мероприятий, «спускаемых сверху», он не располагает полной информацией о сложившейся ситуации «на местах». Субсидиарный механизм реализуется посредством «сигналов снизу» при принятии решений в области устойчивого развития сельских территорий [6].
Вполне оправданным является рациональное и эффективное вмешательство государства в жизнедеятельность территории, посредством интенсификации регулирующих процессов органов государственной власти и местного самоуправления. Обычно практикуется регламентация хозяйственной жизни, путем установления нормативно-правовых основ для хозяйствующих субъектов с правами и обязанностями, мерой взаимной ответственности, а также присутствия запретительного регламента, нацеленного на недопущение ущерба субъектам рынка; формирование институтов контроля за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка, институтов частно-государственного партнерства; создание условий улучшения экологической обстановки на
территории, повышения рационального использования земель путем выработки механизмов экономического стимулирования этих процессов; разработка социально-экономической политики, в целях управления, определения и результативного применения механизмов ее реализации [4].
Сельские территории занимают важное место в социально-экономической системе Российской Федерации, т.к. имеют большой демографический, хозяйственный и историко-культурный потенциал [2]. В сельской местности проживает четверть россиян, что составляет достаточно весомую часть всего населения страны. Однако в целом по РФ отмечается тенденция постепенного сокращения доли сельского населения.
В настоящее время назрела необходимость содержательного изменения стратегических принципов управления устойчивым развитием сельских территорий. Во многом это связано с тем, что сейчас не существует единого механизма, позволяющего в среднесрочной и долгосрочной перспективе решать экономические, социальные и экологические задачи, стоящие перед местными органами власти [3]. В рамках апробации стратегического подхода считаем целесообразным включение в стратегические инициативы мега-проекта по созданию инновационного научно-технологического центра.
В широком смысле под инновационными научно- технологическими центрами подразумевают организации, которые стимулируют оптимальное функционирование и развитие субъектов инновационной деятельности, а также монетизируют результаты научно-технической деятельности.
ИНТЦ являются проектами по созданию центров проведения научных и исследовательских работ, организации трансфера научных компетенций ВУЗов в коммерческий оборот, вовлечение студентов и научных сотрудников в разработку технологий, востребованные на рынке, создания условий проведения бизнесом научных и опытно конструкторских работ на базе лабораторных и опытных мощностях научных организаций.
Основной целью таких центров является сохранение и развитие регионального научно-технического потенциала посредством оказания технической, информационной и консультационной помощи.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2019 года № ДМ-П13-9294 пункт 26 Поручения Правительства Российской Федерации запланирована работа по созданию и развитию сети ИНТЦ
[7].
Базовым документом, регламентирующим создание и функционирование инновационных научно-технологических центров в России, является Федеральный закон №216-ФЗ от 29.07.2017 г. «Об инновационных научно-технологических центрах и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5].
Современным инструментом решения инновационных задач на территории Тамбовской области станет инновационный научно-технологический центр «Мичуринская долина» - научно-производственная экосистема для развития бизнеса аграрного профиля, осуществления трансфера инноваций в практическую деятельность предприятий агропромышленного комплекса.
На основании ряда проведенных исследований, представляется возможным сделать следующие рекомендации.
1. Ретроспективный анализ практического опыт и актуальной источниковой базы по проблеме обеспечения эффективного устойчивого развития сельских территорий позволили определить устойчивое развитие сельских территорий как способность территории, в качестве социально-экономической системы сохранять свои экономические, социальные, экологические и прочие характеристики при внешнем или внутреннем воздействии, и как набор инструментов, методов и способов воздействия на экономический, экологический, социальный аспект территории с целью обеспечения устойчивого развития.
2. Модель управления устойчивым развитием сельских территорий, акцентирует аспектный подход: социальный, экономический, экологический и институциональный. Существует актуальность применения системного подхода к управлению устойчивым развитием сельских территорий, в рамках которого существует взаимосвязь задач, обуславливающих комплексную положительную динамику. Подчеркнуто, что в современных условиях на первый план выходит самостоятельность территорий их способность обеспечивать за счет соответствующего бюджета устойчивое социально-экономическое развитие. Определены издержки и обоснованы рекомендации в части совершенствования механизма межбюджетного регулирования.
3. На основе ретроспективного анализа обусловлены критерии и методы оценки эффективности управления устойчивым развитием, разработана методика комплексного анализа механизма управления устойчивым развитием сельских территорий. Ее отличие от существующих практик обеспечивает корреляцию с учетом «подвижных» внешних и внутренних факторов с помощью непостоянного набора ее индикаторов. Методика основана на оценке подсистем: экономической, социальной, экологической и институциональной. Предлагаемая методика исключает ряд типичных недостатков, в частности, субъективизма в оценке, что гарантирует высокое качества анализа и оптимальность управленческих решений в целях устойчивого развития сельских территорий.
4. Учитывая специфику административного устройства, в котором функционируют два уровня органов местного самоуправления (муниципальные районы и городские округа, городские и сельских поселения), анализируя задачи управления, диспропорции в уровне социально-экономического развития городских и сельских поселений, выявлены факторы, влияющие на устойчивое развитие сельских муниципальных районов Тамбовской области: внешние: локация, определяющая инфраструктуру и логистику, доступность рынков; ресурсный потенциал, формирующий структуру производства; демографический,
влияющий на трудовые ресурсы, уровень безработицы; макроэкономические показатели (инфляция, ставка рефинансирования), составляющие объем потенциальных инвестиций в сельскую территорию; специфика бюджетного законодательства, регулирующего объем ресурсов местных бюджетов, расходные обязательства местной власти, самостоятельность муниципальных образований в проведении финансовой политики. Внутренние факторы: экономический потенциал территории; инвестиционная привлекательность; финансовая политика; квалификация трудовых ресурсов.
5. Комплексная оценка перспектив социально-экономического развития сельских муниципальных районов. Данная методика позволила выявить ряд проблемных зон и «угроз» в части трудовых, финансовых и производственных ресурсов, экологических и социальных факторов в муниципалитетах Тамбовской области.
6. Тенденции в социально-экономическом развитии муниципальных районов Тамбовской области, которые сигнализируют о наличии диспропорций в социально-экономическом состоянии села.
В этих условиях основной целью «проблемных» районов является устранение негативных факторов, оказывающих влияние на устойчивое развитие посредством использования инновационных подходов к управлению.
Перед рядом муниципальных образований стоит актуальная задача формирования механизма эффективного использования территории. Муниципальные районы с большой численностью населения, развитой инфраструктурой могут стать площадкой для мега-проектов, таких как создание инновационных научно-технологических долин. Данный мега-проект сконцентрирует инновационную инфраструктуру, в которую будут включены центры компетенций по биологизации сельского хозяйства (изучение экономических и экологических эффектов внедрения элементов биологизации; оказание консультационной и информационной помощи участникам проекта по
соответствующей тематике, в том числе при получении мер государственной поддержки и др.), аграрным технологиям, биотехнологиям и информационным технологиям, бизнес-акселераторы по указанным группам технологий, цифровая платформа привлечения инвестиций и продажи продуктов АПК, сервисы, обеспечивающие контрактацию, обучение, способен обеспечить постоянный приток новых резидентов-инвесторов, которые при размещении своего инновационного производства на территории инновационного научно -технологического центра преследуют две цели: получение прибыли от производственной деятельности с учетом преимуществ, обеспеченных собственными инновационными технологиями и предоставляемыми инновационным научно-технологическим центром льготами и инфраструктурой; получение прибыли от продажи инновационных технологий и комплексов. Вне сомнений, это выступит прорывной инициативой, обеспечивающей комплексное развитие не только отдельно взятой территории, позволяя получить инвестиции и так называемым «депрессивным» муниципалитетам.
Проведенное исследование позволило спрогнозировать результаты реализации проекта, которые позволят реализовать идеи Национальной технологической инициативы, «Индустрии 4.0», обеспечить выполнение поручений Президента России по формированию комплекса новых технологий и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. На основе осуществления совокупности правовых, организационных, экономических мероприятий, согласованных между собой по срокам, ресурсам и исполнителям повысится устойчивость сельских территорий региона. Участниками проекта, в том числе резидентами агробиотехнопарка, станут не менее 40 стартапов и спин-офф компаний, занимающихся продвижением и диверсификацией наиболее эффективных и значимых агро-технологий. Компактное размещение научных, производственных, социальных, объектов позволит обеспечить оптимальное использование имеющихся земельных
ресурсов. Будет создано около 2000 новых высокотехнологичных и высокопроизводительных рабочих мест.
С учетом предложенного проекта, актуальным является инновационный стратегический подход к формированию устойчивого развития сельских муниципальных районов, основанный на мероприятиях в области повышения доходов местного бюджета, росту эффективности использования земельных ресурсов в муниципалитете, преобразованиях в социальной и экологической сферах жизни территории.
Список литературы:
1. Гусева М. Н., Маликова М.А. Индикаторы и факторы устойчивого развития региона // Аграная наука в инновационном развитии АПК: Материалы международного молодежного аграрного форума. Сборник научных статей, Мичуринск, 08-10 ноября 2017 года / Под редакцией В.А. Бабушкина. Мичуринск: Мичуринский государственный аграрный университет. 2018. С. 82-94. - EDN XRETFR.
2. Гусева М. Н. Сельский туризм как фактор социально-экономического развития сельских территорий // Достижения и перспективы научно-инновационного развития АПК: сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием, Курган, 18 февраля 2021 года. Курган: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева. 2021. С. 269-273. - EDN UTCCPN.
3. Крутикова В. В., Толмачев А.В. Социально-экономические проблемы устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 370. - EDN УШМ1.
4. Просянникова Ю.А. Потенциал развития сельских территорий: сущность, специфика формирования и использования // Стратегия инновационного развития
агропромышленного комплекса в условиях глобализации экономики: материалы международной научно-практической конференции, г. Воронеж,19-20 ноября 2015 г. - Воронеж: Воронежский ГАУ. 2015. С. 383-387.
5. Руднева Н.И., Короткова Г.В., Коротков А., Порядина Е.С. Зарубежный опыт развития систем знаков экологического маркирования // Приоритетный направления научно-технологического развития агропромышленного комплекса России: материалы национальной научно-практической конференции. 2019. С.308-314.
6. Соловьев В.О., Короткова Г.В. Применение метода моделирования с целью формирования исследовательско-прогностической компетентности студентов аграрного вуза // Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся: сборник материалов научно-практической конфренции / под ред. И.М. Ильковской. 2015. С.235-239.
7. Руднева Л.Н., Важенина Т.М. Обеспечение устойчивого развития периферийного муниципального образования // Тюмень: ТюмГН-ГУ. 2013. 100с.
8. Савенкова О.Ю. Модель разработки стратегии социально-ориентированного развития сельских территорий // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. №9 (81). С. 6.
9. SARUD - a project for implementation of master studies in Russia and Kazakhstan // Erie. International conference.2018. Proceedings of the 15th International Conference Efficiency and Responsibility in Education 2018 7th - 8th June 2018 Prague. Czech Republic. EU. 2018. P. 36-46.
UDC 001.38
STRATEGIC PLANNING OF MEGA-PROJECTS IN THE CONTEXT OF ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TERRITORIES
Yuri P. Tolstov
Master's student [email protected] Nina I. Rudneva
Head of the Department of Economic Security and Law, Candidate of Philological
Sciences, Associate Professor rudneva6363 @mail .ru Pavel V. Erin
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor
[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The authors focus on the problem of strategic planning of sustainable socio-economic development of territories.
The existing developments are mainly devoted to various aspects of sustainable development management and ecology, and, to a much lesser extent, to issues of strategic management in achieving the designated goal. In these conditions, the importance of strategic planning of socio-economic, environmental and institutional development of regional territories is actualized. In the current conditions, it is necessary to update and revise the previous "road maps" and reference points, taking into account the new goal-setting and the economic, demographic, ecological, ethnographic and recreational potential of the village, which is experiencing the consequences of crisis phenomena in the agricultural sector of the economy, the outflow of labor resources, the deterioration of the environmental situation, the growth of unemployment, not to mention the results of the introduction of the sanctions regime, foreign economic problems. The article presents a number of regional initiatives.
Keywords: sustainable development of rural areas, innovation cluster, scientific consortium, socio-cultural sphere of the village, rural tourism.
Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.
The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.