Научная статья на тему 'БЛАГОУСТРОЙСТВО СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: НАПРАВЛЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ'

БЛАГОУСТРОЙСТВО СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: НАПРАВЛЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1396
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / БЛАГОУСТРОЙСТВО / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕЗУЛЬТАТ / НАСЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерин Павел Викторович, Чекмезов Денис Александрович

В статье рассматривается проблема благоустройства сельских территорий, как одно из направления устойчивого развития. Исследование направленно на определение наиболее важных направлений. Также предлагаются наиболее перспективные и востребованные мероприятия в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF RURAL TERRITORIES: DIRECTIONS AND RECOMMENDATIONS

The article deals with the problem of improvement of rural areas as one of the directions of sustainable development. The study is aimed at identifying the most important areas. The most promising and demanded events in this area are also offered.

Текст научной работы на тему «БЛАГОУСТРОЙСТВО СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: НАПРАВЛЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ»

УДК 353

БЛАГОУСТРОЙСТВО СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: НАПРАВЛЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Павел Викторович Ерин

кандидат исторических наук, доцент

erin1987@mail.ru Денис Александрович Чекмезов

магистрант chekmezov 1988@list.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается проблема благоустройства сельских территорий, как одно из направления устойчивого развития. Исследование направленно на определение наиболее важных направлений. Также предлагаются наиболее перспективные и востребованные мероприятия в этой сфере.

Ключевые слова: сельские территории, благоустройство, устойчивое развитие, направления деятельности, результат, население.

Благоустройство важное направление комплексного развития территории сельского поселения, оно призвано обеспечивать безопасность людей, приемлемые жизненные условия, рациональное использование природных ресурсов. В России проблема устойчивого развития сельских территорий поставлена в приоритетное направление начиная с 2005 года [8]. В это время были приняты «Приоритетные национальные проекты», которые напрямую или косвенно влияли на комплексное развитие сельских территорий по разным направлениям: демография, образование, здравоохранение, развитие АПК. Логическим продолжением работы по обеспечению устойчивого развития сельских территорий было принятие и реализация Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [2]. Программа уже напрямую подразумевала сохранение и развитие сельских населенных пунктов, улучшение социально-экономического положения населения, проживающего в них. В этой программе уже отводилось отдельное место благоустройству сельской территории, необходимости этой деятельности и запросам со стороны жителей.

Дальнейшая работа в этом направлении продолжилась, так как проблемы, которые копились в сельской местности десятилетиями, сложно решить в короткий временный промежуток. В 2015 году был принят документ, который обозначил приоритетным сельские территории. «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» [1] направлена на решение проблем сельской местности, в ней прописаны наиболее критичные направления. Благоустройство отмечено как одно их важнейших направлений, следовательно, необходимо подробнее рассмотреть этот вопрос, выявить наиболее важные стороны.

Сельские населенные пункты являются частью сельскохозяйственного производства, то это определенная специфика управления. Одной из задач местного самоуправления является деятельность по благоустройству территории, сфера трудная и значимая. Проблема состоит во взаимоотношении предприятий АПК и администраций сельских населенных пунктов.

Необходимо на уровне администраций регионов зафиксировать уровень взаимодействия предприятий АПК и администраций сельсоветов, в границах которых располагается средство производства - земельные ресурсы.

Мероприятия по благоустройству территории без сомнения важны, а для сельской местности приоритетны. Ведь в первую очередь это приносит практическую пользу, социальное обустройство, повышает качество жизни людей. Это одно из направлений устойчивого развития сельских территорий, призванное обеспечить безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека, охрану и рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2 - 3 раза ниже городского уровня. Социологический опрос «Развитие села глазами молодежи» показал, что для молодых людей (73%) важно наличие асфальтового покрытия как на дороге, так и на тротуарах (было опрошено 1200 человек в возрасте 15-19 лет). Село в глазах сельской молодежи сейчас ассоциируется с такими негативными понятиями как глушь, разруха, безнадежность. Среди факторов провоцирующих прокидать село указывается плохое устройство быта и окружающей территории [3, с. 68]. Данные проблемы, как видно из опроса, беспокоят жителей, а решение их может способствовать сохранению сел. Программы благоустройства создадут комфортные условия проживания и отдыха населения. Хорошие дороги, обустроенная территория, чистая вода, современное жилье, все это важно для людей, для их жизни. При этом сельские населенные пункты нуждаются в благоустройстве особенно сильно, это может остановить отток населения и сохранить традиционные места производства сельскохозяйственных продуктов. Для России это стратегическая задача[8].

Серьезной проблемой в деле благоустройства территории остается рекомендательный характер по проведению месячника по благоустройству. На уровне Министерства регионального развития РФ правила по благоустройству территории носят также рекомендательный характер. Рекомендации устанавливают общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание

элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и привлекательной среды территорий муниципальных образований. Разработку местных норм и правил благоустройства территорий рекомендуется осуществлять с учетом утвержденной градостроительной документации. Поэтому рекомендации могут не учитываться, а это уже проблема для местного самоуправления. Необходимо четко зафиксировать основные требования в этой сфере, предусмотреть элементы координации и контроля на уровне органов власти субъектов Российской Федерации.

Серьезной проблемой при благоустройстве остается правовой статус некоторых земельных участков, строений, территорий, дорог, водопроводов. А если точнее сказать отсутствие собственника, либо не оформленное по закону право собственности. Всё это негативно сказывается на социально-экономическом развитии. Такие объекты как дорога, водопровод, земельные участки могут быть интересны предприятиям АПК, но без правового статуса вкладывание ресурсов и использование в своей деятельности проблематично [5, с. 92]. Стоит отметить, что инвестиционный паспорт сельского поселения выявил бы наиболее интересные для бизнеса объекты территории и конкретизировал их правовой статус.

На территории сельских поселений есть жилые дома, частные, но в них никто не живет. Люди их закрыли и уехали, владельцев трудно найти, и побудить к уборке и благоустройству своих владений. Такие дома портят внешний вид сел, но и создают опасность пожаров, зарастая кустарниками и травой. Сельсовету следить за такими домами трудно, ведь бюджет на них не рассчитан. К тому же имеется ряд земельных участков, не закрепленных за юридическим или физическим лицом, следить и благоустраивать которые тоже необходимо.

Одной из центральных проблем благоустройства села остается отсутствие достаточных финансовых ресурсов. Все затронутые сферы программами по благоустройству требуют гораздо большего финансирования. Решение данных задач возможно с помощью софинансирования, привлечения

федеральных средств, инвестирования. Надо создать льготные условия для тех, кто работает на селе и вкладывает в него средства.

Главное препятствие притоку жителей, инвестиций, производителей на сельские территории отсутствие хорошей асфальтированной дороги. Стоимость асфальтированной дороги значительна (от 17 млн. руб. за 1 км.), поэтому в одиночку сельсоветам с такой проблемой не справиться. Важно также поддержание в удовлетворительном состоянии существующих дорожных сетей. И здесь есть ещё одна проблему, кому дорога принадлежала, на чьем она балансе. Зачастую сельским советам дороги достались от сельскохозяйственных предприятий, которые в 1990-2000г. распались, фактически бесхозные и в ужасном состоянии. А современные производители, которые работают на этих землях, не спешат брать дороги на свой баланс, а просто используют их, разбивая до конца.

Пассивность населения в сфере благоустройства присутствует, трудно людей сагитировать на проведение необходимых мероприятий. Да еще важно рассказать о значимости данных действий, о важности сохранения выполненной работы. Потому что, если мероприятия по благоустройству выполнены, а через неделю этого уже не видно, это напрасный труд [6, а 34]. Среди основных направлений можно выделить комплексное благоустройство территории, обеспечение населения водой, восстановление дорожной сети, установка уличного освещения, обеспечение населения комфортным и доступным жильем. Среди основных можно выделить недостаток финансовых средств и не вовлеченность местных жителей в данные процессы.

Федеральные и региональные власти считают устойчивое развитие сельских территорий считается первостепенной задачей. Данную задачу невозможно выполнить без заинтересованности населения проживать в сельской местности. Бесспорно, благоустроенная территория один из главных факторов в реализации данной стратегии.

Финансовая и экономическая несостоятельность сельских территорий может напрямую влияет на мероприятия местных властей по благоустройству

территории. Государство должно сформировать социально-экономические предпосылки для развития экономической основы села. Речь идет об организационной и финансовой поддержке сельскохозяйственных производителей. Особой поддержки заслуживают мелкие формы хозяйствования (фермерские, личные подсобные хозяйства), как обладающие значительной перспективой в условиях повышения спроса на экологически чистую продукцию, становления экологического сельского хозяйства. А если они будут созданы местными жителями населенного пункта, это ещё одно их преимущество. Они не равнодушны к судьбе малой родины, готовы вкладывать силы и средства в её возрождение: создавать социально-экономические условия для развития территории своего проживания, реализации экологических программ, мероприятий по благоустройству, сохранению культуры [10].

Одним из таких правовых механизмов, позволяющим комплексно взаимодействовать всем уровням власти, секторам экономики в решении задачи устойчивого социально-экономического развития сельских территорий, явилось бы принятие федерального закона об основах государственного правового регулирования сельской жизни. Данный закон обеспечил бы согласованность принимаемых нормативно-правовых актов в отношении села для всех уровней власти [4, с. 235]. В этот закон надо обязательно включить следующие направления: экономические отношения, социальные отношения, природные отношения, историко-культурные отношения.

Подробнее охарактеризуем социальные отношения. Главный момент здесь, это установление федеральных стандартов социальной инфраструктуры обеспечения жизнедеятельности села. Без установления федеральных социальных стандартов реального улучшения качества жизни на всей территории РФ не достигнуть. Установление подобных стандартов необходимо: в инженерной инфраструктуре, в транспортной обеспеченности, в строительстве на селе. Строительство в сельской местности должно ориентироваться на возведение только благоустроенного жилья с

предоставлением качественных жилищно-коммунальных услуг, в благоустроенной по всем правилам и рекомендациям местности.

Мероприятия по благоустройству территории без сомнения важны, а для сельской местности приоритетны. Ведь в первую очередь это приносит практическую пользу, социальное обустройство, повышает качество жизни людей. Значимость деятельности по благоустройству территории, как в городах, так и в сельских населенных пунктах неоспорима. Это подтверждает контроль за данной сферой со стороны Правительства Российской Федерации, а со стороны областных властей контроль со стороны Администрации Тамбовкой области [7, а 116].

Можно сформулировать следующие предложения по повышению эффективности деятельности по благоустройству в сельском поселении:

1) государство должно сформировать социально-экономические предпосылки для развития экономической основы села, речь идет об организационной и финансовой поддержке сельскохозяйственных производителей;

2) государственное софинансирование реконструкции и строительства дорог в сельской местности необходимо для благоустройства;

3) необходимо устанавливать достаточное количество контейнеров для мусора на улицах и своевременно их вывозить;

4) повысить обеспеченность сельского поселения налоговыми поступлениями - налогом на доходы физических лиц;

5) необходимо проводить в сельских поселениях конкурсы на лучшие придомовые работы по благоустройству, которые позволят наиболее эффективно повысить уровень благоустройства территории;

6) установление федеральных стандартов социальной инфраструктуры обеспечения жизнедеятельности села.

Исследование выполнено в рамках областного конкурса «Гранты для поддержки прикладных исследований молодых ученых 2021 года» (учредители конкурса - Управление образования и науки Тамбовской области, Совет

молодых ученых и специалистов Тамбовской области), проект №8-МУ-21(01) «Обоснование направлений устойчивого развития сельских территорий с предложениями по их эффективной реализации».

Список литературы:

1. Российская Федерация. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года: [Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года № 151-р] - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420251273 (дата обращения 01.04.2022).

2. Российская Федерация. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2017-2017 годы и на период до 2020 года»: [Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598] - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 04.04.2022).

3. Ерин П.В. Благоустройство территории как фактор устойчивого развития // Сборник научных трудов, посвященный 85-летию Мичуринского государственного аграрного университета. В 4 т. - Мичуринск, 2016. С. 67-71.

4. Ерин П.В. Всестороннее развитие сельского поселения: анализ направлений и методика осуществления // Комплексное развитие сельских территорий и инновационные технологии в агропромышленном комплексе: сборник IV международной научно-методической и практической конференции. Новосибирский государственный аграрный университет. 2019. С. 232-236.

5. Ерин П.В. Повышение эффективности мероприятий устойчивого развития в сельских населенных пунктах // Формирование системы устойчивого развития сельского хозяйства на основе концепции стратегического управления (I Шаляпинские чтения): материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. О.Ю. Анциферовой. 2018. С. 90-95.

6. Ерин П.В. Проблемы устойчивого развития сельских территорий и их решение // Устойчивое развитие: традиции местного самоуправления и современность: материалы Международной научно-практической конференции, к 155-летию земской реформы и 75-летию ноосферной концепции В. И. Вернадского. 2019. С. 31-36.

7. Ерин П.В. Устойчивое развитие сельских территорий и деятельность неправительственных организаций // Актуальные проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий (III Шаляпинские чтения): материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - Мичуринск-наукоград РФ, 2020. С. 114-118.

8. Крутикова В. В., Толмачев А.В. Социально-экономические проблемы устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 370. - EDN YIPJMI.

9. История нацпроектов в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tass.ru/mfo/610147Hutm source=yandex.ru&utm medium=organic&utm ca mpaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения 01.04.2022).

10. Nikitin A.V., Kaliuzhnyi M.S., Solopov V.A. Innovative village - a new model of bioeconomy // Ecology, Environment and Conservation. 2015. Т. 21. С. AS19-AS22.

UDC 353

IMPROVEMENT OF RURAL TERRITORIES: DIRECTIONS AND

RECOMMENDATIONS

Pavel V. Erin

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

erin1987@mail.ru Denis A. Chekmezov master student

chekmezov 1988@list.ru Michurinsky State Agrarian University

Michurinsk, Russia

Abstract. The article deals with the problem of improvement of rural areas as one of the directions of sustainable development. The study is aimed at identifying the most important areas. The most promising and demanded events in this area are also offered.

Key words: rural areas, improvement, sustainable development, areas of activity, result, population.

Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 11.04.2022; принята к публикации 12.05.2022.

The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 11.04.2022; accepted for publication 12.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.