Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНОЙ ВЕКТОР НАЦПРОЕКТА "НАУКА И УНИВЕРСИТЕТЫ"'

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНОЙ ВЕКТОР НАЦПРОЕКТА "НАУКА И УНИВЕРСИТЕТЫ" Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
87
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "НАУКА И УНИВЕРСИТЕТЫ" / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНСОРЦИУМ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА СЕЛА / СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Короткова Галина Вячеславовна, Коротков Артемий Александрович, Руднева Нина Ивановна, Хабаров Сергей Александрович

Авторы центрируют внимание на научно-образовательной интеграции в контексте реализации национального проекта «Наука и университеты». Интенсификация научно- технологического развития аграрного сектора в нынешних экономических условиях является одним из приоритетных направлений федеральной повестки. Статье представлен ряд региональных инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Короткова Галина Вячеславовна, Коротков Артемий Александрович, Руднева Нина Ивановна, Хабаров Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION: THE MAIN VECTOR OF THE NATIONAL PROJECT "SCIENCE AND UNIVERSITIES"

The authors focus on scientific and educational integration in the context of the implementation of the national project "Science and Universities". Intensification of scientific and technological development of the agricultural sector in the current economic conditions is one of the priorities of the federal agenda. The article presents a number of regional initiatives.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНОЙ ВЕКТОР НАЦПРОЕКТА "НАУКА И УНИВЕРСИТЕТЫ"»

УДК 001.38

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНОЙ ВЕКТОР НАЦПРОЕКТА «НАУКА И УНИВЕРСИТЕТЫ»

Галина Вячеславовна Короткова

кандидат педагогических наук, доцент

korotkova-g@mail .ru Артемий Александрович Коротков

магистрант korotkov 1999@mail. ru Нина Ивановна Руднева кандидат филологических наук, доцент

rudneva6363 @mail. ru Сергей Александрович Хабаров старший преподаватель habarov@mail. ru

Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. Авторы центрируют внимание на научно-образовательной интеграции в контексте реализации национального проекта «Наука и университеты». Интенсификация научно- технологического развития аграрного сектора в нынешних экономических условиях является одним из приоритетных направлений федеральной повестки. Статье представлен ряд региональных инициатив.

Ключевые слова: национальный проект «Наука и Университеты», инновационный кластер, образовательный консорциум, социально-культурная сфера села, сельский туризм.

Введение

Интенсификация научно- технологического развития аграрного сектора в нынешних экономических условиях является одним из приоритетных направлений федеральной повестки. В последнее время в этом векторе реализован ряд федеральных и региональных инициатив.

К их числу относятся:

- принятие Постановления Правительства РФ от 08.09.2018 N 1076 «О предоставлении грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию комплексных научно-технических проектов в агропромышленном комплексе» (вместе с «Правилами предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию комплексных научно-технических проектов в агропромышленном комплексе»);

- интеграция проблематики АПК в приоритеты Российского научного фонда (новые агротехнологии, развитие промышленной биотехнологии);

- выделение направления FoodNet (создание перспективного рынка производства и реализации питательных веществ и конечных видов пищевых продуктов) в Национальной технологической инициативе;

- поддержка создания научно- образовательных центров мирового уровня, селекционно-семеноводческих и селекционно-генетических центров.

Создана необходимая нормативная база, разработаны стратегически значимые документы:

- Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2016 № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства»;

- Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 12.01.2017 № 3 «Об утверждении Прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса РФ на период до 2030 года»;

- Национальный проект «Наука и университеты» (1 октября 2018 года -31 декабря 2024 года) [5].

Реализацией федеральных инициатив занимаются институты развития федерального уровня. Агентством стратегических инициатив запущен проект «Национальная технологическая инициатива». Осуществляется тесное взаимодействие регионов с ведущими федеральными и национально-исследовательскими университетами, Российским Фондом технологического развития.

Министерством экономического развития РФ создаются механизмы продвижения инноваций - инновационные территориальные кластеры, технологические платформы.

Министерством науки и высшего образования РФ инициированы приоритетные проекты «Вузы как центры пространства создания инноваций», «Рабочие кадры для передовых технологий» и национальный проект «Науки и Университеты».

Министерством сельского хозяйства РФ обеспечивается формирование экономической основы для инновационного развития аграрно-промышленного комплекса. Ее практическая реализация определена Федеральной научно-технической программой развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, развития генетических технологий на период до 2027 года. Программы предусматривают комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом приоритетных направлений развития аграрного сектора и реализации политики импортонезависимости. К приоритетам относятся развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;

экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия; наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего рынка.

Материалы и методы

Основополагающие принципы программы развития Университета определены в нацпроекте «Наука и университеты», конкретизированы в федеральных проектах: «Интеграция», «Исследовательское лидерство», «Инфраструктура», «Кадры».

Подобные интеграционные механизмы реализовываются за счет концентрации интеллектуальных, кадровых, материальных и других ресурсов, которые позволят осуществлять опережающую подготовку кадров в интересах различных отраслей экономики, развивать прорывные исследовательские направления, создавать на основе российских разработок высокотехнологичные производства, а также формировать конкурентоспособные коллективы исследователей и разработчиков, которые способны «выращивать» новое поколение исследователей для будущего.

Следующий вектор нацпроекта определяет развитие масштабных научных и научно-технологических инициатив по приоритетным исследовательским направлениям.

Третий федеральный проект центрирован на развитии инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров.

Федеральный проект - «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок» (сокращенное название - «Кадры») - сконцентрирован на задаче повышения привлекательности российской науки и образования для ведущих российских и зарубежных ученых, молодых исследователей и обучающихся. В его рамках реализованы мероприятия, направленные на обеспечение доступности высшего образования, создание сбалансированной системы воспроизводства кадров для сектора исследований и

разработок, повышение уровня квалификации управленческих кадров в сфере науки и высшего образования [6].

Мичуринский агроуниверситет является базовым вузом Тамбовской области, в задачу которого входит решение социально-экономических проблем сельских территорий региона, и имеет возможность использования в своем развитии потенциала ФНЦ, находящегося в г. Мичуринске-наукограде РФ.

Университет осуществляет научное руководство несколькими десятками разноуровневых образовательных учреждений Тамбовской области (детских садов, школ, колледжей) и двух инновационных школ «Школа Агробизнеса-Тамбов» и «Школа АгроЭкоТехнологий», имеет тесные связи с работодателями, региональной властью и органами местного управления [2].

В регионе есть опыт формирования крупных научно-производственных и образовательных структур. Действует евразийская технологическая платформа «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания», созданная по инициативе региона. В её состав на данный момент входят 14 общероссийских союзов и ассоциаций, более 150 предприятий, 20 научно-исследовательских институтов, 19 вузов [2].

Образовательно-производственный кластер «Сельское хозяйство» включает 2 университета, 12 организаций среднего профессионального образования, более 500 сельхозтоваропроизводителей. Среди них ООО «Мичуринская мукомольная компания», ООО «АгроВеста Тамбов», ООО ГК «РусАгро», АО «Дубовое», ООО «Снежеток», ЗАО «Биотехнологии», ОАО «Токаревский комбинат хлебопродуктов» и другие [5].

Особое значение для решения поставленных задач имеет принятие федерального закона от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанного во исполнение поручений

Президента Российской Федерации от 24 марта 2017 г. №Пр-553 и Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № ИШ-П8-1904 [3].

Принятие данного закона создает широкие возможности для формирования механизмов коммерциализации результатов научных исследований, одним из которых станет инновационный научно-технологический центр «Мичуринская долина».

Планируемый в Тамбовской области инновационный научно-технологический центр «Мичуринская долина» может стать одним из механизмов, обеспечивающих формирование современной инновационной

агропродовольственной системы, которая позволит в полной мере реализовать задачи Госпрограммы, использовать уникальный научно-производственный потенциал, накопленный в сфере разработки и трансфера технологий производства, длительного хранения, транспортировки, переработки сельскохозяйственной продукции, объединит ресурсы ведущих научных школ, занятых решением проблем развития агропромышленного комплекса в России

[5].

Для развития взаимодействия в социально-экономической сфере в краткосрочной перспективе университет должен активизировать партнерские отношения с организациями среднего профессионального образования, администрацией региона и органами местного самоуправления, работодателями, в сетевой организации образовательного процесса и инновационной работе, что будет способствовать значительному повышению качества подготовки студентов. В свою очередь, это создаст условия для усиления научных и производственных связей Мичуринского ГАУ с реальным сектором экономики региона. С целью повышения квалификации профессорско-преподавательского состава Университет имеет возможность организовать обучение в инновационных предприятиях и за рубежом.

Обсуждение и выводы

Таким образом, взаимодействие со стратегическими партнерами в рамках научно-производственных образовательных кластеров создает предпосылки для экономического роста региона, и, в первую очередь, ее агропромышленного сектора.

С учетом анализа направлений развития АПК Тамбовской области, представляется возможным в составе кластеров обеспечение эффективного взаимодействие с предприятиями и организациями производственной, социально-культурной и образовательной сферы села области производства продуктов функционального и лечебно-профилактического назначения, а также устойчивого развития сельских территорий [4].

Поскольку вопросы обеспечения продовольственной безопасности как стратегической идеи развития экономики Тамбовской области имеют высокую актуальность, Университет должен обеспечить научное сопровождение процессов биологизации производственной деятельности в АПК.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на долгосрочную перспективу одна из перспективных задач - развитие туристического сектора региона. Это является хорошей возможностью для развития агротуристического потенциала университета в сфере подготовки кадров, научных исследований, организации туристических маршрутов и разработки инвестиционных проектов создания агротуристических объектов в Тамбовской области [1].

Развитие промышленности региона связывается с усилением наукоемкой составляющей, в частности в области рационального природопользования, нанотехнологий в АПК, энергосберегающих технологий. При этом Университет имеет возможность не только взаимодействовать с уже существующими предприятиями, но и создавать точки роста экономики путем генерации малых инновационных предприятий.

Список литературы:

1. Короткова Г.В. Научно-исследовательская и инновационная деятельность в аграрном университете: KPI, ресурсы, стратегические приоритеты// Роль аграрных вузов в реализации Национального проекта «Наука» и Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы: материалы Всероссийского семинара-совещания проректоров по научной работе вузов Минсельхоза России/под ред. И.Л. Воротникова; ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ. Саратов: Амирит, 2019. С. 70-77.

2. Короткова Г.В. Формирование профессионально-культурной компетентности студентов аграрного вуза// Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/ Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского. Пенза. 2008.

3. Короткова Г.В., Коротков А.А., Руднева Н.И., Хабаров С.А., Макова Н.Е. Концепция органического роста: «зеленый бренд» // Наука и Образование. 2019. № 4. С. 72-75.

4. Руднева Н.И., Короткова Г.В., Коротков А., Порядина Е.С. Зарубежный опыт развития систем знаков экологического маркирования// Приоритетный направления научно-технологического развития агропромышленного комплекса России: материалы национальной научно-практической конференции. 2019. С.308-314.

5. Cultural studies of education: innovation оf а competence approach or pedagogical models// In & I. Savchenko (Ed.), Freedom and Responsibility in Pivotal Times, vol 125. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 372378) (2022). European Publisher. https://doi.org/10.15405/epsbs.2022.03.45

6. Rudneva N.I., Shimko E.A., Korotkova G.V. Expcation of the national value parameter in paremiological units//International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Т. 9. № 1. С. 3852-3856.

7. Rudneva N.I., Korotkova G.V., Sinepupova O.S., Belyakova S.V. Balint technology in pedagogy: innovations or transfer of psychological experience// International Journal of Engineering and Advanced Technology. 2019. T. 9. № 1. C. 4506-4510.

8. SARUD - a project for implementation of master studies in Russia and Kazakhstan //Erie. International conference.2018/Proceedings of the 15th International Conference Efficiency and Responsibility in Education 2018 7th - 8th June 2018 Prague, Czech Republic, EU, 2018.P.36-46.

9. Solopov V.A., Verkhovtsev A.A., Korotkova G.V., Rudneva N.I., Voropayeva V.A., Cnernyaeva T.N. Legal and professional competence in the preparation of agrarians: autonomy or synergy? // International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. T. 7. № 4. C. 528-532.

UDC 001.38

INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION: THE MAIN VECTOR

OF THE NATIONAL PROJECT "SCIENCE AND UNIVERSITIES"

Galina V. Korotkova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

korotkova-g@mail .ru Artemiy A. Korotkov master student korotkov 1999@mail.ru Nina I. Rudneva

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

rudneva6363 @mail .ru Sergey A. Khabarov

Senior Lecturer habarov@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The authors focus on scientific and educational integration in the context of the implementation of the national project "Science and Universities". Intensification of scientific and technological development of the agricultural sector in the current economic conditions is one of the priorities of the federal agenda. The article presents a number of regional initiatives.

Keywords: national project "Science and Universities", innovation cluster, educational consortium, socio-cultural sphere of the village, rural tourism.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.