УДК 001.38
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ «THINK TANK»: РЕГИОНАЛЬНАЯ
КОЛЛАБОРАЦИЯ
Галина Вячеславовна Короткова
кандидат педагогических наук, доцент
korotkova-g@mail .ru Артемий Александрович Коротков
магистрант korotkov 1999@mail. ru Нина Ивановна Руднева кандидат филологических наук, доцент
rudneva6363 @mail. ru Сергей Александрович Хабаров старший преподаватель habarov@mail. ru
Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. Внимание авторов центрировано на глобальных think tank («фабрике мыслей») как экспертных центрах по принятию решений, рассматривается актуальная роль современного университета в контексте R&D, генерирования инноваций, проектирования и развития новых знаний, что позволяет активно включиться в экономическую и социокультурную жизнь региона и выступить субъектом социально-экономического и культурного развития.
Ключевые слова: национальный проект «Наука и университеты», think tank («фабрика мыслей»), научные коллаборации, региональные проекты.
Введение
Think tank («мозговые центры») - учреждения, корпорация или группа, организованные для изучения конкретного предмета или научной проблемы и предоставления информации, идей и рекомендаций. Впервые появились в США в начале XX века. В настоящее время аналитики рассматривают существование четырех глобальных think tank: университетских, государственных, корпоративных и частных. Параметры данных «фабрик мысли» могут существенно различаться [2; 15]. К примеру, университетские think tank могут включать экспертные центры поддержки принятия управленческих решений, интеграторы распределенных междиплинарных экспертных компетенций и др.
Анализ опыта показывает, что университетские «фабрики мысли» являются важным элементом выработки политик и проектов социально-экономического развития и поддержки принятия решений. Современные российские think tank реализуют большой портфель проектов в интересах социально-экономического развития регионов и страны в целом, объем выполненной экспертно-аналитической работы и научных исследований в десятки раз превышает НИР некоторых вузов [1; 75].
Центрируя внимание исследования на университетской «фабрике мыслей», необходимо конкретизировать тезаурус и уточнить этимологию слова «университет» [3; 75]. Университет (от нем. Universität - совокупность, общность) - высшее учебное заведение, целью деятельности которого является подготовка специалистов по фундаментальным и прикладным наукам, а также осуществление научно-исследовательской работы. Уже на момент создания средневековые университеты объединяли несколько факультетов и представляли совокупность разных дисциплин, которые составляют основы научного знания [4; 73]. Следовательно, ключевое отличие университета от других вузов сконцентрировано в специфическом позиционировании университета [8, С. 4352].
Основополагающим принципом деятельности образовательных учреждений является подготовка кадров в различных профессиональных областях, но лишь университеты позиционируются не только в масштабах образовательного кластера, приоритетным является - R&D, генерирование инноваций, то есть помимо трансляции устоявшихся форматов мышления и технологий, они также проектируют и развивают новые знания, являясь, таким образом, субъектами социально-экономического и культурного развития общества (Гофф ле, Ж. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1997. С.26-270).
При этом следует заметить, что в логике культурно-исторического развития существовало как минимум пять типов университетского образования: схоластический (компетенции в области ведения диспута как параллельной формы представления умения, подготовка юристов и богословов), филологический (компетенции работы с текстом, перевод, ориентация на подготовку философов и филологов), опытный (подготовка естествоиспытателей и изыскателей), теоретический (компетенции в области моделирования и эксперимента, подготовка исследователей) и, наконец, современный тип - проектный (формирование прогностических и проектных компетенций) [6,С. 67-68]. Следовательно, в актуальной национальной повестке реализуется идея проектного университета, содержательная сущность которого заключается в прямом участии не только в глобальных исследованиях и программах, но и в формировании новых направлений регионального развития [5].
Материалы и методы (Materials and Metods).
В данной статье мы рассмотрим основное направление взаимодействия аграрного вуза с региональным окружением, остановившись на вопросах формирования региональной стратегии развития. В большинстве регионов существуют успешные практики взаимодействия с вузами, к примеру, сотрудничество с федеральными университетами сложилось исторически и носит
системный характер, для отраслевых вузов подобное взаимодействие можно охарактеризовать как ситуативное.
В настоящей статье мы актуализируем один из примеров преобразования академической и инновационной деятельности университета, а также возможные индикаторы оценки вклада вуза в развитие своих территорий.
Вклад аграрного университета в развитие агропромышленного кластера Тамбовской области и достижение эффектов динамичного роста аграрной экономики региона направлен на:
- повышение общего уровня образования населения, особенно в сферах, связанных с сельским хозяйством, производством продукции здорового питания, агробизнесом, сельским туризмом, социальным и культурным развитием села, за счет совершенствования номенклатуры направлений подготовки и специальностей в соответствии с изменением структуры экономики региона;
- создание новых агропромышленных технологий путем развития научных направлений;
- формирование инновационного сектора АПК региона и создание на его базе новых рабочих мест за счет развития сети малых инновационных предприятий, определяющих появление новых для региона видов экономической деятельности;
- предоставление научного и организационно-методического сопровождения аграрного развития региона.
Мичуринский государственный аграрный университет - старейшее высшее учебное заведение аграрного профиля Тамбовской области, центр подготовки квалифицированных кадров для сферы АПК.
Все основные научные проекты реализуются в рамках деятельности четырех основных центров компетенций: центр биотехнологий и селекции, центр коллективного пользования высокотехнологичным научным оборудованием, инжиниринговый центр и научно-образовательный центр имени Л.К. Попова -
главное инфраструктурное достижение в области ветеринарии и зоотехнии, научно-образовательные центры «Селекция и семеноводство овощных культур» имени профессора В. К. Родионова и «Селекция и семеноводство зерновых, зернобобовых и технических культур» имени С.И. Полевщикова.
В университете успешно функционирует ИЦ агротехнологического направления, обеспечивающий трансфер и внедрение наукоёмких технологий в отрасли промышленного садоводства и питомниководства, с последующим созданием зон превосходства технологий, опережающего развития и цифровой трансформации отрасли.
В настоящее время ИЦ работает над проектом «Умный сад» главной целью которого, является разработка и практическая реализация научно-технологического облика современного промышленного садоводства России.
Инжиринговый центр в настоящее время занимается разработкой системы машин и инженерного обеспечения промышленного садоводства, определением приоритета разработок и внедрения систем роботизации и автоматизации в формате «Умный сад», разработкой действующих макетов роботов и мехатронных модулей.
ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ является широкой площадкой научного творчества, где современные научно-методические и педагогические подходы апробируются и реализуются. Это создает дополнительные возможности для студентов, аспирантов и молодых ученых.
В университете реализуются: 2 образовательных программы специалитета, 25 направлений подготовки бакалавриата, 18 направлений подготовки магистратуры, 12 специальностей среднего профессионального образования, 9 направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. В числе реализуемых - восемь образовательных программ высшего образования, соответствующие приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики.
В четырех институтах, центре колледже прикладных квалификаций и Тамбовском филиале ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ обучаются свыше 8 500 студентов, из них 62 % осваивают образовательные программы за счет средств федерального бюджета. Доля обучающихся по профильным для аграрного сектора экономики направлениям подготовки и специальностям составляет 53,3%.
Ежегодный прием обучающихся на первый курс составляет свыше 2 300 человек, в том числе около 1 300 человек - на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета.
Студенты и аспиранты Мичуринского государственного аграрного университета принимают активное участие в программе У.М.Н.И.К. фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (проекты «Разработка конвективной вакуумно-импульсной сушилки растительного сырья с применением тепловых аккумуляторов», «Разработка программного обеспечения для оценки процессов формирования наземной части плодовых деревьев»).
Обсуждение и выводы (В18ссшюп)
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития региона Задачами университета на ближайшую перспективу является развитие фундаментальных и прикладных научных исследований путем усиления взаимодействия с регионом в области биологических, сельскохозяйственных, технических, экономических и гуманитарных иследований в контексте новых научных трендов, реализуемых проектов, приоритетным направлением будет выступать грантовая деятельность (в частности заявки на участие в двух будущих комплексных научно-технических проектах).
Вектор университетских исследований в ближайшей перспективе будет определен ключевыми ориентирами и перспективными направлениями развития АПК Тамбовской области и конкретными задачами, которые должны быть решены в период до 2035 года в основных отраслях аграрного производства: в
сфере растениеводства, животноводства, функционального питания, цифровизации и устойчивого развития сельских территорий.
В ближайшей повестке:
1. обеспечение активного участия университета в реализации Доктрины продовольственной безопасности, утвержденной Президентом РФ 21.01.2020 года, Программы научного обеспечения деятельности по созданию отечественного посевного картофеля и питомниководству;
2. Реализация Комплексного научно-технического проекта «Разработка инновационных технологий производства элитного семенного картофеля перспективных сортов отечественной селекции в условиях Тамбовской области».
Список литературы:
1. Гоффле Ж. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1997. С.265-270.
2. Короткова Г.В. Научно-исследовательская и инновационная деятельность в аграрном университете: KPI, ресурсы, стратегические приоритеты// Роль аграрных вузов в реализации Национального проекта «Наука» и Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы: материалы Всероссийского семинара-совещания проректоров по научной работе вузов Минсельхоза России/под ред. И.Л. Воротникова; ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ. Саратов: Амирит, 2019. С. 70-77.
3. Короткова Г.В. Формирование профессионально-культурной компетентности студентов аграрного вуза// Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/ Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского. Пенза. 2008.
4. Короткова Г.В., Коротков А.А., Руднева Н.И., Хабаров С.А., Макова Н.Е. Концепция органического роста: «зеленый бренд»// Наука и Образование. 2019. № 4. С. 72-75.
5. Никитин В.А. К представлению об исторических циклах университетского образования // Вопросы методологии. 1991. № 2. С. 67-68.
6. Никитин В.А. Идея образования или содержание образовательной политики. К: Оптима. 2004. - 205 с.
7. Руднева Н.И., Короткова Г.В., Коротков А., Порядина Е.С. Зарубежный опыт развития систем знаков экологического маркирования// Приоритетный направления научно-технологического развития агропромышленного комплекса России: материалы национальной научно-практической конференции. 2019. С.308-314.
8. Рутенберг В. И. Университеты итальянских коммун // Городская культура: средневековье и начало Нового времени / Под ред. В.И. Рутенберга. Л., 1986. С. 43-52.
9. Соловьев В.О., Короткова Г.В. Применение метода моделирования с целью формирования исследовательско-прогностической компетентности студентов аграрного вуза//Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся: сборник материалов научно-практической конфренции/ под ред. И.М. Ильковской. 2015. С.235-239.
10. Rudneva N.I., Shimko E.A., Korotkova G.V. Expcation of the national value parameter in paremiological units//International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Т. 9. № 1. С. 3852-3856.
7. Rudneva N.I., Korotkova G.V., Sinepupova O.S., Belyakova S.V. Balint technology in pedagogy: innovations or transfer of psychological experience// International Journal of Engineering and Advanced Technology. 2019. Т. 9. № 1. С. 4506-4510.
8. SARUD - a project for implementation of master studies in Russia and Kazakhstan //Erie. International conference.2018/Proceedings of the 15th International Conference Efficiency and Responsibility in Education 2018 7th - 8th June 2018 Prague, Czech Republic, EU, 2018.P.36-46.
9. Solopov V.A., Verkhovtsev A.A., Korotkova G.V., Rudneva N.I., Voropayeva V.A., Cnernyaeva T.N. Legal and professional competence in the preparation of agrarians: autonomy or synergy?// International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. T. 7. № 4. C. 528-532.
UDC 001.38
UNIVERSITY "THINK TANK": REGIONAL COLLABORATION
Galina V. Korotkova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
korotkova-g@mail .ru Artemiy A. Korotkov master student korotkov [email protected] Nina I. Rudneva
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor
rudneva6363 @mail .ru Sergey A. Khabarov Senior Lecturer habarov@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The authors' attention is focused on the global think tank ("thought factory") as expert decision-making centers, the actual role of a modern university in the context of R&D, innovation generation, design and development of new knowledge is
considered, which allows you to actively engage in the economic and socio-cultural life of the region and act as a subject of socio-economic and cultural development.
Keywords: national project "Science and Universities", think tank ("thought factory"), scientific collaborations, regional projects.
Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.
The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.