Научная статья на тему 'УНИВЕРСИТЕТСКАЯ "THINK TANK": РЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛАБОРАЦИЯ'

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ "THINK TANK": РЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛАБОРАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "НАУКА И УНИВЕРСИТЕТЫ" / "ФАБРИКА МЫСЛЕЙ" / НАУЧНЫЕ КОЛЛАБОРАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короткова Галина Вячеславовна, Коротков Артемий Александрович, Руднева Нина Ивановна, Хабаров Сергей Александрович

Внимание авторов центрировано на глобальных think tank («фабрике мыслей») как экспертных центрах по принятию решений, рассматривается актуальная роль современного университета в контексте R&D, генерирования инноваций, проектирования и развития новых знаний, что позволяет активно включиться в экономическую и социокультурную жизнь региона и выступить субъектом социально-экономического и культурного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Короткова Галина Вячеславовна, Коротков Артемий Александрович, Руднева Нина Ивановна, Хабаров Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY "THINK TANK": REGIONAL COLLABORATION

The authors' attention is focused on the global think tank ("thought factory") as expert decision-making centers, the actual role of a modern university in the context of R&D, innovation generation, design and development of new knowledge is considered, which allows you to actively engage in the economic and socio-cultural life of the region and act as a subject of socio-economic and cultural development.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ "THINK TANK": РЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛАБОРАЦИЯ»

УДК 001.38

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ «THINK TANK»: РЕГИОНАЛЬНАЯ

КОЛЛАБОРАЦИЯ

Галина Вячеславовна Короткова

кандидат педагогических наук, доцент

korotkova-g@mail .ru Артемий Александрович Коротков

магистрант korotkov 1999@mail. ru Нина Ивановна Руднева кандидат филологических наук, доцент

rudneva6363 @mail. ru Сергей Александрович Хабаров старший преподаватель habarov@mail. ru

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Внимание авторов центрировано на глобальных think tank («фабрике мыслей») как экспертных центрах по принятию решений, рассматривается актуальная роль современного университета в контексте R&D, генерирования инноваций, проектирования и развития новых знаний, что позволяет активно включиться в экономическую и социокультурную жизнь региона и выступить субъектом социально-экономического и культурного развития.

Ключевые слова: национальный проект «Наука и университеты», think tank («фабрика мыслей»), научные коллаборации, региональные проекты.

Введение

Think tank («мозговые центры») - учреждения, корпорация или группа, организованные для изучения конкретного предмета или научной проблемы и предоставления информации, идей и рекомендаций. Впервые появились в США в начале XX века. В настоящее время аналитики рассматривают существование четырех глобальных think tank: университетских, государственных, корпоративных и частных. Параметры данных «фабрик мысли» могут существенно различаться [2; 15]. К примеру, университетские think tank могут включать экспертные центры поддержки принятия управленческих решений, интеграторы распределенных междиплинарных экспертных компетенций и др.

Анализ опыта показывает, что университетские «фабрики мысли» являются важным элементом выработки политик и проектов социально-экономического развития и поддержки принятия решений. Современные российские think tank реализуют большой портфель проектов в интересах социально-экономического развития регионов и страны в целом, объем выполненной экспертно-аналитической работы и научных исследований в десятки раз превышает НИР некоторых вузов [1; 75].

Центрируя внимание исследования на университетской «фабрике мыслей», необходимо конкретизировать тезаурус и уточнить этимологию слова «университет» [3; 75]. Университет (от нем. Universität - совокупность, общность) - высшее учебное заведение, целью деятельности которого является подготовка специалистов по фундаментальным и прикладным наукам, а также осуществление научно-исследовательской работы. Уже на момент создания средневековые университеты объединяли несколько факультетов и представляли совокупность разных дисциплин, которые составляют основы научного знания [4; 73]. Следовательно, ключевое отличие университета от других вузов сконцентрировано в специфическом позиционировании университета [8, С. 4352].

Основополагающим принципом деятельности образовательных учреждений является подготовка кадров в различных профессиональных областях, но лишь университеты позиционируются не только в масштабах образовательного кластера, приоритетным является - R&D, генерирование инноваций, то есть помимо трансляции устоявшихся форматов мышления и технологий, они также проектируют и развивают новые знания, являясь, таким образом, субъектами социально-экономического и культурного развития общества (Гофф ле, Ж. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1997. С.26-270).

При этом следует заметить, что в логике культурно-исторического развития существовало как минимум пять типов университетского образования: схоластический (компетенции в области ведения диспута как параллельной формы представления умения, подготовка юристов и богословов), филологический (компетенции работы с текстом, перевод, ориентация на подготовку философов и филологов), опытный (подготовка естествоиспытателей и изыскателей), теоретический (компетенции в области моделирования и эксперимента, подготовка исследователей) и, наконец, современный тип - проектный (формирование прогностических и проектных компетенций) [6,С. 67-68]. Следовательно, в актуальной национальной повестке реализуется идея проектного университета, содержательная сущность которого заключается в прямом участии не только в глобальных исследованиях и программах, но и в формировании новых направлений регионального развития [5].

Материалы и методы (Materials and Metods).

В данной статье мы рассмотрим основное направление взаимодействия аграрного вуза с региональным окружением, остановившись на вопросах формирования региональной стратегии развития. В большинстве регионов существуют успешные практики взаимодействия с вузами, к примеру, сотрудничество с федеральными университетами сложилось исторически и носит

системный характер, для отраслевых вузов подобное взаимодействие можно охарактеризовать как ситуативное.

В настоящей статье мы актуализируем один из примеров преобразования академической и инновационной деятельности университета, а также возможные индикаторы оценки вклада вуза в развитие своих территорий.

Вклад аграрного университета в развитие агропромышленного кластера Тамбовской области и достижение эффектов динамичного роста аграрной экономики региона направлен на:

- повышение общего уровня образования населения, особенно в сферах, связанных с сельским хозяйством, производством продукции здорового питания, агробизнесом, сельским туризмом, социальным и культурным развитием села, за счет совершенствования номенклатуры направлений подготовки и специальностей в соответствии с изменением структуры экономики региона;

- создание новых агропромышленных технологий путем развития научных направлений;

- формирование инновационного сектора АПК региона и создание на его базе новых рабочих мест за счет развития сети малых инновационных предприятий, определяющих появление новых для региона видов экономической деятельности;

- предоставление научного и организационно-методического сопровождения аграрного развития региона.

Мичуринский государственный аграрный университет - старейшее высшее учебное заведение аграрного профиля Тамбовской области, центр подготовки квалифицированных кадров для сферы АПК.

Все основные научные проекты реализуются в рамках деятельности четырех основных центров компетенций: центр биотехнологий и селекции, центр коллективного пользования высокотехнологичным научным оборудованием, инжиниринговый центр и научно-образовательный центр имени Л.К. Попова -

главное инфраструктурное достижение в области ветеринарии и зоотехнии, научно-образовательные центры «Селекция и семеноводство овощных культур» имени профессора В. К. Родионова и «Селекция и семеноводство зерновых, зернобобовых и технических культур» имени С.И. Полевщикова.

В университете успешно функционирует ИЦ агротехнологического направления, обеспечивающий трансфер и внедрение наукоёмких технологий в отрасли промышленного садоводства и питомниководства, с последующим созданием зон превосходства технологий, опережающего развития и цифровой трансформации отрасли.

В настоящее время ИЦ работает над проектом «Умный сад» главной целью которого, является разработка и практическая реализация научно-технологического облика современного промышленного садоводства России.

Инжиринговый центр в настоящее время занимается разработкой системы машин и инженерного обеспечения промышленного садоводства, определением приоритета разработок и внедрения систем роботизации и автоматизации в формате «Умный сад», разработкой действующих макетов роботов и мехатронных модулей.

ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ является широкой площадкой научного творчества, где современные научно-методические и педагогические подходы апробируются и реализуются. Это создает дополнительные возможности для студентов, аспирантов и молодых ученых.

В университете реализуются: 2 образовательных программы специалитета, 25 направлений подготовки бакалавриата, 18 направлений подготовки магистратуры, 12 специальностей среднего профессионального образования, 9 направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. В числе реализуемых - восемь образовательных программ высшего образования, соответствующие приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики.

В четырех институтах, центре колледже прикладных квалификаций и Тамбовском филиале ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ обучаются свыше 8 500 студентов, из них 62 % осваивают образовательные программы за счет средств федерального бюджета. Доля обучающихся по профильным для аграрного сектора экономики направлениям подготовки и специальностям составляет 53,3%.

Ежегодный прием обучающихся на первый курс составляет свыше 2 300 человек, в том числе около 1 300 человек - на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Студенты и аспиранты Мичуринского государственного аграрного университета принимают активное участие в программе У.М.Н.И.К. фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (проекты «Разработка конвективной вакуумно-импульсной сушилки растительного сырья с применением тепловых аккумуляторов», «Разработка программного обеспечения для оценки процессов формирования наземной части плодовых деревьев»).

Обсуждение и выводы (В18ссшюп)

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития региона Задачами университета на ближайшую перспективу является развитие фундаментальных и прикладных научных исследований путем усиления взаимодействия с регионом в области биологических, сельскохозяйственных, технических, экономических и гуманитарных иследований в контексте новых научных трендов, реализуемых проектов, приоритетным направлением будет выступать грантовая деятельность (в частности заявки на участие в двух будущих комплексных научно-технических проектах).

Вектор университетских исследований в ближайшей перспективе будет определен ключевыми ориентирами и перспективными направлениями развития АПК Тамбовской области и конкретными задачами, которые должны быть решены в период до 2035 года в основных отраслях аграрного производства: в

сфере растениеводства, животноводства, функционального питания, цифровизации и устойчивого развития сельских территорий.

В ближайшей повестке:

1. обеспечение активного участия университета в реализации Доктрины продовольственной безопасности, утвержденной Президентом РФ 21.01.2020 года, Программы научного обеспечения деятельности по созданию отечественного посевного картофеля и питомниководству;

2. Реализация Комплексного научно-технического проекта «Разработка инновационных технологий производства элитного семенного картофеля перспективных сортов отечественной селекции в условиях Тамбовской области».

Список литературы:

1. Гоффле Ж. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1997. С.265-270.

2. Короткова Г.В. Научно-исследовательская и инновационная деятельность в аграрном университете: KPI, ресурсы, стратегические приоритеты// Роль аграрных вузов в реализации Национального проекта «Наука» и Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы: материалы Всероссийского семинара-совещания проректоров по научной работе вузов Минсельхоза России/под ред. И.Л. Воротникова; ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ. Саратов: Амирит, 2019. С. 70-77.

3. Короткова Г.В. Формирование профессионально-культурной компетентности студентов аграрного вуза// Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/ Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского. Пенза. 2008.

4. Короткова Г.В., Коротков А.А., Руднева Н.И., Хабаров С.А., Макова Н.Е. Концепция органического роста: «зеленый бренд»// Наука и Образование. 2019. № 4. С. 72-75.

5. Никитин В.А. К представлению об исторических циклах университетского образования // Вопросы методологии. 1991. № 2. С. 67-68.

6. Никитин В.А. Идея образования или содержание образовательной политики. К: Оптима. 2004. - 205 с.

7. Руднева Н.И., Короткова Г.В., Коротков А., Порядина Е.С. Зарубежный опыт развития систем знаков экологического маркирования// Приоритетный направления научно-технологического развития агропромышленного комплекса России: материалы национальной научно-практической конференции. 2019. С.308-314.

8. Рутенберг В. И. Университеты итальянских коммун // Городская культура: средневековье и начало Нового времени / Под ред. В.И. Рутенберга. Л., 1986. С. 43-52.

9. Соловьев В.О., Короткова Г.В. Применение метода моделирования с целью формирования исследовательско-прогностической компетентности студентов аграрного вуза//Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся: сборник материалов научно-практической конфренции/ под ред. И.М. Ильковской. 2015. С.235-239.

10. Rudneva N.I., Shimko E.A., Korotkova G.V. Expcation of the national value parameter in paremiological units//International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Т. 9. № 1. С. 3852-3856.

7. Rudneva N.I., Korotkova G.V., Sinepupova O.S., Belyakova S.V. Balint technology in pedagogy: innovations or transfer of psychological experience// International Journal of Engineering and Advanced Technology. 2019. Т. 9. № 1. С. 4506-4510.

8. SARUD - a project for implementation of master studies in Russia and Kazakhstan //Erie. International conference.2018/Proceedings of the 15th International Conference Efficiency and Responsibility in Education 2018 7th - 8th June 2018 Prague, Czech Republic, EU, 2018.P.36-46.

9. Solopov V.A., Verkhovtsev A.A., Korotkova G.V., Rudneva N.I., Voropayeva V.A., Cnernyaeva T.N. Legal and professional competence in the preparation of agrarians: autonomy or synergy?// International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. T. 7. № 4. C. 528-532.

UDC 001.38

UNIVERSITY "THINK TANK": REGIONAL COLLABORATION

Galina V. Korotkova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

korotkova-g@mail .ru Artemiy A. Korotkov master student korotkov [email protected] Nina I. Rudneva

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

rudneva6363 @mail .ru Sergey A. Khabarov Senior Lecturer habarov@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The authors' attention is focused on the global think tank ("thought factory") as expert decision-making centers, the actual role of a modern university in the context of R&D, innovation generation, design and development of new knowledge is

considered, which allows you to actively engage in the economic and socio-cultural life of the region and act as a subject of socio-economic and cultural development.

Keywords: national project "Science and Universities", think tank ("thought factory"), scientific collaborations, regional projects.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.