Научная статья на тему 'Анализ контрольно-инспекционной функции управления в образовательном учреждении'

Анализ контрольно-инспекционной функции управления в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTION / CONTROL AND AUDIT FUNCTION / INTRASCHOOL CONTROL / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ / КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННАЯ ФУНКЦИЯ / ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короткова Г. В., Руднева Н. И., Коротков А. А.

Авторы рассматривают изменения в образовательной системе, определенные национальным проектом «Образование», имеющих результатом совершенствование системы управления образовательным учреждением. Актуальность исследования определяется тезисом, что знание основных функций методической работы необходимо руководителям для ее оптимального планирования и организации. Координация методической работы обеспечивается руководителем образовательного учреждения исходя из целей, стоящих перед образованием на различных этапах, и конкретных задач, вытекающих из деятельности педагогов, и анализа образовательного процесса В педагогической практике сложились эффективные формы работы с кадрами образовательного учреждения по повышению квалификации учителей, однако между различными видами работы часто нет должной связи, учета конкретных интересов и потребностей учителей. Задача заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем полезные методы повышения педагогического мастерства. Наиболее общие показатели конечных результатов методической работы связаны с изменениями самого педагогического процесса в школе. Так, действенность методической работы с педагогами обязательно отразится в реальном результате образования успеваемости и развитии личности обучающихся. По результатам исследования можно сделать вывод, что знание основных функций методической работы необходимо руководителям для ее оптимального планирования и организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Короткова Г. В., Руднева Н. И., Коротков А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the control and inspection management function in an educational institution

In the article the author's attention is focused on the changes in the educational system, defined by the national project "Education", resulting in the improvement of the educational institution management system. The relevance of the study is determined by the thesis that the knowledge of the main functions of the methodological is necessary for managers for its optimal planning and organization. Coordination of methodical work is provided by the head of educational institution, proceeding from the purposes facing education at various stages and the specific tasks following from activity of teachers and the analysis of educational process. In teaching practice, there are effective forms of work with the staff of the educational institution to improve the skills of teachers, but between the different types of work often there is no proper connection, taking into account the specific interests and needs of teachers. The task is to develop a system to find affordable and at the same time useful methods to improve pedagogical skills. The most common indicators of the final results of methodical work are associated with changes in the pedagogical process at school, so the effectiveness of methodical work with teachers will necessarily be reflected in the real result of education academic performance and personal development of students. According to the results of the study, it can be concluded that the knowledge of the basic functions of methodical work is necessary for managers for its optimal planning and organization.

Текст научной работы на тему «Анализ контрольно-инспекционной функции управления в образовательном учреждении»

УДК 378.3

Анализ контрольно-инспекционной функции управления в образовательном учреждении

Analysis of the control and inspection management function in an educational institution

Доцент Г.В. Короткова, доцент Н.И. Руднева, обучающийся А.А. Короткое (Мичуринский государственный аграрный университет) кафедра экономической безопасности и права телефон E-mail: [email protected]

Associate Professor G.V. Korotkova, Associate Professor Rudneva N.I., Student A.A. Korotkov

(Michurinsk State Agrarian University) chair of legal support E-mail: [email protected]

Реферат. Авторы рассматривают изменения в образовательной системе, определенные национальным проектом «Образование», имеющих результатом совершенствование системы управления образовательным учреждением. Актуальность исследования определяется тезисом, что знание основных функций методической работы необходимо руководителям для ее оптимального планирования и организации. Координация методической работы обеспечивается руководителем образовательного учреждения исходя из целей, стоящих перед образованием на различных этапах, и конкретных задач, вытекающих из деятельности педагогов, и анализа образовательного процесса В педагогической практике сложились эффективные формы работы с кадрами образовательного учреждения по повышению квалификации учителей, однако между различными видами работы часто нет должной связи, учета конкретных интересов и потребностей учителей. Задача заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем полезные методы повышения педагогического мастерства. Наиболее общие показатели конечных результатов методической работы связаны с изменениями самого педагогического процесса в школе. Так, действенность методической работы с педагогами обязательно отразится в реальном результате образования - успеваемости и развитии личности обучающихся. По результатам исследования можно сделать вывод, что знание основных функций методической работы необходимо руководителям для ее оптимального планирования и организации.

Summary. In the article the author's attention is focused on the changes in the educational system, defined by the national project "Education", resulting in the improvement of the educational institution management system. The relevance of the study is determined by the thesis that the knowledge of the main functions of the methodological is necessary for managers for its optimal planning and organization. Coordination of methodical work is provided by the head of educational institution, proceeding from the purposes facing education at various stages and the specific tasks following from activity of teachers and the analysis of educational process. In teaching practice, there are effective forms of work with the staff of the educational institution to improve the skills of teachers, but between the different types of work often there is no proper connection, taking into account the specific interests and needs of teachers. The task is to develop a system to find affordable and at the same time useful methods to improve pedagogical skills. The most common indicators of the final results of methodical work are associated with changes in the pedagogical process at school, so the effectiveness of methodical work with teachers will necessarily be reflected in the real result of education - academic performance and personal development of students. According to the results of the study, it can be concluded that the knowledge of the basic functions of methodical work is necessary for managers for its optimal planning and organization.

Ключевые апова: управление образовательным учреждением, контрольно-ревизионная функция, внутришкольный контроль.

Keyword: management of educational institution, control and audit function, intraschool control.

С Короткова Г.В., Руднева Н.И, Короткое А.А., 2018

В современных условиях приоритетные направления развития образовательной системы определены концепцией модернизации российского образования. Главной задачей государственной образовательной политики является обеспечение качества образования на современном уровне при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В российской образовательной системе реализуется ряд глобальных мероприятий, в частности приоритетный национальный проект «Образование».

Особое внимание в контексте нашего исследования уделено направлению «Инновационный менеджмент в образовательном учреждении», реализация которого предъявляет достаточно серьезные требования к организации управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений разных уровней: школ и иных институтов образования.

Внимание исследования актуализирует проблему контрольно-инспекционной функции управления в конкретном образовательном учреждении, которая регламентируется локальным нормативном актом (Положение об инспекционно-контрольной деятельности МБОУ СОШ №1 г. Мичуринска, утверждено приказом директора В.А. Кременецкой 17.02.2017 года).

В нормативной базе данный мониторинговый процесс признается очень важным в части определения эффективности работы образовательного учреждения и определения стратегических перспектив развития. Само понятие «инспектирование» активно используется на протяжении трех десятков лет (после съезда учителей в 1987). Именно в ходе данного мероприятия глобально критиковалась система инспектирования образовательных учреждений, существующая в прежний период. Контрольные функции были переложены на руководителей школ.

В МБОУ СОШ № 1 Мичуринска инспекционные проверки центрированы на мониторинге образовательного процесса. Данные отчета о самообследовании представляют информацию о кадровом составе и контингенте обучающихся, а также основных образовательных программах. (Таблица)

Основные показатели эффективности деятельности образовательного учреждения представлены в отчете о результатах самообследования [3].

Таблица

Справка о результатах самообследования МБОУ СОШ №1 за 2017-2018 учебный год

Показатели Значение показателя

1 2

Общая численность обучающихся 1506

Численность учащихся по образовательной программе начального общегооб-разования 483

Численность учащихся по образовательной программе основного общегооб-разования 1023

Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования 45

[родолжение таблицы

1 2

Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на "4" и "5" по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся 164 человека 33,8%

Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по русскому языку 4,4

Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по математике 4,4

Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по выбору 3,6

Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по русскому языку 60,8

Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по математике профильный уровень(100-балльная шкала) 31,3

Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по русскому языку, в общей численности выпускников 9 класса 0

Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по математике, в общей численности выпускников 9 класса 0

Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по выбору, в общей численности выпускников 9 класса 0

Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по русскому языку, в общей численности выпускников 11 класса 0

Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по профильной математике, в общей численности выпускников 11 класса Человека 4,1%

Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, не получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9 класса 2 человека 4,1%

Продолжение таблицы

1 2

Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11 класса 1человек 4,1%

Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9 класса 4 человека 8,3%

Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11 класса 1 человек 4,1%

Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся 432 человека 39%

удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах в общей численности учащихся (кроме спортивных) 285 человек 28,6%

Удельный вес численности учащихся, принявших участие в спортивных олимпиадах, соревнованиях в общей численности учащихся 147 человек 10,2%

Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе: 77 человек 15,8%

регионального уровня 10 человек 2%

федерального уровня 15 человек 3,1%

международного уровня 21 человек 4,3%

Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование

с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности учащихся 0

Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование

в рамках профильного обучения, в общей численности учащихся 0

Численность/удельный вес численности обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся 3 человека 0,6%

Продолжение таблицы

1 2

Численность/удельный вес численности учащихся в рамках сетевой формы реализации образовательных программ, в общей численности учащихся 0

Общая численность педагогических работников, в том числе: 65

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников 53

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников 41

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование, в общей численности педагогических работников И

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников И

Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: высшая первая 29

17

12

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: 18

до 5 лет 7

свыше 30 лет 6

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет 18

В 2017/2018 учебном году численный контингент обучающихся школы составил 1506 обучающихся: 43 % - учащиеся начальной школы, 49 % - учащиеся основной школы и 8 % - обучающиеся старших классов.

Проанализированные данные дают основание сделать вывод, что в отчетный период численный состав обучающихся практически не изменился и соответствует лицензионной мощности школы с ее структурными подразделениями, что позволяет обеспечить в полном объеме условия получения качественного образования для 70 % детей школьного возраста городского (школьного) микрорайона и для 30 % детей других микрорайонов города. В 2017/2018 учебном году в два раза сократилось выбытие обучающихся из школы и переход их в другие образовательные организации, что говорит об удовлетворенности участников образовательного процесса условиями обучения в школе.

В первом полугодии 2018/2019 учебного года в два раза сократилось выбытие обучающихся из школы и переход их в другие образовательные организации, что говорит об удовлетворенности участников образовательного процесса условиями обучения в школе.

Аналитическая часть исследования позволяет сделать следующий вывод: выполнение показателей соответствия является главной должностной обязанностью руководителя, и основная проблема состоит в недостаточном внимании к инспекторской функции при планировании работы школы.

Следовательно, под эффективностью контрольно-инспекционной деятельности мы готовы понимать результаты труда (объем выполненной работы) по оценке фактического положения и совершенствованию проверяемого направления деятельности, выявлению «проблемных зон» и формулированию рекомендаций по преодолению препятствий и решению проблем. В данном определении отражается объем работы по совершенствованию системы и оказанию помощи в устранении недостатков. А объем работы, связанный с частотой проверок, не отражен. Осуществление многочисленных широкомасштабных контрольных проверок еще не гарантирует устранения обнаруженных и оцененных недостатков, которые могли быть установлены с минимальными затратами. А эффективность проверки, как показывает практика, находится в прямо пропорциональной зависимости от принятых по итогам проверки мер. Проверка, осуществленная бригадой из десяти-пятнадцати человек, может выявить те отклонения, которые вполне мог бы установить один проверяющий - специалист, глубоко знающий весь комплекс проблем проверяемого участка. Такие проверки многочисленной бригадой, по нашему мнению, малоэффективны по объему трудозатрат на их организацию. Поэтому слишком частые инспекторские проверки с многочисленным составом проверяющих лиц не оправдывали себя и не способствовали достижению ожидаемых результа-

Достаточно корректным и результативным способом проверки эффективности контроля является повторное инспектирование, когда объектом проверки служит принятое по итогам предыдущей проверки решение и объем выполненной работы по устранению указанных недостатков. Поэтому совершенно очевидно наличие теснейшей и прямой связи между правильно принятым управленческим решением и контрольно-инспекционной деятельностью.

Для каждого объекта инспектирования должны быть разработаны нормы оценки, стандарты. Эффективность контрольной деятельности будет определяться степенью изменения всех проверяемых параметров в нужном направлении, а также получением достаточного и необходимого объема достоверной информации для принятия управленческого решения. Нулевой эффект контрольно-инспекционной деятельности может быть там, где не обнаружены и не указаны имеющиеся отклонения от норм, где по итогам проверки не принято никаких мер по совершенствованию изученного объекта и устранению имеющихся недостатков. Эффективность проверок будет наивысшей тогда, когда оценены все параметры нормативных требований, установлены отклонения от них, определены имеющиеся резервы совершенствования и принятия мер, максимально приближающие фактическое состояние объекта к эталонному состоянию.

Системный подход к реализации политики в сфере кадров в образовательном учреждении предполагает единство следующих составляющих: внутришкольного контроля, методической деятельности, инспектирования.

Для каждого инспектирования разрабатывается квалиметрия: нормы, стандарты. Эффективность деятельности будет определяться степенью изменения проверяемых параметров в направлении достижения результата, а также достаточного и необходимого уровня достоверности информации для последующего принятия управленческого вердикта.

Как показал анализ полученных в ходе исследования данных, многие руководители не подготовлены к реализации вышеуказанных функций. В связи с подобной ситуацией считаем необходимым акцентировать внимание нашего исследования на выявлении типичных недостатков в разрезе реализации инспекционной

функции руководителями ОУ [1, с. 156].

Получить целостное представление о типичных недостатках в части организации внутришкольного контроля руководителей школ города Мичуринска нам помогли различные методы исследования, в частности включенное наблюдение и анкетирование.

Анализируя практику образовательной работы в учреждениях общего среднего образования города Мичуринска, выявили главные требования, которые могут обеспечить результативность контролирующей функции, выполняемой руководством ОУ. Внутришкольный контроль является действенным и эффективным тогда, когда носит предупредительный характер, нацелен на результат, охватывает главные стороны образовательного процесса.

Планируя контролирующий процесс, руководитель должен руководствоваться конкретными результатами анализа сложившейся ситуации и ретроспективой предшествующей работы. Это возможно только при условии высокой осведомленности руководителя ОУ по вопросам реализации образовательных инициатив (знание образовательных стандартов, образовательных программ), кроме того, следует центрировать внимание на организационных и педагогических, дидактических компетенциях, эрудиции, хорошем знании психологии. Это позволит не только спланировать и организовать, но и обеспечить требуемый стиль и уровень проводимых проверок, создаст обстановку доверия.

Исследование позволило выделить несколько видов внутришкольного контроля. По охвату контролируемого процесса: обзорный, тематический, фронтальный; по субъекту: коллективный, взаимоконтроль, административный (плановый и внеплановый). Все реализуемые в административной практике виды контроля имеют предупредительный статус - оказание своевременной поддержки учителю в совершенствовании профессиональной компетентности [1, с. 167].

Нами выявлены условия повышения эффективности контролирующего процесса. Первое условие - точная информация о текущем статусе объекта проверки (образовательный процесс, итоговая успеваемость, воспитательная работа, внеклассная и досуговая деятельность), второе условие - объективность контроля. Далее следует обратить внимание на действенность контроля, своевременную помощь, обобщение результатов и их публичное представление, трансляцию передовой педагогической практики.

Четвертое условие - культура проверяющих, компетентность, объективность предъявляемых требований к условиям работы. Данные требования строго регламентированы целым рядом нормативных актов, рекомендованных педагогическим советом МБОУ СОШ № 1 и утвержденных приказом директора 00 [образовательной организации - прим. автора] Кременецкой В.А., в частности: Положение о Кодексе этики и служебного поведения работников МБОУ СОШ № 1 г. Мичуринска, Положение об инспекционно - контрольной деятельности МБОУ СОШ № 1 г. Мичуринска, Положение о классном руководителе в условиях реализации ФГОС ООО в МБОУ СОШ № 1 г. Мичуринска. Успешная реализация методической работы может быть обеспечена "добротной" подготовкой - в ходе курсовой переподготовки или на базе повышения квалификации. Основная цель методической подготовки: интенсивность обучения, системность знаний, анализаторские способности, будет достигнута, однако условия достижения поставленной цели будут различаться. Руководство школы подтверждает оптимальность переподготовки на базе ОО. Переподготовка «без отрыва от основного места работы» в школе имеет немало преимуществ: относительно непрерывный, повседневный характер позволяет связать характер методической работы с ходом и результатами учебно-воспитательного процесса, изменениями в качестве знаний обучающихся, компетенций, в динамике их развития. Кроме того, методическая

работа на базе ОУ дает возможность изучать деятельность учителей, руководителей, выявлять затруднения в их работе, а также элементы опыта, что обеспечит повышение мастерства. Стоит центрировать внимание еще на одном аспекте - это образовательная работа в школе, в живом, конкретном педагогическом коллективе, сплоченность которого особенно благоприятна для эффективной методической деятельности (примечание - team-bulding - одна из главных задач руководителя) .

Наименьшей популярностью со стороны руководителей городских школ пользуются программы повышения квалификации педагогов в ТОАБОУ ДПО. Региональный институт повышения квалификации способен обеспечить высококачественный образовательный процесс. В штате профессиональные лекторы и методисты, но в отличие от курсовой подготовки, которая проводится несколько раз в течение учебного года, региональные курсы имеют регламентированную периодичность (раз в три года).

Необходимо заметить, что методическая работа занимает особое в системе внутришкольного контроля, тесно связана с его задачами. Ее роль в управлении связана с активизацией главного фактора - роли личности и деятельности педагога в образовательном процессе. Если основная задача внутришкольного управления состоит в результативном образовательном процессе, то методическая работа, в первую очередь, способствует его развитию, совершенствованию в будущем.

С вопросом о сущности методической работы неразрывно связана проблема определения квалиметрии (критериев) оптимальности работы. Вне сомнений, наиболее общие показатели конечных результатов методической работы связаны с изменениями самого педагогического процесса в школе. Так, действенность методической работы с педагогами обязательно отразится в реальном результате образования - успеваемости и развитии личности школьников.

Ранжирование выявленных в ходе исследования критериев дает основание отметить, что первый критерий состоит в определении оптимальной нагрузки и ее распределении для педагога [4, с. 175].

Второй - рациональность затрат - заключается в том, что рост мастерства приводит к оптимизации образовательного процесса при разумных затратах времени и усилий на методическое сопровождение. Третий критерий - стимулирование - заключается в устойчивом усилении творческой составляющей, улучшении психологического климата, росте удовлетворенности результатами своего труда [ 1, с.43].

Руководитель координирует методическую систему с целью роста ее качества и обеспечивает соблюдение ряда требований, вытекающих из объективных закономерностей процесса ПК и ретроспективного опыта. К числу требований относятся: научность, системность, планомерность, последовательность и непрерывность, дифференцированный подход, многообразие и оптимальное единство методов и средств ПК и мастерства [2, с. 9].

Проанализировав работу в школе, нами выявлен ряд важных факторов совершенствования работы руководителей школ с кадрами. Прежде всего, необходимость выполнения методической функции по отношению к системе образования, науке и передовому опыту (осмысление социального заказа, выполнение конкретных методических требований и инструкций образования); внедрение достижений и рекомендаций педагогической науки, педагогов-новаторов. По педагогическому коллективу:

• сплочение, использование технологий team-bulding;

• формулирование педагогического кредо, аксиологическая и традиционная

составляющая и т.д.;

привлечение педагогов к формированию стратегии образовательного процесса и его изменений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выявление, обобщение, распространение внутришкольного передового опыта, обмен находками;

формирование креативного подхода для всех участников образовательного процесса;

приобщение к научно-исследовательской, экспериментальной работе по исследованию актуальных проблем обучения и воспитания школьников; совершенствование, обогащение опыта (предметные, методические, дидактические комиссии);

развитие мотивов деятельности (увлеченность, потребность в самореализации и т.д.);

устойчивость нравственных основ личности педагога;

развитие педагогической техники, мастерства, педагогической компетенции (техника речи, мимики, жестов, техника общения со школьниками и т.д.); • формирование стремления к профессиональному самообразованию [1, с. 39].

Резюмируя результаты исследования, можно сделать вывод, что знание основных функций методической работы необходимо руководителям для ее оптимального планирования и организации.

Координация методической работы обеспечивается руководителем образовательного учреждения исходя из целей, стоящих перед образованием на различных этапах, и конкретных задач, вытекающих из деятельности педагогов, и анализа образовательного процесса.

В общеобразовательной школе № 1 города Мичуринска сложились эффективные формы работы с педагогическими кадрами по повышению квалификации учителей, однако между различными видами работы часто нет должной связи, учета конкретных интересов и потребностей учителей. Задача заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем полезные методы повышения педагогического мастерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сухомлинова, М.В. Студенческая молодежь: компаративный социальный анализ [Текст] / М.В. Сухомлинова, О.С. Синепупова, Г.В. Короткова. - М.: Перспектива, 2013,- 392 с.

2. Короткова, Г.В. Методология компетентностного образования [Текст] / Г.В. Короткова, О.С. Синепупова // Научно-исследовательские публикации. - 2013. - № 3 (3). - С. 5- 10.

3. Короткова, Г.В. Формирование исследовательско-прогностической компетентности студентов в образовательном процессе аграрного вуза [Текст] / Г.В. Короткова, В.О. Соловьев // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. - 2014. - № 4. - С. 102-104.

4. Короткова, Г.В. Культурологический подход в современной парадигме высшего образования [Текст] / Г.В. Короткова, Е.А. Ефименко // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. - 2012. - № 1-2. - С. 174-176.

REFERENCES

1. Sukhomlinova M.V., Sinepupova O.S., Korotkova G.V. Studencheskaya mo-lodezh': komparativnyy sotsial'nyy analiz. M.: Perspektiva, 2013.- 392 s.

2. Korotkova G.V., Sinepupova O.S. Metodologiya kompetentnostnogo obra-zovaniya / / Nauchno-prakticheskiy retsenziruyemykh mul'tidistsiplinarnyy zhurnal «nauchno-issledovatel'skiye publikatsii». 2013. №3 (3). s. 5- 10.

3. Korotkova G.V., Solov'yev V.O. Formirovaniye issledovatel'sko-prognoSticheskoy kompetentnosti studentov v obrazovatel'nom protsesse agrarnogo vuza (stat'ya) // Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2014. №4. s. 102-104.

4. Korotkova G.V., Efimenko E.A. Kul'turologicheskiy podkhod v sovremennoy paradigme vysshego obrazovaniya / / Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2012. №1-2. s. 174-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.