Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-01/ Дата публикации: 1.03.2015
№ДК 3774е. 81-86. Л. П. Барылкина, Г. С. Остапенко
Проблемы введения и реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога
В статье представлены актуальные проблемы деятельности образовательных организаций в период введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС), представлен опыт организационной работы руководителей по введению профессионального Стандарта педагога, а также деятельность института повышения квалификации в решении этой проблемы.
В частности, дается анализ работы по реализации проекта «Введение ФГОС основного общего образования» на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 8 г. Воронежа, задачами которого является создание условий и ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС.
Также, на базе школы №8, реализуется проект «Моделирование внутришкольной системы повышения квалификации педагогов» направленного на переход от периодического повышения квалификации педагогических кадров к непрерывному образованию.
Описана деятельность МБОУ СОШ №83 г. Воронежа по реализации профессионального Стандарта для педагогов по развитию креативности по четырем направлениям: художественно-эстетическому, физкультурному, обще-интеллектуальному и гуманитарно-лингвистическому.
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), профессиональный Стандарт педагога, стажировочные площадки, профессиональная компетенция, школьные проекты повышения квалификации педагогов, креативное развитие
Perspectives of Science & Education. 2015. 1 (13)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-01/ Accepted: 8 January 2015 No. 1 (13). pp.81-86.
L. P. Barylkina, G. S. Ostapenko
Problems of introduce and realization FSES and professional teacher standards
The article presents the actual problems of educational organizations activity in the period of introduce and realization FSES, presents organizational leadership for the introduction of professional teacher standards, as well as the activities of the Institute of training in solving this problem.
In particular, the analysis works on the project "Introduction of FSES basic general education" on the basis of the municipal budget educational institution of secondary school with in-depth study of specific school subjects No. 8 (Russian, Voronezh), the task of which is to create conditions and resource provision in accordance with the requirements of the FSES.
Also, on the basis of school No. 8, implemented the project "Modeling school system teachers 'professional development" aimed at the transition from the periodic teacher training to continuing education.
Describes the activities of middle school No. 83 (Voronezh) on the implementation of professional standards for teachers development of creativity in four areas: aesthetic, physical, intellectual and humanitarian-linguistic.
Keywords: Federal state educational standards (FSES), professional teacher standards, internship sites, professional competence, school projects training for teachers, creative development
щйзЖив-ШетномйЧШ про-
исходящие в современном российском обществе, предъявляют высокие требования к управлению изменениями в образовании в том числе, к управлению образовательной организацией. Войдя в третье тысячелетие, практически каждый руководитель разных уровней управления пытается найти ответы на вопросы, которые актуальны для него сейчас: «От чего зависит результативность работы образовательной организации? Каким образом сделать дошкольную образовательную организацию, общеобразовательную школу более привлекательной для обучающихся и родителей? Как эффективно управлять образовательной организацией в условиях социально-экономических изменениях, в условиях введения и реализации ФГОС, профессионального Стандарта?». Введение ФГОС в дошкольном образовании и в школе способствовал введению профессионального Стандарта педагога в сфере образования. Бесспорно, изменившаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на все институты жизни и прежде всего образование. Как адаптироваться образовательной организации к изменчивому миру, как вписаться в контекст происходящего? Сегодня на лицо противоречия между сложившимися за долгие годы стереотипами управленческого мышления деятельности и новыми запросами общества на личность с его ценностями. В связи с этим у руководителей образовательной организации возникает естественная потребность разобраться в возникших профессиональных затруднениях и определить пути их преодоления. Большая ответственность в решении этих актуальных вопросов ложиться на институты повышения квалификации педагогических работников, в которых совершенствуют профессиональную компетенцию руководители образовательных организаций (ОО). Одна из важнейших проблем, которую приходиться решать ИПК сегодня — это создание условий для удовлетворения профессиональных запросов и потребностей каждого слушателя курсов повышения руководителей ОО в части управления введением ФГОС и профессионального Стандарта.. Требования ФГОС к организации образовательного процесса в ОО предполагает постоянное обновление профессиональных знаний руководителя ОО, как одно из важнейших условий повышения эффективной его деятельности. Исследования показали (было опрошено 300 руководителей дошкольных образовательных организаций и школы), что входе введения и практической реализации ФГОС в дошкольном образовании и в школе основной проблемой является особенности технологий организации образовательного процесса в соответствии ■ребований ФГОС.
Важной проблемой является организация непосредственно образовательной деятельно-
ста (НОД) вПЯтноПЩаЯвари ирррика
в школе. Повышение квалификации руководителей ОО, имеющих опыт в управлении образовательной организацией, осложняется тем, что им приходится преодолевать сопротивление ранее сложившихся стереотипов управления. Профессиональная компетентность, жизненный опыт, которые давали положительные эффекты и успешные результаты ранее, становятся помехой для положительного восприятия нового. Это типичная ситуация в системе повышения квалификации руководителей ОО разрешается средствами практико-ориентированного построения образовательного процесса на базе стажировочных площадок. На практических занятиях происходит осмысление временных затруднений. Социологические исследования свидетельствуют о том, что многие руководители образовательных организаций понимают и осознают, что нынешнее время модернизации образования требует иных технологий управления, которые они имеют возможность освоить в ИПК, а потом использовать в своей практике. Введение в практику ФГОС на разных ступенях образования предъявляют новые требования к профессионализму педагога. На основе ФГОС принят профессиональный Стандарт педагога в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Задача профессионального Стандарта — раскрепостить педагога, не навешивать на него несвойственные ему виды деятельности, мотивировать его к творчеству и самосовершенствованию, а необходимым условием для творчества является свобода личная и профессиональная. Для достижения этого необходимо решать важную для образования задачу: — достижение показателей качества образования, определенных ФГОС второго поколения и профессиональным Стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного среднего общего образования (воспитатель, учитель)). Эта задача включает решение следующих проблем:
1. Создание условий для роста профессионализма педагогов в соответствии с требованиями к трудовым действиям и функциям, определенным в профессиональном Стандарте: деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса (обучение, воспитание, деятельностное развитие) и по проектированию, реализации основной образовательной программы;
2. Формирование и совершенствование профессиональных умений педагогов, обеспечивающих выполнение трудовых действий с эффективной продуктивностью;
3.Создание условий для приобретения педагогами профессиональных знаний, необходимых для эффективного использования трудовых дей-ствйй Решение этих ДВоб§ем„— дело IрруйШоди-
Целей "ббразЬваТеявпЫХ организаций.
В муниципальном бюджетном образовательном учреждении (МБОУ) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отбельных предметов № 8 городского округа г. Воронежа (директор Радионова Татьяна Юрьевна, Заслуженный учитель РФ) целенаправленно реализуются целый ряд проектов, позволяющих продвигать вопросы сопровождения введения ФГОС НОО и готовиться к внедрению ФГОС ООО, а также к реализации Стандартов педагога. Один из проектов, это проект «Введение ФГОС основного общего образования», основными задачами которого является создание условий и ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС, реализуется с февраля 2013 года.
План мероприятий данного проекта включает в себя план методической работы по вопросу сопровождения введения ФГОС ООО и план мероприятий по созданию условий введения ФГОС. Сроки его реализации — до сентября 2015 года. Одной из функций современного управления является создание материальной культуры образовательного учреждения. Школьное пространство рассматривается как среда, в которой происходит воспитание и обучение ребенка, поэтому о ней нужно постоянно думать и насколько возможно улучшать, эстетизировать ее и делать комфортной. С 2012 года в школе № 8 г. Воронежа реализуется проект «Развитие материально-технической базы школы на основе требований ФГОС». Основными задачами, которого является создание условий, необходимых для введения ФГОС основного общего образования и повышение профессионализма педагога. Следует признать, что наиболее уязвимой стороной введения ФГОС в общеобразовательную школу является готовность учителя измениться, его способность увидеть школу как новую реальность. Список требований и пожеланий к педагогу огромен и сформулирован в профессиональном Стандарте педагога. Это, в том числе, умение организовать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, использовать в работе интерактивные методы и активные формы обучения, отказавшись от столь привычной фронтальной формы урока; активнее, чем прежде взаимодействовать с родителями, в том числе и при помощи Интернет, перейти к особой оценке достижений обучающихся, грамотно анализируя динамику результатов детей относительно самих себя. Этот список требований мог бы быть продолжен. Где взять такого учителя в реальных современных условиях? С одной стороны существуют возможности переподготовки, однако ее краткосрочный ||арактер не может дать желаемого результата. Надежды на свежие силы выпускников ВУЗов последних 2-3 лет не оправдываются. Приходят ¡¡|нающие свой предмет, но совершенно методи-
Кчеекк ' бе1оружн^1е®^лодШе^юди. Есть опасЩ! ние, что в перспективе педагогические ВУЗы вряд ли станут исследовательскими университетами и получат от государства большие деньги, а значит, качественный скачок в подготовке их студентов откладывается, и в школу не придут долгожданные учителя новой формации, отвечающие новым профессиональным Стандартам учителя. С другой стороны, вакансии во многих школах носят по-прежнему не качественный, а количественный характер, и директору школы приходится постараться, чтобы к 1 сентября вакансии в его школе отсутствовали.
Дефицит педагогических кадров неизбежно приводит и к ослаблению требований, предъявляемых к учителю в рамках внутришкольного мониторинга его профессиональных достижений, а значит и к снижению общего уровня преподавания. Но если негде взять готового учителя с новой философией его педагогической позиции, как помочь ему перейти не на словах, а на деле к новой образовательной парадигме? Поиск путей и форм профессионального развития педагогов привел руководителей школы №8 г. Воронежа к разработке и реализации с января 2013 года проекта «Моделирование внутриш-кольной системы повышения квалификации педагогов», основная задача которого сформулирована как переход от периодического повышения квалификации педагогических кадров к непрерывному образованию.
Конечным прогнозируемым эффективным результатом этого проекта должен стать высокий уровень готовности педагогов к внедрению ФГОС, а главное — создание условий для формирования новых образовательных потребностей учителей.
Руководитель проекта — Радионова Татьяна Юрьевна, директор школы №8, в составе рабочей группы помимо заместителей директора по учебно-воспитательной работе и воспитательной работе, заведующая библиотекой, педагог-психолог, руководители школьных методических объединений.
Программные мероприятия данного проекта были сформулированы исходя из анализа полученных в результате исследований потребностей педагогов и наблюдений за их работой. Среди осознаваемых и очевидных плюсов внедрения ФГОС учителя отметили: использование диагностик, позволяющих отслеживать развитие обучающихся, обилие дополнительного дидактического материала и наличие технических средств обучения в классах, большую свободу учителя при планировании урока, сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, большую практическую направленность учебного процесса. Учителя отмечают, что в новом стандарте есть попытка сориентировать обучающихся на совместное познание мира, на «нелинейное» рассмотрение проблем
и проектный поиск. В учебниках есть задания, позволяющие более сильным детям идти вперед, а слабым учащимся, используя различные источники, справляться с самостоятельными работами.
Среди не менее очевидных минусов выделяется загруженность учителя документацией (портфолио, листы достижений, технологическая карта урока) и требующая значительно большего времени подготовка к занятиям, отсутствие готовности родителей к активному сотрудничеству со школой, не понимание родителями новых технологий и подходов к обучению, сложности, возникающие в системе оценивания обучающихся, проблемы формирования универсальных учебных действий.
Наряду с семинарами, мастер-классами ведущих педагогов школы в программных мероприятиях проекта предусмотрено участие в муниципальных профессиональных конкурсах, вебинарах, запланирована системная работа по самообразованию с итоговой ежегодной презентацией собственных педагогических находок.
В рамках проекта выделено как отдельное направление работы — организация деятельности молодых и малоопытных педагогов. В школе их 4 человека. Они закончили ВУЗы и педагогический колледж в 2011-2013 годах и явно нуждаются в поддержке школьного профессионального сообщества.
Одно из важнейших направлений в профессиональном совершенствовании учителя — вопросы формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся. Решением этого вопроса целенаправленно занимается группа учителей, возглавляемая учителем начальных классов Перовой Ольгой Дмитриевной. Вместе с коллегами они заняты разработкой диагностических материалов по предметам, которые позволят определить сформированность УУД обучающихся. Используются различные формы, методы, приемы методической работы. Изменения в школьной деятельности идут с серьезным ускорением. Желание все сделать быстро и сразу приводит к появлению признаков инновационной напряженности: значительно за последние годы вырос уровень ответственности руководителя (а значит и необходимой для этого компетенции), сложнее стало сформировать адекватную по количественному и качественному составу управленческую команду. К сожалению, наблюдаются процессы бюрократизации учительского труда и превращения школы в «фабрику производства документов». Нельзя забывать, что школа одна из самых консервативных систем, и она не может быть лучше, совершеннее, современнее, чем люди, которые ее составляют.
Важную задачу профессиональный Стандарт выдвигает перед ИПК. Эта задач заключается в обеспечении, в процессе обучения в институте,
профессионального развития педагогов в соответствии с педагогическим профессиональным Стандартом. Решение этой задачи заключают! ся в решении таких проблем как обязательное выполнение условия адресности (персонифи-цированности) при разработке дополнительных профессиональных образовательных программ; обеспечение соответствия содержания профессиональных программ компетенциям, которые приобретаются, или совершенствуются в процессе обучения в ИПК; участие в переподготовке работников образования работников других сфер (экономисты, юристы и др.); обеспечение PR-сопровождения эффективной педагогической деятельности.
Эти поставленные задачи могут быть реализованы в результате разработанных программ ИПК, которые предназначены для руководителей и учителей всех типов образовательных организаций. Профессиональный Стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательной организации, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ. Одна из важнейших проблем дошкольного образования и школы, это-обучение одаренных детей.
Проблема обучения одаренных учащихся в современной образовательной организации актуализирована не случайно, и решать ее необходимо в совокупности с семьей, в макро и микро социуме, как самого объекта (обучающегося), так и учитывать его психолого-физиологические возможности.
Содержание профессионального Стандарта педагога отражает компетенции педагога на выявление признаков одаренности. Основная цель института повышения квалификации (далее ИПК) на сегодняшний день — сформировать профессиональные и личностные компетенции педагога, отражающие специфику работы одаренности в урочной и внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Представить различные формы планирования, проведения нетрадиционных уроков, мероприятий и обучить формам и методам проведения нетрадиционных уроков: (лабораторные эксперименты, полевые практики и различные школьные и внешкольные мероприятия).
2. Использовать специальные подходы к обучению одаренных учащихся с учетом их психофизиологических и личностных особенностей.
3. Обучить объективно, оценивать знания учащихся, используя разные формы и методы контроля.
4. Показать технологии и приемы развития креативного (дивергентного) мышления в урочной и во внеурочной исследовательской деятельности.
5. Сформировать представление о творческой направленности личности, имеющей при-
зВЬкЩЩррШностйР^
сиональные образовательные программы могут включать следующие актуальные темы: «Психолого-педагогическая компетентность и ее направленность на выявление факторов развития личности. Основные понятия: Квалификация педагога. Профессиональная компетенция. Профессиональный Стандарт педагога. Термины и определения применительно к педагогу.
Познакомить слушателей с толкованием понятий: педагогическая компетентность, компетентность, компетенция, профессиональная компетентность учителя и различными моделями отечественных и зарубежных ученых, программами, направленными на развитие одаренности. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке. Отличительная характеристика конвергентного и креативного (дивергентного) мышления. Сформировать представления о многогранности одаренности, методах ее диагностики. Предлагается рассмотреть наиболее распространенную классификацию Джона Равенна, имеющую отношение к изучению одаренности. Тема 2. Развитие креативного мышления в процессе исследовательской деятельности учащихся.
Практические занятия. Привести примеры организации учебной деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях проводимых слушателями с учащихся в урочной и внеурочной деятельности, направленной на развитие гибкости, оригинальности, быстроты. Показать различные формы анализа различной творческой деятельности одаренных учащихся. Оценить эффективность другой деятельности (самоанализ урока) на котором будет специально организована творческая деятельность педагога и ученика, направленная на развитие креативности и дивергентного мышления учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Тема 3. Тренинг креативности. Цель тренинга: раскрыть творческие возможности педагога, показать различные формы и приемы работы с одаренными детьми. Дать представление об активных социально-психологических методах обучения, таких, как тренинги. Продолжить занятия с педагогами в виде тренинга, на кото-
ром могут быть использованы приемы развития креативности.
Профессиональный Стандарт педагога, конкретизируется внутренним стандартом образовательной организации, который отражает специфику деятельности ОО в соответствии основной образовательной программы школы. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 83 г. Воронежа (директор Дорофеев Александр Васильевич, Заслуженный учитель РФ) работает по программе развития креативности обучающихся. Эта школа является стажировоч-ной площадкой ВОИПКиПРО. Количество обучающихся этой школы составляет 1067 человек. Руководит учебно-методической деятельностью по реализации программы развития креативности Наталья Васильевна Дуглас, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, специалист, который уже работает с опережением на реализацию профессионального Стандарта для педагогов по развитию креативности.
В школе по данному направлению осуществляется работа с одаренными обучающимися через различные формы и виды учебно-методической деятельности, и осуществляется по четырем направлениям: художественно-эсте -тическое направление через кружковую и индивидуальную работу, детские фестивали творчества; физкультурное (телесно-ориентированная одаренность) эстафеты, соревнования, спартакиады, дополнительные занятия в секциях при школе; общая интеллектуальная одаренностЩ (элективные курсы, олимпиады, предподготов-ка по совместной программе с Вузами Воронежа; гуманитарно-лингвистическое направление (активная деятельность в области литературы, опережающее обучение языков, издательская деятельность литературных произведений учащихся: стихи, проза).
Такая совместная работа ИПК и образовательных организаций по решению актуальной проблемы введения и реализации ФГОС, профессионального Стандарта педагога даст возможность совершенствовать профессиональное мастерство педагога и как следствие повышение показателей качества образования.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
ЛИТЕРАТУРА
Барылкина Л.П. Система методов изучения профессиональных затруднений руководителей образовательных учреждений / Л.П.Барылкина // Инновационные механизмы экономики и педагогики в современной России: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (15-16 апреля 2011г.). Воронеж, 2011. С. 264-267.
Барылкина Л.П. Разработка основной образовательной программы школы / Л.П. Барылкина, А.М.Фактор. Воронеж: Изд-во ВОИПКиПРО, 2012. 231 с.
Verde C. Crossing - borders: an alternative conception of competence // C. Crossing - borders an alternative conception of competence. 27 Annual SCUTREA conference, 1997, p.27-35.
Остапенко Г.С. Методы активного социально-психологического обучения / Г.С.Остапенко. Воронеж: Изд-во, ВГПУУ 2008. 183 с.
Барылкина Л.П., Обухова Л.А. // Проектное управление современной школой // Народное образование. 2011. № 10. С. 140-147.
Барылкина Л.П. Образовательная программа - ключевой документ в управлении образовательной организацией // Глобальный научный потенциал. 2013. № 10 (31). С. 198-200.
Барылкина Л.П. Эффективное управление образовательной организацией // Reports Scientific Society. 2013. № 1. С. 41-42.
8. ргарылкина Л.П., Остапенкт:С.;Проектныи менеджмент и потхЬлого-педагогИчеекиеаспекты управяНЧ^кощ
деятельности современного руководителя // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2011. № 3. С. 77-82.
9. Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Государственно-общественное управление школой // Глобальный научный потенциал. 2012. № 18 (18). С. 161-163.
10. Барылкина Л.П., Паринова Л.В. Проектный менеджмент - управление школой в современных условиях // Перспективы науки. 2012. № 32. С. 241-243.
11. Барылкина Л.П., Обухова Л.А., Гребенникова В.М. и др. Профессиональное образование: модернизационные аспекты: коллективная монография: в 9-ти томах / под научной редакцией О. П. Чигишевой. Ростов-на-Дону, 2014. Том 5.
12. Барылкина Л.П., Лопатина Р.А., Попова О.А. Информационно-аналитическая деятельность в управлении образовательным учреждением в современных условиях // Образование и общество. 2012. № 1. С. 42-44.
13. Барылкина Л.П. Командообразование как фактор эффективного управления современной школой // Перспективы науки. 2013. № 2 (41). С. 111-113.
14. Барылкина Л.П. Участие коллектива в управлении как одна из возможностей решения педагогических проблем // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 5 (23). С. 89-91.
15. Перова О.Д., Барылкина Л.П. Роль учебника в реализации федеральных государственных образовательных стандартов в начальной школе // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 5 (23). С. 96-98.
REFERENCES
1. Barylkina L.P. System of methods of professional learning difficulties heads of educational institutions. Innovative mechanisms of the economy and pedagogy in contemporary Russia: theory and practice. Materials of all-Russian scientific-practical conference (15-16 April 2011). Voronezh, 2011, pp. 264-267.
2. BarylkinaL.P. Razrabotka osnovnoi obrazovatel'noiprogrammy shkoly[Development of the basic educational program of the school]. Voronezh, VOIPKiPRO Publ., 2012. 231 p.
3. Velde C. Crossing - borders: an alternative conception of competence // C. Crossing - borders an alternative conception of competence. 27 Annual SCUTREA conference, 1997, pp. 27-35.
4. Ostapenko G.S. Metody aktivnogo sotsial'no-psikhologicheskogo obucheniia [Methods of active socio-psychological training]. Voronezh, VGPU Publ., 2008. 183 p.
5. Barylkina L.P., Obukhova L.A. Project management of modern school. Narodnoe obrazovanie - National education, 2011, no. 10, pp. 140-147 (in Russian).
6. Barylkina L.P. Educational program is a key document in the educational management organization. Global'nyi nauchnyi potentsial - Global scientific potential, 2013, no. 10 (31), pp. 198-200 (in Russian).
7. Barylkina L.P. Effective management of the educational organization. Reports Scientific Society, 2013, no. 1, pp. 41-42 (in Russian).
8. Barylkina L.P., Ostapenko G.S. Project management and psycho-pedagogical aspects of management of a modern head. Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniiakh - New in psychological and educational research, 2011, no. 3, pp. 77-82 (in Russian).
9. Barylkina L.P., Obukhova L.A. State and public administration school. Global'nyi nauchnyi potentsial - Global scientific potential, 2012, no. 18 (18), pp. 161-163 (in Russian).
10. Barylkina L.P., Parinova L.V. Project management the school management in modern conditions. Perspektivy nauki - Perspectives of science, 2012, no. 32, pp. 241-243 (in Russian).
11. Barylkina L.P., Obukhova L.A., Grebennikova V.M. i dr. Professionalnoe obrazovanie: modernizatsionnye aspekty: kollektivnaia monografiia: v 9-ti tomakh / pod nauchnoi redaktsiei O. P. Chigishevoi [Professional education: modernization aspects: collective monograph: in 9 volumes / under the scientific editorship of O. P. Chigicheva]. Rostov-on-Don, 2014. V. 5.
12. Barylkina L.P., Lopatina R.A., Popova O.A. Informational-analytical activity in the management of the educational institution in modern conditions. Obrazovanie i obshchestvo - Education and society, 2012, no. 1, pp. 42-44 (in Russian).
13. Barylkina L.P. Teambuilding as a factor of effective management of a modern school. Perspektivy nauki - Perspectives of science, 2013, no. 2 (41), pp. 111-113 (in Russian).
14. Barylkina L.P. The participation of the staff in the Department as one of the possibilities of solving pedagogical problems. Nauka i biznes: puti razvitiia - Science and business: development path, 2013, no. 5 (23), pp. 89-91 (in Russian).
15. Perova O.D., Barylkina L.P. Role of the textbook in the implementation of Federal state educational standards at primary school. Nauka i biznes: puti razvitiia - Science and business: development path, 2013, no. 5 (23), pp. 96-98 (in Russian).
Информация об авторах Барылкина Лидия Петровна
Доцент, кандидат педагогических наук Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования E-mail: [email protected]
Information about the authors
Barylkina Lidiia Petrovna
Associate Professor, PhD in Pedagogy Voronezh Regional Institute of Professional Skills Improvement and Retraining of Education Workers E-mail: [email protected]
Остапенко Галина Сергеевна
Доцент, кандидат психологических наук Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования E-mail: [email protected]
Ostapenko Galina Sergeevna
Associate Professor, PhD in Psychology Voronezh Regional Institute of Professional Skills Improvement and Retraining of Education Workers E-mail: [email protected]