УДК 371.1
Воронина Ю.В.
Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия
E-mail: [email protected]
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
К современному учителю предъявляются жёсткие требования со стороны общества и государства, связанные с масштабными культурными изменениями. Реформирование системы школьного образования происходит в процессе внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Успешная реализация ФгОс общего образования напрямую зависит от уровня профессиональной готовности педагога.
Проблемы формирования профессиональной готовности учителя современной школы к реализации ФГОС в основном ориентированы на подготовку его к реализации новых трудовых функций, определённых в профессиональном стандарте учителя. Помимо сформированных знаний и умений у педагога должны быть сформированы ценностно-смысловые установки к современной образовательной стратегии, понимание важности происходящих в школе перемен, желание работать в новых условиях. Акцентирование в процессе формирования профессиональной готовности современного учителя только на теоретической и практической подготовке не может быть достаточно эффективным и противоречит деятельностному подходу. Важным и системообразующим компонентом является мотивационно-личностный компонент профессиональной готовности: понимание учителем ценности внедряемых инноваций (в первую очередь ценностно-смысловых установок новых стандартов школы), значимости его профессиональной деятельности.
Автором представлена матрица оценки уровня профессиональной готовности педагога к реализации ФГОС общего образования, которая может использоваться для разработки методических средств диагностики и самодиагностики современного учителя школы. А также позволит определить уровень профессиональной готовности педагога к реализации ФГОС общего образования.
На процесс формирования профессиональной готовности педагога к реализации ФГОС общего образования будут влиять различные затруднения педагога: мировоззренческие дефициты, знаниевые дефициты, дефициты деятельности. Совокупность затруднений при формировании профессиональной готовности педагога к реализации ФГОС общего образования определяется, прежде всего, профессионально-личностными особенностями каждого учителя.
Ключевые слова: профессиональная готовность педагога, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, классификация профессиональных затруднений учителя.
Voronina Yu.V.
Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]
STRUCTURE AND CONTENT OF PROFESSIONAL READINESS OF THE TEACHER FOR REALIZATION OF FGOS OF THE GENERAL EDUCATION
Strict requirements from society are imposed to the modern teacher and the states connected with large-scale cultural changes. Reforming of system of school education happens in the course of introduction of the new federal state educational standards (FSES). Successful realization of FGOS of the general education directly depends on the level of professional readiness of the teacher.
Problems of formation of professional readiness of the teacher of modern school for realization of FGOS are generally focused on preparation him to realization of the new labor functions defined in the professional standard of the teacher. Besides the created knowledge and abilities at the teacher valuable and semantic installations to modern educational strategy, understanding of importance of the changes happening in school, desire to work in new conditions have to be created. Emphasis in the course of formation of professional readiness of the modern teacher only on theoretical and practical preparation can't be rather effective and contradicts activity approach. An important and backbone component is the motivational and personal component of professional readiness: understanding the teacher of value of the introduced innovations (first of all valuable and semantic installations of new standards of school), the importance of his professional activity.
The author has presented a matrix of assessment of level of professional readiness of the teacher for realization of FGOS of the general education which can be used for development of methodical diagnostic aids and self-diagnostics of the modern teacher of school. And also will allow to determine the level of professional readiness of the teacher for realization of FGOS of the general education.
Process of formation of professional readiness of the teacher for realization of FGOS of the general education will be influenced by various difficulties of the teacher: world outlook deficiencies, znaniyevy deficiencies, deficiencies of activity. The set of difficulties when forming professional readiness of the teacher for realization of FGOS of the general education is defined, first of all, by professional and personal features of each teacher.
Key words: professional readiness of the teacher, federal state educational standards of the general education, classification of professional difficulties of the teacher.
Современный учитель живёт и работает в «префигуративной культуре» (термин М. Мид) -новый тип культуры, который пришёл на смену постфигуративной и кофигуративной культурам и характеризуется усиленными и стремительными изменениями жизни общества. Темп инновационных процессов в префигуративной культуре настолько высок, что большая часть взрослых просто не успевает ознакомиться и освоить новшества. По мнению М. Мид, ключевым аспектом в данном типе культуры является духовный потенциал молодого поколения, у которого образуется общность опыта, которого не было и не будет у старшего поколения [11].
В современном обществе ещё сильнее проявляется открытие, сделанное маленьким героем Р. Брэдбери, который размышляя о мире взрослых, фиксирует в своих «Открытиях и откровениях»: «Взрослые и дети - два разных народа, вот почему они всегда воюют между собой. Смотрите, они совсем не такие, как мы. Смотрите, мы совсем не такие, как они. Разные народы - «и друг друга они не поймут» [4, с. 13].
Инновации в системе образования масштабны и затрагивают все стороны деятельности школы. Средством обновления содержания, структуры, технологий обучения, системы оценивания образовательных результатов выступает федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (далее - ФГОС), призванный обеспечить права ребёнка, развитие его личности, удовлетворение его образовательных потребностей, создание условий для раскрытия его склонностей и способностей. Успешное внедрение ФГОС во многом зависит от образовательной организации и конкретного учителя: кадровый ресурс образовательной организации, наряду с другими ресурсами (материально-техническим, информационным), включен в обязательный перечень условий реализации образовательной программы школы [15].
На государственном уровне высокие требования к профессионализму педагога зафиксированы в профессиональном стандарте «Педагог» (приказ Минтруда №148н от 12.04.2013 г.) [16] и «Дорожной карте» по формированию и введению национальной системы учительского роста
(приказ Минобрнауки №703 от 26.06.2017 г.) [14]. В свою очередь, по данным проведенного в октябре 2017 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) исследования, обществом востребован педагог, проявляющий доброжелательность (30%) и любовь к детям (26%), терпение (13%) и справедливость (11%), компетентность (28%), образованность (16%) и каче ства психолога (13%) [6]. Таким образом, проблема формирования профессиональной готовности педагога к реализации ФГОС общего образования весьма актуальна.
Проведённый теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что профессиональная готовность учителя рассматривается учёными как:
1) проявление индивидуально-личностных качеств личности (А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе и др.);
2) как временная готовность и работоспособность (И.Б. Готская, Н.Д. Левитов и др.);
3) как результат профессиональной подготовки специалиста (В. Д. Шадриков, Г.И. Хо -зяинов и др.);
4) как целостное проявление всех сторон личности, которые обеспечивают возможность эффективного выполнения профессиональных функций (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Канды-бович, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сла-стёнин и др.).
Под профессиональной готовностью к педагогической деятельности учителя в условиях внедрения ФГОС общего образования часть учёных (например, И. А. Аввакумова, Н.В. Ду-дарева и др.) понимают соответствие совокупности профессионально обусловленных требований, зафиксированных в профессиональном стандарте «Педагог» [2].
Другая часть учёных считает, что помимо сформированных знаний и умений у педагога должны быть сформированы ценностно-смысловые установки к современной образовательной стратегии, понимание важности происходящих в школе перемен, желание работать в новых условиях.
Мотивационно-личностный компонент, как самостоятельный блок требований к профессиональной компетентности учителя, отсутствует в
профессиональном стандарте педагога. По мнению Е.Ю. Ромашиной, его «важность или особая значимость не акцентируется авторами стандарта, но данные «характеристики» присутствуют и дословно повторяются во всех трех разделах трудовых функций педагога: обучение, воспитательная деятельность и развивающая деятельность» [17, с. 77].
В этой же связи Е.А. Леванова, Т.В. Пушка-рева отмечают, что главным фактором формирования профессиональной готовности педагога является «наличие наряду с основательными знаниями предметов и педагогическим мастерством, таких качеств, как эмпатия, искренность, положительное самовосприятие, отсутствие тревожности и неуверенности в себе» [9, с. 149]. По мнению учёных, в процессе формирования профессиональной готовности именно личностные качества педагога обеспечивают успешность данного процесса. Предметная и методическая подготовка (т. е. наличие знаний и умений) не гарантируют эффективность подготовки учителя, если у него не сформированы целеустремленность, потребность к профессиональному совершенству, к преодолению трудностей и т. д.
Н.А. Морева справедливо отмечает, что в структуре профессиональной готовности педагога наряду с теоретической и практической готовностью можно выделить опыт творческой деятельности, опыт мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии [12].
Исследование А.Н. Лобанова показало, что активному включению в инновационное поле педагогов способствует мощная, целенаправленная работа по их мотивированию, минимизации и устранению чувства страха и напряжённости в процессе освоения инновационных идей [10].
Достаточно интересен, на наш взгляд, подход к исследованию профессиональной готовности будущих учителей И.С. Рыбиной, которая считает, что для студентов педагогических специальностей характерна поверхностность мотивации выбора профессии «учитель», отношение к профессии учителя как непрестижной, требующей больших личностных ресурсов развития, что свидетельствует о неготовности будущих учителей к профессионально-нравственной
самореализации в педагогической профессии [18]. Это актуализирует важность формирования, прежде всего, мотивационно-личностного компонента профессиональной готовности современного педагога.
Л.Б. Абдуллина также считает, что целью профессиональной подготовки будущего учителя является формирование такого профессионального качества, как «готовность». Автором установлено, что подготовка к будущей профессионально-педагогической деятельности однозначно связана с формированием профессиональной направленности личности студента, т. е. его психологической готовностью заниматься избранной деятельностью [1].
Результаты исследования готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования (одно из требований ФГОС общего образования), проведённые Ю.А. Герасименко, показали, что сложнее всего формируется мотивационно-ценностный компонент профессиональной готовности (профессионально-личностная направленность, мотивация к освоению и осуществлению инклюзивного образования, проявление толерантных и эмпати-ческих качеств педагога). Поэтому, по мнению учёного, важно стимулировать учителя в познании себя, своих возможностей и способностей, а также развитии профессионально значимых качеств личности [7].
В связи с этим подчеркнем, что большинством современных учёных отмечается интегративный характер профессиональной готовности педагога, включающей мотивационно-личностный, научно-теоретический и деятельностно-практи-ческий компоненты. Для нашего исследования особенно важной представляется позиция А.Г. Асмолова, считающего, что акцентирование преимущественно на технологическом аспекте подготовки современного учителя к реализации ФГОС общего образования является неэффективным и может быть даже опасным для личности учителя [3]. По мнению А.Г. Асмолова, педагогическое сообщество привыкло быстрее усваивать инструментальные инновации, чем вникать в смысл происходящего. А ведь ФГОС современной школы ориентирован на развитие личности ребёнка, поддержку его уникальности. Ценностями современных ФГОС общего обра-
зования являются: «детоцентризм» - ценность ребёнка на первом плане; политический детоцентризм - когда большинство политических решений должно быть связано с миром детей; поддержка разнообразия ребёнка; культура достоинства, а не культура полезности [19]. Именно поэтому А.Г. Асмолов считает, что учитель XXI века - это «Значимый Другой», выполняющий в образовательной деятельности функции мотиватора, коммуникатора, навигатора [3].
По мнению Г.П. Новиковой, идеология инновационных образовательных процессов как исходная система ценностей квалифицирует их как сферу духовного производства, продукт которого не просто присвоение новых знаний, ценностей и личностных смыслов, но раскрытие сущностных сил и деятельностных способностей личности. Инновации в образовании основываются на совокупности социально значимых ценностей: человек, жизнь, труд, Отечество [13].
Таким образом, опираясь на положения системно-деятельностного подхода, мы считаем, что структура профессиональной готовности педагога к внедрению ФГОС общего образования представляет собой совокупность трех компонентов:
1) мотивационно-личностный - мотивы, ценности и субъективные характеристики педагога, важные для инновационной деятельности по реализации требований ФГОС общего образования (обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного школьного образования);
2) научно-теоретический - совокупность знаний, необходимых для реализации ФГОС общего образования (освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам ее освоения и условиям реализации, а также системы оценки образовательных результатов);
3) деятельностно-практический - совокупность умений и навыков практического решения задач и выполнения новых трудовых функций педагога.
Профессиональная готовность педагога к реализации требований ФГОС общего образования - это интегративное личностное качество, включающее мотивационно-личностный,
научно-теоретический и деятельностно-практи-ческий компоненты и характеризующееся осознанием необходимости и устойчивым желанием педагога работать в системе образования, наличием теоретических знаний и практических умений для обеспечения качественного и доступного образования учащихся общеобразовательной школы.
Мотивационно-личностный компонент является системообразующим в структуре профессиональной готовности учителя к реализации новых трудовых функций при внедрении ФГОС общего образования.
По мнению О.В. Кердяшевой, важной составляющей профессиональной компетентности специалиста является его готовность к переменам: с одной стороны, профессиональная мобильность специалиста выступает как результат полученного образования, а с другой - как фактор, определяющий это образование [8].
Проведенный теоретический анализ исследуемого нами феномена «профессиональная готовность педагога к реализации ФГОС общего образования» позволил нам разработать содержание каждого компонента (табл. 1).
Матрица оценки уровня профессиональной готовности педагога к реализации ФГОС общего образования может использоваться для разработки методических средств диагностики и самодиагностики современного учителя школы. Каждый параметр должен оцениваться по баллам (от 1 до 10). Максимальное количество баллов - 350. Это позволит определить уровень профессиональной готовности педагога к реализации ФГОС общего образования (табл. 2).
На процесс формирования профессиональной готовности педагога к реализации ФГОС общего образования будут влиять различные затруднения педагога. Предыдущие исследования позволили нам описать результаты диагностики профессиональной готовности педагогов сельской школы к реализации ФГОС общего образования и определить основные причины низкой инновационной активности педагогов сельских школ (отсутствие конкуренции в профессиональной среде; специфика деятельности в сельской школе; острая потребность в научно-методической поддержке и др.) [2]. Анализ структуры и содержания профес-
Таблица 1 - Матрица оценки уровня профессиональной готовности педагога к реализации ФГОС общего образования
№ п/п Направления изучения особенностей профессиональной готовности педагога к реализации ФГОС общего образования
Мотивационно-личностный компонент
1 Понимание и принятие цели ФГОС общего образования, её переход во внутреннюю личностно значимую цель
2 Личностная заинтересованность в результатах образования
3 Психологическая комфортность в процессе освоения инноваций
4 Удовлетворенность личностными результатами освоения инноваций
5 Профессионально-личностная позиция педагога по отношению к профессиональной деятельности в условиях внедрения ФГОС общего образования
6 Мотивы участия в инновационной деятельности (оценивается степень внутренней мотивации учителя: «мне важно понять, как», «я сам хочу научиться делать правильно»)
7 Потребность в достижении результатов инновационной деятельности
8 Интерес к проблемам ФГОС общего образования
9 Способность к принятию творческих ответственных решений в инновационной деятельности
10 Готовность к оправданному риску в инновационной деятельности
11 Способность педагога адекватно принимать чужую внешнюю оценку своей деятельности
12 Способность к осознанию собственных затруднений, актуального состояния, мотивов и потребностей при освоении ФГОС общего образования
13 Поведенческие стратегии при освоении инноваций
14 Способность к психологической адаптации в процессе реализации ФГОС общего образования
15 Конкурентоспособность педагога при реализации ФГОС общего образования
16 Самоконтроль педагога в инновационной деятельности по реализации ФГОС общего образования
17 Умение поставить себя на место ученика, способность к эмоциональной отзывчивости
Научно-теоретический компонент
18 Знание возрастных и индивидуальных особенностей школьников, основных психических процессов и психологических механизмов, лежащих в основе воспитания и обучения в школе
19 Знание особенностей педагогической деятельности в школе, ее структуры, требований, которые она предъявляет к личности педагога, основ профессионально-личностного самовоспитания и саморазвития
20 Знание современных подходов к обучению и воспитанию
21 Знание основных положений ФГОС общего образования и механизмов его реализации
22 Знание теоретических основ образовательного маркетинга
23 Знание теоретических основ планирования и организации образовательного процесса в системе ФГОС общего образования
24 Знание теоретических основ разработки основной образовательной программы общего образования и её основных компонентов (рабочих программ, оценочных средств и др.)
25 Знание теоретических основ использования технологий деятельностного типа
26 Знание теоретических основ осуществления контроля и оценки достижений учащихся (личностных, метапредметных, предметных результатов)
Деятельностно-практический компонент
27 Способность высказывать разнообразные идеи по применению полученных знаний в практической деятельности
28 Способность оперирования полученными знаниями в новых условиях
29 Способность находить новые способы решения задач инновационной деятельности на основе полученных знаний
30 Умение предвидеть и прогнозировать результат своей деятельности в системе ФГОС общего образования
31 Умение проектировать и планировать педагогический процесс в системе ФГОС общего образования
32 Умение организовывать свои действия и деятельность учащихся
33 Умение построить межличностное взаимодействие и отношения, создающие условия для организации эффективного педагогического процесса в школе
34 Умение осуществлять контрольно-оценочную деятельность, направленную на себя, подведение итогов своей педагогической деятельности
35 Наличие и качество конкретных методических продуктов в области ФГОС общего образования (описаний и обобщений опыта, разработок, авторских программ курсов внеурочной деятельности и т. п.)
Таблица 2 - Определение уровня профессиональной готовности педагога к реализации ФГОС
общего образования
Уровни профессиональной готовности педагогов к реализации ФГОС общего образования Количество баллов
Элементарный 0 - 119
Функциональный 120 - 234
Компетентностный 235 - 350
сиональной готовности педагога к реализации ФГОС общего образования позволил нам классифицировать профессиональные затруднения учителей школ:
1) мировоззренческие дефициты - непонимание важности инноваций системы образования («мы же выучились в этой системе образования, зачем же что-то менять?»); искажение смыслов и ценностей преобразований в школе (акцентирование только на «культуре полезности» («вы должны это знать, чтобы успешно сдать ЕГЭ!») и нивелирование ценностей «культуры достоинства» (термины А.Г. Асмолова); непринятие сути новых подходов в системе образования («зачем я должен это делать? лично мне для чего это нужно? в чём важность?»);
2) знаниевые дефициты - связаны с недостаточным знанием нормативных требований педагогической деятельности («нельзя употреблять слово «учащийся», только «обучающийся», хотя в статье 33 «Обучающиеся» Федерального Закона «Об образовании» обучающиеся школы названы «учащимися»); не понимание особенностей ФГОС общего образования, психолого-педагогических основ проектирования учебной деятельности уча-
щихся; не владение терминологией системно-деятельностного подхода (термин «универсальные учебные действия» часто используются как атрибут ФГОС); не понимание особенностей образовательной деятельности при реализации ФГОС (проектирования современного урока, контрольно-измерительных материалов, рабочих программ и пр.);
3) дефициты деятельности - связаны с недостаточностью опыта работы в новой системе: невозможность применения и оперирования имеющимися знаниями в новых условиях, невозможность прогноза своей деятельности; отсутствие и низкое качество методических продуктов и др.
Совокупность затруднений при формировании профессиональной готовности педагога к реализации ФГОС общего образования индивидуален как для отдельных учителей, так и для педагогических коллективов в целом, что обусловлено особенностями условий внедрения ФГОС в каждой школе, уникальностью контингента учащихся и их образовательных потребностей, но в первую очередь профессионально-личностными особенностями каждого учителя.
17.01.2018
Список литературы:
1. Абдуллина, Л. Б. Профессиональная готовность - цель профессиональной подготовки будущего педагога / Л. Б. Абдуллина // Научное мнение. - 2015. - №4-2. - С. 62-67.
2. Аввакумова, И. А. Формирование профессиональной готовности будущего учителя математики в условиях внедрения профессионального стандарта педагога / И. А. Аввакумова, Н. В. Дударева // Педагогическое образование в России. - 2015. -№7. - С. 160-165.
3. Асмолов, А. Г. Педагогика достоинства. Сложный человек в сложном мире. Видеоконференция [Электронный ресурс] / А. Г. Ас-молов, А. С. Соловейчик. - Режим доступа: Ийр8://^^^'.уоиШЬе.сот/^'а1сЬ?у=ТС1пеЬМ)Й8 Дата обращения 14.03.2018
4. Брэдбери, Р. Вино из одуванчиков / Р. Брэдбери. - М.: Эксмо, Домино, 2008. - 120 с.
5. Воронина, Ю. В. Анализ основных затруднений педагогов сельской школы при реализации ФГОС общего образования / Ю. В. Воронина // Вестн. Оренб. гос. пед. ун-та. Электрон. науч. журн. [Электронный ресурс]. - 2017. - № 2 (22). - С. 258-267. Режим доступа: http://vestospu.ru/archive/2017/aarticle/25_22_2017.pdf. Дата обращения 14 марта 2018
6. ВЦИОМ. Пресс-выпуск №3483 (04.10.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=116431 Дата обращения 14 марта 2018
7. Герасименко, Ю. А. Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования / Ю. А. Герасименко // Педагогическое образование в России. - 2015. - №6. - С. 145-150.
8. Кердяшева, О. В. Готовность к профессиональной мобильности как основа профессионального образования в вузе на современном этапе / О. В. Кердяшева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. -№4 (48). - С. 20-23.
9. Леванова, Е. А. Профессиональная готовность к практической деятельности педагога как залог конкурентоспособности специалиста / Е. А. Леванова, Т. В. Пушкарева // Вестник Воронежского государственного технического университета. -2014. - Т. 10. - №3-2. - С. 148-150.
10. Лобанов, А. Н. Профессиональный стандарт педагога: готовность учителей и современные реалии / А. Н. Лобанов // Инновации в современной науке. Материалы VI Международного осеннего симпозиума. Центр научной мысли. - 2014. - С. 133-139.
11. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. -429 с.
12. Морева, Н. А. Профессиональная готовность современного педагога к реализации федерального образовательного стандарта дошкольного образования / Н. А. Морева // Педагогическое образование и наука. - 2014. - №3. - С. 42-46.
13. Новикова, Г. П. Теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы профессионально-личностной готовности педагога к инновационной деятельности / Г. П. Новикова // Концептуальные основы и опыт профессионально-личностного становления и развития специалиста. Материалы научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор: Н. В. Мартишина. - 2015. - С. 127-131.
14. Приказ Минобрнауки №703 от 26.06.2017 г. «Об утверждении План мероприятий («дорожная карта») по формированию и введению национальной системы учительского роста».
15. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
16. Приказ Минтруда России №148н от 12 апреля 2013 г. «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».
17. Ромашина, Е. Ю. Ценностно-смысловой компонент в структуре профессиональной подготовки обучающего учителя: сравнительный анализ нормативных документов / Е. Ю. Ромашина // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. -2014. - №1(9). - С. 76-82.
18. Рыбина, И. С. Проблема готовности будущих педагогов к профессионально-нравственной самореализации и пути её решения в образовательном пространстве / И. С. Рыбина // Актуальные вопросы и тенденции развития в современной науке. Материалы II Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 44-48.
19. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий // А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
References:
1. Abdullina L. B. Professional readiness - the purpose of vocational training of future teacher Nauchnoe mnenie [Scientific opinion], 2015, no 4-2, pp. 62-67. (in Russian)
2. Avvakumova I. A. Formation of professional readiness of future mathematics teacher in the conditions of introduction of the professional standard of the teacher(s) Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2015, no 7, pp. 160-165. (in Russian)
3. Asmolov A. G. Pedagogika dostoinstva. Slozhnyj chelovek v slozhnom mire. Videokonferenciya [Pedagogika of advantage. The difficult person in the difficult world. Videoconference]. Available at: https://www.youtube.com/watch? v=TCtneLMjtis (Accessed 14 march 2018) (in Russian)
4. Bradbury R. Vino iz oduvanchikov [Dandelion Wine]. Moscow, Eksmo, Dominoes, 2008, 120 p. (in Russian)
5. Voronina, Yu.V. The analysis of the main difficulties of teachers of rural school at realization of FGOS of the general education. Vestn. Orenb. gos. ped. un-ta. Elektron. nauch. zhurn [Vestn. Orenb. state. ped. University. Electron. sci. journal], 2017, no. 2 (22), pp. 258-267. Available at: http://vestospu.ru/archive/2017/aarticle/25_22_2017.pdf (Accessed 14 march 2018) (in Russian)
6. VCIOM. Press release no 3483 (10.4.2017). Available at: https://wciom.ru/index.php? id=236&uid=116431 (Accessed 14 march 2018) (in Russian)
7. Gerasimenko Yu. A. Professional and personal readiness of the teacher for work in the conditions of inclusive education, Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2015, no 6, pp. 145-150. (in Russian)
8. Kerdyasheva O. V. Gotovnost to professional mobility as a basis of professional education in higher education institution at the present stage. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [News of the Volgograd state pedagogical university], 2010, no 4 (48), pp. 20-23. (in Russian)
9. Levanova E. A., Pushkareva T. V. Professional readiness for practical activities of the teacher as guarantee of competitiveness of the expert.
Vestnik Voronezhskogogosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Voronezh state technical university], 2014, T. 10, no 3-2, pp. 148-150. (in Russian)
10. Lobanov A. N. Professional standard of the teacher: readiness of teachers and modern realities. Innovacii v sovremennoj nauke. Materialy VIMezhdunarodnogo osennego simpoziuma. Centr nauchnoj mysli [Innovations in modern science/ Materials VI of the International autumn symposium. Center of a scientific thought], 2014, pp. 133-139. (in Russian)
11. Meade M. Kul'tura i mir detstva [Kultura and world of the childhood]. Moscow. Main edition of east literature of Nauka publishing house, 1988, 429 p. (in Russian)
12. Moreva N. A. Professional readiness of the modern teacher for implementation of the federal educational standard of preschool education. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science], 2014, no 3, pp. 42-46. (in Russian)
13. Novikova G. P. Teoretiko-metodologichesky approaches to a research of a problem of professional and personal readiness of the teacher to innovative activity. Konceptual'nye osnovy i opyt professional'no-lichnostnogo stanovleniya i razvitiya specialista. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Otvetstvennyj redaktor: N. V. Martishina [Conceptual bases and experience of professional and personal formation and development of the expert. Materialy of a scientific and practical conference with the international participation. Editor-in-chief: N. V. Martishina], 2015, pp. 127-131. (in Russian)
14. Order of the Ministry of Education and Science no 703 from 6.26.2017 «About a statement the Plan of measures («road map») on formation and introduction of national system of teacher's growth». (in Russian)
15. The order ofthe Ministry of Education and Science ofthe Russian Federation from 12.17.2010 no 1897 (an edition from 12.31.2015) «About the approval of the federal state educational standard of the main general education». (in Russian)
16. Order of Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation no 148n of April 12, 2013 «About the approval of skill levels for development of drafts of professional standards». (in Russian)
17. Romashina E. Yu. A valuable and semantic component in structure of vocational training of the training teacher: the comparative analysis of normative documents. Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo [Humanitarian sheets of TGPU of L. N. Tolstoy], 2014, no 1(9), pp. 76-82. (in Russian)
18. Rybina I. S. Problema of readiness of future teachers for professional and moral self-realization and a way of her decision in educational space. Aktual'nye voprosy i tendencii razvitiya v sovremennoj nauke. Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Topical issues and tendencies of development in modern science. Materials II of the International scientific and practical conference], 2015,pp. 44-48. (in Russian)
19. Asmolov A. G., Burmenskaya G. V., Volodarskaya I. A. [etc.] Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij v osnovnoj shkole. Ot dejstviya kmysli. Sistemazadanij [Formation of universal educational actions at the main school. From action to a thought. System of tasks]. Moscow, Education, 2010, 159 p. (in Russian)
Сведения об авторе:
Воронина Юлия Владимировна, доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания Оренбургского государственного педагогического университета,
кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: [email protected] 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19