Научная статья на тему 'Готовность учителя к инновационной деятельности в условиях реализации ФГОС'

Готовность учителя к инновационной деятельности в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
976
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ И УРОВНИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА / МОТИВАЦИЯ К ОСВОЕНИЮ НОВШЕСТВ / READINESS TO INNOVATIVE ACTIVITIES / COMPONENTS AND LEVELS OF TEACHER''S READINESS TO INNOVATIVE ACTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS / INDIVIDUAL MAP OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / MOTIVATION FOR LEARNING OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Светлана Викторовна, Сергеева Тюркана Ивановна

В статье рассматривается понятие «готовность к инновационной деятельности педагога». Представлены разработанные авторами компоненты и уровни готовности учителя к инновационной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, описана модель готовности высокого уровня. Изложены результаты реализации проекта «Лаборатория развивающих образовательных технологий», в ходе которого педагогами кроме прочего составлялись индивидуальные карты профессионального роста. Выявлено повышение уровня готовности к инновационной деятельности учителей, принимавших участие в проекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher''s readiness to innovative activities in the context of the Federal State Education Standards

The article deals with the concept of 'teacher's readiness for innovative activity'. The authors present developed components and levels of teacher's readiness to innovative activity in the context of the federal state educational standards of general education, describe the model of high level readiness. The paper discusses implementation of the project "Laboratory of Developmental Educational Technology", in the course of which the teachers, among other things, created individual maps of professional growth. The research has shown increased readiness to innovative activities in teachers who participated in the project.

Текст научной работы на тему «Готовность учителя к инновационной деятельности в условиях реализации ФГОС»

УДК 37.088.2

Панина Светлана Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

Сергеева Тюркана Ивановна

магистрант кафедры педагогики направления «Проектный менеджмент в образовании» Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Panina Svetlana Viktorovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science Department, Teachers' Training Institute, North-Eastern Federal University

Sergeeva Tyurkana Ivanovna

Master's Degree student, Project Management in Education Department, Teachers' Training Institute, North Eastern Federal University

TEACHER'S READINESS TO INNOVATIVE ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF THE FEDERAL STATE EDUCATION STANDARDS

Аннотация:

В статье рассматривается понятие «готовность к инновационной деятельности педагога». Представлены разработанные авторами компоненты и уровни готовности учителя к инновационной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, описана модель готовности высокого уровня. Изложены результаты реализации проекта «Лаборатория развивающих образовательных технологий», в ходе которого педагогами кроме прочего составлялись индивидуальные карты профессионального роста. Выявлено повышение уровня готовности к инновационной деятельности учителей, принимавших участие в проекте.

Ключевые слова:

готовность к инновационной деятельности, компоненты и уровни готовности педагога к инновационной деятельности, профессиональная компетентность педагога, индивидуальная карта профессионального роста, мотивация к освоению новшеств.

Summary:

The article deals with the concept of "teacher's readiness for innovative activity'. The authors present developed components and levels of teacher's readiness to innovative activity in the context of the federal state educational standards of general education, describe the model of high level readiness. The paper discusses implementation of the project "Laboratory of Developmental Educational Technology", in the course of which the teachers, among other things, created individual maps of professional growth. The research has shown increased readiness to innovative activities in teachers who participated in the project.

Keywords:

readiness to innovative activities, components and levels of teacher's readiness to innovative activity, professional competence of teachers, individual map of professional development, motivation for learning of innovations.

С переходом российского образования на новые стандарты повышаются требования к профессионализму современного педагога. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования становится вектором инновационного развития современной школы, и его реализация требует от учителей соответствующего - инновационного поведения.

В педагогике вопросы, связанные с готовностью учителя к инновационной деятельности, нашли отражение в исследованиях Н.Ф. Ильиной, Б.И. Канаева, С.А. Квашниной, В.С. Лазарева, Р.А. Льговой и др., в которых готовность учителя к инновационной деятельности рассматривается как результат процесса становления профессиональной компетентности педагога. Так, В.А. Сла-стенин и Л.С. Подымова указывают, что инновационная деятельность выступает социально-педагогическим феноменом, важнейшей особенностью педагогического труда и характеризует сложную сущностную взаимосвязь общей культуры педагога, его творческого потенциала и профессиональной направленности [1]. Мы разделяем позицию Н.Ф. Ильиной в понимании того, что основными характеристиками успешной педагогической деятельности являются: высокая компетентность в специально-предметной сфере профессионального знания, педагогическая самостоятельность, психологическая компетентность, методическая оснащенность реализуемых программ [2].

На наш взгляд, в условиях реализации ФГОС основного общего образования готовность учителя к инновационной деятельности должна рассматриваться как высшая степень развития профессиональной компетентности. ФГОС дает возможность построить новую школу мышления, развития и действия, которая может быть реализована при условии принятия педагогами идей и

инновационного содержания стандарта. Внедрение нового стандарта ставит перед учителями новые профессиональные задачи, требующие от них умений проектировать и организовывать образовательный процесс, способный обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов.

В результате анализа педагогической теории и практики нами выделены основные компоненты и уровни (высокий, средний, ниже среднего и низкий) готовности учителя к инновационной деятельности в условиях реализации ФГОС. Так, высокий уровень отражает полную готовность учителя к инновационной деятельности. Его составляющими выступают: 1) мотивационный компонент - принятие инноваций (идеи ФГОС) как личностной ценности; мотив как способ реализации творческого потенциала; готовность к непрерывному образованию; 2) когнитивный компонент - знание инновационных технологий обучения; владение способами проектирования новых образовательных результатов: предметных, метапредметных, личностных; 3) деятельностный компонент - внедрение инновационных технологий; умение решать новые задачи профессиональной деятельности (разрабатывать и реализовывать профориентационные, социальные проекты, вести исследовательскую деятельность и др.); умение организовать рефлексию группы. Что касается готовности низкого уровня, то она может быть сформирована в результате длительного саморазвития, принятия идей федеральных стандартов, рефлексии не только своей профессиональной деятельности, но в первую очередь своих установок на организацию учебного процесса в условиях реализации новых стандартов.

В процессе моделирования готовности учителя к инновационной деятельности мы опирались на системно-деятельностный, компетентностный, ресурсный, акмеологический и управленческий подходы. Общая цель разработки и реализации модели - обеспечение высокого уровня готовности педагога к инновационной деятельности в условиях реализации ФГОС основного общего образования. В ходе разработки модели готовности учителя к инновационной деятельности определены следующие принципы: преемственности, сотрудничества, субъектности, индивидуализации, подразумевающие организацию сотрудничества в целях повышения инновационного потенциала педагогов образовательной среды.

Так, с 2014 г. на базе муниципального управления образования города Якутска реализуется проект «Лаборатория развивающих образовательных технологий», нацеленный на развитие готовности к инновационной деятельности 62 педагогов из 19 образовательных организаций. Содержание деятельности лаборатории включает следующие направления: реализация условий для освоения учителями процесса конструирования обучения школьников в развивающей системе учебных заданий инновационных технологий; организация семинаров, консультаций по внедрению инновационных технологий; мониторинг качества образования по критериям сформированности интеллектуально-информационной компетенции педагога; обобщение опыта работы педагогов по разработке развивающей системы учебных заданий по предметам и подготовка материалов для публичной презентации и публикаций; проведение мероприятий городского уровня; создание условий для продвижения учителя по позициям в рамках иерархии «консультант => эксперт => тьютор» с повышением степени овладения им инновационной технологией.

Вначале была проведена диагностика участников лаборатории, которая включала анкетирование, тестирование, беседы с учителями. Результаты анкетирования по изучению мотивов педагогов к внедрению новшеств свидетельствуют, что 60 % учителей желают создать хорошую и эффективную школу для детей, 35 % осознают недостаточность достигнутых результатов и желают их улучшить, 40 % имеют потребность в контактах с интересными и творческими людьми, 25 % хотят сменить обстановку. При этом только у 45 % педагогов мотивы к освоению новшеств отражают осознание ими возможности самореализации личности через инновационное поведение.

В процессе проектирования учителями индивидуальных карт своего профессионального роста использовались разные формы деятельности (индивидуальные и групповые), например самодиагностика учителей на определение собственных потребностей и запросов; конструирование системы учебных заданий по блокам и модулям; обработка результатов апробации и их анализ; предъявление своего опыта по внедрению развивающих технологий через публикации, открытые уроки и выступления на методических семинарах; рефлексия, консультации учителей по апробации инновационной технологии; общественно-профессиональная экспертиза профессиональных компетенций участников лаборатории с целью определения уровня подготовки к выполнению функций консультанта, эксперта, тьютора; проектирование образовательных результатов учителями-предметниками одного цикла в малых группах; экспертиза системы учебных заданий (педагоги меняли позицию учителя на позицию эксперта).

Анализ результатов проведенной работы свидетельствует, что количество педагогов, имеющих высокий уровень готовности к инновационной деятельности, увеличилось на 25 %, число

имеющих средний уровень готовности уменьшилось на 5 %, демонстрирующих уровень ниже среднего стало меньше на 20 %.

Все участники лаборатории отмечают высокую значимость проведенной работы для своего профессионально-личностного развития. Так, за период деятельности лаборатории три молодых педагога повысили свою квалификацию до первой категории, два учителя продолжают образование в магистратуре СВФУ, один учитель поступил в аспирантуру, трое педагогов стали руководителями методических объединений в своей школе, два учителя назначены на должность заместителей директора школы, один учитель назначен председателем городской экспертной комиссии по аттестации. Учителями опубликовано 14 научных, 6 методических статей и 11 разработанных технологических карт в информационно-методическом журнале города Якутска «Столичное образование».

В качестве рекомендаций отметим, что для повышения уровня готовности учителей к инновационной деятельности необходимо проводить работу в следующих направлениях: обеспечение психологической готовности педагога к инновационной деятельности, так как фактор мотивации является отправной точкой в повышении его профессионализма; создание условий для формирования и внедрения модели развития инновационной компетентности педагога, на основе которой каждым учителем будет вестись разработка и реализация индивидуальной карты профессионального развития; обеспечение инновационной среды в коллективе, так как успех педагогов в инновационной деятельности зависит от внешних социальных воздействий; реализация методического сопровождения педагогов из разных образовательных учреждений по внедрению инновационных технологий посредством аккумулирования творческого потенциала в самоорганизующихся сообществах.

Дальнейшие исследования процесса становления готовности педагога к инновационной деятельности могут быть расширены на педагогический коллектив образовательной организации.

Ссылки:

1. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 42-49.

2. Ильина Н.Ф. Становление инновационной компетентности педагога в региональном пространстве непрерывного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск, 2014. 42 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.