Научная статья на тему 'Диагностика готовности к инновационной деятельности педагогов школы (на примере ГБОУ школа № 1637)'

Диагностика готовности к инновационной деятельности педагогов школы (на примере ГБОУ школа № 1637) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
641
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ / ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ФГОС / INNOVATIVE ACTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCY / TEACHER / ISSUES OF EDUCATION / FSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Мария Константиновна

В статье рассматривается проблема готовности педагога к инновационной деятельности. Представлены компоненты и уровни готовности учителя к инновационной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Мария Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of School Teachers’ Readiness for Innovative Activity (using school No. 1637 as an example)

The article discusses the issue of readiness for innovative activity of a teacher. It presents the components and levels of teachers’ preparedness for innovative activities against a background of implementing the federal state educational standard of general secondary education.

Текст научной работы на тему «Диагностика готовности к инновационной деятельности педагогов школы (на примере ГБОУ школа № 1637)»

DOI: 10.17805/trudy.2019A8

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ГБОУ ШКОЛА № 1637)

М. К. Иванова Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье рассматривается проблема готовности педагога к инновационной деятельности. Представлены компоненты и уровни готовности учителя к инновационной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Ключевые слова: инновационная деятельность; профессиональная компетентность; педагог; проблемы образования; ФГОС

DIAGNOSTICS OF SCHOOL TEACHERS' READINESS FOR INNOVATIVE ACTIVITY (USING SCHOOL NO. 1637 AS AN EXAMPLE)

M. K. Ivanova Moscow University for the Humanities

Abstract: The article discusses the issue of readiness for innovative activity of a teacher. It presents the components and levels of teachers' preparedness for innovative activities against a background of implementing the federal state educational standard of general secondary education.

Keywords: innovative activity; professional competency; teacher; issues of education; FSES

В связи с переходом российского системы общего образования на систему государственных стандартов, требования к современным педагогам заметно повышаются. В ФГОС основного общего образования инновационное развитие современной школы названо приоритетным направлением и его реализация подразумевает готовность педагогов к инновациям.

Тема готовности педагога к инновационной деятельности нашла отражение в исследованиях Н. Ф. Ильиной, Б. И. Канаева, С. А. Квашниной, В. С. Лазарева, Р. А. Льговой, Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина, В. З. Юсупова и др. В них готовность педагога к инновационной деятельности рассматривается как составная часть процесса становления профессиональной компетентности педагога. В. А. Сластенин и Л. С. Подымова указывают, что инновационная деятельность является социально-педагогическим феноменом, а также важнейшей особенностью педагогического труда, которая характе-

75

ризует сложную сущностную взаимосвязь общей культуры педагога, его творческого потенциала и профессиональной направленности (Сластенин, Подымова, 2007).

Учитывая то, что инновационное развитие школы становится приоритетным направлением, необходимость проведения диагностики готовности педагогов к инновационной деятельности в школе становится очевидной.

Под готовностью к инновационной деятельности С. Б. Куликов понимает внутреннюю силу, которая формирует инновационную позицию педагога. Готовность к инновационной деятельности является предпосылкой эффективной деятельности педагога, максимальной реализации его возможностей, раскрытия творческого потенциала. (Куликов, 2005). В. З. Юсупов предпосылкой формирования готовности к инновационной проектной деятельности считает освоение четырёх групп источников: «культурно-исторические источники, демонстрирующие опыт развития проективной способности человека в различных видах его продуктивного труда; социально-педагогические источники, которые составляют идеи, концепции, практический опыт решения проблем образования средствами проектной деятельности; теоретико-методологические источники, дающие представление об общих методологических основаниях, закономерностях, присущих инновационным проектам во всех областях деятельности; конвенциональные источники, представляющие собой совокупность правил, требований, норм разработки и реализации инноваций» (Юсупов, 2018: Электр. ресурс).

Мы понимаем под готовностью к инновациям индивидуальное проявление творческого стиля деятельности, в котором сочетаются определенная личностная направленность знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности.

Т. И. Сергеева и С. В. Панина, проведя анализ педагогической теории и практики, выделили основные компоненты и уровни готовности педагога к инновационной деятельности. Так, высокий уровень отражает полную готовность учителя к инновационной деятельности. Его составляющими выступают: 1) мотивационный компонент — принятие инноваций как личностной ценности; мотив как способ реализации творческого потенциала; готовность к непрерывному образованию; 2) когнитивный компонент — знание инновационных технологий обучения; владение способами проектирования новых образовательных результатов. 3) деятельностный компонент — внедрение инновационных технологий: разрабатывать и ре-ализовывать проекты, вести исследовательскую деятельность и др.). Что касается готовности низкого уровня, то она может быть сформирована в результате длительного саморазвития, принятия идей федеральных стандартов (Сергеева, Панина, 2017).

По мнению Е. Э. Воропаевой, комплекс мер по развитию возможностей педагога к участию в инновационной деятельности образовательной организации включает: 1) диагностику уровня инновационного потенциала; 2) создание инновационного информационного образовательного фонда; 3) сотрудничество с научными учреждениями; 4) выбор педагогами новшеств в соответствии с учетом интересов учащихся, связанных с тематикой опытно-экспериментальной работы школьного коллектива, запросами родителей, потребностями школы; 5) совершенствование структуры управления в условиях работы в инновационном режиме, активное участие педагогов в принятии управленческих решений; 6) Мотивация педагогов на достижение успеха (Воропаева, 2014: Электр. ресурс).

Н. Ф. Ильина полагает, что система показателей готовности и возможности участия педагога в инновационной деятельности включает: личное отношение к внедряемым в школе инновациям, собственная роль в их развитии, восприимчивость к новшествам, информационную и мотивационную готовность к освоению инноваций. Ильина Н.Ф. говорит о необходимости проведения опроса педагогов инициативной творческой группы, состоящей из представителей учителей, администрации, методических объединений (Ильина, 2014).

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что готовность педагогов к инновационной деятельности и участие в ней считаются как напрямую зависящие от мотивации педагогов, а именно от личного отношения педагогов и готовности к вводимым новшествам, а также от творческих способностей, осознания себя, как части механизма, работающего на достижение поставленной цели, принятие этой цели как личной.

Исходя из приведённого анализа научной литературы, а также ввиду необходимости принятия мер для инновационного развития школы, нами была проведена диагностика готовности педагогического коллектива ГБОУ Школа № 1637 г. Москва к инновационной деятельности. Целью данной диагностики было определить степень осведомлённости педагогов о новшествах, реализуемых в образовательной организации, а также отношение к реализуемым проектам.

Анализ результатов данной диагностики показал, что высокий уровень степени осведомлённости педагогов о новшествах, реализуемых в данной образовательной организации показали 63% педагогов; допустимый уровень степени осведомлённости педагогов о новшествах показали 35% педагогов; низкий уровень степени осведомленности педагогов о новшествах показали 2% педагогов; критический уровень степени осведомлённости педагогов о новшествах не обнаружен (диаграмма № 1).

Диаграмма № 1

■ Высокий уронень осведомлённости недопустимый уровень осведомлённости

■ Низкий уровень осведомлённости

Положительное отношение к большинству реализуемых в школе проектам у 80% педагогов, нейтральное отношение наблюдалось у 20% педагогов, отрицательное отношение к большинству реализуемых проектов не наблюдалось (диаграмма № 2).

Диаграмма №2

■ Положительное отношение ■ Нейтральное отношение

20%

ВС%

Также была проведена диагностика педагогического коллектива с целью определить степень готовности педагогического состава к инновационной деятельности. Из результатов диагностики следует, что готовность на высоком уровне показали 37,5% педагогов, принимавших участие в ис-

Диаграмма №3

12,5%

I Высокий уровень I Средний уровень Низкий уровень

2019 № 4

следовании. У 50% педагогического состава уровень готовности к инновационной деятельности средний. 12,5% педагогов имеют низкую готовность к инновациям (диаграмма № 3).

Анализ диагностики проводился по четырём критериям, а именно — отслеживалась мотивационно-творческая направленность педагогического коллектива, креативность, самооценка профильных возможностей и индивидуальных особенностей педагогов. В результате диагностики по данным критериям 50% педагогического коллектива стремятся к самосовершенствованию, к творческим достижениям, к лидерству. 50% педагогов заинтересованы в творческой деятельности, но слабо заинтересованы в самосовершенствование. Педагогов не заинтересованных в творческой деятельности, не стремящихся к творческим достижениям, для которых лидерство и самосовершенствование не является приоритетным среди педагогического коллектива ГБОУ Школа № 1637 не выявлено (диаграмма № 4).

Креативность 50% педагогов находится на среднем уровне. 37,5% педагогического коллектива оцениваю себя, как высоко креативную личностью, 12,5% педагогического коллектива считают себя некреативными личностями (диаграмма № 5).

Диаграмма №4

■ Высокий уровень

■ Средний уровень

Диаграмма № 5

12,5%

■ Высокий уровень

■ Средний уровень

■ Низкий уровень

По критерию самооценка профессиональных способностей к инновационной деятельности 37,5% педагогического коллектива владеют методами педагогического исследования, способны планировать экспериментальную работу и организовывать эксперимент. 62,5% педагогов отмечают недостаточное овладение методами педагогического исследования, но способны к сотрудничеству и использованию опыта творческой деятельности других педагогов (диаграмма № 6, 0% обычно в диаграммах не отражается).

Диаграмма № 6

Высокий уровень I Средний уровень

Что касается индивидуальных особенностей личности педагогов, то 25% педагогов оценивают себя как ответственных, уверенных в себе личностей, с высокой работоспособностью в творческой деятельности. 67,5% отмечают недостаточную уверенность в себе и недостаточную работоспособность в творческой деятельности. 12,5% не уверены в социальной значимости творческой деятельности, способность к самоорганизации слабо развита, работоспособность в творческой деятельности низкая (диаграмма № 7).

Диаграмма № 7

■ Высокий уровень Н Средний уровень

■ Низкий уровень

67,5%

Основываясь на анализе результатов проведённой диагностики, можно сделать вывод, что педагогический коллектив ГБОУ Школа № 1637 хорошо осведомлён о инновациях, вводимых образовательной организацией и имеет положительное отношение к ним, однако готовность участвовать

в инновационной деятельности находится на среднем уровне. Это может быть обусловлено низкой самооценкой профессиональных способностей педагогов к инновационной деятельности, которая выражается в недостаточной уверенности в себе, работоспособности в творческой деятельности, а также неумением планировать экспериментальную работу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Воропаева, Е. Э. (2014) Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=13880 (дата обращения: 07.05.2019).

Ильина, Н. Ф. (2014) Становление инновационной компетентности педагога в региональном пространстве непрерывного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск. 42 с.

Куликов, С. Б. (2005) Инновационная направленность современного образования как проблема философии науки // Сибирский педагогический журнал. № 1. С. 62-69.

Сластенин, В. А., Подымова, Л. С. (2007) Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. № 1. С. 42-49.

Сергеева, Т. И., Панина, С. В. (2017) Готовность учителя к инновационной деятельности в условиях реализации ФГОС // Общество: социология, психология, педагогика. № 1. С. 117-119.

Юсупов, В. З. (2018) Источники, методологические основы и понятийный аппарат проектного управления в педагогическом менеджменте [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. № 4. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/806 (дата обращения: 10.08.2019). DOI: 10.17805/trudy.2018.4.2

Дата поступления: 15.08.2019 г.

Иванова Мария Константиновна — магистрант кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]. Научный руководитель — д. п. н., проф. В. З. Юсупов.

Ivanova Maria Konstantinovna, Graduate Student, Department of Pedagogy and Psychology of Higher Education, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 37474-59. E-mail: [email protected]. Scientific Adviser - V. Z. Yusupov, Doctor of Pedagogy, Professor.

Для цитирования:

Иванова М. К. Диагностика готовности к инновационной деятельности педагогов школы (на примере ГБОУ школа № 1637) [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 4. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/ article/view/1016 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.17805/trudy.2019.4.8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.