Научная статья на тему 'Мотивация педагога к инновационной деятельности: эрзац или реальность'

Мотивация педагога к инновационной деятельности: эрзац или реальность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4436
548
Поделиться
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УСЛОВИЯ / СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MOTIVATION / THE CONDITIONS PROMOTING FORMATION OF MOTIVATION OF THE TEACHER TO INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильин Андрей Сергеевич

В статье раскрыты подходы к определению понятий «инновационная деятельность», «мотивация», выделены критериальные параметры инновационности. Исследованы подходы к пониманию содержания и структуры мотивации педагога к инновационной деятельности. Показаны роль и место мотивации в обеспечении готовности педагога к инновационной деятельности, предложены условия, способствующие формированию мотивации педагога к инновационной деятельности в повышении квалификации: актуализация инновационного потенциала педагога посредством включения его в программирующие мероприятия по формированию образа будущего и этапах его становления; организация образования педагога исходя из проблем его практики, выявленных в ходе рефлексии и деятельности ближайшего периода; осуществление морального и материального стимулирования педагога исходя из результатов инновационной деятельности. Показаны возможные пути реализации данных условий в системе повышения квалификации.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильин Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Мотивация педагога к инновационной деятельности: эрзац или реальность»

УДК 378.091.398

МОТИВАЦИЯ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЭРЗАЦ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

Ильин А.С.

Аннотация. В статье раскрыты подходы к определению понятий «инновационная деятельность», «мотивация», выделены критериальные параметры инновационности. Исследованы подходы к пониманию содержания и структуры мотивации педагога к инновационной деятельности. Показаны роль и место мотивации в обеспечении готовности педагога к инновационной деятельности, предложены условия, способствующие формированию мотивации педагога к инновационной деятельности в повышении квалификации: актуализация инновационного потенциала педагога посредством включения его в программирующие мероприятия по формированию образа будущего и этапах его становления; организация образования педагога исходя из проблем его практики, выявленных в ходе рефлексии и деятельности ближайшего периода; осуществление морального и материального стимулирования педагога исходя из результатов инновационной деятельности. Показаны возможные пути реализации данных условий в системе повышения квалификации.

Approaches to definition of concepts «innovative activity», «motivation» are disclosed in article. Criteria parameters of innovationists are shown. Approaches to understanding of the contents and structure of motivation of the teacher to innovative activity are investigated. The role and a place of motivation of the teacher in ensuring readiness to innovative activity are shown, the conditions promoting formation of motivation of the teacher to innovative activity in professional development are offered: updating of innovative potential of the teacher by means of his inclusion in programming actions for formation of an image of the future and stages of its formation; the organization of education of the teacher proceeding from the problems his practicing revealed during a reflection and activity of the next period; implementation of moral and material stimulation of the teacher proceeding from results of innovative activity. Possible ways of

realization of these conditions in professional development system are shown.

Ключевые слова: мотивация, инновационная деятельность; условия, способствующие формированию мотивации педагога к инновационной деятельности.

Motivation, innovative activity; the conditions promoting formation of motivation of the teacher to innovative activity.

Одной из приоритетных задач системы повышения квалификации в современных условиях является активизация разработки новых средств, направленных на обеспечение готов -ности педагога к работе в изменяющихся условиях на основе многообразия образовательных программ, учебников и образовательных учреждений. Поэтому не удивительно, что в последнее время актуализировался вопрос подготовки педагога к инновационной деятельности, т.к. развитие творческого потенциала его личности - ключевое условие обеспечения готовности к работе в условиях изменений.

В последние годы в связи с модернизаци-онными процессами в образовании активизировались научные разработки в области педагогической инноватики. Ученые рассматривают инновации с различных позиций: теоретических основ и сущности инноваций (В.Л. Аношкина, Т.Т. Браже, Г.И. Герасимов, Л.Н. Горбунова, Л.В. Илюхина, А.И. Пригожин, С.В. Резванов, Г.С. Сухобская и др.); классификации нововведений в образовании (К. Ангеловски, Г.И. А.И. Пригожин, В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, О.Г. Хомерики, П.В. Худоминский); реализации инновационных технологий за рубежом (М.В. Кларин), становления инновационной деятельности в современной российской школе (В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, В.Л. Зорина, Д.Б. Эльконин,

А.А. Ярулов и др.), учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования (К.Я. Вазина, Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова, Т.Г Новикова, О.Г. Смолянинова), а

также управления ими (В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян).

Выявлены общие и специфические особенности инновационной деятельности педагогов (Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова, Л.М. Фридман, А.И. Щербаков и др.), оформлены общие подходы к инновационному образованию взрослых (К.Я. Вазина, М.Т. Громкова, М.В. Кларин, М.А. Мкртчян и др.).

Прежде чем анализировать состояние вопроса определимся с понятиями «инновация» и «инновационная деятельность», которые являются основой для дальнейших исследований, связанных с инновационной тематикой. Данные понятия встречаются в трудах Ю.В. Громыко, В.С. Лазарева, Б.П. Мартиросяна, А.И. Приго-жина, В.А. Сластенина и др.

В науке нет единой трактовки понятия «инновация». Понятие «инновация» было введено в научных исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Но при этом, как отмечает В. Никитин, происходит «отказ от самой идеи культуры (т.е. от трансляции устойчивых норм, образцов, эталонов) и переход к идее оформления и распространения мутаций культурных форм» [12]. Необходимо заметить, что в процессе интеграции элементов двух культур появляется третья, отличная от исходных.

В подтверждение этого приведем точку зрения американского культурантрополога М. Херсковица: «в процессе трансляции культурно задаваемых ценностей, моделей поведения индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходства с членами данной культуры и отличия от членов других культур» [15].

По определению Ю.В. Громыко, «инновация есть не что иное, как способ организации связей между принципиально новыми образами, культивируемыми и выращиваемыми на экспериментальной площадке, и огромным массивом традиционных практик. Инновации выполняют функцию обеспечения присвоения некоторого принципиально нового образца на достаточно больших и широких массивах практики с последующим его приживлением и сохранением», т.е., с одной стороны, инновации позволяют строить будущее в соответствии с

существующими тенденциями, с другой, - обогащают практику [4]. В этом определении автор не только обращает внимание на сущностную характеристику инновации (принципиальная новизна), но и поднимает вопрос о тиражировании инновации в массовую практику, подготовку носителей инновационной деятельности, что является основанием для создания сети площадок экспериментального типа.

Н.И. Лапин определяет инновационную деятельность как метадеятельность, изменяющую рутинные компоненты репродуктивных видов деятельности [10].

В.С. Лазарев и Б.П. Мартиросян под инновационной деятельностью школы понимают целенаправленное введение новшеств (нововведений) в педагогическую систему с целью повышения качества образования [8; с. 17]. В качестве субъекта инновационной деятельности ученые рассматривают педагогический коллектив или группу педагогов школы, занимающихся внедрением новшества. Содержанием инновационной деятельности является преобразование педагогической системы школы посредством внедрения новшеств. Назначением инновационной деятельности, по их мнению, становится выявление необходимости изменений педагогической системы школы, поиск и эффективное использование существующих возможностей для реализации этих изменений.

В теории инновационной личности, разработанной Э. Хагеном, так описывается концепция «личности, создающей современность» (в нашей трактовке инновационной личности): такая личность способна создавать самопод-держиваемые изменения, которые преобразуют общественную жизнь - ее стандарты, ценности и т.д., что является предпосылкой усиления экономического роста, распространения предпринимательства, накопления капитала. С.Г. Кара-Мурзой многообразие типов жизнеуст-роения обществ сведено к двум - жизнеустрое-ние по типу семьи, основанное на принципах солидаристской морали, и по типу рынка на основе морали, тяготеющей к принципам соци-ал-дарвинизма [7]. В целом, готовность к инновационной деятельности правомерно рассматривается как сформированность личностного ресурса человека, обеспечивающего свободу его интеллектуальной самореализации в условиях изменяющейся социальной реальности.

На основе обобщения рассмотренных подходов к определению «инновационная деятельность» делаем вывод о том, что инновационная деятельность в образовании характеризуется как минимум разработкой и внедрением принципиально новых образов содержания и технологий обучения, наличием носителей, которые данную деятельность осуществляют, а инновационная личность характеризуется таким качеством как способность к преобразованию действительности на основе ответственности и творчества. В качестве рабочего определения будем считать, что инновационная деятельность - это целенаправленное введение нов -шеств (нововведений) в образовательных системах разных уровней (школьного, муниципального, регионального) с целью повышения качества образования и обеспечения динамичного развития общества. Данный подход предусматривает не поддержку любых осуществляемых инноваций, а ориентацию осуществляемых в школах инновационных процессов на цели модернизации той или иной стратегии развития образования и стимулирование педагогов на инновации, адекватные этим целям.

Так как основным носителем данной деятельности является педагог, поэтому формирование мотивации к инновационной деятельности - ключевое условие обеспечения его готовности к работе в условиях изменений. Инновационная деятельность учителя является своеобразной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, проявлениям мотивации, состояниям личности. Позитивное или негативное отношение к инновационной деятельности в целом определяется иерархией мотивов.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию сущности, природы, структуры, а также методам изучения и средствам её формирования. Данной проблеме посвящено большое количество монографий как отечественных (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, В.И. Ковалёв, А.Н. Леонтьев, В.Г. Леонтьев, М.Ш. Магомет-Эминов, А.К. Маркова, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, З. Фрейд, Х. Хекхаузен и др.).

С точки зрения К. Роджерса, «если человеку дать возможность раскрыть врожденный потенциал, он будет развиваться оптимально и эффективно». Такая конструктивная реализация врожденных возможностей позволяет человеку повышать свою компетентность, идентичность и профессионализм, а всему человечеству двигаться в направлении независимости, зрелости, социальной ответственности и творческой устремленности [13]. Хотя ясно и то, что сколько бы гуманным не было или не хотело бы быть общество, оно не может гарантировать полное развитие личности.

Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в разных аспектах. Исследователи определяют ее и как один конкретный мотив, и как систему мотивов в их сложном переплетении и взаимосвязи. Однако можно утверждать, что, несмотря на разнообразие определений, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. Мотивы непосредственно связаны с содержанием деятельности, которую они побуждают.

Как психологическая проблема мотивация выступает в виде системы взаимосвязанных вопросов о закономерностях и условиях прояв -ления, изменения, формирования.

Среди всех видов мотивации наиболее важными являются внутренние, т.е. мотивы, непосредственно связанные с самой профессиональной деятельностью и процессом её протекания.

В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека - его поведения и деятельности. Мотивацию рассматривают как сложную, неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д.

Трактовка мотива соотносит это понятие либо с потребностью (А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и её удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности. В контексте теории деятельности

А.Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

но как означающий то объективное, в чём эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее её» [11; с. 38]. Согласно Л.И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, чувства, словом, всё то, в чём нашла воплощение потребность [2].

Так как социальные изменения имеют программно-целевую обусловленность (М.А. Мкртчян), то появление и закрепление инноваций в практике образовательных учреждений будет зависеть от того, насколько каждый член педагогического коллектива осознает область преобразований, мотивирован на инновационное изменение собственной практики и проектирует свои действия по преобразованию.

К. Ангеловски одним из ведущих признаков квалификации учителя считает его отношение к новшествам - активное участие в инновационных общественных процессах в целом и конкретно в своей деятельности. Ученым выделены основные мотивы работы педагогов в инновационном режиме, а именно: повышение эффективности работы, удовлетворенность общества результатами образования, личностное самоутверждение, материальные стимулы [1].

Мотивация определяет личностную готовность педагога к инновационной деятельности наряду с профессионально-важными качествами, направленностью, уровнем притязаний, самооценкой, образом «Я».

В этом контексте представляет интерес исследование Г.И. Герасимова и Л.В. Илюхиной, которые на личностном уровне выделяют следующие критериальные параметры инновационности:

— принята ли инновация как личностно значимая ценность;

— разделяется ли подход к инновации как к необходимому социальному механизму развития системы образования;

— понимается ли инновация в качестве целостной системы отношений и специфически организованной деятельности;

— переведено ли это отношение в организа -цию собственной профессиональной деятельности;

— в какой мере в собственной деятельности присвоена специфика инновационной её организации [4; с. 102].

В.А. Сластенин и Л.С. Подымова выделяют следующие критерии готовности педагога к инновационной деятельности:

— осознание педагогом необходимости в инновационной деятельности;

— готовность к вовлечению в творческую деятельность по введению новшества;

— уверенность в том, что новшество принесет позитивный результат;

— согласованность личных целей с инновационной деятельностью;

— готовность к преодолению творческих неудач;

— уровень технологической готовности к выполнению инновационной деятельности;

— позитивная оценка своего предыдущего опыта в свете инновационной деятельности;

— способность к профессиональной рефлексии [14].

Как справедливо отмечает Т.Н. Разуваева, с точки зрения психологии готовность к инновационной деятельности как отдельного педагога, так и педагогического коллектива в целом определяется его ориентированностью на изменения, этической готовностью, позитивностью восприятия условий инновационной деятельности, готовностью к использованию культурных способов управления этой деятельностью и готовностью к восприятию новшеств извне [9].

Личностная составляющая готовности представлена Н.Ф. Ильиной по уровням. Мотив участия в инновационной деятельности на первом уровне заключается в способе избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия; на втором — как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег; на третьем — выполнение своего профессионального долга; на четвертом — способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития [5].

Проведённый анализ научной литературы свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме мотивации педагога к инновационной деятельности, и стоит вопрос о том, какие условия способствуют ее (мотивации) формированию.

На основе анализа теории и практики инновационного образования нами выявлены сле-

дующие условия, способствующие формированию мотивации педагога к инновационной деятельности:

1. Актуализация инновационного потенциала педагога посредством включения его в программирующие мероприятия по формированию образа будущего и этапов его становления.

2. Организация образования педагога, исходя из проблем его практики, выявленных в ходе рефлексии.

3. Осуществление морального и материального стимулирования педагога исходя из результатов инновационной деятельности.

Первое условие вызывает необходимость проведения организационно-деятельностных семинаров. В ходе данных семинаров в результате специально организованной работы у участников формируются общие представления о ближайших этапах становления инновационной деятельности, предъявляются ожидания как всего коллектива, так и отдельных педагогов, обсуждается, каким должен быть следующий шаг в строительстве инновационной практики в данном учреждении. Мероприятия по коллективному программированию деятельности дают возможность каждому участвовать в программировании инновационной деятельности на предстоящий период. Продуктом их являются инновационные программы развития школ и программы производственной деятельности отдельных педагогов. Совместное программирование необходимо, т.к. позволяет:

— увидеть проблемы и найти способы их решения до разворачивания инновационных работ на следующем этапе;

— более реально представить предстоящую деятельность (получить не прожекты, а программы);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— действовать каждому в пределах своей компетенции, исходя из общих представлений;

— влиять на представления других людей, тем самым управлять своим будущим.

Мероприятия по формированию общих представлений об образе отдаленного будущего, о ближайших этапах инновационной деятельности, коллективное программирование предстоящей деятельности имеют образовательную значимость, т.к. педагоги осваивают способы программирования и проектирования

собственной деятельности, способы работы с представлениями других людей, совершенствуют коммуникативные умения и навыки.

В программировании деятельности обязательным является программирование профессионального образования субъекта, где обсуждается, что должно быть освоено каждым педагогом: знания, умения, способы действия, необходимые для того, чтобы реализовать программу ближайшего периода. Это служит основой индивидуальной образовательной программы педагога.

Реализация второго условия заключается в разрешении индивидуальных образовательных дефицитов педагогов посредством составления и реализации индивидуальных образовательных программ. Данный процесс предполагает обогащение знаний и умений педагога, формирование профессиональных компетентностей, необходимых для успешного выполнения инновационной деятельности.

По определению Н.Ф. Ильиной, индивидуальная образовательная программа включает представления педагога о задачах и содержании образования (информации, знаниях, способах работы), последовательности и действиях по его освоению (в том числе совместных с другими педагогами), времени, которое планируется затратить [6].

Индивидуальные образовательные программы педагогов строятся за счет организации рефлексивного процесса, в ходе которого действия педагога в реальной практике сопоставляются с его актуальными качествами: знаниями, представлениями, опытом, индивидуальностью (мастерством, способностями, профессиональной компетентностью и т.д.).

При составлении индивидуальной образовательной программы педагогу необходимо восстановить реальную практику, выделить достижения, проблемы и трудности, понять их основания (за счет чего получается? в чем причина неудач?), исходя из этих оснований, понять, в каком образовании он нуждается, и оформить образовательные задачи. Затем необходимо оформить программу действий по их реализации, при этом, если есть необходимость, согласовать отдельные действия с кол -легами, методистом и др.

Работа по осознанию и оформлению индивидуальных образовательных задач и програм-

мы действий по их реализации, чаще всего, происходит в малых группах, при этом коллегами оказывается помощь посредством вопросов уточняющего и проблематизирующего характера.

Третье условие предполагает при переходе на новую систему оплаты труда внесение в критерии и показатели стимулирующих выплат инновационной деятельности педагога, организацию профессиональных конкурсов инновационной тематики, представление педагогов, осуществляющих инновационную деятельность и имеющих высокие результаты, к наградам и почетным званиям.

Таким образом, реализация условий, способствующих формированию мотивации педагога к инновационной деятельности, требует изменений в управлении образовательным учреждением, содержании, методах, формах организации повышения квалификации педагога.

Литература

1. Ангеловски, К. Учителя и инновации: книга для учителя / Пер. с македонского. — М., 1991. — С. 34-37, 88-89.

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — СПб., Питер, 2008. — 400 с.

3. Герасимов Г.И. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы / Г.И. Герасимов, Л.В. Илюхина. — Ростов-на-Дону, 1999. — 136 с.

4. Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование развития образования / Ю.В. Громыко. — М., 1996. — 545 с.

5. Ильина, Н.Ф. Развитие инновационного потенциала образовательного учреждения /

Н.Ф. Ильина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009.

- № 5 - С. 53-56.

6. Ильина, Н.Ф. Региональная система непрерывного педагогического образования: поиск инновационной концепции / Н.Ф. Ильина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал - Челябинск, 2012. - № 10. - С. 25-31.

7. Козин, Н.Г. Искушение либерализмом / Н.Г. Козин // Вопросы философии. - № 9. -2006. - С. 47-67.

8. Лазарев В.С. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы /

В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян // Педагогика -2003. - № 3. - С. 17-25.

9. Лазарев, В.С. Психология коллектива как субъекта инновационной деятельности / ВС. Лазарев, Т.Н. Разуваева. - Сургут: РИО СурГПУ, 2009. - 195 с.

10. Лапин, Н.И. Теория и практика инноватики: учеб. пособие / Н.И. Лапин. - М.: Университетская книга; Логос, 2008. - 328 с.

11. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

12. Никитин, В. Образование в ловушке развития / В. Никитин // Кентавр. - 2004. -№33. - С. 36-41.

13. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. По-дымова. - М.: Магистр, 1997. - 223 с.

15. Herskovits, M.J. Les basis del, antropolo-gie culturelle / M.J. Herskovits. - Paris, 1967.