ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ К ВНЕДРЕНИЮ ИКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Лукичева М.С.
Лукичева Маргарита Сергеевна - учитель информатики, Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 21 им. Василия Ивановича Белова, г. Вологда
Аннотация: одним из важнейших вопросов информатизации общества является вопрос внедрения современных информационных технологий в образовательную деятельность общеобразовательной организации. Однако, на пути развития электронного документооборота в школе, как правило, стоят два серьезных препятствия: недостаточное финансирование развития информационных технологий в сфере образования и неподготовленность педагогических кадров к работе с современными технологиями электронного документооборота. Целью исследования является выявить и создать благоприятные условия для формирования мотивации педагогов к внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность общеобразовательной организации. На основе анализа теории и практики сформулированы условия, которые способствуют формированию мотивации педагога к внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность общеобразовательной организации:
1. Актуализация инновационного потенциала педагога посредством включения его в мероприятия, формирующие образ будущего и этапов его становления.
2. Повышение уровня образования педагога, основываясь на проблемах его практики, выявленных в ходе анализа.
3. Осуществление материального и морального стимулирования педагога в зависимости от результатов использования информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, формирование мотивации педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности зависит от: осознания педагогами необходимости использования ИКТ в своей деятельности; готовности к вовлечению в творческую деятельность во введении новшества; уверенности в том, что использование ИКТ принесет позитивный результат; готовности к преодолению творческих неудач; уровня технологической готовности к использованию ИКТ; оценки предыдущего опыта в свете использования ИКТ; способности к профессиональной рефлексии.
Результатом формирования мотивации педагогов к внедрению информационно -коммуникационных технологий в деятельность общеобразовательной организации является желание педагогов участвовать в создании и реализации программы информатизации школы; заинтересованность в передаче своих знаний и опыта в сфере ИКТ коллегам и учащимся; стремление анализировать проблемы, связанные с информатизацией образовательного процесса школы, и искать пути их решения. Ключевые слова: мотивация педагогов, ИКТ, деятельность общеобразовательной организации, общеобразовательная организация, информатизация, инновационная деятельность.
Современный период развития общества определяют как этап информатизации. Информатизация общества предполагает всестороннее и массовое внедрение средств и методов сбора, обработки, анализа, хранения, передачи информации средствами компьютерных технологий, а также разнообразных устройств передачи данных, включая компьютерные сети.
Чрезвычайно важным является вопрос внедрения современных информационных технологий в образовательную деятельность общеобразовательной организации.
Компьютеризация должна охватывать как учебный процесс, так и внутреннюю работу организации. Следует отметить, что использование современных информационных технологий не означает простое насыщение общеобразовательной организации компьютерами, подключенными к сети Интернет. Информатизация — это переход к электронной системе документооборота, использование электронных учебников, дистанционное обучение, овладение алгоритмическими языками и их применение в учебном процессе и научно-исследовательской работе, работа с электронными таблицами, графическими пакетами, редакторами презентаций и проектирование с их помощью, работа с системами управления базами данных и т.д.
На основе анализа научно-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что информационно-коммуникационные технологии представляют собой средства организации познавательной деятельности учащихся, систему научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области, совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённая технологическим процессом и обеспечивающая сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности.
Таким образом, одной из приоритетных задач системы повышения квалификации в современных условиях является активизация разработки новых средств, направленных на обеспечение готовности педагога к работе в изменяющихся условиях на основе многообразия образовательных программ, учебников и образовательных учреждений. Поэтому в последнее время актуализировался вопрос внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность.
По мнению М.А. Мкртчян, данные социальные изменения имеют программно -целевую обусловленность, поэтому внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику образовательных учреждений будет зависеть от того, насколько каждый член педагогического коллектива осознает область преобразований, мотивирован на применение этих технологий в собственной практике и проектирует свои действия по преобразованию.
К. Ангеловски одним из ведущих признаков квалификации учителя считает его отношение к использованию информационно--коммуникационных технологий. Ученым выделены основные мотивы работы педагогов в рамках данной технологии, а именно:
- повышение эффективности работы;
- удовлетворенность общества результатами образования;
- личностное самоутверждение;
- материальные стимулы [1].
Мотивация определяет личностную готовность педагога к внедрению информационно-коммуникационных технологий в свою работу наряду с профессионально-важными качествами, направленностью, уровнем притязаний, самооценкой, образом «Я». В этом контексте представляет интерес исследование Г.И. Герасимова и Л.В. Илюхиной, которые на личностном уровне выделяют следующие критериальные параметры информационно-коммуникационной компетентности:
- принята ли инновация как личностно значимая ценность;
- разделяется ли подход к внедрению информационно-коммуникационной технологии как к необходимому социальному механизму развития системы образования;
- понимается ли инновация в качестве целостной системы отношений и специфически организованной деятельности;
- переведено ли это отношение в организацию собственной профессиональной деятельности;
- в какой мере в собственной деятельности используются информационно -коммуникационные технологии [2].
Как справедливо отмечает Т.Н. Разуваева, с точки зрения психологии готовность к внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность, как отдельного педагога, так и педагогического коллектива в целом определяется его ориентированностью на изменения, этической готовностью, позитивностью восприятия условий инновационной деятельности, готовностью к использованию культурных способов управления этой деятельностью и готовностью к восприятию новшеств извне [4].
Личностная составляющая готовности представлена Н.Ф. Ильиной по уровням. Мотив внедрения информационно-коммуникационных технологий на первом уровне заключается в способе избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия; на втором - как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег; на третьем - выполнение своего профессионального долга; на четвертом - способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития [3].
Таким образом, проведённый анализ научной литературы свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме мотивации педагога к внедрению информационно-коммуникационных технологий, и стоит вопрос о том, какие условия способствуют ее (мотивации) формированию.
На основе анализа теории и практики сформулированы условия, которые способствуют формированию мотивации педагога к внедрению информационно -коммуникационных технологий в деятельность общеобразовательной организации:
1. Актуализация инновационного потенциала педагога посредством включения его в мероприятия, формирующие образ будущего и этапов его становления.
2. Повышение уровня образования педагога, основываясь на проблемах его практики, выявленных в ходе анализа.
3. Осуществление материального и морального стимулирования педагога в зависимости от результатов использования информационно -коммуникационных технологий.
Первое условие вызывает необходимость проведения организационно -деятельностных семинаров. В ходе данных семинаров в результате специально организованной работы у участников формируются общие представления о возможностях использования ИКТ, предъявляются ожидания, как всего коллектива, так и отдельных педагогов, обсуждается, каким должен быть следующий шаг в освоении информационно-коммуникационных технологий в данном учреждении. Мероприятия по коллективному планированию деятельности дают возможность каждому участвовать в планировании инновационной деятельности на предстоящий период. Продуктом их являются программы развития школ и программы производственной деятельности отдельных педагогов.
Совместное планирование деятельности необходимо, так как позволяет:
- увидеть проблемы и найти способы их решения;
- более реально представить предстоящую деятельность;
- действовать каждому в пределах своей компетенции, исходя из общих представлений;
- влиять на представления других людей, тем самым управлять своим будущим.
В планировании деятельности обязательным является планирование профессионального образования субъекта, где обсуждается, что должно быть освоено каждым педагогом: знания, умения, способы действия, необходимые для того, чтобы реализовать программу ближайшего периода. Это служит основой индивидуальной образовательной программы педагога.
Реализация второго условия заключается в разрешении индивидуальных образовательных дефицитов педагогов посредством составления и реализации индивидуальных образовательных программ. Данный процесс предполагает обогащение знаний и умений педагога, формирование профессиональных
78
компетентностей, необходимых для успешного внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности.
Третье условие предполагает при переходе на новую систему оплаты труда внесение в критерии и показатели стимулирующих выплат использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога, организацию профессиональных конкурсов в рамках данных технологий, представление педагогов, осуществляющих эту деятельность и имеющих высокие результаты, к наградам и почетным званиям.
Таким образом, формирование мотивации педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности зависит от: осознания педагогами необходимости использования ИКТ в своей деятельности; готовности к вовлечению в творческую деятельность во введении новшества; уверенности в том, что использование ИКТ принесет позитивный результат; готовности к преодолению творческих неудач; уровня технологической готовности к использованию ИКТ; оценки предыдущего опыта в свете использования ИКТ; способности к профессиональной рефлексии.
Результатом формирования мотивации педагогов к внедрению информационно -коммуникационных технологий в деятельность образовательной организации является желание педагогов участвовать в создании и реализации программы информатизации школы; заинтересованность в передаче своих знаний и опыта в сфере ИКТ коллегам и учащимся; стремлением анализировать проблемы, связанные с информатизацией образовательного процесса школы, и искать пути их решения.
Список литературы
1. Ангеловски К. Учителя и инновации: книга для учителя / Пер. с македонского. М., 1991. С. 34-37, 88-89.
2. Герасимов Г.И. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы / Г.И. Герасимов, Л.В. Илюхина. Ростов-на-Дону, 1999. 136 с.
3. Ильина Н. Ф. Развитие инновационного потенциала образовательного учреждения / Н.Ф. Ильина // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2009. № 5. С. 53-56.
4. Лазарев В.С. Психология коллектива как субъекта инновационной деятельности / В.С. Лазарев, Т.Н. Разуваева. Сургут: РИО СурГПУ, 2009. 195 с.
РОЛЬ КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Старкова О.В.
Старкова Ольга Викторовна - воспитатель, Детский сад № 19 «Зоренька», г. Архангельск
Аннотация: в данной статье описывается каргопольская игрушка, ее особенность в патриотическом воспитании детей. Рассказывается об основных методах воспитания с помощью каргопольской игрушки, описывается ее важность и историческое происхождение. Методы воспитания ребенка соответствуют государственным стандартам.
Ключевые слова: каргопольская игрушка, народная игрушка, патриотическое воспитание, воспитание детей.