Научная статья на тему 'Роль каргопольской игрушки в патриотическом воспитании детей Архангельской области'

Роль каргопольской игрушки в патриотическом воспитании детей Архангельской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА / НАРОДНАЯ ИГРУШКА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старкова Ольга Викторовна

В данной статье описывается каргопольская игрушка, ее особенность в патриотическом воспитании детей. Рассказывается об основных методах воспитания с помощью каргопольской игрушки, описывается ее важность и историческое происхождение. Методы воспитания ребенка соответствуют государственным стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль каргопольской игрушки в патриотическом воспитании детей Архангельской области»

компетентностей, необходимых для успешного внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности.

Третье условие предполагает при переходе на новую систему оплаты труда внесение в критерии и показатели стимулирующих выплат использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога, организацию профессиональных конкурсов в рамках данных технологий, представление педагогов, осуществляющих эту деятельность и имеющих высокие результаты, к наградам и почетным званиям.

Таким образом, формирование мотивации педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности зависит от: осознания педагогами необходимости использования ИКТ в своей деятельности; готовности к вовлечению в творческую деятельность во введении новшества; уверенности в том, что использование ИКТ принесет позитивный результат; готовности к преодолению творческих неудач; уровня технологической готовности к использованию ИКТ; оценки предыдущего опыта в свете использования ИКТ; способности к профессиональной рефлексии.

Результатом формирования мотивации педагогов к внедрению информационно -коммуникационных технологий в деятельность образовательной организации является желание педагогов участвовать в создании и реализации программы информатизации школы; заинтересованность в передаче своих знаний и опыта в сфере ИКТ коллегам и учащимся; стремлением анализировать проблемы, связанные с информатизацией образовательного процесса школы, и искать пути их решения.

Список литературы

1. Ангеловски К. Учителя и инновации: книга для учителя / Пер. с македонского. М., 1991. С. 34-37, 88-89.

2. Герасимов Г.И. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы / Г.И. Герасимов, Л.В. Илюхина. Ростов-на-Дону, 1999. 136 с.

3. Ильина Н. Ф. Развитие инновационного потенциала образовательного учреждения / Н.Ф. Ильина // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2009. № 5. С. 53-56.

4. Лазарев В.С. Психология коллектива как субъекта инновационной деятельности / В.С. Лазарев, Т.Н. Разуваева. Сургут: РИО СурГПУ, 2009. 195 с.

РОЛЬ КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Старкова О.В.

Старкова Ольга Викторовна - воспитатель, Детский сад № 19 «Зоренька», г. Архангельск

Аннотация: в данной статье описывается каргопольская игрушка, ее особенность в патриотическом воспитании детей. Рассказывается об основных методах воспитания с помощью каргопольской игрушки, описывается ее важность и историческое происхождение. Методы воспитания ребенка соответствуют государственным стандартам.

Ключевые слова: каргопольская игрушка, народная игрушка, патриотическое воспитание, воспитание детей.

Издавна большое значение на Руси имели народные игрушки. Ярким примером такой игрушки в Архангельской области является каргопольская игрушка. Первоначально фигурки птиц, животных, человека имели ритуальное значение и носили обобщённый характер [2, с. 145]. Постепенно предназначение игрушек менялось и каргопольскую игрушку стали готовить к жизни, которая стала частью изучения и познания мира, определяла патриотическое, духовное и физическое воспитание детей. Мы видим необходимость показать особую роль каргопольской игрушки в воспитании детей в дошкольном возрасте, отразить её, как одну из главных традиций и культур Севера.

Восприятие детей каргопольской игрушки в определенный возрастной период разное. Поэтому воспитателю необходимо грамотно подбирать дидактические материалы к каждому возрасту. Разумно, в младшем возрасте ознакомить с внешним видом игрушки, её материалом, показать отличительные свойства от других глиняных игрушек.

Мы отмечаем важность общения детей с каргопольской игрушкой на непрерывно-образовательной деятельности очень важно для художественно-эстетического развития. С помощью изобразительной деятельности дети усваивают навыки росписи игрушки: дети расписывают традиционные формы и виды каргопольской игрушки. Например, роспись барышни, как символ матери-земли на Руси отражает наряд того времени с её отличительными элементами росписи, как изображено на рисунке 1 (3). Мы используем разные формы и виды игрушки, традиционными из них являются: кони, утушки, коровы, тяни-толкай, полкан.

Рис. 1. Роспись каргопольской игрушки Ульяны Ивановны Бабкиной

По словам одного из продолжателя дела Ульяны Ивановны Бабкиной, роспись барышни должна быть в ярких тонах на кокошнике, платье либо на сарафане [1, с. 158]. Важными и главными отличиями каргопольской игрушки от других является их приземистая форма, белый фон, на котором используются черные, темно -зеленые, коричневые цвета с элементами оживления красного и желтого цвета (смотрите рисунок 2) (4).

Рис. 2. Пример каргопольской игрушки

Народную игрушку используем в воспитательно-образовательном процессе с учетом требований ФГОС ДО. Изготавливать каргопольскую куклу очень сложно, поэтому материал для лепки лучше выбрать - глину, которая даст ребенку ощутить ее физические и материальные свойства, и произойдет развитие мелкой моторики. В

процессе практической творческой деятельности дети отражают элементы декора куклы, её наряд. Очевидно, что непрерывно-образовательная деятельность сформирует у них тактильную и зрительную чувствительность.

Сформировать образные представления на основе развития образного восприятия помогут занятия с подобранной видеотекой о народной каргопольской игрушке [5, с. 147]. Важно выделить, что в таких видеороликах и картинках должны присутствовать быт, промысел и обстановка каргопольской мастерицы тех времен. Немаловажно, показать мастериц Каргополя, в частности Ульяну Ивановну Бабкину, которая являлась хранителем традиционной каргопольской игрушки. Знакомство с её творчеством и биографией поможет детям более целостно представлять каргопольскую игрушку, как ценностную традицию русского севера.

Сравнивая каргопольскую игрушку с другими, например дымковской, мы активизируем аналитическую деятельность ребенка. В процессе такого изучения народных игрушек ребенок научится выделять существенные признаки и качества, а затем при повторном наблюдении будет сравнивать их.

На основе опыта нашей работы мы приведем методы для работы с детьми по знакомству с каргопольской игрушкой, которые не были указаны ранее.

Таблица 1. Методы знакомства с каргопольской игрушкой

Метод Прием

Наблюдение Показывая карпогольскую игрушку, учим детей выделять характерные свойства игрушки, сравнивать её с другими и анализировать образ игрушки.

Беседа В ходе обсуждений с детьми, задавать наводящие вопросы на полученные знания об игрушке, с целью закрепления материала.

Чтение художественной литературы Чтение сказок поможет визуализировать детям игрушку и развивать мышление.

Дидактическая игра В такой игре можно обыграть куклу, как живую. Игра поможет детям запомнить образ игрушки на эмоциональном подходе.

Демонстрация наглядных пособий Показ фильмов или слайдов даст наиболее точное представление об игрушке, почувствовать каргопольский быт.

Моделирование Использование такого метода необходимо для формирования знаний о свойствах, структуре каргопольской игрушке.

При знакомстве детьми с каргопольской игрушкой мы выполнили ряд задач:

1. Отбор материала и содержания в соответствие с возрастными особенностями детей.

2. Интеграция образовательный областей, соответствующих ФГОС ДО;

3. Использование регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе с целью ознакомления детьми с традициями и культурой Архангельской области.

В ходе проделанной работы можно сделать вывод, что знакомство с детьми народного творчества, поможет развивать у детей устойчивый интерес к произведениям искусства, к традициям, обычаям, быту. Так же позволит прививать детям любовь, эстетический вкус и бережное отношение к игрушке. Если знакомить детей с малых лет с народным творчеством, то это поможет сохранить традиции и обычаи на следующие поколения.

Список литературы

1. Рогозина Н.И., Попова О.Т., Загайнова Н.А. Бабушкины уроки [Текст]: художественный труд и изобразительное искусство в начальной школе / [Н.И. Рогозина, О.Т. Попова, Н.А. Загайнова и др.]; Арханг. обл. инт переподгот. и повышения квалификации работников образования. Архангельск: ИППК, 1997. 240 с.

2. Берко А.М., Космина О.Н. Роль народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2013. № 19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.m/artide/n/rol-narodnoy-igrushki-v-protsesse-vospitamya-i-obucheniya-detey-starshego-doshkolnogovozrasta/ (дата обращения: 12.11.2016).

3. Каргопольская игрушка - история возникновения. Лепка каргопольской игрушки. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ib.ru/article/145906/kargopolskaya-igrushka—istoriya-vozniknoveniya-lepka-kargopolskoy-igmshki/ (дата обращения: 12.11.2016).

4. Лепим из глины с детьми. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://deti-i-glina.ru/kargopolskaya-glinyanaya-igrushka-ulyana-babkina/ (дата обращения: 12.11.2016).

5. Веракса Т.С. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика Синтез, 2014. 368 с.

МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА. СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ К ТРУДУ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Соснова А.С.

Соснова Анастасия Сергеевна - бизнес-консультант, группа компаний «Психология управления», г. Москва

Аннотация: определены роль и содержание управления мотивацией сотрудников в организации. Выведены ключевые функции менеджмента, из них особое внимание уделено управлению мотивацией персонала. В статье выявлены основные факторы, влияющие на мотивацию к труду сотрудников компании, и выделены способы работы управленца с мотивацией подчиненного. Представлены основные виды мотивации к труду персонала организации. Также описана двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга, стоящая у истоков формирования мотивационных профилей кадров.

Ключевые слова: функции менеджмента, мотивация, руководитель, нематериальная мотивация, способы мотивации к труду подчиненных, менеджмент, потребности.

УДК 005

Сущность любой деятельности проявляется в её функциях. Функции подразумевают целевое назначение деятельности любой организации или её общую задачу. А также вид управленческих действий и сферу принятия специфических решений.

Основными функциями менеджмента, определёнными Анри Файолем ещё 1916 году, являются планирование, организация, контроль и координация [1, 17]. Однако, эффективность любого хозяйственно - производственного процесса не может быть определена только данными основными функциями. Не менее важным фактором, чем эффективная организационная структура, согласованные цели и чётко поставленные задачи, является качество работы персонала. Что напрямую зависит от самих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.