Научная статья на тему 'Мобильная компьютерная школа «Спутник» в условиях удаленной сельской провинции'

Мобильная компьютерная школа «Спутник» в условиях удаленной сельской провинции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии в образовании / информационная культура / ИКТ-компетенции / информатизация / information technology in education / information culture / ICT-competence / mobile computer school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожкова О. Ю., Евстифеева О. В. ,.

Проект направлен на решение проблем информатизации образования, формирования ИКТ-компетенций педагогов и школьников сельских образовательных учреждений, ускорение темпов освоения и внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Основная идея проекта – осуществление массового освоения и внедрения сельскими учителями и школьниками информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс через деятельность мобильной компьютерной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The project is aimed at solving the problem of computer technology use in education at schools of rural area, information culture development, speedingup the process of introduction computer technology into educational process in rural schools. The main idea of the project is to help school teachers and students in rural area learn computer and use Information and Communications Technology in teaching and studying via mobile computer school activity.

Текст научной работы на тему «Мобильная компьютерная школа «Спутник» в условиях удаленной сельской провинции»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Сейчас у коллектива период самостоятельного освоения проблемного диалога, при этом сохраняется возможность получить консультацию, подойти с конспектами, показать пробный урок. И уже заметны первые результаты. Например, многие учителя впервые вместо объявления готовой темы начали создавать проблемную ситуацию и побуждать детей ее формулировать. Затем мы повторно сделаем видеозаписи уроков и опять проведем методические объединения с просмотром и анализом. Это даст возможность объективно оценить прогресс каждого учителя и коллектива в целом.

Конечно, вариант работы в школе № 1954 - экспериментальный. Но он наталкивает на полезный вывод: болезненный вопрос преемственности снимается, когда технологию проблемного диалога осваивает весь педагогический коллектив.

Что конкретно для этого нужно сделать?

1 шаг: обучите ядро педколлектива: завучей, руководителей методобъединений,учителей.

2 шаг: силами прошедшего подготовку ядра коллектива проведите педсовет по технологии проблемного диалога, убедите коллектив выбрать ее методической темой года.

3 шаг: организуйте углубленное изучение технологии по методическим объединениям. Предусмотрите не только групповые лекционно-практические занятия, но и самостоятельную работу учителя с литературой по проблемному диалогу.

4 шаг: организуйте зачетные открытые уроки и итоговый педсовет.

Завершая статью, процитирую американского педагога Лоренца Питера: «Нет ничего нового под солнцем. Но есть кое-что старое, чего мы не знаем». Проблемный диалог - не новая технология: его давно и успешно используют лучшие педагоги страны. Но именно наша образовательная система впервые сделала проблемный диалог доступным каждому учителю. Хочется надеяться, что в пользу проблемного диалога будет и ваш личный выбор!

Литература

1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002. -168 с.

2. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система “Школа 2100”. Педагогика здравого смысла. Сборник материалов. М., 2003. С. 184-199.

Рожкова О.Ю.,

к.п.н., директор Евстифеева О.В.,

зам.директора МОУ Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников

г. Олекминск Республика Саха (Якутия)

МОБИЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ШКОЛА «СПУТНИК»

в условиях удаленной сельской провинции

Может ли помочь мобильная компьютерная школа информатизации села?

Информационные технологии в образовании; информационная культура, ИКТ-компетенции, информатизация образования в сельской провинции, мобильная компьютерная школа.

Обоснование необходимости проекта

Программы информатизации системы образования РФ «Развитие единой образовательной информационной среды», «Электронная Россия» предполагают формирование информационно-технологической инфраструктуры системы образования, обеспечение образовательных учреждений средствами информатизации, доступа к глобальным сетям, разработку электронных образовательных ресурсов и применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе. Но для того, чтобы взаимодействие человека с этой средой было

52

эффективным, ему необходимы соответствующие умения, знания, опыт, иными словами возникает вопрос о формировании информационной культуры и ИКТ компетенций и у педагогов и у обучающихся. Особенно этот вопрос актуален сегодня в удаленных сельских районах. Поставка средств информатизации, подключение школ к Интернет - это только часть дела. Важно дальнейшее их эффективное использование. Специфической особенностью сельской школы является не только отсутствие специалистов по профилактике и ремонту вычислительной техники, преподавателей информатики, но и низкие возможности для быстрого массового обучения учителей использо-

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 4, 2008

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

ванию ИКТ в образовательном процессе. Возникает противоречие между потребностью в умениях и навыках, позволяющих эффективно использовать новые информационные технологии, и ограниченными возможностями удаленной сельской школы для быстрого массового освоения и внедрения учителями и школьниками информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Данное противоречие может быть разрешено путем организации выездных школ на основе мобильного компьютерного класса для обучения педагогов и школьников сельских образовательных учреждений.

Проект направлен на решение проблем информатизации образования, формирования ИКТ-компетенций педагогов и школьников сельских образовательных учреждений, ускорение темпов освоения и внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Основная идея проекта - осуществление массового освоения и внедрения сельскими учителями и школьниками информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс через деятельность мобильной компьютерной школы.

Цель: создание мотивационных и методических условий для формирования информационной культуры, развития ИКТ компетенций педагогов и школьников сельских образовательных учреждений, сопровождение процесса информатизации образования.

Задачи:

1. Организация методической, информационной поддержки образовательных учреждений в области внедрения ИКТ в образовательный процесс.

2. Создание условий для формирования ИКТ-компетенций, освоения педагогами методик, основанных на различных дидактических моделях учебнопознавательной деятельности с применением информационных и телекоммуникационных технологий;

3. Внедрение в ОУ района и развитие форм дистанционного образования для педагогов и школьников как одного из способов реализации концепции профильного обучения в средней школе, интеллектуального и творческого развития личности, самообразования, профессионального развития педагогов; расширение числа участников-пользователей дистанционных образовательных услуг.

4. Вовлечение сельских школьников в проектную и исследовательскую деятельность на основе информационно-коммуникационных технологий.

5. Привлечение внимания педагогической общественности, школьников сельских образовательных учреждений и их родителей к использованию потенциала информационных технологий, Интернет для решения задач обогащения и совершенствования образовательного процесса;

Целевая группа, на которую рассчитан проект -педагоги, обучающиеся сельских образовательных учреждений, родительская общественность.

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 4, 2008

53

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Этапы проекта:

1 этап - подготовительный - январь - июнь 2007 г.

2 этап - практический - сентябрь 2007 - май 2010 г.

3 этап - обобщающий - 2010-2011 гг.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

- охват большого числа педагогов и школьников обучающими мероприятиями по использованию ИКТ;

- ускорение внедрения ИКТ в образовательный процесс;

- включение работников образования и школьников в единую образовательную информационную среду, повышение информационной культуры педагогов;

- увеличение количества учителей и школьников, использующих информационные технологии и Интернет в своей профессиональной деятельности, повышении квалификации и самообразовании;

- становление новой системы повышения квалификации педагогов, нового типа профессиональнопедагогической коммуникации; внедрение и развитие дистанционных форм образования в районе. Миссия мобильной компьютерной школы

«Спутник» - Мотивация. Обучение. Развитие.

Мотивация. Повышение мотивации педагогов и школьников к освоению и внедрению в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий через демонстрацию возможностей ИКТ и приобретение педагогами и детьми своего первичного практического опыта.

Обучение. Организация системы обучения педагогов и школьников использованию. Компьютерных технологий для самообразования, самореализации, саморазвития.

Развитие. Создание условий для перехода от первоначального знакомства с компьютером через обучение и формирование навыков ИКТ к дальнейшему успешному включению в единую образовательную информационную среду и применению информационнокоммуникационных технологий в собственной практической деятельности.

Целевая группа, на которую рассчитан проект -педагоги, обучающиеся сельских образовательных учреждений, родительская общественность.

Этапы проекта

Этап, продолжительность Цели Планируемый результат

1 этап -подготовительный январь - июнь 2007 г. Подготовка материально-технической базы, диагностика состояния информатизации в ОУ и планирование деятельности МКШ «Спутник» Создание компьютерного класса, разработка программ: - обучающих семинаров-практикумов по основам владения ПК; - методической работы на основе ИКТ; - проектной и исследовательской деятельности; - внедрения дистанционного образования

2 этап - практический -сентябрь 2007 - май 2010 г. 2007 - 2008 гг. Реализация данного этапа осуществляется в три «витка» соответственно уровням освоения и внедрения ИКТ Виток 1: информационнопросветительская деятельность, мотивация, освоение основ компьютерной грамотности Рост количества педагогов и школьников, владеющих базовыми ИКТ, и вовлеченных в программу «Спутник»

2008 - 2010 гг. Виток 2: переход от изучения к самостоятельному использованию ИКТ в образовательном процессе Сформированность навыков использования ИКТ, повышение информационной культуры, расширение числа участников дистанционных форм образования, развитие новых форм методической работы, использование ИКТ в образовательном процессе. Создание виртуальных методобъеди-нений, медиатек ОУ; разработка образовательных сайтов; организация предметных лабораторных практик (на основе демонстрационных экспериментов на CD) по физике, химии, биологии

2010 - 2011 гг. Виток 3: Развитие новых форм профес-сионально-педа-гогической и образовательной деятельности на основе ИКТ Функционирование и развитие ВМО, других профессиональных и ученических сообществ; новых форм управления и мониторинга образовательного процесса; организация учебнопознавательной деятельности и индивидуальной образовательной траектории обучающихся с активным использованием ИКТ

3 этап - обобщающий Сентябрь - декабрь 2011 г. Анализ результатов, планирование перспективы развития проекта Отчет о результатах реализации проекта, разработка методической продукции

Кадровое обеспечение проекта

Для реализации программ мобильной школы требуется команда педагогов, включающая:

Специалист Функции Количество

педагог-организатор по информационным технологиям Параллельное разноуровневое обучение групп учителей и учащихся использованию различных компьютерных программ и приложений 3

54

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 4, 2008

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

педагог- организатор медиатеки работа с библиотекарями и педагогами, ответственными за создание и работу медиатеки в ОУ 1

программист оказание технической помощи ОУ, установка программного обеспечения, решение технических проблем 1

педагоги до- осуществление разных форм в соответ-

полнитель- работы с разными возраст- ствии с про-

ного образо- ными категориями учащихся граммой

вания и при- на основе ИКТ, организация конкретной

влеченные проектной деятельности ор- выездной

специалисты (учителя- предметники, методисты) ганизация форм методической работы с педагогами на основе ИКТ (мастер-классы, выездные уроки, практикумы, семинары, социальнопсихологические исследования, формы мониторинга и т.д.) школы

Механизм реализации проекта

Каждая выездная школа организуется на основе комплексной программы, отвечающей потребностям конкретного ОУ и состоящей из обучающего, информационно-просветительского и методического блоков. Программа разрабатывается с учетом предварительной диагностики уровня владения ИКТ, образовательных потребностей педагогов и обучающихся в области использования ИКТ в образовательном процессе и самообразовании. Объем программы выездной школы планируется из расчета выполнения ее практической части в течение 1-2 дней непосредственно в образовательном учреждении и последующего сотрудничества в реализации различных проектов в области образования и методической работы на основе ИКТ. В зависимости от программы формируется группа специалистов, в которую входят педагоги, программисты, методисты и т.д.

№ Задачи Методы реализации

1. привлечение внимания педагогической общественности, школьников сельских образовательных учреждений и их родителей к использованию потенциала информационных технологий, Интернет для решения задач обогащения и совершенствования образовательного процесса, самообразования и саморазвития Организация информационнопросветительской деятельности: информационнорекламные рассылки, буклеты, лекции, практикумы, демонстрирующие возможности ИКТ в образовании.

2. Организация методической, информационной поддержки образовательных учреждений. Организация выездных семинаров, консультаций по проблемам применения ИКТ в образовательном процессе; мотивация, вовлечение и оказание консультативной помощи педагогам в участии в виртуальных методических объединениях; подготовка и осуществление информационных рассылок посредством электронной почты; консультативная помощь в создании медиатек в ОУ.

3. Создание условий для формирования ИКТ-компетенций, освоения педагогами методик, основанных на дидактических моделях учебно-познавательной деятельности в различных организационных формах с применением информационных и телекоммуникационных технологий Организация выездных краткосрочных обучающих семинаров по формированию базовых ИКТ навыков, использованию конкретных предметных обучающих программ, библиотеки медиауроков компании Кирилл и Мефодий, использованию Интернет-ресурсов для организации познавательной деятельности учащихся; мастер-классы, обмен опытом, консультации по новым образовательным технологиям, разным дидактическим моделям организации образовательного процесса на основе ИКТ.

4. Внедрение в ОУ района и развитие форм дистанционного образования для педагогов и школьников как одного из способов реализации концепции профильного обучения в средней школе, интеллектуального и творческого развития личности, самообразования, профессионального развития педагогов Выпуск информационных рассылок по дистанционным мероприятиям различного уровня; организация родительских собраний с информационно - просветительской целью, вовлечение сельских школьников в открытые профильные школы и программы довузовской подготовки ТГУ и других ВУЗов; участие школьников в различных дистанционных образовательных конкурсах; вовлечение педагогов в дистанционные курсы повышения квалификации и дистанционное профессиональное образование (СГПА, ИРО);.

5. Организация проектной и исследовательской деятельности на основе ИКТ. Пропаганда, выпуск информационных рассылок о телекоммуникационных проектах и исследовательских конкурсах республиканского, российского и международного уровней; вовлечение школьников и педагогов в проектную деятельность сети iEARN, школьного сектора RELARN, Ярославского ЦИТ, дистанционные конкурсы Воронежского ГПУ, ЦДО «Эйдос» и др.

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 4, 2008

55

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Ожидаемые результаты и социальный эффект:

- охват большого числа педагогов и школьников обучающими мероприятиями по использованию ИКТ;

- ускорение внедрения ИКТ в образовательный процесс;

- включение работников образования и школьников в единую образовательную информационную среду;

- повышение информационной культуры педагогов, увеличение количества учителей и школьников, использующих информационные технологии и Интернет в своей профессиональной деятельности, повышении квалификации и самообразовании;

- становление новой системы повышения квалификации педагогов; нового типа профессиональнопедагогической коммуникации;

- внедрение и развитие дистанционных форм образования в районе.

Показатели эффективности проекта:

- количество работников образования, обучившихся на курсах очно и дистанционно (в процентах);

- количество учителей-предметников, использующих компьютер в преподавании (в процентах);

- количество педагогов и школьников, использующих компьютер и Интернет в самообразовании;

- увеличение числа школьников и педагогов - пользователей дистанционных образовательных услуг (в процентах);

- создание и работа медиатек образовательных учреждений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- налаживание телекоммуникаций между образовательными учреждениями района.

Key words: information technology in education; information culture; ICT-competence; mobile computer school

Аннотация: Проект направлен на решение проблем информатизации образования, формирования ИКТ-компетенций педагогов и школьников сельских образовательных учреждений, ускорение темпов освоения и внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Основная идея проекта - осуществление массового освоения и внедрения сельскими учителями и школьниками информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс через деятельность мобильной компьютерной школы.

The project is aimed at solving the problem of computer technology use in education at schools of rural area, information culture development, speeding-up the process of introduction computer technology into educational process in rural schools. The main idea of the project is to help school teachers and students in rural area learn computer and use Information and Communications Technology in teaching and studying via mobile computer school activity.

Буинова В.К.,

зам. директора по научно-методической работе МОУСОШ № 29 г. Ульяновска, Калинина Н.В.,

доктор психологических наук, научный руководитель

экспериментальной работы

СТРОИМ ШКОЛУ СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА

Что такое социальная успешность и как ее достичь в школьном возрасте?

Социальная успешность, составляющие, критерии и показатели социальной успешности школьников, диагностика социальной успешности, школа социального успеха.

Любая школа, организуя процесс обучения и воспитания учащихся, стремится к тому, чтобы сделать его как можно более эффективным. Педагоги, равно как и родители, заинтересованы в том, чтобы школьники не только получали предметные знания и умения, но и научились жить в обществе, адаптироваться в нем, достигать социального успеха.

В школе человек не только приобретает знания основ наук, он проходит «школу жизни». Именно в образовательном учреждении ребенок впервые сталкивается с требованиями общества. В школе он начинает взаимодействовать с другими людьми на

56

различных уровнях - личностном и деловом. В школе его времяпровождение носит целенаправленный, общественно значимый характер, здесь появляются социальные оценки его возможностей, а деятельность становиться социально значимой. Образовательная среда школы как социального института представляет собой модель общества, где ребенок занимается учебной деятельностью, воплощающей социальнозначимую деятельность, обретает знания об обществе и в частности о школе, как социальном институте, получает опыт социального взаимодействия; где у него вырабатывается определенное отношение к шко-

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 4, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.