Научная статья на тему 'Методическое сопровождение совершенствования готовности педагога к инновационной деятельности'

Методическое сопровождение совершенствования готовности педагога к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1675
478
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUPPORT / METHODICAL SUPPORT / INNOVATIVE ACTIVITY / IMPROVEMENT OF READINESS OF TEACHER TO INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воропаева Екатерина Эдвиновна

В результате теоретического и эмпирического изучения проблемы методического сопровождения совершенствования готовности педагога к инновационной деятельности проанализированы понятия: «сопровождение», «методическое сопровождение», конкретизировано понятие «методическое сопровождение совершенствования готовности педагога к инновационной деятельности», представлена программа данного сопровождения и приведены результаты, подтверждающие эффективность ее практического воплощения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR IMPROVING THE READINESS OF TEACHERS TO INNOVATIVE ACTIVITY

As a result of theoretical and empirical study of the problems of methodological support of improving the readiness of teachers to innovative activity analyzed the concept of "support", "instructional support", concretized the concept of "methodological support for improving the readiness of teachers to innovative activity", presents a program of this support and the results confirming the effectiveness of its practical implementation

Текст научной работы на тему «Методическое сопровождение совершенствования готовности педагога к инновационной деятельности»

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

1

УДК 37.08

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воропаева Екатерина Эдвиновна

аспирантка кафедры информационных систем и

технологий

Шуйский филиал ФГБОУВПО «Ивановский государственный университет»

В результате теоретического и эмпирического изучения проблемы методического сопровождения совершенствования готовности педагога к инновационной деятельности проанализированы понятия: «сопровождение», «методическое сопровождение», конкретизировано понятие «методическое сопровождение совершенствования готовности педагога к инновационной деятельности», представлена программа данного сопровождения и приведены результаты, подтверждающие эффективность ее практического воплощения

Ключевые слова: СОПРОВОЖДЕНИЕ, МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, ИНОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

UDC 37.08

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR IMPROVING THE READINESS OF TEACHERS TO INNOVATIVE ACTIVITY

Voropaeva Ekaterina Edwinovna

postgraduate student of the Department of information

systems and technologies

Shuya branch FSEIHPE "Ivanovo state University "

As a result of theoretical and empirical study of the problems of methodological support of improving the readiness of teachers to innovative activity analyzed the concept of "support", "instructional support", concretized the concept of "methodological support for improving the readiness of teachers to innovative activity", presents a program of this support and the results confirming the effectiveness of its practical implementation

Keywords: SUPPORT, METHODICAL SUPPORT, INNOVATIVE ACTIVITY, IMPROVEMENT OF READINESS OF TEACHER TO INNOVATIVE ACTIVITY

Введение

Педагогический процесс в современной общеобразовательной школе - это процесс, ориентированный на развитие творческой, интеллектуальной, нравственной и физически здоровой личности обучающихся, способной к успешной социализации в обществе.

Успешность реализации данных идей зависит от качества профессиональной деятельности современных педагогов. Особое значение приобретает инновационная деятельность.

Анализ деятельности педагогов современных общеобразовательных школ свидетельствует о низкой готовности педагогов к организации педагогического процесса нового типа, что детерминировано отсутствием у многих педагогов теоретических знаний и практического опыта применения инновационных методов и технологий. Обогатить знания и

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/88.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

2

накопить такой опыт не позволяет существующая практика методической деятельности в общеобразовательной школе, которая ориентирована на общие образовательные задачи школы, а не на поддержку и обогащение профессиональной компетентности педагогов.

Модернизация образования привела к необходимости изменить подходы к реализации методической работы в школе, уделить внимание развитию системы мотивации педагогических кадров, развитию корпоративно-профессиональной культуры педагогического коллектива, дифференцированному подходу к работе с педагогами. С нашей точки зрения, совершенствованию готовности педагога к инновационной деятельности способствует качественно организованное методическое сопровождение.

В педагогической науке накоплен богатый материал об особенностях организации методической работы в системе образования (Ю. А. Конаржевский, Г. С. Лазарев, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова и др.). В исследованиях И. В. Никишиной, И. Б. Белявской,

О. Г. Хомерики, Т. П. Паршиной рассматривается специфика методической работы по развитию готовности педагога к инновационной деятельности. Несмотря на многообразие исследований, в педагогической практике на научно-методическом уровне отмечается противоречие между необходимостью повышения эффективности процесса совершенствования готовности педагога к инновационной деятельности в школе и недостаточной разработанностью научно-методического сопровождения этого процесса в системе внутришкольного обучения.

Необходимость разрешения этого противоречия делает актуальным теоретическое обоснование, разработку и апробацию научно-

методического сопровождения в практике внутришкольного обучения.

Обратимся к уточнению содержательного наполнения научнометодического сопровождения. Толковый словарь Д. В. Дмитриева [5]

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/88.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

3

методическим называет то, что «имеет отношение к методике или к тем людям, которые её разрабатывают». Толковый словарь С. И. Ожегова [3] определяет понятие «сопровождать» как «следовать рядом, вместе с кем-нибудь». В научных исследованиях сопровождение рассматривается как взаимодействие. Е. И. Казакова [2] под термином «сопровождение» понимает различные виды деятельности:

-сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в преобразовании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет сам субъект;

-под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора;

-сопровождение рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных и профессиональных проблем развития.

Л. И. Петрова (2005) [4] под методическим сопровождением

понимает целенаправленную совместную деятельность методической службы и коллектива образовательного учреждения, осуществляющего режим развития, реализованную в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической деятельности при решении аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических,

организационно-деятельностных и коррекционно-регулирующих задач по управлению достижением результатов в рамках индивидуальной профессионально-педагогической деятельности.

В нашем понимании, методическое сопровождение - это целенаправленная специально организованная деятельность, основанная на научном подходе, ориентированная на обеспечение информированности педагогов в сфере педагогической инноватики, формирование

направленности на углубление знаний в сфере инновационной

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/88.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

4

деятельности, формирование потребности в инновационной деятельности, формирование умений и навыков по применению инновационных педагогических технологий, развитие творческих способностей, формирование направленности на саморазвитие.

Анализ проблемы готовности педагога к инновационной деятельности, проведенный нами на основании изучения психологопедагогической литературы, способствовал выделению общих содержательных признаков методического сопровождения данной деятельности, связанных с:

- ориентацией педагогов на пополнение и интеграцию знаний в области педагогической инноватики;

- обогащением опыта педагогов по использованию инновационных технологий;

- содействием рефлексии с целью осмысления педагогического опыта и понимания необходимости его непрерывного развития.

В результате анализа инновационной деятельности педагога в контексте совершенствования готовности к ней и с учетом общих характеристик методического сопровождения данной деятельности нами была разработана программа внутришкольного обучения педагогов.

В основе разработки программы лежит акмеологический подход [6], который отражает ориентацию процесса совершенствования готовности педагога к инновационной деятельности на его профессиональное развитие.

Целью данной программы является ознакомление слушателей с современными взглядами на инновационную стратегию как путь развития России и системы ее образования, с особенностями инновационной деятельности в образовании, а также формирование и совершенствование готовности работы с современными инновационными ресурсами в

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/88.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

5

профессиональной педагогической деятельности, мотивация педагогов на профессиональное развитие.

Программа призвана решить следующие задачи:

- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки;

- повышение уровня теоретической, психолого-педагогической подготовки учителей;

- организация работы по изучению изменений в государственных образовательных стандартах;

- обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;

- оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуальной и дифференцируемой основе;

- оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;

- актуализация профессионального развития и творческого потенциала педагогов;

- оказание научно-методической помощи в использовании инновационных технологий.

Сопровождение без отрыва от работы направлено на оказание педагогу помощи в решении оперативных профессиональных задач и характеризуется связью с его повседневной деятельностью.

Опытно экспериментальная работа осуществлялась на базе общеобразовательных школ Ивановской области. Обучение педагогов осуществлялось в течение учебного года с октября по апрель, два раза в месяц в «методический» день - среду, был подготовлен учебнотематический план по обучению педагогов.

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/88.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

6

Программа курса рассчитана на 32 часа, из которых 16 часов составляют лекционные занятия и 16 часов - семинарские и практические. Программа состоит из 6 разделов:

Раздел 1. «Идеи и проблемы современной педагогики (4 часа).

Цель: Познакомить педагогов с основными направлениями и тенденциями развития образования в современном мире.

Раздел 2. «Инновационные процессы в образовании» (8 часов).

Цель: Познакомить педагогов на основании правительственной концепции и стратегии модернизации образования с парадигмальными изменениями в целях, содержании, методах, технологиях обучения и воспитания на основе инновационных подходов.

Раздел 3. «Развивающие педагогические технологии» (8 часов).

Цель: познакомить педагогов с системой профессиональных средств осуществления анализа педагогической деятельности и проектирования авторских учебных программ, развивать профессиональные способности к организации рефлексивных процессов и к коллективной проективной деятельности.

Раздел 4. Инновационная деятельность в образовании (4 часа).

Цель: дальнейшее развитие профессиональных умений, организация рефлексивных процессов коллективно-проективной деятельности.

Цель: познакомить педагогов с системой результативности инновационной деятельности.

Раздел 5 Профессиональное самосознание как показатель профессионально-личностного развития педагога (4 часа).

Цель: обобщить знания педагогов о значимости личностных

характеристик учителя в его личностно-профессиональном саморазвитии.

Раздел 6. Акмеологические основы современного образования (4

часа).

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/88.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

7

Цель: расширение информационной сферы педагогов в рамках психолого-акмеологического знания, приобщение к современным акмеологическим формам работы с учащимися.

При разработке программы учитывалась необходимость поэтапной реализации сопровождения. Методическое сопровождение включает: подготовительный, теоретический, деятельностный и аналитический этапы.

На первом этапе (подготовительном) проводился психологопедагогический мониторинг, в процессе которого изучалась теоретическая профессиональная подготовленность учителя, его профессиональная и методическая компетентность, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию, а также готовность к инновационной деятельности. С целью проведения эффективной диагностики подобран оценочнокритериальный инструментарий, который позволяет оценить уровень готовности с использованием субъективных и объективных показателей. Диагностический пакет представлен следующими методиками: методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (модификация методики Т. В. Морозовой); карта педагогической оценки способностей педагога к инновационной деятельности; методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И. В. Никишина); методика «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств» (Н. Б. Пугачевой); методика «Определение уровня новаторства учителей в школьном коллективе» (Н. Б. Пугачевой); карта педагогической оценки и самооценки способностей учителя к инновационной деятельности (В. А. Сластенин, Л. С. Подымова); анкета «Методика незаконченных предложений для определения ценностных ориентаций педагогов»; методика «Восприимчивость педагогов к новшествам»; анкета выявления факторов, стимулирующих и

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/88.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

8

препятствующих обучению, развитию и саморазвитию педагогов; анкета «Работа педагога по самообразованию».

Второй этап (теоретический) связан с подготовкой материала к лекциям, отбором содержания и форм организации методической работы.

На третьем (деятельностном) этапе осуществлялась организация учебного процесса. Реализация осуществлялась через использование различных форм работы: репродуктивных (семинары-практикумы,

тренинги); репродуктивно-эвристических (педагогические чтения, лекции-конференции); эвристических (проблемные и проблемно-проектные семинары, деловые игры); эвристикопродуктивных (конкурсы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

методических разработок).

На четвертом этапе (аналитическом) осуществлялась повторная диагностика педагогов с целью получения информации об эффективности методического сопровождения.

В предлагаемой программе также особое место занимают формы организации самообразования. В нашем исследовании они представлены:

- возможностью получения квалифицированной помощи от специалиста;

- возможностью обмена опытом между коллегами;

- возможностью выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для педагогов вопросам;

- изучением научно-методической и учебной литературы;

- участием в педагогических семинарах;

- посещением уроков коллег, обмен мнениями;

- адресной и персональной методической помощью.

Организация наставничества, привлечение учителей к участию в

тематических семинарах, проведение консультаций для учителей, оказание помощи в обобщении своего опыта, пополнение информационного «поля» педагогов - формы работы по организации самообразования педагогов.

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/88.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

9

Организация самообразования педагогов представлена в виде следующих этапов:

1- й этап. Предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе мы использовали анкету "Оценка уровня готовности педагога к развитию" - для выявления способности учителя к саморазвитию и факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе, а также примерное планирование этапов работы над темой самообразования.

2- й этап. Предусматривает накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

3- й этап. Предусматривает подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений и педагогических советов.

4- й этап. Предусматривает использование педагогом собственного опыта и его распространение.

Также в рамках методического сопровождения педагогов нами разработано учебно-методическое пособие «Научно-методическое обеспечение совершенствования готовности педагогов к инновационной деятельности» [1]. Цель данного пособия - помочь организовать педагогу свою работу в новом образовательном пространстве; дать педагогам конкретные рекомендации, советы, которые, будут полезны и предостерегут педагогов от многих типичных ошибок; наряду с этим, познакомить педагогов с учебно-методическим обеспечением инновационной деятельности как таковым: его составом (структурным

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/88.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

10

строением), содержанием (документами, техническими объектами), требованиями к их разработке.

Эффективность реализации методического сопровождения выявлена на основе динамики показателей готовности педагогов к инновационной деятельности, полученными в процессе проведения экспериментальной работы. Так, 70 % педагогов школы принимали участие в конкурсах, конференциях, семинарах, педсоветах и в разработке открытых уроков, 15 % учителей принимали участие в мероприятиях всероссийского уровня (конкурс фонда «Династия» на денежное поощрение лучших учителей физики, химии, математики и биологии, конкурс статей для участия в фестивале «Открытый урок», конкурс «Активные методы обучения в образовательном процессе», Обучающий семинар «Изменения

контрольно-измерительных материалов по истории и обществознанию и проблемы подготовки к ЕГЭ и ГИА»). Анкета на проведение анализа успешности внутришкольной учебы показала, что все педагоги мотивированы на творческую самореализацию личности, высока доля учителей, имеющих высокий уровень готовности к инновационной деятельности (48 %). Методика самоанализа инновационной деятельности показала отношение педагогов к инновационной деятельности как к преобразованию, развитию, всего 20 % педагогов имеют низкий уровень готовности по данному показателю.

В зависимости от количества набранных баллов учителя были распределены по группам, соответствующим четырем уровням готовности к инновационной деятельности. Сравнение уровня готовности к инновационной деятельности проводилось в начале и в конце эксперимента (табл. 1).

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/88.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

11

Таблица 1- Уровень готовности педагогов к инновационной деятельности

до и после эксперимента

Показатели готовности Уровни До эксп., После эксп.,

к инновационной деятельности проявления % педагогов % педагогов

Мотивация к постоянному развитию, Высокий 0% 12%

профессиональному и личностному Средний 28% 46%

совершенствованию Низкий 32% 33%

Начальный 40% 9%

Информационная осведомленность в Высокий 15% 15%

сфере инновационной деятельности Средний 18% 55%

Низкий 67% 30%

Начальный 0% 0%

Умение анализировать ситуацию Высокий 9% 22%

внедрения новшества, прогнозировать Средний 66% 53%

действия и находить оптимальный Низкий 22% 23%

выход, аргументировать выбор Начальный 3% 2%

Мотивы, связанные с возможностью Высокий 6% 48%

самореализации личности, степень Средний 33% 32%

готовности и открытости к новой Низкий 61% 20%

информации Начальный 0% 0%

Сравнивая результаты начальной и итоговой диагностик, можно утверждать: педагоги приобрели большую уверенность в своих силах, выросла мотивация к саморазвитию, готовность к внедрению новшеств и творческая активность. К концу эксперимента у педагогов повысился уровень готовности к инновационной деятельности. Это доказывает, что для повышения готовности к инновационной деятельности, для эффективного внедрения инноваций в педагогический процесс необходимо совершенствовать методическое сопровождение.

Таким образом, разработанное нами методическое сопровождение совершенствования готовности педагогов к инновационной деятельности включает: контрольно-диагностическую составляющую - оценочно-

критериальный инструментарий, который позволяет оценить уровень готовности педагогов к инновационной деятельности с использованием субъективных и объективных показателей; организационную составляющую в виде курсовой внутришкольной подготовки педагогов, организации самообразования, информационно-методическую

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/88.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года

12

составляющую в виде методических пособий и рекомендаций, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности. Многофункциональное назначение методического сопровождения обеспечивает динамику готовности педагогов к инновационной деятельности.

Список литературы

1. Воропаева Е.Э. Научно-методическое обеспечение совершенствования готовности педагогов к инновационной деятельности / Е.Э.Воропаева, М. В. Лагунова.

- Шуя.: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2014. - 204 с.

2. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребёнка: от концепции к

практике / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное

сопровождение развития ребёнка: Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. - СПб.,1998.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 6-е изд., доп. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2006.

4. Петрова Л. И. Методическое сопровождение инновационной деятельности учреждений среднего профессионального образования: дис. канд. пед. наук. - М., 2005.

- 188 с.

5. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. В. Дмитриева. - М.: ООО «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2003. -1582, [2] с.-(Словари Академии Российской).

6. Шмелева, Е.А. Акмеологические аспекты инновационной деятельности преподавателя высшей школы / Е.А. Шмелева // Акмеология. - 2011. - № 3 (Специальный выпуск). - С. 720-723.

References

1. Voropaeva E.Je. Nauchno-metodicheskoe obespechenie sovershenstvovanija gotovnosti pedagogov k innovacionnoj dejatel'nosti / E.Je.Voropaeva, M. V. Lagunova.-Shuja.: Izd-vo Shujskogo filiala IvGU,2014.-204s.

2. Kazakova E. I. Sistema kompleksnogo soprovozhdenija rebjonka: ot koncepcii k praktike / E. I. Kazakova // Psihologo-pedagogicheskoe, mediko-social'noe soprovozhdenie razvitija rebjonka: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. - SPb.,1998

3. Ozhegov S. I., Shvedova N. Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. Rossijskaja akademija nauk. Institut russkogo jazyka im. V. V. Vinogradova. - 6-e izd., dopolnennoe / S. I. Ozhegov, N. Ju. Shvedova. - M.: Azbukovnik, 2006.

4. Petrova L. I. Metodicheskoe soprovozhdenie innovacionnoj dejatel'nosti uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovanija: Dis.kand.ped.nauk.-Moskva, 2005.188s.

5. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka po red. D. V. Dmitrieva.-M.:OOO «Izdatel'stvo Astrel'»: «Izdatel'stvo AST», 2003.-1582, [2] s.-(Slovari Akademii Rossijskoj).

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/88.pdf

Научный журнал КубГАУ, №101(07), 2014 года 13

6. Shmeleva, E.A. Akmeologicheskie aspekty innovacionnoj dejatel'nosti prepodavatelja vysshej shkoly / E.A.Shmeleva // Akmeologija.- 2011.- №3 (Special'nyj vypusk).- S.720-723

http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/88.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.