Научная статья на тему 'Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы'

Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3328
1081
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУЩНОСТЬ / СТРУКТУРА / СОДЕРЖАНИЕ / УРОВНИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГОВ / ESSENCE / STRUCTURE / CONTENTS / LEVELS OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT / METHODOLOGICAL APPROACHES / ORGANIZATIONAL AND METHODICAL CONDITIONS / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS / PROFESSIONAL STANDARDS OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галицких Елена Олеговна, Давлятшина Ольга Вячеславовна

Актуальность проблемы научно-методического сопровождения повышения квалификации педагогов в современных условиях развития школы обусловлена требованиями Профессионального стандарта педагогов. Цель статьи заключается в определении ресурсов и условий научно-методического сопровождения педагогов в общеобразовательной организации. В статье раскрыты теоретические основы научно-методического сопровождения педагогов в условиях общеобразовательной организации и описан экспериментальный опыт организации научно-методического сопровождения педагогов; доказана эффективность организационно-методических условий для профессионально-личностного развития и саморазвития педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галицких Елена Олеговна, Давлятшина Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and Methodical Support of Teachers in Modern Conditions of the School Development

Timeliness of scientific and methodological support of teacher advanced training in modern conditions of school development is predetermined by the requirements of the Professional standard of teachers. The aim of the paper is to determine resources and conditions of scientific and methodological support of teachers in educational institutions. Theoretical basis of scientific and methodological support of teachers in educational institutions is considered. The experience of organizing scientific and methodological support of teachers is described. Effectiveness of organizational and methodical conditions for professional and personal development of teachers is proved.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы»

£ -

^ГАУДПОПРОГ

УДК 371.14

Педагогический ИМИДЖ

Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html

Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы

Е. О. Галицких, О. В. Давлятшина

Вятский государственный университет, г. Киров

Аннотация. Актуальность проблемы научно-методического сопровождения повышения квалификации педагогов в современных условиях развития школы обусловлена требованиями Профессионального стандарта педагогов. Цель статьи заключается в определении ресурсов и условий научно-методического сопровождения педагогов в общеобразовательной организации. В статье раскрыты теоретические основы научно-методического сопровождения педагогов в условиях общеобразовательной организации и описан экспериментальный опыт организации научно-методического сопровождения педагогов; доказана эффективность организационно-методических условий для профессионально-личностного развития и саморазвития педагогов.

Ключевые

слова: сущность, структура, содержание, уровни научно-мето-

дического сопровождения; методологические подходы; организационно-методические условия; профессионально-личностное развитие педагогов; Профессиональный стандарт педагогов.

Актуальность научно-методического развития педагогов в современных условиях развития школы обусловлена требованиями Профессионального стандарта [7]. Этот документ рассматривается как рамочная основа опережающего профессионального роста педагогов и определяет уровень их профессиональной компетентности. Успешное внедрение требует создания комплекса условий:

- наличие методики диагностирования профессиональных затруднений педагогов;

- ориентация системы повышения квалификации на развитие профессиональных компетенций в соответствии с нормативными требованиями и индивидуальными образовательными запросами;

- обеспечение эффективного научно-методического со-

провождения педагогической деятельности в условиях модернизации современного образования [12].

Понимание значимости и необходимости таких условий обеспечивает в общеобразовательных организациях научно-методическое сопровождение педагогов. Новые приоритеты в государственной политике, педагогической науке и образовательной практике побуждают обратиться к переосмыслению сущности, структуры и содержания, выявлению методологических подходов, поиску условий, эффективных средств, методов, технологий научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов в общеобразовательной организации.

В современных условиях развития школы под научно-методическим сопровождением понимается, с одной стороны, ведущая функция методических служб, с другой стороны, метод взаимодействия методической службы с педагогами, группами педагогов общеобразовательной организации, когда сопровождающий не решает за педагога проблему, а учит его находить, изобретать, заимствовать наиболее разумные решения, актуальные для каждого человека в его конкретной жизненной ситуации. [4; 6; 8; 9]. Такое многообразие точек зрения побудило нас обосновать и сформулировать в рамках нашего исследования авторское рабочее определение категории «научно-методическое сопровождение» как научно обоснованного, специально организованного процесса взаимодействия субъектов сопровождения, направленного на преодоление профессиональных затруднений и личностных проблем педагога. Сопровождение включает в себя систему взаимосвязанных действий, мероприятий, педагогических событий и ситуаций, ориентированных на осмысление профессионального опыта педагога, актуализацию саморазвития, профессиональный успех, личностное преобразование. Субъектами сопровождения являются педагог, наставник, методист, заместитель директора по научно-методической работе, педагог-мастер, опытный специалист, талантливый сотрудник [5, с. 34].

Сравнительный анализ традиционного методического и современного научно-методического сопровождения педагогов в условиях общеобразовательной организации дал возможность зафиксировать различия и выделить его ресурсы на современном этапе модернизации системы образования (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение методического и научно-методического сопровождения педагогов в условиях общеобразовательной организации

Показатели для сравнения Методическое (традиционное) сопровождение педагогов Научно-методическое (современное) сопровождение педагогов

Понятие Часть системы непрерывного образования педагогов Система условий, способствующих саморазвитию каждого педагога. Процесс целенаправленного научно обоснованного взаимодействия субъектов сопровождения

Показатели для сравнения Методическое (традиционное) сопровождение педагогов Научно-методическое (современное) сопровождение педагогов

Основные мотивы Необходимость повышения профессиональных знаний, умений и навыков педагогов для формирования их педагогического мастерства Потребности педагогов в профессионально-личностном саморазвитии в связи с модернизацией системы образования. Необходимость сопровождения профессионально-личностного развития педагогов при реализации ФГОС ОО. Поиск решения профессиональных и личностных проблем каждого педагога и всего педагогического коллектива

Основная цель Способствовать повышению качества образования в общеобразовательной организации посредством повышения профессиональных знаний и умений педагогов: освоение наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся Создание условий для эффективного профессионально-личностного развития педагогов в условиях общеобразовательной организации как фактора саморазвития, готовности к инновациям, творческой самореализации, повышения качества образования, решения инновационных проблем образовательного процесса

Ведущие направления деятельности Обобщение и внедрение передового педагогического опыта. Практическая помощь учителю. Повышение квалификации педагогов. Работа с профессиональным (закрытым) сообществом: школьное методическое предметное объединение. Выполнение инструкций, решение профессиональных проблем по готовым алгоритмам. Поощрение лучших учителей. Совершенствование программно-методического сопровождения реализации образовательной программы школы Научно-методическое содействие инновационному развитию образовательного процесса в школе. Повышение профессиональной компетентности педагогов, необходимой для обеспечения качества образования. Сопровождение профессионально-личностного развития педагогов. Включение педагогов в инновационную, опытно-экспериментальную, научно-исследовательскую деятельность. Реализация программы развития общеобразовательной организации. Оценка профессионально-личностного развития педагога средствами гуманитарной экспертизы. Образовательный консалтинг: консультирование по разрешению профессиональных и личностных проблем. Формирование открытого полипрофессионального сообщества, создание школьного профессионально-образовательного пространства для мотивации педагогов на профессионально-личностное развитие

Показатели для сравнения Методическое (традиционное) сопровождение педагогов Научно-методическое (современное) сопровождение педагогов

Преобладающие формы повышения квалификации педагогов Репродуктивные пассивные просветительские формы повышения квалификации педагогов (лекции, семинары); преобладание фронтальных форм Многообразие активных и интерактивных форм. Оптимальное сочетание индивидуальных, групповых, коллективных, фронтальных форм. Высокий уровень технологичности (вовлечение педагогов школы в инновационное школьное методическое образовательное пространство: временные творческие коллективы, авторские мастерские, проблемные группы, школы передового педагогического опыта, неформальные профессиональные объединения и т. д.)

Используемые методы Преобладание методов контроля, принуждения; диагностики, развития, коррекции Преобладание методов самоконтроля, стимулирования, убеждения, самодиагностики, саморазвития, самокоррекции, рефлексии

Характер деятельности Эпизодический. Работа в «зоне ближайшего развития» Системный, основанный на современных достижениях педагогики, психологии, акмеологии, социологии. Работа на перспективу в «зоне актуального развития»

Взаимодействие участников Субъект-объектное взаимодействие: выполнение указаний, готовых инструкций Субъект-субъектное взаимодействие: педагоги включены в со-участие, со-творчество, со-трудничество

Функциональные компоненты Базовые: планирование, организация, контроль, регулирование, коррекция К базовым компонентам добавляются новые функции: педагогический анализ, гуманитарная экспертиза, целеполага-ние, прогнозирование, проектирование, программирование, стимулирование, мотивация, рефлексия

Степень сотрудничества с вузами и учебно-методическими центрами Эпизодическое: приглашение преподавателей для чтения лекций и проведения семинаров Потребность в активном, системном, долговременном сотрудничестве с научным руководителем в связи с инновационной деятельностью общеобразовательной организации

Показатели для сравнения Методическое (традиционное) сопровождение педагогов Научно-методическое (современное) сопровождение педагогов

Результативность Педагогическое мастерство Уровни развития профессиональной деятельности, психолого-педагогического общения и личностных качеств педагога как основа для его «горизонтального» и «вертикального» профессионально-личностного развития в условиях общеобразовательной организации

Ожидаемые результаты Повышение качества образования в общеобразовательной организации. Совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов Создание условий и системы методической работы по профессионально-личностному развитию педагогов. Расширение «пространства возможных действий» профессионально-личностного развития педагогов при реализации ФГОС ОО. Построение и реализация учителем индивидуальной траектории саморазвития. Трансляция инновационного педагогического опыта работы по проектированию образовательного процесса с ориентацией на новое содержание и результаты образования. Участие в сетевом взаимодействии по обмену опытом реализации ФГОС ОО

Таким образом, «научно-методическое сопровождение» на современном этапе модернизации системы образования расширяет свои границы смыслов и ресурсов, способствует реализации современных требований к профессиональным и личностным качествам педагога.

Структура научно-методического сопровождения педагогов в условиях общеобразовательной организации представлена на рис. и предполагает комплексную реализацию способов сопровождения, выбор из них приоритетного и зависит от особенностей и запросов субъекта, от конкретной ситуации и педагогического события.

Поддержка в рамках нашего исследования предполагает содействие эффективному решению задач ФГОС общего образования - перевод деятельности педагогов в инновационный режим совместного поиска рабочих ориентиров, обновления профессионального опыта, преобразования профессионально и личностно значимых смыслов; создание условий для успешного профессионально-личностного развития педагогов.

Помощь рассматривается как система действий по преодолению кризиса педагогического сознания и педагогической практики, идеалов и ценностей,

Рис. Структура научно-методического сопровождения педагогов в условиях общеобразовательной организации

целей воспитания и способов деятельности в условиях модернизации образования; как деятельность по проектированию индивидуального маршрута профессионально-личностного развития педагогов и достижения вершин мастерства в условиях общеобразовательной организации.

Опека выступает как специально организованное наблюдение за профессионально-личностным развитием педагогов, целенаправленное проведение гуманитарной экспертизы их профессионально-личностного развития, создание благоприятного психологического климата при разработке и успешной реализации «Я-Концепции», «самопродвижения» педагогов в условиях общеобразовательной организации.

Диалог рассматривается как взаимно обогащающий процесс обмена информацией, совместного поиска истины, организации «коммуникативных стратегий узнавания» и пространств межличностных встреч и сотрудничества участников сопровождения.

Консалтинг (консультирование) трактуется как интеллектуальная деятельность по выявлению и анализу профессиональных и личностных проблем; выбору средств и методов, направленных на разрешение выявленных проблем; составлению программы профессионально-личностного развития; проектированию индивидуального образовательного маршрута педагогов; организации и проведения рефлексии педагогов; повышению психологической готовности к деятельности в новых ситуациях.

Наставничество представляется как осознанное взаимодействие наставника и педагога любого стажа работы и квалификации по передаче профессионального, личного и социального опыта. На различных стадиях профессионально-личностного развития педагога наставничество формирует индивидуальное акме педагога путем поиска «безболезненного» решения выявленной личностной проблемы, выхода из «кризиса профессиональных компетентностей».

Сотрудничество определяется как общение, равенство во всём, взаимопонимание; принятие общих целей и путей, способов, средств их достижения; продуктивное взаимодействие в процессе продвижения в профессии и личностном развитии в условиях школьного профессионально-образовательного пространства.

Со-творчество трактуется как система взаимосвязанных педагогических событий и ситуаций, направленных на раскрытие творческого потенциала; развитие внутренних творческих возможностей; запуск механизмов самопознания, самовоспитания, самоутверждения и самореализации каждого участника сопровождения; выстраивание гармонии человеческих отношений; совместное создание, осмысление, оценка инновационного опыта профессиональной деятельности; расширение субъектного пространства личности.

Со-управление определяется как процесс включения педагогов в проектирование и конструирование новых видов образовательной практики и научное управление этими процессами; создания предпосылок для выстраивания субъект-субъектных отношений, перехода к самоуправлению профессионально-личностным развитием и формированию профессионального и жизненного кредо.

Фасилитация (стимулирование, вдохновение) рассматривается как процесс влияния на мотивацию профессионально-личностного развития педагога, ценностного отношения к педагогической деятельности и усвоение смыслов как элементов личностного опыта; стимулирования потребности в самосовершенствовании и саморазвитии.

Современный учитель находится в ситуации постоянного ученичества и самообразования непосредственно на рабочем месте: от него требуется принятие системы ценностей современного образования, осознание потребности модернизации и проектирования образовательного процесса с ориентацией на новые результаты, переосмысление своего опыта при внедрении ФГОС ОО. В связи с этим содержание научно-методического сопровождения педагогов в условиях общеобразовательной организации определяют требования профессионального стандарта. Оно осуществляется на трёх уровнях.

Первый уровень - надпредметный - научно-методическое сопровождение реализует методологию и теорию ФГОС ОО, формирование и развитие общепедагогической ИКТ-компетентности педагога.

Второй уровень - предметный - предусматривает научно-методическое сопровождение в предметной области компетентности педагога. Спектр научно-методического сопровождения определяется самим педагогом.

Третий уровень - личностный - научно-методическое сопровождение обеспечивает интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, психологическое здоровье педагога.

Таким образом, предложенная структура и содержание научно-методического сопровождения в условиях общеобразовательной организации позволяют сделать процесс сопровождения управляемым и управляющим.

Базой нашего исследования явилась государственная школа города Омут-нинска (КОГОБУ СШ с УИОП г. Омутнинска), экспериментальная площадка Вятского государственного университета. В эксперименте приняли участие 312 педагогов средней общеобразовательной школы N° 10 г. Чайковский Пермского края, шести общеобразовательных организаций Восточного образовательного округа Кировской области.

Цель нашего исследования заключалась в экспериментальной проверке эффективности организационно-методических условий научно-методического сопровождения педагогов в общеобразовательной организации при внедрении профессионального стандарта.

Задачи исследования.

1. Диагностировать уровни профессионально-личностного развития педагогов на основе разработанных критериев и показателей в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

2. Создать и апробировать организационно-методические условия научно-методического сопровождения педагогов в общеобразовательной организации.

3. Оценить эффективность организационно-методических условий научно-методического сопровождения педагогов в общеобразовательной организации при внедрении профессионального стандарта на основе разработанных критериев и показателей профессионально-личностного развития педагогов.

Для достижения цели и решения задач исследования были выделены лич-ностно-ориентированный, субъектно-деятельностный, акмеологический, интегративно-дифференцированный методологические подходы [2; 10], которые позволяют выстраивать научно-методическое сопровождение педагогов в условиях общеобразовательной организации адекватно современным потребностям общества, развивающейся школы, с учётом индивидуальных запросов и профессиональных заявок педагогов и педагогического коллектива в целом, и потому по праву могут считаться инновационными.

В ходе исследования мы убедились в том, что эффективность научно-методического сопровождения педагогов в общеобразовательной организации зависит от качества, структуры и содержания организационно-методических условий. Анализ инновационного опыта КОГОБУ СШ с УИОП г. Омутнинска показал, что научно-методическое сопровождение педагогов в общеобразовательной организации может быть эффективным при следующих организационно-методических условиях:

а) создание школьного методического образовательного пространства для расширения «поля возможных действий» педагогов, для проживания в этом пространстве встреч, событий, ситуаций, «педагогических обстоятельств», в которых нужно осознать смыслы, цели и результаты своей деятельности, способы общения, выбрать позитивные изменения и принять их;

б) обустройство стиля жизнедеятельности и формирование уклада жизни общеобразовательной организации, направленных на создание благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта в коллективе;

в) мотивационно-ценностное принятие требований профессионального стандарта всеми субъектами сопровождения и формирование готовности педагогов к инновационной деятельности в школьном методическом образовательном пространстве;

г) наличие опыта инновационной педагогической деятельности у педагогов и общеобразовательной организации по реализации ФГОС ОО;

д) использование активных и интерактивных форм, методов, технологий научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов, направленных на формирование и развитие актуальных профессиональных компетентностей, личностных качеств, ценностей, способов взаимодействия и культуры общения, субъектной позиции педагога как творца собственной жизнедеятельности;

е) организация совместного поиска рабочих ориентиров, межличностных встреч и диалогов, со-творчества, со-действия, сотрудничества, соучастия, соединения всех участников научно-методического сопровождения [5].

Оценка эффективности организационно-методических условий научно-ме-

тодического сопровождения педагогов осуществлялась субъектами сопровождения на основе гуманитарной экспертизы. Главные вопросы, на который отвечали педагоги: «Насколько в данной школе детям и взрослым комфортно существовать вместе в человеческом измерении? Что этому способствует (как это усилить, развить), что мешает (как это можно исправить)?» Выборку составили ответы 56 педагогов КОГОБУ СШ с УИОП г. Омутнинска. Возраст респондентов от 22 до 64 лет, стаж работы от 1 года до 43 лет, образование высшее или среднее специальное педагогическое. Стаж работы до 7 лет - 9 чел. (16,1 %), от 7 лет до 25 лет - 31 чел. (55,4 %), более 25 лет - 16 чел. (28,6 %).

В ходе проведения гуманитарной экспертизы педагоги отметили, что особенностью школьного методического образовательного пространства является способность обеспечить всем субъектам сопровождения равные возможности для эффективного профессионально-личностного развития. Ими были представлены личностные позитивные изменения в отношении:

- смысла, ценностей и целей профессии (переосмысление своего призвания как учителя - 57,6 %);

- организации, содержания и результатов обучения (постижение статуса профессионала - 75,6 %);

- ученика как субъекта учения и развития (обретение позиции педагога-гуманиста - 91,8%);

- коллег как представителей профессионального сообщества (осознание себя сотрудником, со-творцом, союзником, субъектом диалогового взаимодействия - 97,2 %);

- себя как творческой индивидуальности (стремление к непрерывному совершенствованию и саморазвитию - 95,4 %).

Результаты исследования позволили сделать вывод, что необходимым условием эффективного научно-методического сопровождения педагогов в общеобразовательной организации является наполнение школьного методического образовательного пространства ценностным смыслом, диалоговым общением, позициями осознанного выбора, значимыми для педагога действиями, ситуациями, событиями, встречами. В ходе систематического целенаправленного наблюдения, по результатам анкетирования и диагностики мы отметили у педагогов активность процесса самообразования и самопознания, «самостроительства» и реализации индивидуального образовательного маршрута, формирования субъектной позиции в профессиональной деятельности, повышение уровня профессионально-личностного развития. В ходе опытно-экспериментальной работы мы убедились в том, что благоприятный психологический климат и эмоциональный комфорт в коллективе напрямую зависит от уклада школьной жизни. 79,2 % респондентов отметили, что приобретение опыта инновационной педагогической деятельности объединяет педагогов, команда экспериментаторов создаёт «педагогический резонанс» в общеобразовательной организации, стимулирует других педагогов к профессионально-личностному развитию и нацеливает на совершенствование и самореализацию.

Оценка эффективности научно-методического сопровождения осуществлялась на основе критериев и показателей профессионально-личностного развития педагогов (табл. 2).

Таблица 2

Критерии, показатели и уровни профессионально-личностного развития педагогов в условиях общеобразовательной организации

Критерии Показатели Уровни

Деятельностный: уровень развития профессиональной деятельности педагога 1. Готовность педагога к новшествам 2. Профессиональная компетентность 3. Методологическая культура педагога низкий средний высокий

Личностный: уровень развития личностных качеств педагога 1. Способность педагога к саморазвитию и самообразованию 2. Интеллигентность педагога 3. Творческий потенциал личности педагога низкий средний высокий

Коммуникативный: уровень развития пси-холого-педагогическо-го общения педагога 1. Способность педагога к эмпатии 2. Эффективность коммуникативного взаимодействия педагога с детьми 3. Лидерские качества педагога низкий средний высокий

Информационный: уровень развития профессиональной ИКТ-компетентно-сти педагога 1. Общепользовательская ИКТ-компетент-ность 2. Общепедагогическая ИКТ-компетентность 3. Предметно-педагогическая ИКТ-компе-тентность низкий средний высокий

Мы отметили положительную динамику по всем критериям у большинства педагогов. Исследование убедило нас в том, что результаты диагностики (самодиагностики) и мониторинга вносят конкретность в деятельность сопровождающего и сопровождаемого, нацеливают их на решение практических задач профессионально-личностного развития педагогов в соответствии с требованиями к трудовым действиям, знаниям и умениям профессионального стандарта. Это позволяет:

- рассматривать научно-методическое сопровождение как пусковой механизм освоения учителем профессионального стандарта педагога;

- качественно оценивать и определять стратегии научно-методического сопровождения в условиях общеобразовательной организации;

- управлять процессом профессионально-личностного развития педагога и педагогического коллектива;

- выводить каждого педагога на рефлексию своего профессионально-личностного развития.

Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях, отмечены дипломами, опубликованы в монографиях Е. О. Галиц-ких [1; 3] и учебно-методическом пособии О. В. Давлятшиной [5]. Перспективными для дальнейшего исследования являются проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов педагогов с позиций профессионального стандарта, с учётом новых информационных источников и средств образовательного процесса (электронных учебников, дистанционной обратной связи, сетевых сообществ, грантовой деятельности педагогов, опыта конкурсного профессионального движения, идей альтернативной педагогики).

Научно-методическое сопровождение - это открытая система поддержки

профессионально-личностного развития педагогов, она откликается на всё новое, в ней нет предела совершенству. Сегодня методическая служба школы ведёт творческий поиск своего дальнейшего развития, актуализирует инновационную деятельность, осуществляя стратегический менеджмент в образовании.

Список литературы

1. Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : учеб.-метод. пособие / Е. О. Галицких. - М. : Академический Проект, 2004. - 240 с.

2. Галицких, Е. О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете : монография / Е. О. Галицких. - СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 264 с.

3. Галицких, Е. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества / Е. О. Галицких. - М. : Библиомир, 2016. - 272 с.

4. Гребёнкина, Л. К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного образования : монография / Л. К. Гребёнкина. - 2-е изд., испр. и доп. - Рязань, 2006. - 224 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Давлятшина, О. В. Профессионально-личностное развитие педагогов в условиях общеобразовательной организации : учеб.-метод. пособие / О. В. Давлятшина ; под науч. ред. Е. О. Галицких. - Киров : Радуга-ПРЕСС, 2015. - 195 с.

6. Милованова, Н. Г. Продуктивность образования: поиски и решения / Н. Г. Ми-лованова // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе : материалы 14-й Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н. Н. Суртаева, А. А. Макареня, С. В. Кривых. - СПб. : Экспресс, 2013. - 365 с.

7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 [Электронный ресурс]. - URL: минобрнауки.рф/http://www.mon.gov.ru (дата обращения: 20.09.2016).

8. Поташник, М. М. Как помочь учителю в освоении ФГОС : метод. пособие / М. М. Поташник, М. В. Левит. - М. : Педагогическое общество России, 2014. - 320 с.

9. Поташник, М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе : метод. пособие / М. М. Поташник. - М. : Педагогическое общество России, 2011. - 448 с.

10. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html (дата обращения: 20.09.2016).

11. Теоретико-методологические основы развития профессиональной деятельности учителя : монография / О. П. Морозова [и др.]. - Барнаул : БГПУ, 2004. - 546 с.

12. Ямбург, Е. А. Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога? / Е. А. Ямбург. - М. : Просвещение, 2014. - 175 с.

Scientific and Methodical Support of Teachers in Modern Conditions of the School Development

E. O. Galitskih, O. V. Davlyatshina

Vyatka State University, Kirov

Abstract. Timeliness of scientific and methodological support of teacher advanced training in modern conditions of school development is predetermined by the requirements of the Professional standard of teachers. The aim of the paper is to determine resources and conditions of scientific and methodological support of teachers in educational institutions. Theoretical basis of scientific and methodological support of teachers in educational institutions is considered. The experience of organizing scientific and methodological support of teachers is described. Effectiveness oforganizational and methodical conditions for professional and personal development of teachers is proved.

Keywords: essence, structure, contents, levels of scientific and methodological support, methodological approaches, organizational and methodical conditions, personal and professional development of teachers, Professional standards of teachers.

Галицких Елена Олеговна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы и методики обучения

Вятский государственный университет

610000, г. Киров, ул. Московская, 36

тел.: 8(8332)208968

e-mail: galitskiheo@rambler.ru

Galitskih Elena Olegovna

Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of the Department of Russian and Foreign Literature and Teaching Methodology

Vyatka State University

36Moskovskaya St, Kirov, 610000

tel.: 8(8332)208968

e-mail: galitskiheo@rambler. ru

Давлятшина Ольга Вячеславовна

аспирант кафедры педагогики

Вятский государственный университет

610000, г. Киров, ул. Московская, 36 тел.: 8(8332)208968 e-mail: fitinya00@yandex.ru

Davlyatshina Olga Vyacheslavovna

Postgraduate Student of the Department of Pedagogy

Vyatka State University

36Moskovskaya St, Kirov, 610000 tel.: 8(8332)208968 e-mail: fitinya00@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.