Научная статья на тему 'Научно-методическое сопровождение студентов педагогических вузов'

Научно-методическое сопровождение студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL IMPORTANT PERSONAL QUALITIES / САМООЦЕНКА / SELF-EVALUATION / МОНИТОРИНГ / MONITORING / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL OF ITINERARY / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / ORGANIZATION AND METHODOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моспан Татьяна Сергеевна

Современное обучение будущих учителей, нуждается в пересмотре критерий оценки профессиональной подготовки студентов педагогических вузов. Актуальность проблемы научно-методического сопровождения студентов в условиях развития системы высшего образования, обусловлена рядом изменяющихся нормативных документов, а именно федерального государственного образовательного стандарта и Профессионального стандарта педагога. В статье раскрыты теоретические основы научно-методического сопровождения студентов педагогических вузов. Раскрывается авторское обобщенное видение данного понятия в отраслях педагогических наук. Проведен сравнительный анализ существующих видов педагогического сопровождения студентов: психолого-педагогическое и методическое сопровождение, социально-педагогическое сопровождение, организационно-методическое сопровождение, методическое сопровождение и научно-методическое сопровождение. Цель статьи заключается в определении разработанной структуры научно-методического сопровождения студентов педагогических вузов. Структура целенаправленного отслеживания динамики формирования самооценки профессионально-значимых личностных качеств студентов осуществляется на пяти этапах: входной мониторинг, текущий мониторинг, проектировочный этап, практический этап и итоговый мониторинг. Каждый этап раскрыт с точки зрения используемых методов и принципов обучения. Приведенная структура позволяет оценить и отследить элементы формируемой самооценки профессионально значимых личностных качеств у студентов педагогических вузов, в соответствии со стандартами нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моспан Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF STUDENTS IN PEDAGOGICAL INSTITUTE

Modern education of future teachers needs to be revised criterion of professional training of students of pedagogical universities. Timeliness of scientific and methodological support of students in conditions development of the higher education system is predetermined next to the changing normative documents, namely the Federal state educational standard and of the Professional standard of teachers. Theoretical basis of scientific and methodological support of students in pedagogical institute. The author's generalized approach to the interpretation of such this term in trades pedagogical science. The comparative analysis of the available types of pedagogical support of students: psycho-pedagogical and methodological support, social and pedagogical support, organizational and methodical support, methodical support, scientific and methodological support. The aim of the paper is to determine of the developed structure of scientific and methodical support of students of pedagogical institute. The structure of purposeful tracking of dynamics of formation of a self-assessment of professional and significant personal qualities of students is carried out at five stages: entrance monitoring, current monitoring, design stage, practical stage and total monitoring. Each stage is opened from the point of view of the used methods and the principles of training. The authors offer and prove that the given structure is appropriate to use for estimation and monitoring of elements which the significant personal professional qualities consist of according to the new standards in higher education.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое сопровождение студентов педагогических вузов»

педагогические науки

УДК 378.146

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

© 2017

Моспан Татьяна Сергеевна, аспирант

Иркутский государственный университет (664528 Россия, Иркутск, улица Н. Набережная, 6, e-mail: [email protected])

Аннотация. Современное обучение будущих учителей, нуждается в пересмотре критерий оценки профессиональной подготовки студентов педагогических вузов. Актуальность проблемы научно-методического сопровождения студентов в условиях развития системы высшего образования, обусловлена рядом изменяющихся нормативных документов, а именно федерального государственного образовательного стандарта и Профессионального стандарта педагога. В статье раскрыты теоретические основы научно-методического сопровождения студентов педагогических вузов. Раскрывается авторское обобщенное видение данного понятия в отраслях педагогических наук. Проведен сравнительный анализ существующих видов педагогического сопровождения студентов: психолого-педагогическое и методическое сопровождение, социально-педагогическое сопровождение, организационно-методическое сопровождение, методическое сопровождение и научно-методическое сопровождение. Цель статьи заключается в определении разработанной структуры научно-методического сопровождения студентов педагогических вузов. Структура целенаправленного отслеживания динамики формирования самооценки профессионально-значимых личностных качеств студентов осуществляется на пяти этапах: входной мониторинг, текущий мониторинг, проектировочный этап, практический этап и итоговый мониторинг. Каждый этап раскрыт с точки зрения используемых методов и принципов обучения. Приведенная структура позволяет оценить и отследить элементы формируемой самооценки профессионально значимых личностных качеств у студентов педагогических вузов, в соответствии со стандартами нового поколения.

Ключевые слова: научно-методическое сопровождение, профессионально-значимые личностные качества, самооценка, мониторинг, индивидуальный образовательный маршрут, адаптация, организационно-методическое сопровождение, социально-педагогическое сопровождение.

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF STUDENTS IN PEDAGOGICAL INSTITUTE

© 2017

Mospan Tatyana Sergeevna, post-graduate student

Irkutsk State University (664528, Russia, Irkutsk, st. N.Naberezhnyay, 6, e-mail: [email protected])

Abstract. Modern education of future teachers needs to be revised criterion of professional training of students of pedagogical universities. Timeliness of scientific and methodological support of students in conditions development of the higher education system is predetermined next to the changing normative documents, namely the Federal state educational standard and of the Professional standard of teachers. Theoretical basis of scientific and methodological support of students in pedagogical institute. The author's generalized approach to the interpretation of such this term in trades pedagogical science. The comparative analysis of the available types of pedagogical support of students: psycho-pedagogical and methodological support, social and pedagogical support, organizational and methodical support, methodical support, scientific and methodological support. The aim of the paper is to determine of the developed structure of scientific and methodical support of students of pedagogical institute. The structure of purposeful tracking of dynamics of formation of a self-assessment of professional and significant personal qualities of students is carried out at five stages: entrance monitoring, current monitoring, design stage, practical stage and total monitoring. Each stage is opened from the point of view of the used methods and the principles of training. The authors offer and prove that the given structure is appropriate to use for estimation and monitoring of elements which the significant personal professional qualities consist of according to the new standards in higher education.

Keywords: scientific and methodological support, professional important personal qualities, self-evaluation, monitoring, individual educational of itinerary, adaptation, organization and methodological support, social and pedagogical support.

Современная подготовка учителей в системе высшего образования имеет ряд усовершенствованной нормативной документации, регламентирующей специфику подготовки кадров. К таким документам относятся: федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) и Профессиональный стандарт педагога. Новые требования к формируемым профессиональным качествам и компетенциям студентов педагогических направлений подготовки влекут за собой изменения подходов, технологий и методик преподавания в системе высшего образования. Изменения в структуре образовательного процесса в педагогических вузах требует пересмотра систем оценки качества подготовки студентов. В результате анализа ФГОС ВО направлений подготовки «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) критерий оценки формируемых профессионально значимых личностных качеств студентов на протяжении образовательного процесса не обнаружено. В Профессиональном стандарте педагога выделен раздел «Методы оценки выполнения требований», который содержит следующие критерии:

- итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспи-

тания и развития учащихся;

- высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня;

- интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка.

- активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь школы;

- владение ИКТ-компетентностью [1].

Вышеперечисленные критерии отслеживают работу

школьного учителя. Представленные критерии невозможны в использовании оценки профессиональной подготовки студентов педагогических направлений, отсюда возникает проблема в отсутствии разработанной системы оценки качества подготовки студентов в системе высшего педагогического образования.

Модернизированное образование требует и нового подхода к решению данного вопроса. Помощь в разрешении профессиональных трудностей может осуществить научно-методическое сопровождение студентов. Под научно-методическим сопровождением понимается, ведущая функция методических служб. Другой точкой зрения является метод взаимодействия методической службы со студентами, группами студентов, когда

студента учат решать проблему, находить, изобретать или заимствовать наиболее разумные решения, актуальные для каждого человека в его конкретной профессиональной ситуации.

По мнению Е. О. Галицких, О. В. Давлятшина научно методическое сопровождение возможно раскрыть в более полной форме, а именно «научно-обоснованное, специально организованный процесс взаимодействия субъектов сопровождения, направленного на преодоление профессиональных затруднений и личностных проблем студента» [2]. Сопровождение включает в себя систему взаимосвязанных действий, мероприятий, педагогических событий и ситуаций, ориентированных на осмысление основ педагогической профессии, актуализацию саморазвития, профессиональный успех, личностное преобразование студентов во время обучения. Субъектами сопровождения являются студент, наставник, методист, заведующий выпускающей кафедры, опытный специалист, талантливый сотрудник.

Большинство современных исследователей рассматривают вопрос научно-методического сопровождения О.В. Давлятшина, В.Г. Решетников, А.А. Ушаков с точки зрения педагогической деятельности практикующего учителя в рамках образовательного процесса. Непрерывное отслеживание методическими службами образовательного учреждения проблем, возникающих при работе с обучающимися, отчетными документами, прохождением аттестации и других видах профессиональной деятельности, где педагог нуждается в поддержке и помощи в принятии решений.

В работе Е.Р. Бобровниковой и С.Л. Фоменко научно-методическое сопровождение учителя представлено как форма обучения, которая имеет преимуществ перед существующими традиционными формами обучения

[3]:

- индивидуализированность и гибкость структуры;

- узконаправленные инструменты отслеживания;

- учет динамики развития профессионала в рамках образовательного учреждения;

- многоаспектность;

- отслеживание индивидуального образовательного маршрута и своевременная корректировка действий педагога;

- прогнозирование возможных затруднений;

- непрерывный характер использования.

Проводя анализ исследований научно-методического

сопровождения педагогов и студентов педагогических направленностей было выявлено существование разных видов педагогического сопровождения. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Виды сопровождения студентов при обучении в высших учебных заведениях

Название вида Авторы Определение

Психолого-педагогнческо е н методическое сопровождение О.Л. Жук, М.В. Лазарева, А.А. Хусаннова Освоение бакалаврами механизмов профессионально-педагогического взаимодействия учит ель -обучающийся н построение индивиду ал ьно-лнчностноё стратегии, деягельностнон самореализации через развитое ценностно-смысловых установок, психолого-педагогических особенностях личности (учителя и обучающихся) и формирования первичных профессиональных умений н навыков.

Социально-педагогическое сопровождение М.А. Губанова, А.О. Макаров, Л.Б. Мардахаев Комплексное н целенаправленное взаимодействие педагогов и обучающихся (других лиц образовательного процесса) по построению индивидуальных траекторий оптимального разрешения трудных жизненных и профессиональных ситуаций.

Органнз ацнонно-мет одическое сопровождение В.Ю. Крнчевскнн, М.М. Поташнк, В.Г. Решетников Непрерывная деятельность, направленная на оказание помощи, преодоление трудностей н поддержки студентов во на протяжении обучения.

Методическое сопровождение Е.И. Казакова, М.С. Полянский Виды методической рабогынаправленные на достижение поставленных целей студентом.

Научно-методическое сопровождение Е.Р. Бобровннкова, С.Л. Фоменко Комплекс взанмосвязанных целенадравленных действий, мероприятий, процедур, направленных на оказание всесторонней помощи студенту в решении возникающих трудностей, способствующих его саморазвитию и самоопределению на протяженннвсей профес снонал ьнон деятельности.

нально-значимых личностных качеств и компетенций, своевременной корректировки и рефлексии проведенной работы.

Создание полномасштабных условий для формирования профессиональных качеств студентов педагогических направлений и дальнейший мониторинг действий педагог - студент, студент - студент, позволит подготовить самодостаточную и самореализовывающуюся личность учителя на момент адаптации выпускника в образовательной деятельности.

Для реализации использования научно-методическое сопровождения студентов в учебном процессе необходимо определить ее структуру, функции и принцип работы.

Структура научно-методического сопровождения упоминалась ранее в статье [4]. Структуру отслеживания динамики формирования профессионально-значимых личностных качеств и компетенций будет представлена в виде следующих этапов рисунок 1:

Входной мониторинг Оценка стартовых возможностей студентов

t

Текущий мониторинг Выявление затруднений в формировании тэосЬесснональных качеств Отбор задач научно-методического соггоовожлення

♦ t

Проектировочный этап Разработка маршрута научно -м ет однче с ко го сопровождения «- Отбор методов, форм н средств научно-методнческого

♦ t

Практический этан Реализация научно- Коррекция

методнческого сопровождения

Мотивирование

t t

Итоговый мониторинг Рефлексия Диагностика результатов

t

Оценка эф фектнвностн

На основе проведенного исследования, было сформулировано определение по научно-методическому сопровождению студентов педагогического вуза, которое можно представить как систему целенаправленных действий со стороны педагога, направленных на всестороннее отслеживание динамики формирования профессио-

Рисунок 1 - Структура научно-методического сопровождения

Структура научно-методического сопровождения студентов педагогических направлений в высших учебных заведениях включает последовательность из пяти этапов. Опишем цели и методы на каждом этапе научно-методического сопровождения.

Цель входного мониторинга заключается в оценке стартовых возможностей студентов, учет внутреннего потенциала развития личности, выявление сильных и слабых сторон в подготовке специалистов на первом году обучения.

Для оценки первоначального потенциала студентов, определены следующие методы:

1.Устный опрос (индивидуальный, фронтальный, групповой);

2.Письменный опрос (анкетирование, эссе);

3.Тестирование.

Входной мониторинг следует проводить в течение августа-сентября месяцев первого учебного года. По результатам проведенных тестирований, анкетирований и использованию опросных методов, стоит подвести итоги о начальном уровне сформированности самооценки профессионально-значимых личностных качеств. Первые результаты мониторинга стоит сориентировать на корректировку учебного процесса (отбор методов, форм и средств) для дисциплин профессионального блока.

Последующий этап в виде текущего мониторинга позволит оценить затруднения профессионального становления и формирования профессионально-значимых личностных качеств и компетенций у студентов. После регистрации первых результатов формирования самооценки, стоит произвести отбор задач, необходимых для научно-методического сопровождения.

Текущий мониторинг проводиться с использованием методов:

1.Анализ результатов учебной деятельности по дис-

150

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

циплинам профессионального блока;

2.Тестирование;

3.Контрольная работа.

4.Анализ сдачи первой экзаменационной сессии.

Мероприятия по выявлению трудностей в формировании самооценки профессиональных качеств необходимо проводить в течение первого семестра. Диагностика результатов сдачи зимней экзаменационной сессии, будет являться рубежным контролем для последующего отбора задач научно-методического сопровождения и определению индивидуального образовательного маршрута студентов.

На уровне проектировочного этапа осуществляется разработка данного маршрута. Под индивидуальным образовательным маршрутом понимается определенная последовательность действий, направленная на конкретного студента. Для этого необходимо произвести отбор методов, форм и средств научно-методического сопровождения.

На протяжении первого семестра, студенты преодолевают период адаптации смены социального института и уровня получаемого образования. Построение индивидуального маршрута студента основано на результатах текущего контроля и личностных ориентиров студента, что позволяет сделать выбор в пользу соответствующих изменений профессиональной направленности. На сегодня в вузах существует ряд способов изменить традиционный учебный план и дополнительное образование:

1.Индивидуальный план студента (ФГОС ВО разрешает произвести замену ряда дисциплин профессионального блока узконаправленные, изменение рабочей программы по прохождению практик, профессиональная направленность при написании курсовых работ и выпускной квалификационной работы, замена тем семинарских, лабораторных и практических работ);

2.Посещение дополнительных занятий с другими направления подготовки, при оформлении соответствующей документации;

3.Получение дополнительного образования (обучение через институты переподготовки и институты дополнительного образования);

4.Привлечение студентов в работу научных лабораторий кафедры;

5.Участие в олимпиадной работе профессиональной направленности (вузовского, регионального, всероссийского, международного уровней);

6.Участие в научно-исследовательских, научно-практических конференциях различного уровня;

7.Участие в профессиональных конкурсах (например, педагогическое мастерство, Студент года и т.д.);

8.Работа в педагогических отрядах (работа в детских оздоровительных лагерях, работа на школьных площадках);

9.Участие в написании научных трудов, публикаций, грантов.

10.Участие в акциях, общественных мероприятиях.

Индивидуальный образовательный маршрут стоит

определить по окончанию первой сессии.

Практический этап позволит осуществить реализацию выбранного маршрута студента и непосредственно самих целенаправленных действий со стороны педагога. Далее производится отслеживание динамики работы студента по выбранному маршруту. По необходимости осуществляется корректировка индивидуального маршрута и действий педагога, что позволит замотивировать студентов на успешное развитие профессионального опыта и возможности дать оценку своим действиям, способностям и профессиональным качествам.

Методами оценки практического этапа выбраны следующие:

1.Анализ результатов учебной деятельности по дисциплинам профессионального блока;

2.Анализ воспитательной работы со студентами;

3.Тестирование ;_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.Письменные методы (анкетирование, контрольные работы);

5.Анализ сдачи экзаменационных сессий;

6.Анализ результатов конкурсов, олимпиад.

7.Анализ участия в конференциях.

В заключение научно-методического сопровождения следует итоговый мониторинг. Проведение заключительной рефлексии, позволит сделать выводы успешности предпринятой системы мер для формирования самооценки профессионально-значимых личностных качеств, провести диагностику результатов. Подведение итогов будет осуществляться в качестве анализа проведенной работы и оценки эффективности выбранного научно-методического сопровождения.

К мероприятиям итогового мониторинга, необходимо отнести следующее:

1.Итоговая государственная аттестация (государственный экзамен, защита выпускной квалификационной работы);

2.Прохождение преддипломной практики;

3.Апробация материалов дипломной работы.

В согласованности с итоговыми мероприятиями, педагогом будет проведена рефлексия. Форма ее проведения выбирается на основе выявленных результатов формирования самооценки профессионально-значимых личностных качеств студентов: итоговая конференция, круглый стол, индивидуальный диалог, групповая работа.

Оценка эффективности проведенных действий со студентами, осуществляется по итогам окончания педагогического вуза, результатов трудоустройства после получении диплома о высшем образовании, первичной адаптации на рабочем месте по профессии, работа с руководителями образовательных учреждений по сформи-рованности самооценки профессиональных качеств.

Современная система стандартизации высшего образования (по ФГОС ВО) регламентирует подготовку кадров, готовых к постоянным совершенствованиям в системы основного общего образования, к подготовке и переподготовке в высшей школе и в центрах повышения квалификации [1, С.3], самообразованию, самосовершенствованию и самооценке своих профессиональных качеств.

Предлагаемая в статье структура научно-методического сопровождения позволит сформировать самооценку профессионально-значимых личностных качеств у студентов педагогических вузов, и это посодействует выпускникам в профессиональной деятельности по совершенствованию педагогического мастерства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Профессиональный стандарт педагога (проект). URL:минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/ 12.05.15-Профстандарт_педагога_(проект).pdf

2. Галицких Е.О., Давлятшина О.В. Научно-методическое сопровождение педагогов современных условиях развития школы/ Научно-практический журнал «Педагогический имидж». Иркутск: Типография ГАОУ ДПО ИО «Институт развития образования Иркутской области», №3 (32), 2016. С.16-27

3. Бобровникова Е.Р., Фоменко С.Л. Научно-методическое сопровождение деятельности современного учителя // Педагогическое образование в России. 2014. №2 С.49-53.

4. Маклонова (Моспан) Т.С., Тимошенко А.И. Приемы диагностики сформированности профессионально значимых личностных качеств студентов педагогического вуза// Высшее образование сегодня. 2016. №4. С.27-29

Статья публикуется при поддержке гранта 2016 г. для поддержки НИР молодых аспирантов и молодых сотрудников ИГУ (091-16-228)

Статья поступила в редакцию 24.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.