ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 330.88
Перспективы интеграционного развития аграрного образования в Ассоциации «Объединенный университет имени В.И. Вернадского»
The prospects of integration of agricultural
education in the association «United University named V.I. Vernadsky»
Проректор по учебно-воспитательной работе Г.В. Короткова, (Мичуринский государственный аграрный университет) кафедра правового обеспечения, тел. 8(47545)-94511
зав. учебного отдела О.С. Синепупова (Мичуринский государственный аграрный университет) кафедра государственного и муниципального управления, тел. 8(47545)-94511 E-mail: [email protected]
Vice-rector on educational work G.V. Korotkova (Michurinsk State Agrarian University) chair of legal support, tel. 8(47545)-94511
Head of educational Department O.S. Sinepupova (Michurinsk State Agrarian University) chair of state and municipal management, tel. 8(47545)-94511 E-mail: [email protected]
Реферат. Проанализирована концепция развития аграрного образования в вузе. Рассмотрен процесс интеграционного взаимодействия в рамках ассоциации «Объединенный университет имени В.И. Вернадского». Цели и задачи, положенные в основу «Объединенного университета имени В.И. Вернадского» еще в 2004 г., не потеряли своей актуальности. Это, прежде всего, консолидация научного, образовательного и инновационного потенциалов учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, производственных предприятий и других организаций для увеличения реального вклада этих потенциалов в культурное, социально-экономическое развитие страны и региона, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной и региональной экономики, поддержки профессионального образования, подготовки научных и научно-педагогических кадров, участия в российских и международных научных и образовательных проектах. Стратегические инициативы по взаимодействию позволят в рамках ассоциации «Объединенный университет имени В.И. Вернадского» решить приоритетные задачи, которые поставлены руководством страны перед российским образовательным сообществом. В современном мире сохранить и упрочить свои позиции на рынке образовательных услуг можно лишь при реализации инновационной модели развития. В первую очередь, это способность вуза вырабатывать качественные знания. Именно качество обучения должно стать основным критерием оценки инновационной образовательной деятельности. Наш университет готовит высококвалифицированные кадры для сельскохозяйственных предприятий Тамбовской области, расположенных на сельских территориях, чем обеспечиваются высокие показатели их деятельности, занятости населения. Выбор имени академика В.И. Вернадского для созданного объединенного университета не случаен. Его жизнь, научная деятельность тесно связаны с Тамбовским краем.
Summary. The authors analyze concept of integration development of agricultural education in agrarian higher education institution, considering process of strategic planning as a factor of innovative management. The concept of agricultural education development at the university is analyzed, the integration process of interaction within the framework of the «United University named V.I. Vernadsky» Association is
<£> Короткова Г.В., Синепупова О.С., 2016
considered. The main goals and objectives forming the basis of the «United University named V.I. Vernadsky» are still actual and up to date. First of all, it is the consolidation of scientific, educational and innovative potential of educational institution, scientific research institutions, industrial enterprises and other organizations to increase the real contribution of these potentials in cultural, social and economic development of the country and the region, to improve efficiency and competitiveness of the national and regional economy, support vocational training, training of scientific and pedagogical staff, participation in Russian and International scientific and educational projects. Strategic initiatives of interaction will allow to solve priority tasks which are set by the country leaders for the Russian educational community within «United University named V.I. Vernadsky» Association. In the modern world it is possible to keep and strengthen the positions in the market of educational services only at realization of innovative model of development. First of all, it is ability of higher education institution to develop qualitative knowledge. Quality of training has to become the main criterion for evaluation of innovative educational activity. Our university prepares highly qualified personnel for the agricultural enterprises of the Tambov region located in rural territories than high rates of their activity, employment of the population and other social and economic indicators of development of rural territories are provided. The choice of a name of the academician Vernadsky for the created joint university isn't casual. His name, life, scientific activity are closely connected with the Tambov
Ключевые слова: концепция интеграционного развития, образовательная стратегия, ассоциация.
Keywords: concept of integration development, educational strategy, association.
Мы живем в стремительно меняющемся мире. Чтобы осознать это, не нужно даже листать книги по истории, достаточно окинуть взглядом опыт своего поколения. При этом, как представляется, ключевым при осмыслении происходящих процессов можно считать понятие «интеграция». Ведь налицо стремление государств к крупным экономическим союзам, предприятий - к производственным корпорациям и холдингам и даже различных категорий граждан - к созданию объединений по интересам.
Не осталась в стороне от общей тенденции и высшая школа. От отдельных и даже автономных (как в средние века) научно-образовательных центров, какими общество воспринимало вузы в историческом пространстве, они, отвечая требованиям времени, стали теснее сотрудничать друг с другом, расширять связи с потенциальными работодателями, как жизненную необходимость ощутили потребность взаимодействия.
Организационным откликом на нее стало создание в 2004 г. на базе Тамбовского государственного технического университета и Мичуринского государственного аграрного университета объединения на ассоциативной основе, которое предполагало сохранение юридического статуса каждого из вузов.
Первым президентом (ректором) ассоциации стал А.И. Завражнов, ректор Мичуринского ГАУ, а председателем ученого совета - C.B. Мищенко, в прошлом - ректор ТГТУ. Таким образом, была создана общественная организация, призванная консолидировать усилия вузовского сообщества, координировать действия руководителей вузов, обеспечить их взаимодействие для решения общих задач.
Выбор имени академика В.И. Вернадского для созданного объединенного университета не случаен. Имя великого русского ученого и мыслителя Владимира Ивановича Вернадского широко известно и высокочтимо во всем цивилизованном мире, тесно связано с Тамбовским краем. Естествоиспытатель, основоположник геохимии, биогеохимии и учения о биосфере, минералог, кристаллограф, радиогеолог, автор трудов по философии естествознания, науковедению. В.И. Вернадский создал также учение о природных водах, внес крупный вклад в почвоведение, метео-ристику, а главное - разработал учение о биосфере Земли и неизбежности ее превращения под действием коллективного разума и труда человечества в ноосферу, которая будет удовлетворять все материальные и духовные потребности численно возрастающего человечества. «Мы живем, - писал он, - в небывало новую, геологически яркую эпоху. Человек своим трудом и своим сознательным отношением к
жизни перерабатывает земную оболочку - геологическую область жизни, биосферу. Он переводит ее в новое геологическое состояние: его трудом и сознанием биосфера переходит в ноосферу». В своей книге «Биосфера» В.И. Вернадский впервые показал, что биосфера - закономерный результат развития нашей планеты, ее верхней области земной коры. Живые организмы в биосфере - не случайные гости, а часть закономерной организованности.
Для страны и для отрезка истории, в которых ему пришлось жить, островком смысла и логики среди политических катаклизмов и безумных социальных метаний стала наука. Вернадский принадлежал к тонкому слою наиболее образованных русских людей. Его часто и справедливо называют ученым-энциклопедистом. Действительно, зная основные европейские языки и общаясь с выдающимися учеными своей эпохи, он был в курсе всех открытий в области естественных наук, глубоко продумывал и философски обобщал эти открытия в своих многочисленных трудах.
Итак, начиная с 2004 г., организаторы взаимодействия в рамках ассоциации «Объединенный университет имени В.И. Вернадского» стремились к достижению главной цели, которую еще 12 лет назад сформулировал C.B. Мищенко: «Практика показывает, что сегодня может выжить только мощная образовательная структура. Ассоциация - сила, способная бороться и побеждать. Наша организация занимается изучением состояния подготовки специалистов в России, содействует формированию в регионе системы элитного образования, отбору и индивидуальному обучению выпускников. Теперь мы объединим свои усилия, что поможет выйти на новый уровень».
Цели и задачи, положенные в основу «Объединенного университета имени В.И. Вернадского» еще в 2004 г., не потеряли своей актуальности. Это, прежде всего, консолидация научного, образовательного и инновационного потенциалов учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, производственных предприятий и других организаций для увеличения реального вклада этих потенциалов в культурное, социально-экономическое развитие страны и региона, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной и региональной экономики, поддержки профессионального образования, подготовки научных и научно-педагогических кадров, участия в российских и международных научных и образовательных проектах.
В современном мире сохранить и упрочить свои позиции на рынке образовательных услуг можно лишь при реализации инновационной модели развития. Что вкладывается в это понятие?
В первую очередь, это способность вуза вырабатывать качественные знания. Именно качество обучения должно стать основным критерием оценки инновационной образовательной деятельности. Девиз нашего вуза: «Вместе - к успеху!». В нем отражена идеология и миссия университета - мы провозглашаем значимость образования и силу знаний в достижении успеха.
Наш университет готовит высококвалифицированные кадры для сельскохозяйственных предприятий Тамбовской области, расположенных на сельских территориях, чем обеспечиваются высокие показатели их деятельности, занятости населения [1].
Мичуринскими учеными создан крупнейший на территории Тамбовской области агрохолдинг «Зеленая долина». На базе разработанной и реализуемой в университете системы непрерывного агробизнесобразования в Тамбовском и Петровском районе созданы современные центры для обучения детей окрестных сел, что позволило повысить уровень образования детей, сформировать систему в средних общеобразовательных учреждениях, ориентированную на сельскохозяйственное направление производства. Что обеспечивает стратегию развития нашего города, поскольку Мичуринск является первым и единственным наукоградом РФ в сфере развития агропромышленного комплекса.
В рамках развития сельских территорий и сельского хозяйства выведено более 200 сортов плодовых, ягодных и овощных культур с высокими хозяйственно-
биологическими показателями, товарными и вкусовыми качествами плодов. Университет совместно с учреждениями научно-производственного комплекса Мичуринска-наукограда обеспечивает население города, всех районов Тамбовской области высококачественным посадочным материалом плодовых, ягодных культур, а также рассадой земляники и овощных растений, что является большим вкладом в формирование валового сельскохозяйственного продукта Тамбовского региона. Подчеркнем, государство нацеливает научно-педагогические коллективы вузов и их руководство на инновационную деятельность высшей школы по образовательному, научно-исследовательскому, экономическому, организационно-управленческому, правовому, социальному направлениям. Высшая школа оптимизируется, совершенствуются её структура и сеть подведомственных организаций. Проводимая политика связана с необходимостью более эффективного использования финансовых, материальных, информационных и кадровых ресурсов образовательных организаций [21.
Прекрасно осознавая преимущества интеграции в образовательное пространство, наш университет в своей деятельности делает ставку на налаживание стратегически важных контактов в рамках ассоциации «Объединенный университет имени В.И. Вернадского».
На наш взгляд, в жизни необходимо научиться видеть не только риски, но и вероятную выгоду, а еще лучше - уметь ее извлекать. Ведь часто дело оказывается даже не в возможностях, а в том, как они реализуются. Были бы желание и инициатива, и тогда они превратятся в намерение, а намерение - в действие.
Сегодня с полным основанием можно говорить о своевременности и плодотворности такого объединения для совместного отклика на интеграционные требования, которые предъявляют вузам государство и общество. Заседания ассоциации позволят на межрегиональном уровне выработать общие позиции по механизму развития наших университетов, их объединению и критериям оценки деятельности, взаимодействию с властными и бизнес-структурами, сотрудничеству с общеобразовательными школами [3].
На основе коллективно выработанных рекомендаций сделан план работы, определены следующие приоритетные цели на ближайшую и долгосрочную перспективы.
В контексте образовательных инициатив предусмотрено следующее.
1. Совместная реализация ОП (магистратура по направлению «Юриспруденция» и др.)
2. Совместная работа по реализации международных магистерских программ, в т.ч. программы «Менеджмент в агробизнесе» в рамках взаимодействия с РН АпсЬаН: (г. Бернбург, Германия).
3. Академическая мобильность студентов: образовательная экскурсия (использование лабораторной и др. исследовательской базы).
4. Формирование на базе вузов «центров превосходства в отдельных областях»
5. Информационная кампания для обучающихся.
6. Создание единого информационного пространства ДПО вузов ассоциации на основе партнерских отношений вузов для увеличения потока слушателей.
7. Повышение качества образования за счет расширения доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения.
8. Внедрение элементов сетевой формы реализации отдельных основных образовательных программ путем чтения проблемных лекций в режиме видеоконференции ведущими преподавателями ассоциации.
9. Создание единого образовательного интернет-портала ассоциации.
10. Создание банка образовательных ресурсов для использования в режиме дистанционного обучения.
11. Совместное материально-техническое использование базы вузов для прак-
тикоориентированного обучения и НИР.
12. Реализация на базе Мичуринского ГАУ модульного блока профессиональной подготовки учителя для студентов, обучающихся на непедагогических направлениях подготовки в ТГТУ.
13. Организация и проведение практики по получению профессиональных компетенций аспирантов и магистрантов по направлениям и профилям, реализуемым в ТГТУ и Мичуринском ГАУ на сетевой основе.
14. Обмен опытом в использовании 1Т-технологий в образовательном процессе: ТГТУ предоставляет информационное программное обеспечение, Мичуринский ГАУ методическое сопровождение к его использованию (методические разработки, семинары и мастер-классы методического характера).
15. Организация и проведение совместных конкурсов и олимпиад на уровне бакалавриата и магистратуры.
16. Совместное внедрение концепции образования устойчивого развития в образовательный процесс (проведение олимпиад, посвящённых памяти В.И. Вернадского; проведение курсов повышения профессиональной квалификации для учителей области «Образование устойчивого развития»; реализация программы биологического и экологического просвещения школьников и населения области в целом «Природа родного края», в т.ч. разработка серии научно-популярных передач «О чём кричит и шепчет лес», «Журчащие родники Тамбовщины» и т.п.).
В контексте методической деятельности предусмотрено следующее.
1. Ресурсный обмен: информационные ресурсы, ФОС, ЭУМК (д), тренажеры. Форма: «бартер», безвозмездный обмен.
2. Виртуальная мобильность: возможность обучения у лучших преподавателей («Банк золотых лекций»).
4. Реализация методического сопровождения образовательной траектории бакалавриат (специалитет) - магистратура-аспирантура, по соответствующим направлениям подготовки.
5. Методическое сопровождение процедуры лицензирования ОПОП.
6. Проведение открытых лекций, семинаров ведущих ученых и преподавателей (тематика на согласовании).
7. Методическое взаимодействие по вопросам подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации, отражающим потребности рынка труда и перспективы его развития в рамках единой социально-экономической системы региона.
8. Реализация методического консультирования по вопросам эффективной интеграции исследовательской деятельности и образования в рамках единого образовательного пространства.
9. Совместное взаимодействие по методическому обеспечению реализации системы непрерывного образования в вузе.
10. Реализация методических мероприятий (круглые столы, совещания) по проблемам создания в вузе научно-методических условий для организации инклюзивного образования.
11. Внедрение элементов сетевой формы реализации отдельных основных образовательных программ путем чтения проблемных лекций в режиме видеоконференции ведущими преподавателями ассоциации.
13. Обеспечение взаимного доступа к учебным материалам электронно-информационной среды партнеров (готовится проект договора)
В сфере научных исследований предусмотрено следующее.
1. Всероссийский молодежный научно-инновационный форум «Проблемы модернизации аграрного сектора».
2. Конкурс студенческих статей.
3. Конкурс экологических инновационных проектов.
4. Международная научно-практическая конференция «Российское крестьянство в условиях военных, социально-экономических и политических потрясений» (посвящена памяти историка-аграрника С.А. Есикова, работавшего вТГТУ).
5. Международная научно-практическая конференция «Инженерное обеспечение инновационных технологий АПК».
6. Всероссийская научно-практическая конференция «Энергетика в сельском хозяйстве».
В контексте культурно-массовых мероприятий и воспитательной работы предусмотрено следующее.
1. Духовно-нравственное воспитание: участие в научно-исследовательском и духовно-просветительском проекте «Владимирские чтения».
2. 2016 год - год российской кинематографии в России. Создание событийной киноленты.
3. Юбилей Н.М. Карамзина (250 лет).
4. Конкурс патриотической песни.
5. Студенческая спартакиада.
6. Школа студенческого актива (на базе СОК «Родник»).
7. Школа общественного деятеля.
8. Акция «Елка желаний».
9. Акция «Помним. Чтим. Благодарим...» (Социально-бытовая помощь ветеранам ВОВ).
В сфере международной деятельности предусмотрено следующее.
1. Международная летняя школа «Агробизнес».
2. Международная летняя школа русского языка и культуры (диалектологическая практика).
Таким образом, стратегические инициативы по взаимодействию позволят в рамках ассоциации «Объединенный университет имени В.И. Вернадского» решить приоритетные задачи, которые поставлены руководством страны перед российским образовательным сообществом. Совместными усилиями мы обеспечим [4]:
- участие в прогнозировании и разработке стратегии развития региональной системы образования на основе приоритетов регионального развития;
- разработку и реализацию новых информационных технологий обучения в контексте создания единой информационно-образовательной среды;
- подготовку по образовательным программам общего и профессионального образования различных уровней, а также дополнительного профессионального образования;
- систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и специалистов по прямым договорам с предприятиями, учреждениями, организациями и органами управления региона;
- координацию взаимодействия членов ассоциации в международной сфере, развитие подготовки специалистов для ближнего и дальнего зарубежья, международные обмены и стажировку преподавателей, научных сотрудников, аспирантов, студентов;
- координацию тематики научно-исследовательских работ по проблемам высшего и среднего профессионального образования и развития высшей школы;
- привлечение финансовых и материальных ресурсов для осуществления научно-исследовательских работ по актуальным естественно-научным и гуманитарным темам, по ключевым проблемам социально-экономического и культурного развития региона;
- проведение областных, всероссийских и международных конференций и иных мероприятий по обмену опытом в области образования, научно-технического регионального развития;
- формирование условий доступа преподавателей и студентов ассоциации к достижениям отечественного и мирового культурного наследия, формирование возможности для реализации творческих способностей.
Отметим особую важность налаживания непрерывного обмена опытом, совместного поиска решения проблем, имеющих общее значение в очень непростых современных экономических условиях. В конечном итоге работа ассоциации направлена на повышение активности деятельности входящих в нее вузов, является действенным инструментом развития интеграционных процессов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Короткова, Г.В. Культурологический подход в современной парадигме высшего профессионального образования [Текст] /Г.В. Короткова / / Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. - 2012. -№ 1-2. - С. 167-170.
2. Соловьев, В.О. Формирование исследовательско-прогностической компетентности студентов в образовательном процессе аграрного вуза [Текст] / В.О. Соловьев, Г.В. Короткова / / Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. - 2014. -№ 4. - С. 102-104.
3. Синепупова, О.С. Методология компетентностного образования [Текст] / О.С. Синепупова, Г.В. Короткова // Научно-исследовательские публикации. - 2013. -№ 3. - С. 5-10.
4. Стребкова, В.П. Развитие информационной компетентности у студентов аграрного вуза как инструмент конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда [Текст] / В.П. Стребкова, Г.В. Короткова / / Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. - 2014. -№ 5. - С. 97-99.
REFERENCES
1. Korotkova G.V. Kul'turologicheskiy podkhod v sovremennoy paradigme vysshego professional'nogo obrazovaniya [Culturological approach in a modern paradigm of higher education], Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2012, No 1-2, pp. 167-170 (Russian).
2. Solov'ev V.O., Korotkova G.V. Formirovanie issledovatel'sko-prognosticheskoy kompetentnosti studentov v obrazovatel'nom protsesse agrarnogo vuza [Formation of research and predictive competence of students of educational process of agrarian higher education institution], Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2014, No 4, pp. 102-104 (Russian).
3. Sinepupova O.S., Korotkova G.V. Metodologiya kompetentnostnogo obrazovaniya [Methodology of competence-based education], Nauchno-issledovatel'skie publikatsii, 2013, № 3, pp. 5-10 (Russian).
4. Strebkova V.P., Korotkova G.V. Razvitie informatsionnoy kompetentnosti u studentov agrarnogo vuza kak instrument konkurentosposobnosti budushchikh spetsialis-tov na rynke truda [Development of information competence in students of agrarian higher education institution as the tool of competitiveness of future experts in labor market], Vestnik MichGAU, 2014, No 5, pp. 97-99 (Russian).