ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 330.88
Диагностика определения сформнрованности информационной компетентности бакалавра с учетом применения информадионно-коммуникадионных технологий
Diagnostics of determining the formation of information competence of the bachelor with the application of information and communication technologies
Проректор по учебно-воспитательной работе Г.В. Короткова, (Мичуринский государственный аграрный университет) кафедра правового обеспечения, тел. 8(47545)-94511
зав. учебного отдела О.С. Синепупова (Мичуринский государственный аграрный университет) кафедра государственного и муниципального управления, тел. 8(47545)-94511 E-mail: sinepupova'í/ mail.ru
Vice-rector on educational work G.V. Korotkova, (Michurinsk State Agrarian University) chair of legal support, tel. 8(47545)-94511
Head of educational Department O.S. Sinepupova (Michurinsk State Agrarian University) chair of state and municipal management, tel. 8(47545)-94511 E-mail: [email protected]
Реферат. Рассматривается диагностика определения информационной компетенции у студентов и ее значение для современного специалиста. Исходя из выводов, сделанных авторами, структура информационной компетентности специалистов экономической специальности представляет собой совокупность компонент: когнитивной составляющей, отражающей систему приобретенных знаний, необходимых для творческого решения профессиональных задач; деятельностно-творческой составляющей, которая способствует формированию и развитию у слушателей разнообразных способов деятельности, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности; личностной составляющей, проявляющейся в личностных качествах субъекта, реализующей социальный заказ «быть личностью»: потребности, мотивы. В свою очередь, профессиональная информационная компетентность бакалавра, представляя собой сложное динамическое образование личности, нуждается не просто в процедуре оценивания, даже и проводимого систематически. Уточнение структуры и содержания профессиональной информационной компетентности позволяет наполнить диагностический комплекс средствами, максимально адекватными поставленным целям отслеживания изменения компетентности по уровням и во времени. При этом необходимо отметить, что положительная динамика структурных компонент профессиональной информационной компетентности требует дополнительного обоснования адекватной динамики как интегратив-ного качества личности, что может быть осуществлено с помощью критерия знаков, позволяющего подтвердить неслучайность положительной динамики.
Summary. The article considers the diagnostics of information competence of students of economic specialties and areas of training and its importance for the modern professional. Based on the findings of the author, structure of information competence of specialists of economic specialty is a set of components: a cognitive component, reflecting the system of acquired knowledge, required for the creative solution of professional problems; activity-creative component, which contributes to the formation and development of students of diverse ways of activity necessary for self-realization in professional activity; personal component, which is manifested in the personal qualities of the subject, realizing the social order "to be a person": the needs, motives. In turn, professional information competence of the bachelor-economist, presenting a complex dynamic formation of personality, needs not just in grading, and even carried out systematically. Clarification of the structure and content of the professional information competence can fill the diagnostic complex of the means most appropriate to the objectives of tracking the change of competence levels and time. It should be noted that the positive dynamics of structural information component of professional competence requires further justification adequate dynamics as an integrative quality of personality, which can be accomplished using the criterion of signs to confirm the randomness of the positive dynamics.
О Короткова Г.В., Синепупова О.С., 2016
Ключевые слова: профессиональная информационная компетентность, информация, комплекс диагностики, развитие информационной компетентности.
Keywords: professional information competence, information, complex troubleshooting, development of information competence.
Введение понятия «компетенций» в нормативную и практическую составляющую современного образования позволяет решать проблему, типичную для российских вузов, когда студенты могут овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в практической деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Компетентностный подход предполагает не усвоение студентом отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-другому определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании [1].
А.В. Хуторской определяет понятие «компетенция» как отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке студента, необходимой для его эффективной деятельности в определенной сфере. Компетентность - владение обладание студентом соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) студента и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетентность - совокупность личностных качеств студента (ценностно - смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере [3].
Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность студента для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует формировать у студента. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции.
Образовательная компетенция - требование к образовательной подготовке будущего бакалавра, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности студента по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Компетенции для студента-экономиста, как и для студента любой другой специальности, - это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у будущего экономиста формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций. И чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Студент в институте, ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы или института, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной [4].
Для России тенденции европейского образования никогда не были безразличны. Перечень ключевых компетенций, которые приводятся ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика или
студента, позволяющих овладевать социальным опытом, получать навыки жизни п практической деятельности в современном обществе. С учетом данных позиций н, опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций.
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами студента, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль п предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения студента в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория студента и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной п общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки п религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения студентом картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам студент овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических п иных методов познания.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах п образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир п т.п.) п информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими п удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Студент должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации п способов работы с ними для студента каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета пли образовательной области.
Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права п обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностного самосовершенствования. Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Студент овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Исходя из ключевых компетенций, видим, что компетентность - уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) специалиста и минимально необходимый опыт деятельности в заданной сфере. Информационная компетентность - одна из ключевых компетентностей. Она имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности.
Информационная компетентность имеет внутреннюю логику развития, которая не сводится к суммированию ее подсистем (элементов) и логике развития каждой подсистемы в отдельности. В задачи развития информационной компетентности специалиста входит: обогащение знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий; развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей; осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве [1].
Задачи развития информационной компетентности находят своё отражение в конкретных функциях: познавательной, адаптивной и нормативной. Все вышеперечисленные функции объединяются в этой одной и подчиняются ей. Речь идет не только об усвоении и использовании определенной системы знаний, норм, правил, позволяющих действовать в современном информационном обществе, но и о формировании активной самостоятельной и творческой работы самого субъекта, ведущей к самореализации, само актуализации.
Все функции тесно взаимодействуют между собой, переходят одна в другую и фактически представляют единый процесс. К числу системных функциональных особенностей информационной компетентности относятся такие компоненты, как: способность к самообновлению, постоянному появлению новых форм и способов удовлетворения информационных потребностей субъектов, адаптирующих информационную компетентность к меняющимся условиям, порождаемым творческой инициативой отдельной личности, логикой развития информационно-коммуникационных технологий в той или иной сфере деятельности; способность к саморазвитию, усложнению структурно-функциональных и организационных параметров всей системы информационной компетентности; углубление специализации отдельных элементов и уровня их взаимосвязанности и взаимодействия между собой. Формирование и развитие информационной компетентности личности осуществляется путем передачи информации, точнее - способов и методов деятельности по её использованию.
Информационная компетентность личности и информационная компетентность общества - объекты взаимно развивающиеся, обогащающие друг друга.
Следовательно, личностный уровень информационной компетентности зависит от уровня информационной компетентности общества, который, в свою очередь, определяется информационной компетентностью входящих в него субъек-
Социальный опыт представляет интерес как объект передачи с целью развития информационной компетентности экономистов-бакалавров, поэтому целесообразно вычленение его элементов. Опираясь на теорию организации содержания образования, можно утверждать, что в составе компетентности на любом этапе развития можно выделить четыре общих элемента:
1) имеющиеся знания о мире п способах деятельности;
2) практический опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающийся в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт;
3) опыт творческой исследовательской деятельности, выражающийся в готовности решения новых задач, стоящих перед личностью;
4) опыт воспитанности потребностей, мотивации, обусловливающих отношение субъекта к миру и его систему ценностей [8].
Рассмотрим эти элементы применительно к информационной компетентности слушателей. Первым элементом являются знания об объектах изучения и способах деятельности, обеспечивающих использование знаний в преобразовании действительности.
Современный специалист может успешно решать стоящие перед ним профессиональные задачи, владея и используя необходимые знания о предмете своей деятельности, о способах, средствах, приемах, методах творческого решения этих задач. Можно выделить несколько видов знаний, необходимых для целей обучения: термины, понятия, факты, законы, теории, методологические знания, оценочные знания. Определяя структуру системы знаний, мы придерживаемся мнения тех ученых, которые выделяют в качестве компонентов фундаментальные и инструментальные знания, необходимые для понимания п усвоения развивающихся областей науки, а также для приобретения соответствующих умений п навыков (С.И. Архангельский и др.). Эти компоненты тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности обеспечивают выполнение своих функций.
1. Онтологическая. Знания являются основой представлений об окружающей действительности.
2. Ориентировочная. Знания выполняют роль ориентира при определении вектора направленности деятельности.
3. Оценочная. Знания служат базисом формирования отношений к объектам и субъектам окружающей действительности.
Таким образом, рассмотренный элемент компетентности определяет когнитивную составляющую информационной компетентности. Однако сами знания, непосредственные знания о способах деятельности не обеспечивают умений реального использования в практической деятельности. Эти знания будут оставаться мертвым грузом, если онп не будут обращаться к деятельности, которая проявляется в соответствующих ей умениях.
Для того чтобы знание о способе практической деятельности превратилось в умение или навык, необходимо выработать реальный способ деятельности по осуществлению и приобретению опыта его практической реализации. Поэтому вторым элементом информационной компетентности является практический опыт осуществления известных способов профессиональной деятельности, воплощенных в умениях п навыках. Исследуя информационную компетентность экономистов-бакалавров, необходимо выделить соответствующие ей умения и навыки, а также такие виды деятельности, которые формировали бы данные умения п навыки в ходе обучения.
Основу формирования системы необходимых умений п навыков составляет совокупность соответствующей теоретической подготовки и учет специфики профессиональной деятельности, в которой эти умения п навыки проявляются.
Профессионально-информационные умения можно определить как владение слушателем способами и приемами выполнения действий, позволяющих ему
вникнуть в суть стоящей перед ним проблемы и на этой основе конструировать и продуктивно решать конкретные профессиональные задачи в сфере информатизации и информационно-коммуникационных технологий. Опыт творческой деятельности, являющийся третьим элементом информационной компетентности, обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, к их творческому преобразованию, имеет особое содержание, отличное от содержания первых двух элементов.
Объем знаний, умения, усвоенные по образцу, не обеспечивают необходимое развитие творческого потенциала личности. Творчеству в профессиональной деятельности учителя предшествует сформированная готовность творить. Готовность слушателей к творческой деятельности не является завершенной характеристикой личности. Опыт осуществления известных способов деятельности, воплощенных в умениях и навыках, и опыт творческой деятельности образуют дея-тельностно-творческую составляющую информационной компетентности слушателей.
Первые три элемента означают, что для совершения целенаправленного акта деятельности необходимы знания, умения и готовность к их творческой реализации. Каждый акт деятельности вызван определенными потребностями и определён соответствующей мотивацией. Четвертым элементом компетентности является опыт эмоциональной воспитанности, который предполагает наличие знаний о нравственных нормах отношений и практические навыки в соблюдении этих норм. Опыт эмоциональной воспитанности тесно взаимосвязан с системой социальных потребностей личности.
Все потребности составляют непременное условие социального развития. Потребности, в свою очередь, обнаруживаются в мотивах. Таким образом, можно говорить о мотивационной направленности личности. Одним из компонентов информационной компетентности является аксиологический компонент, заключающийся в создании условий, которые способствуют вхождению обучающихся в мир ценностей, оказывающий помощь при выборе важных ценностных ориента-
Таким образом, структура информационной компетентности специалистов экономической специальности представляет собой совокупность компонент: когнитивной составляющей, отражающей систему приобретенных знаний, необходимых для творческого решения профессиональных задач; деятельностно-творческой составляющей, которая способствует формированию и развитию у слушателей разнообразных способов деятельности, необходимых для самореализации в профессиональной деятельности; личностной составляющей, проявляющейся в личностных качествах субъекта, реализующей социальный заказ «быть личностью»: потребности, мотивы. Аксиологической составляющей, реализующейся в обеспечении условий, способствующих вхождению обучающихся в мир ценностей, оказывающей помощь в выборе наиболее значимых ценностных ориента-
В то же время в рамках реализации компетентностно-ориентированного образования актуальной остается проблема диагностики профессиональной компетентности выпускника вуза и ее динамики. В частности, не достаточно полно раскрыты содержательные и процессуальные стороны такого диагностирования в отношении информационной компетентности бакалавра-экономиста, как составной части его профессиональной компетентности (профессиональной информационной компетентности - ПИК), которое рассматривало бы формирование указанной компетентности по уровням и во времени и не сводилось бы к обычной оценке знаний, умений и навыков, касающихся информатики и информационных технологий.
Диагностический комплекс для определения ПИК бакалавра-экономиста базируется на понимании компетентности как интегративной личностной характеристики, определяющей способности человека к продуктивной деятельности;
учитывает динамический характер формирующегося феномена, и состоит в обеспечении оценки динамики сформированности структурных компонент ПИК с дальнейшим обоснованием адекватной динамики ПИК как интегратпвной характеристики личности.
Анализ пспхолого-педагогической литературы о структуре разных видов компетентностей позволил заключить, что теоретическая модель ПИК бакалавра-экономиста представляется как структура, содержащая четыре компонента: мо-тпвацпонно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный.
Мотивационно-ценностный компонент ПИК характеризует осознание студентом на личностном уровне значимости и ценности информации для жизнедеятельности современного общества и специалиста экономического профиля; осознание процессов слияния профессиональных и информационных функций специалистов; позитивное отношение к профессиональной экономической деятельности с использованием технических средств и информационных технологий; проявление интереса к собственной профессиональной информационной компетентности.
Используя для диагностики мотивационно-ценностного компонента «Методику диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса» (называемую также «Тест / Опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха»), можно говорить о том, что именно эта методика построена на положениях о том, что личность, у которой преобладает мотивация к успеху, предпочитает средний или низкий уровень риска; при высокой мотивации к успеху личность обладает большей работоспособностью.
Для диагностики мотивации профессиональной деятельности может применяться методика К. Замфир в модификации А. Реана. В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внеположных самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации.
Исследование рефлексивных механизмов мышления и общения выступает в качестве критерия готовности к труду. Диагностику уровня развития рефлексивности предлагается проводить по методике А. В. Карпова, которая базируется на теоретическом конструкте, конкретизирующем общую трактовку рефлексивности, а также ряд иных существенных особенностей данного свойства. Степень надежности разработанной методики, которая отражает точность и устойчивость ее результатов, соответствует психодиагностическим требованиям. Профессиональная информационная компетентность бакалавра-экономиста, представляя собой сложное динамическое образование личности, нуждается не просто в процедуре оценивания, даже и проводимого систематически. Уточнение структуры и содержания ПИК позволяет наполнить диагностический комплекс средствами, максимально адекватными поставленным целям отслеживания изменения компетентности по уровням и во времени. При этом необходимо отметить, что положительная динамика структурных компонент ПИК требует дополнительного обоснования адекватной динамики ПИК как интегративного качества личности, что может быть осуществлено с помощью критерия знаков, позволяющего подтвердить неслучайность положительной динамики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Осипова, С.И. Формирование проектно-конструкторской компетентности студентов - будущих инженеров в образовательном процессе [Текст] / С.И. Осипова, Е.Б. Ерцкина // Современные проблемы науки и образования,- 2007. -16.-С. 30-35.
2. Осипова, С.И. Карьерная компетентность как предмет педагогического исследования [Текст] / С.И. Осипова, И. В. Яиченко // Вестник КемГУ .-2012. -№ 3 (51). -С. 135-141.
3. Савостьянова, И.А. Структурные компоненты профессиональной информационной компетентности будущих экономистов [Текст] / И.А. Савостьянова / / Матер. XVII Междунар. науч. конф,- Красноярск, 2013. - С. 508 - 510.
4. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М., 2002. - 576 с.
5. Персональный сайт Бруннера Е. Ю. «Психология» [Электронный ресурс] / URL: www.bruner.kgu.edu.ua .- (Дата обращения 12.12.2012)
6. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.
7. Модели ПИМ [Электронный ресурс] / URL: http://fepo.i-exam.ru/node/155. -(Дата обращения 22.09.2015)
8. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики [Текст] / А.В. Карпов // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. -№ 5. - С. 45-57.
9. Пономарева, В.В. Психодиагностика рефлексивности как метод социально-психологического исследования управленческой деятельности [Текст]: дис... канд. пси-хол. наук / Пономарева В.В.- Ярославль, 2000.
10. Короткова, Г.В. Развитие информационной компетентности у студентов аграрного вуза как инструмент конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда [Текст] / Г.В. Короткова, В.П. Стребкова // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета,- 2014. - № 5,- С. 87-91.
REFERENCES
1. Osipova S.I., Ertskina Е.В. Formirovanie proektno-konstruktorskoy kompetentnosti studentov - budushchikh inzhenerov v obrazovatel'nom protsesse [Forming of design competence of students - future engineers in educational process] Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2007, No 6, pp. 30-35 (Russian).
2. Osipova S. I., Yanchenko I. V. Kar'ernaya kompetentnost' kak predmet pedagog-icheskogo issledovaniya [Career competence as subject of a pedagogical research] Vestnik KemGU, 2012, No 3 (51), pp. 135-141 (Russian).
3. Savost'yanova I.L. Strukturnye komponenty professional'noy informatsionnoy kompetentnosti budushchikh ekonomistov [Structural components of professional information competence of future economists] Mater. VII Mezhdunar. nauch. konf., pp. 508-510 (Russian).
4. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika [Pedagogics], Moscow, 2002, 576 pp. (Russian).
5. Personal'nyy sayt Brunnera E. Yu. «Psikhologiya» [Elektronnyy resurs] / URL: www.bruner.kgu.edu.ua,- (Data obrashcheniya 12.12.2012)
6. Rean A. A., Bordovskaya N. V., Rozum S. I. Psikhologiya i pedagogika [Psychology and pedagogics], St. Petersburg, 2002, 432 pp. (Russian).
7. Modeli PIM [Elektronnyy resurs] / URL: http://fepo.i-exam.ru/node/155 . - (Data obrashcheniya 22.09.2015)
8. Karpov A.V. Refleksivnost' kak psikhicheskoe svoystvo i metodika ее diagnostiki [Reflexivity as mental property and technique of her diagnostics] Psikhologicheskiy zhur-nal, 2003, T. 24, No 5, pp. 45-57 (Russian).
9. Ponomareva V.V. Psikhodiagnostika refleksivnosti kak metod sotsial'no-psikhologicheskogo issledovaniya upravlencheskoy deyatel'nosti [Reflexivity psychodiagnostics as method of a social and psychological research of a management activity]: dis. ... kand. psikhol. nauk, Yaroslavl', 2000 (Russian).
10. Korotkova G.V., Strebkova V.P. Razvitie informatsionnoy kompetentnosti u studentov agrarnogo vuza kak instrument konkurentosposobnosti budushchikh spetsialistov na tynke truda [Development of information competence in students of agrarian higher education institution as the tool of competitiveness of future specialists in the labor market] Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2014, No 5, pp. 87-91 (Russian).