Научная статья на тему 'Методология компетентностного образования'

Методология компетентностного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЛИЧНОЕ КУЛЬТУРНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / CULTUROLOGICAL APPROACH / PERSONAL / CULTURAL SELF-DEVELOPMENT / PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короткова Галина Вячеславовна, Синепупова Оксана Серафимовна

Авторы анализируют исследования по различным аспектам культурологического и компетентностно-ориентированного подходов, предлагая разработку теоретических и практических основ формирования профессионально-культурной компетентности студентов аграрного вуза. Профессионально-культурная компетентность представляет личностно и профессионально значимое образование, отражающее развитость личностной, предметно-смысловой, профессионально-коммуникативной и регулятивно адаптивной компетенций, единство с общекультурными и профессиональными знаниями, умениями, навыками и являющееся важнейшим фактором успешности, мобильности специалиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Короткова Галина Вячеславовна, Синепупова Оксана Серафимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of competence education

The authors of this article analyze the researches of different aspects of culturological approach, proposing the working-out of some theoretic and pragmatic bases of the formation of the students’ cultural self-development within the agrarian higher education institution, providing special responsiveness, the improvement of general and professional culture according to constantly changing reality

Текст научной работы на тему «Методология компетентностного образования»

УДК 378.147:331.548

METHODOLOGY OF COMPETENCE EDUCATION

Korotkova Galina Vyacheslavovna, the Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of social communications and philosophy, Michurinsk State Agrarian University. Social and Humanitarian faculty,

[email protected]

Sinepupova Olga Serafimovna, the Candidate of Philological Sciences, associate professor of the department of social communications and philosophy, Michurinsk State Agrarian University, [email protected]

Abstract: The authors of this article analyze the researches of different aspects of culturological approach, proposing the working-out of some theoretic and pragmatic bases of the formation of the students' cultural self-development within the agrarian higher education institution, providing special responsiveness, the improvement of general and professional culture according to constantly changing reality.

Keywords: culturological approach, personal, cultural self-development, professional competences.

МЕТОДОЛОГИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Короткова Галина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных коммуникаций и философии, Мичуринский государственный аграрный

университет, [email protected]

Синепупова Оксана Серафимовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры социальных коммуникаций и философии, Мичуринский государственный аграрный

университет, sinepupova@mail. ru

Аннотация: Авторы анализируют исследования по различным аспектам культурологического и компетентностно-ориентированного подходов, предлагая разработку теоретических и практических основ формирования профессионально-культурной компетентности студентов аграрного вуза. Профессионально-культурная компетентность представляет личностно и профессионально значимое образование, отражающее развитость личностной, предметно-смысловой, профессионально-коммуникативной и регулятивно - адаптивной компетенций, единство с общекультурными и профессиональными знаниями, умениями, навыками и являющееся важнейшим фактором успешности, мобильности специалиста.

Ключевые слова: культурологический подход, личное культурное саморазвитие, профессиональные компетенции

Высшее образование Российской Федерации находится сегодня в состоянии крупнейших структурных и содержательных изменений.

Первые связаны с подписанием Болонского соглашения, согласно которому ликвидируется существовавший до последнего

времени дисбаланс между высшим образованием в России и за рубежом.

Содержательные отражают те концептуальные изменения, которые происходят в осознании сущности высшего образования, его значимости, как в индивидуально-личностном, так и глобальном - социальном смысле. Наблюдаемое с середины 1990-х годов перемещение фокуса общественного сознания с материальных ценностей на духовные, в известной степени способствовало восстановлению «массового запроса на образование и культуру ...» [2, с. 56]. Это в частности выразилось в отказе от искусственно упрощенного понимания образования как аналога обучения, и возврате к его истинному смыслу как уникальному процессу формирования человеческой личности.

Образование в современной ситуации мыслится не только как приобретение необходимых профессиональных знаний, умений, гарантирующих востребованность на рынке труда, но и как способ личностного, культурного саморазвития. Не случайно и то, что образование и культура сегодня рассматриваются, как бинарное, неразрывное явление, что подтверждается философскими, культурологическими и собственно педагогическими исследованиями (Арнольдов В.И., Библер В.С., Болотов В. А., Бондаревская Е.В., Видт И.Е., Гершунский Б.С., Гессен С.И., Газман О.С., Крылова Н.Б., Кульневич С.В., Новиков А.М., Шимина А.Н. и др.), в которых сущность образовательного процесса человека определяется его микро- и макромиром, историко-философским развитием общества и непосредственно связано с его культурными основами и нормами.

Образование в современной социокультурной ситуации предстает как особая сфера содействия культурному развитию и саморазвитию личности через их (образование и культура) соотношение: «культура есть условие образования, образование есть условие культуры. Образование есть относительно самостоятельный механизм запуска новых форм культуры и наоборот: культура есть относительно самостоятельный механизм запуска новых форм образования» [3, с. 70].

Не вдаваясь в глубинные процессы соотношения и семантики понятий «культура» и «образование», отметим, что их взаимосвязь проявляется и реализуется, прежде всего, через человека, личность. Проследить это, можно обратившись, в том числе, к их определению.

Так, «образование» рассматривается как «процесс трансляции культурных образцов поведения и деятельности, устоявшихся форм общественной жизни. Духовное в человеке самопроявляется благо-

даря его «врастанию» в культуру, а образование ускоряет этот процесс в ходе развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности» [1, с. 49-50].

Культура же согласно многочисленным исследованиям есть не что иное как «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. различают материальную и духовную культуру» [1, с. 52].

Действительно, восприятие культуры человеком является продуктом того, насколько он может идентифицировать себя, выявить принадлежность к ней, соотнести со сформировавшимися у него культурными нормами и ценностями.

Культура не может быть навязана извне, она становится личным достоянием человека, частью его духовного мира, когда она содержательно и эмоционально интериоризирована, а затем подготовлена к экстериоризации [3, с. 93]. Последнее связано с таким явлением как интерпретация, когда любой культурный артефакт приобретает уникальное звучание в соответствии с воспринимающей его личностью. В определенной мере она, конечно, может иметь, общепринятое смысловое звучание, как отражение различного рода традиций. Но вместе с тем каноны в восприятии носят всегда весьма относительный характер, и неизбежно подвергаются переосмыслению, новой трактовке, в том числе и в зависимости от уровня образованности конкретной личности.

Не случайно большинство исследователей проблем образования сходятся на мысли, что целью современного образования является «.развитие тех способностей личности, которые нужны ей самой и обществу; включение ее в социально-ценностную активность; обеспечение возможностей эффективного самообразования (в частности, повышения квалификации) за пределами институциализированных образовательных систем

[4, с. 12].

Таким образом, возникшее на стыке философии, культурологии и педагогики дискуссионное поле по вопросу о соотношении образования и культуры привело к рождению нового научного направления - культурологии образования.

Его уникальность заключается в том, что «это образование, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания произведений индивидуального и коллективного творчества;

образование, которое обеспечивает личностно-смысловое развитие учащихся, поддерживает индивидуальность, единственность и неповторимость каждой детской личности, опираясь на ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию» [2, с. 34].

В рамках культурологии образования получил свое обоснование как самостоятельно методологически значимый культурологический подход, акцентирующий внимание на необходимость возвращения образования в контекст культуры.

Система высшего образования должна быть нацелена на формирование личности с глобальным мышлением во всей многогранной полноте интеллектуального, культурного, психологического и социального развития. «При этом качество специалиста - выпускника вуза определяется не только профессиональной подготовкой, но и знаниями в области истории, философии, культурологии ..., способностью к рефлексии и творчеству в культурно ненормированных условиях ... в связке с идеями разных культур» [2, с. 62].

Анализ исследований позволил систематизировать характеристики культурологического подхода, значимые именно в аспекте высшего образования:

■ видение образования как феномена культуры;

■ культуросообразность как важнейшее условие развития образования и одновременно средство реализации идеи его гуманизации;

■ цель высшего образования - интеллигент - человек культуры;

■ обращенность образования к человеку через культуру;

■ признание культуры решающим фактором развития профессионально-личностных качеств и др. [6, с. 44].

Подчеркивая востребованность культурологического подхода в высшем образовании, Е.В. Бондаревская отмечает, что «культурологическое образование - это образование, центром которого является человек, познающий и творящий культуру путем обмена духовными ценностями и личностными смыслами, создания произведений индивидуального и коллективного творчества» [5, с. 29]. При этом «произведением» выступает продукт не только искусства, но и любой другой сферы профессиональной деятельности.

Культурологический подход акцентирует внимание на формировании профессиональной культуры будущего специалиста, которая обеспечивает:

■ формирование собственной системы профессиональных ценностей, обретение личностного смысла профессионального труда;

■ овладение культуросообразными способами и технологиями профессиональной деятельности;

■ построение системы межличностных и деловых отношений в процессе труда, соответствующих нормам культуры общения;

■ развитие потребности в общекультурном развитии, профессионально-личностном совершенствовании;

■ личностный вклад в развитие профессиональной культуры общества в процессе творческой деятельности [1, с. 58].

Следовательно, именно культурологический подход позволяет по-новому расставить акценты в образовании вообще, а, в особенности, в высшем - с получения образования «на всю жизнь», означающего базовость, основательность, но вместе с тем статичность и шаблонность, на получение образования, идущего «через всю жизнь», предполагающего особую динамичность, совершенствование общей и профессиональной культуры в соответствии с постоянно изменяющимися реалиями.

Таким образом, культурологический подход, расценивающийся как реализация гуманистической установки в понимании социальной функции человека, предполагает включение в контекст содержания высшего образования, культуры в различных ее проявлениях (О.М. Железнякова, М.С. Каган, В.В. Краевский, Н.Н. Никитина, М.А. Петухов, А.Я. Флиер и др.). А интегральный результат видит в становлении специалиста, готового к гуманистически ориентированному выбору, обладающего многофункциональными, личностно и социально окрашенными компетенциями (Г.М. Код-жаспирова, А.Ю. Коджаспиров, А.В. Хуторской и др.).

Литература

1. Абрамкина О.Г. Формирование профессиональной компетентности специалиста как необходимое условие модернизации образования в высшей школе //Профессиональное образование в условиях перехода на инновационный путь развития: проблемы и перспективы: Сборник научных статей/ Под ред. Л.Б. Набатовой, А.В. Черных. - Ульяновск: УлГПУ, 2008. - 442 с.

2. Антропологический, деятельностный и культурологические подходы. Тезаурус // Новые ценности образования. - 2005, выпуск 5 (24). - 183 с.

3. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 2009. - 367 с.

4. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Alma mater. -2012. - № 3. - С. 3-13.

5. Беляев А.В. Формирование ключевых компетенций в образовательном процессе // Проблемы обеспечения целостности образовательного процесса: Материалы научно-практической конференции (апрель, 2004). - Ставрополь: Издательство СГУ, 2004. - С. 27-31.

6. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: Два фи-лос. введ. в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 2011. - 412 с.

7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. - 2013. - № 5. - С. 34-39.

8. Савелова Е. Формирование культурной компетентности // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 61-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.