УДК 93/94
РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОСВОЕНИИ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ В.И. ВЕРНАДСКОГО
© Михаил Иванович ДРОБЖЕВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат философских наук, доцент, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, e-mail: [email protected]
Рассматриваются актуальные проблемы организации пропаганды и освоения творческого наследия В.И. Вернадского молодым поколением через систему образования. В современный образовательный процесс следует включить учение, жизнь и деятельность В.И. Вернадского. Во-первых, богатейшее творческое наследие русского мыслителя должно стать предметом пристального изучения не только ученых, преподавателей и студентов вузов, но и учителей и учащихся. Во-вторых, на примере его учения следует приобщать молодое поколение к научно-исследовательской работе, навыкам поиска и нахождения научной истины. В-третьих, В.И. Вернадский подчеркивает особое значение научного мировоззрения, его становления и развития, роли в жизни общества и каждого индивида. Его учение выступает базисом для формирования такого мировоззрения у школьников и студентов. Возможно, обращение к учению В.И. Вернадского может привести к мировому успеху, оно должно стать не только национальной идеей России, но и всего мира, всей человеческой цивилизации. Начинать это знакомство следует в школе и продолжать во всей системе образования, т. к. сфере образования в этом принадлежит очень большая роль. В этом плане хороший потенциал содержат Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского.
Ключевые слова: образование; идеи В.И. Вернадского; научное мировоззрение; наука; опережающее обучение; творчество; юношеские чтения.
Можно с достаточной степенью достоверности утверждать, что в центре учения В.И. Вернадского о ноосфере находится человек, потому что и характеристика современной научной картины мира, и проблема перерастания биосферы в ноосферу, сферу разума; и проблема живого вещества, человека как его части, и значении их в развитии геологии Земли; и утверждение о научной мысли как планетном явлении и определяющем факторе развития нашей планеты и общества; и проблема устойчивого развития цивилизации, становления единства человечества и т. д. в конечном счете есть процессы и явления, которые определяются человеком и служат для человека.
В.И. Вернадский настойчиво и последовательно проводит свой натуралистический взгляд на человека. Конспективно его представление о человеке выглядит так: живое вещество есть космическое явление - живое вещество, как и материя, вечны - живое вещество составляет по весу всего 0,25 % от массы планеты, но роль его очень велика по сравнению с косной материей - человечество ничтожная часть массы планеты, но оно выступает как главная геологическая сила -
мощь человека связана не с его материей, веществом, а с его мозгом, разумом и направленным этим разумом трудом. Как не трудно убедиться, в этой схеме человек предстает как индивид, как биологическое существо. Но человек и человечество, кроме этого, представляют собой социальную характеристику, проблему его творчества и духовности, свободы, смысла и цели жизни.
Человечество по мере возрастания знаний о мире и о самом себе все более сознательно организует биосферу и преобразует ее в ноосферу.
Человек становится явлением эколого-ноосферного масштаба. На него сама природа возлагает обязанность быть регулятором и гармонизатором социальной и природной эволюции. Огромная и все возрастающая роль в подготовке такого человека ложится на систему образования. Человек, прежде всего, есть продукт природы, и природа создала его, чтобы познать самое себя. Система образования и призвана подготовить такого человека, чтобы он осознал и почувствовал на себе эту роль, роль арбитра во всех процессах развития природы и общества, роль
ответственного защитника интересов человечества, коэволюции общества и природы.
Значит, дело идет к тому, что ноосфер-ный человек приобретает в жизни планеты, космоса роль арбитра, регулирующего их развитие и самого себя. Человек, в конце концов, становится хозяином своей судьбы, богом, он диктует природе направление и содержание развития, а самому себе определяет цель и смысл жизни. Человечество вступило в информационное общество. Эта стадия развития цивилизации свидетельствует о том, что мышление, духовность, знания, нравственность, т. е. идеальные явления, все более и более определяют бытие человека и человечества, самой материи. Человеческая мысль стала планетным явлением, наука -непосредственной производительной силой.
В развитии общества все более просматривается примат сознания над бытием. Отсюда вытекает вывод о возрастающей роли образования, получения знаний, овладения богатствами мировой и национальной культуры, духовностью и гуманизмом. На основе этого человек более плодотворно воздействует на все процессы, происходящие в природе, обществе, при освоении космоса. Он берет на себя регулирующие функции и ответственность за все, что творится не только на нашей планете, но и во Вселенной.
Система образования, как правило, базируется на опыте прошлого, который она анализирует, обобщает и передает новым поколениям. В наше время этого недостаточно. Парадокс заключается в том, что над нами властвует не только прошлое, но и будущее. Оно диктует настоящему программу опережающего обучения и воспитания. Школа и вузы должны готовить поколения молодых людей к обстановке, которая сложится к моменту вступления их выпускников на трудовой путь. Они должны быть настоящими мыслителями, творчески развитыми личностями, духовно и культурно богатыми, нравственно совершенными, хорошо знающими специалистами. Для этого процесс обучения и воспитания должен быть единым, органично слитым.
Любая система обучения, в конечном счете, направлена на создание лучших условий жизни человеческого сообщества. Решение проблемы дальнейшего улучшения жизни человечества заставляет изменять систему
образования, постоянно улучшать ее, повышать роль и значение. Она органично должна включать в себя не только усвоение все возрастающих сумм знаний, но и таких составляющих аспектов человека будущего общества, ноосферы, как его духовность, нравственность, гуманизм.
Проблема формирования этих очень и очень необходимых качеств личности приобретает сегодня особо важную роль. Духовность есть высший уровень освоения мира. Она должна становиться приоритетной в результате роста влияния человека на природу, связанного с расширением и углублением его знаний, применением их при создании машин и механизмов, новых технологий, в т. ч. интеллектуальных, умножающих силу человека, его антропогенного воздействия. Необходимость формирования духовности, высокой нравственности и гуманизма выступает как альтернатива технократизма и сциентизма, негативного влияния различных производств на природу и жизнь самого человека.
Именно с духовностью связывал Вл. Соловьев рождение нового человека. По его мнению, новый человек это не только индивидуальное существо, но и вместе с тем универсальное, обнимающее собой все возрожденное человечество. Н.А. Бердяев считал действительным признаком человека именно духовность. Он опасался, что человек, погружаясь в материальный мир, социальное переустройство, считая главным рост производительности труда, не обретет духовности. Поэтому Н.А. Бердяев выступает за формирование нового человека как реализацию вечного человека, вечного в человеке, человека духовного, творческого и свободного, обращенного к грядущему. Он вскрывает родство духовности с душой, верой, нравственностью, умом и волей.
Образование - это процесс и результат усвоения системы знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки человека к жизни, трудовой и общественной деятельности. Как правило, оно тесно связано с воспитанием, формированием научного мировоззрения, высокой морали и нравственности, общей культуры, духовного богатства и физического совершенства.
Содержание образования в первую очередь базируется на опыте прошлого, на современных достижениях науки и техники,
технологий. Большой и очень трудной задачей образования видится стремление предусмотреть новые ростки будущего развития науки и включить их в современное содержание образовательного процесса. Немаловажным является не только преподносить истину, но и научить ее находить и открывать, научить учиться, образовывать и воспитывать себя. Законом воспитания является учить и учиться, воспитывать на примерах важных событий, замечательных людей, внесших большой личный вклад на благо своего народа и государства, отечества.
По этим параметрам очень необходимым в современный образовательный процесс следует включить учение, жизнь и деятельность В.И. Вернадского. Во-первых, богатейшее творческое наследие русского мыслителя должно стать предметом пристального изучения не только ученых, преподавателей и студентов вузов, но и учителей и учащихся. Во-вторых, на примере его учения следует приобщать молодое поколение к научно-исследовательской работе, навыкам поиска и нахождения научной истины. В-третьих, В.И. Вернадский подчеркивает особое значение научного мировоззрения, его становления и развития, роли в жизни общества и каждого индивида. Его учение выступает базисом для формирования такого мировоззрения у школьников и студентов.
В.И. Вернадский знаменит не только своей биосферно-ноосферной концепцией. Он к тому же выступает как твердый последователь и, в некотором смысле, создатель основ нового научного мировоззрения, оригинальной натуралистической философии и социально этических идеалов. Его мировоззрение в своей основе опиралось на единство естественно-исторических, природных и космических факторов. В лекции «О научном мировоззрении» он обращает пристальное внимание на те идеи, методы и стремления науки или отдельных наук, которые влияли на развитие всей науки, ее постоянный рост и значение, на формирование научного мировоззрения.
Критичность, реализм и всеохватность позволяют В.И. Вернадскому обеспечить подлинно системный подход к определению сущности научного мировоззрения. «Научное мировоззрение, - пишет он, - есть создание и выражение человеческого духа; наравне с ним
проявлением той же работы служат религиозное мировоззрение, искусство, общественная и личная этика, социальная жизнь, философская мысль или созерцание» [1, с. 193].
В ХУШ в. взгляд на мировоззрение определялся двумя парадигмами: христианской религией и нарождающимся рационализмом, открытиями Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона. Первые видели основу всего и вся в божьей воле, вторые - в достижениях науки в области естествознания, физики и математики. Первые утверждали, что без бога ни до порога; вторые считали, что в мире существуют объективные законы, которые необходимо познать и использовать для покорения природы на благо человечества. Классический рационализм ХУШ в. рассматривал мироздание как единый механизм, который однажды запущен и действует по определенным и неизменным законам, и его дальнейшее функционирование определено раз и навсегда и не зависит ни от бога, ни от человека. Это чистейшей воды фатализм.
Пьер Лаплас (1749-1827) в работах «Изложение системы мира» и «Аналитическая теория вероятностей» доказал, что Солнечная система обладает устойчивостью и не нуждается в периодическом вмешательстве Бога. Когда Наполеон, ознакомившись с взглядами П. Лапласа, спросил его, почему у него в учении нет упоминания Бога, тот ответил, что для того чтобы объяснить функционирование Вселенной, человек не нуждается в гипотезе его существования. П. Лапласу принадлежит и классическая формулировка механического детерминизма. Она гласит, что в мире действуют жесткие причинно-следственные связи, а человек выступает как сторонний наблюдатель, от которого ничего не зависит. Он не в состоянии вмешаться в раз и навсегда определенный ход событий в мироздании.
Но уже в то время появляется понимание того, что человек обладает способностью познавать законы функционирования Вселенной и человеческой цивилизации и использовать их на пользу себе. Носителем таких взглядов выступил Роджер Бэкон (12141292), призывавший к опытному изучению природы, самостоятельным исследованиям и обновлению науки. Френсис Бэкон (15611626) пошел еще дальше. Он провозгласил целью знания способность науки увеличи-
вать власть человека над природой, достигнуть же этого наука сможет, если сумеет постигнуть истинные причины явлений. Ему же принадлежит афоризм «Знание есть сила, сила есть знание». «Знание и могущество -одно и то же».
Наука в Европе стала играть совершенно новую роль. Она перестала быть предметом удовлетворения личного любопытства. Это во-первых. Во-вторых, она стала все более массовой и «вышла из монастырей». В-третьих, она превратилась в важнейшую и всевозрастающую функцию человечества. И в-четвертых, человек перестал быть посторонним наблюдателем в мироздании, а становился его необходимой составной частью, влияющей на его развитие.
В наши дни многими отдается предпочтение в мировоззрении сциентизму - абсолютизации роли науки в системе культуры и в идейной жизни общества. В большом почете рационализм и техницизм. Конечно, роль техники и новых технологий сегодня очень возросла. И все же преувеличение их значения в общественном сознании ведет к негативным последствиям. Никогда еще игнорирование роли искусства и литературы, философии, этики и эстетики не служило формированию целостной личности. Сведение управления социальными процессами к управлению техникой очень опасно. Не меньшую опасность представляет сегодня рационализм и эмпиризм. Первый за логикой сознания отрицает роль и значение опыта в постижении действительности. Второй -считает чувственный опыт единственным источником знаний. В.И. Вернадский подчеркивает необходимость ценностно-гуманитарного основания научно-технического прогресса. Очень важным аспектом успехов техники, освоения природных богатств, улучшения жизни человечества выступает сознательная деятельность, идеалы и понимание тех людей, усилиями которых достигаются эти результаты. Он пишет: «С самого начала своего развития научное мировоззрение всюду и на каждом шагу проводило эти гуманитарные взгляды, уважение к человеческой личности, чувство взаимной солидарности и тесной связи всех людей» [2, с. 290291].
Сегодня есть попытки свести мировоззрение к религии. Ничего хорошего это не принесет. Церковь, как и любая организация общества, подвержена изменениям. Это нормальное явление. Вектор этих изменений показывает, что церковь из гонимой и униженной в раннем христианстве становится госпожой и гонительницей в средние века и прислужницей правящих структур в наше время. Чтобы окончательно не потерять свой авторитет, церковь вынуждена отвечать на злободневные вопросы развивающегося общества, и потому наблюдается процесс ее обмирщения. Религия все более переплетается с властью, политикой, экономикой, бизнесом. Она берет на себя функцию одобрения или осуждения той или иной деятельности, различных процессов в жизни общества.
В.А. Грачев, президент Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского, член-корреспондент РАН подметил интересное явление среди верующих в мире. Он пишет: «Ноосферное мировоззрение связано с религиозными верованиями. Вера в силу человеческого разума неизбежно приводит к вере в целом, но, как правило, это не сочетается с религиозными верованиями на основе фольклора 20-вековой давности. Не случайно в мире все больше людей, которые «верят в Бога без посредников», то есть признают Бога, но не верят и не признают священнослужителей и уже тем более новых течений. В мире сейчас около 25 % людей верят в Бога без посредников. В США, считающейся очень религиозной страной, таких... более 50 млн человек, в Китае - 700 млн, в России - 23 млн» [3, с. 13].
Изменяется религиозность населения. С. Хантингтон в своей работе «Столкновение цивилизаций», вызвавшей большой резонанс в ученом мире, приводит данные о процентном соотношении мирового населения, следующего основным религиозным традициям (табл. 1).
Из табл. 1 видно, что самыми быстрыми темпами растет число неверующих и атеистов, их численность возросла с 0,2 % до 21 %, т. е. в 10 раз. Численность православных сокращается почти в 3 раза. Растет число мусульман. Сходят на нет племенные и китайские народные верования.
Таблица 1
Процентное соотношение мирового населения, следующего основным религиозным традициям [4, с. 87]
Религии 1900 г. 1980 г. 2000 г. (прогноз)
Западное христианство 26,9 30,0 29,9
Православное христианство 7,5 2,8 2,4
Мусульманство 12,4 16,5 19,2
Неверующие 0, 2 16, 4 17,1
Индуизм 12,5 13,3 13,7
Буддизм 7,8 6,3 5,7
Китайские народные религии 23,5 4,5 2,5
Племенные верования 6,6 2,1 1,6
Атеисты 0,0 4,5 4,2
К мировому успеху может и должно привести не обращение к религии, а к учению В.И. Вернадского, оно должно стать не только национальной идеей России, но и всего мира, всей человеческой цивилизации. Как никогда необходимо формировать научное мировоззрение, возродить российскую науку, что невозможно сделать без успехов в сфере образования. В.А. Грачев понятие научное мировоззрение развивает в ноосферное мировоззрение, которое должно обходиться без церквей и костелов, других религиозных учреждений и священнослужителей. Человек должен обходиться без догм. Его посредники - наука, знания и образование, творчество. Молодое поколение должно воспитываться на примере жизни и деятельности великих людей планеты Земля, отдающих всю гениальность своей жизни на благо человечества. Таким был В.И. Вернадский - Человек, Ученый и Мыслитель.
Обращение к учению великого русского мыслителя в современный образовательный процесс очень актуально и необходимо в связи с тем, что система образования, прямо скажем, переживает глубокий кризис. Он выразился в превращении образования в одну из услуг вместо обязательной функции государства и общества. Экзамен превратили в отгадывание кроссвордов. Получили резкое падение грамотности выпускников школ. В Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина в начале сентября 2014 г., когда отмечался Международный День грамотности, 300 студентов-первокурсников филологов писали не сложный в орфографии и пунктуации диктант о родине. Результат: только 1 % студентов справился с заданием на хорошо и отлично. Вот так филологи?! [5].
Падает авторитет преподавателя вуза и учителя школы. Одним из показателей ценности и престижности труда является заработная плата. У профессоров и доцентов она оказалась ниже, чем у грузчиков, у учителей должна равняться средней по региону. В Центральном регионе Тамбовская область по этому показателю занимает последнее место. Тамбовский учитель, следовательно, должен получать меньше других коллег по региону, а работают они по единым для всей страны программам. И оплата труда у них должна быть одинаковой. Учитель должен получать ее не из местного, а государственного бюджета. Такое отношение к проблемам образования со стороны государства в России происходит не впервые.
В начале ХХ в. В.И. Вернадский писал: «Я думаю, что в значительной мере все переживаемое находится в тесной связи с той легкомысленной небрежностью, с какой русское общество поколениями относилось к народному образованию. В народном образовании заинтересовано государство, семья, человеческая личность, общественные организации. С ним связаны теснейшим образом такие великие творения духовной жизни человечества, как наука, философская мысль, религия, художественное творчество...» [6, с. 256]. Отсюда следует, что необходимо возродить российскую науку, которое невозможно без подъема уровня образования, формирования научного ноосферного мировоззрения, высокой духовности и гуманизма, общей культуры подрастающего поколения.
А.В. Леонтович - председатель оргкомитета Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского в содержательной и интересной статье «Наследие В.И. Вернадского и
развитие содержания современного школьного образования в России» с полным основанием пишет: «Как знать, может быть, последовательная реализация ноосферного принципа в образовании позволит воспитать поколение людей, главной ценностью и целью которого будет не философия потребления, а установка на коллективный разум и согласованные действия для решения актуальных проблем человечества, для попыток ответа на вопрос о миссии и предназначении человечества» [7, с. 168]. Более того, он считает, что единственный путь к ноосфере лежит через образование.
Одной из важных проблем образования молодежи является опережающее обучение, необходимость готовить учащихся и студентов не только на основе современных достижений науки, технологий, социальной жизни, но и на предвосхищении их новых изменений, которые должны появиться к моменту вступления сегодняшних учеников в самостоятельную жизнь как полноправных рабочих, крестьян, служащих, политических и государственных деятелей, работников культуры.
Для этого необходимо заглянуть в будущее развитие не только отдельных стран и народов, государств и регионов, но и всей человеческой цивилизации примерно на 20-30 лет вперед. Картину этого будущего дает учение В.И. Вернадского. Впервые в мире он высказал мысли об эволюции нашей планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса. Он показывает социальное развитие человеческой цивилизации в геологическом и историческом времени, подчеркивает ведущую и преобразующую роль науки и трудовой деятельности человечества в ходе своего развития. Картину этого будущего дает биосферно-ноосферная концепция В.И. Вернадского. Отсюда вытекает вывод о необходимости изучения этой концепции в общеобразовательных школах, лицеях, техникумах и вузах.
Научное наследие В.И. Вернадского должно стать достоянием всех людей на нашей планете, тем более в России. Начинать это знакомство следует в школе и продолжать во всей системе образования. Достижения науки, новые технологии, усложнения техники, различные открытия не только важ-
ны сами по себе, но и их роль и значение многократно возрастают от степени освоения ими широкими массами населения и применением их в повседневной своей деятельности. Сфере образования в этом принадлежит очень большая роль. В школе и вузах закладываются правила, нормы и ценности у будущих творцов истории. Но для этого необходимо не только давать информацию о достижениях науки и техники на уроках, лекциях и семинарах, но и научить молодежь учиться, открывать истину, развивать творчество, приобщать к научно-исследовательской работе.
В этом плане хороший потенциал содержат Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского. Как в школьном, так и вузовском образовании сосуществуют и борются друг с другом две тенденции: включение в программы обучения все новых и новых предметов за счет дробления наук, и создание интегрированных курсов, способных на единой научной методологической основе синтезировать крупные блоки наук. Первая тенденция проще, вторая - сложнее, но за ней будущее. Ибо первая требует увеличения сроков обучения. Бесконечно же их увеличивать невозможно. И сегодня актуальна очень важная мысль великого ученого о необходимости развивать синтетическое знание, которое должно включать в себя и естественные, и гуманитарные науки. Кроме того, школа и вузы должны прививать своим воспитанникам жажду самообразования, жажду творчества, стремление к постоянной умственной работе, приобретению своего жизненного опыта. Прочные знания, тем более убеждения есть результат собственного мышления, собственной деятельности и творчества. Даже хорошая память не может заменить того, что достигнуто усилиями собственных размышлений и работы.
Как раз творчество является одним из двигателей прогресса в науке, технике, технологиях, искусстве, во всей жизнедеятельности человека и человечества. Творчество есть деятельность, порождающая нечто уникальное, качественно новое, оригинальное, ранее незнакомое. Творческая энергия человека преобразует природу и общество в соответствии с материальными и духовными потребностями людей, на основе объективных законов.
Очень своеобразно относился В.И. Вернадский к творчеству и его значению в жизни индивида и человечества в целом. Еще в начале ХХ в. он усомнился в правильности утверждения, что все ценности создает только труд и капитал. Он писал: «Ценность создается не только капиталом и трудом. В равной мере необходимо для создания предмета ценности и творчество. Этот элемент творчества может совпадать с обладателем капитала, т. е. его носителем может быть капиталист, может совпадать с обладателем труда -его носителем может быть рабочий, но может с ними не совпадать. <...> Этим сознательным и бессознательным творчеством проникнута вся экономическая жизнь, и без него они столь же обречены на погибель, как без капитала и труда» [8, с. 202-203].
Такое значение творчества никто, кроме Вернадского не подчеркивал. Значение творчества неоценимо во всякой деятельности человека. Вот почему система образования должна быть постоянно нацелена на развитие творчества учащихся и студентов. Юношеские чтения им. В.И. Вернадского - это одна из форм развития творческих способностей у учащейся молодежи. А.В. Леонтович обоснованно считает, что эти чтения выступают как сложившаяся площадка для передачи учеными вузов учителям и учащимся основных положений учения В.И. Вернадского. Но на юношеских чтениях выступают и студенты вузов, что плодотворно и для студентов и для учащихся. Здесь же проходит обмен опытом учительства по привлечению учащихся к азам научно-исследовательской работы и творчеству.
А.В. Леонтович показывает очень широкую тематику Всероссийских юношеских чтений: Астрономия, Науки о Земле, Ботаника, Зоология, Загрязнение сред обитания, Медицина и Здоровье, Микробиология, клеточная биология и физиология растений. Вся эта тематика тесно связана с учением В.И. Вернадского. Но здесь присутствует и Обществознание, Проблемы и вопросы отечественной истории, Проблемы и вопросы мировой истории и философии, Проблемы и вопросы регионального краеведения, Проблемы и вопросы церковного краеведения, Человек в отечественной истории, Человек в современном мире, Экономика, право и социология, Народная культура, Искусство и
литература, Лингвистика, Философия и культурология, История науки. Конечно, в масштабе России и для охвата как можно большего числа проблем и вопросов для дискуссий это хорошо. Но не затерять бы за таким многотемьем проблем учения В.И. Вернадского, которые очень остро встали перед человечеством. Поэтому разные регионы должны исходить из своих особенностей и возможностей.
Очень многое зависит от органов образования, охраны природы и природопользования, сельского и лесного хозяйства, местного самоуправления. Было бы целесообразно ежегодно перенацеливать исследования учащихся и студентов на решение тех или иных задач региона, населенного пункта. Ежегодно подводить итоги научно-исследовательской и творческой деятельности учащейся молодежи, морально и материально поощрять лучших преподавателей, студентов и учащихся.
Основными задачами юношеских чтений являются:
1. Ознакомление учащихся и студентов с основами учения великого мыслителя, энциклопедиста в области естествознания, глубокого философа-натуралиста, создателя учения о биосфере Земли и преобразовании ее в ноосферу - сферу разума объединенного человечества, разумно преобразующего природу для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.
2. Обратить особое внимание на разъяснение основных факторов биосферно-ноо-сферной концепции В.И. Вернадского: геологический процесс и биологическую эволюцию; живое вещество и человечество как его часть, выступающая как геологическая сила; научная мысль как планетное явление.
3. Научить молодое поколение видеть планету Земля как единый космический организм, где явления жизни (живого вещества) и явления мертвой природы (косного вещества) являются проявлением единого процесса. Отсюда возникает объективная необходимость достижения единства природы и общества, охраны природы, экономное расходование природных ресурсов.
4. Понимание огромной роли живого вещества в развитии нашей планеты, биологической эволюции, приведшей к возникновению человека, обладающего центральной
нервной системой (мозгом) и разумом, превратившегося в мощную геологическую силу и ставшего арбитром всех явлений на Земле.
5. Приобщение учащихся и студентов к научно-исследовательской работе, к творчеству, аналитическому мышлению, научному подходу к решению любых жизненных задач. Понимание своей личной ответственности не только за свое место жительства, свой город и район, область и страну, но и за весь земной шар.
6. Формирование научного мировоззрения у молодого поколения, патриотизма, гуманизма. высокой нравственности и культуры.
7. Рассматривать юношеские чтения как обязательный методологический прием образовательного процесса.
8. Органично использовать юношеские чтения для выступления ученых по актуальным проблемам науки и вернадоведения. Создать Ноосферный научно-исследовательский центр из ученых вузов области и работников системы образовании и культуры для координации деятельности по сохранению, пропаганде и развитию научного наследия В.И. Вернадского.
9. Рассмотреть возможность приоритетного поступления в вузы области лауреатов юношеских чтений им. В.И. Вернадского.
Целесообразно установить хронологические рамки проведения юношеских чтений им. В.И. Вернадского. Их можно было бы проводить по классам, начиная с 7 или 8 класса в январе каждого года, в январе же следует проводить общешкольные юношеские чтения. Февраль - время проведения городских и районных юношеских чтений, март - областных мероприятий.
В нашей области находится Дом-музей В.И. Вернадского, где он жил и творил более 25 лет. Это надо использовать продуманно и с большой пользой. И.В. Гете очень верно сказал: «Места, где жил великий человек, священны! Чрез сотни лет здесь оживают для потомков его деянья и слова». Следовало бы управлениям образования и науки, а так же культуры и архивного дела составить график для городов и районов для посещения Дома-музея учащимися и студентами. А ближайшие к Вернадовке такие районы, как Моршанский, Пичаевский, Бондарский,
г. Моршанск могли бы обеспечить посещение этого музея всеми учащимися. Работники Дома-музея должны посещать учебные заведения со своими лекциями о жизни и творчестве В.И. Вернадского.
1. Вернадский В.И. О научном мировоззрении // Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2002.
2. Вернадский Владимир Иванович. Материалы к биографии // Прометей. М., 1988. № 15.
3. Грачев В.А. Творческое наследие В.И. Вернадского, ноосферное мировоззрение и устойчивое развитие // Ноосфера. 2013. № 3.
4. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций М., 2011.
5. Тимонина Ж. Кто грамоте горазд, тому не пропасть // Державинский вестник. 2014. Ноябрь.
6. О русской интеллигенции и образовании. Лекции, прочитанные 31 октября и 7 ноября 1920 г. в Симферополе // Владимир Вернадский. Жизнеописание, избранные труды, воспоминания современников. М., 1993.
7. Леонтович А.В. Наследие В.И. Вернадского и развитие содержания современного школьного образования в России // Вклад В.И. Вернадского в развитие мировой цивилизации (К 150-летию со дня рождения). М., 2013.
8. Аксенов Г. Вернадский. М., 2010.
1. Vernadskij V.I. O nauchnom mirovozzrenii // Vernadskij V.I. Biosfera i noosfera. M., 2002.
2. Vernadskij Vladimir Ivanovich. Materialy k biografii // Prometej. M., 1988. № 15.
3. Grachev V.A. Tvorcheskoe nasledie V.I. Ver-nadskogo, noosfernoe mirovozzrenie i ustojchivoe razvitie // Noosfera. 2013. № 3.
4. Hantington S. Stolknovenie civilizacij M., 2011.
5. Timonina Zh. Kto gramote gorazd, tomu ne propast' // Derzhavinskij vestnik. 2014. Nojabr'.
6. O russkoj intelligencii i obrazovanii. Lekcii, prochitannye 31 oktjabrja i 7 nojabrja 1920 g. v Simferopole // Vladimir Vernadskij. Zhizneopisanie, izbrannye trudy, vospominanija sovremennikov. M., 1993.
7. Leontovich A.V. Nasledie V.I. Vernadskogo i razvitie soderzhanija sovremennogo shkol'nogo obrazovanija v Rossii // Vklad V.I. Vernadskogo v razvitie mirovoj civilizacii (K 150-letiju so dnja rozhdenija). M., 2013.
8. Aksenov G. Vernadskij. M., 2010.
Поступила в редакцию 25.05.2015 г.
UDC 93/94
THE ROLE OF SYSTEM OF EDUCATION IN DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC HERITAGE OF V.I. VERNANDSKY
Mikhail Ivanovich DROBZHEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Honoured Worker of Higher School of Russian Federation, e-mail: [email protected]
The relevant problems of organization of propaganda and development of creative heritage of V.I. Vernandsky are reviewed by young generation through the system of education. Studies, life and activity of V.I. Vernandsky should be included in educational process. First of all, the rich creative heritage of Russian thinker must become the object of the study not only for scientists, lecturers and students of Higher Educational Institute, but also for teachers and pupils. Secondly, based on the example of his study the young generation must be involved in scientific-research work, the skills of search and finding scientific truth should be also included. Thirdly, V.I. Vernandsky pays attention to the significant essence of scientific world view, its becoming and development, role in life of society and of every individual person. His studies is the basis for formation of such world view among pupils and students. It is possible, that the appeal to the study of V.I. Vernandsky may lead to world success, it must become not only the national idea for Russia, but for the whole world, the whole human civilization. We should get acquainted with this at school and continue studying it in all system of education as the sphere of education plays a great role in this. The All-Russian Youth Readings named after V.I. Vernandsky have a good potential in doing this.
Key words: education; the ideas of V.I. Vernandsky; scientific world view; science; surpassing education; creative work; Youth Readings.