УДК 330.322
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В СЕЛЬСКУЮ МЕСТНОСТЬ
Павел Викторович Ерин
кандидат исторических наук, доцент
[email protected] Недуаки Биенвеню Тонгу магистрант bienvenutongu@gmail .com Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются инвестиционные процессы как одно их направлений развития сельских территорий. Инвестиции способны обновить производственные фонды, внедрить инновационные решения, что усилит экономическую основу сельской местности. Исследование направлено на совершенствование инвестиционной политики.
Ключевые слова: инвестиции, сельские территории, устойчивое развитие, экономический и социальный эффект, муниципальный район, управление.
При рассмотрении вопроса устойчивого развития сельских территорий отдельное внимание обращается на экономическую сторону вопроса, точнее на недостаток финансовых ресурсов для решения комплекса проблем. Почти все направления устойчивого развития сталкиваются с недостаточным финансированием: отсутствие дорог с твердым покрытием, изношенная инфраструктура ЖКХ, отсутствие мест рекреации и общественного отдыха и др. При этом сельская местность имеет высокий инвестиционный потенциал, который можно развивать и использовать. Речь идет и о производителях сельскохозяйственной продукции и о сельских поселениях как элементах муниципального управления. Например, инвестиции в сельское хозяйство способны решить целый ряд ключевых задач для развития экономики России: поддержание и стимулирование общего экономического роста; поддержание экологической и продовольственной безопасности; снижение уровня бедности в долгосрочной перспективе [8].
При проработке вопроса привлечения инвестиций и повышения инвестиционной привлекательности региона, местности на уровне российских и иностранных инвесторов надо учитывать специфику сельских территорий и регионов их расположения. При всем многообразии, сельские территории обладают рядом характеристик, которые отражают специфику их существования [5, с. 150]:
- в пространственном подходе сельская территория определяется по признакам наличия: сельской администрации, территориально-демографических показателей (малочисленное население и низкая плотность населения), удаленность от городского центра;
- в экономическом - связывает деятельность жителей с сельскохозяйственным производством, переработкой сельскохозяйственной продукции, а также несельскохозяйственную сезонную занятость.
Однородность и количество структурных элементов определить сложно, особенно в условиях постоянно меняющейся территориальной инфраструктуры. В соответствии с этим, не может быть одного стандартного
подхода к подбору стратегических изменений, необходимых сельским территориям того или иного региона или даже внутри одного региона.
При разработке стратегии развития сельских территорий учитывают системные и специфические их проблемы:
1. Демографические проблемы. Старение населения, миграция молодых людей в города, в целом уменьшение численности - главные проявления специфического демографического спада на селе. В свою очередь, демографические проблемы напрямую влияют на ресурсный трудовой потенциал отрасли АПК.
2. Проблемы с трудовыми ресурсами. Сокращение человеческого потенциала сельских территорий проявляется в отток более молодых и высококвалифицированных кадров в поисках благоприятных и хорошо оплачиваемых условий труда, престижных вакансий. Усугубляет ситуацию разрушение или сокращение социальной инфраструктуры села [7].
3. Инфраструктурные проблемы. Ухудшение инфраструктурных элементов: социальной, транспортной, жилищно-коммунальной наиболее сильно выражено в сельской местности, поскольку местные бюджеты являются хронически дотационными, а инвестиционная привлекательность здесь гораздо меньше.
4. Экономические проблемы. Скудные доходы местного бюджета, недостаточная инвестиционная активность, отсутствие потенциала развития материально-технической базы и инфраструктуры - все это порождает хронические проблемы, характеризующие экономическое отставание сельских территорий.
Развитие муниципальных территорий, имеющих неоднородный состав, имеет как преимущества, так и недостатки [2, а 111]. Недостатки проявляются в том, что потенциальные ресурсы развития (финансовые, трудовые, инвестиционные, инфраструктурные) будут накапливаться в городских территориях, они же будут обладать значительным административно-хозяйственным «весом» в системе управления территорией. Положительными
моментами является то, что именно в сочетании сельских и городских территорий возможно организовать комплексное развитие муниципальной территории, рационально распределяя имеющиеся территориальные ресурсы между отраслями производства.
Стратегическое развитие неоднородных муниципальных территорий, имеющих в своем составе значительную долю сельских или значительный удельный вес аграрного комплекса должно включать в себя следующие мероприятия: диверсификацию сельской экономики, развитие социальной и транспортной инфраструктуры, развитие несельскохозяйственного сектора экономики, поддержки малого бизнеса в аграрной сфере, создание инвестиционной идентификации территории (брендинг, маркетинг), развитие инновационных технологий информационной коммуникации [3, с. 93].
В целях поддержки инвестиционной деятельности на территории Тамбовской области, в муниципальных районах, для создания благоприятного инвестиционного климата, привлечения капитальных вложений в объекты на сельской территории, освоения неиспользованных земель и вовлечения их в экономический оборот необходимо:
1) создать Межведомственный совет по поддержке инвестиционной деятельности в каждом муниципальном районе, эти органы будут устанавливать единые принципы подбора инвесторов и рационального использования земельных участков и объектов недвижимости [1, с. 22];
2) обеспечить развитие инфраструктуры информационного обеспечения инвестиционной деятельности в муниципальных районах.
К основным функциям Межведомственного совета могут быть отнесены:
- предварительное рассмотрение вопросов, обращений и заявлений в сфере размещения производительных сил и инвестиций, включая вопросы по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
- привлечение и размещение инвестиций, кредитов, заимствований;
- распоряжение объектами незавершенного строительства, долями в инвестиционных проектах с участием сельских советов, вопросы, связанные с резервированием и изъятием земель для муниципальных нужд, с размещением и строительством объектов на территории районов;
- осуществление предварительного рассмотрения инвестиционных проектов, реализуемых либо предполагаемых к реализации на территории муниципальных районов, в отношении земельных участков и объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности и распоряжении, а также в отношении размещения новых объектов;
- рассмотрение вопросов, связанных с организацией инвестиционных конкурсов и заключением инвестиционных контрактов по предметам своего ведения.
В качестве связующего элемента информационной инфраструктуры муниципальных районов целесообразно создание Информационно-консультационного агентства по привлечению инвестиций при органах, ответственных за социальное и экономическое развитие [6, а 2885]. Основные задачи агентства информационная, представительская, аналитическая, консультационная, организационная функции.
Реализация перечисленных направлений не только решит проблему снижения инвестиций в экономику региона, информационного дефицита, но и будет способствовать устойчивому увеличению спроса и предложения на инвестиционные проекты, что послужит основой роста инвестиционной активности.
В рамках деятельности Межведомственного совета основные формы поддержки инвестиционной деятельности будут иметь следующий вид [4, а 277]:
1. Продажа и предоставление инвесторам в аренду муниципального имущества и земель, находящихся в муниципальной собственности, в целях осуществления ими инвестиционной деятельности.
2. Участие органов власти (администрация, профильные управления и др.) в разработке, экспертизе и реализации инвестиционных проектов.
3. Содействие в оформлении в кратчайшие сроки всех необходимых для инвестора разрешений, связанных со строительством и производством, в регистрации прав на объекты недвижимости по мере поступления заявок и необходимых документов от инвестора.
4. Выработка предложений по снижению ставок земельного налога на время реализации инвестиционного проекта или на конкретный период.
5. Выработка предложений по снижению ставок налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, ставок арендной платы за муниципальное имущество и землю.
6. Выдача направлений на рассмотрение инвестиционных проектов, имеющих областное значение.
Использование результатов мониторинга позволяет определить уровень и динамику социально-экономического развития сельских территорий, выявить ряд преимуществ и недостатков, а также прогнозировать приоритетные направления развития. Изучив состояние инвестиционной политики в муниципальных районах и ее основные недостатки, было выявлено, что процесс совершенствования должен иметь несколько направлений: в сфере нормативно-правового регулирования и в сфере привлечения и практического использования. Для эффективной инвестиционной политики необходимо специализированное влияние на все стороны этого процесса. Предложенная структура управления этим процессом создаст систему, которая покажет будущему инвестору, что его ждут, помогут преодолеть административные барьеры, подтвердят заинтересованность в долгосрочном сотрудничестве.
Исследование выполнено в рамках областного конкурса «Гранты для поддержки прикладных исследований молодых ученых 2021 года» (учредители конкурса - Управление образования и науки Тамбовской области, Совет молодых ученых и специалистов Тамбовской области), проект №8-МУ-21(01)
«Обоснование направлений устойчивого развития сельских территорий с предложениями по их эффективной реализации».
Список литературы:
1. Вдовин С.М. Инвестиционная привлекательность как фактор устойчивого развития региона // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 41 (392). С. 20-27.
2. Ерин П.В. Механизмы совершенствования профессиональной мобильности в муниципальных администрациях // Аграрная наука в инновационном развитии АПК: материалы международного молодежного аграрного форума. Сборник научных статей. Под редакцией В.А. Бабушкина. 2018. С. 110-114.
3. Ерин П.В. Повышение эффективности мероприятий устойчивого развития в сельских населенных пунктах // Формирование системы устойчивого развития сельского хозяйства на основе концепции стратегического управления (I Шаляпинские чтения): материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. О.Ю. Анциферовой. 2018. С. 90-95.
4. Ерин П.В. Разработка приоритетных целей и задач развития сельского поселения // Инновационные подходы к разработке технологий производства, хранения и переработки продукции растениеводческого кластера: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Мичуринск, 2020. С. 274278.
5. Ерин П.В., Ламм Е.А. Развитие территории муниципального района: инвестиционный проект в сфере туристического комплекса // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2. C. 150.
6. Мухаметова Н.Н. Основы развития сельских территорий: инвестиции, стратегия, опыт // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 21. С. 28852894.
7. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию: ежегодный доклад по результатам мониторинга 2010 г / Д. И. Торопов [и др.]. Москва: Российский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, 2011. 264 с.
8. Nikitin A.V., Kaliuzhnyi M.S., Solopov V.A. Innovative village - a new model of bioeconomy // Ecology, Environment and Conservation. 2015. Т. 21. С. AS19-AS22.
UDC 330.322
ATTRACTING INVESTMENTS TO RURAL AREAS
Pavel V. Erin
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor
[email protected] Neduaki B. Tongu master student [email protected] Michurinsky State Agrarian University
Michurinsk, Russia
Abstract. The article considers investment processes as one of the directions of rural development. Investments are able to renew production funds, introduce innovative solutions, which will strengthen the economic basis of rural areas. The research is aimed at improving investment policy.
Key words: investments, rural areas, sustainable development, economic and social effect, municipal district, management.
Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 11.04.2022; принята к публикации 12.05.2022.
The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 11.04.2022; accepted for publication 12.05.2022.