УДК 336.14
ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
Светлана Серафимовна Кириллова
кандидат экономических наук, доцент
sv_kirШova@mail. т Елена Николаевна Усова старший преподаватель michurinsk. eu@mail. т Виктория Константиновна Платонова
студент
[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. Статья посвящена обоснованию необходимости оптимизации расходов сельских поселений. На примере бюджета Донского сельского совета Тамбовской области рассмотрен состав расходов местных бюджетов, определены направления оптимизации их структуры.
Ключевые слова: финансирование, муниципальные образования, местные бюджеты, расходы бюджета, сельское поселение
Становление бюджетной системы Российской Федерации в постсоветский период происходило одновременно с развитием местного самоуправления. Местные бюджеты прошли достаточно долгий путь до признания их как самостоятельного уровня бюджетной системы. Однако в последние годы реализацию принципа самостоятельности бюджетов муниципальных образований все чаще ставят под сомнение в силу их низкой обеспеченности собственными доходами. В связи с этим, вопрос оптимизации расходов местных бюджетов, в том числе и бюджетов сельских поселений, как условие стабильности местных бюджетов является весьма актуальным, требующим глубокого теоретического изучения и практической проработки. Рассмотрим основные направления оптимизации расходов сельских поселений на примере бюджета Донского сельского совета Тамбовской области
Донской сельский совет Тамбовской области включает в свой состав следующие населённые пункты: село Донское (административной центр), посёлок Мирный, посёлок Госконюшня, деревня Красненькая, село Полковое. Территорию сельсовета не обошла стороной проблема неблагоприятной демографической ситуации, как вследствие естественной убыли, так и по причине нерациональной внутренней миграции [1]. Так, за последние десять лет численность населения сократилась. Однако снижение идет более низкими темпами, чем в среднем по области, что наглядно видно из данных таблицы 1. (таблица 1).
Данные таблицы показывают, что численность населения Донского сельского совета сокращается более низкими темпами, чем по области в целом. На территории Донского сельсовета численность населения сократилась на 4,6 % и составила на 2021 год 9074 человек, тогда как темпы снижения по области в целом составляют 8,1 %. Это говорит о достаточно комфортных условиях для жизни населения и необходимости закрепления достигнутых показателей.
Таблица 1
Динамика численности населения Тамбовской области и Донского сельского совета за 2012-
2021 годы, чел.
Показатели Годы Темп
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 роста (+), снижен ия (-)
Численность 9508 9670 9839 9900 9437 9399 9299 9172 9132 9074 -4,6
населения
Донского
сельсовета
Численность 108254 1075 1068 1062 1050 1040 1033 1015 1006 99442 -8,1
населения 5 748 934 421 295 327 552 966 748 0
Тамбовской
области
Существенное влияние на деятельность органов местного самоуправления оказывают расходы местного бюджета. Рассмотрим состав и структуру расходов бюджета Донского сельского совета за 2019-2021 годы (таблица 2).
Таблица 2
Динамика состава и структуры расходов бюджета Донского сельского совета за 2019-2021
годы
Показатели 2019 год 2020 год 2021 год Отклонение
сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, % 2021 года от 2019 года (+,-)
Расходы, всего 118688,1 100,0 45878,4 100,0 31862,6 100,0 х
В том числе:
- 6707,2 5,7 7016,7 15,3 8489,7 26,6 +20,9
общегосударственные
вопросы
-национальная 396,2 0,3 443,4 1,0 456,6 1,4 +1,1
оборона
-национальная 100440,9 84,6 20230,7 44,1 11115 34,9 -49,7
экономика
-ЖКХ 9547,1 8,0 15944,3 34,8 3147,6 9,9 +1,9
-охрана окружающей 340,2 0,3 885,9 1,9 - - -0,3
среды
-культура, кинематография 1240,0 1,1 1340,0 2,9 20,1 0,1 +1,0
-прочие 16,5 0,0 17,4 0,0 30,0 0,1 +0,1
Данные таблицы показывают, что достаточно большой удельный вес расходов направляется на решение экономических вопросов. Прежде всего, средства выделяются на реконструкцию и ремонт дорог, а также на благоустройство. Таким образом, органы местного самоуправления инвестируют средства на формирование благоприятной среды проживания граждан.
Проблемным моментом всех без исключения муниципалитетов является низкая обеспеченность собственными средствами и низкие темпы их роста. Так, в таблице 3 представлены сведения о динамике доходов и расходов бюджета Донского сельского совета, о соотношении собственных доходов и расходов.
Таблица 3
Динамика соотношения собственных доходов и расходов бюджета донского сельского
совета за 2019-2021 годы, тыс. руб.
Показатели 2019 год 2020 год 2021 год Отклонение 2021 года от 2019 года, (+,-)
Расходы, всего 118688,1 45878,4 31862,6 -86825,5
Доходы, всего 125803,0 43904,9 29317,6 -96485,4
Дефицит (-), профицит (+) +7117,9 -1973,5 -2545,0 -9662,9
Собственные доходы 23066,7 25707,5 23605,9 +539,2
Соотношение собственных доходов 19,4 56,0 74,1 +54,7
и расходов, %
Из таблицы видно, что собственные доходы возросли незначительно (на 2,3 %). Доля покрытия расходов собственными доходами существенно возросла. Однако на фоне резкого снижения доходов бюджета можно констатировать тот факт, что из бюджета финансируются только самые необходимые вопросы. А для решения серьезных проблем, обязательно требуется финансирование из вышестоящих бюджетов [3].
Сегодня под оптимизацией расходов не следует понимать их сокращение. Напротив, оптимизация предполагает наращение расходов
бюджета на решение социальных вопросов и, в определённых случаях, на решение экономических задач.
Безусловно, основными являются расходы на социальный сектор. Именно они выступают определяющими для сельских поселение. Создание максимально комфортных условий проживания населения - это первоочередная задача органов местного самоуправления. Вместе с тем, нельзя игнорировать и значение экономических расходов, так как именно они создают основу для привлечения инвесторов на территорию муниципалитета [2].
Полагаем, что в целях оптимизации расходов местных бюджетов необходимо планомерная реализация следующих положений. Следует проводить политику наращивания объема расходов местных бюджетов, в том числе путем увеличения доли собственных доходов [6]. Важно достигнуть равновесия социальных расходов и расходов на решение вопросов экономической направленности. Возможно внедрение стимулирующих видов финансовой помощи, которые не порождали бы иждивенчество, а способствовали бы росту финансовой самостоятельности. И, наконец, необходимо укрепление экономических взаимосвязей местных бюджетов с территориальными коммерческими организациями [5]. К сожалению, связь бюджетов муниципальных образований и организаций, расположенных на подведомственной территории, носит весьма ограниченный характер и не способствует укреплению финансовых основ органов местного самоуправления. Полагаем, что обозначенные меры помогут оптимизировать расходы бюджетов сельских поселений и обеспечат повышение финансовой независимости муниципалитетов.
Список литературы:
1.Ананских А.А., Щербаков Н.В., Калякин Е.В. Современные тенденции развития сельских территорий // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2019. № 4 (59). С. 175-178.
2.Волкова Л.Г. Влияние отраслевой специфики на формирование налогового потенциала территориальных образований/Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2018. С. 58 - 63.
3.Волкова Л.Г. Проблемы сбалансированности бюджетов сельских территорий в современных условиях//Наука и образование. 2020. Т.З. № 3. С. 65.
4.Карамнова Н.В. Управленческое воздействие на устойчивое развитие аграрного сектора экономика//Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2019 № 3. С. 123 - 127.
5.Кириллова С.С., Родюкова А.С. Стимулирование инновационной активности на муниципальном уровне// Наука и образование. 2019. Т. 3. № 3. С. 21.
6. Кириллова С.С. Совершенствование управление доходами муниципального образования с использованием налогового потенциала//Налоги и налогообложение. 2011. № 12. С. 4 - 9.
7. Кириллова С.С. Роль местных налогов в обеспечении финансовой самостоятельности муниципалитетов// Финансы и кредит. 2007. № 15 (255). С. 32 - 35.
8. Коновалова Т.В., Волкова Л.Г. О бюджете города в условиях социально-экономических реформ// Финансы и кредит. 2005. № 29 (197). С. 46-48.
ШС 336.14
OPTIMIZATION OF EXPENDITURES OF BUDGETS OF RURAL
SETTLEMENTS
Svetlana S. Kirillova
candidate of economic Sciences, associate Professor associate Professor of Finance and accounting
sv_kirillova@mail .ru Elena N. Usova senior lecturer michurinsk.eu@mail. ru Victoria K. Platonova student
[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to substantiating the need to optimize the costs of rural settlements. Using the example of the budget of the Don Village Council of the Tambov region, the composition of local budget expenditures is considered, the directions of optimizing their structure are determined
Keywords: financing, municipalities, local budgets, budget expenditures, rural settlement.
Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 11.04.2022; принята к публикации 12.05.2022.
The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 11.04.2022; accepted for publication 12.05.2022.