Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова Светлана Серафимовна, Волков Андрей Владимирович

В статье рассмотрены основные функции системы поддержки принятия финансовых решений в сфере управления муниципальными финансами. Разработанная авторами модель использования единой для всех муниципальных образований формализованной технологии межбюджетного регулирования позволит обеспечить оптимизацию привлечения налоговых и неналоговых доходов муниципального бюджета, способствует сокращению дефицита бюджета поселений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кириллова Светлана Серафимовна, Волков Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL DECISION SUPPORT SYSTEM IN MUNICIPALITIES IN CONDITIONS OF ECONOMY DIGITALIZATION

The article considers the main functions of the financial decision support system in the field of municipal finance management. The model developed by the authors of using a formalized technology of interbudgetary regulation, which is common for all municipalities, will make it possible to optimize the attraction of tax and non-tax revenues of the municipal budget, and helps to reduce the budget deficit of settlements.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

УДК 336.145.2

СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Светлана Серафимовна Кириллова

кандидат экономических наук, доцент

sv_kmПova@mail .т Андрей Владимирович Волков

магистрант [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены основные функции системы поддержки принятия финансовых решений в сфере управления муниципальными финансами. Разработанная авторами модель использования единой для всех муниципальных образований формализованной технологии межбюджетного регулирования позволит обеспечить оптимизацию привлечения налоговых и неналоговых доходов муниципального бюджета, способствует сокращению дефицита бюджета поселений.

Ключевые слова: система поддержки принятия решений, муниципальное образование, бюджет, государственные расходы, цифровизация экономики.

Цифровая трансформация, находящаяся в центре экономического развития и проявляющаяся в различных секторах экономики, не только во время глобальной пандемии, но и ранее, была определена как приоритетная задача стратегии развития. В связи с возникшей пандемией COVID-19 в последние два года весь мир осознал важность процессов цифровизации, и многие сферы экономики в ускоренном режиме перестраивали свои бизнес-процессы. Одной из наиболее подготовленных к трансформации отраслей в России оказался финансовый сектор, в котором произошел большой скачок в цифровизации финансовых продуктов. Этот процесс на муниципальном уровне связан с информационной системой поддержки принятия решений в процессе бюджетного планирования.

Для того, чтобы разрабатываемая и постоянно дополняемая концепция стратегии социально-экономического развития муниципалитета эффективно выполнялась, необходимо использовать системный подход и научно-обоснованные методы анализа и организации управления муниципальным бюджетом, в том числе муниципальными расходами.

В настоящее время, когда интенсивность финансовых процессов и объемы информационных ресурсов многократно возросли, все большее значение приобретает цифровизация экономики. Использование автоматизированных информационных технологий сокращает время для принятия финансовых решений, повышает оперативность финансового контроля и качество бюджетирования. Результатом является принятие эффективных управленческих решений в финансовой сфере муниципального образования.

Однако эффективный переход на цифровые технологии в муниципалитете требует не только инвестиций в ГГ, персонал и инфраструктуру, но и изменения моделей бюджетирования с учетом следующего. Муниципалитеты, не успеющие осуществить цифровую трансформацию, рискуют столкнуться с потерей бюджетных средств и доли рынка.

Поэтому своевременность и полнота информационного отображения финансовых процессов, возможность их моделирования, анализа и прогнозирования в значительной степени зависят от внедрения в управление информационных технологий. Система поддержки принятия финансовых решений в муниципальном образовании предполагает:

- учет поступления и расходования бюджетных средств;

- анализ экономических показателей, характеризующих муниципальные финансы;

- прогнозирование и планирование денежных потоков в муниципалитете.

Считаем целесообразным для муниципальных органов власти,

занимающихся составлением бюджета муниципального образования, планированием денежных потоков в муниципалитете, создавать и внедрять системы, автоматизирующие этот процесс. Необходимо учитывать и отражать суммы поступающей финансовой помощи из вышестоящих бюджетов; рассчитывать оптимальные варианты ее распределения между поселениями.

В основе бюджетирования, а следовательно, и формирования финансовой поддержки лежит нормативный подход, а именно, нормативы бюджетных расходов. [2, с. 4] Здесь в процессе бюджетирования и оперативного управления муниципальными финансами необходимо применять метод математического моделирования.

Обеспечить комплексную информационно-аналитическую поддержку принятия финансовых решений на данном этапе управления муниципальными финансами возможно с помощью программных систем, имеющих следующие составные элементы: информационный, аналитический, прогнозный. Компанией «Прогноз» разработаны некоторые модули для различных органов государственной власти Российской Федерации [4].

На наш взгляд, с использованием системы поддержки принятия решений при планировании расходов муниципального бюджета, необходимо исходить из объективных потребностей в общественных благах и, соответственно, объективных финансовых норм. При их расчете возможно использование

результатов, полученных с применением вышеуказанных эконометрических моделей.

Так, например, по Тамбовской области средние финансовые нормативы расходов на ЖКХ в расчете на душу населения составили 394 рубля, на здравоохранение - 472 руб., образование - 648 руб., культуру и искусство - 69 руб., правоохранительную деятельность - 97 руб., транспорт - 69 руб., государственное управление - 184 руб., социальную политику - 194 руб. При использовании нормативов расходов на здравоохранение в отдельных муниципальных образованиях целесообразно использование поправочного коэффициента с учетом обслуживаемого населения (г. Мичуринск - 0,2).

При наличии оценок региональных расходных потребностей следует признать преимущество методики межбюджетного выравнивания, предполагающей распределение Фонда поддержки муниципальных образований (ФФП), исходя из показателя разрыва между доходным потенциалом и расходными потребностями регионов. [1]

Предлагаемая методика базируется на следующих основных принципах:

• объективной обусловленности расчетов с учетом специфических особенностей территорий и сложившихся различий в уровне социально-экономического развития:

• использования в качестве основы системы федеральных и внутрирегиональных нормативов, определяющих уровень государственных социальных обязательств;

• адаптивности расчетов к сложившимся тенденциям и прогнозируемым условиям социально-экономического развития территорий;

• использования единой для всех муниципальных образований формализованной технологии межбюджетного регулирования, предусматривающей минимум согласительных процедур и последующую автоматизацию вычислительного процесса. [3, с. 47]

Размер необходимой финансовой помощи муниципальному образованию (Ф0 определяется как разница между необходимой бюджетной

обеспеченностью территории (РИ) и его финансовыми ресурсами (ФР^.

Фi =РНь ФР^ при Фi >0

Величина предоставляемых в форме дотаций средств из фонда финансовой поддержки территорий рассчитывается на покрытие дефицита местных бюджетов только в части текущих расходов при недостаточности собственных доходов после передачи им в полном объеме регулирующих налогов.

Накопленный опыт теоретических исследований в области управления муниципальными финансами позволяет выделить основные принципы построения системы поддержки принятия решений при планировании расходов муниципального бюджета:

- интеграция информационных, методологических и аналитических ресурсов;

- унификация процедур учета и контроля;

- использование в практике бюджетирования результатов анализа, прогнозирования и моделирования экономических ситуаций на муниципальном уровне.

Таким образом, предлагаемая модель использования единой для всех муниципальных образований формализованной технологии межбюджетного регулирования позволит обеспечить выполнение важнейших функций муниципального управления: функций стратегического планирования бюджета, разработки стратегии контроля и анализа социально-экономической ситуации в поселении для выработки соответствующих мер по привлечению доходной части и рациональному расходованию бюджетных средств.

Список литературы:

1. Волкова Л.Г., Хатунцева А.Ю. Оптимизация бюджетного механизма муниципального образования в современных условиях// Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

2. Кириллова С.С. Совершенствование управление доходами муниципального образования с использованием налогового потенциала//Налоги и налогообложение.2011. № 12. С. 4 - 9

3. Коновалова Т.В., Волкова Л.Г. О бюджете города в условиях социально-экономических реформ// Финансы и кредит. 2005. № 29 (197). С. 4648.

4. Чернышева Т.Ю. Модель системы поддержки принятия решения выбора стратегии управления долгом муниципального образования// Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8961 (дата обращения: 11.03.2022).

UDC 336.145.2

FINANCIAL DECISION SUPPORT SYSTEM IN MUNICIPALITIES IN CONDITIONS OF ECONOMY DIGITALIZATION

Svetlana S. Kirillova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

E-mail: [email protected] Andrey V. Volkov master student E-mail: [email protected] Michurinsky State Agrarian University,

Michurinsk, Russia

Abstract. The article considers the main functions of the financial decision support system in the field of municipal finance management. The model developed by the authors of using a formalized technology of interbudgetary regulation, which is common for all municipalities, will make it possible to optimize the attraction of

tax and non-tax revenues of the municipal budget, and helps to reduce the budget deficit of settlements.

Key words: decision support system, municipality, budget, public spending, digitalization of the economy.

Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 11.04.2022; принята к публикации 12.05.2022.

The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 11.04.2022; accepted for publication 12.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.