Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ'

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛИТЕТ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова Светлана Серафимовна, Горелова Юлия Николаевна

Статья посвящена вопросу повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования. На примере городского округа Мичуринск Тамбовской области представлен опыт реализации национальных проектов в социальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кириллова Светлана Серафимовна, Горелова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING OF MUNICIPAL-LEVEL INVESTMENT PROJECTS

The article is devoted to the issue of increasing the investment attractiveness of the municipality. The experience of implementing national projects in the social sphere is presented on the example of the Michurinsk city district of the Tambov region.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ»

УДК 336.13

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ

Светлана Серафимовна Кириллова

кандидат экономических наук, доцент

sv_kmПova@mail. т Юлия Николаевна Горелова

студент [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена вопросу повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования. На примере городского округа Мичуринск Тамбовской области представлен опыт реализации национальных проектов в социальной сфере.

Ключевые слова: муниципалитет, инвестиции, инвестиционная привлекательность, национальный проект

Повышение инвестиционной привлекательности является приоритетным направлением социально-экономического развития любого муниципального образования [6].

Одним из способов привлечения инвестиций на территорию муниципалитета является участие в реализации национальных проектов.

Национальные проекты разработаны в целях достижения нового качества жизни и носят долгосрочный характер. Как отметил Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию РФ 20.02.2019 г., эти проекты развития — не федеральные и тем более не ведомственные. Они именно национальные. Их результаты должны быть видны в каждом субъекте РФ и в каждом муниципалитете.

Кроме того, национальные проекты выполняют интеграционную функцию объединения регионов Российской Федерации и муниципалитетов в решении задач, имеющих значение как для общества в целом, так и для отдельной личности.

Указом Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» был утвержден перечень из 12 национальных проектов («Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Автодороги», «Рынок труда», «Наука», «Цифровая экономика», «Культура», «Малый бизнес», «Сотрудничество и экспорт», «Магистральная инфраструктура»), которые направлены на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышение уровня жизни, создание комфортных условий для проживания.

Остановимся на национальном проекте «Жилье и городская среда». Ключевыми целями нацпроекта являются:

- обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита;

-увеличение объема жилищного строительства;

-повышение комфортности городской среды;

-создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

Более подробно рассмотрим повышение комфортности городской среды. Формирование комфортной городской среды было и остается наиболее приоритетной целью развития общества.

Современные экономические, социальные, а также политические условия предполагают рост конкуренции во многих сферах и областях экономики. Между отдельными муниципальными образованиями, в том числе и между городами нарастает конкуренция. Причем конкуренция наблюдается в области инвестиций, туристкой сфере. Кроме того, предполагается, что в самое ближайшее время непосредственным объектом соперничества могут стать сами жители муниципалитетов.

Города, претендующие на территории опережающего развития, обладают высокопрофессиональными трудовыми ресурсами, привлекательны для внебюджетных инвестиций [3]. Параллельно развивается туристская отрасль. Все это в совокупности самым положительным образом влияет на социально-экономическое положение муниципалитета. При этом жители, прежде всего, их творческая, образованная, высококвалифицированная и талантливая часть, стремятся создать вокруг себя максимально благоустроенное пространство. Именно комфортная городская среда становится важнейшим критерием привлекательности и престижности муниципального образования. Формирование комфортной городской среды — это не что иное, как совершенствование, улучшение, модернизация и повышение качества бытовых условий. Эта задача может решиться на уровне городского муниципалитета [5].

Так на территории города Мичуринска, как и во многих других муниципальных образованиях, реализуется национальный проект «Жилье и городская среда».

В 2020 году в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» было реализовано мероприятие «Создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды» с проектом «Строительство ландшафтного парка-набережной в городе Мичуринске Тамбовской области (с благоустройством прибрежной полосы)». На реконструкцию набережной из федерального бюджета он получил 85 млн. руб. Стоимость всего проекта составляет 197,0 млн. руб. Из них в 2019-2020 годах было осуществлено затрат на сумму 151,3 млн. руб., в том числе:

- в рамках реализации национального проекта — 85,0 млн. руб.;

- в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды» - 16,0 млн. руб.;

- за счет субсидии, полученной по линии наукограда, — 22,0 млн. руб.;

- в рамках муниципальной программы «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства города Мичуринска» — 22,2 млн. руб.;

- средства местного бюджета — 6,1 млн. руб.

На 2021 год на дальнейшую реализацию проекта в бюджете города Мичуринска были предусмотрены средства субсидии наукограда в размере 21,3 млн. руб. По итогам года на проект «Строительство ландшафтного парка-набережной в городе Мичуринске Тамбовской области (с благоустройством прибрежной полосы) были затрачены средства субсидии наукограда в размере 18,9 млн. руб. Из них федеральный бюджет - 17,2 млн. руб., областной бюджет - 1,7 млн. руб., местный бюджет - 0,02 млн. руб. Дальнейшее благоустройство ландшафтного парка-набережной запланировано на 2022 год.

Таким образом, разработка и реализация масштабного проекта администрацией города Мичуринска и его победа в 2019 году во Всероссийском конкурсе, проводимом Минстроем, запустили в действие механизмы ресурсной поддержки и дали стимул к планированию и комплексному использованию мероприятий различных программ и источников финансирования в качестве инструментов реализации регионального проекта

«Формирование комфортной городской среды». Это позволило не только привлечь дополнительные финансовые ресурсы и оказать положительное воздействие на развитие экономики города, но и создать самое популярное место отдыха среди жителей наукограда всех поколений, которое также повышает туристическую привлекательность территории муниципального образования.

Список литературы:

1. Волкова Л.Г. Влияние отраслевой специфики на формирование налогового потенциала территориальных образований/Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2018. С. 58 - 63

2. Кириллова С.С. Как определить налоговый потенциал региона?//Региональная экономика: теория и практика. 2004. № 5. С. 46 - 51

3. Кириллова С.С. Необходимость разработки бюджетной политики муниципального образования и ее основные направления//Региональная экономика: теория и практика. 2005. № 12. С. 52 - 56

4. Кириллова С.С. Планирование и прогнозирование бюджетных показателей на муниципальном уровне//Актуальные проблемы и перспективы развития государственной статистики в современных условиях. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции: в 2 томах. Саратовстат; Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, саратовский социально-экономический институт (филиал). 2017. С. 125-127

5. Кириллова С.С., Родюкова А.С. Стимулирование инновационной активности на муниципальном уровне//Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 3. С. 21

6. Кириллова С.С., Родюкова А.С. Финансовые возможности муниципалитетов в области инновационного развития//Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2020. № 4 (63). С. 215-220

7. Кириллова С.С. Роль местных налогов в обеспечении финансовой самостоятельности муниципалитетов// Финансы и кредит. 2007. № 15 (255). С.32 - 35

8. Кириллова С.С. Совершенствование управление доходами муниципального образования с использованием налогового потенциала//Налоги и налогообложение.2011. № 12. С. 4 - 9

UDC 336.13

FINANCING OF MUNICIPAL-LEVEL INVESTMENT PROJECTS

Svetlana S. Kirillova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

sv_kirillova@mail .ru Yulia N. Gorelov

student [email protected] Michurinsky State Agrarian University,

Michurinsk, Russia

Abstract. The article is devoted to the issue of increasing the investment attractiveness of the municipality. The experience of implementing national projects in the social sphere is presented on the example of the Michurinsk city district of the Tambov region.

Key word: municipality, investment, investment attractiveness, national project.

Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 11.04.2022; принята к публикации 12.05.2022.

The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 11.04.2022; accepted for publication 12.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.