Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ'

ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова Светлана Серафимовна, Савенкова Елена Геннадьевна

Статья посвящена актуальному вопросу расширения практики инициативного бюджетирования на муниципальном уровне. На примере Тульской области рассмотрен опыт реализации программы инициативного бюджетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL CONDITIONS FOR THE SUCCESSFUL IMPLEMENTATION OF INITIATIVE BUDGETING PROJECTS

The article is devoted to the topical issue of expanding the practice of initiative budgeting at the municipal level. The experience of implementing the initiative budgeting program is considered on the example of the Tula region.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ»

УДК 336.13

ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Светлана Серафимовна Кириллова

кандидат экономических наук, доцент

ву_к1гШоуа@ша11. ги Елена Геннадьевна Савенкова

студент a1enas8292002@mai1.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу расширения практики инициативного бюджетирования на муниципальном уровне. На примере Тульской области рассмотрен опыт реализации программы инициативного бюджетирования.

Ключевые слова: бюджетная система, инициативное бюджетирование, бюджетная грамотность, местные бюджеты

Роль бюджетной системы в современной экономике и социальной сфере весьма существенна. Особое место в бюджетной системе отводится инициативному бюджетированию. Данная программа активно используется в последнее время. Однако пока она широко не развита среди населения. Кроме того, не пользуются большой популярностью и софинансирование наиболее значимых объектов в той или иной области [3]. В этой связи мы считаем, что существуют очень важные темы для укрепления бюджетной грамотности, а также важно проведение исследований по поиску наиболее подходящих средств развития, в том числе для широкого использования бюджетных инициатив.

Бюджетная грамотность населения является неотъемлемой частью экономики любой страны. Именно она определяет стратегические направления. Бюджетная грамотность заключается в возможностях читать и расшифровывать государственный бюджет, чтобы человек понимал, за что он платит в бюджет, что он от этого получает, и как он может повлиять на бюджетный процесс в целом. Просвещение людей в данной теме способствует возможности сохранить, а также приумножить ограниченные государственные доходы [6].

Для успешного формирования бюджетной грамотности населения необходимо широко вовлекать их в сам бюджетный процесс. Население должно понимать, что оно может влиять на все бюджетные расходы страны являясь его налогоплательщиком. Это поможет достигать максимальный эффект использования ресурсов, а также широко внедрить систему инициативного бюджетирования и ориентировать её на результат.

Рассмотрим опыт реализации программы инициативного бюджетирования на примере Тульской области. Начиная с 2011 года на территории Тульской области действует программа народный бюджет. С того времени было реализовано 5632 идеи на сумму более 5 млрд. руб. Из бюджета региона было взято 4 млрд. руб., а из бюджета муниципальных образований -891 млн. руб. Софинансирование спонсоров и населения Тульской области составило 754 млн руб. За время существования проекта было отдано 2 млн.

голосов и собрано более 700 000 подписей граждан Тульской области. За время существования проекта было отремонтировано более 2000 школ и детских садов, а также проведено благоустройство 380 парков и скверов и ремонт 272 учреждений культуры. Население Тульской области активно участвует в обсуждении и выборе проектов бюджета своих городов. Приведём в пример статистику за 2020 год. Всего было представлено 1150 проектов, из них 346 -победили. Например, замена деревянных оконных блоков на пластиковые из ПВХ профиля в МБОУ "Центр образования № 24" в г. Тула. На данный проект было выделено 3 207 000 рублей. Устройство спортивной площадки и установка оборудования детской площадки в г. Новомосковск. Средств выделено в сумме 3 025 238 рублей. Асфальтирование и освещение сквера ДК Каменецкий Узловского района. На данный проект из бюджета было выделено 4 455 842 рублей. Также в пример можно привести ремонт спортивной площадки МБОУ ЦО № 8 в городе Тула и устройство дорожек в парке «Лесная поляна», на которые было выделено 3 500 000 рублей и 8 000 000 рублей соответственно.

Таблица 1

Динамика основных показателей инициативного бюджетирования Тульской области

за 2018-2021гг.

Показатели 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год

Всего проектов 1270 1150 815 1112

Победители 461 346 330 209

Важно отметить, что схема инициативного бюджетирования возможна только при соблюдении комплексного подхода к его реализации. Проведённые нами исследования показали, что эффективность инициативного бюджетирования напрямую зависит от высокого уровня бюджетной грамотности населения, а также от финансовых возможностей муниципалитетов [5]. При этом бюджет должен быть взаимосвязан с другими сферами социальной и экономической жизни для высокой отдачи использования бюджетных ресурсов.

Список литературы:

1. Волкова Л.Г. Влияние отраслевой специфики на формирование налогового потенциала территориальных образований/Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2018. С. 58 - 63.

2. Кириллова С.С. Как определить налоговый потенциал региона?//Региональная экономика: теория и практика. 2004. № 5. С. 46 - 51.

3. Кириллова С.С. Необходимость разработки бюджетной политики муниципального образования и ее основные направления//Региональная экономика: теория и практика. 2005. № 12. С. 52 - 56.

4. Кириллова С.С. Планирование и прогнозирование бюджетных показателей на муниципальном уровне//Актуальные проблемы и перспективы развития государственной статистики в современных условиях. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции: в 2 томах. Саратовстат; Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, саратовский социально-экономический институт (филиал). 2017. С. 125-127.

5. Кириллова С.С., Родюкова А.С. Стимулирование инновационной активности на муниципальном уровне//Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 3. С. 21.

6. Кириллова С.С., Родюкова А.С. Финансовые возможности муниципалитетов в области инновационного развития//Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2020. № 4 (63). С. 215-220

7. Кириллова С.С. Роль местных налогов в обеспечении финансовой самостоятельности муниципалитетов// Финансы и кредит. 2007. № 15 (255). С. 32 - 35.

8. Кириллова С.С. Совершенствование управление доходами муниципального образования с использованием налогового потенциала//Налоги и налогообложение.2011. № 12. С. 4 - 9

UDС 336.13

FINANCIAL CONDITIONS FOR THE SUCCESSFUL IMPLEMENTATION OF INITIATIVE BUDGETING PROJECTS

Svetlana S. Kirillova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

sv_kirillova@mail .ru Elena G. Savenkova

student

alenas8292002@mail.ru Michurinsky State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the topical issue of expanding the practice of initiative budgeting at the municipal level. The experience of implementing the initiative budgeting program is considered on the example of the Tula region.

Key word: budget system, initiative budgeting, budget literacy, local budgets.

Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 11.04.2022; принята к публикации 12.05.2022.

The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 11.04.2022; accepted for publication 12.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.