УДК 336.13
СОЦИАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ИХ СТАБИЛЬНОСТИ
Светлана Серафимовна Кириллова
кандидат экономических наук, доцент
sv_kmПova@mail. т Валерия Викторовна Новичкова
студент
[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассмотрен актуальный вопрос финансирования социальных расходов на местном уровне как условие достижения стабильности органов местного самоуправления.
Ключевые слова: местные бюджеты, финансовые ресурсы, социальные расходы, расходы на социально-культурные мероприятия.
Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение у них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие подведомственной территории, обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.
С помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения. Имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы. Концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей. Финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, а также расходы на жилищно-коммунальное хозяйство - примерно
треть всех расходов. Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства, непосредственного географического расположения и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий. Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50 % всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах - от 60 до 80 %. Рассмотрим на примере бюджета муниципального района Никифоровский значение социальных расходов для бюджета. Динамика расходов бюджета района представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика расходов бюджета Никифоровского муниципального района за 2019-2021
годы
Показатели 2019 год 2020 год 2021 год Отклонение 2021
года от 2019 года
(+,-)
сумма, уд. сумма, уд. сумма, уд. абс., в
млн. вес, млн. вес, млн. вес, млн. структуре,
руб. % руб. % руб. % руб. п.п.
Расходы, всего 428,5 100,0 415,7 100,0 441,4 100,0 +12,9 Х
Общегосударственные 69,4 16,2 72,7 17,5 77,6 17,6 +8,2 +1,4
вопросы
Национальная 37,2 8,7 46,7 11,2 43,2 9,8 +6,0 +1,1
экономика
ЖКХ 42,7 10,0 20,0 4,8 20,6 4,7 -22,1 -5,3
Образование 219,2 51,1 217,2 52,2 243,8 55,2 +24,6 +4,1
Социальная политика 22,6 5,3 20,9 5,0 16,7 3,8 -5,9 -1,5
Культура, кинематография 35,5 8,3 36,0 8,7 37,7 8,5 +2,2 +0,2
Прочие 1,9 0,4 2,2 0,5 1,8 0,4 -0,1 -
Данные таблицы показывают, что в структуре расходов основная доля приходится на расходы социальной направленности. В совокупности данные расходы составили в 2021 году более 70 %. Поскольку в структуре расходов наибольший удельный вес составляют расходы на образование, то необходимо рассмотреть данные затраты более подробно. В таблице 2 представлены сведения о динамике расходов на образование бюджета района.
Таблица 2
Динамика расходов на образование бюджета Никифоровского муниципального _района за 2019-2021 годы_
Показатели 2019 год 2020 год 2021 год Отклонение 2021
года от 2019 года
(+,-)
сумма, уд. сумма, уд. сумма, уд. абс., в
млн. руб. вес, % млн. руб. вес, % млн. руб. вес, % млн. руб. структуре, п.п.
Расходы на 219,2 100,0 217,2 100,0 243,8 100,0 +24,6 Х
образование, всего
в том числе: 47,2 21,5 48,3 22,2 50,2 20,6 +3,0 -0,9
-дошкольное
образование
-общее образование 141,0 64,3 138,2 63,6 160,3 65,8 +19,3 +1,5
-дополнительное 19,6 9,0 20,0 9,2 20,6 8,4 +1,0 -0,6
образование детей
-другие вопросы в области образования 11,4 5,2 10,7 4,9 12,7 5,2 +1,3 -
Основные расходы приходятся на общее образование. В среднем за анализируемый период данные расходы составляют 64,6 % и наблюдается рост данных расходов как в абсолютной сумме, так и в структуре.
В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на образование, что связано с развитием сети образовательных учреждений и расширение внимания к вопросам детства. Кроме того, расширяется спектр вопросов в рамках социальной политики, что также приводит к их росту. Также значительны расходы на ЖКХ в связи с тем, что комплексно решаются вопросы градостроительства, развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным жилищно-коммунальным хозяйством и т.д.
Стабильное финансовое положение муниципальных образований, своевременная реализация ими антикризисных мер является основным условием эффективной организации межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации, обеспечения исполнения расходных обязательств муниципальных образований, в том числе в социальной сфере.
Таким образом, решение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления исключительно за счет средств местных бюджетов и от того, в какой степени доходная часть местных бюджетов обеспечивает решение этих вопросов, зависит жизнеспособность конкретного муниципального образования, его самостоятельность, развитие всех инфраструктур поселения, что обеспечивает определенную стабильность для жителей муниципального образования.
Список литературы:
1. Волкова Л.Г. Влияние отраслевой специфики на формирование налогового потенциала территориальных образований/Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2018. С. 58 - 63
2. Кириллова С.С. Как определить налоговый потенциал региона?//Региональная экономика: теория и практика. 2004. № 5. С. 46 - 51
3. Кириллова С.С. Необходимость разработки бюджетной политики муниципального образования и ее основные направления//Региональная экономика: теория и практика. 2005. № 12. С. 52 - 56
4. Кириллова С.С. Планирование и прогнозирование бюджетных показателей на муниципальном уровне//Актуальные проблемы и перспективы развития государственной статистики в современных условиях. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции: в 2 томах. Саратовстат; Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, саратовский социально-экономический институт (филиал). 2017. С. 125-127
5. Кириллова С.С., Родюкова А.С. Стимулирование инновационной активности на муниципальном уровне//Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 3. С. 21
6. Кириллова С.С., Родюкова А.С. Финансовые возможности муниципалитетов в области инновационного развития//Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2020. № 4 (63). С. 215-220
7. Кириллова С.С. Роль местных налогов в обеспечении финансовой самостоятельности муниципалитетов// Финансы и кредит. 2007. № 15 (255). С.32 - 35
8. Кириллова С.С. Совершенствование управление доходами муниципального образования с использованием налогового потенциала//Налоги и налогообложение.2011. № 12. С. 4 - 9
UDC 336.13
SOCIAL EXPENDITURE OF LOCAL BUDGETS AS A NECESSARY CONDITION FOR THEIR STABILITY
Svetlana S. Kirillova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
sv_kirillova@mail .ru Valeria V. Novichkova Student
[email protected] Michurinsky State Agrarian University
Michurinsk, Russia
Abstract. The article considers the topical issue of financing social expenditures at the local level as a condition for achieving stability of local self-government bodies.
Key word: local budgets, financial resources, social expenses, expenses for social and cultural events.
Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 11.04.2022; принята к публикации 12.05.2022.
The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 11.04.2022; accepted for publication 12.05.2022.