Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / СОЦИАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ / РАСХОДЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова Светлана Серафимовна, Веренич Ольга Александровна, Савенкова Елена Геннадьевна, Новичкова Валерия Викторовна

В статье рассмотрен актуальный вопрос финансирования общеобразовательных школ. На примере Тамбовской области рассмотрены осознанности формирования доходов и направления расходования средств общеобразовательных школ аграрного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кириллова Светлана Серафимовна, Веренич Ольга Александровна, Савенкова Елена Геннадьевна, Новичкова Валерия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FINANCING OF AGRICULTURAL SECONDARY SCHOOLS

The article deals with the topical issue of financing secondary schools. On the example of the Tambov region, the awareness of income formation and the direction of spending of funds of agricultural secondary schools are considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ»

УДК 336.13

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ШКОЛ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ

Светлана Серафимовна Кириллова

кандидат экономических наук, доцент

sv_kirШova@mail. т Ольга Александровна Веренич

студент

[email protected] Елена Геннадьевна Савенкова

студент [email protected] Валерия Викторовна Новичкова

студент

[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрен актуальный вопрос финансирования общеобразовательных школ. На примере Тамбовской области рассмотрены осознанности формирования доходов и направления расходования средств общеобразовательных школ аграрного профиля.

Ключевые слова: финансирование, общеобразовательная школа, социальные расходы, расходы на образование.

Достижение высоких темпов экономического роста в любом государстве обеспечивается наиболее значимыми расходами социального характера. Это расходы на здравоохранение, науку, социальную политику и образование. Расходы на образование в Российской Федерации финансируются из всех бюджетов бюджетной системы. Финансирование большинства организаций высшего образования, профессиональная переподготовка, а также повышение квалификации - это, как правило, расходы федерального уровня. Подготовка в системе среднего профессионального образования финансируется из бюджетов субъектов Российской Федерации. Общеобразовательные школы и дошкольное образование - преимущественно из местных бюджетов. Базовые знания, позволяющие в дальнейшем получить высокопрофессиональных специалистов, закладываются в системе общего образования. Таким образом, финансирование общеобразовательных школ - это расходы весьма значимые, требующие непрерывного контроля и корректировки. Понимание значения расходов на общеобразовательные школы определяется приоритетами бюджетной политики в стране. Вместе с тем, наблюдается определённое противоречие, выражающееся в весьма низкой финансовой обеспеченности бюджетов муниципальных образований и, как следствие, системном недофинансировании расходов общеобразовательных школ [2].

В данных условиях очень положительно можно охарактеризовать опыт реализации на местном уровне проектов по возведению современных объектов общего образования за счет средств федерального бюджета. Данные школы появляются в разных уголках страны и призваны укрепить материально -техническую базу школ, создать максимально комфортные условия получения образования, а также ориентированы на раннюю профилизацию образования и возможность формирования у обучающихся первичных знаний, умений и навыков в профессиональной сфере.

Тамбовская область с самого начала появления современных школ участвует в реализации данного проекта. За период с 2013 года в области введено в эксплуатацию более 10 инновационных школ.

Так, в 2013 году была введена в эксплуатацию МАОУ «Татановская общеобразовательная школа» (Региональный центр агробизнес образования) (Тамбовский район).

Далее была введена в эксплуатацию Избердеевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.В. Кораблина (Петровский район).

В 2017 году начал функционировать образовательный комплекс «Школа Сколково - Тамбов» (город Тамбов).

В 2019 году открылись «Школа-центр современных индустриальных технологий» (город Рассказово) и научно-технологический центр имени И.В. Мичурина (город Мичуринск).

В 2021 году приступила к работе Школа экотех (город Котовск).

Таким образом, открытие новых инновационных школ в области происходит регулярно, что говорит о понимании важности общего образования на федеральном и субфедеральном уровнях управления.

Тамбовская область традиционно относится к регионам, где важнейшей отраслью экономики является сфера агропромышленного комплекса. В связи с этим отдельные образовательные учреждения имеют профилизацию аграрной направленности. Рассмотрим на примере Татановской школы финансовые возможности общеобразовательных учреждений аграрного профиля.

Состав и структура доходов муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Татановская средняя

общеобразовательная школа (МАОУ «Татановская СОШ») представлены в таблице 1.

Таблица 1

Состав и структура доходов МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовской области за 2019 -

2021 годы

Показатели 2019 год 2020 год 2021 год

сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, %

Бюджетный 50 092,4 82,2 41 170,5 97,4 45 957,4 94,3

В небюджетный 10 829,1 17,8 1 119,7 2,6 2 785,5 5,7

Итого: 60 921,5 100,0 42 290,2 100,0 48 742,9 100,0

Данные таблицы показывают, что наблюдается снижение финансового обеспечения школы. Снижение происходит как по бюджетным, так и по внебюджетным средствам. Таким образом, требуется восстановление темпов нарастания финансового обеспечения [3, 4, 5]. В противном случае это отразится на качестве образования и эффективности всего образовательного процесса.

Состав и структура расходов МАОУ «Татановская СОШ» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Состав и структура расходов МАОУ «Татановская СОШ» за 2019-2020 годы, тыс. руб.

Вид расходов Источник финансового обеспечения

бюджетный внебюджетный бюджетный внебюджетный

2019 год 2020 год

Расходы на оплату труда 26 961,9 567,9 29 889,9 414,8

Расходы на услуги связи 143,5 - 145,7 -

Расходы на оказание коммунальных услуг 5 049,2 9,9 4 882,4 12,2

Расходы на содержание имущества 972,8 25,0 976,8 20,0

Расходы на прочие работы и услуги 2 274,2 556,8 3 055,6 120,3

Расходы на уплату налогов 10 024,0 0,5 94,2 0,5

Расходы на закупку основных средств 2 260,4 7 896,5 1 104,7 10,6

Расходы на закупку материальных запасов 2 406,3 1 735,6 1 021,1 583,2

Итого: 50 092,3 10 792,2 41 170,4 1 161,6

Из таблицы видно, что более половины бюджетного финансирования направляется на оплату труда. При этом расходы на закупку основных средств осуществляются преимущественно за счет внебюджетных источников. Полагаем, что укрепление материально-технической базы должно происходить преимущественно за счет бюджетных ресурсов. А внебюджетные средства будут лишь дополнительным финансированием. Практика показывает, что исключение

внебюджетного источника приводят к резкому снижению расходов на основные средства и закупку материальных запасов, что недопустимо в современных условиях.

Проведенные нами исследования показали, что финансирование общеобразовательных школ аграрного профиля ориентировано на достижение высокой отдачи от вложенных бюджетных средств. В связи с этим необходимо в структуре расходов предусматривать средства на разработку образовательных программ аграрного профиля, приобретение оборудования, необходимого для подготовки будущих специалистов сферы АПК [1, 5, 6]. Важно привлечь дополнительные ресурсы, в том числе средства крупных агрохолдингов и корпораций, которые наряду с государством заинтересованы в высоком качестве подготовки будущих специалистов-аграриев.

Список литературы:

1. Волкова Л.Г. Влияние отраслевой специфики на формирование налогового потенциала территориальных образований/Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2018. С. 58 - 63.

2. Волкова Л. Г., Хатунцева А.Ю. Оптимизация бюджетного механизма муниципального образования в современных условиях // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

3. Кириллова С.С., Родюкова А.С. Финансовые возможности муниципалитетов в области инновационного развития//Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2020. № 4 (63). С. 215-220.

4. Кириллова С.С. Развитие системы финансового менеджмента в сельскохозяйственных организациях// Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2019. № 3 (58). С. 136-140.

5. Кириллова С.С., Зимина М.Д., Родюкова А.С. Развитие финансового планирования в сельскохозяйственных организациях // Агротехнологии XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с

международным участием, посвященной 100-летию высшего аграрного образования на Урале. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академии Д.Н. Прянишникова». 2019. С. 54 - 57.

6. Коновалова Т. В., Коновалов А.В., Скрябина Ю.Ю. Пути совершенствования управления денежными потоками на предприятии // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

UDC 336.13

FEATURES OF FINANCING OF AGRICULTURAL SECONDARY

SCHOOLS

Svetlana S. Kirillova

candidate of economic Sciences, associate Professor associate Professor of Finance and accounting

sv_kirillova@mail .ru Olga A. Verenich student

[email protected] Elena G. Savenkova

student

[email protected] Valeria V. Novichkova

student

[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation

Annotation. The article deals with the topical issue of financing secondary schools. On the example of the Tambov region, the awareness of income formation and the direction of spending of funds of agricultural secondary schools are considered.

Keyword: financing, general education school, social expenses, education expenses.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.