УДК 336.14
ДОСТИЖЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ ПУТЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ
Светлана Серафимовна Кириллова
кандидат экономических наук, доцент
sv_kirШova@mail. т Юлия Евгеньевна Тишкова
студент ^^ julia31 @mail.ru Валерия Викторовна Новичкова
студент [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам финансирования социальной сферы муниципалитетов. На примере Тамбовской области представлены приоритеты в развитии бюджетного финансирования социальных расходов.
Ключевые слова: финансирование, муниципальные образования, социальная сфера, инновационное развитие.
Российская Федерации в последние годы столкнулась с серьезной проблемой оттока населения из сельской местности. Масштабы данного явления ежегодно нарастают и в настоящее время достигли угрожающего состояния, когда под ударом становятся уже на только сельские, но и городские поселения, а также малые города. Одновременно с общей неблагоприятной демографической ситуацией, данная тенденция приводит к усугублению проблемы и требует принятия незамедлительных мер со стороны органов государственного управления и местного самоуправления.
Большинство ученых и практиков сходятся во мнении, что для сдерживания неэффективной внутренней миграции населения требуется создание условий для комплексного развития регионов и муниципальных образований. Наиболее значимые результаты могут быть достигнуты путем постепенного наращивания расходов регионов и муниципалитетов на социальный сектор. Рассмотрим на примере Тамбовской области расходы консолидированного регионального бюджета за последние три года (таблица 1).
За анализируемый период в среднем по Тамбовской области направлялось на решение вопросов социального сектора более 70 % бюджетных ресурсов. Причем за последние годы наметилась устойчивая тенденция роста доли данных расходов. Однако, в современных условиях расходы на социальную сферу хоть и являются преобладающими в структуре муниципалитетов, но по-прежнему не достаточны для решения большинства вопросов местного значения. В этой связи особое внимание уделяется комфортному инвестиционному климату для притока дополнительных средств, в том числе средств частных инвесторов.
Таблица 1
Анализ структуры расходов консолидированного бюджета Тамбовской области за 2019_2021 годы, %_
Виды расходов 2019 год 2020 год 2021 год Отклонение 2021 года от 2019 года (+,-)
Общегосударственные вопросы 6,6 6,5 6,7 +0,1
Национальная оборона 0,1 0,1 0,1 -
Национальная безопасность и 0,7 0,6 0,6 -0,1
правоохранительная деятельность
Национальная экономика 19,2 16,8 15,5 -3,7
Жилищно-коммунальное хозяйство 3,9 4,1 4,1 +0,2
Охрана окружающей среды 0,1 0,2 0,1 -
Образование 22,0 21,4 21,9 -0,1
Культура, кинематография 2,7 2,4 2,5 -0,2
Здравоохранение 22,0 25,0 27,0 +5,0
Социальная политика 18,9 19,5 19,1 -0,2
Физическая культура и спорт 1,9 1,6 1,1 -0,8
Средства массовой информации 0,1 0,2 0,2 +0,1
Обслуживание государственного и 1,8 1,6 1,1 -0,7
муниципального долга
Для достижения устойчивого развития муниципальных образований важно обеспечить комплексный подход к их социально-экономической структуре. А именно: привлечение инвесторов для инновационной реновации действующего и создания нового производственного блока при параллельном восстановлении социального сектора. Это обеспечит рост занятости местного населения, приток населения из других, менее успешных территорий, а также будет способствовать повышению качества жизни в сельской местности [4].
Одним из приоритетных направлений является развитие событийного туризма и агротуризма в регионах и муниципалитетах. Так, в Тамбовской области за последние пять лет число событийных мероприятий достигло нескольких десятков. Причем все муниципальные образования (и городские округа, и муниципальные районы) в период с 2018 и 2021 годы провели как минимум одно событийное мероприятие (ежегодно). Некоторые из них вышли на всероссийский и международный уровень. Такие, например, как Фестиваль мичуринского яблока, Атамановские кулачки, Покровская ярмарка, Фруктовый вернисаж, Вишневарово, Международная выставка День садовода. Проведение
событийных мероприятий позволяет скоординировать бюджетное финансирование и приток инвестиционных ресурсов [5].
Полагаем, что ориентация только на бюджетное финансирование социального блока не позволит реализовать большинство направлений развития социальной сферы муниципалитетов. Требуется акцентировать внимание на муниципально-частном партнерстве, на привлечении максимального количества инвесторов [1]. Создание мощной производственной базы на муниципальном уровне - залог не только экономической, но и социальной успешности территорий.
Список литературы:
1.Ананских А.А., Щербаков Н.В., Калякин Е.В. Современные тенденции развития сельских территорий//Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2019. № 4 (59). С. 175-178
2.Волкова Л.Г. Влияние отраслевой специфики на формирование налогового потенциала территориальных образований/Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. 2018. С. 58 - 63
3.Волкова Л.Г. Проблемы сбалансированности бюджетов сельских территорий в современных условиях//Наука и образование. 2020. Т.З. № 3. С. 65
4.Карамнова Н.В. Управленческое воздействие на устойчивое развитие аграрного сектора экономика//Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2019 № 3. С. 123 - 127
5.Кириллова С.С., Родюкова А.С. Стимулирование инновационной активности на муниципальном уровне// Наука и образование. 2019. Т. 3. № 3. - С. 21
6. Кириллова С.С. Совершенствование управление доходами муниципального образования с использованием налогового потенциала//Налоги и налогообложение. 2011. № 12. С. 4 - 9
7.Кириллова С.С. Роль местных налогов в обеспечении финансовой самостоятельности муниципалитетов// Финансы и кредит. 2007. № 15 (255). С. 32 - 35
8. Коновалова Т.В., Волкова Л.Г. О бюджете города в условиях социально-экономических реформ// Финансы и кредит. 2005. № 29 (197). С. 46-48
ШС 336.14
ACHIEVING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF TERRITORIES BY FINANCING SOCIAL EXPENDITURES
Svetlana S. Kirillova
candidate of economic Sciences, associate Professor
sv_kirillova@mail .ru Yulia E. Tishkova student
julia- julia31 @mail.ru Valeria V. Novichkova
student
[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to topical issues of financing the social sphere of municipalities. Priorities in the development of budget financing of social expenditures are presented on the example of the Tambov region
Keywords: financing, municipalities, social sphere, innovative development.
Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.
The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.