Научная статья на тему 'ИНДИКАТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ'

ИНДИКАТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА СЕЛА / СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстов Юрий Петрович, Руднева Нина Ивановна, Ерин Павел Викторович

Авторы центрируют внимание на проблеме оценки устойчивого социально-экономического развития территорий. Для разработки оптимальных стратегических направлений развития сельских территорий нами предпринят анализ и комплексная оценка развития сельских территорий, заключающаяся в исследовании имеющихся ресурсов и сложившихся тенденций, факторов внутренней и внешней среды, угрожающих развитию агропромышленного комплекса или, наоборот, открывающих для этого развития определенные возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Толстов Юрий Петрович, Руднева Нина Ивановна, Ерин Павел Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF SUSTAINABILITY OF THE DEVELOPMENT OF REGIONAL TERRITORIES

The authors focus on the problem of assessing the sustainable socio-economic development of territories. In order to develop optimal strategic directions for the development of rural territories, we have undertaken an analysis and a comprehensive assessment of the development of rural territories, which consists in the study of available resources and current trends, internal and external environmental factors that threaten the development of the agro-industrial complex or, conversely, open up certain opportunities for this development.

Текст научной работы на тему «ИНДИКАТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ»

УДК 001.38

ИНДИКАТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ

ТЕРРИТОРИЙ

Юрий Петрович Толстов

магистрант tolstov_68@mail.ru Нина Ивановна Руднева

зав. кафедрой экономической безопасности и права, кандидат

филологических наук, доцент rudneva6363 @mail. т Павел Викторович Ерин кандидат исторических наук, доцент

erin1987@mail.ru

Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. Авторы центрируют внимание на проблеме оценки устойчивого социально-экономического развития территорий.

Для разработки оптимальных стратегических направлений развития сельских территорий нами предпринят анализ и комплексная оценка развития сельских территорий, заключающаяся в исследовании имеющихся ресурсов и сложившихся тенденций, факторов внутренней и внешней среды, угрожающих развитию агропромышленного комплекса или, наоборот, открывающих для этого развития определенные возможности.

Ключевые слова: устойчивое развитие сельских территорий, социально-культурная сфера села, сельский туризм.

Сельские территории занимают важное место в социально-экономической системе Российской Федерации, т.к. имеют большой демографический, хозяйственный и историко-культурный потенциал.

В сельской местности проживает четверть россиян, что составляет достаточно весомую часть всего населения страны. Однако в целом по РФ отмечается тенденция постепенного сокращения доли сельского населения.

Вместе с тем имеются перспективы развития сельских территорий. Они видятся, прежде всего, в совершенствовании региональной политики, способности органов государственной власти, органов местного самоуправления расширить спектр применяемых методов управления социально-экономическими процессами, активизировать бизнес-структуры и местное население в поиске путей решения проблем сельских территорий.

На территории Тамбовской области по состоянию на 01.01.2022 проживает 994,4 тыс. человек, из них в сельской местности - 382,5 тыс. человек или 38,5% от общего населения области. По доле сельского населения Тамбовская область занимает 1-е место среди субъектов ЦФО [5].

Таблица 1

Население РФ, тыс. человек

Население Численность

2017 2018 2019 2020 2021 2022

РФ

все, в .ч.: 146 544,7 146 804,4 146 880,4 146 780,7 146 748,6 146 171,0

сельское 37 887,3 37 772,0 37 553,5 37 327,2 37 186,1 36 919,4

Доля сельского населения в общей численности, % 25,9 25,7 25,6 25,4 25,3 25,3

ЦФО

все, в .ч.: 39 104,3 39 209,6 39 311,4 39 378,1 39 433,6 39 251,0

сельское 7 048,4 7 020,2 6 998,0 6 982,2 6 979,3 6 904,4

Доля сельского

населения в общей 18,0 17,9 17,8 17,7 17,7 17,6

численности, %

Тамбовская область

все, в т.ч.: 1 050,3 1 040,3 1 033,6 1 016,0 1 006,7 994,4

сельское 418,6 410,9 404,3 395,0 388,7 382,5

Доля сельского населения в общей 39,9 39,5 39,1 38,9 38,6 38,5

численности, %

В соответствии с общероссийской тенденцией численность сельского

населения в регионе снижается, так в рассматриваемом периоде (20172022 гг.) число сельских жителей снизилось на 8,6% или на 36,1 тыс. чел.

Факторами, влияющими на убыль сельского населения, являются уровень развития сельских территорий и комплекс накопившихся социальных проблем, в том числе безработица.

Согласно данным статистики численность безработных граждан, проживающих в сельской местности, в среднем за 2021 год составила 10,5 тыс. человек, доля безработных сельских жителей в общей численности безработных граждан составила 46,1%. По сравнению с 2015 годом число безработных граждан, проживающих в сельской местности, снизилось на 10,3% [6].

Реальным и эффективным инструментом решения социальных проблем на селе стала реализация подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Тамбовской области» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и

продовольствия Тамбовской области, утвержденная постановлением администрации области от 21.11.2012 №1443. В рамках указанной подпрограммы за период с 2017 по 2021 годы государственную поддержку получили 1 632 семьи, из них 878 молодых семей и специалистов. Общий объем ввода жилья составил 66,2 тыс. кв. м, в том числе 40,39 тыс. кв. м - молодым семьям и молодым специалистам [4].

Построены 10 фельдшерско-акушерских пунктов и 2 офиса врача общей практики, что позволило более 12 тыс. человек получать медицинскую помощь на территории своего населенного пункта. В 2019 году в рамках реализации нацпроекта «Здравоохранение» построен ФАП в Знаменском районе Тамбовской области. Введено в строй открытое плоскостное спортивное сооружение площадью 2 108 кв. м в с. Гавриловка 2-я Гавриловского района. В 2018 году аналогичное спортивное сооружение введено в д. Вишневка Ржаксинского района. В 2019 году в рамках нацпроекта «Демография» появилось спортивное сооружение в с. Красносвободное Тамбовского района.

Реализованы проекты комплексного обустройства площадок под комплексную компактную жилищную застройку в Жердевском и Мичуринском районах. В 2021 году начато строительство площадки сетями инженерной инфраструктуры под компактную жилищную застройку в Токаревском районе. Построено 166,1 км газовых сетей и 183,75 км водопроводных линий. В области природный газ используется в 23 районах области. Уровень газификации жилищного фонда области природным и сжиженным газом в соответствии с паспортом газового хозяйства по состоянию на 01.01.2020 составляет 75,7%. Централизованным водоснабжением в среднем по области обеспечено 74,9% населения.

Реализованы 57 проектов по грантовой поддержке местных инициатив граждан практически в каждом районе области.

Построен сельский дом культуры в с. Ивановка Уваровского района на 255

мест.

За период с 2017 по 2021 годы построено 104,6 км дорог к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Вместе с тем, несмотря на положительный эффект от реализации подпрограммы, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования экономического потенциала сельских территорий. Уровень и качество жизни сельского населения существенно отстают от качества жизни городских жителей. Нерешенными остались следующие проблемы:

- недостаточно развитая коммуникационная, транспортная и инженерная инфраструктура;

- несоответствие современным условиям базы для оказания сельскому населению образовательных, медицинских, жилищно-коммунальных и социально-культурных услуг;

- сложная демографическая ситуация в сельской местности (жизнь на сельских территориях не является привлекательной для молодежи, отток молодежи из сельской местности в города является ощутимым препятствием для формирования кадровой базы, сельские территории характеризуются высоким уровнем безработицы и бедности) [3].

Для преодоления указанных «проблемных зон» Постановлением администрации Тамбовской области от 31.12.2019 №1506 утверждена Государственная программа Тамбовской области комплексного развития сельских территорий со сроком реализации по 2025 год включительно.

Госпрограмма нацелена на:

- удовлетворение потребности сельского населения в благоустроенном жилье;

- повышение уровня благосостояния сельского населения;

- повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий. Основные показатели Государственной программы комплексного развития сельских территорий, которые должны быть достигнуты к концу 2025 года:

- доля сельского населения в общей численности населения Тамбовской области - 38,9%;

- доля соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств - 94,1%;

- доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах - 80%.

Работа, направленная на достижение целей и показателей Государственной программы, будет способствовать созданию условий, обеспечивающих достойный уровень существования, и «закреплению» сельских жителей в сельской местности.

Решение имеющихся задач в области развития жилищного строительства на сельских территориях и повышения уровня благоустройства домовладений, оборудования жилых помещений в сельских территориях всеми видами благоустройства предусматривается в рамках реализации мероприятий, включенных в подпрограмму «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения», в том числе за счет:

- улучшения жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях;

- строительства жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения;

- улучшения жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, путем строительства (приобретения) жилья за счет предоставления ипотечных кредитов (займов) по льготной ставке;

- улучшения жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, путем повышения уровня благоустройства жилых помещений за счет предоставления кредитов (займов) по льготной ставке;

- обустройства инженерной инфраструктурой и благоустройства площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку.

В целях привлечения кадров на село, роста числа высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики и увеличения численности занятых, в том числе в сегменте малого и среднего предпринимательства, реализуется мероприятие «Содействие занятости сельского населения» в рамках подпрограммы «Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях». Данное мероприятие направлено на обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей квалифицированными

специалистами.

Кроме того, в рамках подпрограммы «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях» реализуются следующие основные мероприятия:

- благоустройство сельских территорий;

- развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях, в рамках которого предусматривается завершение в 2023 году мероприятий по развитию газификации и водоснабжения в сельской местности, реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности, реализация которых была начата в рамках подпрограммы Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской

области. При этом мероприятие по развитию сети автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, будет продолжено до 2025 года;

- современный облик сельских территорий - мероприятие, направленное на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий или сельских агломераций [1, 2].

Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренный на реализацию Государственной программы в 2020-2025 годах составит порядка 10 млрд рублей, из них более 3 млрд рублей за счет средств федерального бюджета.

По итогам первого года реализации Госпрограммы были выполнены все установленные на 2021 год целевые показатели, характеризующие динамику развития сельских территорий.

В рамках реализации мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях выданы свидетельства о праве на получение социальной выплаты 30 семьям области на общую сумму 31,2 млн рублей, заключено 30 трехсторонних договоров с получателями социальных выплат и работодателями. Объем введенного (приобретенного) жилья для граждан, проживающих на сельских территориях, превысил 1,5 тыс. кв. м.

Мероприятие по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, путем строительства (приобретения) жилья за счет предоставления ипотечных кредитов (займов) по льготной ставке реализуется уполномоченными кредитными организациями. На территории Тамбовской области таковыми являются - Тамбовский филиал АО «Россельхозбанк» и ПАО «Сбербанк». По итогам 2020 года при запланированном значении - 280 кредитов, выдано 344 льготных кредита на общую сумму более 525 млн. рублей. В целях

увеличения в 2021 году граждан, воспользовавшихся данной мерой поддержки, создана межведомственная рабочая группа по выполнению данного мероприятия.

В рамках мероприятия по обустройству инженерной инфраструктурой и благоустройству площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку осуществлялось строительство 2 объектов в Инжавинском и Токаревском районах на сумму более 336 млн. рублей. Строительство одного проекта завершено в 2021 году, второй проект является переходящим, завершение строительства - в 2022 году.

В целях содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим деятельность на сельских территориях, в обеспечении квалифицированными специалистами произведена оплата по 3 ученическим договорам (ООО «Терра Де Люкс» - Моршанский район, ООО «Тамбовский бекон» - Жердевский район, ООО «Веста» - Пичаевский район).

Реализовано 30 проектов по благоустройству в Бондарском, Гавриловском, Жердевском, Кирсановском, Мичуринском, Мордовском, Мучкапском, Первомайском, Петровском, Рассказовском, Сампурском, Староюрьевском, Тамбовском, Токаревском и Ржаксинском районах области, на общую сумму 53 млн рублей.

Мероприятия по развитию газификации (строительство распределительных газовых сетей) осуществлялись в Староюрьевском, Сосновском, Пичаевском и Рассказовском районах. В 2021 году введено 12,86 км газовых сетей на общую сумму более 10 млн рублей.

Строительство сетей водоснабжения осуществлялось в Мордовском, Токаревском, Тамбовском и Первомайском районах области. Введено 20,71 км сетей локальных водопроводов, стоимость строительства составила почти 13 млн. рублей [4].

В рамках мероприятия по реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку на сельских территориях реализован проект в Токаревском районе на сумму порядка 61 млн. рублей.

Реализован проект комплексного развития сельских территорий (сельских агломераций) в с. Вячка Кирсановского района на сумму 15,6 млн рублей. В рамках проекта построен водопровод и произведен капитальный ремонт Дома Культуры.

Также в рамках подпрограммы «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях» по итогам 2021 года было введено в эксплуатацию 15 км автомобильных дорог [6].

Основной проблемой реализации Государственной программы комплексного развития сельских территорий Тамбовской области является ее недофинансирование. Недостаток средств по одному из направлений делает неэффективным финансирование других направлений.

Часто складывается ситуация, когда муниципальные образования области активно готовят проектно-сметную документацию для последующего участия в Государственной программе, а финансы на реализацию необходимых мероприятий не выделяются. Кроме того, первоначальное обеспечение Программы составляло только 38% от 6 трлн. рублей, необходимых, по расчетам Минсельхоза России, для решения первоочередных задач. По предварительным оценкам, доведенное Тамбовской области финансирование составляет в 5 раз меньше первоначальной потребности. Поэтому необходимо добиваться увеличения финансирования мероприятий, направленных на комплексное развитие территорий, на всех уровнях [1].

Одним из основных направлений комплексного развития сельских территорий являются перспективные территории экономического роста, где планируются или уже реализуются новые инвестиционные проекты различных

отраслей экономики, не только сельского хозяйства, и всех сегментов бизнеса, при этом особое внимание необходимо уделять проектам малого и среднего бизнеса, в том числе фермерским хозяйствам.

Это будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест, повышению благосостояния населения, формированию дополнительных источников доходов для бюджетов муниципальных образований. При этом решение социальных вопросов села во взаимодействии с бизнесом позволит повысить его ответственность перед населением.

Особенности сельской жизни требуют пересмотра существующих стандартов обеспечения сельских жителей услугами. Одним из способов повышения качества и доступности медицинских, образовательных и социальных услуг, особенно для жителей удаленных территорий, является внедрение информационных технологий. Важную роль в снижении бедности играет ускоренное социально-экономическое развитие региона, прежде всего сельских территорий, диверсификация сельской экономики, кардинальное улучшение качества жизни сельского населения, содействие правовой, цифровой и финансовой грамотности населения, обеспечение благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами, в том числе несельскохозяйственными видами деятельности (сельский туризм, заготовка и переработка дикорастущих плодов, ягод, лекарственных растений, бытовое обслуживание).

Ключевой проблемой развития отрасли сельского хозяйства в России становится низкий уровень притока частного и иностранного капитала в отрасль. Так, в 2017-2021 гг. инвестиции в основной капитал Российской Федерации в разрезе отрасли сельского хозяйства, несмотря на рост за анализируемый период, составляли в среднем всего 4%, что подтверждает низкую инвестиционную привлекательность отрасли [9].

Для улучшения инвестиционной привлекательности региона в Тамбовской области создана нормативно-правовая база, закрепляющая меры государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов и обеспечивающая благоприятный инвестиционный климат. Так, предусмотрены следующие виды государственной поддержки инвестиционной деятельности:

- организационные (нефинансовые) меры поддержки инвестиционной деятельности;

- предоставление инвесторам налоговых льгот по налогу на имущество организаций и установление пониженных ставок налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет Тамбовской области;

- предоставление инвесторам льгот по арендной плате за объекты, находящиеся в собственности Тамбовской области, в том числе объекты недвижимости, включая земельные участки;

- предоставление субсидий на возмещение части затрат по уплате процентной ставки по лизинговым платежам, кредитам и займам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;

- предоставление залогового обеспечения;

- предоставление государственных гарантий Тамбовской области;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- предоставление бюджетных инвестиций;

- финансирование реконструкции и строительства транспортной и инженерной инфраструктуры, необходимой для подвода коммуникаций до границы объекта вложения инвестиций;

- финансирование за счет средств бюджета Тамбовской области образовательных программ по подготовке кадров в рамках реализации проектов по организации новых производств.

Благодаря созданным условиям объем инвестиций в АПК региона, ежегодно превышает 30 млрд. рублей [7].

Также целесообразно ускорить темпы развития кооперации и стимулировать вовлечение в кооперативное движение производителей сельскохозяйственной продукции всех форм хозяйствования, включая личные подсобные хозяйства. Кооперация позволит открыть новые возможности повышения товарности в сельскохозяйственном производстве, в том числе по производству молока, мяса КРС и плодово-ягодной продукции. Кроме того, это может позволить решить проблему доступности кредитования и совершенствования системы маркетинга малых аграрных форм хозяйствования.

Решение задач комплексного развития сельских территорий способствует повышению уровня жизни сельских жителей, что, в свою очередь, влияет на эффективность отраслей агропромышленного комплекса и увеличение объемов производства.

Список литературы:

1. Волокитина Л. В., Гусева М.Н. Основные направления развития туризма в Тамбовской области // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 2. - EDN OBDHBS.

2. Гусева М. Н. Сельский туризм как фактор социально-экономического развития сельских территорий // Достижения и перспективы научно-инновационного развития АПК: сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием, Курган, 18 февраля 2021 года. Курган: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева, 2021. С. 269-273. - EDN UTCCPN.

3. Крутикова В. В., Толмачев А.В. Социально-экономические проблемы устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 370. - EDN УШМ1.

4. Просянникова Ю.А. Потенциал развития сельских территорий: сущность, специфика формирования и использования // Стратегия инновационного развития агропромышленного комплекса в условиях глобализации экономики: материалы международной научно-практической конференции, г. Воронеж,19-20 ноября 2015 г. - Воронеж: Воронежский ГАУ. 2015. С. 383-387.

5. Руднева Н.И., Короткова Г.В., Коротков А., Порядина Е.С. Зарубежный опыт развития систем знаков экологического маркирования // Приоритетный направления научно-технологического развития агропромышленного комплекса России: материалы национальной научно-практической конференции. 2019. С.308-314.

6. Соловьев В.О., Короткова Г.В. Применение метода моделирования с целью формирования исследовательско-прогностической компетентности студентов аграрного вуза // Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся: сборник материалов научно-практической конфренции / под ред. И.М. Ильковской. 2015. С.235-239.

7. Руднева Л.Н., Важенина Т.М. Обеспечение устойчивого развития периферийного муниципального образования // Тюмень: ТюмГН-ГУ. 2013. 100с.

8. Савенкова О.Ю. Модель разработки стратегии социально-ориентированного развития сельских территорий // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. №9 (81). С. 6.

9. SARUD - a project for implementation of master studies in Russia and Kazakhstan //Erie. International conference.2018/Proceedings of the 15th International Conference Efficiency and Responsibility in Education 2018 7th - 8th June 2018 Prague. Czech Republic. EU. 2018. P. 36-46.

UDC 001.38

INDICATORS OF SUSTAINABILITY OF THE DEVELOPMENT OF REGIONAL TERRITORIES

Yuri P. Tolstov

Master's student tolstov_68@mail.ru Nina I. Rudneva

Head of the Department of Economic Security and Law, Candidate of Philological

Sciences, Associate Professor rudneva6363 @mail .ru Pavel V. Erin

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

erin1987@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The authors focus on the problem of assessing the sustainable socioeconomic development of territories.

In order to develop optimal strategic directions for the development of rural territories, we have undertaken an analysis and a comprehensive assessment of the development of rural territories, which consists in the study of available resources and current trends, internal and external environmental factors that threaten the development of the agro-industrial complex or, conversely, open up certain opportunities for this development.

Keywords: sustainable development of rural areas, socio-cultural sphere of the village, rural tourism.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.