Научная статья на тему 'ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РФ «КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РФ «КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макурина Юлия Александровна, Шелковников Сергей Александрович

Сельские территории играют важную роль в развитии России. В последние десять лет правительство России активно использует программно-целевой подход, что привело к появлению ряда федеральных нормативно-правовых документов, направленных на развитие сельского хозяйства и повышение уровня жизни сельского населения. В статье исследованы государственные региональные программы Комплексного развития сельских территорий 83 субъектов Российской Федерации. Было выявлено соответствие целевых показателей региональных программ / подпрограмм целевым показателям государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» и проанализирована динамика изменений первоначально установленных значений целевых показателей. В разрезе ведомственных проектов и ведомственных целевых программ проанализировано наличие реализуемых мероприятий в составе региональных программ / подпрограмм Комплексного развития сельских территорий в субъектах Российской Федерации. При анализе использовались целевые показатели, характеризующие численность сельского населения, располагаемые ресурсы сельских домохозяйств, обеспеченность жилых помещений в сельских населенных пунктах всеми видами благоустройства, а также иные целевые показатели, не включенные в Государственную программу комплексного развития сельских территорий, но включенные субъектами РФ в свои региональные программы. В результате проведенного исследования было обнаружено, что не все субъекты РФ, утвердившие свои региональные программы / подпрограммы комплексного развития сельских территорий, утверждают целевые показатели, аналогичные целевым показателям государственной программы. Отдельно стоит отметить наличие программ субъектов РФ, в которых не утверждаются цели государственной программы, но утверждаются собственные иные целевые показатели. Вследствие этого цели государственной программы на региональном уровне не достигаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGET INDICATORS OF THE STATE PROGRAM OF THE RUSSIAN FEDERATION "INTEGRATED DEVELOPMENT OF RURAL AREAS": REGIONAL ASPECT

Rural territories play an important role in the development of Russia. In the past ten years, the Russian government has been actively using a program-targeted approach, which has led to the emergence of a number of federal regulatory documents aimed at developing agriculture and improving the living standards of the rural population. The article examines the state regional programs for the Integrated Development of Rural Territories in 83 constituent entities of the Russian Federation. The compliance of the target indicators of regional programs / subprograms with the target indicators of the state program "Integrated Development of Rural Territories" was revealed and the dynamics of changes in the initially set values of the target indicators was analyzed. In the context of departmental projects and departmental target programs, the presence of ongoing activities as part of regional programs / subprograms of the Integrated Development of Rural Territories in the constituent entities of the Russian Federation was analyzed. The analysis used target indicators that characterize the size of the rural population, the available resources of rural households, the provision of residential premises in rural settlements with all types of improvement, as well as other target indicators that are not included in the State Program for the Comprehensive Development of Rural Territories, but included by the constituent entities of the Russian Federation in their regional programs. As a result of the study, it was found that not all subjects of the Russian Federation that have approved their regional programs / subprograms for the integrated development of rural areas approve targets similar to those of the state program. Separately, it is worth noting the presence of programs of the subjects of the Russian Federation, in which the goals of the state program are not approved, but their own other targets are approved. As a result, the goals of the state program at the regional level are not achieved.

Текст научной работы на тему «ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РФ «КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

Научная статья

Original article

УДК 338.43:332.12

DOI 10.55186/25876740_2022_6_3_1

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РФ «КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

TARGET INDICATORS OF THE STATE PROGRAM OF THE RUSSIAN FEDERATION "INTEGRATED DEVELOPMENT OF RURAL AREAS":

REGIONAL ASPECT

Макурина Юлия Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального администрирования, ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ (630039, Россия, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, д.160), тел. 8 (383) 267-39-10, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2653-7178, mak-j uly@yandex .ru

Шелковников Сергей Александрович, доктор экономических наук, профессор кафедры учета и финансовых технологий, ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ (630039, Россия, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, д.160), тел. 8 (383) 267-39-10, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-i586-5025 shelkovnikov 1 @rambler.ru

Makurina Yuliya Alexandrovna, candidate of economic sciences, associate professor of the department of state and municipal administration, Novosibirsk state

agrarian university (160 Dobrolyubova st., Novosibirsk, 630039 Russia), tel. 8 (383) 267-39-10, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2653-7178, mak-july@yandex.ru Shelkovnikov Sergey Aleksandrovich, doctor of economic sciences, professor of the department of accounting and financial technologies, Novosibirsk state agrarian university (160 Dobrolyubova st., Novosibirsk, 630039 Russia), tel. 8 (383) 267-3910, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-i586-5025 shelkovnikov1@rambler.ru

Аннотация. Сельские территории играют важную роль в развитии России. В последние десять лет правительство России активно использует программно-целевой подход, что привело к появлению ряда федеральных нормативно-правовых документов, направленных на развитие сельского хозяйства и повышение уровня жизни сельского населения. В статье исследованы государственные региональные программы Комплексного развития сельских территорий 83 субъектов Российской Федерации. Было выявлено соответствие целевых показателей региональных программ / подпрограмм целевым показателям государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» и проанализирована динамика изменений первоначально установленных значений целевых показателей. В разрезе ведомственных проектов и ведомственных целевых программ проанализировано наличие реализуемых мероприятий в составе региональных программ / подпрограмм Комплексного развития сельских территорий в субъектах Российской Федерации. При анализе использовались целевые показатели, характеризующие численность сельского населения, располагаемые ресурсы сельских домохозяйств, обеспеченность жилых помещений в сельских населенных пунктах всеми видами благоустройства, а также иные целевые показатели, не включенные в Государственную программу комплексного развития сельских территорий, но включенные субъектами РФ в свои региональные программы. В результате проведенного исследования было обнаружено, что не все субъекты РФ, утвердившие свои региональные программы / подпрограммы комплексного развития сельских

территорий, утверждают целевые показатели, аналогичные целевым показателям государственной программы. Отдельно стоит отметить наличие программ субъектов РФ, в которых не утверждаются цели государственной программы, но утверждаются собственные иные целевые показатели. Вследствие этого цели государственной программы на региональном уровне не достигаются.

Abstract. Rural territories play an important role in the development of Russia. In the past ten years, the Russian government has been actively using a program-targeted approach, which has led to the emergence of a number of federal regulatory documents aimed at developing agriculture and improving the living standards of the rural population. The article examines the state regional programs for the Integrated Development of Rural Territories in 83 constituent entities of the Russian Federation. The compliance of the target indicators of regional programs / subprograms with the target indicators of the state program "Integrated Development of Rural Territories" was revealed and the dynamics of changes in the initially set values of the target indicators was analyzed. In the context of departmental projects and departmental target programs, the presence of ongoing activities as part of regional programs / subprograms of the Integrated Development of Rural Territories in the constituent entities of the Russian Federation was analyzed. The analysis used target indicators that characterize the size of the rural population, the available resources of rural households, the provision of residential premises in rural settlements with all types of improvement, as well as other target indicators that are not included in the State Program for the Comprehensive Development of Rural Territories, but included by the constituent entities of the Russian Federation in their regional programs. As a result of the study, it was found that not all subjects of the Russian Federation that have approved their regional programs / subprograms for the integrated development of rural areas approve targets similar to those of the state program. Separately, it is worth noting the presence of programs of the subjects of the Russian Federation, in which the goals of the state program are not approved,

but their own other targets are approved. As a result, the goals of the state program at the regional level are not achieved.

Ключевые слова: государственная программа, сельские территории, комплексное развитие сельских территорий, региональные программы, целевые показатели, государственное управление

Keywords: state program, rural territories, integrated development of rural territories, regional programs, target indicators, public administration

Развитие сельских территорий - одно из приоритетных направлений национальной политики нашей страны. Для достижения целей устойчивого развития сформирован основной набор инструментов государственной политики, реализованный, в частности, посредством принятия государственных программ и их реализации в регионах Российской Федерации.

Создание комфортных и современных условий жизни на селе является стратегическим приоритетом работы Министерства сельского хозяйства России. Будущее отечественной сельскохозяйственной отрасли, продовольственная безопасность России напрямую зависят от благополучия сельских жителей, их обеспеченности всем необходимым как для эффективного труда, так и для полноценного отдыха.

Важно отметить, что в последние годы внимание к проблемам села значительно возросло. Вопросы развития сельских территорий нашли отражение сразу в нескольких стратегических документах - Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030, Стратегии пространственного развития России до 2025 года и отраслевой государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» (далее ГП «КР СТ»).

Материалы и методы. Цель исследования заключается в анализе целевых показателей государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» и их реализации на региональном уровне.

Объект исследования - комплексное развитие сельских территорий.

Предмет исследования - государственная и региональные программы комплексного развития сельских территорий.

Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативно -правовые акты Российской Федерации и статистические данные по данной теме.

Результаты. В середине 2000-х гг. в России начался активный рост количества одновременно осуществляемых федеральных целевых программ (ФЦП), достигший своего пика к 2011 году. За последующие десять лет (20112020) количество реализуемых ФЦП уменьшилось почти в 3 раза, в то время как уменьшение их финансирования из федерального бюджета составило почти 4,5 раза, что можно наблюдать по динамике доли расходов на ФЦП в федеральном бюджете на рисунке 1.

60

50

40

30

20

53

57

54

49

48

46

40

33

24

20

20

10

7,53

2010

3,34 8,41

7,56 6,60 6,18 5,37 5,53

2,80 2,66

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 ^—Количество одновременно реализуемых федеральных целевых программ, ед. Доля расходов на ФЦП в федеральном бюджете России, %

1,86 —•

2020

Рис. 1. Динамика количества одновременно реализуемых федеральных целевых программ в РФ и доли расходов на ФЦП в федеральном бюджете

России, 2010-2020 гг.

0

Анализ государственной политики по повышению уровня жизни граждан, в том числе и сельского населения, ориентиры которой определены в Указе президента РФ №474 [1], основывался на таких документах стратегического планирования, как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (далее Стратегия-2030) [2], Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий».

Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» [3], реализуемая на территории Российской Федерации с 1 января 2020 года, рассчитана на 6 лет. Программа разработана Министерством сельского хозяйства России во исполнение поручения Президента России по итогам рабочей поездки в Ставропольский край 09.10.2018 и принята Постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 №696. Программа нашла свое отражение в региональных программах/подпрограммах комплексного развития сельских территорий [10].

Только за первый год реализации программы в стране были реализованы тысячи проектов, включающие от обустройства уличного освещения до создания спортивных и культурных комплексов. Одним из ключевых направлений стало обеспечение доступным современным жильем сельского населения, а также горожан, решивших переехать. Решение данного вопроса сопровождается созданием соответствующей инженерной инфраструктуры и благоустройством прилегающих территорий. Финансирование осуществлялось за счет средств из бюджетов всех уровней [4].

Однако до настоящего времени отсутствует практика анализа региональных программ комплексного развития сельских территорий, включающего цели, мероприятия реализации, финансирование, а также соответствие государственной программе комплексного развития сельских территорий. Помимо перечисленного отсутствует обобщенная информация о том, насколько полно регионы используют механизмы реализации государственных программ, нацеленных на комплексное развитие сельских территорий. Причина - в отсутствии единообразия региональных программ. Регионы вправе выбирать, какие цели и мероприятия, из предложенных госпрограммой, использовать, а какие - нет. В связи с этим присутствует разобщенность целей государственных программ, нацеленных на комплексное развитие сельских территорий и региональных программ комплексного развития сельских территорий.

Так, Т.В. Ускова и Н.В. Ворошилов [5] обращают внимание на «необходимость разработки обоснованных региональных программ комплексного развития сельских территорий, организации и методическому сопровождению работ по формированию конкурсной документации для получения финансирования». Важно в первую очередь обеспечить тесную связь между Программой и нормативными документами регионального и местного уровней.

Р.Р. Гумеров, Н.В. Гусева и А.С. Мартишина [6] отмечают, что установление соответствия между государственными программами Российской Федерации и государственными программами ее субъектов обычно проводится методами обоснования причинно-следственных цепочек и содержательной декомпозиции. Задача заключается в том, чтобы обеспечить соответствие между целевыми установками федерального и регионального уровней, не утяжеляя при этом региональные программы избыточными (излишними) показателями.

Указом президента РФ № 474 [1] определены национальные цели развития Российской Федерации на долгосрочный период, которые

направлены на увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания.

Аналогично в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, прежде всего за счет роста его доходов.

Качество жизни сельского населения в соответствии с положениями Стратегии-2030 [2] характеризуется рядом факторов, в том числе благоустроенностью сельского жилого фонда, наличием и уровнем обеспеченности образовательных и медицинских организаций, а также учреждений культуры.

Одной из целей Стратегии-2030 также является обеспечение занятости, повышение уровня и качества жизни сельского населения с учетом современных требований и стандартов.

В частности, определено, что для повышения качества жизни сельского населения в первую очередь необходимо «разработать систему региональных стандартов предоставления услуг образования, медицинского, ветеринарного, культурного, торгового, бытового и других видов обслуживания в сельских поселениях с учетом существующих систем расселения, транспортной и временной доступности соответствующих организаций» [2].

В то же время соответствующие стандарты, определяющие качество жизни сельского населения с учетом существующих систем расселения, до настоящего времени не определены. При этом планом мероприятий по реализации Стратегии-2030 разработка указанных стандартов не предусмотрена.

Также сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации,

снижение внутрирегиональных социально-экономических различий, в том числе за счет повышения устойчивости системы расселения путем социально-экономического развития городов и сельских территорий, предусматривается Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.

Таким образом, плановые сроки разработки указанных документов не синхронизированы со сроком начала реализации ГП «КР СТ» (2020 год), что не позволяет применить дифференцированный подход к социально-экономическому развитию сельских территорий в рамках реализации программных мероприятий.

Решение кадровых проблем на селе наряду с государственными программами «Содействие занятости населения», «Развитие образования» относится к задачам ведомственного проекта «Содействие занятости сельского населения», целями которого являются повышение уровня занятости и снижение уровня безработицы населения трудоспособного возраста.

Оценка целей ГП «КР СТ» показала, что они недостаточно увязаны с национальными целями развития страны до 2030 года.

Так, вторая цель ГП «КР СТ» предусматривает достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 75,5 % в 2025 году.

Также недостаточно коррелирует с национальной целью по созданию комфортной и безопасной среды для жизни, определенной Указом президента РФ № 474 [1], цель ГП «КР СТ» - повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 43,2 % в 2025 году, поскольку не определяет в ежегодном количественном выражении улучшение жилищных условий сельских семей.

Согласно расчету Счетной палаты, оценка влияния мероприятий ГП «КР СТ» на достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» показала, что доля семей, проживающих в сельской местности,

которая улучшит к 2026 году свои жилищные условия, весьма незначительна - менее половины процента (0,46 %) к 2026 году от целевого показателя национальной цели по созданию комфортной и безопасной среды для жизни, который составляет не менее 5 млн семей ежегодно.

Таким образом, влияние мероприятий ГП «КР СТ» на достижение национальной цели минимально.

Несмотря на оказываемую господдержку и принимаемые меры по развитию сельских территорий, дифференциация между городским и сельским уровнем жизни, включая состояние социальной и инженерной инфраструктуры, по-прежнему существенна. Также сохраняется высокая потребность сельских жителей в улучшении жилищных условий. При этом действующий комплекс мер для решения этой проблемы в настоящее время недостаточен.

Более того ряд исследователей считает недостаточным перечень целевых индикаторов, позволяющих оценить сельские территории и уровень их развития. И если одни авторы [7] предлагают расширить ряд целевых показателей, основываясь преимущественно на зарубежном опыте, то другие [8] - использовать их только как дополнительные для мониторинга реализации государственной программы на макро- и мезо- уровнях, что обусловлено невозможностью декомпозиции на региональном / местном уровнях.

Для изучения данного вопроса были исследованы государственные региональные программы Комплексного развития сельских территорий 83 субъектов РФ.

Было выявлено соответствие целевых показателей региональных программ / подпрограмм целевым показателям государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» и проанализирована динамика изменений первоначально установленных значений целевых показателей. В разрезе ведомственных проектов и ведомственных целевых программ проанализировано наличие реализуемых мероприятий в составе региональных

программ / подпрограмм Комплексного развития сельских территорий в субъектах РФ.

При анализе использовались целевые показатели, характеризующие численность сельского населения, располагаемые ресурсы сельских домохозяйств, обеспеченность жилых помещений в сельских населенных пунктах всеми видами благоустройства, а также иные целевые показатели, не включенные в Государственную программу комплексного развития сельских территорий, но включенные субъектами РФ в свои региональные программы.

Результаты исследования представлены в таблице 1.

В результате проведенного исследования было обнаружено, что не все субъекты РФ, утвердившие свои региональные программы / подпрограммы комплексного развития сельских территорий, утверждают целевые показатели, аналогичные целевым показателям государственной программы.

Стоит отметить, что формулировки целевых показателей, утвержденные в региональных программах / подпрограммах субъектов РФ, характеризуются неоднородностью. В государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий» приведены формулировки целевых показателей, характеризующие цели государственной программы. В региональных программах утверждены формулировки целевых показателей в измененном виде, что искажает смысл и зачастую не соответствует целям ГП КРСТ.

Отдельно стоит отметить наличие программ субъектов РФ, в которых не утверждаются цели ГП «КР СТ», но утверждаются собственные иные целевые показатели. Вследствие этого цели ГП «КР СТ» на региональном уровне не достигаются.

Таблица 1. Соответствие целевых показателей ГП «КР СТ» целевым показателям региональных госпрограммах / подпрограммах комплексного

^ *

развития сельских территорий

№ п/п Целевой показатель Значение показателя по ГП, % Решение субъектов РФ

1 Доля сельского населения в общей численности населения 25,3 51 субъект РФ утвердил; 2 - скорректировали значения; 3 - исключили; 46 - сохранили динамику

2 Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств 80 39 субъект РФ включили с заданной формулировкой; 14 - скорректировали формулировку

3 Доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах 50 31 субъект РФ включили с заданной формулировкой; 7 - скорректировали формулировку; 2 - скорректировали значения; 1 - исключил; 35 - сохранили динамику показателя

4 Иные целевые показатели, не соответствующие целям ГП КРСТ 4 субъекта РФ

* п "аблица составлена авторами

В ходе исследования также было проанализировано наличие реализуемых мероприятий в рамках ведомственных целевых программ и ведомственных проектов государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденных в региональных программах / подпрограммах КРСТ субъектов РФ (табл. 2).

Таблица 2. Наличие в региональных программах/подпрограммах комплексного развития сельских территорий субъектов РФ мероприятий, реализуемых в рамках ВЦП и ВП государственной программы «КРСТ»*

Элемент государственной программы Мероприятия, проводимые в рамках программы Количество реализующих субъектов РФ

ВП «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышения уровня благоустройства домовладений» Мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, предусматривающих предоставление гражданам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья 72

Мероприятия по строительству жилья на сельских территориях на основании договора инвестирования в строительстве жилого помещения (жилого дома), предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения 50

Субсидии на возмещение недополученных доходов росс. кредитных организаций и АО по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам РФ на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях) 27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мероприятия на возмещение недополученных доходов по выданным потребительским кредитам (займам), предоставленным гражданам РФ, проживающим на сельских территориях (сельских агломерациях), на повышение уровня благоустройства домовладений 9

Мероприятия по реализации проектов по обустройству объектами инженерной инфраструктуры и благоустройству площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку 50

ВП «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях» Мероприятия по развитию газификации (строительство и реконструкция распределительных газовых сетей) 46

Мероприятия по развитию водоснабжения (строительство и реконструкция локальных водопроводов) на сельских территориях 43

Мероприятия по развитию газификации (строительство и реконструкция распределительных газовых сетей) и водоснабжения (строительство и реконструкция локальных водопроводов) на сельских территориях 4

Мероприятия по реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку на сельских территориях 19

ВП «Благоустройство сельских территорий» Мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации по реализацию общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий 70

ВЦП «Современный облик сельских территорий» Комплексное развитие сельских территорий 61

ВП «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях» Мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры на сельских территориях 60

* Таблица составлена авторами

Анализ показал, что не все субъекты РФ, реализующие программы комплексного развития сельских территорий, проводят мероприятия, предусмотренные в рамках ведомственных проектов. В большей степени

реализуются мероприятия, проводимые в рамках ведомственного проекта «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышения уровня благоустройства домовладений» [9]. В тоже время достаточно мало субъектов заложили в своих программах / подпрограммах комплексного развития сельских территорий мероприятия по развитию газификации.

Заключение. Государственная программа Российской Федерации как документ стратегического планирования является элементом государственной политики и должна быть направлена на достижение ее приоритетов и целей.

Проведенный анализ показал, что при трансформации из ГП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в отдельную государственную программу мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий, цели и механизмы государственного регулирования в рамках новой ГП «КР СТ» были в целом взаимоувязаны с целями государственной политики по повышению уровня жизни сельского населения, вместе с тем они не в полной мере учитывают положения документов стратегического планирования.

Субъекты РФ наделены правом утверждать целевые показатели и мероприятия ГП КРСТ самостоятельно на свое усмотрение. Ввиду этого субъекты РФ используют не весь набор механизмов реализации государственной программы комплексного развития сельских территорий, что не способствует достижению целей государственной программы.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» / Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.03.2022)

2. Распоряжение правительства РФ от 02.02.2015 №151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» / Справочно-правовая система

«КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.03.2022)

3. Постановление Правительства РФ от 31.05.2019 № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http: //www.consultant.ru (дата обращения: 01.03.2022)

4. Безгодова, И.Н. Сельская жилищная политика как элемент ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» (на примере Маслянинского района Новосибирской области) / И.Н. Безгодова, Ю.А. Макурина // Актуальные проблемы агропромышленного комплекса: Сборник трудов научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов Новосибирского ГАУ. 2020. - С. 348-351.

5. Ускова, Т.В. Комплексное развитие сельских территорий - задача государственной важности / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов // Проблемы развития территории. - 2019. - № 6 (104). - С. 7-20.

6. Гумеров, Р.Р. О согласовании основных параметров государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации / Р.Р. Гумеров, Н.В. Гусева, А.С. Мартишина // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2020. - № 3. - С. 137-147.

7. Сильчук, А.А. Рекомендации по расширению перечня показателей госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» и возможности применения альтернативных источников данных / А.А. Сильчук // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. - 2021. -№38 (43). - С. 150-160.

8. Епифанцев Н.П. Пространственная декомпозиция государственной программы комплексного развития сельских территорий / Н.П. Епифанцев // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2021. -№7. - С. 130-136

9. Безгодова, И.Н. Комплексное развитие сельских территорий РФ (на примере Новосибирской области) / И.Н. Безгодова // Актуальные проблемы агропромышленного комплекса: сб. трудов научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов Новосибирского государственного аграрного университета (г. Новосибирск, 20 октября 2021 г.), Выпуск 6 / Новосиб. гос. аграр. ун-т. - Новосибирск: ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2021. - СС. 663-669

10. Сравнительный анализ программ развития сельских территорий в Новосибирской области / Т. А. Афанасьева, Д. М. Слобожанин // Роль аграрной науки в устойчивом развитии сельских территорий : Сборник VI Всероссийской (национальной) научной конференции с международным участием, Новосибирск, 20 декабря 2021 года. - Новосибирск: Издательский центр Новосибирского государственного аграрного университета "Золотой колос", 2021. - С. 915-919.

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 21.07.2020 № 474 «O natsional'nykh tselyakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 godA» / Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii. - URL: http://publication.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 01.03.2022)

2. Rasporyazhenie pravitel'stva RF ot 02.02.2015 №151-r «Ob utverzhdenii Strategii ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 godA» / Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tanTPlyuS». - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 01.03.2022)

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.05.2019 № 696 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Kompleksnoe razvitie sel'skikh territorii» i o vnesenii izmenenii v nekotorye akty Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii» / Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tanTPlyuS». - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 01.03.2022)

4. Bezgodova, I.N. Sel'skaya zhilishchnaya politika kak ehlement FTSP «Ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii» (na primere Maslyaninskogo raiona

Novosibirskoi oblasti) / I.N. Bezgodova, YU.A. Makurina // Aktual'nye problemy agropromyshlennogo kompleksa: Sbornik trudov nauchno-prakticheskoi konferentsii prepodavatelei, aspirantov, magistrantov i studentov Novosibirskogo GAU. 2020. - S. 348-351.

5. Uskova, T.V. Kompleksnoe razvitie sel'skikh territorii - zadacha gosudarstvennoi vazhnosti / T.V. Uskova, N.V. Voroshilov // Problemy razvitiya territorii. - 2019. - № 6 (104). - S. 7-20.

6. Gumerov, R.R. O soglasovanii osnovnykh parametrov gosudarstvennykh programm Rossiiskoi Federatsii i gosudarstvennykh programm sub"ektov Rossiiskoi Federatsii / R.R. Gumerov, N.V. Guseva, A.S. Martishina // Menedzhment i biznes-administrirovanie. - 2020. - № 3. - S. 137-147.

7. Sil'chuk, A.A. Rekomendatsii po rasshireniyu perechnya pokazatelei gosprogrammy «Kompleksnoe razvitie sel'skikh territorii» i vozmozhnosti primeneniya al'ternativnykh istochnikov dannykh / A.A. Sil'chuk // Vestnik Rossiiskogo gosudarstvennogo agrarnogo zaochnogo universiteta. - 2021. - №38 (43). - S. 150-160.

8. Epifantsev N.P. Prostranstvennaya dekompozitsiya gosudarstvennoi programmy kompleksnogo razvitiya sel'skikh territorii / N.P. Epifantsev // Vestnik Kurskoi gosudarstvennoi sel'skokhozyaistvennoi akademii. - 2021. - №7. - S. 130136

9. Bezgodova, I.N. Kompleksnoe razvitie sel'skikh territorii RF (na primere Novosibirskoi oblasti) / I.N. Bezgodova // Aktual'nye problemy agropromyshlennogo kompleksa: sb. trudov nauchno-prakticheskoi konferentsii prepodavatelei, aspirantov, magistrantov i studentov Novosibirskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (g. Novosibirsk, 20 oktyabrya 2021 g.), Vypusk 6 / Novosib. gos. agrar. un-t. - Novosibirsk: ITS NGAU «Zolotoi koloS», 2021. - SS. 663-669

10. Sravnitel'nyi analiz programm razvitiya sel'skikh territorii v Novosibirskoi oblasti / T. A. Afanas'eva, D. M. Slobozhanin // Rol' agrarnoi nauki v ustoichivom razvitii sel'skikh territorii : Sbornik VI Vserossiiskoi (natsional'noi) nauchnoi

konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, Novosibirsk, 20 dekabrya 2021 goda. -Novosibirsk: Izdatel'skii tsentr Novosibirskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta "Zolotoi kolos", 2021. - S. 915-919.

© Макурина Ю.А., Шелковников С.А. 2022. International agricultural journal, 2022, № 3, 982-1000.

Для цитирования: Макурина Ю.А., Шелковников С.А. ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РФ «КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ // International agricultural journal. 2022. № 3, 982-1000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.