Научная статья на тему 'Цифровизация как основа устойчивого развития региона: социально-политический и экономический аспекты'

Цифровизация как основа устойчивого развития региона: социально-политический и экономический аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3212
576
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SOCIAL-POLITICAL HARDINESS / DIGITAL ECONOMICS / DIGITIZATION / INNOVATIONS / AGRO-INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горлов Константин Николаевич, Ильичева Мария Валерьяновна

Рассмотрены основные положения концепции устойчивого развития страны путем анализа факторов социально-политической и экономической устойчивости регионов. На примере Тамбовской области показано влияние цифровизации на социально-экономическое состояние региона. Рассмотрены практические аспекты цифровизации государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION AS THE BASIS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION: SOCIAL, POLITICAL AND ECONOMIC ASPECTS

The article deals with the basic statements of the conceptual idea of the country’s steady development in terms of the evaluation of the factors of social-political and economic stability within agrarian regions. By means of the example of Tambov region the influence of digital transformation over the social-economic picture of the region is featured. The issues of the digitization of central and local government, economics and social sector of the region are analysed.

Текст научной работы на тему «Цифровизация как основа устойчивого развития региона: социально-политический и экономический аспекты»

УДК 32:004.738.5

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

К. Н. Горлов, М. В. Ильичева

Рассмотрены основные положения концепции устойчивого развития страны путем анализа факторов социально-политической и экономической устойчивости регионов. На примере Тамбовской области показано влияние цифровизации на социально-экономическое состояние региона. Рассмотрены практические аспекты цифровизации государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы региона.

Ключевые слова: устойчивое развитие, социально-политическая устойчивость, цифровая экономика, цифровизация, инновации, агропромышленный комплекс.

Современное общество стремительно меняется под воздействием цифровых преобразующих технологий. Цифровизация как современный подход к развитию региона подразумевает не столько установку высокотехнологичного оборудования и внедрение программных комплексов, сколько фундаментальные изменения хозяйственных процессов, бизнес-моделей и управленческих инструментов. Коренная трансформация затрагивает политическую, экономическую и социальную сферы, задавая особую приоритетность теоретического изучения и практического внедрения концепции устойчивого развития страны и ее регионов на основе тотальной информатизации и цифровизации всех сфер жизни.

По утверждению ряда ученых, начиная с середины прошлого столетия мы живем в «Обществе риска», нацеленном на самоуничтожение [1-3]. Цепь экономических и политических кризисов начала XXI века, нарастающие экологические проблемы выдвигают на повестку дня вопросы поиска новых стратегий развития общества. В глобальном масштабе проблема получила первоначальную формализацию на Всемирной конференции ООН в июне 1992 года, на которой была предложена концепция «устойчивого развития цивилизации» (sustainable development of civilization), закрепленная декларацией по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Идеология концепции и конкретные цели, стоящие перед национальными государствами, были развиты в принятых за последние годы документах ООН: «Будущее, которого мы хотим» и «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Социальные, экономические и экологические приоритеты нашли отражение в 17 целях и 169 задачах, определенных для реализации правительствами стран-участниц ООН, не взирая на различия в их политическом устройстве и уровне экономического развития.

Несмотря на экологическую ориентированность перечисленных документов, ошибочно увязывать концепцию устойчивого развития только с состоянием окружающей среды, сбрасывая со счетов политические, социальные, экономические, территориальные и другие не менее важные аспекты. Устойчивое развитие представляет собой процесс преобразований, при котором оптимальное использование и воспроизводство природных ресурсов, грамотная эконо-

мическая стратегия, решения в области общественных отношений и социальная политика, научно-технический прогресс, институциональная организация тесно интегрированы и направлены на развитие потенциала общества, удовлетворение потребностей населения в настоящее время и в будущем.

Определяющими для обеспечения устойчивого развития страны, роста экономики, увеличения ВВП являются вопросы экономической самостоятельности и устойчивого развития ее регионов. Почти треть российского населения проживает в аграрных областях. Аграрно-промышленный комплекс России остается одним из фундаментальных институтов ее исторической субъективности, главной общественно организующей и производственно-хозяйственной базой жизнедеятельности подавляющей части населения [4].

За последние годы был принят ряд важнейших стратегических документов, непосредственно влияющих на устойчивое развитие страны в целом и ее аграрных регионов в частности:

• О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации -предусматривает ускоренное развитие и модернизацию агропромышленного комплекса, пищевой промышленности, инфраструктурной составляющей внутреннего рынка.

• Доктрина продовольственной безопасности Российской' Федерации -служит предотвращению технологических рисков, являющихся следствием отставания отечественной производственной базы АПК от развитых стран в уровне технологического развития.

• Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. - способствует повышению конкурентоспособности российской продукции сельского хозяйства на внешнем и внутреннем рынках.

• Подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. - способствует увеличению масштабов развития сельского хозяйства на основе инноваций, стимулированию инновационной активности сельхозтоваропроизводителей.

• Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» - предусматривает повышение качества жизни населения, рост экономики и обеспечение национального суверенитета, укрепление конкурентоспособности страны.

• Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг. -нацелена на формирование цифровой инфраструктуры мирового уровня способной обеспечить конкурентоспособность отечественных компаний и отраслей, а также стимулирование массового использования цифровых технологий государственными организациями, бизнес-кругами и широкими слоями населения.

Несмотря на то, что современная наука до сих пор не выделила особых подходов к оценке социально-политической и экономической устойчивости сельскохозяйственных регионов, российские и зарубежные исследователи поддерживают мнение, что по своей сути устойчивое развитие представляет собой альтернативу негативным процессам, приведшим к снижению объемов произ-

водства продукции АПК, ухудшению финансово-экономического положения сельхозтоваропроизводителей, фактическому уничтожению социальной сферы на селе [5]. При этом сама роль АПК в обществе (удовлетворение жизненно-первостепенной потребности - обеспечение продовольствием) обуславливает важность достижения социально-политической устойчивости аграрных регионов и определяет специфические факторы ее достижения.

Устойчивое региональное развитие обеспечивается совокупностью экономических, общественно-политических, социальных, природно-экологических факторов, приводящих к увеличению потенциала региона в целях удовлетворения потребностей граждан и повышения его благосостояния.

Ряд исследователей отмечают, что специфика аграрных регионов позволяет также выделить три группы факторов по возможности воздействия на них:

• не поддающиеся внешнему воздействию - природно-климатические (обеспеченность землей, регулярность осадков, длина вегетационного периода и т.п.);

• частично регулируемые - природно-экономические (плодородие, тип земельных угодий, экологические активы и т.п.);

• полностью зависимые от проводимой региональной политики - экономические и социально-политические (материально-технические ресурсы, уровень инновационного развития, платежеспособность товаропроизводителей, функционирование продовольственного рынка, уровень конкурентоспособности предприятий, кадровые ресурсы и их квалификация, состояние социальной сферы и т.п.) [6].

Если факторы первых двух групп в той или иной мере необходимо принять как данность, то грамотное воздействие и регулирование факторов третьей группы позволяет влиять на социально-политическую устойчивость региона.

Таким образом, задача устойчивого развития аграрного региона в первую очередь предусматривает совершенствование организационно-экономического устройства, развитие материально-технической базы АПК, обеспечение инновационной составляющей аграрного производства, повышение конкурентоспособности предприятий региона, использование механизма государственно-частного партнерства, инвестиции в человеческий капитал и улучшение обеспеченности АПК квалифицированными кадрами, поддержание социального капитала.

В условиях постиндустриальной парадигмы ключевым условием перехода к устойчивому развитию является цифровизация, понимаемая как глобальное переустройство всех сфер общественной жизни на основе цифровых информационных технологий. В послании Федеральному Собранию 2018 г. президент РФ В.В. Путин указал на важность выполнения современной системной программы развития цифровой экономики, повсеместное внедрение цифровых технологий.

В настоящее время в реалиях информационного общества именно политика в области развития цифровых технологий является основой разработки и реализации общей социально-экономической политики региона, позволяет решать очерченный круг вопросов.

Переход к всеобъемлющей цифровизации Тамбовской области базируется на положениях Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года.

Тамбовская область является агропромышленным регионом. На 2016 год доля сельского хозяйства в структуре валового регионального продукта (ВРП) составляет 24,6 %. Более 41 % населения области проживает в сельской местности. Земельный фонд области составляет 3,4 млн гектар, из которых 2,7 млн (78,9 %) занимают сельскохозяйственные угодья.

Область уверенно занимает 1-е место в экологическом рейтинге регионов России, 5-е место в рейтинге инвестиционного риска (по версии агентства «Эксперт РА»), 7-е место в Национальном рейтинге уровня развития государственно-частного партнерства.

Регион характеризуется развитой системой образования (47 тыс. студентов проходят обучение по 300 специальностям и направлениям подготовки) и развитой научной базой (в области находится единственный в России наукоград в аграрной сфере - город Мичуринск).

Социально-экономическая политика Тамбовской области строится на основе всестороннего учета интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, с ориентацией на приоритеты импортовытеснения.

Основной целью развития региона, обозначенной в Стратегии социально-экономического развития области, является обеспечение лидерства в удовлетворении населения качеством жизни и окружающей среды, что непосредственно согласуется с концепцией устойчивого развития. Причем достижение цели декларируется на основе новой индустриализации, социальной модернизации и всесторонней цифровизации. С учетом реалий сегодняшнего развития общества именно цифровизация является базой экономических, политических и социальных преобразований в регионе. Она должна обеспечить прорыв в государственном управлении, новой индустриализации, менеджменте компаний, социальной сфере, организации жизненного пространства каждого человека.

Важнейшей предпосылкой обеспечения устойчивого развития региона выступает заинтересованность власти в реформировании системы вертикального управления, традиционной для России, и внедрение более гибких методик административно-политического управления. Цифровизация государственного управления в регионе должна привести к построению качественно новых административных схем, опирающихся на принципы горизонтального сетевого взаимодействия [7].

В Тамбовской области в настоящее время ведется разработка и освоение автоматизированной системы стратегического планирования региона, предусматривающей осуществление оперативного автоматизированного формирования и корректировки системы стратегических проектов и государственных программ, контроля выполнения проектов, анализа их экономической эффективности. Реализуется переход на электронную форму оказания государственных и муниципальных услуг. Важным элементом цифровизации госуправления является внедряемая в области система электронного межведомственного взаимо-

действия между органами государственной власти, муниципалитетами и гражданами.

В политической практике региона планируется широкое использование современных достижений в области информационных технологий. Процесс цифровизация открывает новые возможности для реализации принципов непосредственной демократии, закрепленных в Конституции РФ. С осени 2018 года ведется подготовка к реализации пилотного проекта на территории г. Мичуринска по созданию электронной площадки для организации открытых референдумов по различным вопросам жизнедеятельности наукограда. В условиях развития гласности и избирательной системы особенностью цифровизации демократического процесса является превращение электронных СМИ в одного из основных участников данного процесса. В Тамбовской области активным образом используются ресурсы интернет-технологий, электронных площадок, в том числе социальных сетей для выстраивания эффективного политико-коммуникативного взаимодействия власти и общества.

Проникновение услуг сотовой связи в самые отдаленные места области, увеличение доли смартфонов среди абонентов, развитие сетей передачи данных последнего поколения по технологии LTE, появление технологий «Интернета вещей», «Больших данных», «Умного сельского хозяйства», облачных, дополненной реальности, 3D печати, кибер-физические системы, программные комплексы CALS и бизнес-технологий создают материальную базу для революционного преобразования экономического уклада и социума.

В 2017 г. затраты на инновации в регионе составили 6,8 млрд рублей, почти 13 млрд рублей - объем отгруженной продукции, причем по сравнению с 2016 годом он вырос на 55 %.

Несмотря на то, что еще в 2015 году доля продукции компаний в сфере информационных технологий в общем объеме инновационных товаров, работ услуг составляла всего 0,18 %, успешная реализация в 2016 г. форсайт-проекта «Научно-техническая политика Тамбовской области и качество жизни» позволила сформировать системное видение цифрового развития региона с участием всех сторон общества. Полученные данные легли в основу конкретных мероприятий по цифровизации экономики региона и дали импульс дальнейшему росту качества жизни в Тамбовской области. Перспективной целью цифровизации экономики региона является стимулирование формирования в Тамбовской области высококонкурентной ИТ-отрасли промышленности с планируемой выручкой к 2035 г. на уровне 5-6 % ВРП.

С осени 2018 года в регионе началась реализация проекта создания инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ) «Мичуринская долина» с предполагаемыми инвестициями 35,3 млрд рублей (25,2 млрд рублей - частные инвестиции). В 2018-2019 годах будет реализована первая очередь проекта на площади 40 га и с привлечением 15 резидентов, на втором этапе добавится еще 200 га и число резидентов увеличится до 25, а до 2025 года площадь увеличится до 300 га, число резидентов - до 40, которые в итоге создадут более 2 тысяч рабочих мест. Целью создания ИНТЦ является организация эффективного трансфера инновационных технологий и оборудования путем размещения на территории центра системы действующих инновационных производств, которая в

реальных российских условиях позволяет агропромышленным товаропроизводителям оценить технологическую и экономическую эффективность инноваций и приобрести их с использованием предоставляемых центром сервисов [8].

Также в числе приоритетных проектов - создание цифровой технологической платформы агропромышленного комплекса, которую планируют запустить к середине 2019 года. Ее внедрение позволит радикально изменить бизнес-процессы в сельскохозяйственной отрасли региона за счет широкого внедрения новых бизнес-моделей взаимодействия предприятий «Платформа как сервис». Платформа ориентирована на оказание услуг малому и среднему бизнесу, широкому кругу физических лиц. Прообразом ожидаемого эффекта от применения новых 1Т-технологий можно считать первые результаты запущенной в регионе геоаналитической системы «АгроУправление», в рамках которой функционирует база данных по сельхозпроизводителям, полям пахотных земель и т.д.: посевные площади в регионе увеличились до 1,767 млн га - это наивысшее значение, которого удалось достичь с 1999 года.

В рамках программы цифровизации региона в 2018 году начаты работы по созданию регионального промышленного Интернета. К 2024 году предусмотрена интеграция его с системой мирового промышленного Интернета. Приоритетным направлением выступает стимулирование активного внедрения компьютерной маркетинговой промышленной сети, которая позволит каждому промышленному предприятию Тамбовской области организовать в Интернете систему электронных площадок поставщиков, дистрибьюторов, с использованием которых оно будет управлять маркетинговой и торговой деятельностью. На втором этапе (2020 - 2028 гг.) системы отдельных предприятий и связанных с ними площадок средних и малых предприятий объединятся в единую региональную сеть, связанную по множеству каналов с предприятиями-смежниками в других регионах страны и в зарубежных странах. На третьем этапе (2024 -2035 гг.) эта сеть дополнится Интернетом вещей (1оТ), превращаясь в полноценный промышленный Интернет. Главная выгода от таких внедрений - рост эффективности труда.

Таким образом реализация приоритетных проектов в области, направленных на цифровизацию экономических процессов в регионе, позволяет решать важнейшие задачи повышения устойчивости региона: развитие инновационного потенциала, укрепление материально-технической базы и повышение конкурентоспособности предприятий.

Факторы социального характера непосредственно влияют на обеспечение устойчивого развития через увеличение инвестиций в человеческий социальный капитал. Обмен знаниями и опытом между предприятиями региона приводит к приумножению данного специфического вида капитала.

В Тамбовской области этим задачам соответствует реализация следующего направления цифровизации региона - создание базы данных, включающей экономическую информацию о сельскохозяйственных товаропроизводителях, историю полей, данные о состоянии почвы и почвенных разностей, сельскохозяйственные зоны, данные о потреблении хозяйствами минеральных удобрений, топлива, материальных ресурсов, данные о продажах сельскохозяйственной продукции по видам, информацию об используемых основных средствах,

имеющейся технике и оборудовании. Поддержка развития телекоммуникационных технологий: онлайн-мониторинг сельскохозяйственной деятельности, распространение данных технологий среди субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере АПК позволит создать в Тамбовской области новые секторы экономики.

Знания - основа цифрового общества. Предприятия агропромышленного комплекса функционируют в условиях нехватки высококвалифицированных кадров [9]. Развитие человеческого капитала как важнейшего составляющего устойчивого развития региона невозможно без цифровизации образовательного процесса в регионе. Планируется три перекрывающих друг друга этапа. На первом этапе создается техническое обеспечение цифровизации: подключения к каждому образовательному учреждению, включая школы в небольших населенных пунктах, широкополосного Интернета, оснащение аудиторий компьютерами и обучающихся планшетами. На втором этапе -широкое внедрение электронных сервисов, средств видеоконференцсвязи, которые позволят увеличить долю онлайн (электронных) уроков и лекций квалифицированных специалистов и ученых до 30 % всех занятий. На третьем этапе - увеличение доли онлайн занятий до 80 %, применение в образовательном процессе ГИС-технологий и прототипирования. Также следует отметить, что на начало 2018 года в электронный формат переведено 93 % фондов государственных архивов, автоматизировано 85 % библиотек.

По цифровизации регионального здравоохранения Тамбовская область занимает лидирующие позиции в стране. 2017 год ознаменовался созданием медицинской информационной системы, содержащей электронные медицинские карты всех жителей региона, обеспечивающей в том числе дистанционную запись к специалистам и выдачу электронных листков нетрудоспособности. К защищенной сети передачи данных подключено 17 подразделений учреждений здравоохранения области, в том числе 12 - на селе, что позволяет проводить удаленное медицинское консультирование и мониторинг состояния здоровья сельчан.

Важной составляющей устойчивого развития региона является рациональное природопользование и экологическая безопасность. Цифровизация региона не только ведет к внедрению природосберегающих и биосферосовмести-мых технологий производства, но и позволяет решить важную политическую задачу - вовлечение социума в природоохранную систему. Первым шагом стало создание в Тамбовской области интернет-сайта по популяризации бережного обращения к природным ресурсам, необходимости вторичной переработки и раздельного сбора ТКО. Ведется работа по созданию автоматизированной системы мониторинга состояния окружающей среды и повышения эффективности экологического надзора, включающая мониторинг экологически опасных объектов с использованием систем стационарных датчиков и беспилотных летальных аппаратов, мониторинг состояния почвы, воздушной и водной среды, животного и растительного мира.

Переход к устойчивому развитию предполагает обеспечение безопасности в самом широком смысле: экологической безопасности, безопасности на транспорте, безопасности населения и т.д. В перечне работ по всесторонней

цифровизации в Тамбовской области предусмотрено создание аппаратно-программного комплекса «Безопасный регион», обеспечивающего мониторинг в режиме реального времени (онлайн-мониторинг), научное прогнозирование, своевременное предупреждение и успешную ликвидацию угроз и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия.

Ожидаемые эффекты в сфере обеспечения социально-политической и экономической устойчивости Тамбовского региона от перечисленных мер по тотальной цифровизации области включают в себя [8]:

• увеличение инновационной активности в АПК минимум на 1,5 %;

• привлечение 100 млрд рублей инвестиций в АПК региона за 5 лет;

• прирост добавленной стоимости АПК на 60 млрд рублей в год;

• создание не менее 10000 высокопроизводительных рабочих мест;

• подготовку и переобучение порядка 1000 специалистов инновационных производств в год;

• привлечение инвестиций в развитие городской инфраструктуры на базе концепции «Умный город»;

• приток не менее 50 тыс. туристов в год;

• рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Цифровизация, являясь основой социально-политической и экономической устойчивости региона, ведет к оптимизации процессов управления, совершенствованию и повышению прозрачности политических процессов, увеличению результативности и конкурентоспособности во всех отраслях экономики, обеспечивает создание высокопроизводительных рабочих мест, способствует развитию социальной инфраструктуры и сохранению окружающей среды. В аграрных регионах формируется новый технологический стандарт работы, соответствующий критериям постиндустриального общества. «Умные» технологии кардинально меняют возможности и условия хозяйствования и жизни, что предоставляет шанс сохранения сельских сообществ, улучшает демографическую ситуацию. Будущее аграрных регионов - это устойчивое развитие, высокое качество жизни населения на основе постоянного технологического прогресса, всеобъемлющей цифровизации.

Список литературы

1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 383 с.

2. Луман Н. Общество как социальная система. М.: Логос, 2004. 323 с.

3. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004. 120 с.

4. Россия в XXI веке: Политика. Экономика. Культура: учебник для студентов вузов / под ред. Л.Е. Ильичевой, В.С. Комаровского. М.: Аспект Пресс. 2016. 496 с.

5. Полухина М.Г. Ключевые элементы устойчивого развития сельских территорий: теоретический обзор. // Вестник сельского развития и социальной политики. 2018. № 2. С. 15-21.

6. Коков А.А., Такаева Х.Х., Ежиев Х.Б. Основные предпосылки и факторы устойчивого развития агропромышленного комплекса. // Вопросы экономики и права. 2012. № 12. С. 116-120.

7. Малышева Г.А. О социально-политических вызовах и рисках цифро-визации российского общества. // Власть. 2018. № 1. С. 40-46.

8. Никитин А.В., Огнивцев С.Б. Стратегия развития инновационного научно-технологического центра агропромышленного комплекса. // Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 3. С. 55-60.

9. Меньщикова В.И., Саяпин А.В., Лысов П.В. Социально-экономическое пространство Тамбовской области: специфика и тенденции развития. // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №10. С 97-105.

Горлов Константин Николаевич, соискатель, [email protected], Россия, Москва, Институт социально-политических исследований Российской академии наук,

Ильичева Мария Валерьяновна, соискатель, [email protected], Россия, Москва, Институт социально-политических исследований Российской академии наук

DIGITAL TRANSFORMATION AS THE BASIS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE

REGION:

SOCIAL, POLITICAL AND ECONOMIC ASPECTS

K. N. Gorlov, M. V. Ilicheva

The article deals with the basic statements of the conceptual idea of the country's steady development in terms of the evaluation of the factors of social-political and economic stability within agrarian regions. By means of the example of Tambov region the influence of digital transformation over the social-economic picture of the region is featured. The issues of the digitization of central and local government, economics and social sector of the region are analysed.

Key words: sustainable development, social-political hardiness, digital economics, digitization, innovations, agro-industry.

Gorlov Konstantin Nikolayevich, applicant, [email protected], Russia, Moscow, Institute of Social and Political Studies of the Russian Academy of Sciences,

Ilicheva Mariiya Valerianovna, applicant, [email protected], _ Russia, Moscow, Institute of Social and Political Studies of the Russian Academy of Sciences

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.